Черная «бригада» месье Анри (1940) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Черная «бригада» месье Анри (1940)

2023-01-02 50
Черная «бригада» месье Анри (1940) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Когда переписывают историю, меняют названия улиц, но вот перенумеровать дом пытались лишь однажды. С улицы Лористон, 93, недавно съехала Франко-арабская торговая палата, обидевшаяся на то, что мэрия отнеслась к ее требованию сменить номер дома на 91-бис с вежливым терпением психиатра.

Во время оккупации этот дом, по воспоминаниям кинокритика-нациста Люсьена Ребате, выглядел так: «Едва войдя, погружаешься в гангстерский фильм. Повсюду типы с жуткими рожами, готовые фигуранты для „Лица со шрамом“, охраняют коридор, закинув ноги на столы в анфиладах комнат, многие — без пиджаков, вот с текущими пушками на бедрах».

Протокольными были у них и рожи, и прошлое, и будущее. Да и настоящее тоже, несмотря на имевшееся у каждого удостоверение немецкой полиции. Но, во-первых, это были хоть и настоящие, но документы прикрытия. Во-вторых, на всех подлинных удостоверений не хватало, и приходилось самим печатать дополнительные тиражи. В-третьих, как с такой ксивой, да не пойти на дело.

Короче говоря, четырехэтажный особняк, конфискованный у бежавшего в США Иосифа Вейнберга, занимала контора, известная — несмотря на то, что из-под крыла абвера она перейдет в ведение гестапо лишь в середине войны, — как французское гестапо.

Собственно говоря, настоящее, немецкое гестапо в Париже было одно — на авеню Фош. Французских же, полулегальных формирований, которые для простоты тоже называли гестапо — не менее семи. Лучшие люди «корсиканского гестапо» с бульвара Фландрен полегли в вендетте с улицей Лористон. Над «грузинским гестапо» на авеню Ваграм, 52, чуть ли ни реял триколор с двуглавым орлом, и заправлял им действительно грузин Анри Одичария, а в подручных у него ходили перс Обершмуклер, бразилец Гама и русский Кащенко. Шеф «гестапо из Нейи» Фредерик Мартен сменил фамилию на Рюди де Мерод и именовал себя князем. А еще в одном гестапо загубил сотни жизней опаснейший агент Ги де Маршере, утонченный пианист, полиглот и белоэмигрант. На суде он объяснит, что был одержим дьяволом — такое древнее проклятие лежит на роде Маршере.

Но в легенду вошло гестапо на Лористон. Его шеф Анри Лафон не был одержим дьяволом, а просто наряжался им на костюмированных балах.

 

* * *

Одни говорят, что улица четыре года не могла уснуть из-за нечеловеческих криков истязаемых патриотов. Другие — что пытали по другим адресам, благо гестаповцы реквизировали еще несколько домов, включая бывшее посольство США, а кричали от восторга девушки на еженощных оргиях. Третьи — что в доме не было места ни для пыток, ни для оргий: только скучные кабинеты.

Легенда же гласит, что там вырывали ногти, пели — не кто-нибудь, а Тино Росси, Морис Шевалье, — отрезали головы, пировали, курили опиум, кололись и совокуплялись одновременно и непрерывно. И «месье Анри» еженощно объезжал бары и бордели на белом «бентли» с чернокожим шофером. И весь Париж знал, что сказочных размеров алый букет на заднем сиденье предназначен для звезды кабаре «Бель-ами» Кармен Пальмы, которую, хотя она немецкая еврейка, никто не тронет, потому что она великая любовь «месье Анри». И весь Париж был готов отдать последнее за номер его телефона, потому что он мог все, даже вытащить человека из эшелона на полпути в Освенцим, и охотно вытаскивал, и порой не брал денег, потому что не знал, что делать с деньгами, которые у него уже есть.

И даже Лаваль, премьер Виши, раздобыл заветный телефончик, потому что даже ему помочь мог только Лафон. И серийный убийца, доктор Петио (38), напевая, утрамбовывал в домашний крематорий тех, кто скрысятничал у «месье Анри» тонну-другую золота. И миллиардеры, короли черного рынка, били с «месье Анри» по рукам и открывали шампанское за удачный гешефт, и его не смущало, что они путают французский с идишем и зовут их Мендель Школьников или Жозеф Жоановичи (42). И немецкие патрули удалялись на цыпочках, когда повздорившие «типы» выхватывали на людях свои пушки. И даже, когда те, обнаглев, обнесли склад продуктовых карточек, постреляв солдат вермахта, немецкие власти лишь попросили, чтоб они так больше не делали.

Легенду о французском гестапо не отличить от его подлинной истории. Реальность оккупированного Парижа уже ирреальна. Французское гестапо ирреально вдвойне.

