Гибель эскортного миноносца «Холдер» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Гибель эскортного миноносца «Холдер»

2022-10-28 33
Гибель эскортного миноносца «Холдер» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эскортный миноносец «Холдер» (капитан-лейтенант У.П. Бак) был одним из кораблей сопровождения UGS-37, которые получили приказ ставить дымовую завесу перед тем, как появились самолеты Люфтваффе. Это был первый боевой поход «Холдера» после приемных испытаний, но он действовал в этом бою, как настоящий ветеран.

С 23.23 до 23.32 у него на экране радара постоянно виднелись 2 вражеских самолета. В 23.35 миноносец запустил дымогенераторы, как и было приказано, и начал ставить завесу на том направлении, откуда мог появиться противник. Через пару минут с корабля заметили фашистский самолет, скользящий низко над водой.

Как докладывал командир «Холдена»:

 

«В 23.39 на левом траверзе был замечен самолет неопознанного типа. Мы открыли огонь из всех орудий. Когда самолет приблизился, летя над самой водой, стало видно, что он сбросил торпеду на дистанции около 400 ярдов. След торпеды был ясно виден, а в гидрофоне четко слышался шум винтов. Как только была замечена торпеда, мы дали полный ход и положили руль лево на борт. Однако в 23.40, прежде чем корабль успел набрать скорость, торпеда попала в левый борт на ватерлинии, после чего прозвучали 2 отдельных сильных взрыва. Их разделял четко уловимый промежуток времени, и они имели равную силу. Взрывы сопровождала желтая вспышка. Корабль начал оседать и получил крен 4 градуса на правый борт».

 

Машинная установка «Холдера» была парализована. Море хлынуло в отсеки В1, В2 и В3. В отсеке В3 вспыхнула нефть. Пока пламя тушили с помощью пены, орудия корабля продолжали стрелять.

Эскортный миноносец «Форстер» (капитан-лейтенант И.Э. Дэвис) получил приказ оказать помощь поврежденному кораблю. В 01.13 он подошел к борту «Холдена» и снял с него 12 моряков, получивших тяжелые ранения. При взрыве погибли 16 человек.

Эскортный миноносец «Прайс» (капитан-лейтенант Дж. У. Хиггинс) передал на поврежденный корабль врача. 12 апреля в 02.30 корабль был взят на буксир спасателем «Миндфул». Через 8 часов они достигли гавани Алжира.

Временный ремонт завершился 24 мая. После этого «Холден» включили в состав конвоя, отправляющегося в Соединенные Штаты, хотя и дальше он следовал с помощью буксира «Чоктав». 9 июня 1944 года эскортный миноносец прибыл на Нью-Йоркскую верфь. Там его внимательно осмотрели, но приговор был неутешительным. Повреждения оказались слишком велики, чтобы ремонт был оправданным. Первый же бой эскортного миноносца оказался и последним.

13 сентября 1944 года эскортный миноносец «Холдер» был исключен из состава флота.

Благодаря мощному зенитному огню и капельке удачи, конвои UGS-36 и UGS-37 прибыли к цели с небольшими потерями. Конвою UGS-38 повезло меньше. Этот большой караван, вышедший из Соединенных Штатов в Бизерту, был атакован у мыса Бенгут недалеко от того места, где был перехвачен UGS-37.

 

Атака конвоя UGS-38

 

Конвой состоял из 85 торговых судов, 2 танкеров ВМФ и сторожевика Береговой Охраны «Дуэйн». Его сопровождало Оперативное Соединение 66 под командованием капитана 1 ранга У.Г. Дюваля. Он находился на сторожевике Береговой Охраны «Тэни» (капитан 2 ранга Г.Дж. Вюнш).

