Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-11-14 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Факультет права
Кафедра финансового права
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
На тему: «Правовые основы государственного финансового контроля в Республике Таджикистан»
Исполнитель:
Студент группы № 25 ФП
Насимов Ахлиддин Васлиддинович
Научный руководитель:
д. ю. наук, профессор кафедры
финансового права
Комягин Дмитрий Львович
Москва-2012
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного финансового контроля 11
§ 1. Понятие и содержание государственного финансового контроля....... 11
§ 2. Принципы государственного финансового контроля.......................... 21
§ 3. Модели, виды и формы государственного финансового контроля..... 33
Глава 2. Правовые основы организации государственного финансового контроля в Республике Таджикистан........................................................................... 48
§ 1. Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан..................................... 48
§ 2. Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан.................................................................................................. 61
|
Заключение................................................................................................... 77
Список источников..................................................................................... 81
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее – РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами. При этом существенным в процессе его реализации является наличие законодательства, регулирующего деятельность по осуществлению финансового контроля. В РТ такое законодательство формируется вокруг принятого в 2002 г. Закона РТ от 2 декабря 2002 года, № 66 «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан»[1] (в Российской Федерации, как известно, такой закон до сих пор не принят)[2].
Глобальный финансово-экономический кризис, возникший в конце 2008 г., показал, что механизм управления государственными финансами в РТ требует кардинального реформирования. По последним данным внешний государственный долг РТ составляет 34,7 %[3] к ВВП, хотя, по мнению экономистов, данный показатель в Таджикистане не должен превышать 25 %[4]. Однако ежегодно размер государственного долга увеличивается, что приводит к усилению долговой неустойчивости страны. Это свидетельствует о том, что назрела необходимость повышения качества управления государственными финансами, а также соответствующего контроля над ними.
Государственный финансовый контроль и правовое регулирование финансовых отношений во всех сферах используются развитыми странами в той мере, в какой диктуются решаемыми политическими и экономическими задачами[5]. Государственный финансовый контроль в системе обеспечения экономической безопасности призван прежде всего обеспечить минимизацию негативных экономических процессов, связанных с правонарушениями в области государственных финансов[6]. В целях более эффективного, законного и научно-обоснованного расходования финансовых ресурсов государства следует выработать четкий механизм контроля над ними. Без надлежащего контроля невозможно гарантировать законное и целенаправленное расходование государственных финансов.
|
При организации государственного финансового контроля особое значение приобретает вопрос правового регулирования. Правовое регулирование отношений в сфере финансового контроля направлено на упорядочение общественных отношений, возникающих в процессе властной деятельности по осуществлению государственного финансового контроля[7]. Надлежащая правовая база, принятая с учетом международной практики и международных стандартов, является одним из основных факторов, влияющих на эффективность осуществления государственного финансового контроля.
В российской правовой доктрине отсутствует единый подход к определению понятия государственного финансового контроля[8]. В работе проанализированы различные определения государственного финансового контроля, данные специалистами в сфере финансов и финансового права.
Если говорить о законодательном закреплении понятия государственного финансового контроля, то ни в законодательстве Российской Федерации, ни в законодательстве РТ такая норма не встречается. Хотя, как было отмечено выше, в РТ с 2002 г. действует Закон РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан».
Государственный финансовый контроль как деятельность государственных органов осуществляется на основании определенных принципов. Эти принципы оказывают непосредственное влияние на эффективность и результативность осуществления государственного финансового контроля. Следует согласиться с мнением И. Б. Лагутина, что принципы общегосударственного финансового контроля имеют большое значение, так как они не только устанавливают основы для контрольной деятельности, но и выдвигают минимальные требования к структуре и организации контрольных органов[9].
Основные принципы финансового контроля сформулированы в Лимской декларации руководящих принципов контроля[10]. По своему содержанию эти принципы являются универсальными. Их внедрение в национальные правовые системы непосредственно влияет на эффективность осуществления независимого государственного финансового контроля в той или иной стране.
|
Анализ научной литературы показывает, что в правовой доктрине РТ не уделяется достаточное внимание выбранной диссертантом проблематике, что свидетельствует о малоизученности темы настоящего исследования. В российской правовой доктрине соответствующая проблематика также не теряет актуальность. В этой связи в работе приводятся научные исследования российских ученых, затрагивающие вопросы о теоретико-правовых основах государственного финансового контроля.
