Размещение станций т ехнического о бслуживания — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Размещение станций т ехнического о бслуживания

2022-10-29 21
Размещение станций т ехнического о бслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В крупных городах СТОА целесообразно размещать следующим образом:

− крупные СТОА и центры «Автосервиса» - на периферии города, примыкающими к существующим промышленным зонам или в составе их, к вылетным автомагистралям с большими автопотоками, к крупным транспортным узлам, включающим в себя автовокзалы, железнодорожные вокзалы и т.д.;

− средние по мощности СТОА целесообразно размещать на окраине территории жилых районов;

− малые СТОА, которые почти не передаются в санитарном разрыве от селитебной зоны, размещаются равномерно внутри каждого жилого района.


Для крупных городов удачным является размещение СТОА на кольцевых или объездных дорогах.

Необходимо наличие хорошей связи станции обслуживания с сетью общественного транспорта, т.к. многие заказчики, особенно в случае продолжительного ремонта, не дожидаются окончания работ. Выбор участка для размещения СТОА определяет в дальнейшем её градостроительную роль, зонирование территории, расположение въезда и выезда, схему движения автомобилей на участке. /14/

 

4. Основные требования и принципы проектирования СТОА

 

К основным требованиям, предъявляемым в настоящее время к проектированию станций, относятся следующие:

1) максимальное удовлетворение потребностей в производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей;

2) максимальное приближение СТОА к потребителям их услуг;

3) обеспечение    достаточной    технологической    гибкости планировочных решений СТОА, позволяющей осуществлять переход от одной организационной формы СТОА к другой с минимальными затратами.

Для удовлетворения перечисленных требований необходимы не только новые планировочные решения СТОА, но и новые организационные формы их развития. Существующие особенности действующей сети СТОА, увеличение парка легковых автомобилей и другие факторы обуславливают различие организационных форм развития СТОА каждого региона. Следовательно, и планировочные решения станций также должны быть различными, при этом отдельные типовые элементы могут быть одинаковыми.

Задача определения рациональной планировки в этих условиях сводится к  рациональному расчленению комплекса работ по техническому обслуживанию и  ремонту легковых автомобилей  на  самостоятельные производственные  процессы  с  последующим  определением вариантов планировочных решений помещений для их производства в различном сочетании.

Рациональная технология и организация производства являются основой проектирования. Качество выбранных планировочных решений в значительной степени влияет на эффективность производственной деятельности любого предприятия, в том числе и СТОА. Рациональная планировка  должна исходить  из  оптимальной структуры СТОА, её вместимости, определяющей состав и объём необходимых видов работ, а также тенденцией их изменения. Именно это определяет внутреннее содержание СТОА.

Каждое предприятие автотехобслуживания должно проектироваться таким образом, чтобы имелась возможность его трансформации и дальнейшего расширения.

Все перечисленные требования в комплексе можно свести к общим принципам проектирования, которые лежат в основе создания объёмно-


планировочного решения любого предприятия по техническому обслуживанию автомобилей:

− учёт местных условий – региональных, климатических, ландшафтных;

− соответствие   планировочных  решений   функционально-технологической схеме организации производственного процесса;

− размещение зон основного и вспомогательного обслуживания в одном здании;

− унификация объёмно-планировочных и конструктивных решений;

− обеспечение максимальных удобств для клиентов путём деления предприятия на две сообщающиеся зоны: обслуживания клиентов и обслуживания автомобилей;

− простота маневрирования автомобиля в здании;

− гибкость производственных процессов, лёгкость их модернизации, возможность изменения технологии производства. /8, 14/

 

5. Генеральные планы СТОА

 

Планируя привязку станции к дорожной сети, необходимо принимать во внимание то взаимодействие, которое может оказать создание станции на дорожное движение. Градостроительная ситуация оказывает влияние на конфигурацию участка, характер организации въездов и выездов.

Существует несколько схем привязки участка СТОА к автомагистралям, отражённым на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Схемы размещения участков станций относительно автомагистралей

 

Необходимую площадь под станцию обслуживания определяют с учётом площади всех сооружений, внутренних транспортных путей и стоянок. Размер земельного участка для СТОА на 25 рабочих постов должен быть не менее 2 га. Расстояние от жилых домов следует выдерживать не менее 25 м.

С точки зрения технологии, наиболее подходящим считается квадратный или прямоугольный участок с соотношением сторон 2 ÷ 3. При планировке следует учитывать привязку к дорожной сети, технологическую


последовательность расположения основного здания СТОА и прочих сооружений (автозаправки, складских помещений), необходимость внутренних транспортных путей, стоянок, зелёных насаждений, а также возможность дальнейшего развития предприятия.