Представьте себе такую картину. «Месье Анри» растолковывает хозяину ресторана, что затовариваться на черном рынке и работать во время комендантского часа запрещено. Но, если очень хочется, надо делиться. А то, не ровен час, в подсобке найдут английского парашютиста, а в зале — стволы, гранаты и коммунистические прокламации. Хозяин, оценив шутку, смеется. Лафон, пожав плечами, удаляется, чтобы через пару дней вернуться вдесятером: стволы наперевес, «Немецкая полиция!», пинками опрокинутые столики.

И тут же из подсобки выбегает, подняв руки и бормоча по-английски — «Сдаюсь, сдаюсь», — человек в форме королевских ВВС. чуть ли не с парашютом за спиной. Гестаповцы вытаскивают из-под столиков листовки и гранаты, хозяину уже сломали нос и ставят беднягу к стенке.

Но тут один головорез прячет пистолет и, почтительно кланяясь, просит автограф у актера-кумира, Жана Маре или Рэмю. А тот узнает в бандите легендарного футболиста Александра Виллаплана. И всем сразу становится хорошо. За исключением тех, кого походя — по подозрению, за косой взгляд, из коммерческого интереса или по старой памяти — уже увезли в никуда и навсегда на черном «ситроене».

Даже если эта история — вымысел очевидца, каждая деталь абсолютно достоверна. Включая то, что Лафон на всякий случай «приватизировал» сбитых летчиков, пойманных его людьми.

Да что там летчики. Когда в засаду угодила подпольщица Женевьева де Голль, племянница генерала, на Лористон долго думали, куда бы припрятать такую надежную валюту, как она, на которую, в случае чего, можно обменять собственную жизнь. Разум все же взял верх, ее отдали немцам.

Какое ж это гестапо?! Это же банда, банда, банда!

Ну да, банда. «Банда Бонни-Лафона».

К 1939 году «месье Анри» завязал, под именем Лафона держал гараж на рабочей окраине Парижа Порт-де-Лила и поставлял завтраки префектуре полиции. В мае 1940 года за ним пришли — он числился в розыске. Немцы прорвали фронт, арестантов гнали на юг, под пулями ошалевшего конвоя и бомбами. При очередном налете Лафон бежал, а заодно спас трех немцев. Оказалось — агенты абвера. Оценив наметанным глазом интеллект, авторитет и смелость Лафона, они предложили ему работу. Можно было, конечно, жить своей жизнью, но — до первого «флика»: по совокупности сроков по нему уже плакала гвианская каторга. И Лафон стал предателем.

Но что он предал, скажите на милость? Ведь у «тружеников ночи», как у пролетариев, нет отечества.

Лафон проявил инициативу и прекрасно зарекомендовал себя. Из еще не оккупированной Тулузы он выкрал досаждавшего немцам бельгийского агента Ламбрехта, обработал его так, что тот выдал шестьсот человек, и привез в Париж в багажнике. Абвер понял: с этим парнем не пропадешь.

В августе 1940 года обитатели тюрьмы Френ щипали друг друга в надежде не проснуться: им было видение.

Всем известный «месье Анри» не плелся по коридору в «браслетах», а, окруженный немчурой, командовал:

«Мне нужен вот этот, тот, лысый, и еще… И ты здесь, Боксер? Ну, здравствуй».

Лафон набирал свою бригаду — свое «гестапо»: «Ты свободен, но будешь обращаться ко мне, патрон». Высший криминальный свет: Безумный Пьеро (39), Мамонт, Лысый, Красноносый и Культяпый, Шкары, Рири-амери-канец, Седой, он же — Жо Террор, Бледный Робер. Впрочем, говорят, что «патрон» никого не неволил: кто хотел работать с ним, тот оставался, а тем, кто не хотел, Лафон от чистого сердца дарил свободу.

В 1944 году капитан СС и натурализовавшийся немец Лафон скажет перед расстрелом, что немцы ему не нравились и, если б его позвало Сопротивление, а не абвер, он пошел быне раздумывая, но о Сопротивлении тогда никто не слышал.

Бонни перед расстрелом напишет жене: «Я был созданием, клейменным безжалостным роком, унесенным течением, разбившим меня о рифы». Тоже мне, «проклятый поэт» нашелся.

Двадцатидвухлетнего провинциала Бонни в 1918 году перевели в Париж за талант, фанатичную любовь к работе и трудоспособность. В 1923-м он разрешил, как разрубил, дело об-исчезновении промышленника Кеменера: вдруг нашел в многократно обысканном доме Сезнека, его партнера, решающую улику — пишущую машинку. Сезнек получил пожизненную каторгу.

Теперь Бонни считают фальсификатором. Тогда — объявили звездой.

Энглизированного щеголя-инспектора на обысках сопровождала толпа репортеров, газеты сообщали о каждом его чихе. «Флик» Бонни умер, родился друг политиков, способный решить любую проблему. Например, спасти кабинет Эррио, подкинув в 1924 году кокаин шантажистке, угрожавшей премьеру. Или — крышевать торговлю контрабандными американскими лимузинами.

