Развитие платформенных решений в области управления данными — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Развитие платформенных решений в области управления данными

2023-01-02 38
Развитие платформенных решений в области управления данными 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если продолжать разговор о расширении возможностей применения данных, то следует сказать о том, что в последние несколько лет наблюдается следующая тенденция: технологические компании переходят от отдельных решений и сервисов к платформенным решениям, т. е. решениям построения технологических экосистем. Это позволяет существенно расширить функциональность своих сервисов и быстро вводить новые услуги для своих абонентов/подписчиков, а также обеспечить сторонним решениям площадку для размещения и доступа сервисов для своих абонентов.

Этот эволюционный путь, основу которому положили такие гиганты, как Apple и Google, развивался все последние годы. Теперь же, с появлением COVID-19, многие технологические компании приняли такой путь как существенное преимущество для своих продуктов и сервисов. Все встали перед сложным выбором: либо оставаться в своей нише и опираться на внешние платформенные решения, что существенно ограничивает возможности развития бизнеса и требует серьезных усилий для борьбы с возрастающей конкуренцией, либо развивать свои экосистемы и платформенные решения, что позволяет быстрее расти, но требует серьезных инвестиций. Помимо этого, при выборе второго подхода очень велик риск того, что без технологичной основы создание цифровых сервисов может стать очень дорогим и даже разорительным.

Речь идет о программном обеспечении, которое предоставляет большое количество услуг и функциональных возможностей в рамках одного продукта, а зачастую предлагает платформу для включения сервисов для внешних разработчиков. Самые известные платформы это Apple iOS, Google Apps для пользовательского сегмента (B2C); SAP, ORACLE, «Юнидата» для корпоративного (B2B). Создание платформенных решений для отдельных продуктов становится существенным конкурентным преимуществом, позволяющим быстро выводить на рынок новые продукты и сервисы, обеспечивать эффективную интеграцию между отдельными решениями и оптимизировать единые требования к стеку используемых технологий.

Платформенные решения также позволяют пользоваться своей богатой функциональностью и уже реализованными сервисами как собственным разработчикам, так и внешним компаниям и специалистам. Одним из значимых преимуществ для новых сервисов при размещении его на платформе является мгновенный доступ к клиентам, уже использующим решение, либо в режиме реального времени, либо при выходе очередного релиза (версии ПО).

Важнейшее преимущество использования платформенных технологий – возможность работать с единым массивом данных, формирующихся во всех функциональных блоках, подсистемах и приложениях. Архитектура сложных платформ может быть сформирована из нескольких функциональных решений и отдельных платформенных решений. Например, решения класса маркет-приложений, помимо той ее части, которая доступна конечному пользователю, включает в себя платежные платформы, платформы разработчиков, платформу управления данными и другие. Стоит отметить, что управление данными во многих решениях становится ключевым конкурентным преимуществом. Более того, введение подобных систем – необходимый критерий существования любой компании на рынке. И роль системы управления данными будет возрастать.

Объем обрабатываемых данных в некоторых платформах только в части критически важных записей (основных данных) уже составляет миллиарды объектов, а объем связанных с ними записей – сотни миллиардов единиц. При этом транзакционных данных обрабатывается на порядки больше, и их привязка к основным данным осуществляется в режиме реального времени (онлайн). Подобный беспрецедентный объем данных предъявляет уникальные технологические, архитектурные, функциональные требования к платформам управления данными, в первую очередь в части полноты, качества и инструментария работы с основными данными, являющимися по сути скелетом работы с данными.

Консолидация данных в подобных объемах позволяет получить значительный синергетический эффект, обеспечивающий большое количество инновационных сервисов, удобство пользовательских интерфейсов, формирование различных цифровых профилей, оптимальную архитектуру решений, технологическую и экономическую эффективность ее модернизации и развития, повышение качества интеграционных процессов и другие преимущества. Вместе с тем широкое распространение платформенных решений уже запустило процесс глобального изменения бизнес-процессов целых отраслей, а в будущем кардинально изменит также и экономическую модель работы многих национальных и международных компаний, что приведет к формированию совершенно новой структуры мировой экономики. Об этом мы более подробно писали в предыдущем разделе.