Предприятия по обслуживанию автомобилей, где предусматривается хранение автомобилей на площадках (открытых или с навесом), должны иметь ограждение высотой 1,6 м СТОА, где предусматривается более 10 постов обслуживания автомобилей, должны иметь не менее двух въездов (выездов). В зависимости от расположения участка относительно автомагистрали существует несколько приёмов взаиморасположения въезда и выезда (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Расположение въезда и выезда

 

Ворота для въезда на предприятие или выезда из него должны располагаться с отступом от красной линии, равным не менее длины основной модели обслуживаемых автомобилей. При расстоянии между воротами менее 30 м въезд на предприятие должен предшествовать выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны предприятия. При размещении предприятий на участке, ограниченном двумя дорогами общего пользования, ворота должны располагаться со стороны дороги с наименьшей интенсивностью движения.

При решении генерального плана требуется организация зонирования территории участка, соблюдение санитарно-гигиенических, противопожарных и  других требований. Необходимо избегать пересечения основных транспортных потоков на территории СТОА. На нижеприведённой схеме (рисунок 4) даны приёмы взаиморасположения въезда и выезда относительно главной улицы при различном расположении участка СТОА и рациональные схемы движения автомобилей на участке.

Здание СТОА следует размещать на некотором удалении от магистрали (возможно размещение и в центре площадки) с целью лучшего обозрения и обеспечения проезда для манёвра. Вспомогательные здания и сооружения следует размещать в глубине участка на расстоянии, требуемом по нормам.

Проезжая часть должна быть не менее 3,5 м при одностороннем движении автомобилей и 6 м при двустороннем движении. Радиусы закругления проезжей части допускается принимать 6-8 м. Ширина


пешеходных дорожек должна приниматься не менее 1,5 м. Организация движения автомобилей внутри территории может строиться двумя способами: по часовой стрелке и против, как показано на рисунке 4. /8, 14/

 

 

Рисунок 4 – Организация движения автомобилей на участке

 

Зоны стоянок внешних и внутренних следует располагать таким образом, чтобы обеспечить кратчайшие расстояния до здания СТОА.

Размеры площади под стоянки и ведущие к ним пути зависят от величины автотранспортного предприятия и способа расстановки автомобилей.

Место для стоянки включает в себя площадь, занимаемую транспортным  средством,  расстояние  между  автомобилями, полосу безопасности и подъездной путь. На одно машино-место приходится 25 м2 территории.

Ширина подъездного пути зависит от угла расстановки, способа въезда на стоянку (передним или задним ходом), расстояния между автомобилями, их габаритных размеров и маневренности. На рисунке 5 приведены различные типы стоянок легковых автомобилей.

Способ расстановки автомобилей параллельно краю дороги не экономичен, т.к. требует много места.

С точки зрения площади, наиболее экономичным является способ перпендикулярной расстановки с заездом на стоянку задним ходом. Подъездной путь не может быть уже 4,5 м. Расстановка автомобилей под углом менее 45˚, если нет ограничений по ширине, не экономична, поскольку приводит к образованию на стоянке больших «мёртвых» зон.

Приведённые способы расстановки следует применять, сообразуясь с имеющейся площадью и особенностями СТОА. Для СТОА на 25 рабочих


постов следует предусматривать на территории предприятия открытую стоянку для автомобилей, ожидающих обслуживания на 50 машино-мест, стоянку под навесом для готовых автомобилей на 20 машино-мест, стоянку автомобилей для продажи (под навесом или крытую) на 80 машино-мест. /11/

 

Рисунок 5 – Типы стоянок легковых автомобилей

 

Стоянка для рабочих и служащих СТОА может располагаться как на самой территории, так и вне её. Количество машино-мест определяется из расчёта одно машино-место на 5 человек, занятых в одну смену. Стоянку для посетителей магазина по продаже автомобилей и запасных частей располагают вне территории СТОА, максимально приближают к главному входу в магазин и проектируют её площадь из расчёта на 15-20 машино-мест.

Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степени огнестойкости со стороны стен без проёмов не нормируются, то же со стороны стен с проёмами принимается не менее 9 м. Для зданий III степени огнестойкости принимаются соответственно 6 и 12 м.


Необходимо отметить, что при решении генпланов особое внимание следует уделить безопасности подхода к группе административных и клиентских помещений, магазина и кафе, исключая пересечение потоков людей и машин.

Основным показателем по генеральному плану является плотность застройки, которая для городских СТОА должна быть не ниже 40%.