Он все чаще лажал: в Париже пропала актриса Джанет Макдональд, и он нашел ее убийц, и уже вот-вот должен был найти тело, а она обнаружилась в США. В 1934 году, выжимая из вдовы афериста Ставиского (24) компромат на префекта Кьяппа, Бонни так увлекся, что не сразу понял, о чем идет речь, когда его самого обвинили во взятках, пусть и смешных: старший инспектор якобы брал мзду костюмами и пальто. До поры до времени спасали найденные вдруг улики (корешки от чековой книжки Ставиского — за эту находку Бонни и возвели в «спасители родины») или эффектные, но бессмысленные аресты.

Дело о гибели советника Пренса (5), расследовавшего связи Ставиского с властями, он то ли завалил, то ли развалил, после чего впал в немилость и бушевал в кулуарах: «Меня достали эти подонки. Я из-за них влип. Они заработали кучу денег, они в правительстве. Если меня выгонят, я все выложу о деле Сезнека, я тогда так рисковал». Бонни услышали и выставили на улицу с бонусом — условным трехлетним сроком за коррупцию: в 1937 году последовал еще один приговор.

Его сын Жак утверждает, что перед смертью папа признался ему и знаменитому судебно-медицинскому эксперту доктору Полю: это он убил Пренса.

Подавив гордость, Бонни пошел в сексоты и в 1938 году заманил в ловушку Делонкля, вождя заговорщиков-кагуляров (36). Но есть правда на земле. В 1941 году из уст шефа гестапо, полковника Кнохена прозвучало долгожданное: «С вами обошлись недостойно. Мы способны оценить вас по достоинству».

Так и Бонни предал родину.

На первых порах в Лафоне и его людях как в карателях немцы не нуждались: карать было некого. Но только люди без страха и совести, знающие все ходы и выходы, умеющие найти и забрать все, что плохо лежит или хорошо спрятано, могли помочь Рейху выкачать из Франции все ценное. Их содержание к тому же немцам не стоило ничего. Просто банде гарантировали полную безнаказанность.

Немцы и глазом не моргнули, как «месье Анри» подмял весь бизнес — и черный, и белый — от торговли маслом до проституции. Добычей — а это были эшелоны мануфактуры, тонны золота, сотни тонн металла, особняки, забитые антиквариатом — Лафон делился с рейхом по-братски. До сих пор неизвестна судьба ста восьмидесяти из трехсот тридцати трех картин фламандских и голландских мастеров XVII–XVIII веков из коллекции Адольфа Шлосса. В сентябре 1942 года три бандита с Ло-ристон захватили ее — по заказу чуть ли не самого Геринга — в еще не оккупированной южной зоне, а от полицейской погони укрылись с добычей за стенами немецкой казармы в Ангулеме. Налет вызвал такой скандал, что Геринг не захотел иметь с похитителями никаких дел.

За припрятанными ценностями бандиты приходили якобы с обыском: ежедневно «фальшивые полицейские» совершали по нескольку грабежей. За запрещенными к хранению и купле-продаже золотом и валютой являлись под видом покупателей. Барыги уступали им все за десять-тридцать процентов от стоимости. Евреи — даром, радуясь уже тому, что к ним пришло хоть и гестапо, но не совсем настоящее, которому нужна была не их жизнь, а только кошелек.

Чисто коммерческий период длился недолго. Выступил вооруженный враг: диверсанты и шпионы, потом — целое подполье голлистов и коммунистов, затем — партизаны. Банду бросили в бой. В бандитский рай внесли здоровое административное начало. На Лористон пришел Бонни, привел с собой еще троих обиженных экс-сыскарей, убедился, что гестапо до сих пор не завело ни одного дела и все допросы проводило без протоколов, глубоко вздохнул и стал налаживать канцелярию, учить громил, как грамотно организовать «мышеловку» на провалившейся явке.

Крутилась все более и более кровавая карусель. К 1944 году во Франции шла гражданская война — со всем своим изуверством. Особенностью банды было то, что подпольщиков она воспринимала не как идейных врагов, а как конкурирующую банду. Благо среди них хватало «коллег».

Когда немцам стало совсем худо, гестапо бросили против партизан, а такой вид спорта был им совсем не по душе. Из подыхавших с голоду арабов (немцы взяли их в плен еще в 1940 году, но так и не придумали, что с ними делать) Лафон весной 1944-го собрал «североафриканскую бригаду» человек в пятьсот, которую бросили против бастующих рабочих «Пежо» и партизан. Арабы плохо воевали, но славно безобразничали. В конце концов их разоружили.

Вскоре свернулась и банда, не дожидаясь парижского восстания в августе 1944 года, о котором она наверняка знала заранее. Сожгли архивы — бюрократу Бонни от этого зрелища стало худо. Разделили общак. Разделились сами. Кто-то собрал автомобильные конвои, чтобы с семьями и любовницами прорываться в Испанию. Многие прорвались: так, Огюст Рикор выгодно инвестировал в мировую сеть трафика героина («Французский связной»), созданную марсельцами Карбоне и Спирито (50).