В качестве очень красноречивого и близкого каждому пользователю мобильных устройств примера рассмотрим возможный сценарий развития магазина приложений, используемых в смартфонах (речь идет об App Store в случае смартфонов под управлением операционной системы iOS и Google Play в случае смартфонов на Android). Компании Apple и Google весьма четко определили модель функционирования своих решений и возможности получения доходов не только от компаний – разработчиков сторонних приложений, оплачивающих размещение своих продуктов, сервисов в магазине приложений и впоследствии работающих в смартфонах в операционных системах, но и с моделью монетизации собственных сервисов. В основу создания собственных сервисов Apple и Google был положен принцип «близости к абоненту», ведь тот кто ближе к пользователю, тот и управляет его потребностями и желаниями.

Более 20 лет назад эта модель бизнеса позволила операторам мобильной связи быстро вытеснить с рынка предоставления услуг связи операторов фиксированной связи, вынудив их активно развивать новые сегменты услуг, в первую очередь телекоммуникационных, используя и модернизируя свои сети, что привело фактически к переходу операторов связи в сегмент предоставления услуг высокоскоростного доступа в интернет для домашних хозяйств и офисов. В то же время многие люди практически полностью перестали пользоваться домашним телефоном, окончательно переведя свое общение на мобильный телефон.

Мобильные операторы связи в конце 1990-х – начале 2000-х годов с учетом технологических ограничений, могли предложить исключительно голосовую связь и короткие СМС-сообщения. По мере развития телекоммуникационных технологий и увеличения скорости передачи данных сети мобильной связи существенно повысили свои возможности, что отразилось в первую очередь на расширении функциональных возможностей абонентских устройств, и постепенно только появившиеся смартфоны вытеснили телефоны сотовой связи. В дальнейшем развитие телекоммуникационных технологий позволило абонентам мобильной связи пользоваться все большим количеством сервисов, которые были доступны посредством версий интернет-браузеров для мобильных устройств. Это время как раз и стало периодом зарождения новой технологической концепции, именно тогда заговорили о том, что телекоммуникационные сети – это фактически трубы для высокоскоростной передачи данных, а производители абонентских устройств становятся гораздо ближе к абоненту.

Именно тогда крупнейшие технологические компании мира (разработчики программного обеспечения, производители смартфонов, телекоммуникационные компании) приступили к активной разработке своих операционных систем для смартфонов, поскольку телекоммуникационные сети уже стали «трубой», а смартфоны ожидало будущее просто «аппаратной абонентской части этой трубы». Сложно оценить объем инвестиций, направленных на создание этих операционных систем, но порядок выделенных средств, вне всяких сомнений, измерялся десятками миллиардов долларов. Столь существенные инвестиции объясняются огромными затратами на всех стадиях исследований и разработок, а также крайне высокой важностью задачи, поскольку для многих компаний речь шла фактически о жизни и смерти или о дальнейшем динамичном развитии на протяжении многих лет, либо стагнации на долгие годы.

В этой крайне дорогой гонке технологий победу одержали компании Apple и Google с той разницей, что iOS установлена исключительно на продукции Apple, а Android используется большинством производителей смартфонов. Конечно, и другие крупные технологические компании не оставили попыток создать свои операционные системы для мобильных устройств, и, возможно, в ближайшем будущем мы станем свидетелями широкого распространения решений, разработанных компаниями Microsoft, Huawei, Samsung, NTT Docomo и других технологических лидеров, но в настоящее время разрыв с двумя лидерами рынка огромен.

