Мастерская «ПЛАВАЕТ ИЛИ ТОНЕТ?» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Мастерская «ПЛАВАЕТ ИЛИ ТОНЕТ?»

2022-10-29 24
Мастерская «ПЛАВАЕТ ИЛИ ТОНЕТ?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели мастерской:

Образовательная: изучение условия плавания тел и возможности использовать его в повседневной жизни.

Развивающая: развивать умения видеть в явлениях окружающего мира действие законов физики; развивать способности анализировать, делать выводы, логическое мышление и экспериментальные навыки.

Воспитывающая: убеждение в существовании закономерностей в природных явлениях; в познаваемости окружающего мира; создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Оборудование:

1). На столе учителя - аквариум с водой, лист жести, жестяная коробочка, шарик, наполненный гелием и пустой шарик, большая льдина, дробина, две чашечки. Плакат «Условие плавания тел».

2). Для работы учеников по группам: 1) медный цилиндр, стаканы с водой, груз, динамометр, три груза на ниточке (одно тонет, одно плавает, одна всплывает, таблица плотности вещества, комплекты тел одинакового объема.

Ход урока

Опрос:

1. Сформулируйте закон Архимеда.

2. Как рассчитать силу Архимеда?

3. От каких величин зависит выталкивающая сила?

4. Какие тела действуют на тело, погруженное в жидкость?

5. Как называют силы, действующие со стороны этих тел?

6. Против какой силы действует сила Архимеда?

Изучение нового материала.

Индуктор Учитель: Давайте поиграем в угадайку «плавает или тонет?».

- Большая льдина и малая дробина?

- Лист жести и коробочка, выполненная из такого же листа?

- Чашечка?

(После ответов учеников, указанные тела, опускаются в аквариум и демонстрируют, что одно тело тонет, другое плавает)

- Надуйте шарик. Сравните с шариком, наполненным гелием?

Социализация. Разрыв. Учитель: - Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос –при каком условии тело будет плавать, а когда утонет. Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

Ученики: 1) сравнить силы; 2) сравнить плотности.

Учитель: предлагаю практическую работу по группам.

Класс делится на 5-ть групп.

1-я группа – измерить объем тела с помощью измерительного цилиндра и вычислить силу Архимеда, результаты записать на доске. Оборудование: 3-и тела на нити одинакового объема, измерительный цилиндр.

2–я группа – с помощью динамометра измерить силу тяжести 3-х тел одинакового объема, и записать результаты на доске.

3-я группа – сравнить плотности 3-х тел с плотностью воды, пользуясь таблицей плотности тел. И результаты записать на доске.

4-я группа – используя весы и разновески, определить силу тяжести тел и результаты записать на доске.

5-я группа – используя 3-и тела, сливной стакан, весы и разновески, определить силу тяжести вытесненной воды.

Социализация. Самокоррекция. Учитель: посмотрите на результаты опытов и выведите условия плавания тел. Обсудите свои мысли в группах. Представьте, что вы группы ученых, издайте закон плавания тел и подпишитесь своими именами.

Ученики: обсуждают результаты и вывешивают на доске.

Учитель: вывешивает плакат «Условие плавания тел». Сравните свои результаты с плакатом и запишите в тетрадь.

Разрыв. Учитель: приготовить сообщение - плавание судов и подводных лодок, рыб и объясните результаты опытов, поставленных вначале урока.

Рефлексия. Учитель: на листочках с изображением кораблей напишите и сдайте мне – «Что вы чувствовали, где было трудно, где было легко, какое чувство у вас после урока»

Учитель: Ну а теперь выясним, кто из вас достоин звания лучшего знатока закона Архимеда.

1. Отец и маленький сынишка ныряют в воду. Кого вода выталкивает и почему?

2. Где легче удерживать кирпич в бензине или в керосине?

3. Можно ли потушить водой горящий керосин?

4. В сосуде плавает деревянный брусок с крючком. Определите выталкивающую силу, располагая только динамометром. Как это сделать?

5. Деревянный брусок плавает вначале в керосине, а затем его переложили в воду. Где выталкивающая сила больше?

6. Будет ли на Луне выталкивающая сила такой же, как на Земле?

7. Почему воздушные шары поднимаются лишь до некоторой высоты, а дальше не могут?

