Технология, техническое обслуживание и ремонт специальной нефтепромысловой техники — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Технология, техническое обслуживание и ремонт специальной нефтепромысловой техники

2022-10-29 65
Технология, техническое обслуживание и ремонт специальной нефтепромысловой техники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Институт Транспорта

 

Кафедра «Сервиса автомобилей

и технологических машин»

 

Технология, техническое обслуживание и ремонт специальной нефтепромысловой техники

 

Учебное пособие по дисциплине для бакалавров направления

подготовки 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов" всех форм обучения

 

Составитель М.В. Немков,

 кандидат технических наук, доцент

 

 

Тюмень

ТИУ

2017


Технология, техническое обслуживание и ремонт специальной нефтепромысловой техники: учебное пособие по дисциплине.

Направление: 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Программа: «Техническая эксплуатация автомобилей»/ сост.: М.В. Немков Тюменский индустриальный университет. – Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2017.-105 с.

Учебное пособие по дисциплине рассмотрено

и рекомендовано к изданию на заседании кафедры

«Сервис автомобилей и технологических машин»

 

«____» _________2017 года, протокол № ____

 

 

Аннотация

 

Учебное пособие  по дисциплине "Технология, техническое обслуживание и ремонт специальной нефтепромысловой техники" для бакалавров направления подготовки 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов" всех форм обучения. Данная дисциплина изучается в одном семестре.

В учебном пособии приведены основные сведения по конструкциям, процессам обслуживания, ремонта, использования по назначению специальной нефтепромысловой техники.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЦЕССАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ.. 6

1.1. Общие сведения о скважинах. 6

1.2. Классификация скважин. 6

1.3. Фонтанная скважина. 7

1.4. Газлифтная скважина. 8

1.5. УШСН.. 8

1.6. УЭЦН.. 9

1.7. УЭВН.. 10

1.8. УГПН.. 10

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИе ПРОЦЕССы ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ.. 11

2.1. Технологические процессы ремонтных работ на скважине. 11

2.2. Текущий ремонт скважин. 12

2.3. Капитальный ремонт скважин. 13

2.4. Технологические процессы с участием спецтехники. 14

3. иСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦТЕХНИКИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПРАЦИЯХ 16

3.1. Цементирование скважины.. 16

3.2. Гидроразрыв пласта (гидропескоструйная перфорация) 17

3.3. Кислотная обработка призабойной зоны скважины.. 18

4. СПЕЦТЕХНИКА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССАХ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.. 20

