Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного финансового контроля 11 — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного финансового контроля 11

2022-11-14 28
Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного финансового контроля 11 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет права

Кафедра финансового права

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

 На тему: «Правовые основы государственного финансового контроля в Республике Таджикистан»

                                                                 Исполнитель:

                                                Студент группы № 25 ФП

                                                                 Насимов Ахлиддин Васлиддинович

                                                                                    

                                            Научный руководитель:

                                                        д. ю. наук, профессор кафедры

                                 финансового права

                                                       Комягин Дмитрий Львович

                                                            

Москва-2012
Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного финансового контроля 11

§ 1. Понятие и содержание государственного финансового контроля....... 11

§ 2. Принципы государственного финансового контроля.......................... 21

§ 3. Модели, виды и формы государственного финансового контроля..... 33

Глава 2. Правовые основы организации государственного финансового контроля в Республике Таджикистан........................................................................... 48

§ 1. Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан..................................... 48

§ 2. Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан.................................................................................................. 61

Заключение................................................................................................... 77

Список источников..................................................................................... 81

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее – РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами. При этом существенным в процессе его реализации является наличие законодательства, регулирующего деятельность по осуществлению финансового контроля. В РТ такое законодательство формируется вокруг принятого в 2002 г. Закона РТ от 2 декабря 2002 года, № 66  «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан»[1] (в Российской Федерации, как известно, такой закон до сих пор не принят)[2].

Глобальный финансово-экономический кризис, возникший в конце 2008 г., показал, что механизм управления государственными финансами в РТ требует кардинального реформирования. По последним данным внешний государственный долг РТ составляет 34,7 %[3] к ВВП, хотя, по мнению экономистов, данный показатель в Таджикистане не должен превышать 25 %[4]. Однако ежегодно размер государственного долга увеличивается, что приводит к усилению долговой неустойчивости страны. Это свидетельствует о том, что назрела необходимость повышения качества управления государственными финансами, а также соответствующего контроля над ними.

Государственный финансовый контроль и правовое регулирование финансовых отношений во всех сферах используются развитыми странами в той мере, в какой диктуются решаемыми политическими и экономическими задачами[5]. Государственный финансовый контроль в системе обеспечения экономической безопасности призван прежде всего обеспечить минимизацию негативных экономических процессов, связанных с правонарушениями в области государственных финансов[6]. В целях более эффективного, законного и научно-обоснованного расходования финансовых ресурсов государства следует выработать четкий механизм контроля над ними. Без надлежащего контроля невозможно гарантировать законное и целенаправленное расходование государственных финансов.

При организации государственного финансового контроля особое значение приобретает вопрос правового регулирования. Правовое регулирование отношений в сфере финансового контроля направлено на упорядочение общественных отношений, возникающих в процессе властной деятельности по осуществлению государственного финансового контроля[7]. Надлежащая правовая база, принятая с учетом международной практики и международных стандартов, является одним из основных факторов, влияющих на эффективность осуществления государственного финансового контроля.  

В российской правовой доктрине отсутствует единый подход к определению понятия государственного финансового контроля[8]. В работе проанализированы различные определения государственного финансового контроля, данные специалистами в сфере финансов и финансового права.

Если говорить о законодательном закреплении понятия государственного финансового контроля, то ни в законодательстве Российской Федерации, ни в законодательстве РТ такая норма не встречается. Хотя, как было отмечено выше, в РТ с 2002 г. действует Закон РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан».

Государственный финансовый контроль как деятельность государственных органов осуществляется на основании определенных принципов. Эти принципы оказывают непосредственное влияние на эффективность и результативность осуществления государственного финансового контроля. Следует согласиться с мнением И. Б. Лагутина, что принципы общегосударственного финансового контроля имеют большое значение, так как они не только устанавливают основы для контрольной деятельности, но и выдвигают минимальные требования к структуре и организации контрольных органов[9].

Основные принципы финансового контроля сформулированы в Лимской декларации руководящих принципов контроля[10]. По своему содержанию эти принципы являются универсальными. Их внедрение в национальные правовые системы непосредственно влияет на эффективность осуществления независимого государственного финансового контроля в той или иной стране.

Анализ научной литературы показывает, что в правовой доктрине РТ не уделяется достаточное внимание выбранной диссертантом проблематике, что свидетельствует о малоизученности темы настоящего исследования. В российской правовой доктрине соответствующая проблематика также не теряет актуальность. В этой связи в работе приводятся научные исследования российских ученых, затрагивающие вопросы о теоретико-правовых основах государственного финансового контроля. 

