Местоимение как часть речи. Для учителя. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Местоимение как часть речи. Для учителя.

2022-12-20 41
Местоимение как часть речи. Для учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Прочитайте детям текст без первого предложения.

Я [Луговской] только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел... Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.

- Можно ли сказать, кто шел и кто бежал у самой ноги человека до самой телефонной станции? Кто бы это мог быть?

- Почему сложно было догадаться?

- А какие слова встречаются чаще всего? (Я, он.) Это слова какой части речи? Правильно, это местоимение. Действительно, сегодня мы будем говорить о местоимении. Сформулируйте тему урока. Давайте запишем тему урока: «Местоимение как часть речи».

- Что необычного в теме текста? Учащиеся назовут разные предметы, но о кленовом листочке никто не догадается, появляется необходимость прочитать первое предложение. Анализ употребления слов он, я дает возможность сделать вывод: местоимение –часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

На этом уроке учащиеся узнают, что местоимения-это большой класс разнообразных слов, которые по значению и грамматическим особенностям делятся на несколько разрядов. Прочитаем перечень разрядов местоимений; эти сведения не заучиваются, но используются при выполнении упражнений.

Отметим, что местоимения, указывающие на предметы, обладают некоторыми признаками существительных: могут изменяться по родам (он, она, оно), относиться к предметам одушевленным (кто) и неодушевленным(что), изменяться по падежам. Далее знакомим учеников с местоимениями, указывающими на признак (мой, ваш, свой, такой, каждый, другой, какой-нибудь), которые обладают признаками имен прилагательных (изменяются по падежам, родам и числам, согласуются с существительными). Местоимений, указывающий на количество немного: сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, нисколько. Они изменяются только по падежам.

Называем начальную форму местоимений-именительный падеж единственного числа. Определяем синтаксическую роль местоимений. Наблюдаем, как используются местоимения, как средство связи предложений в тексте.

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Материал для наблюдений позволяет установить, что личные местоимения я, ты, он указывают на лица-участников речи: говорящего, собеседника и того, о ком говорят (или то, о чем говорят). Разъясняем, что местоимения мы и вы указывают на говорящего и его собеседника вместе с другими лицами (Мы вышли на крыльцо). Местоимение Вы может указывать и на одно лицо-это форма вежливости (Елена Ивановна, Вы не устали?). Кроме того, местоимения ты и вы могут обозначать не конкретного человека, а любое лицо. Ученики, склоняя личные местоимения, видят, что в косвенных падежах иногда меняется все слово, иногда в корне происходит чередование, но во всех случаях перед нами формы одного слова. Учащиеся наблюдают, что предлоги перед, над (как и с, к, об), стоящие перед формами косвенных падежей местоимения я, употребляются с о (передо мной, надо мной). Учащиеся усваивают норму норму употреблений местоимений 3-го лица после предлогов. Местоимение он (она, оно), они после предлогов имеют в начале буквы н (с ним, без нее)

Усвоение значения, морфологических признаков, синтаксической роли-таков порядок рассмотрения местоимений любого разряда. Выбирая из текста личные местоимения, дети учатся морфологическому разбору местоимений, делают вывод: для обозначения одного и того же лица могут быть использованы разные личные местоимения. На этом уроке дети понимают важнейшую функцию личных местоимений: служить средством связи предложений в тексте (они заменяют существительные, тем самым устраняется недочет, состоящий в неоправданном повторе одного и того же слова).

Выполняя задания, учимся предупреждать ошибки, когда существительные типа группа, молодежь, класс заменяются местоимением они, а не правильным она, он.

