Кафедра истории искусств и музееведения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кафедра истории искусств и музееведения

2022-12-20 48
Кафедра истории искусств и музееведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Кафедра истории искусств и музееведения

РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Пастельный портрет в искусстве XVIII в. Особенности техники на примере творчества Иоганна Барду и Иоганна Генриха Шмидта

Исполнитель:

студентка 1 курса

группы УГИЗ-193404

заочного отделения

Кокорина Л.П

Преподаватель:

                                                                             Мережников А. Н.

 

 

Екатеринбург, 2020

Оглавление

Введение. 3

ГЛАВА 1. История развития пастельной техники в искусстве XVIII в. 5

1.1. Появление и развитие техники пастели в Европе XVIII в. 5

1.2. Появление и развитие техники пастели в России XVIII в. Иностранные художники, работавшие в России, и российские художники- пастелисты XVIII. 6

ГЛАВА 2. Творческое наследие Иоганна Барду и Иоганна Генриха Шмидта. 8

2.1. Особенности манеры И. Барду. 8

2.2. Наследие И.Г. Шмидта. 10

ГЛАВА 3. Анализ проблематики пастельной техники. 14

3.1. Общая характеристика пастельной техники. 14

3.2. Материал и влияние технико-технологических особенностей на возможности атрибуции произведений в технике пастели. 15

3.3. Сохранность. Влияние условий хранения и реставрация. 16

Заключение. 18

Список использованной литературы: 19

Приложение………………………………………………………...……………20

 


Введение

Пастель – одна из самых популярных техник в искусстве, которая находится на границе между графикой и живописью. Пастелью принято называть цветные мелки, которые изготовляются из красочного порошка минерального и синтетического происхождения, а также произведения, выполненные данным материалом.

Появление пастели относится к XVстолетию, однако своего расцвета эта техника достигла в XVIIIвеке – сначала в Европе, а позднее – в России.

В данной работе мы рассмотрим историю возникновения и развития техники пастели в искусстве, проанализируем творчество двух художников-пастелистов – Иоганна Барду и Иоганна Георга Шмидта, которые работали в России. Также мы рассмотрим проблематику пастельной техники, особенности ее материала и сохранности произведений, выполненных с ее использованием.

Степень изученности произведений, выполненных в пастели, является минимальной. Вероятно, это связано с тем, что пастель традиционно не считалась серьезной техникой, подобной масляной живописи. Кроме того, пастельные произведения носили камерный характер и потому не были доступны широкому кругу зрителей. Важнейшим вкладом в изучение пастельной техники являются работы Евгении Георгиевны Перовой – «Пастельный портрет XVIIIвека в России (история, атрибуция, сохранность, реставрация)», автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (2004); статьи «Иоганн Генрих Шмидт – знаменитый и забытый» (2003), «Технико-технологические исследования и новая атрибуция произведений Иоганна Барду из коллекции ГИМ» (2004). Кроме того, мы обращались к фундаментальному труду Б.Р. Виппера «Введение в историческое изучение искусства» (1985), а также к статье Е. Плотниковой «Бабочки в цветочном саду искусства. Шедевры пастели из фондов Третьяковской галереи».

Целью нашей работы является изучение техники пастели XVIIIвека, а также анализ ее проблематики.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотрение истории возникновения и развития техники пастели в искусствеXVIIIстолетия;

- анализ творчества двух художников-пастелистов – Иоганна Барду и Иоганна Георга Шмидта, работавших в России в указанный период;

- анализ проблематики пастельной техники, особенностей ее материала и сохранности произведений, выполненных с ее использованием.

 

 


ГЛАВА 1. История развития пастельной техники в искусстве XVIII в.

ГЛАВА 2. Творческое наследие Иоганна Барду и Иоганна Генриха Шмидта.

Особенности манеры И. Барду

Иоганн (П.) Барду – живописец, пастелист и график. Годы его жизни неизвестны, а по разным данным по происхождению он считался то немцем, то французом, иногда его называют даже швейцарцем[4]. Он учился в Берлине в Королевской Академии художеств, его учителем, по некоторым сведениям, был выдающийся рисовальщик Н. Ле Сюэр – директор Академии. В 1775 году Барду работал в Варшаве, где был, вероятно, придворным художником Станислава Августа Понятовского, а в 1780-х годах жил в России. Иоганн был, возможно, родственником художников Пауля Йозефа Барду (1745-1814) и Карла Вильгельма Барду (работал в 1797-1842 гг.).

