Именные части речи, их общие и отличительные признаки. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки.

2022-11-14 44
Именные части речи, их общие и отличительные признаки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билеты по русскому языку

Билет №1

Русский язык — это национальный язык русского народа. Это язык науки, культуры.
Именно поэтому все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, все многообразие окружающего мира. Национальный язык включает в себя не только нормированный литературный язык, но и народные диалекты, просторечные формы языка, профессионализмы.
История русского национального языка начинается с XVII в., когда окончательно сложилась русская нация. Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры народа.
Литературный язык существует в двух разновидностях — устной и письменной.
Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения народов Российской Федерации.
Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны.
Билет №2
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.

I. Слово, по определению М. Горького, является ««первоэлементом» литературы, а сам язык — материалом словесного искусства. Слова как элементы художественной, поэтической речи имеют не только смысловую, но и эстетическую информацию; они не только сообщают что-то разуму, но и воздействуют на чувства своей неповторимостью, образностью, звуковой организацией, необычным словообразованием, особым порядком слов |в предложении, многоплановостью значений слов, ритмом. Художественный текст насыщен словами и прямого значения, и образно-переносного.
Словесный образ показывает, как писатель видит и художественно изображает мир.

 

 


II. Богат, красив и выразителен русский язык.
Гибкость и выразительность русской фонетической системы восхищает многих. Один из самых сильных приемов — звукопись. Она достигается подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетания звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают звуковые впечатления от изображаемого явления. Повторение сходных согласных называется аллитерацией, а повтор гласных — ассонансом. Лексика русского языка удивительно многообразна. Она включает синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном значении. Эти языковые средства — фундамент построения различных поэтических тропов, фигур речи.
В произведениях русской литературы можно найти прилагательные-эпитеты, которые характеризуют предмет, подчеркивают его качества, свойства, создают определенный образ: ветер — буйный, бродячий.
Много примеров метафоры, тропа, где слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: сонное озеро города, зерна глаз, костер рябины.
Часто в произведениях фольклора, художественной литературы встречаются олицетворения — когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ: Улыбнулись сонные березки...
Градация — расположение слов по степени усиления или ослабления их смыслового или эмоционального значения: Через двести — триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной.
Антитеза — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий: Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем.
Омонимы, устаревшие слова, диалектизмы, профессионализмы, фразеологические сочетания также обладают удивительными художественными возможностями.
Русский язык богат синтаксическими образными средствами. Интонация придает синтаксическим конструкциям естественность, эмоциональность звучания.
Веками отшлифована в языке инверсия: Унылая пора! очей очарованье!

Она придает стихотворению больше экспрессии, эмоциональности, меняет его интонацию.
Риторический вопрос, риторическое обращение создают особую эмоциональность, разговорный колорит: Знакомые тучи! Как вы живете?


III. Чтобы лучше понять художественную речь, ее своеобразие, нужно хорошо знать законы функционирования русского языка. Художественное воспроизведение действительности, изображаемой в литературном произведении, предполагает наличие у читателя способности понимать значения слов, наличие специальных знаний из различных областей науки.
В широком филологическом понимании текст — это произведение словесности.
В узком понимании текст — это выраженное в устной или письменной форме сочетание предложений, отделенных друг от друга конечными и связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.
Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. Содержание текста раскрывается только через его словесную форму.
Тема — это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог. Заголовок может называть тему. Идея — основная, главная мысль, замысел произведения, то, что говорится о предмете речи.
Сюжет — в художественном тексте — последовательность и связь описания событий.
Композиция— строение, соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения.
Существуют два способа связи предложений в тексте— последовательный и параллельный.