Второй урок посвящен совершенствованию навыков употребления личных местоимений в речи, предупреждению ошибок, возникающих при наличии в предложении нескольких существительных одного рода и числа, с каждым из которых может быть соотнесено местоимение 3-го лица. Этим целям служит редактирование деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью. При этом используются личные местоимения в косвенных падежах. Также прводится работа по речевому этикету: усваиваются формы вежливости при употреблении местоимения ты, Вы в значении формы вежливости («Вы, Валентина Петровна, такие строгие», вместоВы, Валентина Петровна, такая строгая)

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Особенность местоимений этого разряда состоит в том, что они соотносятся с личными местоимениями (обозначают принадлежность к тому или иному лицу), а также с притяжательными прилагательными. Только притяжательное местоимение свой стоит особняком. Задание в учебнике позволит разобраться в соотнесенности притяжательных местоимений с личными.

Следующий этап работы связан с предупреждением ошибок при употреблении местоимения «их» вместо не соответствующей норме слова «ихний». Проводится работа по усвоению особенностей значения и специфики употребления в речи местоимения «свой», при этом оно сопоставляется с другими с другими притяжательными местоимениями (его, ее, их).

Ошибки в употреблении этого местоимения связаны с тем, что оно соотносится со всеми тремя лицами, поэтому при наличии в предложении нескольких существительных или других местоимений необходимо контролировать себя: местоимение свой соотносится с производителем действия, только в этом случае не возникает двусмысленности.

К этому разряду принадлежат местоимения:

· мой

· твой

· наш

· ваш

· свой

· его

· её

· их

Отличаем их от притяжательных прилагательных, которые непосредственно обозначают принадлежность чего-либо конкретному лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

· рыбак — рыбачий поселок;

· сестрица — сестрицыно пальто;

· волк — волчье логово.

Чтобы понять, в чем заключается их отличие от других местоимений, указывающих на признак предмета (иной, какой-то, чей-либо и пр.), важно определить, что притяжательные местоимения соотносятся с каким-то лицом и указывают на принадлежность ему предмета или свойства:

· я — мой портфель;

· ты — твой дом;

· вы — ваш заказ;

· он — его сила;

· она — её бережливость;

· они — их радость.

Местоимение «мой» указывает, что предмет принадлежит самому рассказчику. «Мой» значит «такой, который принадлежит мне».

Мой товарищ не оставил меня в беде.

Местоимение «твой» указывает на то, что предмет принадлежит собеседнику. «Твой» — это такой, который принадлежит тебе.Твой вопрос вызвал живой интерес.

«Наш», «ваш» указывают на принадлежность предмета многим лицам или предметам. Местоимение «наш» обозначает, что предмет принадлежит нам, а «ваш» — вам.

Сегодня наш дом полон гостей. Ваш телефон почему-то молчит.

Местоимение «свой» указывает принадлежность предмета говорящему, или его собеседнику, или третьему лицу, которые являются в предложении подлежащим.

Я давно выбрал свой путь в науку (Я…свой).

Ты вызываешь уважение у всех своей справедливостью (Ты…своей).

Приятель Федор — желанный гость со своей гитарой (Он…своей).

Таким образом, притяжательное местоимение «свой» указывает, в первую очередь, на принадлежность предмета действующему лицу. Но оно может относиться ко всем трем лицам и изменяться по числам:

· я несу свой рюкзак (принадлежащий мне);

· он несет свой рюкзак (принадлежащий ему);

· мы несем свои рюкзаки (принадлежащие нам).

Местоимение «свой» соотносительно с возвратным местоимением «себя».

 

NB! Некоторые формы личных местоимений (например, формы родительного падежа личного местоимения третьего лица его, ее, их) могут употребляться для обозначения принадлежности, то есть выступать в роли притяжательных местоимений.

 

ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

Спросим у детей, почему так называется местоимение, что значат слова возвратный, возвращение, возврат, возвратить? Каково значение приставки воз-?

 

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

Изучение нового материала начинается с выяснения значения слова неопределенный (по словарю Ожегова): 1) точно не установленный 2) не вполне отчетливый, уклончивый

Говорим о том, что местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества называются неопределенными, знакомимся с изменением неопределенных местоимений.