В состав соединения вошли ДЭМЭ-21 и ДЭМЭ-46: «Джозеф Э. Кэмпбелл» (капитан-лейтенант Дж. М. Робертсон) под брейд-вымпелом командира ДЭМЭ-21 капитана 2 ранга Л.М. Маркхэма, «Лэнинг» (капитан-лейтенант Э.А. Шуман), «Фечтелер» (лейтенант Ч.Б. Гилл), «Фиск» (капитан-лейтенант Дж. Э. Комли), «Мосли» (капитан-лейтенант Дж. Э. Алджер), «Прайд» (капитан 2 ранга Р.Р. Карри), «Фалгаут» (капитан 2 ранга Г.Э. Мейер), «Лав» (капитан 2 ранга Р.Г. Френч), «Менгс» (капитан-лейтенант Ф.М. МакКейб) под брейд-вымпелом командира ДЭМЭ-46 капитана 1 ранга Р.Э. Вуда, «Ньюэлл» (капитан 2 ранга Р.Дж. Робертс), «Чейз» (капитан-лейтенант Г.О. Кнапп), «Фессенден» (капитан-лейтенант У.Э. Доббс). В Средиземном море к нему присоединились эсминец «Лэнсдейл» (капитан-лейтенант Д.М. Свифт), голландский крейсер ПВО «Хеемскерк», американские тральщики «Сэстейн» и «Спид», британский буксир «Вагрант».

Вечером 20 апреля конвой подходил к мысу Бенгут, следуя в 10 колоннах. 3 эскортных миноносца образовали внешнее прикрытие, остальные составляли внутреннее прикрытие на флангах и впереди конвоя. Один эскортный миноносец шел за кормой конвоя.

В состав конвоя были включены 3 британские подводные лодки. Голландский крейсер «Хеемскерк» и эсминец «Лэнсдейл» шли на левом фланге конвоя. Тральщик «Спид» находился прямо впереди конвоя, «Сэстейн» — на правом фланге. «Хеемскерк» присоединился к конвою в Гибралтаре. Кроме всего прочего, он был кораблем наведения истребителей и вел воздушное наблюдение. «Лэнсдейл», «Сэстейн» и «Спид» встретились с конвоем на 2-м меридиане W. Они имели аппаратуру постановки помех.

В соответствии с директивами адмирала Хьюитта, капитан 1 ранга Дюваль подчеркивал необходимость соблюдать дисциплину огня. «В этом районе действовала доктрина, согласно которой эскортные корабли ночью должны вести огонь из зенитных автоматов только по видимым целям и лишь когда положение корабля известно самолету. На дальних дистанциях следует использовать только главный калибр, наводимый с помощью радара».

Кодовым словом для объявления воздушной тревоги было выбрано «Whoopee» — «Гулянка». Днем караван, шедший со скоростью 7,5 узлов, несколько раз «гулял», прежде чем подошел к мысу Бенгут. Но после наступления темноты атакующие не были замечены, пока не оказались буквально над головой.

Приведем выдержку из рапорта капитана 1 ранга Дюваля:

 

«Атака была хорошо спланирована. Противник отлично использовал темноту и силуэт берега, а потом его самолеты летели низко над водой, чтобы избежать обнаружения. Атакующие использовали только торпеды, все они были поставлены на прямой ход. Корабли эскорта слышали многочисленные взрывы. Но это могли быть взрывы глубинных бомб, которые сбрасывал «Прайд» по неизвестным мне причинам. По самолетам никто не стрелял. Самолеты не пускали осветительных ракет. Корабли эскорта даже не попытались поставить дымовые завесы».

 

Капитан 1 ранга Дюваль также констатировал: «Эффективное истребительное прикрытие совершенно отсутствовало».

Атака началась на встречных курсах, самолеты появились по пеленгу 100° (истинный). Они скользили низко над водой и использовали силуэт берега, чтобы их было труднее заметить. Берег также затруднял работу радаров. В 21.03 эскортный миноносец «Лав» заметил 5 приближающихся самолетов. Они появились внезапно, как стая летучих мышей.

Налет был произведен тремя волнами. Первая состояла из 9 Ju-88, которые зашли со стороны берега, круто развернулись и атаковали на встречном курсе. Торпеды, сброшенные головными самолетами этой волны, попали в транспорты «Пол Гамильтон» и «Самит». «Гамильтон» получил смертельный удар. Атака была настолько стремительной и внезапной, что ни один из миноносцев охранения не успел обстрелять приближающиеся «Юнкерсы». Некоторые из кораблей конвоя успели сделать по нескольку выстрелов, и крейсер «Хеемскерк» обстрелял головные самолеты, когда те уже уходили. Но по замыкающим самолетам уже стреляли все кому не лень. И несколько машин наверняка получили попадания.