 


Билет №3
Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабые позиции звуков.
Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой. Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки состоят из голоса: воздушная струя проходит через ротовую полость, не встречая преграды. В русском языке существует шесть гласных звуков: [и], [э], [о], [у], [а]. [ы]. Нельзя смешивать гласные звуки и буквы е, ё, ю, я, которые могут передавать разные звуки. В одних случаях эти буквы обозначают два звука: е — [j'a], ё — [j'o], ю — [j'y]. я — [j'a] (в начале слова, после гласных, после ъ и ь), в других случаях они обозначают гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущих согласных, например: день — [д'э]нь, мёд — [м'6]д, тюк 1— [т'у]к, пять — [п'а]ть.
Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях. Сильная позиция — позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие. В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.
В русском языке 36 согласных звуков. Согласные звуки русского языка — это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума. В первом случае образуются звонкие согласные, во втором — глухие. Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] — [с]. Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч'], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].
Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] — [б'], [в] — [в'], [г] - [г'], [д] - [д»], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [с'], [т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х'].
Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [j'], [ч'], [щ'].
В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове. Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной.
Все остальные позиции являются для согласных слабыми.

 

 

Билет № 4
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения лексического значения, а также употребления и происхождения.
Лексическое значение слова — это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово, смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.
Существует несколько способов объяснения лексического значения слов:
1. Толкование (разъяснение) слова в словарных статьях толковых словарей.
Наибольшее количество — 200 000 слов — содержится в знаменитом четырехтомном «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В. И. Далем полтораста лет назад.
2. Подбор синонимов: радость — веселье, оживление, праздник, торжество, ликование.
3. Толкование, включающее в свой состав однокоренные слова: преподаватель — тот, кто передает знания, муравей — тот, кто живет в траве-мураве, пастух — тот, кто пасет, гонит животных на пастбище.
4. Иллюстрация смысла слова, рисунок.
Слово может иметь одно лексическое значение, такие слова называют однозначными, например: диалог, фиолетовый, сабля, настороже.
Слово может иметь два или более лексических значения, такие слова называют многозначными, например: слово корень — многозначное. Если значение слова прямо указывает на предмет, действие, явление, то такое значение называют прямым: корень петрушки, корень зуба, корень дерева.
Если прямое значение слова переносят на другой предмет, то такое значение называют переносным: корень рода, корень зла. В повседневной речи человек постоянно употребляет слова в переносном значении: золотая осень, давление падает, серебряный голос, легкий характер. Поэты и писатели пользуются особой выразительностью переносного значения слова, создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, эпитет, олицетворение.
В русском языке огромное количество слов. Все они делятся на группы в зависимости от того, какая лексическая особенность слова имеется в виду.
1. Слова однозначные, многозначные, использование слова в переносном значении.

 

 

2. Синонимы, антонимы, омонимы, омографы, омофоны. В этой группе отражается смысловая связь разных слов в языке.
Синонимы — близкие по лексическому значению слова: говорил — сказал, молвил, отозвался, пробурчал.
Антонимы — слова, противоположные по лексическому значению: труд — безделье, говорить — молчать, веселый — грустный.
Омонимы — слова, совершенно различные по значению, но одинаково звучащие и пишущиеся (лук — «растение» и лук — «оружие»). Омографы — слова, имеющие различия в ударении (атлас и атлас). Омофоны — слова, имеющие различия в написании, но при этом одинаково звучащие (поласкать котенка и полоскать белье).
3. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; устаревшая лексика. Эти слова выделены в особую группу- в связи с особенностями употребления в речи.
Общеупотребительные слова — слова, которыми пользуются все люди: трава, земля, черный, три, глаза.