Существующая в РТ система государственного финансового контроля не имеет научного обоснования и не подвергалась тщательному анализу со стороны юридического сообщества. В результате на практике одни субъекты финансово-хозяйственной деятельности могут быть неоднократно в течение одного года проверены органами финансового контроля, а другие, напротив, вообще не попадают в поле зрения контролирующих органов. Недостаточная научная проработанность вопроса построения системы государственного финансового контроля приводит к противоречиям в законодательстве, дублированию функций контролирующих органов, а также создает дополнительные издержки для государственного бюджета РТ в части содержания данных органов.
На основании всего вышеизложенного можно говорить об актуальности выбранной темы диссертационного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие общие научно-теоретические выводы:
1. На сегодняшний день существует дифференцированный подход к определению понятия государственного финансового контроля, что позволяет продолжить дискуссию в этом направлении. Наличие различных трактовок дефиниции государственного финансового контроля на страницах юридической и экономической литературы свидетельствует о том, что процесс его становления еще не окончен. Несмотря на это, можно выделить основные признаки государственного финансового контроля: а) деятельность, осуществляемая с применением специфических организационных форм и методов; б) осуществляется государственными органами; в) деятельность регламентирована нормами права; г) направлена на соблюдение финансовой дисциплины;
|
2. Важную роль в осуществлении государственного финансового контроля играют принципы финансового контроля, поскольку они выступают в качестве основополагающих начал организации и проведения финансового контроля. Большим достижением в данном деле явилось принятие Лимской декларации руководящих принципов контроля. Эти принципы должны быть законодательно закреплены при организации и проведении финансового контроля на национальном уровне, необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение этих принципов.
Однако принципы, изложенные в Лимской декларации руководящих принципов контроля, пока не нашли свое полное отражение в законодательстве РТ о государственном финансовом контроле. Принципы государственного финансового контроля должны быть не только установлены в законе о государственном финансовом контроле, но и одновременно должны быть предусмотрены соответствующие гарантии претворения их в жизнь, включающие ответственность со стороны проверяемых субъектов, а также со стороны самих контрольных органов за свои действия;
3. В разных государствах организация финансового контроля имеет свои особенности. Однако, несмотря на все различия в организации государственного финансового контроля, можно выделить несколько основных видов контроля: административный, судебный и парламентский. Нынешняя мировая тенденция такова, что государства стремятся перейти от административной модели образования органа государственного финансового контроля к парламентской модели. Такая практика дала положительные результаты. Об этом свидетельствует опыт таких экономически и демократически развитых стран, как, например, Великобритания, США и ФРГ.
Организация государственного финансового контроля со стороны парламента отвечает принципу разделения властей, который является основным принципом демократии;
4. С самого начала приобретения государственной независимости и до сегодняшнего дня особую роль в организации государственного финансового контроля в Таджикистане играет президент. Правовой основой для этого выступает Конституция РТ и ст. 4 Закона РТ «О государственном финансовом контроле в Республики Таджикистан», в соответствии с которой в целях государственного финансового контроля Президентом РТ создается орган, который является основным органом государственного финансового контроля в РТ и подотчетен Президенту РТ. Президент РТ как глава государства учреждает «независимый» орган государственного финансового контроля. Минфин отвечает за разработку и реализацию налогово-бюджетной политики, что включает в себя стратегическое планирование, подготовку и исполнение бюджета, внутренний аудит, бухгалтерский учет и отчетность;
|
5. Тенденция становления демократии и рыночной экономики в РТ показывает, что Правительством ведется большая работа по реформированию системы управления государственными финансами. Результатом такой реформы должно явиться образование в ближайшем времени Счетной палаты;
6. В соответствии с действующим законодательством в РТ существуют два высших органов государственного финансового контроля. Как Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией РТ, так и Счетная палата РТ обладают финансово-контрольными полномочиями, что свидетельствует о дублировании контрольных функций данных органов. Таким образом, нынешнюю систему организации государственного финансового контроля в РТ трудно назвать эффективной, такой контроль складывается хаотичным образом.
