Линейная структура и уровни политической коммуникации. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Линейная структура и уровни политической коммуникации.

2022-10-27 30
Линейная структура и уровни политической коммуникации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 2. Структурная организация процесса политической коммуникации

     

План лекции:

1. Линейная структура и уровни политической коммуникации.

2. Сообщение, информация и текст как элементы политической коммуникации.

3. Роль посредника в процессе политической коммуникации.

4. Семиотические аспекты политической коммуникации.

 

Текст – относительно замкнутая, внутренне организованная знаковая система, объединённая общим смыслом и содержащая в себе интенцию, побуждение к заданной обратной связи.

В качестве примера различения сообщения и текста из сферы политической коммуникации Г. Г. Почепцов считает, что фотография Горбачева как сообщение могла иметь родимое пятно. Фотография как текст канонического порядка (для серии портретов членов Политбюро) уже не имела родимого пятна, признанного недостатком.

Это внесение изменений в сообщение при превращении его в текст в случае портрета Горбачева активно делалось в первые годы его правления. Потом от них отказались, Горбачев стал появляться с «пятном», за что получил прозвище «меченого».

Гипертрофированное внимание к «текстовости» правительственных фотографий однажды привело к казусу. Во время одного официального визита оказалось, что на фотографии все встречающие официальное лицо члены Политбюро были в шляпах, а Косыгин — без шляпы. На фотографии ему дорисовали шляпу, и газета вышла с фотографией, где все члены Политбюро были в шляпах. Но потом обнаружилось, что свою шляпу Косыгин держал в руке. В результате на фотографии у Косыгина оказалось две шляпы: одна на голове, другая в руке.

Тема 2. Структурная организация процесса политической коммуникации

     

План лекции:

1. Линейная структура и уровни политической коммуникации.

2. Сообщение, информация и текст как элементы политической коммуникации.

3. Роль посредника в процессе политической коммуникации.

4. Семиотические аспекты политической коммуникации.

 

Линейная структура и уровни политической коммуникации.

Классик американской политической науки Гарольд Лассуэлл в своей работе «Структура и функция коммуникации в обществе», опубликованной в 1948 г., показал линейную (горизонтальную) схему коммуникации. Структуру политической коммуникации Г. Лассуэлл представил в виде направленного информационного потока, элементы которого описываются посредством ответа на вопросы: Кто говорит и с каким намерением? (Коммуникатор) – Что говорит? (Сообщение, текст) – С какими ресурсами и стратегией? (Канал передачи) – На какую аудиторию? (Реципиент) – С каким результатом? (Эффект обратной связи).

Канадский ученый Дж. Томсон предлагает различать семантический, технический и инфлуентальный (англ, influence — влияние) уровни информационно-коммуникативных связей.

1. Семантический, т.е. зависимость коммуникативного процесса от адекватности восприятия смысла, понимания значения слов, соответствие стиля речи её содержанию; во внимание принимается способность используемых людьми языковых средств (знаков, символов, изображений), которые сохраняют или препятствуют сохранению смысла и значения передаваемых сигналов и сообщений и обеспечивают их адекватную интерпретацию реципиентами. В этом смысле принимаются в расчет как вербальные (словесные), так и невербальные (жесты, мимика, движение тела, диапазон речи, смех, язык этикета и т.д.) средства передачи информации, которые используются разнообразными политическими субъектами.

Государство, его официальные структуры должны использовать такие языковые формы, которые сглаживали бы противоречия между специализированными и неспециализированными потребителями правительственной информации. Эти формализованные тексты должны содержать в себе языковые формы, облегчающие точное усвоение их смысла населением. Так, в своих выступлениях руководители обязаны использовать определенные просторечия, слэнговые и другие формы, усиливающие семантическую близость языка управляющих и управляемых. Поэтому государственная информация должна быть многоязычной, лингвистически многообразной и при этом семантически целостной.