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

Изучение отрицательных местоимений происходит на смысловой основе и раскрывается только в контексте. Опираясь на возможность контрастного противопоставления отрицательных местоимений вопросительным, можно предложить ученикам дать отрицательные ответы на вопросы. Например:

-Кто тебе пишет письма? Мне никто не пишет писем.

-Что тебя расстраивает? Меня ничто не расстраивает.

У кого ты спросил совета? Я ни у кого не спросил совета.

Группа отрицательных местоимений с НЕ менее употребительна. Чтобы учащиеся поняли этот тип отрицательных местоимений, нужно воспользоваться приемом сопоставления предложений с вопросительными и отрицательными местоимениями. Учащимся предлагаются ряд вопросов, на которые они должны дать отрицательные ответы.

С кем поговорить? Не с кем поговорить.

Чем успокоить боль? Нечем успокоить боль.

С кого спросить? Спросить не с кого.

Важно разъяснить, что нередко в аналогичных построениях НЕ употребляют непосредственно при глаголе и тогда отрицательное местоимение пишется с приставкой НИ-

Чем успокоить боль?- Ничем не успокоить боль.

С кого спросишь?- Ни с кого ни спросишь.

Разъяснив семантические оттенки можно перейти к правописанию. Для этого записываются в два столбика предложения.

Никто не приходит.- Некому приходить.

Ничто не удивляет.-Нечему удивляться.

Дети делают вывод: 1) местоимения с НИ употребляются в предложении с отрицательным сказуемым; ударение в этих местоимениях на приставку не падает.

2) местоимения с НЕ используются в предложениях, где сказуемое выражено неопределенной формой глагола без отрицания, в этом случае ударение падает на приставку.

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

Работая над этим разрядом сопоставляем указательные местоимения с другими частями речи. Анализируя синтаксическую роль, отметим, что кроме способности выступать в качестве второстепенных членов предложения, указательные местоимения служат для связи частей сложноподчиненного предложения, а также и предложений в тексте.

Домашнее задание. Можно предложить детям закончить пословицы, которыми так бедна речь школьников.

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Прочитайте детям текст без первого предложения.

Я [Луговской] только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел... Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.

- Можно ли сказать, кто шел и кто бежал у самой ноги человека до самой телефонной станции? Кто бы это мог быть?

- Почему сложно было догадаться?

- А какие слова встречаются чаще всего? (Я, он.) Это слова какой части речи? Правильно, это местоимение. Действительно, сегодня мы будем говорить о местоимении. Сформулируйте тему урока. Давайте запишем тему урока: «Местоимение как часть речи».

- Что необычного в теме текста? Учащиеся назовут разные предметы, но о кленовом листочке никто не догадается, появляется необходимость прочитать первое предложение. Анализ употребления слов он, я дает возможность сделать вывод: местоимение –часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

На этом уроке учащиеся узнают, что местоимения-это большой класс разнообразных слов, которые по значению и грамматическим особенностям делятся на несколько разрядов. Прочитаем перечень разрядов местоимений; эти сведения не заучиваются, но используются при выполнении упражнений.

Отметим, что местоимения, указывающие на предметы, обладают некоторыми признаками существительных: могут изменяться по родам (он, она, оно), относиться к предметам одушевленным (кто) и неодушевленным(что), изменяться по падежам. Далее знакомим учеников с местоимениями, указывающими на признак (мой, ваш, свой, такой, каждый, другой, какой-нибудь), которые обладают признаками имен прилагательных (изменяются по падежам, родам и числам, согласуются с существительными). Местоимений, указывающий на количество немного: сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, нисколько. Они изменяются только по падежам.

Называем начальную форму местоимений-именительный падеж единственного числа. Определяем синтаксическую роль местоимений. Наблюдаем, как используются местоимения, как средство связи предложений в тексте.

