Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-12-20 | 41 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Прочитайте детям текст без первого предложения.
Я [Луговской] только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.
Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел... Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.
- Можно ли сказать, кто шел и кто бежал у самой ноги человека до самой телефонной станции? Кто бы это мог быть?
- Почему сложно было догадаться?
- А какие слова встречаются чаще всего? (Я, он.) Это слова какой части речи? Правильно, это местоимение. Действительно, сегодня мы будем говорить о местоимении. Сформулируйте тему урока. Давайте запишем тему урока: «Местоимение как часть речи».
- Что необычного в теме текста? Учащиеся назовут разные предметы, но о кленовом листочке никто не догадается, появляется необходимость прочитать первое предложение. Анализ употребления слов он, я дает возможность сделать вывод: местоимение –часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
На этом уроке учащиеся узнают, что местоимения-это большой класс разнообразных слов, которые по значению и грамматическим особенностям делятся на несколько разрядов. Прочитаем перечень разрядов местоимений; эти сведения не заучиваются, но используются при выполнении упражнений.
Отметим, что местоимения, указывающие на предметы, обладают некоторыми признаками существительных: могут изменяться по родам (он, она, оно), относиться к предметам одушевленным (кто) и неодушевленным(что), изменяться по падежам. Далее знакомим учеников с местоимениями, указывающими на признак (мой, ваш, свой, такой, каждый, другой, какой-нибудь), которые обладают признаками имен прилагательных (изменяются по падежам, родам и числам, согласуются с существительными). Местоимений, указывающий на количество немного: сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, нисколько. Они изменяются только по падежам.
|
Называем начальную форму местоимений-именительный падеж единственного числа. Определяем синтаксическую роль местоимений. Наблюдаем, как используются местоимения, как средство связи предложений в тексте.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Материал для наблюдений позволяет установить, что личные местоимения я, ты, он указывают на лица-участников речи: говорящего, собеседника и того, о ком говорят (или то, о чем говорят). Разъясняем, что местоимения мы и вы указывают на говорящего и его собеседника вместе с другими лицами (Мы вышли на крыльцо). Местоимение Вы может указывать и на одно лицо-это форма вежливости (Елена Ивановна, Вы не устали?). Кроме того, местоимения ты и вы могут обозначать не конкретного человека, а любое лицо. Ученики, склоняя личные местоимения, видят, что в косвенных падежах иногда меняется все слово, иногда в корне происходит чередование, но во всех случаях перед нами формы одного слова. Учащиеся наблюдают, что предлоги перед, над (как и с, к, об), стоящие перед формами косвенных падежей местоимения я, употребляются с о (передо мной, надо мной). Учащиеся усваивают норму норму употреблений местоимений 3-го лица после предлогов. Местоимение он (она, оно), они после предлогов имеют в начале буквы н (с ним, без нее)
Усвоение значения, морфологических признаков, синтаксической роли-таков порядок рассмотрения местоимений любого разряда. Выбирая из текста личные местоимения, дети учатся морфологическому разбору местоимений, делают вывод: для обозначения одного и того же лица могут быть использованы разные личные местоимения. На этом уроке дети понимают важнейшую функцию личных местоимений: служить средством связи предложений в тексте (они заменяют существительные, тем самым устраняется недочет, состоящий в неоправданном повторе одного и того же слова).
|
Выполняя задания, учимся предупреждать ошибки, когда существительные типа группа, молодежь, класс заменяются местоимением они, а не правильным она, он.