Диалектизмы — местные слова, понятные жителям той или иной местности: курник — «пирог с куриным мясом», косохлест — «косой дождь с ветром».
Профессиоиализмы — специальные слова, которые употребляются специалистами, людьми определенной профессии: книгоиздатель использует слова шрифт, форзац, переплет; ученый-лингвист — лексикология, профессионализмы; врач — инъекция, шприц, наркоз.
Нейтральные слова не связаны с каким-либо стилем речи, уместны в различных речевых ситуациях. Книжные слова закреплены за каким-либо стилем речи: художественным, научным, официально-деловым, публицистическим. Разговорные слова употребляют в общении. Это можно увидеть в ряду слов-синонимов: уйти (нейтральное) — откланяться, покинуть (книжное) — испариться (разговорное).
Слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни в связи с исчезновением соответствующих понятий, называют устаревшими, например: кольчуга, смерд, крепостной, городничий, околоточный, будочник. Но они употребляются в рассказах, комедиях, романах, если речь идет о старине. Вместо устаревших слов появляются новые на основе тех, что уже есть в языке: перо (гусиное) — пишу пером, перо (стальное) — золотое перо.
4. Исконно русские слова и заимствованная лексика. Эта группа слов отражает особенности их происхождения.
В состав исконно русской лексики входят те слова, которые образовались непосредственно в русском языке. Среди исконно русских слов выделяются слова общеславянские (мать, пастух, двор, каша, квас, береза, поле, утро), восточнославянские (дядя, племянник, ложка, овраг, цветок) и собственно русские (бабушка, дедушка, вилка, сказка, теленок, утка).
В русском языке много заимствованных слов. По подсчетам ученых, примерно каждое десятое слово — заимствованное. Заимствованные слова отражают исторические изменения в жизни государства, в науке, технике, экономике, искусстве.

 


Билет № 5
Группы слов по употреблению и происхождению.
Слова, известные не всем говорящим на русском языке, называют необщеупотребительными. К ним относится диалектная и жаргонная лексика, а также лексика профессиональная и терминологическая.
Необщеупотребительные слова, используемые в определенной местности, называются диалектными, например: курень — дом.
Необщеупотребительные слова, используемые отдельными группами людей для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия, называются жаргонизмами.
Профессиональная и терминологическая лексика — это лексика, употребляемая в определенной сфере деятельности людей. Она позволяет легко отличить медицинского работника от шахтера, сталевара от охотника и т. д.
Среди профессиональных слов выделяются термины, обозначающие научные понятия и узкоспециальные слова, например: скальпель, бронхоскопия, часть речи, фонема, грамматическая основа.
В зависимости от происхождения все слова русского языка можно разделить на два больших разряда: исконная лексика и лексика, заимствованная из других языков.

_________________________________________________________________________________


Билет № 6
Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
Фразеологизмможнозаменить одним словом, например: зарубить на носу — запомнить; как в воду глядеть — предвидеть. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова.
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, например, у фразеологизма тертый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм-синоним стреляный воробей; у фразеологизма непочатый край (в значении «много») есть фразеологизм-антоним раз-два и обчелся (в значении «мало»).
Большая часть фразеологизмов отражает историю России, обычаи предков, их работу, например, выражение бить баклуши в значении «бездельничать» возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек», т. е. делать несложное, нетрудное дело.
Многие фразеологизмы родились из песен, сказок, притч, пословиц русского народа, например: добрый молодец, горючими слезами обливаться, молочные реки.
Часть фразеологизмов связана с профессиональной речью: через час по чайной ложке — из медицинской лексики; сойти со сцены — из речи артистов.
Фразеологизм характеризует все стороны жизни человека: отношение к труду (золотые руки, бить баклуши); отношение к другим людям (закадычный друг, медвежья услуга); личные достоинства и недостатки (водить за нос, задирать нос, не терять головы).
В предложении фразеологизм является одним членом: подлежащим, сказуемым, дополнением или обстоятельством — в зависимости от того, какой частью речи он может быть заменен.
Фразеологизмы придают речи образность, выразительность, делают ее богаче, красивее.