Чем же обусловлено такое внимание крупнейших компаний к этой области? Дело в том, что, как мы уже говорили, тенденция, обусловленная принципом «тот, кто ближе к абоненту/пользователю, тот и управляет его потребностями/желаниями», была основным подходом в индустрии, а учитывая темпы развития цифровых технологий и увеличение скоростей передачи данных в сетях мобильной связи, многие люди стали использовать свои смартфоны в качестве инструментария для получения многих онлайн-сервисов, которые ранее были доступны исключительно в офлайн-формате. Сейчас смартфон для многих уже стал платежным средством, навигатором, переводчиком, устройством доступа к социальной сети, агрегатором новостей, инструментом для работы, клиентом почтовых сервисов, средой для получения государственных цифровых сервисов, средством покупки в интернет-магазинах и продвинутым средством общения, а зачастую и игровым устройством. И функциональные возможности благодаря выходу все новых и новых приложений продолжают расширяться. При этом компании продолжают вкладывать значительные инвестиции в развитие своих платформ, расширяя не только технологические и функциональные возможности, но и свое географическое присутствие.

В настоящее время Apple и Google накопили столь значительный опыт и объем данных о своих клиентах и разработчиках, что анализ этих знаний позволяет им оперативно корректировать стратегию развития решений. Эти уникальные знания предоставляют им возможность точечно планировать свои огромные инвестиции в самые востребованные и экономически выгодные сервисы, зачастую подменяя внешние приложения на сервисы, встраиваемые в платформу, такие как приложения, способные собирать различные данные об активности пользователей, медиаприложения, новостные агрегаторы, платежные системы, электронные книги, навигационные сервисы, почтовые клиенты и многие другие. В будущем накопленный объем данных о пользователях, а также возможности инвестирования огромных средств приведет к появлению в платформенных решениях Apple и Google большинства самых востребованных сервисов в виде встроенных возможностей. В самое ближайшее время пользователи мобильных устройств Apple и операционной системы Google смогут отказаться от продуктов онлайн-банков в пользу платежных и банковских приложений Apple и Google. Также два технологических лидера смогут предложить пользователям сервисы такси, электронных магазинов, медиабиблиотек, сервисы бытовых услуг, сферы туризма и гостеприимства, транспорта, аренды различных транспортных средств, покупки и аренды недвижимости, сферы питания и сервисов доставки.

Речь идет о совершенно новом качестве предоставляемых услуг, не имеющих географических границ, совершенно ином уровне удобства пользователей. Все это позволит, с учетом агрегации огромных денежных средств, предоставить уникальную программу лояльности, объединяя все сервисы для каждого конкретного цифрового пользователя, собирая еще больше данных о своих клиентах, обогащая цифровой профиль информацией о предпочтениях пользователей, профиле их потребления, поездках, и многих других аспектах жизни клиентов. Все эти изменения в экономических моделях большинства пользовательских сервисов и переход их к цифровому формату и глобализации приведет к кардинальным изменениям деятельности большинства компаний. Компании, способные уже сейчас перестраивать свою работу, окажутся в более выгодном положении. Одновременно многие компании будут вынуждены прекратить свою деятельность.

В ближайшее время нас также ждет увеличение разрыва между национальными компаниями и глобальными корпорациями практически во всех сферах деятельности: в масштабах исследований и разработок, развития технологических решений и платформ, сфере поглощений и слияний, проведении маркетинговых исследований и программ, выведении на рынок новых продуктов и их развитии, управлении стоимостью решений.

Параллельно стоимость развития высокотехнологических решений будет расти. Однако стоимость создания новых решений на базе платформ существенно ниже обособленных решений, создаваемых фактически с нуля и не опирающихся на ранее созданные технологии платформы. К тому же платформы используют огромный синергетический эффект от консолидации данных различных технологических и функциональных подсистем. Учитывая все это, можно констатировать, что будущие глобальные технологические лидеры – это компании, строящие и развивающие платформенные решения во всех направлениях высоких технологий. В ближайшее время национальные и локальные технологические решения и платформенные системы с большей долей вероятности либо станут неконкурентоспособными и исчезнут, либо станут составной частью глобальных компаний, за исключением уникальных решений, формирующих новые технологические сферы и рынки потребления.