В Южной Америке он заслужит уважительные клички: Старик, Иль Комманданте, Мистер Героин. Многие сгинули в засадах: дрались отчаянно, попасть гестаповцам в руки партизан было не слаще, чем партизанам — в руки гестапо. Кто-то переметнулся на заранее подготовленные позиции в Сопротивлении и бил немцев с таким же усердием, с каким до этого бил подпольщиков. Бонни и Лафон с семьями далеко не ушли. Их убежище в Бургундии выдал Жоановичи.

В тюрьме к ним вернулись довоенные инстинкты. Матерый рецидивист молчал, хотя его били до полусмерти.

На основе показаний матерого шпика арестовали тысячу человек. Приговор Лафон выслушал с улыбкой, Бонни — осел на руки жандармов. Расстреляли их вместе 27 декабря 1944 года в числе восьми гестаповских заправил, включая Виллаплана. У расстрельного столба Лафон курил: так и умер с сигаретой.

 

* * *

Что это было?

Сон, в котором исполнялись все желания некрупного уголовника Лафона? Перед казнью он скажет адвокату:

«Я ни о чем не жалею, мадам, за четыре года среди орхидей, георгинов и „бентли“ надо платить. Я жил в десять раз быстрее всех остальных, вот и все. Передайте моему сыну, чтобы он никогда не имел дела с фраерами. Пусть будет мужчиной, как его отец».

Скоротечная, но блестящая попытка создать во Франции централизованную преступную власть а-ля «Коза ностра», где Лафон был «Боссом всех боссов», несравненно более удачливым и могущественным, чем любой Аль Капоне?

Или, судя по свите Лафона, которая играет короля, «Двор чудес» XX века? Здесь собрались все изгои Европы. Бандиты и дискредитированные «флики». «Графини гестапо» (26) — сонм экзотических авантюристок. Белоэмигранты, разорившиеся аристократы. Лесбиянки, двой-ные-тройные агенты, забывшие, на кого работают и изгнанные всеми нанимателями, просто садисты, вышедшие в тираж спортсмены. Негры, лишь в богемной и бандитской среде не страдавшие от расизма.

Взять хотя бы Виолетту Моррис. Дочь барона прославилась героизмом на фронтах Первой мировой: под Артуа в 1915 году она водила санитарную машину, в аду Вердена — служила вестовой. Обладательница семидесяти рекордов и наград, включая мировые, равно преуспела в метании тяжестей и диска, автомобильных и мотогонках, боксе — выходила она и против мужчин, — много в чем еще. Ее девизом было: «Все, что может мужчина, может и Виолетта». Выглядела как могучий мужик, ругалась как извозчик, ампутировала грудь, чтобы та не мешала управлять автомобилем. Катала с ветерком Жозефину Бейкер. В конце 1939 года отвезла своего друга Жана Кокто на фронт — навестить Жана Маре, — когда все мужчины струсили и отказались.

В 1930 году тридцатипятилетнюю Виолетту изгнали из спорта за аморальность — она, о ужас, носила брюки. Жила на барже с оставившей сцену актрисой Ивонной де Бре, алкоголичкой, по мнению современников похожей на бульдога. 27 декабря 1937 года застрелила какого-то нахала-легионера, забравшегося на ее плавсредство. Торговала запчастями в партнерстве с Жоржем Энно, более известным как Жо Террор. Звучный псевдоним придумал бандиту, причастному к аферам Ставиского, не кто иной, как Жорж Сименон, когда Энно в 1934 году опубликовал свои мемуары.

В 1936 году в пику французским спортивным чиновникам Гитлер не просто пригласил ее на Берлинскую олимпиаду, но и выделил место в ВИП-ложе. Говорят, тогда ее завербовал абвер — вербовщиком якобы была сама Эльзбет Шрагмюллер, легедарная «фройляйн Доктор», немецкая разведчица Первой мировой. Говорят, что «гиена гестапо» на Лористон с наслаждением пытала и насиловала женщин, что она нанесла колоссальный вред Сопротивлению, внедряя в него своих агентов, а к смерти ее приговорило руководство британской разведки. Утверждают и обратное: что Моррис была лишь интендантом гестапо, а про «гиену» придумали гомофобы. Как бы там ни было, 26 апреля 1944 года ее расстреляли из засады на деревенском проселке.

Не последняя часть «Двора чудес» — люди искусства, заполонившие Лористон. Одних кинозвезд там не счесть: Корин Люшер, Жинетт Леклерк, Дита Парло, Моник Жойс, Роже Дюшен (29), Иветт Лебон (14 августа 2011 года она отметила свою сто первую годовщину), Галла, Робер Ле Виган. Граждане «общества зрелищ» чувствовали, что надо спешить занимать места: спектакль, которые дает «месье Анри», долго в репертуаре не продержится, а такого спектакля Париж не видел и вряд ли еще когда-нибудь увидит.