Вторая волна состояла из 7 Ju-88 и атаковала сразу вслед за первой. Эта группа разделилась, 3 или 4 самолета бросились на правый фланг конвоя. В ходе атаки были торпедированы транспорты «Стефен Т. Остин» и «Ройял Стар». Эскортному миноносцу «Лав» и сторожевику «Тэни» пришлось резко сманеврировать, чтобы уклониться от торпед, которые прошли вплотную к кораблям.

Третья волна, которая, предположительно, состояла из 5 Не-111, атаковала конвой слева. Во время этой атаки наблюдатели «Хеемскерка» заметили следы 3 торпед. Корабли поворачивали в разные стороны, уклоняясь от торпед, зенитки вели бешеный огонь по проносящимся над головами смутным силуэтам самолетов. Артиллеристы эсминца «Лэнсдейл» сбили 1 самолет и еще 2 «вероятно». Но затем раздался жуткий грохот, торпеда попала в эсминец, и «Лэнсдейл» был тяжело поврежден.

Бой закончился так же внезапно, как начался. Люфтваффе пропали. Конвой UGS-38 понес серьезный урон. Он мог оказаться еще больше, если бы чуть раньше в тот же вечер другая немецкая эскадрилья не атаковала в 100 милях к северо-востоку от UGS-38 конвой, шедший с Корсики в Африку. Фашисты обрушили на него торпеды и планирующие бомбы. Поэтому они либо израсходовали все управляемые ракеты раньше, чем прибыли к мысу Бенгут, либо просто не стали с ними возиться. Эсминец «Лэнсдейл» и тральщик «Спид» засекли команды управления ракетами, но операторы поставили помехи, и через 4 минуты бомбардировщики прекратили работу станций наведения.

Следует отметить, что при атаке конвоя UGS-38 противник не использовал осветительные ракеты. Адмирал Хьюитт писал:

 

«Следует подчеркнуть, что противник не пытался осветить конвой. В данном случае это не требовалось. В сумерках противник, вероятно, использовал для наводки вспышки выстрелов. Так как самолеты были видны с расстояния 7000 ярдов, мы по-прежнему полагаем, что дымовые завесы могут быть полезны. Следует принять все возможные меры для усиления зенитных батарей эскортных миноносцев».

 

Судя по всему, Люфтваффе тоже понесли большие потери в этом бою. По оценкам, 6 самолетов были сбиты во время боя и еще 5 были повреждены. Это вряд ли стоило потерь, понесенных конвоем. Были торпедированы и потоплены транспорты «Пол Гамильтон» и «Ройял Стар». Еще 2 торговых судна были серьезно повреждены. На дно отправился эсминец «Лэнсдейл».

 

Гибель эсминца «Лэнсдейл»

 

«Лэнсдейл» (капитан-лейтенант Д.М. Свифт) был придан эскортному соединению, охранявшему конвой UGS-38, когда караван вошел в Средиземное море. «Лэнсдейл» был оснащен аппаратурой для подавления сигналов управления планирующими бомбами. Но при этом корабль неоднократно участвовал в боях, а его действия при проводке конвоя UGS-37 были отмечены адмиралом Хьюиттом.

Борьба с планирующими бомбами была дополнительной обязанностью, но «Лэнсдейл» любую работу делал быстро и аккуратно. Так было и рано вечером 20 апреля 1944 года, когда следующий на восток конвой приблизился к мысу Бенгут. Примерно в 100 милях к северу, где-то за горизонтом вражеские самолеты атаковали другой конвой. В 20.45 «Лэнсдейл» засек работу передатчиков управления планирующими бомбами. То же самое сделал тральщик «Спид», на котором была установлена аналогичная аппаратура. Операторы «Лэнсдейла» и «Спида» быстро включили свои глушилки и начали ставить помехи бомбам-роботам.