4.1. Типы спецтехники. 20

4.2. Назначение спецтехники и технологического транспорта. 20

5. УСТАНОВКА АПРС-40К.. 23

5.1. Назначение агрегата. 23

5.2. Устройство и принцип работы агрегата. 23

5.3. Устройство и работа составных частей агрегата. 25

5.4. Подготовка к работе. 29

5.5. Порядок работы установки. 31

5.6. Техническое обслуживание агрегата. 33

6. Насосная установка ЦА-320А.. 36

6.1. Назначение агрегата. 36

6.2. Устройство и принцип работы агрегата. 36

6.3. Устройство и работа основных узлов агрегата. 38

6.4. Подготовка к работе передвижных насосных установок. 44

6.5. Порядок работы.. 44

6.6. Виды технических воздействий и их периодичность. 47


7. Установка паровая передвижная ППУА – 1600/100. 51

7.1. Назначение агрегата. 51

7.2. Устройство и работа установки. 51

7.3. Устройство и работа основных узлов и систем установки. 52

7.4. Подготовка установки к работе. 58

7.5. Порядок работы установки. 60

7.6. Виды и периодичность технического обслуживания. 62

8. АГРЕГАТ ДЛЯ ДЕПАРАФИНИЗАЦИИ АДПМ-12/150-У1. 65

8.1. Назначение агрегата. 65

8.2. Устройство и работа установки. 65

8.3. Устройство и работа составных частей установки. 67

8.4. Подготовка агрегата к работе. 70

8.5. Порядок работы.. 71

8.6. Техническое обслуживание агрегата. 73

9. Автоцистерна АЦН-8с-5337. 75

9.1. Назначение и устройство агрегата. 75

9.2. Устройство и работа составных частей агрегата. 76

9.3. Порядок работы.. 79

9.4. Техническое обслуживание. 79

10. установка пескосмесительная УСП – 50. 82

10.1. Назначение агрегата. 82

10.2. Устройство и принцип работы.. 82

10.3. Устройство и работа основных узлов установки. 83

10.4. Подготовка к работе. 86

10.5. Порядок работы.. 86

10.6. Техническое обслуживание. 87

11. установка для исследования скважин 1лс – 6. 89

11.1. Назначение агрегата. 89

11.2. Устройство и работа установки. 89

11.3. Устройство и работа основных узлов установки. 91

11.4. Подготовка к работе. 94

11.5. Порядок работы установки. 95

11.6. Техническое обслуживание. 97

12. Блок манифольда 1БМ – 700. 98

12.1. Назначение агрегата. 98

12.2. Устройство и работа агрегата. 98

12.3. Устройство и работа основных узлов и систем агрегата. 99

12.4. Подготовка к работе. 101

12.5. Порядок работы.. 102

12.6. Техническое обслуживание агрегата. 102

Список литературы.. 104


ВВЕДЕНИЕ

Специальная нефтепромысловая техника решает ряд задач, обеспечивающих бесперебойную работу нефтегазового комплекса:

- технологическое обслуживание (установки для исследования скважин; установки для текущего и капитального ремонта скважин; установки для наземного ремонта оборудования, водонефтепроводов, монтажа и на-ладки средств телемеханики и автоматики, смазки станков-качалок; пескосмесительные агрегаты, промывочные, цементосмесительные и цементировочные агрегаты; лаборатории различного назначения; паропередвижные и передвижные компрессорные установки; самоходные  установки электроподогрева скважин; агрегаты для депарафинизации скважин горячей нефтью; телескопические вышки и др.);

- земляные и дорожно-строительные работы (бульдозеры, экскаваторы, скреперы, грейдеры, катки, корчеватели, бурильно-крановые машины, буровые установки, асфальтоукладчики);

- очистно-уборочные работы (контейнерные и бункерные мусоровозы, ассенизационные машины, снегоуборочные машины, снегопогрузчики, пескоразбрасыватели, поливо-моечные машины, подметально-уборочные машины, тротуарно-уборочные машины);

- централизованные грузоперевозки (бортовые автомобили, самосва-лы, цементовозы, автоцистерны, седельные тягачи, трубо-, штанго-, плетевозы);

- оперативные грузоперевозки (бортовые автомобили, автоцистерны, а также автомобили для перевозки длинномеров);

- тракторные грузоперевозки (трелевочные тракторы, трейлеры, большие артиллерийские тягачи и др.);

- монтажные и погрузочно-разгрузочные работы (автомобильные краны, тракторные краны, трубоукладчики, погрузчики);

- вахтовые  перевозки (автобусы и грузовые автомобилями, переоборудованные для перевозки людей);

инженерное обслуживание (легковые автомобили, а в труднодоступных местах – специальная транспортная техника).

На специальных автомобилях устанавливается разнообразное  навесное оборудование. Это предъявляет соответствующие требования по подготовке специалистов для эксплуатации и ремонта машин.

Цель данного учебного пособия – концентрация основных сведений по конструкциям, процессам обслуживания, ремонта, использования по назначению специальной нефтепромысловой техники..


Общие сведения о скважинах

 

Процесс эксплуатации нефтяных и газовых месторождений заключается в обеспечении подъема продукции пласта (нефть, газ, пластовая вода и их смеси) с глубины залегания на поверхность земли.

Скважиной называется вертикальная или наклонно направленная цилиндрическая горная выработка, соединяющая поверхность земли с продуктивным пластом месторождения.

Начало скважины на поверхности называется устьем, боковая поверхность - стволом, дно скважины - забоем. Расстояние от устья по оси ствола до забоя называется длиной скважины, а расстояние от устья до забоя по проекции оси скважины на вертикаль - глубиной скважины.

При бурении скважины для укрепления ее стенок от разрушения, обвалов в нее опускают металлические трубы, получившие название обсадные трубы.

Пространство между спущенными обсадными трубами и горной породой заполняют жидким цементным раствором. Процесс заливки спущенных обсадных труб жидким цементным раствором называют цементированием.

Цементирование скважины осуществляется специальной техникой, обеспечивающей подготовку жидкого цементного раствора и непрерывную его закачку в скважину под давлением.

Перфорация скважины - создание радиальных отверстий в цилиндрической поверхности обсадных труб и цементном камне в зоне расположения продуктивного пласта. Через полученные в процессе перфорации радиальные отверстия продукция поступает из пласта внутрь скважины и по ней может подниматься на поверхность.

