Бывали ли с императорами «транспортные происшествия», требовавшие хирургического вмешательства — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Бывали ли с императорами «транспортные происшествия», требовавшие хирургического вмешательства

2023-01-02 70
Бывали ли с императорами «транспортные происшествия», требовавшие хирургического вмешательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Транспортные травмы» случались почти со всеми монархами. Как это ни удивительно, но кареты переворачивались, а монархи и великие князья вылетали из них с непредсказуемыми последствиями. Характер полученных травм бывал разный и часто зависел от технологического уровня транспортного средства. Так или иначе, бесконечные версты традиционно плохих российских дорог преподносили самые неожиданные сюрпризы.

Так, осенью 1821 г. Александра I едва не выбросило из коляски. Как вспоминал его врач, «кучер Илья Байков, не могши рассмотреть дороги, наехал колесом на рытвину и сделал такой толчок, что государь, дремавший в то время в закрытой коляске, подскочил так сильно вверх, что получил довольно сильный ушиб в голову с небольшою царапиною в коже, несмотря на то, что на нем была фуражка».[712]

8 июля 1822 г. великий князь Николай Павлович выпал из кабриолета, «ушиб голову и ногу, рана на голове, обе кровоточат». Конечно, придворные врачи И. Ф. Рюль и В. П. Крайтон оказали будущему императору всю необходимую помощь. Как упоминалось выше, в результате такого же «транспортного происшествия» Николай I сломал ключицу.

В 1856 г. на рейде Кронштадта паровая колесная яхта Александра II «Александрия» столкнулась с клипером «Джигит». Примечательно, что сама история столкновения хорошо известна, но о том, что Александр II получил серьезную травму во время этого происшествия, рассказывает только архивный документ.[713] Тогда при маневрировании «клипер налетел на пароход „Александрия“ и разбил у него верхнюю часть кормы вдребезги, а остальную часть размочалил, во время столкновения Государь Император Александр II изволил завтракать и силою удара Государя сбросило с сиденья, при чем голова лежала у камбуза вблизи железного косяка, лежал полу‑убитый в бесчувствии несколько минут, я первый подавал помощь».[714] Таким образом, сила удара во время столкновения судов была такова, что Александр II на несколько минут потерял сознание, едва не разбив голову о железный косяк в первый год своего царствования.

В начале декабря 1883 г. Александр III, выпав на охоте из саней, получил закрытый перелом костей предплечья. Не желая привлекать врачей, он три дня терпел боль, но после появления опухоли ему пришлось обратиться за медицинской помощью. Как вспоминают мемуаристы, у него началось воспаление надкостницы.[715] По словам К. П. Победоносцева, в обществе немедленно «пошли гулять тревожные и вздорные слухи», связанные с утверждениями, что «в государя стреляли».[716] После согласования с министром внутренних дел достоверная информация о состоянии здоровья царя была опубликована в официальном «Правительственном вестнике».

Но самым тяжелым «транспортным происшествием» стала железнодорожная катастрофа близ станции Борки, 18 октября 1888 г., едва не унесшая жизнь всей семьи Александра III.

Тогда семья Александра III, собравшаяся на завтрак в вагоне‑столовой, оказалась погребенной под обломками вагона в результате железнодорожной катастрофы. Причиной произошедшего стало значительное превышение скорости тяжелого царского состава (64 версты в час) и дефекты при строительстве самой железной дороги. В этой катастрофе погибло 23 человека. То, что погиб лакей, наливавший сливки в чай Александру III, а семья не пострадала, справедливо воспринималось ими, как божественное провидение.[717]

Семья уцелела, но травмы, конечно, были. Так, у императрицы Марии Федоровны оказалась «помята» левая рука, ушиблена спина у 6‑летней великой княжны Ольги, которую выбросило в окно на крутую насыпь. Сам император пострадал от ушиба спины. Все были в больших и малых порезах от разбившейся посуды. Императрица Мария Федоровна через несколько дней после произошедшего писала родителям, что в момент катастрофы «Ольга была выброшена из своего вагона, и она упала с высокой насыпи, но не получила никаких повреждений».[718] О царе императрица писала, что «Саша сильно защемил ногу… потом он несколько дней хромал, и нога его была совершенно черная от бедра до колена».[719] Все остальные, по словам Марии Федоровны, «были с окровавленными лицами и руками, частично это была кровь от ран из‑за осколков стекла, но в основном это была кровь тех бедных людей, которая попала на нас».[720]

Уже в день катастрофы А. В. Богданович записала в дневнике, что «Раухфус (доктор) боится, что будут последствия у великой княгини Ольги от падения».[721] Великий князь Константин Константинович после встречи 22 октября 1888 г. в Гатчине спасшейся семьи записал: «Они в один голос говорят, что как бы воскресли из мертвых и вступили в новую жизнь. Словно с войны возвращались они с перевязанными руками, головами».[722]

 

 

Крушение в Борках. 1888 г.

 

М. Зичи. Железнодорожная катастрофа под Борками. 1888 г.