2. Технический, т. е. зависимость коммуникативного процесса от способа (канала) передачи информации (речевой, бумажный, аудиовизуальный, электронный).

Важность наличия технических каналов для организации информационных контактов показывает, что государство как важнейший институт власти должно обладать необходимым количеством каналов для распространения официальной информации, в частности, как речевыми (брифингов, интервью руководителей и др.) или связанными с бумажными (бюллетени правительства, публикации в газетах и журналах), так и визуальными и электронными (каналы государственного телевидения, федеральные и региональные системы связи и т.д.), позволяющими осуществлять бесперебойную коммуникацию со своими гражданами. Государство должно иметь возможность выбирать каналы (центральные или местные органы печати, радио или телеканалы и т.д.), наиболее эффективные для установления прямых связей с населением для распространения важных сообщений. При этом каналы информации должны уверенно работать как в обычном режиме, так и в условиях перегрузки. В то же время технические возможности государства должны соответствовать средствам приема сообщений, которыми обладает население. В противном случае технико-информационные стандарты могут исключить определенную часть населения из диалога с государством. Вместе с тем государство должно постоянно совершенствовать средства защиты своих информационных сетей в целях охраны конфиденциальных сообщений от противников и конкурентов.

3. Инфлуентальный, т. е. зависимость коммуникативного процесса от степени влияния на сознание и подсознание реципиента (адресность месседжа, контекст выступления, своевременность подачи информации, ораторские способности). Именно компоненты данного уровня информационно-коммуникативных связей и отношений характеризуют те условия, от которых зависит сила духовного воздействия на граждан предлагаемых государством или партиями целей, ценностей и идей.

Для повышения эффективности своей деятельности в этом направлении политические субъекты должны руководствоваться соображениями адресности подачи информации, учитывать особенности аудитории, которая имеет дело с теми или иными сообщениями. Формулируемые лозунги и призывы должны соответствовать условиям социальной среды, ориентироваться на действующие в групповом и массовом сознании традиции и обычаи, доминирующие стереотипы и привычки.

  Основной формой коммуникативного воздействия в сфере политики Г. Лассуэлл считал пропаганду, понимаемую им как процесс управления коллективными предпочтениями при помощи манипуляции значимыми символами. Особую роль в этом процессе Лассуэл отводил СМИ, в виде массовой коммуникации.

М. Маклюэн рассматривает технический уровень коммуникации (канал передачи информации) как решающий в коммуникативном процессе, что нашло отражение в предложенной им формуле: «средство коммуникации есть сообщение».

Взаимосвязь технического и инфлюентального уровней коммуникации М. Маклюэн отразил в понятии «холодных» и «горячих» средств коммуникации. Исследователь пишет по этому поводу: «Есть основной принцип, отличающий такое горячее средство коммуникации, как радио, от такого холодного средства, как телефон, или такое горячее средство коммуникации, как кино, от такого холодного средства, как т елевидение.

Горячее средство – это такое средство, которое расширяет одно-единственное чувство до степени «высокой определенности». Высокая определенность – это состояние наполненности данными.

Фотография, с визуальной точки зрения, обладает «высокой определенностью». Комикс же – «низкой определенностью», просто потому что он дает очень мало визуальной информации.

Телефон является холодным средством коммуникации, или средством с низкой определенностью, так как ухо получает скудное количество информации. Речь тоже является холодным средством с низкой определенностью, поскольку слушателю передается очень мало, и очень многое

ему приходится додумывать самому.

С другой стороны, горячие средства коммуникации оставляют аудитории не очень много простора для заполнения или довершения. Горячие средства характеризуются, стало быть, низкой степенью участия аудитории, а холодные — высокой степенью ее участия, или достраивания ею недостающего». В этом контексте уместно вспомнить тот факт, что у немого кино были многочисленные сторонники уже после появления звукового кино. Среди них был известный русский литературовед и писатель Ю. Тынянов.