Второй урок посвящен совершенствованию навыков употребления личных местоимений в речи, предупреждению ошибок, возникающих при наличии в предложении нескольких существительных одного рода и числа, с каждым из которых может быть соотнесено местоимение 3-го лица. Этим целям служит редактирование деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью. При этом используются личные местоимения в косвенных падежах. Также прводится работа по речевому этикету: усваиваются формы вежливости при употреблении местоимения ты, Вы в значении формы вежливости («Вы, Валентина Петровна, такие строгие», вместоВы, Валентина Петровна, такая строгая)
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Особенность местоимений этого разряда состоит в том, что они соотносятся с личными местоимениями (обозначают принадлежность к тому или иному лицу), а также с притяжательными прилагательными. Только притяжательное местоимение свой стоит особняком. Задание в учебнике позволит разобраться в соотнесенности притяжательных местоимений с личными.
Следующий этап работы связан с предупреждением ошибок при употреблении местоимения «их» вместо не соответствующей норме слова «ихний». Проводится работа по усвоению особенностей значения и специфики употребления в речи местоимения «свой», при этом оно сопоставляется с другими с другими притяжательными местоимениями (его, ее, их).
Ошибки в употреблении этого местоимения связаны с тем, что оно соотносится со всеми тремя лицами, поэтому при наличии в предложении нескольких существительных или других местоимений необходимо контролировать себя: местоимение свой соотносится с производителем действия, только в этом случае не возникает двусмысленности.
К этому разряду принадлежат местоимения:
· мой
· твой
· наш
· ваш
· свой
· его
· её
· их
|
Отличаем их от притяжательных прилагательных, которые непосредственно обозначают принадлежность чего-либо конкретному лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
· рыбак — рыбачий поселок;
· сестрица — сестрицыно пальто;
· волк — волчье логово.
Чтобы понять, в чем заключается их отличие от других местоимений, указывающих на признак предмета (иной, какой-то, чей-либо и пр.), важно определить, что притяжательные местоимения соотносятся с каким-то лицом и указывают на принадлежность ему предмета или свойства:
· я — мой портфель;
· ты — твой дом;
· вы — ваш заказ;
· он — его сила;
· она — её бережливость;
· они — их радость.
Местоимение «мой» указывает, что предмет принадлежит самому рассказчику. «Мой» значит «такой, который принадлежит мне».
Мой товарищ не оставил меня в беде.
Местоимение «твой» указывает на то, что предмет принадлежит собеседнику. «Твой» — это такой, который принадлежит тебе.Твой вопрос вызвал живой интерес.
«Наш», «ваш» указывают на принадлежность предмета многим лицам или предметам. Местоимение «наш» обозначает, что предмет принадлежит нам, а «ваш» — вам.
Сегодня наш дом полон гостей. Ваш телефон почему-то молчит.
Местоимение «свой» указывает принадлежность предмета говорящему, или его собеседнику, или третьему лицу, которые являются в предложении подлежащим.
Я давно выбрал свой путь в науку (Я…свой).
Ты вызываешь уважение у всех своей справедливостью (Ты…своей).
Приятель Федор — желанный гость со своей гитарой (Он…своей).
Таким образом, притяжательное местоимение «свой» указывает, в первую очередь, на принадлежность предмета действующему лицу. Но оно может относиться ко всем трем лицам и изменяться по числам:
· я несу свой рюкзак (принадлежащий мне);
· он несет свой рюкзак (принадлежащий ему);
· мы несем свои рюкзаки (принадлежащие нам).
Местоимение «свой» соотносительно с возвратным местоимением «себя».
NB! Некоторые формы личных местоимений (например, формы родительного падежа личного местоимения третьего лица его, ее, их) могут употребляться для обозначения принадлежности, то есть выступать в роли притяжательных местоимений.
|
ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
Спросим у детей, почему так называется местоимение, что значат слова возвратный, возвращение, возврат, возвратить? Каково значение приставки воз-?
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
Изучение нового материала начинается с выяснения значения слова неопределенный (по словарю Ожегова): 1) точно не установленный 2) не вполне отчетливый, уклончивый
Говорим о том, что местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества называются неопределенными, знакомимся с изменением неопределенных местоимений.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
Изучение отрицательных местоимений происходит на смысловой основе и раскрывается только в контексте. Опираясь на возможность контрастного противопоставления отрицательных местоимений вопросительным, можно предложить ученикам дать отрицательные ответы на вопросы. Например:
-Кто тебе пишет письма? Мне никто не пишет писем.