На примере Apple и Google мы уже рассмотрели тенденции, заметные в сегменте продуктов/сервисов для потребителей (B2C). Похожие изменения происходят в сегменте бизнеса для бизнеса (B2B). Для корпоративного сегмента платформы больше напоминают конструктор Lego, где заказчик имеет возможность использовать различные функциональные подсистемы по мере необходимости, расширяя их масштаб, учитывая быстродействие и дополняя новыми подсистемами. В решениях для B2B платформенный слой – важнейшая составляющая, поскольку обеспечивает все подсистемы универсальной и общей для всей системы интеграционной составляющей, инструментарием для работы с данными, базовой аналитикой и другой общесистемной функциональностью. При этом в корпоративных решениях вопросы интеграции как на уровне взаимодействия функциональных подсистем, так и на уровне данных критически важны, они позволяют не только корректно работать функциональным подсистемам, но и обеспечивать качественную работу всей платформы как единого механизма с единым массивом качественных, полных и непротиворечивых данных, едиными для всей платформы бизнес-процессами, единым инструментарием настройки отдельных подсистем и системы в целом.

Еще один основополагающий слой работы современных платформенных решений – инструментарий работы с данными. Более того, в самом ближайшем будущем это, видимо, и станет фундаментом всех без исключения платформ. Именно эта основа позволяет функционировать всей системе, поскольку любая функциональность, даже самая продвинутая, без данных не актуальна, да и любые ошибки в данных в корпоративном сегменте могут привести к катастрофическим последствиям. Во многом по этим причинам роль решений по работе с данными с каждым годом возрастает, и если раньше эту предметную область воспринимали как составную часть крупных ИТ-решений, то сейчас это уже отдельная область знаний, далеко вышедшая за рамки прежних стандартов. Так, большинство глобальных и национальных высокотехнологических компаний, работающих в области корпоративного программного обеспечения, уже предлагают заказчикам решения в области управления данными, среди них такие компании, как IBM, SAP, Oracle, Informatica, «Юнидата» и другие.

По мнению многих аналитиков, в будущем навыки работы с инструментарием по управлению данными станут обязательным требованием большинства работодателей не только для ИТ-специалистов, но и для людей других профессий, поскольку в современном мире практически все так или иначе состоит из данных. В этой области, как и в сегменте B2C, но с небольшим отставанием, заметны те же тенденции усиления конкурентной борьбы и формирование компаний/решений – глобальных лидеров. От платформенных решений, функционирующих на уровне предприятий и корпораций, уже сейчас по большей части зависит эффективность этих организаций, а работоспособность этих систем – один из ключевых критических условий деятельности, поскольку любые существенные неисправности могут привести к огромным потерям, измеряемым как денежными средствами, так и потерей доли рынка, уроном имиджу и другим негативными последствиями, способными привести к краху всего бизнеса.

Сегодня подавляющее большинство крупных международных компаний либо уже работает на основе платформенных решений различной функциональной направленности, либо рассматривает возможность их внедрения. Одной из интересных особенностей последнего времени становится развитие систем, позволяющих размещать в решения вендора отдельные функциональные подсистемы, созданные сторонними компаниями – разработчиками программного и аппаратного обеспечения. Фактически технологические платформы для корпоративного сегмента (B2B) превратятся в решение, составной частью которого будет маркетплейс, аналогичный решениям App Store и Google Play. В дополнение к знакомой нам функциональности отдельных платформ для корпоративного сегмента постепенно приходят решения интернет вещей (Internet of things – IoT), позволяющих собирать огромные массивы данных с различных устройств и датчиков, а также работать с этими данными и устройствами. Подобная функциональность уже служит существенным конкурентным преимуществом в сегменте как B2B, так и B2C. Стоит отметить, что в ближайшем будущем большинство платформенных решений для корпоративного сектора станут облачными и получат еще большее распространение. Уже сейчас сложно представить себе крупную компанию, не использующую решения класса ERP, CRM, MDM и других. Учитывая роль и объем данных, накопленных и постоянно пополняющихся в этих системах, можно предположить, что одним из основных направлений дальнейшего развития информационных систем, существенно повышающих эффективность бизнеса, станут многофункциональные платформы управления данными, в которых на единой платформе будут собраны различные подсистемы для работы с данными.