 

Классификация скважин

 

В зависимости от назначения скважины можно подразделить на две группы: поисково-разведочные; эксплуатационные.

Поисково-разведочные скважины бывают следующих категорий: опорные; параметрические; поисковые; разведочные.

Назначение этой группы скважин - получение фактических данных о структуре залегания горных пород, оценке запасов месторождений, сведений по разработке проектов месторождений.

Эксплуатационные скважины включает скважины двух категорий: добывающие; нагнетательные.

Нагнетательные скважины предназначены для нагнетания воды или газа с поверхности в продуктивные пласты на месторождениях, разрабатываемых с поддержанием пластового давления. Использование нагнетательных скважин позволяет продлить фонтанную эксплуатацию нефтедобывающих скважин.

Добывающие скважины предназначены для промышленного подъема (извлечения) нефти и газа из продуктивных пластов. Добывающие скважины по роду извлекаемой продукции подразделяются: нефтяные и газовые.

Добывающие нефтяные скважины в зависимости от способа эксплуатации подразделяются: фонтанные, газлифтные, глубинно-насосные.

Глубинно-насосные скважины по типу спускаемого в них погружного насоса подразделяются:

- скважины, эксплуатируемые установкой штангового скважинного насоса(УШСН);

- скважины, эксплуатируемые погружными электроцентробежными насосами (УЭЦН);

- скважины, эксплуатируемые электровинтовыми насосами (УЭВН);

- скважины, эксплуатируемые погружными гидропоршневыми насосами (УГПН).

 

Фонтанная скважина

 

Это добывающая скважина, в которой подъем нефти от забоя до устья осуществляется за счет естественной энергии продуктивного пласта. Эксплуатация такой скважины является наиболее экономически выгодной.

Для обеспечения подъема нефти в обсадную колонну спускают специальную колонну труб, получивших, название насосно-компрессорных (НКТ).

Колонна НКТ подвешивается на специальном устьевом оборудовании скважины, получившим название фонтанной арматуры.

Фонтанная арматура служит для:

– подвески колонны НКТ, спущенных в скважину,

– герметизации устья скважины,

– направления добытой нефти в наземные трубопроводы,

– регулирования режима эксплуатации скважины.

Фонтанная арматура представляет собой стальные толстостенные трубные конструкции, тройники, крестовины и запорные устройства, соединяемые между собой посредством фланцевых болтовых соединений.

Все узлы и детали арматуры рассчитаны на работы при высоких давлениях (до 105 МПа).

Масса фонтанной арматуры достигает сотни килограммов (размеры и масса фонтанной арматуры зависят от конструкции фонтанной скважины, состава добывающей продукции (наличие песка, примесей, солей) и других факторов).

Спуск и подъем колонны НКТ осуществляется специальными подъемными агрегатами.

 

Газлифтная скважина

 

Это скважина, где подъем нефти осуществляется при помощи нагнетаемого в нее под давлением газа.

Если в качестве нагнетаемого газа используется воздух, скважина называется эрлифтной, если нефтяной газ – газлифтной.

В практике нефтедобычи в основном используется газлифтный способ, так как при закачке воздуха в нефтяную скважину ухудшается качество добываемой нефти и усиливаются окислительные процессы со скважинным оборудованием.

Простейшей схемой обустройства скважины является скважина с одной колонной опущенных в нее труб. Такую скважину принято называть однорядным подъемником.

В этом случае газ в скважину нагнетается в кольцевое пространство между обсадной колонной и колонной НКТ. Газ, нагнетаемый с поверхности под давлением, смешивается с нефтью в колонне НКТ, образуя газожидкостную смесь, которая поднимается на поверхность и через сепараторы направляется в наземные трубопроводы. Используются на скважинах необводненных и без выноса песка.

На скважинах с повышенным содержанием песка и обводненной нефтью чаще используются двухрядные подъемники. В этом случае в скважину спускают две колонны НКТ, расположенные одна в другой. По внутренней (подъемной) колонне поднимается газожидкостная смесь, а по внешней (нагнетательной) – подается газ. В такой скважине резко увеличивается металлоемкость и возрастает объем работ по спуску и подъему НКТ.

С целью снижения металлоемкости применяются полуторарядный подъемник, когда внешняя колонна НКТ в нижней части собрана из труб меньшего диаметра.

Для оборудования газлифтных скважин применяют НКТ следующих диаметров:

в однорядном подъемнике – от 48 до 114 мм;

в двухрядном подъемнике – для наружного ряда труб 73; 89; 102; 114 мм; – для внутреннего ряда труб 48; 60; 73 мм.