Домашнее задание.

 


 

БИОЛОГИЯ

Урок-мастерская «РАСТЕНИЯ»

 

Цели:

1. Образовательная: обеспечить усвоение новых понятий: флора, многообразие растений, высшие растения, однолетние, двулетние, многолетние растения; усовершенствовать навыки работы с учебником, таблицами, навыки взаимоконтроля.

2. Развивающая: развивать умение делать выводы на основе изученного материала.

3. Воспитательная: содействовать воспитанию у детей бережного отношения к растительному миру.

Оборудование: таблицы, учебники, энциклопедия, открытки.

ХОД УРОКА

Этапы Учитель Ученик
1. Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания. 1. Как называются тонкие нити, из которых состоит организм гриба? (гифы) 2. Что образуют гифы гриба? (грибницу) 3. Что образуется на грибнице шляпочных грибов? (плодовое тело) 4. Чем питаются грибы? (готовыми органическими веществами) 5. Где созревают споры у шляпочных грибов? (в плодовом теле) 6. Какова роль грибов в природе? (они разлагают растительные остатки до минеральных веществ, которые усваиваются растениями) Работа учителя с классом. Устные ответы учащихся  
2. Постановка цели: - посмотрите на доску, подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке? - Все ли растения, которые изображены на открытках и таблицах, вам известны? Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новым понятием «флора» и многообразием растительного мира. Объяснение учителя: а) понятие «флора»; б) классификация растений: низшие, высшие растения; в) характеристика отделов растений; г) жизненные формы растений. Активизация познавательной деятельности учащихся
3. Обсудить в парах и дать ответы на вопросы: 1. Что такое флора? 2. Какие группы растений относятся к низшим? 3. Особенности строения и место обитания водорослей? 4. Какие группы растений относятся к высшим? 5. Из каких органов состоят высшие растения? 6. Какой представитель из отдела высших растений имеет самое примитивное строение? 7. Охарактеризуйте следующие высшие растения: папоротники, хвощи, плауны, хвойные, цветковые растения. 8. Что объединяет все растения? 9. Назовите основные жизненные формы растения? 10. Какое строение имеют деревья? 11. Чем отличаются кустарники от деревьев? 12. Особенности строения травянистых растений. Работа учащихся в парах Обмен знаниями  
4. Работа с энциклопедией (выбрать интересные факты из жизни растений) Индивидуальная работа отдельных учащихся
5. Заполнить схему «Растения» Один учащийся у доски, остальные – заполняют схему в рабочей тетради
6. Биологический диктант по вариантам: 1. Совокупность растений называется … 2. Тело водорослей имеет вид … 3. Высшие растения делятся на…., …, … 4. Растения, которые хоть раз в жизни цветут, называются… 5. У хвойных растений семена образуются в … Многолетние и долговечные растения называются … По вариантам   Взаимоконтроль
7. Рефлексия: Сумел ли ты на уроке получить новые знания?  

 

Домашнее задание: §10, ответить на вопросы в конце параграфа (учебное пособие для 5 класса общеобразовательной школы Н.Д. Лисов. Природоведение).

Задания на этапе закрепления знаний

1. Знаками «+» и «-» отметьте наличие или отсутствие элементов клеток бактерий и протистов в таблице:

Сравнительная характеристика строения бактерий и протистов

Элементы клетки   Бактерии   Протисты (на прим. хламидомонады)
1. Клеточная оболочка 2. Цитоплазма 3. Оформленной ядро 4. Пластиды 5. Светочувствительный глазок 6. Вакуоль    

2. Рассмотрите структурно-логическую схему. Пользуясь материалом учебника (стр.41-47) дополните ее, заполнив пропуски примерами из учебника и собственными примерами. Выполните задания 1-5, с. 33,34 в Тетради учащегося.

 

Вопросы для обсуждения темы «Растения» в парах

1. Что такое флора?

2. Какие группы растений относятся к низшим?

3. Особенности строения и место обитания водорослей?

4. Какие группы растении относятся к высшим?

5. Из каких органов состоят высшие растения?

6.Какой представитель из отдела высших растений имеет самое примитивное строение?

7. Охарактеризуйте следующие высшие растения: папоротники, хвощи, плауны, хвойные и цветковые растения (по своему строению).