Предложения и рекомендации:
1. Представляется уместным внести изменения в Закон РТ «О государственных финансах Республики Таджикистан», а также в Закон РТ «О государственном финансовом контроле в Республики Таджикистан», указав в данных нормативных правовых актах, что полномочием по созданию органа, осуществляющего независимый финансовый контроль, обладает Парламент;
2. Принимая во внимание нынешнюю экономическую ситуацию в РТ, следует провести реформу системы органов высшего государственного финансового контроля. На наш взгляд, Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией РТ следует упразднить, передав функцию по последующему финансовому контролю Счетной палате, а полномочия по расследованию коррупционных преступлений – соответствующим правоохранительным органам. Это позволит исключить дублирование функций по независимому финансовому контролю, повысит эффективность осуществления государственного финансового контроля в стране, а также сократит издержки государственного бюджета на содержание дополнительного ведомства.
Правительству РТ в ходе реформирования системы государственного финансового контроля следует принять во внимание опыт зарубежных государств по созданию местных контрольных органов. Это позволит повысить качество и эффективность расходования государственных и местных финансов в стране;
3. При создании Счетной палаты РТ необходимо учитывать те основные принципы, которые заложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля, а именно: независимость, компетентность и объективность, а также гласность в осуществлении контрольной деятельности;
4. Построенная в РТ система государственного финансового контроля не отвечает принципу разделения властей, провозглашенному в ст. 9 Конституции РТ. Следует минимизировать полномочия Президента РТ по образованию и контролю над органом высшего государственного финансового контроля. В то же время необходимо усилить полномочия Парламента по контролю за расходованием государственных финансов;
5. Учитывая значимость государственного финансового контроля и обеспечения независимости деятельности органа, осуществляющего такой контроль, правовой статус Счетной палаты РТ необходимо закрепить на конституционном уровне. Кроме того, необходимо принять отдельный конституционный закон, который бы более детально регламентировал права и обязанности данного органа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Конституция (Основной Закон) Республики Таджикистан: принята всенародным голосованием 6 ноября 1994 г., с изм. и доп. от 26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. [Электронная версия]. Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
3. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). [Электронная версия] URL: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19402875&p2={NRPA} (дата обращения: 10.03.2012.
4. Закон о федеральной счетной палате ФРГ от 11 июля 1985 г. // Официальный сайт Федеральной счетной палаты ФРГ. URL: http://bundesrechnungshof.de/we-about-us/legal-authority/brh-act_e.pdf (дата обращения: 10.03.2012).
5. Act LXVI of 2011 on the State Audit Office of Hungary. 1 July 2011. Официальный сайт Офиса государственного аудитора Венгрии. URL: http://www.asz.hu/en/introduction/act-sao (дата обращения: 10.03.2012).
6. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» (в ред. Закона РБ от 18.07.2011 г. № 300-З). URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=31469 (дата обращения: 13.03.2012).
7. Конституционный закон Республики Таджикистан от 19 апреля 2000 г. № 1 «О Маджлиси Оли Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
8. Конституционный закон Республики Таджикистан от 12 мая 2001 г. № 28 «О Правительстве Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
9. Конституционный закон Республики Таджикистан от 6 августа 2001 г. № 43 «О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
10. Закон Республики Таджикистан от 14 декабря 1996 г. № 383 «О Национальном банке Таджикистана» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
11. Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 г. № 66 «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2002. № 11. Ст. 681. С. 194–200.
12. Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 г. № 77 «О государственных финансах Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
13. Закон Республики Таджикистан от 3 марта 2006 г. № 170 «Об аудиторской деятельности» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2006. № 3. Ст. 160. С. 131–137.
14. Закон Республики Таджикистан от 20 марта 2008 г. № 374 «Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2008. № 3. Ст. 193. С. 283–296.
15. Закон Республики Таджикистан от 18 июня 2008 г. № 396 «О казначействе» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
16. Закон Республики Таджикистан от 26 марта 2009 г. № 506 «О нормативных правовых актах» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. № 3. Ст. 99. С. 207–227.
17. Закон Республики Таджикистан от 21 июля 2010 г. № 6 26 «О финансовом управлении и внутреннем контроле в государственном секторе» //Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
18. Закон Республики Таджикистан от 21 июля 2010 г. № 631 «О внутреннем аудите в государственном секторе» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2010. № 7. Ст. 563. С. 110–116.