УШСН

 

Представляет собой скважину, в которую на колонне НКТ спущен глубинный насос объемного действия с возвратно-поступательным движением плунжера.

Плунжер насоса с помощью колонны стальных штанг, размещенных внутри колонныНКТ, соединен с наземным приводом, установленным около устья скважины.

В качестве наземного привода УШСН широкое распространение получил механический привод, названный станком-качалкой. Представляет собой кривошипно-коромысловый механизм одностороннего действия и состоит из рамы с вертикальной стойкой, на которой подвижно установлен балансир (коромысло). К переднему плечу балансира крепится верхний конец колонны штанг. Заднее плечо балансира через траверсу, кривошипы, редуктор и клиноременную передачу связано с электродвигателем.

Масса отечественных станков-качалок составляет от 3,8 до 16 т, высота от 3,25 до 6,3 м.

Для ТО и ремонта станков-качалок используется специальная техника, получившая название агрегатов наземного ремонта.

Насосы имеют диаметр от 48,2 до 114 мм, длину от 2 до 7 м. Спуск и подъем насосов в скважины осуществляют на колонне НКТ или колонне штанг в зависимости от модели скважинного насоса. Штанги между собой соединяются резьбовыми муфтами. Отдельная штанга – стальной стержень длиной от 1 до 8 м, диаметром от 16 до 28 мм. Для транспортировки штанг на промысле используются специальные агрегаты перевозки штанг (АПШ). Спуск и подъем штанг в скважину осуществляют подъемники, используемые для работы с НКТ.

 

УЭЦН

 

Представляет собой скважину, в которую на колонне НКТ под уровень нефти спущен погружной насосный агрегат, состоящий из многоступенчатого скважинного насоса и погружного электродвигателя, получившего название ЭЦН.

Электроэнергия к ЭЦН подается по бронированному кабелю, спущенному в скважину и закрепленному снаружи колонны НКТ. Подъем нефти осуществляется внутри колонны НКТ.

Насосный агрегат имеет наружный диаметр от 92 до 123 мм, длину – до 36 м.

Транспортировка ЭЦН в наземных условиях осуществляется по частям, для чего используются агрегаты типа АТЭ-6. Перевозка кабеля осуществляется отдельно на специальном санном или колесном прицепе типа УПК-2000.

Спуск и подъем ЭЦН в скважинах осуществляются агрегатами для подземного ремонта скважин.

 

УЭВН

 

Предназначена для добычи нефти повышенной вязкости и газосодержания. Конструкция и схема обустройства скважины аналогичны конструкции скважины, эксплуатируемой УЭЦН, но вместо центробежного используется винтовой насос.

 

УГПН

 

Представляет собой скважину, в которой установлены два ряда концентрично размещенных (одна внутри другой) труб НКТ. В нижней ее части труб меньшего диаметра помещен гидропоршневой насосный агрегат (ГПНА), представляющий собой плунжерный насос (аналогичный ШСН), и погружной гидравлический двигатель объемного действия с возвратно-поступательным движением поршня.

Носителем энергии к двигателю погружного агрегата является поток рабочей жидкости, (сырая нефть) подаваемой с поверхности земли под давлением по одной из колонн НКТ. Рядом с устьем скважины на поверхности монтируется наземный насос высокого давления с двигателем, с системой подготовки и очистки рабочей жидкости.

Особенностью установки является возможность заменить погружной ГНА в скважине без подъема, обеспечивая его спуск и подъем потоком рабочей жидкости.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИе ПРОЦЕССы

Текущий ремонт скважин

 

Текущий ремонт скважин (ТРС) – это комплекс работ по восстановлению работоспособности скважины и устьевого оборудования, изменению режима эксплуатации скважины, очистке подъемной колонны и забоя от парафинистосмолистых отложений, солей и песчаных пробок.