8. Что объединяет все растения?

9. Назовите основные жизненные формы растения?

10. Какое строение имеют деревья?

11. Чем отличаются кустарники от деревьев?

12. Особенности строения травянистых растений.

 

Источник: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/masterskie-postroeniya-znanii-i-tvorcheskogo-pisma-sochinenie-rassuzhde

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок-мастерская

«НУЖНО ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?»

Форма проведения: Мастерские построения знаний и творческого письма.

Тип: мастерская совершенствования умений и навыков.

Методическая цель: раскрытие опыта использования актуальной технологии личностно – ориентированного и развивающего обучения в практике учителя-словесника.

Цели образования:

1.Совершенствовать умения и навыки учащихся о построении текста-рассуждения;

2. Воспитывать культуру здорового образа жизни;

3. Подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему, развивать речь учащихся.

Оборудование, оформление: рабочие материалы, ленты для «говорящей стены», презентация, «входные смайлики», классическая музыка «Одинокий пастух» Энио Морриконе, видеоролик «Талант».

Методические советы на подготовительный период: распределить роли консультанта - орфографа, консультанта – языковеда, на входе в аудиторию раздача «входных смайликов».

Сценарный план:

I Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»

1. «Индукция»/ «наведение»

2. «Самоинструкция»

3. «Социоконструкция»

4. «Социализация»

5. «Афиширование»

6. «Разрыв»

7. «Рефлексия»

8. Минутка релаксации/ возможен перерыв

II Мастерская творческого письма «Проба пера»

1. «Индукция»/ «наведение»

2. «Самоинструкция»

3. «Социоконструкция»

4. «Социализация»

5. «Афиширование»

6. Минутка релаксации

7.«Разрыв»

8. Творческая работа учащихся

9. «Рефлексия»

Ход открытого занятия:

I Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»

- Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, можете присесть…

1. «Индукция»/ «наведение»

- В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение.

- И сегодня мы побываем в двух мастерских. Прочитаем тему…

- Как вы понимаете тему первой мастерской?

/ Вспомним структуру сочинения-рассуждения, вспомним фразы при построении тезиса, аргументов, вывода./

- Действительно, мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение.

2. «Самоинструкция»

- Запишите число, тему мастерской.

- Что мы делаем?/подчеркиваем орфограммы/ Комментируем…

- На какой вопрос отвечает тип речи - рассуждение?

/Почему?/

- Вспомните, как строится сочинение-рассуждение?

/Тезис, аргументы, вывод /

- Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, аргументы, вывод?

3. «Социоконструкция»

- Послушайте запись сочинения-рассуждения и обсудите в группах:

1 группа: В чём убеждён автор?

2 группа: Какие аргументы приводит автор? Веские ли они?

3 группа: Как автор делает вывод?

4. «Социализация»

/Прослушивание, ответы после работы в группе/

5. «Афиширование»

- Попытаемся рассмотреть еще одно сочинение-рассуждение. Внимание на слайд…

- Какая фраза используется при построении ТЕЗИСА?

- Какие вводные слова используются при построении АРГУМЕНТОВ?

- Какой переход использует автор, чтобы сделать ВЫВОД?

- Чем по содержанию отличается тезис от вывода?

6 «Разрыв»

- Вспомним слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Внимание на экран…

Рассматривается таблица «Средства частей рассуждения»

7 «Рефлексия»

- Первая мастерская заканчивает свою работу. А теперь выскажите свои мысли и чувства со слов: я вспомнил…я понял…я буду писать…мне понравилось…

Я надеюсь, что каждый вспомнил, как строить сочинение-рассуждение.

/Минутка релаксации под классическую музыку/ возможен перерыв

II Мастерская творческого письма «Проба пера»

- И мы перемещаемся в мастерскую творческого письма «Проба пера»

1. «Индукция»/ «наведение»

- Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»?

/Оттолкнитесь в своем ответе от значения слова «перо»/ Мы будем учиться доказывать. Убедительно отстаивать свою точку зрения

/ Я с вами полностью согласна, венцом мастерской должно стать созданное вами сочинение - рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?»