-Что тебя расстраивает? Меня ничто не расстраивает.
У кого ты спросил совета? Я ни у кого не спросил совета.
Группа отрицательных местоимений с НЕ менее употребительна. Чтобы учащиеся поняли этот тип отрицательных местоимений, нужно воспользоваться приемом сопоставления предложений с вопросительными и отрицательными местоимениями. Учащимся предлагаются ряд вопросов, на которые они должны дать отрицательные ответы.
С кем поговорить? Не с кем поговорить.
Чем успокоить боль? Нечем успокоить боль.
С кого спросить? Спросить не с кого.
Важно разъяснить, что нередко в аналогичных построениях НЕ употребляют непосредственно при глаголе и тогда отрицательное местоимение пишется с приставкой НИ-
Чем успокоить боль?- Ничем не успокоить боль.
С кого спросишь?- Ни с кого ни спросишь.
Разъяснив семантические оттенки можно перейти к правописанию. Для этого записываются в два столбика предложения.
Никто не приходит.- Некому приходить.
Ничто не удивляет.-Нечему удивляться.
Дети делают вывод: 1) местоимения с НИ употребляются в предложении с отрицательным сказуемым; ударение в этих местоимениях на приставку не падает.
2) местоимения с НЕ используются в предложениях, где сказуемое выражено неопределенной формой глагола без отрицания, в этом случае ударение падает на приставку.
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
Работая над этим разрядом сопоставляем указательные местоимения с другими частями речи. Анализируя синтаксическую роль, отметим, что кроме способности выступать в качестве второстепенных членов предложения, указательные местоимения служат для связи частей сложноподчиненного предложения, а также и предложений в тексте.
Домашнее задание. Можно предложить детям закончить пословицы, которыми так бедна речь школьников.
|
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Прочитайте детям текст без первого предложения.
Я [Луговской] только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.
Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел... Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.
- Можно ли сказать, кто шел и кто бежал у самой ноги человека до самой телефонной станции? Кто бы это мог быть?
- Почему сложно было догадаться?
- А какие слова встречаются чаще всего? (Я, он.) Это слова какой части речи? Правильно, это местоимение. Действительно, сегодня мы будем говорить о местоимении. Сформулируйте тему урока. Давайте запишем тему урока: «Местоимение как часть речи».
- Что необычного в теме текста? Учащиеся назовут разные предметы, но о кленовом листочке никто не догадается, появляется необходимость прочитать первое предложение. Анализ употребления слов он, я дает возможность сделать вывод: местоимение –часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
На этом уроке учащиеся узнают, что местоимения-это большой класс разнообразных слов, которые по значению и грамматическим особенностям делятся на несколько разрядов. Прочитаем перечень разрядов местоимений; эти сведения не заучиваются, но используются при выполнении упражнений.
Отметим, что местоимения, указывающие на предметы, обладают некоторыми признаками существительных: могут изменяться по родам (он, она, оно), относиться к предметам одушевленным (кто) и неодушевленным(что), изменяться по падежам. Далее знакомим учеников с местоимениями, указывающими на признак (мой, ваш, свой, такой, каждый, другой, какой-нибудь), которые обладают признаками имен прилагательных (изменяются по падежам, родам и числам, согласуются с существительными). Местоимений, указывающий на количество немного: сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, нисколько. Они изменяются только по падежам.
