Методика логопедической работы с учащимися с онр. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методика логопедической работы с учащимися с онр.

2022-12-20 23
Методика логопедической работы с учащимися с онр. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I этап - Развитие фонетико-фонематической стороны речи подразделяется на два периода: 1 - формирование фонематических процессов; 2 - устранение дефектов звукопроизношения. Задачи: 1. Нормализация звуковой стороны речи 2. Активизация словаря 3. Первоначальная отработка ум. и навыков связной речи. II этап - развитие лексико-грамматической стороны речи.  Задачи: 1. Уточнение лексических значений слов 2. Обогащение словаря за счет умений словообразования и словоизменения 3. Совершенствование грамматического оформления речи III этап - развитие связной речи. Задачи: 1. Разв. умение планировать собственное высказывание 2. Умение определять содержание своего высказывания (описание, рассказ по серии картинок) 3. Формир. связных высказываний по типу рассуждений 4. Работа над предложением При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения. Коррекция ОНР III уровня рассчитана на 2 года обучения. Сроки коррекции зависят от степени речевого развития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по чтению и письму. В структуру занятия может входить:- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; - формирование фонематических процессов; - работа со словами, звукослоговой анализ слов; - работа над предложением; - обогащение и активизация словарного запаса. Работа предусматривает коррекцию познавательных процессов, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы.

 

21. Логопед. помощь при моторной и сенсорной алалии.Моторная алалия. 1 й этап – формирование психологических предпосылок речевой деятельности, преодолению речевого негативизма, развитию общей и речевой моторики, формированию игровой деятельности, коррекции зрительного, слухового, тактильного восприятия, развитию умений, направленных на восприятие, осмысление и понимание речевого общения. 2й этап - формирование у детей первоначальных речевых умений в ситуациях диалогического общения. Работа проводится в трёх направлениях: -обогащение словаря и преодоление парафазии (неправильное употребление отдельных слов - замены); -формирование фразы и включение её в связную речь; -формирование звукопроизношения. этап - формирование высказывания: формирование словообразования; развитие фразовой речи, обогащение словаря.4 й этап - формирование коммуникативных умений и навыков связной речи. От диалога в межличностном общении постепенно переходят к монологической речи, опираясь на интерес ребенка к окружающему. При Сенсорной алалии основной задачей является развитие понимания обращенной речи и формирование коммуникативных навыков и умений. 1й (подготовительный) этап - формирование неречевых психических процессов. Развитие зрительного и тактильного восприятия, произвольного внимания, память, мышление, слухового восприятия, речеслухового внимания, понимания речи в конкретной ситуации. 2й этап - развитие навыков понимания речи вне конкретной ситуации. Развивают слуховую память, способность узнавать слова по их звуковой форме. Формируют умение соотносить слова с обозначаемыми ими предметами и действиями. 3й этапе формируют коммуникативные умения и навыки. Развивают фонематический анализ и синтез, фонематические и фонетические операции, одновременно развивая семантическую и лексико-грамматическую сторону речи. На всех этапах работы опираются на зрительный анализатор. Работа логопеда + работа врача (специфического лечения, нормализующего деятельность ЦНС: стимулирующего созревание клеток коры головного мозга). Работа начин. со строгой организации звукового и речевого режима реб-ка. Предоставляют часы и дни отдыха, спокойствия, ограждают от излишнего общения с окружающими. Из обихода исключ. звуковые аппараты. Создается щадящий звуковой режим, ограничивается поступление речевых и неречевых сигналов.

 

22. Специфика организации логопедической помощи при нарушении слуха. У слабослышащих следующие формы речевой патологии: заикание, нарушение темпа речи, ринолалии. оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, нарушения голоса, алалия, ранняя детская афазия. Фонетико-фонематические нарушения и нарушения лексического и грамматического строя речи. Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи замедленный. Специфика работы со слабослышащими детьми представлена такими разделами как: 1) развитие слухового восприятия на основе остаточного слуха; 2) формирование умения чтения с губ на основе остаточного слуха. В основе данной работы лежат механизмы компенсации, обеспечивающие опору на сохранные звенья: остаточный слух, ритмику слова, зрительный образ движений губ, смысловые подсказки.

