к физической культуре и спорту — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

к физической культуре и спорту

2022-12-20 26
к физической культуре и спорту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ценностный аспект физической культуры представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека.

Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (легкоатлетические и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.)

Духовные ценности физической культуры представлены исторически отобранными и апробированными на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности.

Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

При этом важно отметить, что все эти предметные материальные, а также духовные ценности значимы не сами по себе и не для всех, а лишь по мере их вовлечения в сферу физкультурной деятельности людей. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует выделять следующие группы ценностей:

•     интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека);

•     двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки);

•     технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения);

•     интенционные (сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе);

•     мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).

Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового образа жизни, что тесно связано с воспитанием их ценностного отношения к личностной культуре путем развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), помогая активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы. Это предусматривает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствующего объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортивные вечера, массовые соревнования), в целом обеспечивающих усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развитие демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи.

 

1.7. Физическая культура как учебная дисциплинавысшего

профессионального образования и целостного развития личности

Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующих формах:

- учебные занятия;

- самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями и спортом;

- физические упражнения в режиме дня;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования.

Учебные занятия (обязательные и факультативные) являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

Курс физического воспитания в ВУЗах предусматривает:

1)    воспитание у студентов высоких морально-волевых и физических качеств и общечеловеческих ценностей (совесть, честность, порядочность, патриотизм, трудолюбие, сознательная дисциплина, воля и т.д.);

2)    сохранение и укрепление здоровья, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения и последующей трудовой деятельности;

3)    всестороннюю физическую подготовку студентов в объеме требований, необходимых для сдачи установленных нормативов;

4)    приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и практической организации занятий по физическому воспитанию и спортивной тренировке;

5)    обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности с учетом характера и особенностей будущей трудовой деятельности;

6) совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов.

Гуманитарные науки и знания, к которым принадлежит и физическая культура, как наиболее «чувствительные» к социально-экономическим изменениям, происходящим в обществе, определяют направленность развития содержания образования, являясь мерой приобщения студентов к развивающейся культуре.

Гуманитарная значимость физической культуры предполагает достижение целостности знаний о человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и потребностей в преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др.

В процессе физического воспитания студент актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые позволяют ему приобрести жизненный опыт и имеют профессионально необходимый смысл. На этой основе в его сознании формируется образ культурной личности будущего профессионала как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и основанные на нем переживания, убеждения, связи и отношения. 

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Одной из важнейших задач высшего образования в России в настоящее время является объединение фундаментальной профессиональной и гуманитарной подготовки специалистов. Гуманитарные науки служат средством получения ценных мировоззренческих знаний, способствуют развитию интеллекта и эрудиции, формируют культуру личности.

Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. С помощью знаний, полученных по физической культуре, студенты должны создать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне выполнения профессиональных функций.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, таких как:

- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в области физической культуры;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Учебные занятия планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателя или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

Учебная программа по физической культуре – это программный документ, определяющий для всех ВУЗов основное содержание физического образования и воспитания, направленных на формирование личности студента.

Содержание теоретического раздела программы предполагает усвоение студентами упорядоченной системы социальных, естественнонаучных, психологических и специальных знаний по физическому воспитанию и спорту, формирование профессионального мышления будущих специалистов, направленного на активное и широкое использование средств физического воспитания во всех сферах жизнедеятельности.

Материал практического раздела программы направлен на формирование у студентов единства знаний и практических умений по физическим, психомоторным, профессионально значимым качествам, которые необходимы для организации здорового образа жизни, решения задач, возникающих в учебной, профессиональной, общественной, бытовой сферах жизнедеятельности. 

В каждом семестре планируется выполнение студентами зачетных тестов по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовленности (не ниже средней оценки «удовлетворительно»). Оценка определяется при выполнении каждого из тестов не ниже чем на одно очко (табл. 2).

Обязательная итоговая аттестация по физической культуре проводится в конце 8-го семестра в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. Студент, завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура», должен обнаружить:

- понимание роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знание основ физической культуры и здорового образа жизни; мотивационно-ценностное отношение и самоопределение в физической культуре с установкой на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное, спортивное. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования, с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим занятиям не допускаются.

Таблица 2

Оценка физической подготовленности студентов

Тесты на скорость, силу и выносливость

Оценка в очках

5 4 3 2 1

Мужчины

Бег 100 м, с 13,2 13,6 14,01 14,3 14,6
Подтягивание на перекладине, кол-во раз 15 12 9 7 5
Бег 3000 м, мин 12,0 12,35 13,10 13,50 14,30
Плавание 50 м или 100 м, мин 40,0 1,40 44,0 1,50 48,0 2,00 57,0 2,15 б/вр 2,30
Прыжки в длину с места, см 250 240 230 223 215
Прыжки в длину с разбега, см или в высоту, см 480 145 460 140 435 135 410 130 390 125
Сгибание, разгибание рук      в упоре на брусьях, кол-во раз 15 12 9 7 5
Переворот силой в упор             на перекладине, кол-во раз 8 5 3 2 1
Поднимание в висе ног до касания перекладины, кол-во раз 10 7 5 3 2
Бег на лыжах 5 км, мин 31,00 32,30 34,15 36,40 б/вр

Женщины

Бег 100 м, с 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Поднимание туловища          из положения «лежа на спине» в положение «сидя», руки     за головой, ноги закреплены, кол-во раз         60 50 40 30 20
Бег 2000 м, мин 10,15 10,50 11,15 11,50 12,15
Бег 3000 м, мин 19,00 20,15 21,00 22,00 22,30
Бег на лыжах 3 км, мин 18,00 18,30 19,30 20,00 б/вр
Плавание 50 м или 100 м, мин 0,54 2,15 1,03 2,40 1,14 3,05 1,24 3,35 б/вр б/вр
Прыжки в длину с места, см 190 180 168 160 150
Прыжки в длину с разбега, см 365 350 325 300 280
Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см), кол-во раз 20 16 10 6 4
Приседание на одной ноге, опора о стену, кол-во раз 12 10 8 6 4

 

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.

В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованных в вузе.

Перевести студента из одного отделения в другое можно по его желанию после успешного окончания семестра или учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболеваний, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

Наряду с оценкой проводится анализ физической подготовленности и выработка рекомендаций по ее улучшению. Подбор тестов, кроме базовых, на специализациях осуществляется, исходя из специфики вида спорта.

 

 

Спортивные секции

Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных секциях спортивного клуба. Спортивные секции рекомендуется создавать прежде всего по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры и др.

Во многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторонней физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта, культивируемым в вузе.

Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для которых в вузе имеется материальная спортивная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортивных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и количество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентируются постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.

Занятия со студентами-разрядниками проводят тренеры спортивного клуба, имеющие специальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта не ниже первого спортивного разряда.

Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.