По мере развития аппаратного обеспечения увеличение мощности и скорости обработки данных, платформенные решения работы с данными смогут обеспечить обработку данных, их очистку, сопоставление, качество, полноту, публикацию, распространение практически в режиме реального времени, что позволит не только работать с ними онлайн, но и формировать отчеты и корректировать их с применением технологий искусственного интеллекта фактически на постоянной основе в режиме реального времени, формируя всевозможные срезы по данным по мере их появления и актуализации. В подобном режиме существенно повышается качество анализируемой информации и принятие управленческих решений, базирующихся на использовании невероятных массивов качественных данных, поражающих воображение их объемом. Соответственно, поскольку объемы данных являются основой и ценнейшим ресурсом использования самых передовых решений в области аналитики, то сама область применения и результаты исследований претерпит существенные изменения. Работа с данными на лету приведет к эволюции индустрии работы с данными, обеспечив единые правила работы как с основными данными, так и с транзакционными данными, оставив между ними весьма условную границу, проходящую исключительно через методологию работы с ними.

Как известно, инновационный процесс состоит из нескольких этапов: научные открытия, за которыми обычно стоят академические университеты и лаборатории; прикладные исследования, проходящие чаще всего в стенах корпораций и использующие в качестве основы академические открытия; этап изготовления изделий/продуктов; создание новых рынков сбыта. Это традиционный путь инноваций от их зарождения до возможности использования в повседневной жизни, и в случае аппаратного обеспечения эти этапы используют практически все инновации, попадающие на рынок. Любой существенный скачок развития аппаратного обеспечения, приводящий к кардинальному изменению производительности, обеспечивает мультипликативный эффект развития решений работы с данными.

В ближайшем будущем решения в области управления данными станут привычной областью во всех сферах деятельности, и одним из критериев оценки профессиональных качеств сотрудников станут компетенции, образование и опыт работы с информацией. Уже сейчас многие профессии хотя бы косвенно имеют дело с данными, формируя справки, отчеты, заполнения различных форм, и выполняя большинство повседневных операций за компьютером.

В будущем с учетом как существенного увеличения уже накопленных данных, так и роста поступающих в постоянном режиме данных от всевозрастающего количества систем и устройств, формирующих огромные массивы информации, можно ожидать отдельного направления экономики – организации, занимающиеся исключительно работой с данными с использованием различных платформенных решений для этого. Организации, основной деятельностью которых будет работа с данными, станут крайне востребованными в различных сегментах, где необходимо обеспечивать государственные и коммерческие организации инструментарием и услугами по формированию массивов данных, их сегментированию, обеспечению качества, полноты, непротиворечивости, интероперабельности, приведению к единому формату и многими другими услугами.

Более того, этот сегмент очень скоро будет самым востребованным на рынке в первую очередь за счет взрывного спроса со стороны многочисленных заказчиков, многие из которых не готовы заниматься этим направлением самостоятельно в силу дороговизны специалистов, инструментария, отсутствия компетенций и экономической нецелесообразности. По мере развития технологий в области искусственного интеллекта и их использования в платформах управления данными участие человека в подавляющем большинстве процессов работы с данными будет снижаться, а эффективность решений, наоборот, увеличится.

Как мы неоднократно отмечали, мы живем в эпоху данных, которые нас окружают, даже если мы этого не замечаем, а разработки решений искусственного интеллекта базируются на четырех принципах:

● огромные объемы данных;

● вычислительные мощности;

● введение инструментария работы с данными;

● привлечение талантливых специалистов в области разработки алгоритмов работы с данными системы искусственного интеллекта.