- А теперь прослушаем ваши слова-ассоциации…

[Методика «говорящих стен» / Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. Пособие / Под редакцией Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.с.57,159 – (Здоровьесберегающая педагогика)]

- О каких двух главных понятиях идёт речь?

2. «Самоинструкция»

- Необходимо подобрать эпитеты к словам:

________________образ жизни

________________здоровье

________________спорт

________________бассейн

________________гимнастика
________________досуг

- Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет? /Приложение 1/

- Попросим о помощи консультанта – орфографа.

- Запишите вид работы: словарно-орфографическая работа. Перенесите рабочие материалы в тетрадь.

1. «Социоконструкция»

- Обратимся к печатным материалам /Приложение 2/. Прочитаем…

- Какова тема текста?

- Какой тип речи?

- Как вы это поняли?

4. «Социализация»

- А теперь попытаемся создать маленький шедевр командой на тему «Нужно ли заниматься спортом?», используя средства связи частей, материалы словарно-орфографической работы и «говорящие стены». Лидер команды ведет запись.

I гр. Построит тезис

/прямой ответ на вопрос/

II гр. Обсудите и постройте аргументы в пользу спорта

/3 разных доказательства/

III гр. Постройте вывод /не забудьте отличие от тезиса/

1. «Афиширование»

/ответы после работы в группе/

/Минутка релаксации/

2. «Разрыв»/под классическую музыку

- Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».

- Но послушайте рекомендации языковедов в шуточном стихотворении и ответьте: О чем они нам напоминают?

Люблю я майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет в небе голубом.

Еще люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают, как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

[Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред.Т.А.Ладыженской. М.:ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2006]

/ Предупреждают, чтобы мы не допустили тавтологию./

- Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду./ Приложение1/

7. Творческая работа учащихся

Приступим к собственному творческому письму/10мин./ Запишите вид работы и тему сочинения-рассуждения. /Звучит музыка/

- Работа окончена. Заслушаем несколько работ.

8. Рефлексия

- Выскажите свои чувства, мысли…

- Я надеюсь, что в скором будущем спорт для вас станет самовыражением.

- Домашнее задание: рассказ о любом виде спорта.

/Видеоролик «Талант»/

Методические советы организаторам и постановщикам:

Мастерские построения знаний и творческого письма лучше проводить в кабинете русского языка и литературы. Пути создания эмоционального настроя: звучание классической музыки, раздача «входных смайликов» для психологического настроя учащихся, улыбка педагога.

Методические советы на период ближайшего последействия:

Наиболее рациональным подведением итога считаю проведение конкурса сочинений-миниатюр и анализ работ на следующем уроке русского языка. Для закрепления полученного результата периодически проводить мастерские построения знаний и творческого письма, включать в уроки творческие задания.

Список литературы:

1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009 г. с.36;

2. Музиянова Л.А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г. с.76;

3. Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред.Т.А.Ладыженской. М.:ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2006. с.103;

4. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. Пособие / Под редакцией Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.с.57,159 – (Здоровьесберегающая педагогика);

5. Региональная программа «ОЗОЖ», рекомендованная министерством образования Саратовской области»;

6. http //festival.1 september.ru

7. Классическая музыка «Одинокий пастух» Энио Морриконе

8. Видеоролик «Талант»

Автор разработки: Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области»

Приложение 1

Памятка «Комментарии консультанта-языковеда»

Тезис - это мысль, выказанная на определенную тему.

Аргументы – доказательства, в подтверждение тезиса.

Вывод – вытекающие мысли из сочинения, понятие шире, чем тезис.

Эпитет (от греческого – приложение) – это слово, в основном, прилагательное, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности.

Тавтология – повтор одного и того же слова в ближайших предложениях, использование похожих слов, которые ничего не прибавляют к сказанному, только портят впечатление от речи.

Приложение 2

СПОРТ-ЭТО ЗДОРОВО

Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт это развлечение, равного которому нет.

Я думаю, что без спорта нельзя.

Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать здоровым, сильным, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

Приложение 2

Материалы для «говорящих стен»

Быть здоровым, спортивным становится престижным.

С помощью спорта мы делаем своё здоровье сами.

Спорт для меня – это способ самовыражения.

Будешь заниматься спортом – будешь красивым.

 

Урок-мастерская

«РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЛЮБВИ»


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.