19. Указ Президента РТ от 21 января 2001 г. № 456 «Об образовании Управления государственного финансового контроля при Президенте Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
20. Указ Президента РТ от 7 февраля 2001 г. № 480 «Об Управлении государственного финансового контроля при Президенте Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
21. Указ Президента РТ от 30 мая 2001 г. № 590 «О преобразовании Управления государственного финансового контроля при Президенте Республики Таджикистан в Комитет государственного финансового контроля Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
22. Указ Президента РТ от 10 января 2007 г. № 143 «Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
23. Указ Президента РТ от 20 марта 2009 г. № 639 «Об утверждении Стратегии управления государственными финансами Республики Таджикистан на 2009–2018 годы» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
24. Постановление Правительства РТ от 28 декабря 2006 г. № 588 «Положение Министерства финансов Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
25. Приложение № 2 к постановлению комиссии от 3 апреля 2008 г. № 9 «Сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов ЕврАзЭС о финансовом контроле». [Электронная версия] URL: www.ipaeuasec.org/doc/?data=docs_7 (дата обращения: 15.04.2012).
26. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 28. Ст. 3720.
27. Стратегия управления государственными финансами Республики Таджикистан на 2009–2018 годы // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
28. Стратегия развития государственного внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
29. Стратегия сокращения бедности на 2007–2009 годы // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
30. Национальная стратегия развития на период до 2015 года // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
31. Стратегия реформирования системы государственного управления на 2006–2015 годы // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».
Научная литература:
32. Абдуллаева Р. А. Проблемы правового регулирования аудиторской деятельности в Республике Таджикистан: Автореф. дис. … к. ю. н. Душанбе, 2010. 25 с.
33. Актуальные проблемы теории и практики финансового права Российской Федерации / од ред. проф., д. ю. н. А. Н. Козырина. Справ.-правовая система «Гарант», 2009.
34. Андреева Г. Н. Органы финансового контроля зарубежных стран: особенности конституционного уровня регулирования // История, теория и практика финансового контроля: к 200-летию Государственного контроля в России. Курск: ЦППИ, Курский гос. ун-т, 2011. 205 с.
35. Бюджетное право: учебное пособие / под ред. М. В. Карасевой. М.: Эксмо, 2010. 318 с.
36. Грачева Е. Ю. Правовые проблемы регулирования государственного финансового контроля: дис. … д. ю. н. М. 2002. 378 с.
37. Двуреченских В. А. Национальный контроль. М.: Финансовый контроль, 2008. 226 с.
38. Каландаров Х. А., Абдурахмони М., Насимов А. В., Буриев К. Т. Финансовый контроль в Республике Таджикистан контроле / Государственный контроль. 1811–2011: сб. науч. трудов, посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И.Б. Лагутин. Курск; Москва: Курский гос. ун-т; Институт публично-правовых исследований (Москва), 2011. 205 с.
39. Коврякова Е. В. Парламентский контроль в зарубежных странах: дис. … к. ю. н. М., 2002. 216 с.
40. Козаев В. Р. Организация государственного финансового контроля и пути ее совершенствования в Российской Федерации: дис. … к. э. н. М., 2005. 172 с.
41. Козырин А. Н. Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах. М.: ЦППИ, 2009. 182 с.
42. Комягин Д. Л. Бюджетное право России: учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Козырина. М.: ИППИ, 2011. 352 с.
43. Комягин Д. Л. К вопросу о соотношении финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства // Государственный контроль. 1811–2011: сб. науч. трудов, посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И. Б. Лагутин. Курск; Москва: Курский гос. ун-т; Институт публично-правовых исследований (Москва), 2011. 205 с.
44. Конституции зарубежных государств / сост. В. В. Малков. М., 2000.
45. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2010. 634 с.
46. Лебедев В. А. Финансовое право: Учебник / под ред. А. Н. Козырина; сост. А. А. Ялбулганов. М.: Статут, 2000. 461 с.
47. Общая теория финансов / под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 256 с.
48. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., исп. М.: Русский язык, 1991.
49. Озеров И. Х. Как расходуются в России народные деньги? Критика русского расходного бюджета и государственный контроль (по неизданным документам). М.: Тип. т-ва И. Д.Сытина, 1907. 312 с.
50. Парыгина В. А., Тедеев А. А. Финансовое право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2006. 752 с.
51. Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. М.: ИД ФБК-Пресс, 2002. 320 с.
52. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М.: Русский язык, 1989. 624 с.
53. Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юрид. лит., 1974. 160 с.