Е.Г. Перова в статье «Технико-технологические исследования и новая атрибуция произведений Иоганна Барду из коллекции ГИМ» пишет, что круг работ Иоганна Барду, которые хранятся в российских музеях и известны по копиям и литературе, насчитывают пятьдесят пять произведений[5]. Самая ранняя работа, подписанная Барду, относится к 1782 году и представляет собой портрет неизвестной из семьи Голицыных (находится в Новом Иерусалиме), а самая поздняя является портретом Юрия Александровича Головкина (собрание Государственной Третьяковской галереи), она относится к 1789 году. Среди работ Барду чаще всего встречаются портреты представителей семьи Голицыных и дворян из их круга – Волконских, Олсуфьевых и Прозоровских. Всего художник написал портреты двадцати четырех представителей этих семей, из них сохранилось только одиннадцать портретов. Можно предположить, что в Россию художника пригласили сами Голицыны[6].

Иоганн Барду писал небольшие произведения, которые чаще всего имели форму восьмиугольника и размеры которых были почти во всех изображениях идентичными: 29х23 см, 27х23 см. Чаще всего Барду работал по грунтованному холсту, с рисунком «в набойку»[7] в «красный горошек» или изображающим коричневые листья и цветы. Рисунок в работах И. Барду не очень уверенный, жесткий, а пропорции фигур удлинены. Головы персонажей выглядят крупными, по сравнению с корпусом, обычно развернутым влево или вправо и выглядящим поэтому «узкоплечим». В картинах Барду обычно мало пространства и воздуха, персонажи как будто зажаты границами тесных овальных рам и восьмиугольных подрамников, при этом головы моделей почти упираются в верхний край картины. Очень редко художник выписывает руки персонажей, работая только с погрудным изображением. В итоге позы персонажей являются скованными и настолько одинаковыми, что кажутся созданными по трафарету.

В создании портретов Барду привлекают больше всего лица моделей, для работы над которыми художник применяет одинаковые наработанные живописные приемы, создавая характерные и выразительные портреты. Ему удается изобразить розовые нежные оттенки и мягкую округлость молодых женских лиц, а также легкую полноту более смуглых лиц мужчин. Техника пастели помогает художнику достичь необычайной выразительности при изображении глаз персонажей – они выглядят живыми и прозрачными. Все персонажи, которых изображает Барду, смотрят прямо для зрителя, оставаясь, тем не менее, для него полной загадкой, потому что они представляются замкнутыми в собственном мире. Все портреты Иоганна Барду созданы в серо-голубой гамме, расцвеченной голубыми или розовыми тонами, а фон художник использует коричневый или серый.

В коллекции Государственного Исторического музея хранится пять подписанных работ Иоганна Барду, к ним относятся, например, портрет неизвестного с Георгиевским крестом IVстепени, парные портреты Петра Алексеевича и Марии Денисовны Ермоловых, Николая Федоровича и Софьи Осиповны. В Государственной Третьяковской галерее хранится, например, портрет П.И. Голицыной.

Наследие И.Г.Шмидта

Иоганн Генрих Шмидт родился в Гильдбургхаузене 10 февраля 1749 года. Возможно, первым учителем Шмидта был его отец, анималист и портретист, под руководством которого Иоганн начал совершать первые шаги в области искусства. Шмидт с раннего детства увлекался портретной живописью, в последствии герцог Гильдбургхаузена Эрнст Фридрих Карл поддержал талант художника, предоставил ему выгодное место при дворе, а также посоветовал ему поехать работать за границу.

Последовав совету герцога, Шмидт уехал в Париж, где в 1771-1773 годах проходил обучение в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры у Ж.-Б. Пьере. Художник писал портреты французской знати, в частности, семьи герцога Орлеанского и работал в технике пастели, которая была популярной и прибыльной, благодаря скорости работы. В 1755 году, после возвращения в Германию, он получил золотую медаль в качестве знака королевской милости, а также был назначен придворным художником Саксонского дворца, также Дрезденская Академия приняла его в свои члены.

Художник много путешествовал – он объездил всю Европу, побывал в Лифляндии и Курляндии, а в 1784-1785 годах жил в Санкт-Петербурге. К этому времени Шмидт получил уже такую популярность, что именно ему в 1791 году был поручен ответственный заказ на написание картины «Собрание монархов в Пильнице». 27 августа 1791 года в Пильнице – летней резиденции саксонского королевского дома состоялась конференция, на которой присутствовали прусский король Фридрих-Вильгельм, император Леопольд IIи граф д’Артуа с дипломатами. На конференции была принята декларация, провозгласившая спасение монархии во Франции, потребовавшееся после ареста Людовика XVIв Варенне.