 


Билет № 7
Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.
Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однородных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными: "зима, 'зимовка, "зимовать, 'зимний.
Суффикс — значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слов: фонарщик, стилист. В слове может быть не один, а несколько суффиксов: читатель, расчетливость.
Приставка — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: бежать — прибежать — забежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: небезынтересный.
В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: обожать, ответить, исчезать.
Итак, словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования: приставочный, суффиксальный, приставоч-но-суффиксальный, бессуффиксальный.
Приставочным способом образуются имена существительные (удача — неудача), имена прилагательные (важный — преважный), местоимения (что — кое-что), глаголы (готовить — приготовить), наречия (где — нигде).
Суффиксальным способом образуются все самостоятельные части речи, но основным он является для имен существительных, прилагательных и наречий (белизна, туманный, белеть). Суффикс прибавляется не к целому слову, а к его производящей основе.
Приставочно-суффиксальным способом образуются, например, имена существительные с суффиксом -ник (со значением «лицо, предмет, профессия»). Например, слово подснежник обозначает «то, что растет под снегом». К основе (снег) одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-.
Бессуффиксальный способ образования слов заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый — зелень) или одновременно отбрасываются окончание и суффикс (отлете\тъ\ — отлёт).
Таким образом, основная функция приставки и суффикса — словообразование.
Кроме окончания, к словоизменительным служебным морфемам относят также, формообразовательные суффиксы.

______________________________________________________________________

Билет № 8
Основные способы образования слов в русском языке.
В русском языке новые слова могут образовываться путем прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным.

 

 

Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальным способом. Новые слова могут образовываться путем прибавления приставки и суффикса одновременно. Такой способ образования называется приставочно-суф-фиксальным. Например, прилагательное заграничный («находящийся за границей») образовано с помощью приставки за- и суффикса -н-. Наречие засветло образовано с помощью приставки за- и суффикса наречия -о.
Бессуффиксальный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зелен\ый] — зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (повтор/и/ть\ -повтор).
Способ сложения заключается в том, что новые слова образуются путем соединения слов (диван-кровать), сложением основ слов без соединительных гласных (спортплощадка, физкультура) или с помощью соединительных гласных (снегопад, землепашец, пятидневка, тепловоз, языковед), сложением основ с присоединением суффикса (головокружительный, пятилетка), сокращенной основы и слова (Сбербанк).
Имена существительные в русском языке имеют и только им присущие способы образования, с помощью которых создаются сложносокращенные слова:
сложение слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), профком (профсоюзный комитет);
сложение названий начальных букв словосочетания: АТС — произносится [атээс] (автоматическая телефонная станция), РФ — [эрэф] (Российская Федерация);
сложение начальных звуков словосочетания: ООН — [оон] (Организация Объединенных Наций), НИИ — [н'ии] (научно-исследовательский институт);
смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком): главк (главный комитет).
Грамматический род сложносокращенных слов определяется по главному слову словосочетания: МГУ (Московский государственный университет) начал прием студентов.
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз (высшее учебное заведение) — вузовец (учащийся вуза), колхоз (коллективное хозяйство) — колхозник (человек, работающий в коллективном хозяйстве).
Перечисленные способы образования слов называют морфологическими.

 

 

Билет № 9

В современном русском языке выделяют самостоятельные и служебные части речи, междометия и звукоподражательные слова.
Самостоятельные части речи называют предметы, их качества, свойства или действия либо указывают на них. Они имеют свои грамматические значения, несут на себе словесное ударение и выполняют роль главных или второстепенных членов предложения. К самостоятельным частям речи относят имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия. Некоторые ученые самостоятельными частями речи считают причастие и деепричастие. Но чаще причастие и деепричастие ученые относят к особым формам глагола.
Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) не называют явлений действительности, а указывают на различные отношения между словами (предлоги), словами и предложениями (союзы) или придают смысловые и эмоциональные оттенки словам и предложениям (частицы). Они не имеют форм словоизменения, не имеют словесного ударения, не являются членами предложения.
Междометия в русском языке выражают, но не называют чувства говорящего: Ох! Угу! Увы! и т. д.
Звукоподражательные слова воспроизводят звуки, крики: ку-ка-ре-ку, му-у-у и т. д. Ни междометия, ни звукоподражательные слова членами предложения не являются.

 

Билет № 10

Билет № 11

Глагол как часть речи.