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Материал для наблюдений позволяет установить, что личные местоимения я, ты, он указывают на лица-участников речи: говорящего, собеседника и того, о ком говорят (или то, о чем говорят). Разъясняем, что местоимения мы и вы указывают на говорящего и его собеседника вместе с другими лицами (Мы вышли на крыльцо). Местоимение Вы может указывать и на одно лицо-это форма вежливости (Елена Ивановна, Вы не устали?). Кроме того, местоимения ты и вы могут обозначать не конкретного человека, а любое лицо. Ученики, склоняя личные местоимения, видят, что в косвенных падежах иногда меняется все слово, иногда в корне происходит чередование, но во всех случаях перед нами формы одного слова. Учащиеся наблюдают, что предлоги перед, над (как и с, к, об), стоящие перед формами косвенных падежей местоимения я, употребляются с о (передо мной, надо мной). Учащиеся усваивают норму норму употреблений местоимений 3-го лица после предлогов. Местоимение он (она, оно), они после предлогов имеют в начале буквы н (с ним, без нее)

Усвоение значения, морфологических признаков, синтаксической роли-таков порядок рассмотрения местоимений любого разряда. Выбирая из текста личные местоимения, дети учатся морфологическому разбору местоимений, делают вывод: для обозначения одного и того же лица могут быть использованы разные личные местоимения. На этом уроке дети понимают важнейшую функцию личных местоимений: служить средством связи предложений в тексте (они заменяют существительные, тем самым устраняется недочет, состоящий в неоправданном повторе одного и того же слова).

Выполняя задания, учимся предупреждать ошибки, когда существительные типа группа, молодежь, класс заменяются местоимением они, а не правильным она, он.

Второй урок посвящен совершенствованию навыков употребления личных местоимений в речи, предупреждению ошибок, возникающих при наличии в предложении нескольких существительных одного рода и числа, с каждым из которых может быть соотнесено местоимение 3-го лица. Этим целям служит редактирование деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью. При этом используются личные местоимения в косвенных падежах. Также прводится работа по речевому этикету: усваиваются формы вежливости при употреблении местоимения ты, Вы в значении формы вежливости («Вы, Валентина Петровна, такие строгие», вместоВы, Валентина Петровна, такая строгая)

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Особенность местоимений этого разряда состоит в том, что они соотносятся с личными местоимениями (обозначают принадлежность к тому или иному лицу), а также с притяжательными прилагательными. Только притяжательное местоимение свой стоит особняком. Задание в учебнике позволит разобраться в соотнесенности притяжательных местоимений с личными.

Следующий этап работы связан с предупреждением ошибок при употреблении местоимения «их» вместо не соответствующей норме слова «ихний». Проводится работа по усвоению особенностей значения и специфики употребления в речи местоимения «свой», при этом оно сопоставляется с другими с другими притяжательными местоимениями (его, ее, их).

Ошибки в употреблении этого местоимения связаны с тем, что оно соотносится со всеми тремя лицами, поэтому при наличии в предложении нескольких существительных или других местоимений необходимо контролировать себя: местоимение свой соотносится с производителем действия, только в этом случае не возникает двусмысленности.

К этому разряду принадлежат местоимения:

· мой

· твой

· наш

· ваш

· свой

· его

· её

· их

Отличаем их от притяжательных прилагательных, которые непосредственно обозначают принадлежность чего-либо конкретному лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

· рыбак — рыбачий поселок;

· сестрица — сестрицыно пальто;

· волк — волчье логово.

Чтобы понять, в чем заключается их отличие от других местоимений, указывающих на признак предмета (иной, какой-то, чей-либо и пр.), важно определить, что притяжательные местоимения соотносятся с каким-то лицом и указывают на принадлежность ему предмета или свойства:

· я — мой портфель;

· ты — твой дом;

· вы — ваш заказ;

· он — его сила;

· она — её бережливость;

· они — их радость.

Местоимение «мой» указывает, что предмет принадлежит самому рассказчику. «Мой» значит «такой, который принадлежит мне».

Мой товарищ не оставил меня в беде.