23. Специфика организации логопедической помощи при НЗ. Коррекционно-педагогическая работы с детьми, 1 уровень, работа по совершенствованию фонетической стороны речи. Проводятся упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания. Исправление звукопроизношения. Необходимо включить тактильную чувствительность. Материал подбирается с учётом зрительных нагрузок, уровнем речевого и общего развития детей. Коррекция лексико-грамматического строя речи. Расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря. Формирование предложно-падежных конструкций - необходимо обогатить опыт детей. Развитие связной речи. На подготовительном этапе логопед с детьми рассматривает все детали картинки, сюжета (при пересказывании), наводящими вопросами подводит к установлению логических связей, в различных упражнениях и играх даёт возможность попрактиковаться в составлении предложений по тексту. На следующем занятии, дети пересказывают, составляют рассказы. Обучение грамоте. Обучение грамоте проводится по системе Брайля. При планировании логопедической работы с детьми, имеющими второй уровень сформированности речи, особое внимание обращается на словарную работу, развитие фонематического анализа и синтеза. При реализации плана по обучению детей с третьим и четвертым уровнями сформированности речи в коррекционную работу вводят элементы, направленные на коррекцию предметно-практической, игровой и познавательной деятельности. Совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Формирование представлений и реальных знаний детей об окружающем мире. Учитывая особенности слепых и слабовидящих детей этих групп, основное внимание обращают на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, формирование обобщаю­щих понятий, грамматического строя и связной речи.

24.Специфика организации логопедической помощи при нарушениях ОДА (ДЦП). Логопедическая работа проводится поэтапно еще в доречевой период. 1-й ЭТАП -подготовительный - подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, воспитание потребности в речи, коррекция голоса и дыхания, обогащение словаря. 2 ЭТАП - формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Организация ЛР: 1 Максимально раннее начало коррекционного воздействия. 2.Комплексный характер: логопедическая работа, логоритмика, физиотерапия, ЛФК, медикаментозное лечение. 3. Выбор положения ребенка, при которых влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимальным - «рефлекс запрещающих позиций». Подбираются совместно с невропатологом. 4.Общее расслабление, массаж и гимнастика артикуляционной мускулатуры. 5.Для развития речевого дыхания рекомендуются различные упражнения на дутье. 6.Развитие фонематического анализа и синтеза. 6.Включается работа над фонетикой, лексикой и грамматикой в сочетании с предметно-практической деятельностью. Специфика ЛР: М етодические рекомендации: Если ребенок сидит, обратить внимание на положение его головы: она должна находиться по средней линии, не опускаться на грудь, не поворачиваться в сторону и не откидываться назад. При проведении занятий важно, чтобы зеркало и лицо логопеда находилось на уровне глаз ребенка. Спецификой работы по развитию лексики 1 Сочетание с коррекцией восприятия и представлений. 2.Опора на расширение знаний об окружающем, особенно усвоению глаголов. Опора на расширение практического и чувственного опыта ребенка, формирование предметно-действенного общения со взрослым. Работа по формированию словаря производится поэтапно. На 1 этапе - первичное ознакомление детей с предметами, их изображениями и действиями с ними. На 2 этапе - углубленное ознакомление с предметами, их качествами и свойствами. На 3 этапе работы занятия усложняются за счет увеличения набора выделяемых качеств и свойств предметов. На 4 этапе работы формируются обобщения и понятия. У детей развиваются видовые и родовые обобщения на основе освоения слова, выделяющего существенные признаки предметов.