Примеры решения генеральных планов СТОА различной вместимости в приложении А.

 

6. Функционально-технологическая структура СТОА и содержание её п роизводственной деятельности

 

Планировка станции технического обслуживания определяется, прежде всего, функционально-технологической структурой, а также назначением, размерами предприятия, комплексом местных условий (климатических, ландшафтных). /6/

Функциональная схема отражает разнообразие требований клиентуры, заключающейся в обеспечении гибкости технологического процесса, в возможности сочетания производственных операций, независимого так и последовательного их осуществления. Упрощённая схема функционального зонирования СТОА приведена на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Функциональное зонирование станций технического обслуживания

Основными структурными составляющими СТОА являются группы помещений основного производства (зона постов ТО и ТР), вспомогательных специализированных участков и административно-бытовых. Группировку отдельных помещений осуществляют с учётом технологической последовательности и  функциональной  взаимосвязи  производственных процессов. Правильное зонирование обеспечивает чёткую работу СТОА и


возможность независимого развития отдельных групп помещений, а также станции в целом. Эта группы помещений, тщательно проработанные технологически и планировочно являются типовыми элементами или узлами. определённый    набор                      таких технологических            элементов для каждой функциональной зоны СТОА обуславливает наиболее гибкое технологическое и планировочное решение всей СТОА. На рисунке 7 приведена схема взаимосвязей таких технологических узлов и объединение их в один процесс основного производства. /10/

 

 

Рисунок 7 – Схема технологии производства СТОА

 

Рассмотрим назначение и характеристику выполняемых работ основных и вспомогательных участков. (Приложение В)

Участок моечно-уборочных р абот СТОА в связи с быстрым ростом парка         легковых автомобилей целесообразно использовать как для технологических целей, так и для выполнения моечно-уборочных работ как самостоятельной операции. Технологический процесс моечно-уборочных работ включает в себя: уборку салона автомобиля, мойку двигателя, мойку автомобиля снизу, наружную мойку, сушку и полировку кузова автомобиля.

Эти работы выполняют на отдельных участках, оборудованных водоочистительными сооружениями и  оснащённых необходимым оборудованием. /6, 9/

Участок приёмки и выдачи автомобилей. Этот участок является начальным и конечным пунктом пребывания автомобилей на СТОА, здесь


клиент передаёт свой автомобиль обслуживающему персоналу и получает его обратно. При приёмке автомобиля выполняются следующие работы: проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля; внешний осмотр автомобиля и проверка его комплектности; проверка агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность движения; проверка технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение ориентировочного объёма стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов; согласование всех необходимых вопросов с владельцем автомобиля, оформление документов.

Схема компоновки участков моечно-уборочных работ и приёмки-выдачи автомобилей приведена на рисунках 8 и 9. /6, 9/

 

 

I – помещение для клиентов; II – административно-бытовые помещения; III – участок приёмки-выдачи автомобилей; IV – участок моечно-уборочных работ; 1 – устройство для поперечного перемещения автомобилей (возможное); 2 – одноплунжерный гидроприёмник; 3 – установка для мойки и сушки автомобилей; 4 – шланговая моечная установка; 5 – высоконапорная пароструйная установка для мойки агрегатов

Рисунок 8 – Схема компоновки участков моечно-уборочных работ и приёмки-выдачи автомобилей


 

а – схема мойки; б, в – варианты совместного расположения моечной и сушильной установок соответственно последовательного и под углом; г – схема действия установки

Рисунок 9 – Автоматическая установка «Дельта» для мойки автомобилей


Диагностика автомобилей. Диагностика выполняет функции измерительного органа. Она служит для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без их разборки и представляет собой технологический элемент ТО и ТР и основной метод выполнения контрольных работ. На рисунке 10 приведён наглядный пример организации СТОА с поточными линиями мойки и диагностики автомобилей. /6, 9/

 

 

1 – контора и помещение для клиентов; 2 – линия мойки автомобилей; 3 – вид продажи запасных частей; 4 – линия диагностики автомобилей; 5 – пост проверки и регулировки углов установки колёс; 6 – пост проверки и регулировки трансмиссии, двигателя и электрооборудования автомобиля; 7 – пост балансировки и ремонта колёс автомобиля; 8 – пост смазки автомобиля

Рисунок 10 – Станция технического обслуживания с поточными линиями мойки и диагностики автомобилей. Зарубежный опыт

 

На рисунке 11 приведена схема компоновки участка диагностирования.