 

 

P. S. Фантасмагорическая реальность французского гестапо лучше всего воссоздана в фильме Луи Маля «Лакомб Люсьен» (1974) по сценарию Патрика Модиано, для которого эта тема, начиная с романа «Площадь Звезды» (1968), является настоящим наваждением: отец писателя, которого он видел единственный раз в жизни, судя по всему, имел отношение к улице Лористон. В телефильме Дени Гранье-Деффера «Улица Лористон, 93» (2004) Лафона сыграл Даниель Руссо, Бонни — Кристиан Шарметан. Бонни также играли Клод Риш («Ставиский» Алена Рене, 1974), Николя Сильберг («Дело Пренса: самоубитые 1934 года», 1978) и Максим Леру (телефильм Ива Буассе «Дело Сезнека», 1993). Борделю «One, Two, Two», любимому гестаповцами, посвящен фильм Кристиана Жиона «One,Two, Two: улица Прованса, 122» (1978).

 

Глава 39

 

 

Улица Буасьер, 36

 

 

Безумный Пьеро (1946)

 

Ограбление ювелирного магазина Серафьяна, что на улице Буасьер, 36,6 ноября 1946 года выглядело как банальное, жестокое и возмутительно нелепое дело рук дешевого отморозка, которому спьяну втемяшилось подарить подруге «котлы» с камушками. Около двадцати часов, перед самым закрытием, в магазин ввалился элегантный, но едва стоящий на ногах невысокий клиент с остекленевшими глазами. Поглазев на недорогие часы, он вытащил револьвер. Жена ювелира заорала, сам он схватился с налетчиком, тот выстрелил, ранил Серафьяна, но позорно бежал и вскочил в поджидавший его автомобиль. Доблестный Серафьян бросился вслед за ним и закончил жизнь под колесами другого автомобиля, который сорвался с места вслед за машиной с налетчиком. Тем временем, пряча револьвер, недотепа-алкоголик по имени Пьер зацепил спусковым крючком за пояс и всадил себе в низ живота пулю — навылет.

Жо — так звали водителя — зарычал от бешенства. Он с самого начала был против, он пытался отговорить друга, поскольку видел, как дрожали руки Пьера, когда, отужинав устрицами, тот снаряжал револьвер, но спорить с Пьеро — себе дороже. Как же, он всем покажет, что и в алкогольной коме способен на подвиги.

Пьера поместили в клинику под именем Поля Шаплена, раненного на охоте. Срочная операция стабилизировала его состояние, но друзья опасались, что клиника ненадежна. 10 ноября двое в белых халатах перенесли Пьера на носилках в автомобиль. За рулем сидел колосс Абель: каменное лицо, титановый подбородок, стальной прищур. Раненого довезли до верного убежища, но на ухабистой дороге открылась рана: через три часа Пьера не стало. Ночью его закопали на острове Жилье на Сене.

Маринетт Шадефо, подруга Пьера, не дождавшись часиков, пропала без вести. Ходили слухи, что она стала заговариваться, обвиняя его друзей в убийстве. И, как ее ни увещевали, не замолкала и стала просто опасна. Тогда Маринетт отвезли на могилу любовника и выстрелили в затылок.

Еще говорили, что налет — инсценировка, скрывающая подлинные обстоятельства дела. А Пьер якобы погиб в карточной ссоре: партнер по покеру выстрелил в него из-под стола. Все, кто играл с Пьером, знали, что оружие на всякий случай стоит держать под рукой. Возможно и то, что на Буасьер Жо был не трезвее Пьера и смертельно ранил друга, прикрывая огнем его отход. А может, Маринетт была права, и друзья Пьеро прикончили его, не в силах больше выносить причуды лунатика-убийцы. Или же, кто знает, известная ревнивым характером Маринетт вполне могла и сама стрелять в любовника, тем более что для этого были основания, а потом пустилась в бега.

Ходили даже слухи, что Пьер собирался не грабить Серафьяна, а поквитаться с ним, а под личиной ювелира якобы скрывался нечестный скупщик краденого.

Да чего только не говорили. В уголовном мире несколько лет только и было разговоров, что о судьбе нелепо погибшего коллеги. Ведь недотепа и его друзья были легендами подполья. «Большой Жо» Аттиа — кавалер ордена Почетного легиона, герой Маутхаузена (46). Абель — «Мамонт» Данос. Ну а Пьер — не кто иной, как двадцативосьмилетний «враг общества номер один» Пьер Лутрель, — «Безумный Пьеро».

 

* * *

Он сбежал из дому в пятнадцать лет и нанялся юнгой на торговое судно — мечтал о кругосветке: при арестах он будет всегда указывать свою профессию — «навигатор». Но морё навевало тоску, тоска — припадки насилия. Он заделался в Марселе сутенером и вором по кличке Чемодан. Тюрьма, армия, из береговой артиллерии в Шербуре Пьер уже через четыре месяца загремел в дисциплинарные «африканские батальоны». Оттуда выходили или ногами вперед, или утеряв все человеческое. Лутрель вернулся на своих двоих. На память остались многочисленные татуировки, включая выколотое на гортани «Иншаллах».

