Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах.

2022-10-29 32
Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация работы над усвоением содержания орфографических правил.

Орфографическое правило – это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы (М.Т. Баранов).

Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие.

В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Например: «Частица НЕ с глаголом пишется отдельно», «ЖИ – ШИ пиши с И».

В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Например: «Чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное, где эта гласная стояла бы под ударением».

Ознакомление с орфографическим правилом складывается из следующих элементов:

1.Восприятие слов с изучаемой орфограммой. Восприятие происходит в заранее написанных на доске словах. При этом орфограмма подчеркивается и обозначается часть слова, в которой она находится.

2.Ознакомление с условиями выбора правописной нормы и опознавательным признаком орфограмм данного типа. Для ознакомления с условиями выбора чаще всего используется беседа.

Например, на доске записано такое предложение: «Первый ле… и первый сне… очень радовали всех. (В. Фетисов). Учитель спрашивает: «Какие буквы пропущены? Почему? Какие слова являются проверочными? Почему?»

3.Запоминание и воспроизведение нового орфографического правила. Формулировка правила производится учителем или создается учащимися. Затем составленное орфографическое правило сравнивается с формулировкой учебника с целью выяснить, все ли условия отражены, удачна ли последовательность перечислений условий выбора в правиле, из скольких частей состоит новое орфографическое правило. С целью запоминания и воспроизведения правила ученики читают его по учебнику про себя. Воспроизводится оно всеми учащимися про себя и двумя-тремя – вслух по вопросам учителя. Так создаются условия для применения правила на практике.

4.Обучение применению на практике нового орфографического правила на практике. Обучение применять правило на практике формируется на основе выполнения упражнений.

Одно из условий формирования орфографического навыка является сопоставление правил, регулирующих написание одних и тех же морфем. Так, сопоставляются три правила, «управляющих» написанием корня (правописание гласных в корне, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных). Общими являются сами действия, связанные с подбором однокоренных слов или изменением формы слова. Есть общее и в тех действиях, которые выполняют уч-ся при написании падежных окончаний существительных и прилагательных. Так, исходное действие является одинаковым: нужно найти в предложении словосочетание и поставить вопрос к существительному (или прилагательному) с безударным окончанием. Сопоставление правил, в процессе которого выясняются одинаковые действия или операции, подводит уч-ся к овладению общими методами решения орфографических задач.

Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах.

Автор лирического произведения выражает внутренний мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии.

Художественным содержанием лирического произведения является, таким образом, то, что скрыто от внешнего наблюдения, т. е. духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом. Основная функция языка лирического произведения заключается в выражении внутренних субъективных чувствований, поэтому на первый план выдвигаются переносные и иносказательные значения речевых элементов и образные возможности языка. При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребёнку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся воссоздающее, творческое воображение. К восприятию лирического произведения должна быть подготовлена в первую очередь эмоциональная сфера детей. Методика рекомендует на подготовительном этапе урока использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, т. е. такие объекты, которые могут повлиять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении. При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если учебным материалом является стихотворение, оно обязательно читается наизусть. Заучивание и чтение наизусть классической поэзии - в традициях русского воспитания, поэтому учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец такой читательской привычки (тем более, если дети задаётся выучить стихотворение наизусть).

 При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.

Приведем примерный анализ фрагмента стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы».

Этап урока - анализ произведения:

1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой.

2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте.

- На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман)

- Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками вставал)

- Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман? (Густой и лёгкий, он поднимался вверх). Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? (Веял холод в лицо)

- Что еще описал поэт? (Небеса и лес)

- Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмные небеса)

- Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми облаками). Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.

3. А что сказано о лесе? (Плакал сумрачный лес)

- Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный). Нам хочется посочувствовать такому лесу.

- А каким, словом описал автор состояние леса? (Плакал)

- О ком так можно сказать? (О живом в существе)

- Автор посмотрел на лес как оно живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором всё это почувствовали и мы, его читатели.

4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны в самые первые ее шаги.

- С чем сравнивается снег? (С белым пушком)

- А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый)

- Как автор называет такой снег? (Снежок)

- Поэт нашёл для обозначения первого снега слово с уменьшительно-ласкательным значением - снежок.

5. Как же преобразилась за ночь Земля? Прочитайте.

- Изменилось ли настроение у природы?

- Назовите, что конкретно написано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес)

- В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист)

- Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем)

- Что представляется, когда читаешь слова «снег лежит полотном»? (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно)

- Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день блестит снег? Почему разноцветным огнем? Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

- Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. (Смотрит весело, словно рад)

- О ком так обычно говорят? (О человеке). Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувство. Настроение леса изменилось? Почему?

- Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (Смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берёз, как алмазы, горят капли сдержанных слёз)

- Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зелёные ели, которые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у леса-великана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слёз. Что же это за слёзы? Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал; струйки воды текли по веткам). А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река). Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на ветках берёз, мороз их сдержал и не дал упасть на землю). А почему автор назвал эти замершие дождинки слезами? (автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы).

- Как же выглядят эти слезы поутру? (как алмазы, горят)

- Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы)

После такого анализа следует предложить детям перечитать ту часть стихотворения, где описаны осенние картины и изменения, произошедшие в природе за ночь. При чтении нужно постараться передать свои чувства, а также смену настроения, связанную с приходом зимы. Как видим, ведущими приемами при анализе лирических произведений становятся такие, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.