Загадка камней из Палос-Вердеса — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Загадка камней из Палос-Вердеса

2022-10-28 48
Загадка камней из Палос-Вердеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тем не менее и по сей день среди ученых Запада существует большая группа специалистов — историков, этнографов, археологов, географов и лингвистов, которые продолжают пропагандировать идею о том, что китайские путешественники могли неоднократно посещать побережье Северной Америки еще с первых веков нашей эры и оказать заметное влияние на жизнь не только местных племен, но и древних мексиканцев и даже более южных народов.

До недавнего времени все эти рассуждения подкреплялись лишь одним фактом— свидетельством о путешествии буддийского монаха Хуай Шеня в страну Фусан. Потом некоторые ученые стали ссылаться на высокий уровень кораблестроения в древнем и средневековом Китае и на прекрасные мореходные качества китайских судов — джонок и сампанов. А успешное путешествие Т.Хейердала на бальзовом плоту "Кон-Тики" из Перу в Полинезию послужило еще одним подтверждением этой теории. Плавания через океан из Азии в Америку в доколумбову эпоху стали представляться совсем простым и обыденным делом. Однако недавняя попытка совершить такое плавание на точной копии традиционной китайской джонки чуть не окончилась для участников эксперимента трагедией. Судно, пройдя лишь малую часть пути по Тихому океану, вдруг дало сильную течь и затонуло. Снять людей с джонки удалось буквально за несколько минут до того, как она пошла ко дну. Оказалось, что за три месяца плавания судно прошло всего 1800 миль, то есть двигалось со средней скоростью 20 миль в день — меньше, чем скорость течения Куросио[217].

Несколько лет назад сторонники частых походов китайских судов к берегам Америки в доколумбову эпоху вроде бы получили новый веский аргумент. Речь идет о находке каменных якорей у калифорнийского побережья США. Эти довольно примитивные камни-грузила с отверстием для продевания каната хорошо известны специалистам по материалам Средиземноморья. В 1973 году сотрудники геологической службы США, проводившие исследования морского дна у побережья Южной Калифорнии, вытащили сетью большой овальный камень с отверстием, явно обработанный рукой человека. Он очень напоминал древние каменные якоря жителей Средиземноморья. В то же время наросты, образовавшиеся на поверхности камня, свидетельствовали о том, что он долго пролежал на морском дне.

А еще через два года вблизи полуострова Палое-Вердес, к югу от Лос-Анджелеса, два профессиональных под-водника-аквалангиста нашли на дне, на глубине 5 метров от поверхности, не менее двадцати обработанных человеком камней округлой и овальной формы. Часть из них подняли наверх. О находке узнали репортеры местных журналов и газет. А после ряда публикаций интерес к каменным якорям проявили и ученые. У. Клевлоу, сотрудник лаборатории естественных методов Калифорнийского университета, и антрополог Дж. Мориарти из университета Сан-Диего особенно заинтересовались находками. Клевлоу сообщил в редакцию "Лос-Анджелес тайме", что, судя по стилистическим особенностям, находку можно отнести к X веку. Он заявил также, что многие археологи верят в существование в прошлом контактов между Азией и Америкой.

В свою очередь, Мориарти, абсолютно убежденный в том, что камни эти — доказательство древнекитайского кораблекрушения у Палос-Вердеса, призвал на помощь экспертов-геологов и знатоков древнекитайского мореплавания. Образцы камня он послал для анализа в Миннесотский университет, а фотографии и рисунки — в Китай. Вскоре один из китайских историков, Фан Чжон-пу, выступил в очередном выпуске журнала "Чайна реконстрактс" (1980 год) со статьей о находке в Палос-Вердесе. Он вспомнил легенду о стране Фусан, указал на большие возможности древнекитайских кораблей и, наконец, заявил, что камни с просверленными отверстиями на протяжении тысячелетий использовались в Китае как якоря.

В том же году Дж. Мориарти в интервью для одного журнала заявил, что китайские мореплаватели повлияли на развитие древнеамериканской цивилизации. Они принесли в Новый Свет элементы своей культуры: азиатское искусство, письмо, религию. Мориарти утверждал, что стилистический анализ якорей доказывал их глубокую древность, а геологический — то, что "породы, из которых сделаны "якоря", в Калифорнии не встречаются…"[218].