Существующая в РТ система государственного финансового контроля не имеет научного обоснования и не подвергалась тщательному анализу со стороны юридического сообщества. В результате на практике одни субъекты финансово-хозяйственной деятельности могут быть неоднократно в течение одного года проверены органами финансового контроля, а другие, напротив, вообще не попадают в поле зрения контролирующих органов. Недостаточная научная проработанность вопроса построения системы государственного финансового контроля приводит к противоречиям в законодательстве, дублированию функций контролирующих органов, а также создает дополнительные издержки для государственного бюджета РТ в части содержания данных органов.

На основании всего вышеизложенного можно говорить об актуальности выбранной темы диссертационного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие общие научно-теоретические выводы:

1. На сегодняшний день существует дифференцированный подход к определению понятия государственного финансового контроля, что позволяет продолжить дискуссию в этом направлении. Наличие различных трактовок дефиниции государственного финансового контроля на страницах юридической и экономической литературы свидетельствует о том, что процесс его становления еще не окончен. Несмотря на это, можно выделить основные признаки государственного финансового контроля: а) деятельность, осуществляемая с применением специфических организационных форм и методов; б) осуществляется государственными органами; в) деятельность регламентирована нормами права; г) направлена на соблюдение финансовой дисциплины;

2. Важную роль в осуществлении государственного финансового контроля играют принципы финансового контроля, поскольку они выступают в качестве основополагающих начал организации и проведения финансового контроля. Большим достижением в данном деле явилось принятие Лимской декларации руководящих принципов контроля. Эти принципы должны быть законодательно закреплены при организации и проведении финансового контроля на национальном уровне, необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение этих принципов.

Однако принципы, изложенные в Лимской декларации руководящих принципов контроля, пока не нашли свое полное отражение в законодательстве РТ о государственном финансовом контроле. Принципы государственного финансового контроля должны быть не только установлены в законе о государственном финансовом контроле, но и одновременно должны быть предусмотрены соответствующие гарантии претворения их в жизнь, включающие ответственность со стороны проверяемых субъектов, а также со стороны самих контрольных органов за свои действия;

3. В разных государствах организация финансового контроля имеет свои особенности. Однако, несмотря на все различия в организации государственного финансового контроля, можно выделить несколько основных видов контроля: административный, судебный и парламентский. Нынешняя мировая тенденция такова, что государства стремятся перейти от административной модели образования органа государственного финансового контроля к парламентской модели. Такая практика дала положительные результаты. Об этом свидетельствует опыт таких экономически и демократически развитых стран, как, например, Великобритания, США и ФРГ.

Организация государственного финансового контроля со стороны парламента отвечает принципу разделения властей, который является основным принципом демократии;

4. С самого начала приобретения государственной независимости и до сегодняшнего дня особую роль в организации государственного финансового контроля в Таджикистане играет президент. Правовой основой для этого выступает Конституция РТ и ст. 4 Закона РТ «О государственном финансовом контроле в Республики Таджикистан», в соответствии с которой в целях государственного финансового контроля Президентом РТ создается орган, который является основным органом государственного финансового контроля в РТ и подотчетен Президенту РТ. Президент РТ как глава государства учреждает «независимый» орган государственного финансового контроля. Минфин отвечает за разработку и реализацию налогово-бюджетной политики, что включает в себя стратегическое планирование, подготовку и исполнение бюджета, внутренний аудит, бухгалтерский учет и отчетность;

5. Тенденция становления демократии и рыночной экономики в РТ показывает, что Правительством ведется большая работа по реформированию системы управления государственными финансами. Результатом такой реформы должно явиться образование в ближайшем времени Счетной палаты;

6. В соответствии с действующим законодательством в РТ существуют два высших органов государственного финансового контроля. Как Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией РТ, так и Счетная палата РТ обладают финансово-контрольными полномочиями, что свидетельствует о дублировании контрольных функций данных органов. Таким образом, нынешнюю систему организации государственного финансового контроля в РТ трудно назвать эффективной, такой контроль складывается хаотичным образом.  