Начальная форма глагола называется инфинитивом (неопределенной формой). Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, например: видеть, везти, рассмотреть.
В современном русском языке различают два вида глаголов: совершенный и несовершенный.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и указывают на незавершенность действия, например: решать, читать.
Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат и отвечают на вопрос что сделать?, например: решить, прочитать.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол (другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару: зацвести (в мае) — зацветать (вовремя); спасти (друга) — спасать (друга).
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными: Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном, березу, елку и сосну в лесу задумчивом и темном. (М. Исаковский.) Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет: люблю (ч т о?) — сторону, березу, елку, сосну, значит, глагол люблю — переходный.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь).
Глаголы изменяются по наклонениям, т. е. один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, повелительного и условного наклонения.
Изъявительное наклонение глагола обозначает реальное действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем, например: читаю, читал, буду читать.
Повелительное наклонение глагола выражает волю говорящего — просьбу, приказание, например: читай, говори, зажгите.
Усл овное наклонение глагола обозначает действия желаемые или возможные, выполнение которых зависит от каких-то условий, например: читал бы, говорил бы, зажег бы.

 

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи. Прошедшее время обозначает действие, которое происходило до начала речи. Будущее время обозначает действие, которое будет происходить после окончания речи. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.
Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить и стелить), семь глаголов на -еть (вертеть, обидеть, видеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, терпеть) и четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Эти глаголы имеют личные окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению (включая брить, стелить), имеют личные окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
Как правило, в предложении глаголы выступают в роли сказуемого.

 

Билет № 12

Билет № 13

Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки

 

Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая) или признак другого признака (крайне холодный, весело смеющийся, очень ярко).
В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?
Чаще всего наречие относится к глаголу (грамотно писать), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию (по-зимнему холодный день, недолго цветущий кустарник, идти радостно подпрыгивая, объяснять удивительно просто).
По значению наречия делятся на группы:
1) наречия образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?): дружно, тихо, втроем;
2) наречия меры и степени (отвечают на вопросы в какой степени? насколько? в какой мер е?): очень, чересчур, втрое, совсем;
3) наречия места (отвечают на вопросы где? ку-д а? о т к у д а?): близко, слева, вверху, вперед, издали, f. невдалеке;
4) наречия времени (отвечают на вопросы когда? как долг о?): поздно, вчера, осенью, издавна, допоздна;
5) наречия причины (отвечают на вопросы п о ч е-i-му? отчего?): потому, сгоряча, сослепу, поневоле, случайно;
6) наречия цели (отвечают на вопросы зачем? | для чего?): нарочно, назло, умышленно, затем, зачем, напоказ.
Наречие — неизменяемая часть речи, она не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. У наречия нет и не может быть окончания.
В предложении наречие является обстоятельством.
Слова категории состояния внешне совпадают с наречиями, но синтаксические функции у них различны. Слова категории состояния являются сказуемыми в односоставном предложении, наречия — обстоятельствами.

 

Билет № 14

Билет № 15

Билет № 16

Билет № 18

Билет № 19

Билет № 20

Билет № 22

Билет № 23

Билет № 24

Чужая речь и основные способы ее передачи.
Основные способы передачи чужой речи — прямая, косвенная и несобственно-прямая речь.

Прямая речь — это дословное воспроизведение чужой речи. При этом сохраняются все ее лексические и грамматические особенности. В этом случае чужая речь и речь говорящего четко разграничиваются: Он вдруг остановился, протянул руку вперед и промолвил: «Вот куда мы идем». (И. Тургенев.) Прямая речь всегда представлена говорящим (пишущим) как точно, дословно переданная чужая речь. Особенности структуры предложений с прямой речью — авторские слова и прямая речь.
Авторские слова — это конструкция с глаголом речи (сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к которому непосредственно относится прямая речь. Вводящие слова (авторские) могут характеризовать поведение персонажа во время речи, его мимику, позу, этапы протекания речи, например: «Взять их!» — рявкнул старик, топнув в землю ногой. (М. Горький.)
Прямая речь с точки зрения структуры представляет собой предложения простые и сложные, односоставные и двусоставные, полные и неполные. Система знаков препинания при прямой речи:
А: «П».