Но вскоре несколько образцов камней из Палос-Вердеса попало в руки специалистов из отдела геологии Калифорнийского университета, и ученые обнаружили, что камни относятся к монтерийским сланцам — одной из самых распространенных пород в Южной Калифорнии. Значит, эти камни были обработаны в Калифорнии, а не в Китае. Было установлено, что такие якоря (свыше 20) лежали на морском дне на площади более 0,5 гектаров, и это не могло быть следствием одного кораблекрушения. Появилось более логичное предположение: когда-то здесь часто останавливались лодки или небольшие суденышки и при этом, наверное, время от времени теряли свои каменные якоря.

Но кто же они, эти неведомые гости, приплывавшие к солнечным берегам Калифорнии из морской дали? Ведь якоря сделаны из камня местной породы. Впрочем, долго ломать голову над загадкой камней из Палос-Вердеса не пришлось.

В середине XIX века Калифорния переживала подлинный бум в связи с "золотой лихорадкой". Как на дрожжах росли новые города и поселки, прокладывались железные дороги, строились порты, фабрики и заводы. Для всего этого требовались рабочие руки. Сотни тысяч китайских кули хлынули на калифорнийскую землю в поисках лучшей доли. Иммиграция на восток шла в основном из района Кантона, где большинство населения издавна было связано с морем и рыболовством. Недавние исследования этнографов и социологов Калифорнийского университета убедительно доказали, что именно китайские переселенцы были первыми, кто широко занимался добычей рыбы у берегов Калифорнии. Они строили из дерева традиционные джонки и сампаны и использовали самые дешевые и примитивные снасти и якоря. У них было множество постоянных и временных лагерей и поселков вокруг залива Сан-Франциско, в Монтерее и Сан-Диего. Один такой рыбацкий лагерь, судя по документам, находился неподалеку от Палос-Вердеса.

"Поэтому, — заключает археолог Ф. Фрост (США), — можно с полным основанием утверждать, что камни из Палос-Вердеса представляют собой неоспоримое свидетельство присутствия там живших в Калифорнии китайских рыбаков, которые часто посещали этот богатый морской живностью риф"[219].

 

Корабли Поднебесной империи

 

Тезис о высоком уровне кораблестроения и мореходства в древнем и средневековом Китае очень часто приводится для доказательства существования "китайских Колумбов" задолго до 1492 года. Конечно, история географических исследований не принадлежит одним лишь европейцам. Вклад китайских ученых, строителей и моряков в развитие мировой географической науки был велик.

"Изучение лика Земли, — пишет географ Я.М.Свет, — ни в древности, ни на протяжении средних веков, ни в новое время не было и не могло быть исключительной привилегией европейцев"[220].

Когда же в Китае были построены первые мореходные парусные корабли?

Хотя иероглиф "фан", означающий "парус", появился еще до 1000 года до н. э… а плетенные из тростника паруса описаны в текстах начала эпохи Хань (около III–II века до н. э..), у нас нет документов, подтверждающих, что китайцы использовали паруса до 200 года. Знаменитые китайские джонки с плоским дном и почти вертикальными носом и кормой (модели из гробниц династии Хань) появились в начале нашей эры[221]. Но особенно много сведений о китайском кораблестроении и мореплавании дошло до нас из эпохи средневековья.

Известно, что с конца X века завязались тесные сношения с жителями острова Борнео. Китайцы проникли на Филиппины, на Малые Зондские острова, откуда открывался прямой путь к Молуккским островам (Индонезия) — "стране пряностей". Они установили прочные контакты с Явой, Суматрой, Цейлоном и Индией. Встретились там и сумели поладить с энергичными арабскими купцами — "да-ши". Это было время бурного развития кораблестроения, навигации и географии в Поднебесной. Уже с конца XI века на китайских кораблях стала применяться "югоуказующая игла" ("чжи-нань-чжэнь") — магнитный компас, которым арабы начали пользоваться лишь в середине XII века, а европейцы освоили не ранее чем в конце XII — начале XIII века.