 

1 – стенд для проверки углов установки колёс; 2 – стенд для проверки эффективности действия тормозных механизмов; 3 – установка для отвода отработавших газов; 4 – автомобиле-места

Рисунок 11 – Схема компоновки участка диагностирования


Участок технического обслуживания. Техническое обслуживание – это комплекс профилактических работ для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии. Оно включает следующие основные работы: уборочно-моечные, крепёжные, диагностические и регулировочные, смазочные и шинные.

Работы ТО выполняются на рабочих постах, комплексных или специализированных. При этом технологически родственные работы ТО и ТР могут выполняться на одних и тех же постах различных производственных участков. /6, 9/

Участок текущего ремонта. Основанием для выполнения работ ТР является заявка владельца автомобиля, данные диагностики или выявленные неисправности при выполнении ТО. Работы ТР подразделяются на разборочно-сборочные и ремонтно-восстановительные.

По характеру и месту производства весь объём работ ТР подразделяется на две части: работы, выполненные на рабочих постах (разборочно-сборочные, регулировочно-крепёжные, устранение неисправностей тормозной и других систем, незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их снятия и разборки), и производственно-цеховые, выполняемые на специализированных участках                 (агрегатные,  слесарно-механические,  электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные, сварочные, кузовные, малярные). /6, 9/

Типовая схема участка постов ТО и ТР приведена на рисунке 12.

На агрегатно-механическом участке выполняются разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам и узлам, снятым с автомобиля для ТР. /6, 9/

На участке ремонта и заряда аккумуляторных батарей осуществляется подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей. /6, 9/

На участке ремонта электрооборудования выполняются проверка и ремонт приборов, снятых с автомобиля, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР.

На рисунке 13 приведена типовая схема электрокарбюраторного участка.

Зона ремонтно-кузовных работ включает 3 участка: окрасочный, кузовной и обойный. /6, 9/

Окрасочный участок имеет в своём составе три производственных отделения, связанных функционально между собой: подготовительных работ, краскоприготовительное и окрасочное. В отделении подготовительных работ производится снятие старой краски, шпатлёвка и шлифовка. В окрасочном отделении проводят следующие работы: нанесение грунта и его сушку, частичную или полную окраску кузовов, нанесение противошумной мастики. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой производят в специальных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией. Все процессы, связанные с подготовкой смесей, приготовлением лаков и красок, разбавлением растворителей выполняют в отдельных вентилируемых помещениях краскоприготовительного отделения.


 

1 – двухстоечный электромеханический подъёмник; 2 – четырёхстоечный электромеханический подъёмник; 3 – зона размещения вспомогательного оборудования и инструмента; 4 – автомобиле-места ожидания

Рисунок 12 – Типовая схема участка постов ТО и ТР


 

1 – динамометрический стенд; 2 – стеллаж для узлов и деталей; 3 – ванна для мойки деталей; 4 – верстак для ремонта карбюратора; 5 – установка для проверки карбюраторов и бензонасосов; 6 – вращающийся стол для ремонта электрооборудования; 7 – гидравлический пресс; 8 – настольно-сверлильный станок; 9 – станок для обтачивания и фрезерования коллекторов; 10 – пульт для контроля электрооборудования; 11 – точильно-шлифовальный станок; 12 – стенд для проверки электрооборудования; 13 – стол для приборов; 14 – вентилятор; 15 – посты ТР

Рисунок 13 – Типовая схема электрокарбюраторного участка с динамометрическим стендом


На к узовном участке осуществляют замену отдельных деталей кузова, а также сварочные, жестяницкие, медницкие и кузнечнопрессовые работы.

На обойном участке выполняют ремонт сидений и спинок, замену и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова. Снятие и постановку обивки кузова, а также сидений производят на рабочих постах кузовного участка. /6, 9/

Типовая схема обойного, кузовного и окрасочного участков приведена на рисунке 14.

 

 

I – обойного; II – кузовного; III – окрасочного; 1 – швейная машина; 2 – стенд для обивки сидений; 3 – стол закройщика; 4 – верстак обойщика; 5 – стеллаж; 6 – точильный станок; 7 – установка для правки кузовов; 8 – опрокидыватель для легковых автомобилей; 9 – тележка для перевозки кузовов; 10 – столы и газо– и электросварщика; 11 – сварочный трансформатор; 12 – краскомешалка; 13 – стол для приготовления красок; 14 – шкафы для красок; 15 – камера для окраски и сушки автомобилей; 16 – пульт управления; 17 – посты подготовки к окраске

Рисунок 14 – Типовая схема участков



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.