Называем начальную форму местоимений-именительный падеж единственного числа. Определяем синтаксическую роль местоимений. Наблюдаем, как используются местоимения, как средство связи предложений в тексте.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Материал для наблюдений позволяет установить, что личные местоимения я, ты, он указывают на лица-участников речи: говорящего, собеседника и того, о ком говорят (или то, о чем говорят). Разъясняем, что местоимения мы и вы указывают на говорящего и его собеседника вместе с другими лицами (Мы вышли на крыльцо). Местоимение Вы может указывать и на одно лицо-это форма вежливости (Елена Ивановна, Вы не устали?). Кроме того, местоимения ты и вы могут обозначать не конкретного человека, а любое лицо. Ученики, склоняя личные местоимения, видят, что в косвенных падежах иногда меняется все слово, иногда в корне происходит чередование, но во всех случаях перед нами формы одного слова. Учащиеся наблюдают, что предлоги перед, над (как и с, к, об), стоящие перед формами косвенных падежей местоимения я, употребляются с о (передо мной, надо мной). Учащиеся усваивают норму норму употреблений местоимений 3-го лица после предлогов. Местоимение он (она, оно), они после предлогов имеют в начале буквы н (с ним, без нее)
Усвоение значения, морфологических признаков, синтаксической роли-таков порядок рассмотрения местоимений любого разряда. Выбирая из текста личные местоимения, дети учатся морфологическому разбору местоимений, делают вывод: для обозначения одного и того же лица могут быть использованы разные личные местоимения. На этом уроке дети понимают важнейшую функцию личных местоимений: служить средством связи предложений в тексте (они заменяют существительные, тем самым устраняется недочет, состоящий в неоправданном повторе одного и того же слова).
Выполняя задания, учимся предупреждать ошибки, когда существительные типа группа, молодежь, класс заменяются местоимением они, а не правильным она, он.
Второй урок посвящен совершенствованию навыков употребления личных местоимений в речи, предупреждению ошибок, возникающих при наличии в предложении нескольких существительных одного рода и числа, с каждым из которых может быть соотнесено местоимение 3-го лица. Этим целям служит редактирование деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью. При этом используются личные местоимения в косвенных падежах. Также прводится работа по речевому этикету: усваиваются формы вежливости при употреблении местоимения ты, Вы в значении формы вежливости («Вы, Валентина Петровна, такие строгие», вместоВы, Валентина Петровна, такая строгая)
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Особенность местоимений этого разряда состоит в том, что они соотносятся с личными местоимениями (обозначают принадлежность к тому или иному лицу), а также с притяжательными прилагательными. Только притяжательное местоимение свой стоит особняком. Задание в учебнике позволит разобраться в соотнесенности притяжательных местоимений с личными.
Следующий этап работы связан с предупреждением ошибок при употреблении местоимения «их» вместо не соответствующей норме слова «ихний». Проводится работа по усвоению особенностей значения и специфики употребления в речи местоимения «свой», при этом оно сопоставляется с другими с другими притяжательными местоимениями (его, ее, их).
Ошибки в употреблении этого местоимения связаны с тем, что оно соотносится со всеми тремя лицами, поэтому при наличии в предложении нескольких существительных или других местоимений необходимо контролировать себя: местоимение свой соотносится с производителем действия, только в этом случае не возникает двусмысленности.
К этому разряду принадлежат местоимения:
· мой
· твой
· наш
· ваш
· свой
· его
· её
· их
Отличаем их от притяжательных прилагательных, которые непосредственно обозначают принадлежность чего-либо конкретному лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
· рыбак — рыбачий поселок;
· сестрица — сестрицыно пальто;
· волк — волчье логово.
Чтобы понять, в чем заключается их отличие от других местоимений, указывающих на признак предмета (иной, какой-то, чей-либо и пр.), важно определить, что притяжательные местоимения соотносятся с каким-то лицом и указывают на принадлежность ему предмета или свойства:
· я — мой портфель;
· ты — твой дом;
· вы — ваш заказ;
· он — его сила;
· она — её бережливость;
· они — их радость.
Местоимение «мой» указывает, что предмет принадлежит самому рассказчику. «Мой» значит «такой, который принадлежит мне».
Мой товарищ не оставил меня в беде.