Приняты следующие обозначения видов работ при ТРС:

ТР1 – оснащение скважин скважинным оборудованием при вводе в эксплуатацию из бурения, освоения, бездействия, консервации (ТР1 - 1 – ввод фонтанных скважин; ТР1 - 2 – ввод газлифтных скважин; ТР1 - 3 – ввод скважин, оборудованных скважинными штанговыми насосами; ТР1 - 4 – ввод скважин, оборудованных центробежными электронасосами);

ТР2 – перевод скважин на другой способ эксплуатации (ТР2 - 1 – с фонтанного на газлифтный; ТР2 - 2 – с фонтанного на ШСН; ТР2 - 3 – с фонтанного на ЭЦН и т.д.);

ТР3 – оптимизация режима эксплуатации (ТР3 - 1 – изменение глубины подвески, смена типоразмера ШСН; ТР3 - 2 – изменение глубины подвески, смена типоразмера ЭЦН и т.д.);

ТР4 – ремонт скважин, оборудованных ШСН (ТР4 -1 – ревизия и смена скважинного насоса; ТР4 - 2 – устранение обрыва штанг; ТР4 - 3 – устранение отвинчивания штанг и т.д.);

ТР5 – ремонт скважин, оборудованных ЭЦН (ТР5 - 1 – ревизия и смена насоса; ТР5 - 2 – смена электродвигателя; ТР5 - 3 – устранение повреждения кабеля и т.д.);

ТР6 - ремонт фонтанной скважины (ТР6 - 1 – ревизия, смена, опрессовка и устранение негерметичности НКТ; ТР6 - 2 – очистка и пропарка НКТ; ТР6 - 3 – смена, ревизия устьевого оборудования);

ТР7 - ремонт газлифтных скважин (ТР7 - 1 – ревизия, смена, опрессовка и устранение негерметичности НКТ; ТР7 - 2 – очистка и пропарка НКТ и т.д.);

ТР8 - ревизия и смена оборудования артезианских и поглощающих скважин;

ТР9 - очистка, промывка забоя скважин (ТР9 - 1 – промывка горячей нефтью (водой) с добавлением ПАВ; ТР9 - 2 – обработка забоя химическими реагентами);

ТР10 - опытные работы по испытанию новых видов подземного оборудования;

ТР11 - прочие виды работ.


Капитальный ремонт скважин

 

Капитальный ремонт скважин (КРС) – комплекс работ, связанных с восстановлением работоспособности обсадных колонн, цементного кольца, ликвидации аварий, спуском и подъемом оборудования при раздельной эксплуатации и закачке, а также с ликвидацией скважин.

К КРС относят работы следующих видов:

КР1 – ремонтно-изоляционные работы (КР1 - 1 – отключение отдельных обводненных интервалов пласта; КР1 - 2 – отключение отдельных пластов; КР1 - 3 – исправление негерметичности цементного кольца и т.д.);

КР2 – устранение негерметичности эксплуатационной колонны (КР2 - 1 – тампонированием, КР2 - 2 – установкой пластыря и т.д.);

КР3 – ликвидация аварий, допущенных в процессе эксплуатации или ремонта (ТР3 - 1 – извлечение оборудования из скважин после аварий; КР3 - 2 – ликвидация аварий с эксплуа­тационной колонной и т.д.);

КР4 – переход на другие горизонты и приобщение пластов (КР4 - 1 – переход на другие горизонты; КР4 - 2 – приобщение пластов);

КР5 – внедрение и ремонт установок типа одновременно-разделенной эксплуатации (ОРЭ), одновременно-разделенная закачка (ОРЗ), установка пакеров-отсекателей;

КР6 – комплекс подземных работ, связанных с бурением (КР6 - 1 – зарезка вторых стволов; КР6 - 2 – бурение цементного стакана; КР6 -3 – фрезерование башмака колонны; КР6 - 4 – бурение и оборудование шурфов и артезианских скважин);

КР7 – обработка призабойной зоны (КР7 – 1 – проведение кислотной обработки; КР7 - 2 – проведение ГРП; КР7 - 3 – проведение ГПП; КР7 - 4 – виброобработка; КР7 - 5 – термообработка; КР7 - 6 – промывка призабойной зоны растворителями и т.д.);

КР8 – исследование скважин (КР8 - 1 – исследование характера насыщенности и выработки продуктивных пластов, уточнение геологического разреза в скважинах; КР8 - 2 – оценка технического состояния скважин, обследование скважины);

КР9 – перевод скважин на использование по другому назначению (КР9 - 1 – освоение скважин под нагнетательные; КР9 - 2 – перевод скважин под отбор технической воды и т.д.);

КР10 – ввод в эксплуатацию и ремонт нагнетательных скважин;

КР11 – консервация и расконсервация скважин;

КР12 – ликвидация скважин;

КР13 – прочие виды работ.