Предложения и рекомендации:

1. Представляется уместным внести изменения в Закон РТ «О государственных финансах Республики Таджикистан», а также в Закон РТ «О государственном финансовом контроле в Республики Таджикистан», указав в данных нормативных правовых актах, что полномочием по созданию органа, осуществляющего независимый финансовый контроль, обладает Парламент;

2. Принимая во внимание нынешнюю экономическую ситуацию в РТ, следует провести реформу системы органов высшего государственного финансового контроля. На наш взгляд, Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией РТ следует упразднить, передав функцию по последующему финансовому контролю Счетной палате, а полномочия по расследованию коррупционных преступлений – соответствующим правоохранительным органам.  Это позволит исключить дублирование функций по независимому финансовому контролю, повысит эффективность осуществления государственного финансового контроля в стране, а также сократит издержки государственного бюджета на содержание дополнительного ведомства.

Правительству РТ в ходе реформирования системы государственного финансового контроля следует принять во внимание опыт зарубежных государств по созданию местных контрольных органов. Это позволит повысить качество и эффективность расходования государственных и местных финансов в стране;   

3. При создании Счетной палаты РТ необходимо учитывать те основные принципы, которые заложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля, а именно: независимость, компетентность и объективность, а также гласность в осуществлении контрольной деятельности;

4. Построенная в РТ система государственного финансового контроля не отвечает принципу разделения властей, провозглашенному в ст. 9 Конституции РТ. Следует минимизировать полномочия Президента РТ по образованию и контролю над органом высшего государственного финансового контроля. В то же время необходимо усилить полномочия Парламента по контролю за расходованием государственных финансов;

5. Учитывая значимость государственного финансового контроля и обеспечения независимости деятельности органа, осуществляющего такой контроль, правовой статус Счетной палаты РТ необходимо закрепить на конституционном уровне. Кроме того, необходимо принять отдельный конституционный закон, который бы более детально регламентировал права и обязанности данного органа.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Конституция (Основной Закон) Республики Таджикистан: принята всенародным голосованием 6 ноября 1994 г., с изм. и доп. от 26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. [Электронная версия]. Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

3. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). [Электронная версия] URL: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19402875&p2={NRPA} (дата обращения: 10.03.2012.

4. Закон о федеральной счетной палате ФРГ от 11 июля 1985 г. // Официальный сайт Федеральной счетной палаты ФРГ. URL: http://bundesrechnungshof.de/we-about-us/legal-authority/brh-act_e.pdf (дата обращения: 10.03.2012).

5. Act LXVI of 2011 on the State Audit Office of Hungary. 1 July 2011. Официальный сайт Офиса государственного аудитора Венгрии. URL: http://www.asz.hu/en/introduction/act-sao (дата обращения: 10.03.2012).

6. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» (в ред. Закона РБ от 18.07.2011 г. № 300-З). URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=31469 (дата обращения: 13.03.2012).

7. Конституционный закон Республики Таджикистан от 19 апреля 2000 г. № 1 «О Маджлиси Оли Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия». 

8. Конституционный закон Республики Таджикистан от 12 мая 2001 г. № 28 «О Правительстве Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

9. Конституционный закон Республики Таджикистан от 6 августа 2001 г. № 43 «О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

10. Закон Республики Таджикистан от 14 декабря 1996 г. № 383 «О Национальном банке Таджикистана» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

11. Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 г. № 66 «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2002. № 11. Ст. 681. С. 194–200.

12. Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 г. № 77 «О государственных финансах Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

13. Закон Республики Таджикистан от 3 марта 2006 г. № 170 «Об аудиторской деятельности» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2006. № 3. Ст. 160. С. 131–137.

14. Закон Республики Таджикистан от 20 марта 2008 г. № 374 «Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2008. № 3. Ст. 193. С. 283–296.

15. Закон Республики Таджикистан от 18 июня 2008 г. № 396 «О казначействе» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

16. Закон Республики Таджикистан от 26 марта 2009 г. № 506 «О нормативных правовых актах» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. № 3. Ст. 99. С. 207–227.

17. Закон Республики Таджикистан от 21 июля 2010 г. № 6 26 «О финансовом управлении и внутреннем контроле в государственном секторе» //Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

18. Закон Республики Таджикистан от 21 июля 2010 г. № 631 «О внутреннем аудите в государственном секторе» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2010. № 7. Ст. 563. С. 110–116.