В качестве классического примера воздействия на инфлуентальном уровне коммуникации приводится тот факт, что во время избирательной кампании 1992 г. Б. Клинтонисполнял на саксофоне хиты Э. Пресли, поддерживал молодёжный журнал «Роллинг стоунз», делал ставку на развлекательные программы и ток- шоу.

О значении инфлуентального уровня коммуникации напоминает высказывание Г. Гейне: «Каждый век, приобретая новые факты, приобретает новые глаза». Инфлуентальная зависимость восприятия информации от времени и контекста возникает даже в том случае, когда в роли «коммуникатора» выступает памятник.

Любопытна в этом отношении история восприятия памятника Петру I в Санкт-Петербурге, известного под названием «Медный всадник», открытие которого состоялось в 1782 году. Гранитный камень, который служит подножием памятника, воспринимался современниками как дикая скала – символ природной стихии, которую покорил царь-просветитель.

После петербургского наводнения 1824 года скала стала восприниматься как символ грозно бушующей Невы, укрощённой царём-градостроителем.

В конце ХХ века любопытную интерпретацию «Медному всаднику» дал поэт И. Бродский, обратив внимание на местоположение этого символического монумента. С одной стороны от памятника Сенат, с другой – Адмиралтейство,

сзади – Исакиевский собор, а указывает он на Академию наук. Другой же знаковый памятник города – «Ленин на броневике» – расположен так, что по бокам от него райком партии и тюрьма «Кресты», сзади – Финляндский вокзал

(«на всякий случай», замечает Бродский), а указывает он на здание КГБ на Литейном проспекте.

2. Сообщение, информация и текст как элементы политической коммуникации.

Сообщение определяется как система знаков побудительного,оповещательного, практического характера с целью привлечения внимания, но не обязательно предполагающую обратную связь.

Например, маяк посылает световые сигналы в открытое море независимо от того, замечает их кто-либо или нет, подтверждается ли их получение кем-либо или не подтверждается.

Полученное сообщение может быть не понято реципиентом, если ему не знакомы знаки, посредством которых оно подаётся. Например, ребёнок может переходить улицу на красный сигнал светофора, потому что пока ещё не знает,

что красный свет является запрещающим движение.

Соответственно, уточняя представленную выше структуру коммуникативного процесса, следует учитывать понятие «кода», который опосредует отношения коммуникатора и реципиента: Коммуникатор – Сообщение – Код – Канал – Код – Информация – Реципиент – Эффект обратной связи.

 Остановимся на различении понятий «сообщение» и «информация», идея которого принадлежит Никласу Луману (нем. Социолог). Согласно Н. Луману, коммуникация о бладает внутренней структурой, а именно, конституирована тремя элементами:сообщением, информацией и пониманием. Эти элементы не следует рассматривать как самостоятельные данности, существующие сами по себе (вне, до или после коммуникации). Правильнее было бы сказать, что коммуникацию делает возможным различение сообщения и информации.

Коммуникация, считает Н. Луман, осуществляется в том случае, если осуществляется это различение: из сообщения выделяется информация. Осознание этого различения (и одновременно единства) сообщения и информации представляет собой понимание.

«Сообщающий» из всего массива того, о чем можно было бы поговорить, «посылает» именно данное сообщение. «Принимающий» сообщение «извлекает» из него информацию, словно из некого медиума, выделяет в нем далеко не все то, что стремился сообщить его собеседник (различие).

Сообщение, считает Н. Луман, в какой-то мере и выступает «носителем», контейнером потенциальной информации; язык, кассета, жесткий диск компьютера – все это функциональные эквиваленты сообщения.

Г. Г. Почепцов в контексте анализа эффективности обратной связи предлагает различать понятия «сообщение» и «текст». Текст представляет собой более стандартизованный и отфильтрованный культурой или временем тип сообщения. Из-за этого одновременно вырастает его длина, объем.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.