Местоимение «твой» указывает на то, что предмет принадлежит собеседнику. «Твой» — это такой, который принадлежит тебе.Твой вопрос вызвал живой интерес.
«Наш», «ваш» указывают на принадлежность предмета многим лицам или предметам. Местоимение «наш» обозначает, что предмет принадлежит нам, а «ваш» — вам.
Сегодня наш дом полон гостей. Ваш телефон почему-то молчит.
Местоимение «свой» указывает принадлежность предмета говорящему, или его собеседнику, или третьему лицу, которые являются в предложении подлежащим.
Я давно выбрал свой путь в науку (Я…свой).
Ты вызываешь уважение у всех своей справедливостью (Ты…своей).
Приятель Федор — желанный гость со своей гитарой (Он…своей).
Таким образом, притяжательное местоимение «свой» указывает, в первую очередь, на принадлежность предмета действующему лицу. Но оно может относиться ко всем трем лицам и изменяться по числам:
· я несу свой рюкзак (принадлежащий мне);
· он несет свой рюкзак (принадлежащий ему);
· мы несем свои рюкзаки (принадлежащие нам).
Местоимение «свой» соотносительно с возвратным местоимением «себя».
NB! Некоторые формы личных местоимений (например, формы родительного падежа личного местоимения третьего лица его, ее, их) могут употребляться для обозначения принадлежности, то есть выступать в роли притяжательных местоимений.
ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
Спросим у детей, почему так называется местоимение, что значат слова возвратный, возвращение, возврат, возвратить? Каково значение приставки воз-?
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
Изучение нового материала начинается с выяснения значения слова неопределенный (по словарю Ожегова): 1) точно не установленный 2) не вполне отчетливый, уклончивый
Говорим о том, что местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества называются неопределенными, знакомимся с изменением неопределенных местоимений.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
Изучение отрицательных местоимений происходит на смысловой основе и раскрывается только в контексте. Опираясь на возможность контрастного противопоставления отрицательных местоимений вопросительным, можно предложить ученикам дать отрицательные ответы на вопросы. Например:
-Кто тебе пишет письма? Мне никто не пишет писем.
-Что тебя расстраивает? Меня ничто не расстраивает.
У кого ты спросил совета? Я ни у кого не спросил совета.
Группа отрицательных местоимений с НЕ менее употребительна. Чтобы учащиеся поняли этот тип отрицательных местоимений, нужно воспользоваться приемом сопоставления предложений с вопросительными и отрицательными местоимениями. Учащимся предлагаются ряд вопросов, на которые они должны дать отрицательные ответы.
С кем поговорить? Не с кем поговорить.
Чем успокоить боль? Нечем успокоить боль.
С кого спросить? Спросить не с кого.
Важно разъяснить, что нередко в аналогичных построениях НЕ употребляют непосредственно при глаголе и тогда отрицательное местоимение пишется с приставкой НИ-
Чем успокоить боль?- Ничем не успокоить боль.
С кого спросишь?- Ни с кого ни спросишь.
Разъяснив семантические оттенки можно перейти к правописанию. Для этого записываются в два столбика предложения.
Никто не приходит.- Некому приходить.
Ничто не удивляет.-Нечему удивляться.
Дети делают вывод: 1) местоимения с НИ употребляются в предложении с отрицательным сказуемым; ударение в этих местоимениях на приставку не падает.
2) местоимения с НЕ используются в предложениях, где сказуемое выражено неопределенной формой глагола без отрицания, в этом случае ударение падает на приставку.
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
Работая над этим разрядом сопоставляем указательные местоимения с другими частями речи. Анализируя синтаксическую роль, отметим, что кроме способности выступать в качестве второстепенных членов предложения, указательные местоимения служат для связи частей сложноподчиненного предложения, а также и предложений в тексте.
Домашнее задание. Можно предложить детям закончить пословицы, которыми так бедна речь школьников.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!