19. Указ Президента РТ от 21 января 2001 г. № 456 «Об образовании Управления государственного финансового контроля при Президенте Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

20. Указ Президента РТ от 7 февраля 2001 г. № 480 «Об Управлении государственного финансового контроля при Президенте Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

21. Указ Президента РТ от 30 мая 2001 г. № 590 «О преобразовании Управления государственного финансового контроля при Президенте Республики Таджикистан в Комитет государственного финансового контроля Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

22. Указ Президента РТ от 10 января 2007 г. № 143 «Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

23. Указ Президента РТ от 20 марта 2009 г. № 639 «Об утверждении Стратегии управления государственными финансами Республики Таджикистан на 2009–2018 годы» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

24. Постановление Правительства РТ от 28 декабря 2006 г. № 588 «Положение Министерства финансов Республики Таджикистан» // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

25. Приложение № 2 к постановлению комиссии от 3 апреля 2008 г. № 9 «Сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов ЕврАзЭС о финансовом контроле». [Электронная версия] URL: www.ipaeuasec.org/doc/?data=docs_7 (дата обращения: 15.04.2012).

26. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 28. Ст. 3720.

27. Стратегия управления государственными финансами Республики Таджикистан на 2009–2018 годы // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

28. Стратегия развития государственного внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

29. Стратегия сокращения бедности на 2007–2009 годы // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

30. Национальная стратегия развития на период до 2015 года // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

31. Стратегия реформирования системы государственного управления на 2006–2015 годы // Доступ из справ.-правовой системы «Адлия».

Научная литература:

32. Абдуллаева Р. А. Проблемы правового регулирования аудиторской деятельности в Республике Таджикистан: Автореф. дис. … к. ю. н. Душанбе, 2010. 25 с.

33. Актуальные проблемы теории и практики финансового права Российской Федерации / од ред. проф., д. ю. н. А. Н. Козырина. Справ.-правовая система «Гарант», 2009.

34. Андреева Г. Н. Органы финансового контроля зарубежных стран: особенности конституционного уровня регулирования // История, теория и практика финансового контроля: к 200-летию Государственного контроля в России. Курск: ЦППИ, Курский гос. ун-т, 2011. 205 с.

35. Бюджетное право: учебное пособие / под ред. М. В. Карасевой. М.: Эксмо, 2010. 318 с.

36. Грачева Е. Ю. Правовые проблемы регулирования государственного финансового контроля: дис. … д. ю. н. М. 2002. 378 с.

37. Двуреченских В. А. Национальный контроль. М.: Финансовый контроль, 2008. 226 с.

38. Каландаров Х. А., Абдурахмони М., Насимов А. В., Буриев К. Т. Финансовый контроль в Республике Таджикистан контроле / Государственный контроль. 1811–2011: сб. науч. трудов, посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И.Б. Лагутин. Курск; Москва: Курский гос. ун-т; Институт публично-правовых исследований (Москва), 2011. 205 с.

39. Коврякова Е. В. Парламентский контроль в зарубежных странах: дис. … к. ю. н. М., 2002. 216 с.

40. Козаев В. Р. Организация государственного финансового контроля и пути ее совершенствования в Российской Федерации: дис. … к. э. н. М., 2005. 172 с.

41. Козырин А. Н. Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах. М.: ЦППИ, 2009. 182 с.

42. Комягин Д. Л. Бюджетное право России: учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Козырина. М.: ИППИ, 2011. 352 с.

43. Комягин Д. Л. К вопросу о соотношении финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства // Государственный контроль. 1811–2011: сб. науч. трудов, посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И. Б. Лагутин. Курск; Москва: Курский гос. ун-т; Институт публично-правовых исследований (Москва), 2011. 205 с.

44.  Конституции зарубежных государств / сост. В. В. Малков. М., 2000.

45. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2010. 634 с.

46.   Лебедев В. А. Финансовое право: Учебник / под ред. А. Н. Козырина; сост. А. А. Ялбулганов. М.: Статут, 2000. 461 с.

47. Общая теория финансов / под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 256 с.

48. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., исп. М.: Русский язык, 1991.

49. Озеров И. Х. Как расходуются в России народные деньги? Критика русского расходного бюджета и государственный контроль (по неизданным документам).  М.: Тип. т-ва И. Д.Сытина, 1907. 312 с.

50. Парыгина В. А., Тедеев А. А. Финансовое право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2006. 752 с.

51. Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. М.: ИД ФБК-Пресс, 2002. 320 с.

52. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М.: Русский язык, 1989. 624 с.

53. Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юрид. лит., 1974. 160 с.