Эту картину Иоганн Шмидт написал в масле, в ней он показал мастерство настоящего художника-портретиста. После этой важной работы он писал портреты Наполеона и других выдающихся личностей, после чего он побывал в Вене и Праге, где создал знаменитый портрет А.В. Суворова, который сейчас хранится в Эрмитаже.

В свое время Шмидт был популярным художником, но впоследствии его творчество было предано забвению. Российский период жизни и творчества этого художника практически не изучен. Лишь в конце XIXвека возник закономерный интерес к искусству предшествующего столетия, а также и к творчеству Иоганна Шмидта, в частности

Мнения исследователей не всегда были однозначны относительно творчества этого художника. Так, Д.А. Ровинский, побывавший в зале с работами Шмидта в Дрезденской галерее, нелестно отозвался о его творчестве: «Все заурядные портреты, написанные пастелью, очень красиво и гладко, но ничем не выдающиеся в художественном отношении»[8]. В то же время в главе «Русские портреты» издания Великого князя Николая Михайловича можно прочитать, что пастели Иоганна Шмидта характерны «необыкновенной законченностью, мягкостью письма и выразительностью лиц, а также старательной обработкой деталей»[9].

Шмидт провел в Петербурге два года – с 1784-1785. Его покровительницей стала супруга будущего царя Павла IМария Федоровна, сделавшая пребывания художника в России достаточно плодотворным. Заказчиками Шмидта в России были разнообразные люди, к которым относилась и сама Мария Федоровна.

На данный момент в Государственном историческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственном Эрмитаже хранится четырнадцать портретов И.Г. Шмидта, а в литературе встречается упоминание еще о двенадцати портретах.

Шмидт пишет небольшие портреты, не больше 30 сантиметров в высоту, в качестве основы используя пергамент. Форма портретов является разной – это круг, овал, прямоугольник и восьмиугольник. Как правило, модели на его картинах изображаются погрудно, лицо анфас, а тело – в легком повороте. В качестве фона он использовал теплый коричневый цвет. В сдержанную гамму художник любил вносить яркие акценты – яркий синий кафтан, голубую ленту, розовый воротничок. Шмидт точно передает «воздушную прозрачность кружева, блеск атласа, переливы муара, мягкую матовость кожи и блеск глаз персонажа, всегда смотрящего прямо в глаза зрителю». Интересной деталью портретов художника является отчетливая или едва уловимая улыбка, которая смягчает чересчур пристальный взгляд, а также придает живость общим чертам модели.

Шмидт часто создавал парные портреты, к его лучшим произведениям относятся парные портретов супругов фон Шильдер из Третьяковки – Андрея Михайловича и Каролины-Варвары-Розы. Изображение мужчины выдержано в спокойных коричневых тонах, где яркими белыми пятнами выделяются лишь пудреные волосы и кружевной платок. Все внимание зрителя художник сосредотачивает на лице модели – оно спокойное с яркими голубыми глазами. Женское изображение более нарядно – дама одета в платье цвета морской волны и атласный бант. Ее нежная перламутрово-розовая кожа как будто светится изнутри, и на е фоне глаза кажутся практически черными. Персонажи смотрят прямо на зрителя, но при этом они отстранены и как будто витают в своем мире.

Из всех работ Иоганна Шмидта в России наиболее известен портрет Суворова, который он написал в Праге в январе 1800 года. Данный портрет даже положил начало «типу Шмидта», в соответствии с которым были созданы впоследствии многочисленные изображения полководца – как в технике масляной живописи, так и гравюры.

Этот портрет выполнен пастелью на пергаменте, который натянут на восьмиугольный подрамник. Суворов изображен здесь в белом австрийском мундире, украшенном многочисленными наградами. Картина плохо сохранилась – ее красочный слой сильно потерся и частично осыпался, в результате чего утратил бархатистость, характерную для пастели. Но и в таком состоянии в изображении прослеживается острота образа и характерность. Художник написал образ Суворова, когда полководцу уже пошел седьмой десяток, однако по фигуре на портрете это нельзя сказать. Шмидт передал «знаменитый задиристый хохолок на макушке, внимательный взгляд, которому придает насмешливое выражение слегка приподнятая бровь; на губах – как будто бы предчувствие улыбки»[10], - отмечает Перова.

Данный портрет занимает особое место в формировании иконографии Суворова – это его последнее прижизненное изображение. В нем Шмидту удалось создать характерный и яркий образ, ставший каноническим.