 

25.Специфика организации логопедической помощи при РДА. Работа по развитию речи начинается как можно в более раннем возрасте и проводиться с учетом варианта речевого развития детей с РДА. 4 варианта: 1) вариант Полная отрешенность от происходящего(отсутствие соц. активности). Особенность мутизм. Особ. разв. речи: ускоренное речечвое развитие, первые слова в 8- 12 мес. К 2,5 годам регресс речи. Задача: активизация речи, преодоление мутизма. Взрослый должен четко артиклировать слова. Не дожидаясь формирования у мутичного ребенка звуковой речи, следует приступить к обучению его чтению и письму. 2)Для 2варианта: Активное отвержение (повышенная избирательность в общении). Стереотипии, страхи. Замедленное развитие речи. Первые слова от 2 мес до 3 лет. Стойкие нарушения звукопроизношения, аграмматизмы. Речевая активность у них низкая, побуждений к речи не возникает. Приемы: Эмоционально тонизирующие игры с включением речи. Звукоподражания, эхолалии. Ребенок повторяет услышанную фразу или слово. Постоянное сопровождение действия развёрнутой фразой. Реч-я активность стимулируется знакомыми стихами и песнями, любимыми сказками. Использовать те объекты, к которым ребенок более привязан. Формирование диалогической речи легче осуществляется посредством чтения текста3) 3вариант. Захваченность аутистическими интересами (уход от мира). Стереотипии, повыш. Конфликтность. Первые фразы в 10-12 мес. (отражение речи взрослых, хорошая механическая память). Словотворчество. Недоговаривание слов, замена звуков. Часто большой словарный запас. Когда же приходится строить гибкое речевое взаимодействие, поддержать диалог, они замолкают или отвечают односложно. Работа по формированию диалога начинается с: Внимательно выслушать монолог ребенка. Взросл-й начинает задавать вопросы, уточнять подробности, предлагать свои варианты объяснений происходящего. Ребенку предлагается продолжить сочинение начатой взрослым сказки или игры. 4) 4 вариант Чрезвычайная трудность организации общения (неконтактность) Ранее развитие приближено к норме. К 2,5 годам регресс речи. Реч. развитие приостанавливается до 5-6 лет. Фразовая речь практически исчезает. Эхолалии. Нарушение звукопроизношения. Замедленность речи. Стремленеи к самостоятельной речи сохраняется. Стимулировать речь ребенка на основе сопровождающей речи. Приемы: активизировать речь ребенка в процессе игры, на основе интереса - похвалить, подчеркнуть убедительность его аргументов, поддержать.

26. Специфика организации логопедической помощи учащимся с трудностями в обучении. Работа по коррекции речи: 1 Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). 2.Взаимосвязь логопедической работы с программой обучения. 3.ЛР на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической). 4.Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям. 5.Логопедическая работа сочетается с задачами формирования учебной деятельности: включение в каждое занятие упражнений с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей, мотивации к учению. 6.Максимальное использование различных анализаторов В подготовительный период восполняются пробелы в формировании психофизических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, проводится работа по развитию общей, ручной, речевой моторики, развитию слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти, ритма, формированию произносительных умений и навыков. Работа над связной речью: 1) пересказ по готовому образцу; 2) составление плана рассказа при помощи картинок; 3) составление рассказов, по опорным словам, иллюстрируемым картинкой; 4) составление рассказа по серии картинок; 5) составление рассказа по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности.

27. Современный подход к организации логопедической помощи в условиях интегрированного обучения и воспитания. Интегрированное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе. Преимущества: Приспособление к коллективу, общение со здоровыми сверстниками; среда стимулирует к лучшей работе; здоровые дети влияют на больных, помогая им; школы находятся вблизи от места жительства больного ребенка, он не теряет контакта с микросоциумом. Инклюзивное образование - совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Основные задачи логопедической работы: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательной программы, просветительская работа с учителями и родителями по вопросам нарушений речи и их коррекции у детей. Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4–5 человек, как правило, во внеурочное время. Периодичность занятий определяется с учетом тяжести речевого нарушения. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального – 20 минут. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями. Дети с нарушениями речи могут получать логопедическую помощь в системе здравоохранения, где функционируют логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтах и т. п., детские санатории.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.