Война подарила ему корочки сотрудника французского гестапо (37) и прозвище Пьеро Автомобиль: он обожал свой красный кабриолет. По барам и борделям с ним шлялась кинозвезда Жинетт Леклерк, кокетливо вешавшая на плечо автомат Пьеро.

Его боялись даже в гестапо. Когда 28 июня 1944 года его избили и вышвырнули из бара «Чаплин» на Монпарнасе, он вернулся с друзьями, обыскал, выстроив вдоль стен, клиентов и принялся методично расстреливать бутылки в баре. Примчавшегося на шум инспектора и осведомителя подполья Рикардо связали, избили, затолкали в автомобиль, где Пьеро несколько раз выстрелил в него. То ли Рикардо сумел выпрыгнуть из автомобиля, то ли его выкинули, посчитав мертвым, а для верности еще и проехались по нему, но произошло невероятное. Подобранный проституткой, он выкарабкался и жил еще долго. Военная комендатура — в пику гестапо — требовала головы негодяя.

7 июля Пьеро последний раз участвовал в рейде гестапо в кабаре «У Боба», где арестовали троих, в последний раз объехал кабаки, а закончил ночь в «Пти шапито» на улице Деламбр, где попрощался с корешами: «Пока, мальчики! Я — на Юг!» Пьеро исчез, а в Тулузе объявился лейтенант Дэрикур, отчаянный боевик группы «Моранж», казнившей предателей. Он застрелил немецкого офицера на центральной площади, отличился на баррикадах, «зачищал» освобожденный город от «предателей», попался на грабежах, но был освобожден почти с воинскими почестями и перешел под крыло Генеральной дирекции исследований и информации (DGER), самой секретной службы де Голля.

Пьеро не бежал из Парижа, как можно подумать, напуганный репрессиями за покушение на Рикардо. Он подготовил почву для перехода на другую сторону. Уже на улице Лористон с ним вошел в контакт внедренный туда голлистский агент. И в Тулузе Пьеро выложил перед командиром «Моранж» Русом все карты: так и так, я — гестаповец, хочу искупить.

Рус сохранил о нем наилучшие воспоминания, от которых не отрекся и спустя годы: «Лутрель был парнем, пышущим здоровьем, добродушным, веселым. Бесконечно симпатичным».

Его командировали в Испанию «разобраться» с миллиардером Менделем-Михаилом Школьниковым. Хотя, казалось бы, само его имя гарантировало бесплатный проезд в Освенцим, Михаил именно при немцах сколотил состояние на черном рынке. На одном лишь Лазурном Берегу при посредничестве Карбоне (50) он приобрел семьдесят пять особняков и двадцать восемь всемирно известных отелей: хозяева некоторых из них до сих пор не могут выпутаться из сплетенных Школьниковым финансовых паутин. А в одном из своих парижских особняков он якобы принимал самого Гиммлера: Мендель был официальным поставщиком не только германских ВМС, но и СС!

Школьников держал нос по ветру и сбежал, прихватив с собой драгоценностей на восемьсот миллионов, в Испанию еще весной 1944-го. От судьбы не уйдешь: труп Менделя нашли 17 июня 1945 года в сожженном автомобиле в тридцати километрах от Мадрида, на дороге в Бургос. То ли слишком сильный удар по голове не оглушил, как рассчитывали похитители, а убил Школьникова; то ли миллиардера хватил инфаркт на импровизиро-ванномцопросе; то ли, уколов его снотворным, ребята Пьеро ошиблись с дозировкой. Во всяком случае, команда Безумного с чувством выполненного долга вернулась на родину. Правда, в испанских газетах промелькнуло сообщение, что убийц задержала полиция. Но даже если и так, покровители из спецслужб быстро выменяли их у испанцев на каких-нибудь замешкавшихся во Франции франкистов.

Хотя брат Школьникова и опознал его тело, труп так обгорел, что, возможно, место выжиги, откупившегося от киллера и бежавшего в Латинскую Америку, занял в аду неизвестный бедолага. Во всяком случае, французское правосудие в гибель Менделя-Михаила не поверила:

8 мая 1950 года его заочно приговорят к смертной казни, конфискации имущества и выплате двухмиллиардного штрафа.

Тем же летом в марсельском баре «Багатель» некто Дегац окликнул Пьеро: «Я тебя знаю, ты работал на авеню Фош» (то есть в настоящем, немецком гестапо). Лутрель спокойно предложил выйти поговорить и расстрелял его во вращающихся дверях. Карьера спецагента пошла прахом.

Все дороги ведут на Пигаль: в кабаре «Ла рулотг» Безумный сколотил банду, прозванную за любовь к «ситроенам» «бандой на передних ведущих». Военное прошлое никто не ворошил: находясь по разные стороны баррикад, уголовники чтили свое братство и помогали друг другу. Теперь и гестаповцы, и партизаны снова стали самими собой — налетчиками.