В 21.03 те же самые фашистские самолеты атаковали конвой UGS-38 у мыса Бенгут. Около 21.04 третья волна — несколько Не-111 — появилась слева по носу от конвоя. Оказавшийся в центре событий «Лэнсдейл» был атакован с обоих бортов. Его зенитные орудия открыли бешеный огонь, однако не смогли отразить атаку. В 21.05 немецкая торпеда поразила «Лэнсдейл».

Взрыв разворотил носовое котельное отделение и переломил киль. Экипаж эсминца отважно боролся с повреждениями, но море быстро залило машины, и эсминец беспомощно остановился. Дым и пар валили из пробитого корпуса. В 21.22, опасаясь, что корабль может перевернуться, капитан-лейтенант Свифт приказал экипажу покинуть эсминец.

Вскоре после того как моряки оставили эсминец, он переломился в средней части, и обломки затонули. 235 человек, в том числе 2 смертельно раненных, были подобраны эскортными миноносцами «Ньюэлл» и «Менгс». 47 человек экипажа «Лэнсдейла» погибли.

Так миноносные силы Атлантического флота потеряли еще один эсминец при переходе конвоя через Средиземное море. А менее чем через 2 недели это соединение потеряло еще один корабль. Однако прежде чем жертва отправилась на дно, она вместе с товарищами сумела уничтожить еще одного морского пирата.

 

«Прайд», «Дж. Э. Кэмпбелл», «Сэстейн», «Л’Альцион», «Сенегалез» и «Блэнкни» топят U-371

 

Эскортные корабли почти не имели отдыха, действуя на главной магистрали Средиземного моря. Возьмем, например, Оперативное Соединение 66. Едва оно привело конвой UGS-38 в Бизерту, как ему пришлось отправляться на запад с конвоем GUS-38. Увольнения в городе, построенном на месте древнего Карфагена, были короткими.

Конвой GUS-38 был большим. Он состоял из 107 торговых судов, построенных в 16 колонн. Сопровождение состояло из 12 эскортных миноносцев, большого сторожевика Береговой Охраны и британского крейсера ПВО «Дели».

Оперативное Соединение 66, следуя на запад вместе с конвоем GUS-38, прибыло в опасный район у юго-восточного побережья Испании утром 3 мая 1944 года. В этом месте Средиземное море сужается до бутылочного горлышка Гибралтарского пролива. Именно его немцы выбрали, чтобы встретить GUS-38. Рано утром 3 мая торпеда подводной лодки поразила эскортный миноносец «Менгс», флагман командира ДЭМЭ-46 капитана 1 ранга Р.Э. Вуда.

«Менгс» в это время патрулировал в 3000 ярдов позади конвоя. Вскоре после полуночи его радар обнаружил цель в 6 милях за кормой. Капитан 1 ранга Вуд приказал проверить, что это такое. Командир «Менгса» объявил боевую тревогу и приказал спустить в воду фоксер, чтобы обмануть акустические торпеды. В 00.59 миноносец пошел зигзагом, а в 01.04 увеличил скорость до 20 узлов, чтобы сблизиться с целью. Первоначальная цель пропала, но на экране радара возникла целая группа отметок, которая могла сбить с толка оператора. В 01.15 скорость «Менгса» была уменьшена до 15 узлов, чтобы использовать сонар. А еще через 3 минуты в корму миноносца попала торпеда.

Взрыв оборвал оба винта и руль, разрушил кормовые отсеки. При взрыве погиб 31 человек, а еще 25 были ранены. Парализованный и почти беззащитный миноносец беспомощно закачался на волнах. За исключением носовых орудий и 4 — 20-мм автоматов возле дымовой трубы все вооружение вышло из строя.

В 01.40 командир оперативного соединения капитан 1 ранга Дюваль приказал 2 эскортным миноносцам выйти из завесы охранения и следовать на помощь «Менгсу». Миноносцы «Прайд» (капитан 2 ранга Р.Р. Карри) и «Джозеф Э. Кэмпбелл» (лейтенант Дж. М. Робертсон), на котором находился командир ДЭМЭ-21 капитан 2 ранга Л.М. Маркхэм, пошли на помощь товарищу.

