Общие и специфические закономерности развития детей с нарушениями развития. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие и специфические закономерности развития детей с нарушениями развития. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

2022-10-29 18
Общие и специфические закономерности развития детей с нарушениями развития. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выготский считал, что развит. психики аном-го реб-ка подчинено тем же основным закономерностям котор.обнаруж-ся в развитии нор-го реб-ка. Выделяют закономер-ти общие для всех типов аномального развития: 1.снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации 2. трудности словесного опосредования. 3. замедление процесса формирования понятий. Специфические закономерности: 1.Так при УО, ОНР, ЗПР набл-ся явление ретатдации- незавершенность формирование псих. функций данного периода. Левина описывает детей у котор. наблюдается патологич. длительное сохранение автономной речи. 2. асинхрония-неравномерное псих.развитие, при котором одни компоненты психики развиваются с значит. опережением, а с другие запаздывают. Общие законом-ти дизонтогенеза: 1.наруш.приема переработки, сохранения, использован. информац. В зависимости от специф. поражения искаж-ся разные параметры окр. действительности: при сенсор.патологии происходит искажение сенсор.информации. на этапе ее приема ч.з. поврежденный анализатор. При РДА искаж-ся восприятие, использование соц.информации. 2.наруш.речевого опосредования- запаздывание в созревании лобных отделов явл-ся общей патологией характерно дизонтогенией таких как УО, ЗПР, РДА и др. 3.более длительн. сроки формир-я предст. и понятий об окр. действит-ти. При лобном нарушении наб-ся наруш. нормального псих. отражения действительности. 4.риск возникновения состояний соц-но псих-ой дизадоптированности -параметр появл-ся в последующие годы в связи с усилением интеграции в образовании.

Биолог. и соц. факторы: процесс обретения общественно-историч.опыта явл-ся основным условием определения псих.развит. реб-ка. Биологические факторы выступают не менее важным условием, обеспечивающие полноценное развитие реб-ка. К таким условиям относятся факторы с котор. реб-к рождается, как биологич. сущ-во. Одним из важных факторов развит. Реб-ка яв-ся нормальная работа голов. мозга и его коры. Для нор-го развития реб-ка важно ч.б. ЦНС точно анализ все раздражения приходящие в мозг, создавала прочные и диффренц. связи. Основными свой-ми организации ЦНС яв-ся проц-сы возбуж. и торможения. Это необходимо для того ч.б. реб-к мог регулировать свое поведение. Нарушение псих.развит. м.б. связано с влиянием неблагоприятн. соц. факторов Чем раньше возникли неблагоприят.соц.условия, тем более грубые и стойкие будут наруш.R.

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременность (краснуха, токсоплазмоз, грипп);  т и д.Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и т.п.).Не менее патогенными являются и сильные кратковременные стрессы - потрясения, испуги. Как правило, беременность в этом случае заканчивается самопроизвольным выкидышем.Большое значение придается и психологическому состоянию матери во время родов - допускается присутствие близких, ребенка сразу не уносят, а кладут на живот матери, что способствует как развитию материнского инстинкта, так и смягчению послеродового шока у новорожденного.Чем меньше ребенок, тем большую роль как в возникновении, так и в профилактике недостатков его развития играет семья. Прежде всего условием полноценного развития в младенческом возрасте является наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести. Эти данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах и на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось, что независимо от морального облика матери само по себе общение с ней для младенца более полезно, чем пребывание в ясельной группе, где дети практически лишены индивидуального внимания.Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алкоголизм, наркомания, противоправные поступки, совершаемые одним родителем или несколькими членами семьи) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшения состояния здоровья, как физического, так и психического, усугубления уже имеющихся недостатков развития. Так, установлено, что в случаях хронического алкоголизма у 95% детей отмечаются нервно-психические отклонения разной степени выраженности. Кроме того, родитель-алкоголик фактически не выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин отклоняющегося развития ребенка препятствует вскрытию действительно имеющих место закономерностей развития и построению соответствующих развивающих и корригирующих психолого-педагогических систем.

5 Психолого – педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии разного возраста, его задачи, основные принципы и методы. Планирование коррекционно- педагогической работы с аномальными детьми на основе данных их обследования. Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная).Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог).Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных Качественных новообразований и их своевременная реализация в Различных видах деятельности ребенка.Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка — этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка. Задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

- разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

- выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

- оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

- определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекцион-но-педагогического процесса.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

- выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

- разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

- определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

- помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

- профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

- решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

- раннее выявление нарушений развития у детей;

- определение причин и характера нарушений;

- определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

- выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

- разработка индивидуальных программ развития и обучения


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.