Но основную роль играют именно данные, их объем и качество. Развитие синергии технологий работы с данными и систем искусственного интеллекта приведет к расширению функциональности платформ управления данными, в которых на единых принципах хранения данных будет реализовано подавляющее большинство известных сегодня отдельных решений, таких как MDM, DQ, DG, DATAMART, ETL, BI и других в единой платформе, позволяющей работать с основными и транзакционными данными, объемы которых будут исчисляться сотнями миллиардов записей. На рисунке 17.1 представлена продуктовая линейка одного из вендоров в области управления данными, учитывающая все вышесказанное.

Решения искусственного интеллекта, являющегося частью подобных платформенных решений, позволяют существенно улучшить качество данных, обеспечить управление данными, их мониторинг и операций с ними в зависимости от реализуемых сценариев, сегментируют информацию в соответствии с задачами, обеспечивают интеллектуальную настройку всевозможных правил и процедур в зависимости от многочисленных параметров данных, их структуры, внешних систем (источников и получателей данных); ранее используемых операций и все больше, все эти системы искусственного интеллекта могут принимать самостоятельные решения, формируя всевозможные подсказки в различных форматах.

На определенном этапе платформы управления данными, используя искусственный интеллект, обеспеченный большим объемом высококачественных данных, позволят принимать критически важные решения во всех сферах человеческой деятельности, окружая нас незаметной заботой и помощью – от управления всеми видами транспорта и проведения сложнейших хирургических операций до автономной работы большинства приложений на смартфонах и домашних устройствах.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

Постепенное создание практики управления данными в «Телеком Дубль» дало компании возможность не только экономить на постоянном обновлении ИТ-ландшафта, но и получать от своих информационных ресурсов серьезную прибыль. Совмещение в одном месте данных по всем информационным доменам дает возможность получать аналитику по рынку телекоммуникационных услуг и с ее помощью развивать бизнес. Это развитие идет в том числе путем внедрения в собственную телекоммуникационную платформу новых видов продуктов – от курсов онлайн-обучения до медицинских консультаций.

Взглянув на бизнес глазами директора по данным, компания, в частности, увидела один из своих продуктов не просто как программу по организации видеоконференций, а как международную коммуникационную платформу с возможностью развития торговых площадок и привлечения новых бизнес-партнеров. И все это с использованием понятных и предсказуемых процессов.

В целом же можно отметить целый ряд полученных компанией очевидных выгод, например:

● серьезное увеличение показателей ARPU (average revenue per user – средняя выручка на одного пользователя) и LTV (customer lifetime value – общая прибыль, которую получают от клиента в период сотрудничества);

● возможность за счет интеграции данных о клиенте в единый профиль и надстраивания над ним аналитики и системы принятия решений формировать оптимальное действие для клиента (next best action);

● возможность формировать максимально приближенные к реальности KPI для каждого сотрудника и т. д.

Желание «Телеком Дубль» постоянно развиваться, быть в тренде и задавать собственные правила игры позволило создать полноценную практику управления данными с достаточно высоким уровнем зрелости. Благодаря повышению экспертизы в области управления информационными активами из рядовой телекоммуникационной компании «Телеком Дубль» стала превращаться в одного из лидеров рынка, повышать капитализацию и играть все большую роль в отрасли.

 

 

Литература к главе 17

 

• Силен Д., Мейсман А., Али М. Основы Data Science и Big Data. Python и наука о данных. – СПб.: Питер, 2018.

• Anderson C. Creating a Data-Driven Organization. O’Reilly Media, 2015. (Русский перевод: Андерсон К. Аналитическая культура. От сбора данных до бизнес-результатов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.)

• Ladley J. Data Governance: How to Design, Deploy, and Sustain an Effective Data Governance Program: 2nd Edition. Academic Press, 2020.

• Loshin D. Business Intelligence: The Savvy Manager’s Guide: 2nd Edition. Morgan Kaufmann, 2012.

• Loshin D. Big Data Analytics: From Strategic Planning to Enterprise Integration with Tools, Techniques, NoSQL, and Graph: 1st Edition. Morgan Kaufmann, 2013.

• Smith P., Edge J., Parry S., Wilkinson D. Crossing the Data Delta: Turn the data you have into the information you need. Entity Group Limited, 2016.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.