Искусственное освещение создается в помещениях источниками искусственного света - электрическими лампами накаливания или газоразрядными (люминисцентными). — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Искусственное освещение создается в помещениях источниками искусственного света - электрическими лампами накаливания или газоразрядными (люминисцентными).

2022-12-20 119
Искусственное освещение создается в помещениях источниками искусственного света - электрическими лампами накаливания или газоразрядными (люминисцентными). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие №1.

Тема: Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений

      Актуальность темы

Медицинский работник должен уметь оценивать риск неоптимального освещения для здоровья и состояния органа зрения, давать рекомендации по организации рационального освещения лечебно- профилактических, жилых, учебных помещений.

В помещениях используют три вида освещения: естественное (за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света), искусственное (источником являются электрические лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные лампы совмещенное освещение или смешанное (когда естественное освещение дополняется искусственным

  Естественное освещение является биологически более ценным видом освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека. Естественное освещение обеспечивает не только оптимальные условия для зрительного восприятия, но и оказывает положительное психофизиологическое воздействие на человека благодаря непосредственной связи с окружающим миром через световые проемы.

Искусственное освещение создается в помещениях источниками искусственного света - электрическими лампами накаливания или газоразрядными (люминисцентными).

Искусственное освещение может быть: общее - светильники располагаются под потолком (верхнее) или на стенках (боковое), местное - светильники расположены непосредственно над рабочей поверхностью, комбинированное освещение - сочетание местного и общего.

  Лампы накаливания. Они значительно уступают газоразрядным лампам по светоотдаче и светопередаче, однако являются более надежным источником света в связи с простой схемой включения, а условия внешней среды, включая температуру воздуха, не влияют на их работу. Люминисцентные лампы более экономичны, имеют высокую светоотдачу, спектр их приближен к естественному свету. Недостатками этих ламп являются: стробоскопический эффект, "сумеречный эффект" при освещенности ниже 75 лк; они работают при температуре воздуха +15 - 25 градусов; имеют сложную систему включения (через дроссель); чувствительны к колебаниям напряжения в сети. Светодиодные лампы вошли в обиход относительно недавно, они абсолютно безопасны для здоровья, экономичны и долговечны в использовании. Их главными положительными параметрами стали: экологичность, высокая производительность, низкое питание и увеличенный срок службы (3, 5- 10 лет), устойчивость к перепадам напряжения, универсальные типы цоколей, яркая палитра цветов, разбираемый корпус и прочее.

ЦЕЛИ учебные:

Знать:

Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Естественное и искусственное освещение. Методы определения освещенности.

Уметь:

Оценивать риск неоптимального освещения для здоровья и состояния органа зрения, давать рекомендации по организации рационального освещения лечебно- профилактических, жилых, учебных помещений.

 

Инструкция к практическому занятию

Приложение 1

Оснащение: Раздаточный материал, методическое пособие, программное обеспечение КТП, литература.

 

Входной тест-контроль

вариант I

Выберите правильный ответ:

1. Оптимальные нормативы микроклимата жилищ в отличие от допустимых:

а) не зависят от возраста и климатического района

б) не зависят от возраста и зависят от климатического района

в) зависят от возраста и не зависят от климатического района

2. В чем проявляются положительные стороны урбанизации:

а) изменение климата

б) высокий травматизм

в) интенсивное загрязнение воздушной среды

г) высокий экономический потенциал

3. Промышленную зону размещают:

а) с подветренной стороны по отношению к жилой зоне

б) на расстоянии от жилой зоны

в) рядом с жилой зоной

г) ниже жилой зоны по течению реки

4. Искусственная освещенность в учебных аудитория должна быть не менее:

а) 75 -100 лк в) 120 – 150 лк

б) 100 – 120 лк г) 150-300 лк

5. Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции служит:

а) окисляемость в) Содержание СО2

б) пыль г) Окислы азота

6. С гигиенической точки зрения оптимальной системой отопления жилых помещений являются:

а) воздушное в) водяное

б) панельное г) паровое

7. Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека, имеют важное значение, следующие показатели:

а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и вертикали

б) температура воздуха и величина перепадов по высоте

в) скорость движения воздуха

г) температура внутренней поверхности стен

8. Рекомендуемая ориентация окон для жилых помещений:

а) юго-запад в) северо-запад

б) юго-восток г) северо-восток

9. Наиболее значительным загрязнителем воздуха в помещении является:

а) формальдегид в) СО2

б) хлор г) окислы азота

10. Инсоляция – это

а) освещенность солнечными лучами помещений

б) расположение окон здания по сторонам света

в) расположение жилых домов

г) искусственная освещенность

 

 

Входной тест-контроль

вариант II

Выберите правильный ответ:

1. Какие функции выполняют зеленые насаждения:

а) защитную в) улучшают микроклимат

б) усиливают солнечную радиацию

2. Предельно-допустимое содержание СО2 в воздухе в жилом помещении не должно превышать:

а) 0,1% б) 1% в) 0,5% г) 2%

3. Естественная вентиляция – это воздухообмен, происходящий под влиянием:

а) влажности в) ветрового напора

б) разницы давлений г) разницы температур наружного и комнатного воздуха

4. Гигиеническая норма КЕО в жилых помещениях:

а) не менее 1,5% в) не менее 0,5%

б) не более 2% г) не более 5%

5. Площадь зеленых насаждений в микрорайоне должна быть не менее:

а) 20% в) 50%

б) 30% г) 25%

6. Световой коэффициент (СК) - это

а) отношение не застекленной поверхности окон к площади пола в помещении

б) отношение застекленной поверхности окон к площади пола в помещении

в) отношение не застекленной поверхности окон к площади к земле

г) отношение площади пола к застекленной поверхности окон

7. Для светильников местного освещения защитный угол должен быть не менее:

а) 100 в) 150

б) 200 г) 300

8. Единица измерения КЕО записывается в виде:

а) дроби в) градусов

б) % г) мм

9. Строительные материалы должны обладать:

а) низкой теплопроводностью и высокой воздухопроницаемостью

б) высокой теплопроводностью и низкой воздухопроницаемостью

в) высокой теплопроводностью и высокой воздухопроницаемостью

10. Недостаточное проветривания классов, жилых помещений способствует распространению заболеваний:

а) бронхиальной астмы в) ОРВИ

б) дифтерии г) дизентерии

Приложение 2

         Задание №1.

Алгоритм действий

1.Замерьте высоту и ширину застекленной части окон в учебной аудитории

2.Определите площадь застекленной части окон в учебной аудитории

3. Замерьте длину и ширину учебной аудитории

4. Определите площадь пола учебной аудитории

5. Рассчитайте световой коэффициент СК

6. Дайте гигиеническую оценку световому коэффициенту в учебной аудитории

   Задание №3.

Люксметр Ю 116.

Прибор предназначен для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания и естественным светом. Люксметр состоит из измерителя и фотоэлемента с насадками На передней панели измерителя имеются кнопки переключателя и табличка со схемой, указывающая действие кнопок и используемых насадок с диапазонами измерений.

Измеритель магнитоэлектрической системы имеет две шкалы 0—100 и 0—30. Начало диапазона измерений отмечено точками: на шкале 0- 100 точка находится над цифрой 20; на шкале 0—30 точка находится над цифрой 5. Прибор имеет корректор для установки стрелки в нулевое положение. На боковой стенке корпуса измерителя расположена вилка для присоединения селенового фотоэлемента. Для уменьшения косинусной погрешности применяется насадка на фотоэлемент, состоящая из полусферы, выполненной из белой светорассеивающей пластмассы и непрозрачного пластмассового кольца. Насадка обозначена буквой К, нанесенной на ее внутреннюю сторону.

Эта насадка применяется совместно с одной из трех других насадок, имеющих обозначение М,Р, Т. Каждая из насадок применяется для расширения диапазонов измерений (10, 100, 1000).

Если люксметр с холодного воздуха внесен в теплое помещение, то не следует открывать крышку футляра в течение 2—3 ч. Перед измерением устанавливают измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение. Для того чтобы проверить, находится ли стрелка прибора на нулевом делении шкалы, фотоэлемент отсоединяют от измерителя люксметра

Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определяют выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой' кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.

Алгоритм действий

1. Установить измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение.

2. Отсоединить фотоэлемент от измерителя люксметра, для того чтобы проверить находится ли стрелка прибора на нулевом делении шкалы.

3. Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определить выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой' кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

4. При нажатой правой' кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

5.При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30.

6. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.

Пример. На фотоэлементе установлены насадки К, Р; нажата левая кнопка, стрелка показывает 10 делений по шкале 0—30. Измеряемая освещенность равна 10•100 = = 1000 лк. Если величина измеряемой освещенности неизвестна, то измерение следует начинать с установки на фотоэлемент насадок К.Т.