54. Уставов Д. Н. Конституционно-правовые основы деятельности государственных контрольно-счетных органов Российской Федерации: дис.... к. ю. н. Челябинск, 2006. 217 с.

55. Финансы капиталистических государств: Учебник / под ред. Б. Г. Болдырева. М.: ФиС, 1985. 355 с.

56. Финансовое право России: Учебное пособие / под ред. А. А. Ялбулганова. М.: Статут, 2001. 363 с.

57. Финансовое право России: альбом схем / под ред. проф. А.Н. Козырина. М.: ЦППИ, 2007. 324 с.

58. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2011. 768 с.

59. Финансовое право: Учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. 400 с.

60. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 592 с.

61. Шохин С. О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. Научно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика. 1997.

62.   Ялбулганов А. А. «Модельный закон о государственном финансовом контроле»: развитие российского законодательства и доктрины о государственном финансовом контроле / Государственный контроль. 1811–2011: сб. науч. трудов, посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И. Б. Лагутин. Курск; Москва: Курск: Курский гос. ун-т; Институт публично-правовых исследований (Москва), 2011. 205 с.

63.   Янжул И. И. История финансового права. СПб., 1882.

Периодические издания:

64.   Азимов З. И. Роль и место институтов финансового контроля в системе обеспечения экономической безопасности // Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). Душанбе. 2010, № 6 (62). 57–61.

65. Грачева Е. Д. Основные тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации // ИВУЗ. Правоведение. 2002, № 5. С. 73–80.

66. Грачева Е. Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка // Lex Russica = Русский закон. 2006. Т. LXV. № 6. С. 1056–1068.

67.   Данилевский Ю. А. Государственные контрольные финансовые органы за рубежом // Финансы. 1993. № 7. С. 61–63.

68. Демидов М. В. Система внешнего государственного финансового контроля в России // Вестник Чувашского университета. 2006, № 6. С. 157–163.

69. Карпов Э. С. Понятие и содержание правового регулирования государственного финансового контроля // Вестник Владимирского юридического института. Владимир: Изд-во ВЮИ ФСИН России. 2007, № 2 (3). С. 280-283. URL: http://www.vui-fsin.ru/vestnik/2007/Vestnik%202_2007.pdf.

70. Лагутин И. Б. Региональный финансовый контроль в зарубежных странах: особенности организации и правового регулирования // Правоведение, 2009, № 5. С. 70–80.

71. Лагутин И. Б. Принципы регионального финансового контроля и особенности их правового закрепления // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2011, № 1. URL: http://scientific-notes.ru.

72. Лагутин И. Б. Финансовый контроль: вопросы теории. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/sa23.pdf.

73.   Овсянников Н. М. Государственный финансовый контроль: кому он нужен? // Президентский контроль. 1996, № 5. С. 51–57. 

74.   Телепнева А. В. Место ревизии в системе государственного финансового контроля // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006, № 3 (31). С. 295–299.

75. Умаров Х. У. За державу обидно, господа! URL: http://news.tj/ru/newspaper/article/za-derzhavu-obidno-gospoda.

76. Ялбулганов А. А. Финансовый контроль как институт финансового права // Юрист. 1999, № 4. С. 43–50.

77.   Ялбулганов А. А. Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития // ИВУЗ. Правоведение. 2000, № 3. С. 84–91. [Электронная версия] URL: http://www.juristlib.ru/book_2245.html. 

78.   Ялбулганов А. А. Финансовый контроль в Российской армии XIX – начала XX в. Организационно-правовые реформы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 65 с. [Электронная версия] URL: http://regiment.ru/Lib/A/60/1.htm.

Факультет права

Кафедра финансового права

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

 На тему: «Правовые основы государственного финансового контроля в Республике Таджикистан»

                                                                 Исполнитель:

                                                Студент группы № 25 ФП

                                                                 Насимов Ахлиддин Васлиддинович

                                                                                    

                                            Научный руководитель:

                                                        д. ю. наук, профессор кафедры

                                 финансового права

                                                       Комягин Дмитрий Львович

                                                            

Москва-2012
Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного финансового контроля 11

§ 1. Понятие и содержание государственного финансового контроля....... 11

§ 2. Принципы государственного финансового контроля.......................... 21

§ 3. Модели, виды и формы государственного финансового контроля..... 33

Глава 2. Правовые основы организации государственного финансового контроля в Республике Таджикистан........................................................................... 48

§ 1. Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан..................................... 48

§ 2. Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан.................................................................................................. 61

Заключение................................................................................................... 77

Список источников..................................................................................... 81

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее – РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами. При этом существенным в процессе его реализации является наличие законодательства, регулирующего деятельность по осуществлению финансового контроля. В РТ такое законодательство формируется вокруг принятого в 2002 г. Закона РТ от 2 декабря 2002 года, № 66  «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан»[1] (в Российской Федерации, как известно, такой закон до сих пор не принят)[2].