Технологические процессы с участием спецтехники

 

Технологические процессы, выполняемые с участием спецтехники, с примерами марок используемого технологического транспорта представлены в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1

 

Технологические процессы, выполняемые с участием спецтехники

 

№ п/п Наименование технологических процессов Вид спецтехники Марка спецтехники
1 2 3 4

Строительство скважин

1.1

Крепление скважины:

1.1.1 Опрессовка обсадных труб Цементировочный агрегат АНЦ – 320
1.1.2 Доставка цемента и цементирование обсадных колонн Цементировочный агрегат Цементосмесительная машина Блок манифольда Станция контроля цементирования АНЦ – 320 УС6-30 1БМ-700 СКЦ – 2М
1.1.3 Испытания колонны на герметичность Цементировочный агрегат Компрессорный агрегат АНЦ – 320 ПКС-7/100
1.2 ТО и Р бурового и энергетического оборудования Агрегат для наземного ремонта Агрегат ТО электрооборудования АНР – 1   АОЭ
1.3 Производство спускоподъемных операций Подъемный агрегат АПРС – 40 А – 60
1.4

Испытание скважин на продуктивность:

1.4.1 Подготовительные работы к освоению (доставка НКТ, фонтанной арматуры, промывочных жидкостей и др.) Бортовой автомобиль Автомобильный кран Трубовоз Автоцистерна Урал – 4320 КС – 3574 ПВ – 95 АЦН–7,5–5334
1.4.2 Освоение скважины (вызов притока): промывка, продувка скважины и др. Промывочный агрегат Компрессорный агрегат Агрегат для освоения скважин УН1Т–100х200 ПКС-7/100 АГУ – 8К
1.5

Интенсификация притока:

1.5.1 Гидропескоструйная перфорация Автоцистерна Насосный агрегат Пескосмесительный агрегат Блок манифольда АЦН–7,5–5334 УН1–630х700А УСП – 50 1БМ –700
1.5.2 Термообработка призабойной зоны Паровая передвижная установка ППУА–1600/100
1.5.3 Промывка призабойной зоны Автоцистерна Насосный агрегат АЦН–7,5–5334 УН1–630х700А

Продолжение табл. 2.1

 

1 2

3

4

Цементирование скважины

 

Рис. 3.1. Цементирование скважины

1 - продуктивный пласт;

2 - скважина, законченная бурением;

3 - обсадная колонна;

4 - цементировочная головка;

5 - разделительная пробка;

6 – блок манифольда (1БМ-700);

7 - насосный агрегат (АНЦ-320);

8 - мерник;

9 - смесительный агрегат (УС6-30);

10 - станция контроля цементирования.

Управление буровых работ подает заявку на проведение процесса цементирования скважины (рис.3.1) в тампонажный цех. Цементировочные агрегаты и цементно-смесительные машины прибывают на буровую за несколько часов, расставляются и обвязываются между собой и с устьем скважины в соответствии с разработанной схемой. Цементировочные агрегаты устанавливают мерными емкостями к буровой как можно ближе к устью.

После сборки труб опрессовывают нагнетательные линии на давление, в 1,5 раза превышающее рабочее. Затем руководитель работ проводит инструктаж с операторами, распределяет объемы растворов, необходимых для закачки в скважину, указывает очередность ввода машин в работу, режим работы, рабочее давление, выделяет агрегаты для завершения процесса цементирования скважины и т. д.

Между двумя цементировочными агрегатами устанавливают одну цементно-смесительную машину. От нее цементный раствор подается в приемный мерник, из которого откачивается цементировочными агрегатами через блок манифольда в скважину.

После закачки цементного раствора нагнетательные линии и насосы цементировочных агрегатов промывают от остатков цементного раствора. Вывинтив штопоры цементировочной головки, проталкивают разделительную пробку и начинают продавливать цементный раствор. Машинисты отсчитывают объем закачиваемой продавочной жидкости. Когда разделительная пробка садится на стоп-кольцо, давление резко повышается. Этот момент считается моментом окончания процесса цементирования скважин.

 

Типы спецтехники

 

Спецтехника может быть сгруппирована по следующим типам:

1. Оборудование для обустройства площадки у скважины.

2. Спецтехника для выполнения транспортных операций по доставке оборудования (насосных штанг, труб, погружных насосов, кабеля и т.п.).

3. Спецтехника для проведения монтажных работ на скважине, ремонта и технического обслуживания наземного оборудования.

4. Спецтехника для проведения исследовательских работ в скважинах.

5. Спецтехника для выполнения спускоподъемных работ с оборудованием, находящимся внутри скважины.