 

Заключение

Пастельный портрет в России XVIIIвека имеет свои особенности развития. Эта техника появилась в Европе, поэтому первоначально она была завезена европейскими мастерами, а затем получила воплощение в популярном в России жанре камерного портрета. Наиболее известными представителями российской пастели XVIIIвека являются художники И. Барду и И.Г. Шмидт, которые создали выдающиеся произведения в этой технике. Так, Шмидт создал «канонический» портрет Суворова, который является одним из самых достоверных изображений полководца.

Технико-технологические особенности пастели имеют важное значения для атрибуции произведений. Так, при помощи технических средств можно по рисунку, манере штриховки и наложению бликов определить авторство неподписанных работ.

Пастель несет в себе саморазрушающее начало, что следует из состава пастельных мелков, методов работы и фиксации самого изображения. Это делает пастель чувствительной к любому механическому воздействию, а ее фиксацию – невозможной без необратимого изменения внешнего вида пастели. Единственный верный способ ее сохранения – постоянное содержание в специальных музейных условиях.

Как техника, пастель продолжает существовать и в последующие столетия, вплоть до нашего времени. Именно поэтому важно изучать пастельные произведения, созданные в разные эпохи, во многом и потому, что их детальный анализ может помочь лучше разобраться в бытовании этой техники и открыть ее новые живописные возможности.

 


Список использованной литературы:

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М: «Изобразительное искусство», 1985

2. Плотникова Е. Бабочки в цветочном саду искусств. Шедевры пастели из фондов Третьяковской галереи [Электронный ресурс] URL:http://ricolor.org/history/cu/picture/history/pastel/ (Дата обращения: 04.06.2020).

3. Перова Е.Г. Пастельный портрет XVIII века в России (история, атрибуция, сохранность, реставрация): автореферат дисс. канд. иск. [Электронный ресурс] URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002734233#?page=12 (Дата обращения: 04.06.2020).

4. Перова Е.Г. Технико-технологические исследования и новая атрибуция произведений Иоганна Барду из коллекции ГИМ. 2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.jenny-jenn.narod.ru/text_art/bardou.htm (Дата обращения: 04.06.20200

5. Перова Е.Г. Иоганн Генрих Шмидт – знаменитый и забытый. 2003 [Электронный ресурс] URL: http://jenny-jenn.narod.ru/text_art/schmidt.htm (Дата обращения: 04.06.2020)

 

 


Приложение


И.Г Шмидт. Портрет Шильдер Андрея Михайловича, 1780-е.

И.Г Шмидт. ПортретШильдер Каролины Варвары Розы, 1780-е.

 

 

 

И.Г Шмидт. ПортретСуворова А.В. (1800, с натуры в Праге).

Иоганн Барду, Голицына П.И. (княгиня), 18 век.

 

 

Иоганн Барду
 

, Голицына А.А. (княгиня), 18 век.


Иоганн Барду,Голицын М.М. (князь), 1786.

 

 

Иоганн Барду,Головкин Юрий Александрович, пастель, 1789.

 


[1]Плотникова Е. Бабочки в цветочном саду искусств. Шедевры пастели из фондов Третьяковской галереи [Электронный ресурс] URL:http://ricolor.org/history/cu/picture/history/pastel/ (Дата обращения: 04.06.2020)

[2] Перова Е.Г. Пастельный портрет XVIIIвека в России (история, атрибуция, сохранность, реставрация): автореферат дисс. канд. иск. [Электронный ресурс] URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002734233#?page=12 (Дата обращения: 04.06.2020)

[3]Плотникова Е. Бабочки в цветочном саду искусств. Шедевры пастели из фондов Третьяковской галереи [Электронный ресурс] URL:http://ricolor.org/history/cu/picture/history/pastel/ (Дата обращения: 04.06.2020)

[4]Перова Е.Г. Пастельный портрет XVIII века в России (история, атрибуция, сохранность, реставрация): автореферат дисс. канд. иск. [Электронный ресурс] URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002734233#?page=12 (Дата обращения: 04.06.2020).

[5] Перова Е.Г. Технико-технологические исследования и новая атрибуция произведений Иоганна Барду из коллекции ГИМ. 2004 [Электронный ресурс] URL: http://www.jenny-jenn.narod.ru/text_art/bardou.htm(Дата обращения: 04.06.2020)

[6]Перова Е.Г. Технико-технологические исследования и новая атрибуция произведений Иоганна Барду из коллекции ГИМ. 2004 [Электронный ресурс] URL: http://www.jenny-jenn.narod.ru/text_art/bardou.htm (Дата обращения: 04.06.2020)

[7] Там же.