54. Уставов Д. Н. Конституционно-правовые основы деятельности государственных контрольно-счетных органов Российской Федерации: дис.... к. ю. н. Челябинск, 2006. 217 с.
55. Финансы капиталистических государств: Учебник / под ред. Б. Г. Болдырева. М.: ФиС, 1985. 355 с.
56. Финансовое право России: Учебное пособие / под ред. А. А. Ялбулганова. М.: Статут, 2001. 363 с.
57. Финансовое право России: альбом схем / под ред. проф. А.Н. Козырина. М.: ЦППИ, 2007. 324 с.
58. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2011. 768 с.
59. Финансовое право: Учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. 400 с.
60. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 592 с.
61. Шохин С. О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. Научно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика. 1997.
62. Ялбулганов А. А. «Модельный закон о государственном финансовом контроле»: развитие российского законодательства и доктрины о государственном финансовом контроле / Государственный контроль. 1811–2011: сб. науч. трудов, посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И. Б. Лагутин. Курск; Москва: Курск: Курский гос. ун-т; Институт публично-правовых исследований (Москва), 2011. 205 с.
63. Янжул И. И. История финансового права. СПб., 1882.
Периодические издания:
64. Азимов З. И. Роль и место институтов финансового контроля в системе обеспечения экономической безопасности // Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). Душанбе. 2010, № 6 (62). 57–61.
65. Грачева Е. Д. Основные тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации // ИВУЗ. Правоведение. 2002, № 5. С. 73–80.
66. Грачева Е. Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка // Lex Russica = Русский закон. 2006. Т. LXV. № 6. С. 1056–1068.
67. Данилевский Ю. А. Государственные контрольные финансовые органы за рубежом // Финансы. 1993. № 7. С. 61–63.
68. Демидов М. В. Система внешнего государственного финансового контроля в России // Вестник Чувашского университета. 2006, № 6. С. 157–163.
69. Карпов Э. С. Понятие и содержание правового регулирования государственного финансового контроля // Вестник Владимирского юридического института. Владимир: Изд-во ВЮИ ФСИН России. 2007, № 2 (3). С. 280-283. URL: http://www.vui-fsin.ru/vestnik/2007/Vestnik%202_2007.pdf.
70. Лагутин И. Б. Региональный финансовый контроль в зарубежных странах: особенности организации и правового регулирования // Правоведение, 2009, № 5. С. 70–80.
71. Лагутин И. Б. Принципы регионального финансового контроля и особенности их правового закрепления // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2011, № 1. URL: http://scientific-notes.ru.
72. Лагутин И. Б. Финансовый контроль: вопросы теории. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/sa23.pdf.
73. Овсянников Н. М. Государственный финансовый контроль: кому он нужен? // Президентский контроль. 1996, № 5. С. 51–57.
74. Телепнева А. В. Место ревизии в системе государственного финансового контроля // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006, № 3 (31). С. 295–299.
75. Умаров Х. У. За державу обидно, господа! URL: http://news.tj/ru/newspaper/article/za-derzhavu-obidno-gospoda.
76. Ялбулганов А. А. Финансовый контроль как институт финансового права // Юрист. 1999, № 4. С. 43–50.
77. Ялбулганов А. А. Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития // ИВУЗ. Правоведение. 2000, № 3. С. 84–91. [Электронная версия] URL: http://www.juristlib.ru/book_2245.html.
78. Ялбулганов А. А. Финансовый контроль в Российской армии XIX – начала XX в. Организационно-правовые реформы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 65 с. [Электронная версия] URL: http://regiment.ru/Lib/A/60/1.htm.
Факультет права
Кафедра финансового права
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
На тему: «Правовые основы государственного финансового контроля в Республике Таджикистан»
Исполнитель:
Студент группы № 25 ФП
Насимов Ахлиддин Васлиддинович
Научный руководитель:
д. ю. наук, профессор кафедры
финансового права
Комягин Дмитрий Львович
Москва-2012
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного финансового контроля 11
§ 1. Понятие и содержание государственного финансового контроля....... 11
§ 2. Принципы государственного финансового контроля.......................... 21
§ 3. Модели, виды и формы государственного финансового контроля..... 33
Глава 2. Правовые основы организации государственного финансового контроля в Республике Таджикистан........................................................................... 48
§ 1. Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан..................................... 48
§ 2. Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан.................................................................................................. 61
Заключение................................................................................................... 77
Список источников..................................................................................... 81
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее – РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами. При этом существенным в процессе его реализации является наличие законодательства, регулирующего деятельность по осуществлению финансового контроля. В РТ такое законодательство формируется вокруг принятого в 2002 г. Закона РТ от 2 декабря 2002 года, № 66 «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан»[1] (в Российской Федерации, как известно, такой закон до сих пор не принят)[2].