6. Комплексы спецтехники для проведения технологических операций:

6.1. буровые агрегаты;

6.2. цементировочные агрегаты;

6.3. промывочные агрегаты;

6.4. агрегаты термического воздействия;

6.5. агрегаты для кислотной обработки;

6.6. цементосмесительные и пескосмесительные агрегаты;

6.7. компрессорные агрегаты;

6.8. вспомогательное оборудование для проведения технологических операций (приготовление, дозировка химреагентов, растворов и т.п.)

6.9. вспомогательное оборудование для улучшения условий труда обслуживающего персонала бригад текущего и капитального ремонта скважин.

Из приведенной технологической схемы видно, что развитие спецтехники для обслуживания и ремонтных работ на скважинах осуществляется путем создания специализированных образцов, а не универсализация технологического транспорта.

 

Подъемные агрегаты

1.1 А50 У КрАЗ – 250

Проведение спускоподъемных операций при бурении, капитальном

и текущем ремонтах скважин

1.2 А – 60 КрАЗ – 65101
1.3 АПРС – 40 КрАЗ – 260
1.4 «Кардвелл» КВ – 210В
1.5 «Кремко» «Кремко»
1.6 «Купер» LT-250 LT-150

Агрегаты насосные

2.1 ЦА –320А КрАЗ–65101 КрАЗ - 250 Нагнетание жидких сред при проведении цементирования и других работ в скважинах
2.2 УНБ1–160х40БК КрАЗ - 250

Транспортирование и нагнетание

в скважины жидких сред

2.3 УН1Т – 120х200 Т – 130
2.4 УНЦ1-160х500К КрАЗ–65101

Транспортирование и нагнетание в

скважину жидких сред при соляно-кислотной обработке призабойной зоны

2.5 УНЦ – 160х 63 КрАЗ – 65101
2.6 УНЦ1–160х70К Урал – 4320 --------«-------- при углекислотной обработке призабойной зоны
2.7 АДПМ – 12/150 КрАЗ–255Б1А Нагрев, нагнетание нефти в скважины для удаления парафина

Компрессорные агрегаты

3.1 СД – 9/101 КрАЗ – 250 Получение сжатого воздуха и подача его в скважины
3.2 ДКС – 7/200А КрАЗ – 250 то же
3.3 ПКС – 7/100 Урал–5557–10 то же

Автоцистерны

7.1 АЦН–7,5–5334 МАЗ – 5334

Транспортировка жидких сред и подача их к передвижным насосным и

смесительным установкам

7.2 АЦ – 12 – 4320 УРАЛ – 4320
7.3 АЦ – 10 КамАЗ–53212
7.4 ППУА–1600/100 КрАЗ – 250 Депарафинизация скважин, нефтепроводов, отогрев замороженных участков наземных коммуникаций

Исследовательские агрегаты

8.1 1ЛСГ - 10 Урал - 4320

Спуск и подъем различных инструментов и приборов, используемых при

гидродинамических исследованиях

скважин и других скважинных работах

8.2 1ЛС – 6 ГАЗ – 66
8.3 ЛСГ – 10А КамАЗ – 4310

УСТАНОВКА АПРС-40К

Назначение агрегата

 

Агрегат АПРС – 40К предназначен для производства спуско-подъемных операций при ремонте скважин, не оборудованных вышечными сооружениями.

Кроме того, с его помощью промывочным агрегатом и ротором с индивидуальным приводом можно проводить промывку скважин и разбуривание песчаных пробок.

Установка АПРС – 40К представлена на рис. 5.1.

Подготовка к работе

 

5.4.1. Для установки агрегата у скважины необходимо проделать следующее:

- подать агрегат на площадку ремонтируемой скважины задним ходом таким образом, чтобы его продольная ось совпадала с осью скважины, а расстояние от плоскости ног задней опоры вышки до оси скважины составляло 1200 мм;

- затормозить все колеса автомобиля ручным и ножным тормозами, установить рычаг управления раздаточной коробкой автомобиля в нейтральное положение, включить седьмую передачу ездовой коробки скоростей;

- включить коробку отбора мощности. Опустить ноги задней опоры вышки, для чего вынуть фиксирующие пальцы из гнезд и упереть подпятники ног винтовыми домкратами в площадку;

- опустить передний откидной домкрат, под подпятник его подложить деревянный брус сечением100х200 мм, длиной 1500 мм;