Вот как описывает китайские корабли и китайскую торговую и навигационную практику средневековый историк Чу Ю в своем трактате "Бин чжоу го тань" (1119 год):

"Корабли имеют почти квадратную форму, подобно меркам для зерна. Если нет ветра, мачты не снимают — они закреплены намертво; паруса свисают по одну сторону мачт, и их поворачивают относительно мачт, подобно двери. Корабли эти имеют паруса из тростникового плетения и называются цзя ду, а слово это чужеземное.

В море они ходят не только при ветре с кормы, но и при ветрах, дующих от берега или к берегу. Только при лобовых ветрах они не могут продвигаться вперед; (моряки) называют это (т. е. использование ветров, дующих с кормы и с бортов) курсом на ветрах трех направлений. Когда же ветер дует прямо в лоб, бросают якорь и останавливаются.

На больших морских кораблях выходит в путь несколько сот человек (торговых гостей), на малых — сто и более, и они выбирают наиболее достойного купца, и тот со своим помощником вершит разные дела…

В море не опасаются ни ветра, ни волн. Страшны мели, ибо говорят, что если корабль прочно сядет на мель, то сдвинуть его оттуда нельзя никаким способом…

Кормчим ведомы очертания берегов, и ночью они определяют путь по звездам, днем — по солнцу. Если же солнце скрыто за тучами, то пользуются они югоуказуюшей иглой"[222].

Ибн-Баттута, великий арабский путешественник, в 40-х годах XIV века посетивший Китай, описывает колоссальные корабли, которые строят на верфях Зайтона (Цюнчжоу) для дальних плаваний в открытых океанских водах.

"Каждый из них, — говорит Ибн-Баттута, — имеет на борту 1000 человек—600 моряков и 400 солдат, и сопровождают его три посыльных судна. На больших кораблях четыре палубы и от трех до двенадцати парусов из тростниковых циновок, и там имеется множество отдельных помещений для торговых людей, ретирады и все прочие удобства…"[223].

Плавания флота Чжэн Хэ к берегам Африки в XV веке показали всему миру, в том числе и гордой Европе, что накануне Великих географических открытий китайским мореплавателям не было равных. В семи экспедициях участвовало 62 корабля. Крупнейшие из них достигали 142 метра в длину и 57 метров в ширину. На их борту находились 27 800 человек[224].

"Китайские экспедиции XV века не были исторической случайностью. Семикратный поход в далекие западные моря флотоводца Чжэн Хэ увенчался успехом потому, что к этому времени китайские мореплаватели накопили огромный опыт. Это был не только китайский опыт; история великого азиатского морского пути неразрывно связана с историей народов Юго-Восточной Азии, Индии, Ближнего Востока, и итоги многовековой навигационной практики мореходов этих стран во многом определили возможности осуществления грандиозных экспедиций Чжэн Хэ"[225].

Таковы были блестящие достижения тысячелетней китайской цивилизации уже к концу XV века. Теоретически почти все типы мореходных кораблей Поднебесной могли пересечь с запада на восток Тихий океан в его северной части и достигнуть берегов Америки. Благоприятствовали этим плаваниям и господствующие там ветры и течения. Тем не менее ученые крайне редко встречают следы таких посещений в культурах доколумбовой Америки.

Ю. В. Кнорозов объясняет это так:

"Морская торговля в северной части Тихого океана практически не велась в связи с трудными условиями мореплавания. Японские и китайские суда, особенно рыбачьи лодки, унесенные бурей в открытый океан, могли быть отнесены течением Ойя-Сиво и ветрами на побережье Америки. Таких примеров немало. Индейские рыбаки имели полную возможность ознакомиться с обломками судов, потерпевших кораблекрушение, а в отдельных случаях к берегу могло прибить и целое судно (с мертвой или даже живой командой). Так, очевидно, попали к индейцам различные японские и китайские изделия (монеты, статуэтки, оружие)…

Китайцы, ведя оживленную морскую торговлю, по-видимому, уже в первые века н. э. посылали разведывательные экспедиции на север. Некоторые из них добирались до берегов Северной Америки и возвращались обратно. Однако тяжелые условия плавания и отсутствие перспектив для торговли привели к прекращению таких экспедиций. Китайцы и японцы стали развивать морскую торговлю в южном направлении"[226].

Что касается прямых контактов Америки и Азии через центральную часть Тихого океана в древности, то современная наука располагает данными о двух сомнительных случаях таких связей и одном бесспорном (полинезийцы)[227].

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.