Мамонт — экс-чемпион велосипедных гонок, настоящий Геркулес — в 1941 году делал грязную работу для комиссара Робера Блемана, истребителя немецких агентов в Марселе. Угодив в тюрьму за нападение на инкассаторов со смертельным исходом — это был исторический, самый первый налет в оккупированном Париже — Данос знал, что комиссар может его выручить. Но Блеман списал агента «на боевые»: Мамонт оскорбился, бежал из тюрьмы и подался в гестапо, оказывая попутно услуги Сопротивлению.

Гестаповцами были и Жюльен Ле Ни, и деловитый «Толстяк Жорж» Бушезейш, брезговавший насилием ради насилия, и храбрец Анри «Расписной итальяшка» Фе-фе, славившийся тем, что зловеще, чуть ли не сутками мог молчать, лишь с нехорошей улыбкой обводя друзей взглядом.

Юный тулузец Реймон Ноди был новичком в криминале. Пай-мальчик, ученик часовщика, ушел в партизаны, чтоб его не угнали в Германию. Он оказался прирожденным стрелком, диверсантом и, главное, человеком войны. Мирная жизнь ввергла его в черную меланхолию, от которой спас «Дерикур», высвистав на новую, криминальную войну. У Ноди была одна слабость: увидев «флика», он сразу стрелял. Рассудительный Мамонт считал, что это немного чересчур, но, в конце концов, у каждого свои недостатки.

Однажды дверь «Ла рулотг» распахнул скелет, похожий на Большого Жо: друзья уставились на него, как на выходца с того света. Аттиа в гестапо не прижился, перебежал в Сопротивление, но попался, его пытали. Друзья с трудом спасли его от смерти, убедив шефа гестапо Лафона отдать Жо немцам. В Маутхаузене он вел себя бесстрашно, спас многие жизни, за что получил орден. Но ноги сами привели его на Пигаль. Друзья по-своему посочувствовали: знали бы, как тебя будут мучить в лагере, сами бы тебя грохнули. Теперь банда была в сборе.

Утром 7 февраля 1946 года по авеню Пармантье ковылял жалкий старикашка — Пьеро. Поравнявшись с инкассаторами, выходившими из банка, он вытащил автомат. Ноди держал на мушке шофера, Фефе — дверь банка, Бушезейш — улицу, Аттиа страховал из засады. За минуту они взяли три миллиона. 11 февраля три бандита в военной униформе штурмовали грузовичок, перевозивший жалованье для американских солдат: эта акция принесла им еще восемь миллионов.

И понеслось. Налеты на банки, инкассаторов, почты. В неслыханном, задыхающемся ритме: 13 марта, 25 мая, 1 июня, 8 июня, 16 июля, 27 июля. И так на протяжении года! 1 августа Пьеро едва не удалось ограбление века: захват пятисот килограммов золота в банковском хранилище на улице Даро сорвался по чистой случайности. Мало того: на Лазурном Берегу Пьеро создал вторую банду, дебютировавшую 14 февраля и действовавшую в том же темпе. Оставив на парижском хозяйстве Аттиа, Пьеро на первых порах возглавил ее лично. Лишь изредка налетчики позволяли себе короткие каникулы в Провансе, где по вечерам играли в шары с жандармами.

Бешеная активность Пьеро вызвала ответный вал облав и обысков: нормальная криминальная жизнь оказалась на грани паралича. Прошел даже слух, что марсельские «крестные отцы» братья Герини «заказали» Пьеро.

Минимальный — по вине Пьеро, спьяну открывшего пальбу, — улов составил семьсот тысяч. Максимальный —

1 июля на почте в Ницце, куда Пьеро и Ноди вошли под видом маляров, — тридцать три миллиона. Все ускоряющийся ритм налетов и судьба выручки внятно не объяснены. Сколько бы ни тратили парни на машины, девок и еду, сколько бы ни пропивал и ни угощал посетителей баров Пьеро, как бы часто ни менял он пальто из верблюжьей шерсти и модные ботинки на многослойной подошве, все равно они никак не успели бы потратить шестьдесят семь миллионов девятьсот тысяч франков! Подозревают, что банда работала по заказу некоей партии, пополняя ее черную кассу. Какой партии? Да любой!

Пьеро, перекрасивший волосы в рыжий цвет, вел себя как романтик-самоубийца в белой горячке. Шлялся по ночным барам, швырялся деньгами, размахивал стволом, умыкнул, избил, но не изнасиловал, а просто выкинул из машины кинозвезду Мартин Кароль. А назавтра якобы прислал ей шикарный букет роз с извинениями. 14 июля, отстреливаясь, вырвался из засады в марсельском отеле и укрылся на хазе. Но вечером, зная, что округа оцеплена, отправился в людный бар: патриот, он курил только синие «Голуаз», а на хазе запасли лишь американские сигареты. Попав в облаву, бежал из участка, вырвав у полицейского автомат. Избавившись от оружия, изобразил невинного прохожего, организовал и направлял погоню за самим собой. А через два дня уже атаковал банковский фургон.