- поднять носовую часть автомобиля на 30 мм, для чего после упора нижней плоскости подпятников откидных домкратов в деревянный брус дополнительно вывернуть винты на 3,5-4 оборота, законтрить винты контргайками;

- открыть колесные краны системы регулирования давления воздуха в шинах на всех колесах, открыть в ездовой кабине автомобиля кран управления централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах; давление воздуха снизить до 0,05 МПа /0,5 кгс/см2/. Открыть кран разобщительный питания пневмосистемы агрегата, убедившись в начале снижения давления воздуха в шинах, произвести установку вышки в рабочее положение;

- натянуть грузовые оттяжки, обеспечив максимальную стрелу их прогибов не более 50 мм;

- натяжение установочных оттяжек регулируется на заводе;

- проверить центровку вышки относительно устья скважины;

- вынуть выносной пульт управления, отвести его в сторону, переключить главный переключатель основного пульта управления в положение "выносной пульт"; включить гидравлический насос;

- машинисту с выносным пультом управления занять наиболее удобное место для наблюдения за процессом установки вышки, проверить работоспособность упоров верхней секции вышки трехкратным нажатием на кнопку "упоры". При каждом нажатии на кнопку упоры должны убираться в свои гнезда, а при отпускании - полностью выдвигаться, при этом на выносном пульте управления должна загореться сигнальная лампа; заполнить нижние полости гидродомкратов маслом, для чего нажать на кнопку "подъем вниз" и выдержать 3-5 с; операцию повторить 3 раза;

- нажатием кнопки "подъем вверх" поднять нижнюю секцию вышки в рабочее положение; в процессе подъема внимательно следить за положением оттяжек и талевого канату;

- закрепить откидные болты задней опоры вышки. Снять соединительный болт верхней секции вышки;

- нажатием кнопки "выдвижение вверх" выдвинуть верхнюю секцию вышки. При достижении верхней секцией вышки крайнего верхнего положения должен включиться звуковой сигнал автомобиля, под действием пружин должны выдвинуться все упоры верхней секции вышки и загореться сигнальная лампа на выносном пульте;

- нажатием кнопки "выдвижение вниз" опустить верхнюю секцию вышки на свои упоры;

- переключить главный переключатель в положение "рабочий пульт", отключить гидравлический насос, уложить выносной пульт управления в предназначенный для него ящик на агрегате;

- подключить заземляющие провода к фланцу устья скважины.

5.4.2. Производство спуско-подъемных операций допускается только после снижения давления в колесах автомобиля до 0,05 МПа /0,5 кгс/см2/. при достижении указанного давления установить в нейтральное положение кран управления централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, расположенный в ездовой кабине автомобиля.

Перед началом производства спуско-подъемных операций необходимо следующее:

- выпустить конденсат из влагомаслоотделителя и всех воздушных баллонов пневмосистемы;

- проверить работу механизма переключения коробки перемены передач на всех скоростях;

- проверить работу тормозной системы барабана лебедки; при полностью заторможенном тормозе рычаг ручного управления должен отходить на 30-40% от всего хода рычага;

- проверить работу ограничителя подъема крюкоблока, для чего произвести трехкратный подъем ненагруженного крюкоблока до "срабатывания"; на пульте управления имеется сигнальная лампочка, сигнализирующая о рабочем состоянии ограничителя; при "срабатывании" ограничителя подъема крюкоблока фрикционная муфта барабана лебедки отключается, тормоз срабатывает, сигнальная лампочка гаснет; для спуска крюкоблока с указанного положения необходимо рукоятку крана управления фрикционной муфтой лебедки установить в исходное положение и нажать на кнопку блокировки ограничителя подъема крюкоблока.

Порядок работы установки

 

5.5.1. При производстве спуско-подъемных операций необходимо следующее:

- вести наблюдение за передними откидными домкратами. При обнаружении отрыва указанных домкратов от деревянного бруса необходимо вывернуть винты на величину отрыва. При этом предельная длина открытой части вывернутого винта не должна превышать 150 мм. В противном случае на брус установить дополнительную подкладку. Следить за давлением воздуха в пневмосистеме; давление воздуха должно быть в пределах 0,55-0,75 МПа /5,5-7,5 кгс/см2/;

- регулярно сливать конденсат из влагомаслоотделителя и воздушных баллонов; слив конденсата необходимо производить не реже одного раза в смену, при повышенной влажности окружающего воздуха /дождь, туман/ слив конденсата следует производить до 3 раз в смену;

- подъем труб большой длины произ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.