    Задание №4

Алгоритм действий

1. Установить измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение.

2. Отсоединить фотоэлемент от измерителя люксметра, для того чтобы проверить находится ли стрелка прибора на нулевом делении шкалы.

3. Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определить выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой' кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

4. При нажатой правой' кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

5.При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30.

6. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.

          Задание №5

Алгоритм действий

КЕО = Ев •100 / Ен

Задание №6

Алгоритм действий

1. Измерить площадь учебной аудитории

2. Подсчитать количество ламп, определить их мощность Вт, и напряженность в сети.

3. Определить освещенность по формуле (3)

Пример: Площадь комнаты 40 м2, освещение - 4 лампы мощностью 100 Вт, напряжение в сети - 220 В

Приложение 3

Ситуационные задачи

Задача 1.

Школьный класс освещается 12 лампами накаливания мощностью 100 Вт каждая.

Площадь класса 42 м2. Рассчитайте искусственную освещенность в классе.

1. Оцените достаточность искусственного освещения;

2. Составьте план беседы по профилактике заболеваний, связанных с недостаточностью освещенности.

Задача 2.

Площадь застекленной части окна 2,4 м2, в комнате площадью 29 м2

1.Рассчитайте световой коэффициент;

2. Сравните полученный результат с гигиеническими нормами;

3. Ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений

Задача 3.

Учебный класс общежития курсантов освещается двумя симметрично расположенными люстрами, в которых имеется по 5 ламп накаливания мощностью 75 Вт каждая, напряжение в сети — 220 В, высота подвеса над столами — 220 см.

1. Достаточна ли освещенность учебного класса, если площадь его 40 м2, а стены и потолок окрашены в светлые тона (побелены)?

2. Если нет, ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений.

Задача 4.

Коридор казармы площадью 50 м2 освещен двумя симметрично расположенными электрическими лампами накаливания без осветительной арматуры. Напряжение в сети 220 В, мощность каждой лампы 200 Вт. Потолки и стены коридора светлые.

1. Соответствует ли уровень освещенности коридора гигиеническим нормам?

2. Если нет, ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений.

Задача 5.

Компьютерный класс для студентов 2-3 курсов в высшем учебном заведении имеет площадь 60м, высоту потолка - 3 м. В зале работают из 15 компьютеров. Естественное освещение осуществляется через окна, ориентированные на юго-восток. КЕО составляет 0,8 %. Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами. Освещенность поверхности столов составляет на 150 ЛК. Температура в помещении после первого часа работы в 25, относительная влажность 25 %, помещение отсутствует вентиляционная система.

Дайте гигиеническое заключение по условиям работы студентов.

1. Каким требованиям должен отвечать микроклимат компьютерного класса?

2. Какие требования предъявляются к естественному и искусственному освещению в классе?

3. Перечислите негативное воздействие сухого воздуха на здоровье человека.

4. Что необходимо сделать для улучшения микроклимата и условий освещения в классе?

.

Приложение 4

 

Контрольные вопросы и задачи

 

1.Что такое СК? Какие значения СК считаются нормальными? Как определяется СК?

2. Что такое угол падения? Какое нормальное значение угла освещения? Как он определяется?

3. Как проводится определение освещенности люксметром? Какие существуют нормы освещенности для класса и жилой комнаты? От каких факторов зависит уровень освещенности в помещении?

4. Дайте определение единицам люмен, люкс.

5. Что такое КЕО? Какие значения КЕО считаются нормальными для жилой комнаты и класса? Как определяются КЕО и его среднее значение.

6. Как определить искусственное освещение ориентировочным методом?

7. Освещенность в помещении 100 лк, вне помещения — 2000 лк. Рассчитайте КЕО, достаточен ли он для жилой комнаты, учебной аудитории?

8. Площадь класса 50 м2. Класс освещается 8 светильниками с лампами накаливания мощностью 200 Вт. Напряжение в сети 220 В (е=2,5). Рассчитайте ориентировочную освещенность в классе методом «ватт» и дайте гигиеническую оценку.

Приложение 5

Справочный материал

СВЕТОВОЙ КЛИМАТ - совокупность условий естественного освещения в той или иной местности за период более 10 лет.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - освещение помещения светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих поверхностях.

КОЭФФИЦИЕНТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ (КЕО) - отношение естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещений светом неба (непосредственным или после отражения), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; выражается в процентах.

СВЕТОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ (СК) - отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола помещения.

УГОЛ ПАДЕНИЯ - угол, под которым световые лучи падают из окна на данную горизонтальную поверхность в помещении (на рабочий стол); образуются двумя линиями, из которых одна горизонтальная, проводится от 16 места определения (поверхность стола) к нижнему краю окна, а другая - от места определения к верхнему краю окна.

УГОЛ ОТВЕРСТИЯ - угол, характеризующий величину участка небосвода, свет от которого падает на рабочее место и непосредственно освещает рабочую поверхность; образуется двумя линиями, одна из которых (верхняя) идет от места определения к верхнему краю окна, а другая (нижняя) направляется к высшей точке противоположного здания, дерева. ИНСОЛЯЦИЯ - попадание прямых солнечных лучей через светопроемы в помещение. СОВМЕЩЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным.

ОБЩЕЕ ОСВЕПДЕНИЕ - освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно или применительно к расположению оборудования.

МЕСТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - освещение, дополнительное к общему, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах. КОМБИНИРОВАННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - освещение, при котором к общему освещению добавляется местное.

 

Литература:

Основная

1. Конспект лекций

2. Измеров, Н.Ф. Общая и коммунальная гигиена. Учебник /Н.Ф. Измеров,  

  В.Ф. Кириллов, Н.Н. Трахтман.- Л.: Медицина, 2010.- 408с.

3.Здоровый человек и его окружение. Учебник. - М.: Academia, 2014.- 448 c.

Дополнительная

1. Пономаренко, Г. Н. Дезинфекция и стерилизация / Г.Н. Пономаренко, Л.А. Подберезкина. - М.: Издательство Военно-медицинской ордена Ленина академии им. С. М. Кирова, 2018. - 116 c.

2. Цыганова, С.В. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация / С.В. Цыганова. - М.: Аквариум, 2014. - 847 c.

 

Практическое занятие №1.

Тема: Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений

      Актуальность темы

Медицинский работник должен уметь оценивать риск неоптимального освещения для здоровья и состояния органа зрения, давать рекомендации по организации рационального освещения лечебно- профилактических, жилых, учебных помещений.

В помещениях используют три вида освещения: естественное (за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света), искусственное (источником являются электрические лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные лампы совмещенное освещение или смешанное (когда естественное освещение дополняется искусственным

  Естественное освещение является биологически более ценным видом освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека. Естественное освещение обеспечивает не только оптимальные условия для зрительного восприятия, но и оказывает положительное психофизиологическое воздействие на человека благодаря непосредственной связи с окружающим миром через световые проемы.

Искусственное освещение создается в помещениях источниками искусственного света - электрическими лампами накаливания или газоразрядными (люминисцентными).

Искусственное освещение может быть: общее - светильники располагаются под потолком (верхнее) или на стенках (боковое), местное - светильники расположены непосредственно над рабочей поверхностью, комбинированное освещение - сочетание местного и общего.

  Лампы накаливания. Они значительно уступают газоразрядным лампам по светоотдаче и светопередаче, однако являются более надежным источником света в связи с простой схемой включения, а условия внешней среды, включая температуру воздуха, не влияют на их работу. Люминисцентные лампы более экономичны, имеют высокую светоотдачу, спектр их приближен к естественному свету. Недостатками этих ламп являются: стробоскопический эффект, "сумеречный эффект" при освещенности ниже 75 лк; они работают при температуре воздуха +15 - 25 градусов; имеют сложную систему включения (через дроссель); чувствительны к колебаниям напряжения в сети. Светодиодные лампы вошли в обиход относительно недавно, они абсолютно безопасны для здоровья, экономичны и долговечны в использовании. Их главными положительными параметрами стали: экологичность, высокая производительность, низкое питание и увеличенный срок службы (3, 5- 10 лет), устойчивость к перепадам напряжения, универсальные типы цоколей, яркая палитра цветов, разбираемый корпус и прочее.

ЦЕЛИ учебные:

Знать:

Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Естественное и искусственное освещение. Методы определения освещенности.

Уметь:

Оценивать риск неоптимального освещения для здоровья и состояния органа зрения, давать рекомендации по организации рационального освещения лечебно- профилактических, жилых, учебных помещений.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.