Глобальный финансово-экономический кризис, возникший в конце 2008 г., показал, что механизм управления государственными финансами в РТ требует кардинального реформирования. По последним данным внешний государственный долг РТ составляет 34,7 %[3] к ВВП, хотя, по мнению экономистов, данный показатель в Таджикистане не должен превышать 25 %[4]. Однако ежегодно размер государственного долга увеличивается, что приводит к усилению долговой неустойчивости страны. Это свидетельствует о том, что назрела необходимость повышения качества управления государственными финансами, а также соответствующего контроля над ними.

Государственный финансовый контроль и правовое регулирование финансовых отношений во всех сферах используются развитыми странами в той мере, в какой диктуются решаемыми политическими и экономическими задачами[5]. Государственный финансовый контроль в системе обеспечения экономической безопасности призван прежде всего обеспечить минимизацию негативных экономических процессов, связанных с правонарушениями в области государственных финансов[6]. В целях более эффективного, законного и научно-обоснованного расходования финансовых ресурсов государства следует выработать четкий механизм контроля над ними. Без надлежащего контроля невозможно гарантировать законное и целенаправленное расходование государственных финансов.

При организации государственного финансового контроля особое значение приобретает вопрос правового регулирования. Правовое регулирование отношений в сфере финансового контроля направлено на упорядочение общественных отношений, возникающих в процессе властной деятельности по осуществлению государственного финансового контроля[7]. Надлежащая правовая база, принятая с учетом международной практики и международных стандартов, является одним из основных факторов, влияющих на эффективность осуществления государственного финансового контроля.  

В российской правовой доктрине отсутствует единый подход к определению понятия государственного финансового контроля[8]. В работе проанализированы различные определения государственного финансового контроля, данные специалистами в сфере финансов и финансового права.

Если говорить о законодательном закреплении понятия государственного финансового контроля, то ни в законодательстве Российской Федерации, ни в законодательстве РТ такая норма не встречается. Хотя, как было отмечено выше, в РТ с 2002 г. действует Закон РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан».

Государственный финансовый контроль как деятельность государственных органов осуществляется на основании определенных принципов. Эти принципы оказывают непосредственное влияние на эффективность и результативность осуществления государственного финансового контроля. Следует согласиться с мнением И. Б. Лагутина, что принципы общегосударственного финансового контроля имеют большое значение, так как они не только устанавливают основы для контрольной деятельности, но и выдвигают минимальные требования к структуре и организации контрольных органов[9].

Основные принципы финансового контроля сформулированы в Лимской декларации руководящих принципов контроля[10]. По своему содержанию эти принципы являются универсальными. Их внедрение в национальные правовые системы непосредственно влияет на эффективность осуществления независимого государственного финансового контроля в той или иной стране.

Анализ научной литературы показывает, что в правовой доктрине РТ не уделяется достаточное внимание выбранной диссертантом проблематике, что свидетельствует о малоизученности темы настоящего исследования. В российской правовой доктрине соответствующая проблематика также не теряет актуальность. В этой связи в работе приводятся научные исследования российских ученых, затрагивающие вопросы о теоретико-правовых основах государственного финансового контроля. 

Существующая в РТ система государственного финансового контроля не имеет научного обоснования и не подвергалась тщательному анализу со стороны юридического сообщества. В результате на практике одни субъекты финансово-хозяйственной деятельности могут быть неоднократно в течение одного года проверены органами финансового контроля, а другие, напротив, вообще не попадают в поле зрения контролирующих органов. Недостаточная научная проработанность вопроса построения системы государственного финансового контроля приводит к противоречиям в законодательстве, дублированию функций контролирующих органов, а также создает дополнительные издержки для государственного бюджета РТ в части содержания данных органов.

На основании всего вышеизложенного можно говорить об актуальности выбранной темы диссертационного исследования.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.