Полицией, похоже, руководил «комиссар Жюв». 25 сентября, узнав, что банда гуляет в ресторане на берегу Марны, триста пятьдесят «фликов» окружили его. Но ресторан был пуст. Инспектор, вымещавший ярость на хозяине, заметил мальчика, купившего шесть пачек синих «Голуаз». Вот он — след Пьеро! Проследив за гаврошем, «флики» окружили ресторан, в который он их привел, и для начала подстрелили вышедшего на улицу пьяницу: им показалось, что тот достал из штанов не член, а револьвер. Янки из военной полиции, приглашенные коллегами полюбоваться на их триумф, хохотали и аплодировали, сравнивая происходящее с бурлесками Мака Сеннета. Клиенты ресторана попадали под столики, а кто-то, решив, что их атакуют бандиты, вызвал жандармов, в перестрелке с которыми полиция понесла потери. Как водится, в решающий момент у «Жюва» сломался пулемет.

Самое смешное, что из банды в ресторане был один только Бушезейш, тоже поклонник «Голуаз». Пьеро с Аттиа выпивали вдали от поля боя. Узнав о перестрелке, кто-то из них прорвался на автомобиле с дипломатическими номерами через оцепление и — одной рукой держась за руль, а другой стреляя из автомата — дал Бушезейшу шанс выскочить наружу, спрятаться в колодце и отсидеться там до утра.

 

* * *

Пьеро искала вся полиция Франции до самого мая

1949 года, когда анонимный информатор сообщил: Безумный уже давно покоится на острове Жилье. Эксгумация подтвердила: это Пьеро. Останков Маринетт там не оказалось.

Тем временем 10 июля 1947 года арестовали Аттиа, 29 июля — Толстяка. Покровительство голлистов, которым Аттиа помог в лагере, и сметка Бушезейша спасли обоим не только жизни, но и свободу: они, как и Ле Ни, продолжили убивать в рядах «эскадронов смерти» на службе госбезопасности. Бушезейш и Ле Ни, запутавшись в заговорах, полягут на этой войне (13). Супруги Ноди и Данос метались, уходя от погони, между Италией и Францией. 30 октября 1948 года верный Ноди погиб в перестрелке, его беременная жена, тяжело раненная, потеряла ребенка. Даноса взяли 30 ноября 1948 года в Париже в жалкой мансарде прислуги: он то ли опустился до того, что грабил мансарды, то ли надеялся найти «чистые» документы. Судебный процесс изобиловал недомолвками: 14 марта 1952 года Мамонта расстреляли за измену родине. Фефе умер в 1953-м в тюрьме, заразившись туберкулезом, чтобы попасть в больницу.

Бесхозное прозвище Безумный Пьеро подобрал Пьер Каро, налетчик с тонкими чертами лица, похожий на молодого Олега Янковского. В 1963 году, заканчивая отбывать двадцатилетний срок в Шартре, он настоятельно, если верить журналистам, но безуспешно советовал юному сокамернику Месрину (47) вернуться на стезю добродетели. Месрин вкладывал в уста Каро отнюдь не нравоучения: «Рано или поздно ты возьмешься за прежнее, ты одной крови со мной. Тебе нет места в обществе. Ты, как и я, кончишь жизнь за решеткой, если тебя не убьют прежде». Один экс-гестаповец пытался примазаться к славе Лутреля, именуя себя Безумным Арманом. В начале 1970-х годов фантазия «фликов» припишет прозвище Безумный Пьеро революционеру, бандиту и писателю Пьеру Гольдману (30). А в октябре 2008 года к пожизненному заключению без права на освобождение приговорили шестидесятидвухлетнего Пьера «Безумного Пьеро» Бодейна. Именующий себя грабителем от бедности, Бодейн полжизни провел в тюрьмах и психиатрических клиниках. Условнодосрочно освобожденный летом 2004 года, он уже через четыре недели похитил, изнасиловал, зверски убил и расчленил двух девочек и умственно неполноценную женщину: такого «тезку» Лутрель задушил бы голыми руками.

 

 

P. S. Хотя «Безумный Пьеро» (1965) Жана Люка Годара не имеет прямого отношения к Лутрелю, в фильме царит характерный климат уголовно-политических заговоров, породивший Безумного. В том же 1965 году цензура помешала Иву Буассе снять фильм о банде Пьеро «Безумное лето»: сценарий затрагивал табуированную тему французского гестапо. Но еще в 1952-м афишу фильма Вилли Розье «Проклятые любовники» (с Робером Берри в главной роли) украшал слоган: «Трагическая любовь Безумного Пьеро». В «Банде» (1976) Жака Дере кудрявый, как пудель, Ален Делон сыграл Пьеро, названного Чокнутым Робером. Жозе Даян сняла телефильм «Банда на передних ведущих» (1991), Клод Лелюш — «Доброго и злых» (1976). «Мамонта» — под именем Абеля Давоса — сыграл Лино Вентура в фильме Клода Сотэ «Взвесь весь риск» (1960).

 

Глава 40

 

 

Улица Доктора Бланша, 39

 

 

«Притворщики» против «продажных» (1986)

 

Служащие и клиенты «Лионского кредита» на улице Д


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.