А: «П?(!)»
«П», — а.
«П?(!)» — а.
«П, — а, — п».
«П, — а. — П».
«П, — а. — П?(!)»
«П?(!) — а. — П».
Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику или отсутствовать. Если реплики диалога даются каждая с нового абзаца, то они не заключаются в кавычки, перед ними ставится тире, но если реплики диалога написаны в строку и не указано, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире.
В предложении с косвенной речью чужая речь передается не дословно, а с сохранением ее содержания. Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение): Пугачев сказал, что Гринев крепко перед ним виноват; Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду.
Чужая речь может быть оформлена как цитата.
Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.
Чужая речь может быть передана простым предложением, при этом часто указывается лишь тема речи. Содержание чужой речи передается дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, неопределенной формой глагола с прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. (М. Лермонтов.)

 

 


Билет № 25

Билет № 26

Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение
Повествование — это рассказ о событиях, происшествиях, действиях; организующая роль в этой форме словесного выражения принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они обозначают последовательно сменяющие друг друга события, обеспечивают развертывание повествования. Предложения в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными. Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали («Станционный смотритель»).
Описание — это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков: описание предмета (какой предмет), места (где что находится), состояния среды (каково здесь), состояния человека (каково ему здесь). Эти особенности хорошо видны в отрывке из романа М. Булгакова «Белая гвардия »: Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны, а ночью горели рядами в темно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трамваи с желтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных.
Рассуждение— это словесное доказательство (почему так, а не иначе; что из этого следует), объяснение (что это такое), размышление (как быть; что делать). Оно отличается от повествования и описания прежде всего более протяженными и сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи) и абстрактной лексикой, т. е. значительным количеством слов, обозначающих понятия (в повествовании и описании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления). Приведем пример рассуждения: По-настоящему сильный человек — всегда добрый. (Тезис.) Однажды к нам в секцию пришел новенький. Не помню точно, но чем-то он мне, видите ли, не понравился. Новичок, конечно, ничего не умел, но я решил ему это доказать. Провел два-три болевых приема и увидел, что он чуть не плачет. Подошел тренер, отвел меня в сторону:
— Ты сильный. Зачем же ты на слабого?..
У меня даже уши покраснели. И правда, зачем? (Обоснование.)
С тех пор (а прошло уже много лет) ни разу не поднимал руку на слабых. Понял: бороться с равным — это по-честному. Бить слабого — занятие недостойное. (Логический вывод.)
В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод из всего сказанного.
В научно-деловой речи обычно используется полное рассуждение, части которого связаны союзами потому что, так как, поэтому, таким образом, итак, следовательно. В разговорной и художественной речи преобладают сокращенные рассуждения без союзов.

Билет № 27

Билеты по русскому языку

Билет №1

Русский язык — это национальный язык русского народа. Это язык науки, культуры.
Именно поэтому все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, все многообразие окружающего мира. Национальный язык включает в себя не только нормированный литературный язык, но и народные диалекты, просторечные формы языка, профессионализмы.
История русского национального языка начинается с XVII в., когда окончательно сложилась русская нация. Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры народа.
Литературный язык существует в двух разновидностях — устной и письменной.
Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения народов Российской Федерации.
Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны.
Билет №2
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.

I. Слово, по определению М. Горького, является ««первоэлементом» литературы, а сам язык — материалом словесного искусства. Слова как элементы художественной, поэтической речи имеют не только смысловую, но и эстетическую информацию; они не только сообщают что-то разуму, но и воздействуют на чувства своей неповторимостью, образностью, звуковой организацией, необычным словообразованием, особым порядком слов |в предложении, многоплановостью значений слов, ритмом. Художественный текст насыщен словами и прямого значения, и образно-переносного.
Словесный образ показывает, как писатель видит и художественно изображает мир.

 

 


II. Богат, красив и выразителен русский язык.
Гибкость и выразительность русской фонетической системы восхищает многих. Один из самых сильных приемов — звукопись. Она достигается подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, пов


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.