Местоимение «твой» указывает на то, что предмет принадлежит собеседнику. «Твой» — это такой, который принадлежит тебе.Твой вопрос вызвал живой интерес.

«Наш», «ваш» указывают на принадлежность предмета многим лицам или предметам. Местоимение «наш» обозначает, что предмет принадлежит нам, а «ваш» — вам.

Сегодня наш дом полон гостей. Ваш телефон почему-то молчит.

Местоимение «свой» указывает принадлежность предмета говорящему, или его собеседнику, или третьему лицу, которые являются в предложении подлежащим.

Я давно выбрал свой путь в науку (Я…свой).

Ты вызываешь уважение у всех своей справедливостью (Ты…своей).

Приятель Федор — желанный гость со своей гитарой (Он…своей).

Таким образом, притяжательное местоимение «свой» указывает, в первую очередь, на принадлежность предмета действующему лицу. Но оно может относиться ко всем трем лицам и изменяться по числам:

· я несу свой рюкзак (принадлежащий мне);

· он несет свой рюкзак (принадлежащий ему);

· мы несем свои рюкзаки (принадлежащие нам).

Местоимение «свой» соотносительно с возвратным местоимением «себя».

 

NB! Некоторые формы личных местоимений (например, формы родительного падежа личного местоимения третьего лица его, ее, их) могут употребляться для обозначения принадлежности, то есть выступать в роли притяжательных местоимений.

 

ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

Спросим у детей, почему так называется местоимение, что значат слова возвратный, возвращение, возврат, возвратить? Каково значение приставки воз-?

 

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

Изучение нового материала начинается с выяснения значения слова неопределенный (по словарю Ожегова): 1) точно не установленный 2) не вполне отчетливый, уклончивый

Говорим о том, что местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества называются неопределенными, знакомимся с изменением неопределенных местоимений.

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

Изучение отрицательных местоимений происходит на смысловой основе и раскрывается только в контексте. Опираясь на возможность контрастного противопоставления отрицательных местоимений вопросительным, можно предложить ученикам дать отрицательные ответы на вопросы. Например:

-Кто тебе пишет письма? Мне никто не пишет писем.

-Что тебя расстраивает? Меня ничто не расстраивает.

У кого ты спросил совета? Я ни у кого не спросил совета.

Группа отрицательных местоимений с НЕ менее употребительна. Чтобы учащиеся поняли этот тип отрицательных местоимений, нужно воспользоваться приемом сопоставления предложений с вопросительными и отрицательными местоимениями. Учащимся предлагаются ряд вопросов, на которые они должны дать отрицательные ответы.

С кем поговорить? Не с кем поговорить.

Чем успокоить боль? Нечем успокоить боль.

С кого спросить? Спросить не с кого.

Важно разъяснить, что нередко в аналогичных построениях НЕ употребляют непосредственно при глаголе и тогда отрицательное местоимение пишется с приставкой НИ-

Чем успокоить боль?- Ничем не успокоить боль.

С кого спросишь?- Ни с кого ни спросишь.

Разъяснив семантические оттенки можно перейти к правописанию. Для этого записываются в два столбика предложения.

Никто не приходит.- Некому приходить.

Ничто не удивляет.-Нечему удивляться.

Дети делают вывод: 1) местоимения с НИ употребляются в предложении с отрицательным сказуемым; ударение в этих местоимениях на приставку не падает.

2) местоимения с НЕ используются в предложениях, где сказуемое выражено неопределенной формой глагола без отрицания, в этом случае ударение падает на приставку.

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

Работая над этим разрядом сопоставляем указательные местоимения с другими частями речи. Анализируя синтаксическую роль, отметим, что кроме способности выступать в качестве второстепенных членов предложения, указательные местоимения служат для связи частей сложноподчиненного предложения, а также и предложений в тексте.

Домашнее задание. Можно предложить детям закончить пословицы, которыми так бедна речь школьников.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.