Глобальный финансово-экономический кризис, возникший в конце 2008 г., показал, что механизм управления государственными финансами в РТ требует кардинального реформирования. По последним данным внешний государственный долг РТ составляет 34,7 %[3] к ВВП, хотя, по мнению экономистов, данный показатель в Таджикистане не должен превышать 25 %[4]. Однако ежегодно размер государственного долга увеличивается, что приводит к усилению долговой неустойчивости страны. Это свидетельствует о том, что назрела необходимость повышения качества управления государственными финансами, а также соответствующего контроля над ними.
Государственный финансовый контроль и правовое регулирование финансовых отношений во всех сферах используются развитыми странами в той мере, в какой диктуются решаемыми политическими и экономическими задачами[5]. Государственный финансовый контроль в системе обеспечения экономической безопасности призван прежде всего обеспечить минимизацию негативных экономических процессов, связанных с правонарушениями в области государственных финансов[6]. В целях более эффективного, законного и научно-обоснованного расходования финансовых ресурсов государства следует выработать четкий механизм контроля над ними. Без надлежащего контроля невозможно гарантировать законное и целенаправленное расходование государственных финансов.
При организации государственного финансового контроля особое значение приобретает вопрос правового регулирования. Правовое регулирование отношений в сфере финансового контроля направлено на упорядочение общественных отношений, возникающих в процессе властной деятельности по осуществлению государственного финансового контроля[7]. Надлежащая правовая база, принятая с учетом международной практики и международных стандартов, является одним из основных факторов, влияющих на эффективность осуществления государственного финансового контроля.
В российской правовой доктрине отсутствует единый подход к определению понятия государственного финансового контроля[8]. В работе проанализированы различные определения государственного финансового контроля, данные специалистами в сфере финансов и финансового права.
Если говорить о законодательном закреплении понятия государственного финансового контроля, то ни в законодательстве Российской Федерации, ни в законодательстве РТ такая норма не встречается. Хотя, как было отмечено выше, в РТ с 2002 г. действует Закон РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан».
Государственный финансовый контроль как деятельность государственных органов осуществляется на основании определенных принципов. Эти принципы оказывают непосредственное влияние на эффективность и результативность осуществления государственного финансового контроля. Следует согласиться с мнением И. Б. Лагутина, что принципы общегосударственного финансового контроля имеют большое значение, так как они не только устанавливают основы для контрольной деятельности, но и выдвигают минимальные требования к структуре и организации контрольных органов[9].
Основные принципы финансового контроля сформулированы в Лимской декларации руководящих принципов контроля[10]. По своему содержанию эти принципы являются универсальными. Их внедрение в национальные правовые системы непосредственно влияет на эффективность осуществления независимого государственного финансового контроля в той или иной стране.
Анализ научной литературы показывает, что в правовой доктрине РТ не уделяется достаточное внимание выбранной диссертантом проблематике, что свидетельствует о малоизученности темы настоящего исследования. В российской правовой доктрине соответствующая проблематика также не теряет актуальность. В этой связи в работе приводятся научные исследования российских ученых, затрагивающие вопросы о теоретико-правовых основах государственного финансового контроля.
Существующая в РТ система государственного финансового контроля не имеет научного обоснования и не подвергалась тщательному анализу со стороны юридического сообщества. В результате на практике одни субъекты финансово-хозяйственной деятельности могут быть неоднократно в течение одного года проверены органами финансового контроля, а другие, напротив, вообще не попадают в поле зрения контролирующих органов. Недостаточная научная проработанность вопроса построения системы государственного финансового контроля приводит к противоречиям в законодательстве, дублированию функций контролирующих органов, а также создает дополнительные издержки для государственного бюджета РТ в части содержания данных органов.
На основании всего вышеизложенного можно говорить об актуальности выбранной темы диссертационного исследования.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!