 

Естественно, вокруг этого события возникло множество мифов, самый распространенный из которых описан С. Ю. Витте. По его словам, «вся крыша столового вагона упала на императора, и он только благодаря своей гигантской силе удержал эту крышу на своей спине, и она никого не задавила».[723] На самом деле в момент крушения поезда стены вагона сдвинулись и задержали падение крыши.[724]

Из медиков на месте крушения были лейб‑хирург императора Г. И. Гирш и ехавший в уцелевшем свитском поезде педиатр К. А. Раухфус. Фельдшер Х. Чекувер погиб при крушении. Первичную помощь раненым оказывали военный врач 121‑го Пензенского полка доктор Бирюкович и два фельдшера. Харьковский профессор‑хирург В. Ф. Грубе вспоминал, что в день катастрофы шел холодный проливной дождь с пронизывающим ветром, поэтому, чтобы хоть немного согреть раненых, развели костры. Для перевязок раненых использовались все подручные материалы и, в том числе, белье императрицы. Сам император Александр III, несмотря на полученную травму, оставался возле раненых до тех пор, пока все они не были погружены в вагоны.

Медики из Харькова в спешно сформированном санитарном поезде прибыли на место катастрофы только в 17 часов 45 мин. После того как поезд с ранеными прибыл в Харьков, их разместили в различных городских больницах.[725] По материалам проведенного следствия было установлено, что во время катастрофы погиб 21 человек и ранены 24 человека. Позже из числа раненых умерли двое.[726]

19 октября 1888 г. Александр III прибыл в Харьков и посетил всех пострадавших во время катастрофы. Впоследствии профессора В. Ф. Грубе ежедневно запрашивали по телеграфу из Гатчины и Аничкова дворца о состоянии здоровья раненых. В. Ф. Грубе писал, что некоторые из ранений были очень серьезны и одному из больных сделана пересадка кожи. Судя по воспоминаниям хирурга, для операции использовалась лягушачья кожа. «Всего было трансплантировано 34 кусочка кожи, взятой с брюшной поверхности лягушки, причем только две из них не принялись».[727] В заключение хирург отмечал, что на то время в России не была отработана система оказания медицинской помощи при железнодорожных катастрофах, так как даже лицам, ехавшим в императорском поезде, «первое серьезное медицинское пособие» было оказано только «через 6 часов после катастрофы. Покой и отдых предоставлены им были через 12 часов».[728]

Катастрофа имела трагические последствия и для Александра III, однако они проявились позже. Витте в «Воспоминаниях» неоднократно возвращается к событиям октября 1888 г.: «Он вообще всегда был очень бледен и имел вид малокровный; в особенности же он стал выглядеть болезненным после катастрофы в Борках»;[729] «Говорили, что у Государя болезнь почек; многие приписывали эту болезнь тому, что он надорвал себя во время катастрофы в Борках при крушении императорского поезда».[730] О причинах этой болезненности было известно многим. Художник М. А. Зичи,[731] постоянно сопровождавший царскую семью, писал, что после катастрофы «у Государя оказался сплющенным серебряный портсигар в кармане с правой стороны».[732] Граф С. Д. Шереметев упоминал, что когда царь после катастрофы посетил Успенский собор Московского Кремля, то он «слегка хромал» и в соборе «с трудом становился на колени».[733] Витте сообщал: «некоторые думают, что и болезнь, от которой он почил, была результатом этого потрясения».[734]

 

Профессор В. Ф. Грубе

 

Наиболее авторитетно здесь свидетельство проф. В. Ф. Грубе, которого, по словам проф. Н. А. Вельяминова, Александр III «очень любил и уважал… после того, как лично видел его отношение к раненым при катастрофе в Борках».[735] Грубе писал, что во время его пребывания в Петербурге в январе 1889 г., то есть спустя два с половиной месяца после катастрофы, его приняли в Аничковом дворце. Александр III жаловался ему, что «со дня крушения ощущает боль в правом бедре, как раз в том месте, против которого приходилась папиросница в кармане брюк, а также в пояснице и выше, причем подробно и точно указал мне все места, где ощущались боли».[736] Поэтому врач утверждал, что он «глубоко убежден, что Его недуг, приведший к роковому исходу, ведет начало со времени крушения поезда. Страшное сотрясение всего тела при падении коснулось особенно области почек. Указание на определенные точки, сделанные государем во время беседы со мной 11 января 1889 г., служат главной основой такого моего мнения».[737]

Катастрофа в Борках еще долго напоминала о себе и другим членам семьи Александра III. К середине января 1889 г. не прошел ушиб руки у императрицы. Особенно родителей заботило состояние 6‑летней великой княжны Ольги, «которая испытывала после катастрофы непреодолимый страх ко всякого рода езде».[738] Спустя четыре года В. Н. Ламздорф записал в дневнике в январе 1892 г.: «В городе уже говорят, что известного массажиста[739] выписали вовсе не для императрицы, а для молодых княжон, т. к. Ксения Александровна имеет нарост на боку, а Ольга Александровна несколько кривобока, после того как она упала в Борках».[740]

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.