[8] Перова Е.Г. Иоганн Генрих Шмидт – знаменитый и забытый. 2003 [Электронный ресурс] URL:http://jenny-jenn.narod.ru/text_art/schmidt.htm (Дата обращения: 04.06.2020)

[9]Перова Е.Г. Иоганн Генрих Шмидт – знаменитый и забытый. 2003 [Электронный ресурс] URL: http://jenny-jenn.narod.ru/text_art/schmidt.htm (Дата обращения: 04.06.2020)

[10]Перова Е.Г. Иоганн Генрих Шмидт – знаменитый и забытый. 2003 [Электронный ресурс] URL: http://jenny-jenn.narod.ru/text_art/schmidt.htm (Дата обращения: 04.06.2020)

[11]Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М: «Изобразительное искусство», 1985, стр. 151

[12] Там же, стр. 151

[13]Перова Е.Г. Пастельный портрет XVIII века в России (история, атрибуция, сохранность, реставрация): автореферат дисс. канд. иск. [Электронный ресурс] URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002734233#?page=12 (Дата обращения: 04.06.2020).

[14] Там же.

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Кафедра истории искусств и музееведения

РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Пастельный портрет в искусстве XVIII в. Особенности техники на примере творчества Иоганна Барду и Иоганна Генриха Шмидта

Исполнитель:

студентка 1 курса

группы УГИЗ-193404

заочного отделения

Кокорина Л.П

Преподаватель:

                                                                             Мережников А. Н.

 

 

Екатеринбург, 2020

Оглавление

Введение. 3

ГЛАВА 1. История развития пастельной техники в искусстве XVIII в. 5

1.1. Появление и развитие техники пастели в Европе XVIII в. 5

1.2. Появление и развитие техники пастели в России XVIII в. Иностранные художники, работавшие в России, и российские художники- пастелисты XVIII. 6

ГЛАВА 2. Творческое наследие Иоганна Барду и Иоганна Генриха Шмидта. 8

2.1. Особенности манеры И. Барду. 8

2.2. Наследие И.Г. Шмидта. 10

ГЛАВА 3. Анализ проблематики пастельной техники. 14

3.1. Общая характеристика пастельной техники. 14

3.2. Материал и влияние технико-технологических особенностей на возможности атрибуции произведений в технике пастели. 15

3.3. Сохранность. Влияние условий хранения и реставрация. 16

Заключение. 18

Список использованной литературы: 19

Приложение………………………………………………………...……………20

 


Введение

Пастель – одна из самых популярных техник в искусстве, которая находится на границе между графикой и живописью. Пастелью принято называть цветные мелки, которые изготовляются из красочного порошка минерального и синтетического происхождения, а также произведения, выполненные данным материалом.

Появление пастели относится к XVстолетию, однако своего расцвета эта техника достигла в XVIIIвеке – сначала в Европе, а позднее – в России.

В данной работе мы рассмотрим историю возникновения и развития техники пастели в искусстве, проанализируем творчество двух художников-пастелистов – Иоганна Барду и Иоганна Георга Шмидта, которые работали в России. Также мы рассмотрим проблематику пастельной техники, особенности ее материала и сохранности произведений, выполненных с ее использованием.

Степень изученности произведений, выполненных в пастели, является минимальной. Вероятно, это связано с тем, что пастель традиционно не считалась серьезной техникой, подобной масляной живописи. Кроме того, пастельные произведения носили камерный характер и потому не были доступны широкому кругу зрителей. Важнейшим вкладом в изучение пастельной техники являются работы Евгении Георгиевны Перовой – «Пастельный портрет XVIIIвека в России (история, атрибуция, сохранность, реставрация)», автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (2004); статьи «Иоганн Генрих Шмидт – знаменитый и забытый» (2003), «Технико-технологические исследования и новая атрибуция произведений Иоганна Барду из коллекции ГИМ» (2004). Кроме того, мы обращались к фундаментальному труду Б.Р. Виппера «Введение в историческое изучение искусства» (1985), а также к статье Е. Плотниковой «Бабочки в цветочном саду искусства. Шедевры пастели из фондов Третьяковской галереи».

Целью нашей работы является изучение техники пастели XVIIIвека, а также анализ ее проблематики.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотрение истории возникновения и развития техники пастели в искусствеXVIIIстолетия;

- анализ творчества двух художников-пастелистов – Иоганна Барду и Иоганна Георга Шмидта, работавших в России в указанный период;

- анализ проблематики пастельной техники, особенностей ее материала и сохранности произведений, выполненных с ее использованием.

 

 



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.