Камнева Е.В., Анненкова Н.В. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Камнева Е.В., Анненкова Н.В.

2022-10-29 25
Камнева Е.В., Анненкова Н.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Юридическая психология». Рабочая тетрадь учебной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030500.62 «Юриспруденция» (программа подготовки бакалавра). – М.: Финуниверситет, кафедра «Прикладная психология», 2013. – 87 с.

 

Рабочая тетрадь представляет собой сборник теоретических и практических заданий, упражнений и тестов (как психологических, так и учебных) по дисциплине федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) специальности «Юриспруденция».

 

                                                                      

Учебное издание

Камнева Елена Владимировна, Анненкова Наталия Викторовна

 

Юридическая психология
Рабочая тетрадь

 

Компьютерный набор, верстка Е.В. Камнева, Н.В. Анненкова,

 

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 5,5_

             

 

Ó Камнева Е.В., Анненкова Н.В.,  2013                       

  Ó Финуниверситет, 2013


Оглавление

 

Введение. 4

Тема 1. Предмет, система и содержание юридической психологии. 5

Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права. 27

Тема 3. Личность и юридическая деятельность. 35

Тема 4. Правовая психология. 51

Тема 5. Психология преступного поведения. 76

Тема 6. Психологические особенности судопроизводства. 80

Тема 7. Психология правозащитной деятельности. 83

Финальное задание. 85

Рекомендуемая литература. 86

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 87

 

 


Введение

 

 

Изучение дисциплины «Юридическая психология» предполагает ознакомление с теоретическими и прикладными основами юридической психологии; приобретение практических навыков применения полученных знаний для решения практических задач современного общества в рамках различных отраслей юриспруденции.

Предлагаемая рабочая тетрадь способствует овладению системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности юриста.

Рабочая тетрадь состоит из семи разделов, охватывающих ключевые темы программы дисциплины «Юридическая психология» и включает задания, учебные задачи, диагностические материалы, направленные на выявление психологических особенностей студента и формирование представления о сфере взаимодействия психологии и права, понимание психологических закономерностей поведения и особенностей протекания психических процессов в профессиональной деятельности юриста.

Данные материалы предназначены как для работы на семинарских и практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов


Тема 1. Предмет, система и содержание юридической психологии

 

Вопросы для подготовки к занятию

Юридическая психология как особая сфера пересечения интересов психологии и права. Предмет и система юридической психологии. Специфика деятельности людей в сфере правового регулирования. Методологическая особенность юридической психологии. Специфика и задачи предмета. Структура юридической психологии. Различные подходы к структурированию юридической психологии. Общая и специальная части юридической психологии. Юридическая психология в системе научных отраслей знания.

Исторические этапы развития юридической психологии как системы. Перспективы развития юридической психологии. Основные направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.

Теоретическая и прикладная юридическая психология. Отрасли юридической психологии.

Краткая характеристика основных методов юридической психологии и сферы их применения.

Психодиагностическое обследование кандидатов на работу в правоохранительные органы и суд.

Требования и процедура психодиагностического обследования преступников. Анализ материалов личных дел преступников. Многофакторные методы изучения личности преступников. Методы диагностики мотивации преступников. Основные методы изучения ценностных ориентаций и установок преступников.

Проективные методики и их значение в психодиагностике преступников.

Методы анализа продуктов деятельности: традиционные, формализованные. Психологический анализ текста.

Перспективы применения новых методов в юридической психологии: юридическая психолингвистика, опрос с использованием полиграфа, психологические методы активизации памяти (гипнорепродуктивный опрос), компьютерные методики исследования подсознания. Эксперименты с экстрасенсорным восприятием.

Темы докладов

1. Проблема освоения и практического использования психологических знаний в правоприменительной деятельности.

2. Предмет, задачи, система юридической психологии.

3. Система (структура) юридической психологии.

4. Методы юридической психологии: описание, классификация, специфика применения.

5. Методы психологической диагностики.

6. Развитие юридической психологии в зарубежных странах.

7. Развитие отечественной юридической психологии.

8. Основные направления современных исследований в юридической психологии.

9. Использование экстраординарных психофизиологических («экстрасенсивных») способностей человека при раскрытии преступлений.

10. Использование полиграфа в раскрытии преступлений.

Задание 1.1. В схеме (схемах) изобразите интерпсихологические и междисциплинарные связи юридической психологии.

 

 

Задание 1.2. Обоснуйте преимущества проективных методик над другими методами в психодиагностике преступников.

 

Задание 1.3. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого)

 

Инструкция. «Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из двух возможных ответов: «ДА», «НЕТ»».

  ДА НЕТ
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим       
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю        
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь       
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню       
5. Я не всегда получаю то, что мне положено       
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной       
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать       
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести       
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека       
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами       
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам       
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его       
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами       
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал       
15. Я часто бываю несогласен с людьми       
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь       
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему       
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями       
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется       
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор       
21. Меня немного огорчает моя судьба       
22. Я думаю, что многие люди не любят меня       
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной       
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины       
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку       
26. Я не способен на грубые шутки       
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются       
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались       
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится       
30. Довольно многие люди завидуют мне       
31. Я требую, чтобы люди уважали меня       
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей       
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"       
34. Я никогда не бываю мрачен от злости       
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь       
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания       
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть       
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются       
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям       
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены       
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня       
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь       
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием       
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел       
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"       
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю       
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею       
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь       
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева       
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться       
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать       
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня       
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ       
54. Неудачи огорчают меня       
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие       
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее       
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку       
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо       
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю       
60. Я ругаюсь только со злости       
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть       
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее       
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу       
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся       
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить       
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает       
67. Я часто думаю, что жил неправильно       
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки       
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей       
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня       
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение       
72. В последнее время я стал занудой       
73. В споре я часто повышаю голос       
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям       
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить        

 

Ключ к методике диагностики показателей и форм агрессии

1. Физическая агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 48, 55, 62, 68,  "нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41

Использование физической силы против другого лица

2. Косвенная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63,  "нет" = 1, "да" = 0: 26, 49

Агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная

3. Раздражение: "да"=1, "нет"= 0: 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72,

 "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69

Готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость)

4. Негативизм: "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28,

 "нет" = 1, "да" = 0: 36

Оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов

5. Обида: "да"= 1,"нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

Зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия

6. Подозрительность: "да"=1, "нет"= 0: 6,14, 22, 30, 38, 45, 52, 59,

 "нет" = 1, "да" = 0: 65, 70

В диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75

8. Чувство вины: "да" = 1, "нет"= 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

 

Суммарные показатели [1]:

Индекс агрессивности ИА = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Индекс враждебности ИВ=Обида + Подозрительность

Уровень агрессивной мотивации УАМ = Физическая агрессия Косвенная агрессия +Обида (мах = 34 б.)

Конструктивная или деструктивная направленность агрессивности = ИА + ИВ (мах = 50б.)

Указанные показатели вычисляются без учета поправочного коэффициента.

Интерпретация.

Нормой ИА является величина, равная 21±4, а ИВ – 6,5-7 ±3.

Необходимо учитывать, что УАМИА

Если УАМ > ИА, то имеется потенциал агрессии.

Если УАМ < ИА, то идет подавление личности.

Таблица 1.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.