В 02.55 «Прайд» установил контакт с подводной лодкой, находящейся рядом с «Менгсом». Оба исправных миноносца ринулись в атаку, чтобы уничтожить лодку. Но вскоре стало понятно, что им противостоит опытный враг.

Следя за лодкой с помощью гидролокатора, «Прайд» провел 2 атаки глубинными бомбами. Но через час цель все еще прослушивалась, поэтому «Прайд» и «Кэмпбелл» начали новую атаку, чтобы добить ее. «Прайд» следил за лодкой, а «Кэмпбелл» сбрасывал глубинные бомбы. Но им не удалось прикончить лодку.

Ночь сменилась рассветом, и миноносцы начали маневрировать, чтобы начать новую совместную атаку. На этот раз за целью следил «Кэмпбелл», а бомбы сбрасывал «Прайд». Первая серия полетела в воду в 06.00, а вторая — в 06.27. На поверхность поднялась масса воздушных пузырей, и охотники были уверены, что повредили лодку. Но контакт был утерян, и противник мог сыграть в опоссума, притворившись мертвым.

Поэтому в 08.07 началась новая совместная атака, а в 08.33 была сброшена серия бомб с магнитными взрывателями. После этого контакт был окончательно потерян.

Однако командир дивизиона был настойчивым человеком. Предположив, что лодка забилась в какую-то лисью нору на дне, капитан 2 ранга Маркхэм приказал «Кэмпбеллу» и «Прайду» тщательно осмотреть район.

Миноносцы продолжали поиск до 10.30. Никаких следов подводной лодки, она словно растворилась в воде, как сахар в чашке кофе. Однако лодка не могла пропасть бесследно. Если бы она погибла, на поверхность всплыли бы какие-то обломки. Предположить, что она смогла удрать, проскользнув мимо корабельных гидролокаторов, было трудно. Капитан 2 ранга Маркхэм был убежден, что лодка отлеживается на дне. Охота продолжалась, превратившись в систематическое прочесывание района.

Днем к охотникам присоединился британский эскортный миноносец «Блэнкни». В 12.25 на сцене появились тральщик «Сэстейн» и французские эскортные миноносцы «Л’Альцион» и «Сенегалез». Весь день и весь вечер 3 мая 3 охотника прочесывали море вдоль и поперек, пытаясь обнаружить скрывшегося врага. В полночь поиски еще продолжались.

4 мая к 02.00 поиски прекратились, но охота не закончилась. Ни одна подводная лодка не могла продержаться под водой более суток. За этой гонялись уже более суток, поэтому у экипажа был выбор: либо задохнуться, либо…

В 03.15 «Сенегалез» установил радиолокационный контакт с поднявшейся на поверхность лодкой. Французский миноносец дал залп осветительными снарядами, обнаружил силуэт подводной лодки и тут же открыл огонь из всех орудий. «Кэмпбелл» и «Прайд» полным ходом бросились туда, одновременно стараясь перекрыть лодке путь бегства на север. «Блэнкни» и «Сэстейн» перекрыли дорогу на запад. Подводная лодка, развив скорость 12 узлов, пошла на юго-запад. В 03.59 она снова погрузилась. А через 5 минут «Сенегалез» получил попадание торпедой в корму. Взрыв разрушил кормовую часть корпуса, но корабль остался на плаву. При этом следует заметить, что он находился в лучшем положении, чем его противник.

В 04.33 наблюдатели «Сэстейна» заметили в море нескольких вопящих немцев. Тральщик пошел к ним и подобрал 41 матроса и 7 офицеров. 5 членов экипажа отправились на дно вместе с лодкой, которая затонула в 04.09. Это была U-371. Поединок с ней оказался одним из самых упорных на Средиземном море.

Способность экипажа выдерживать взрывы глубинных бомб, отравленный воздух, нервное напряжение и клаустрофобию, увы, не может перезарядить аккумуляторные батареи. И никакая человеческая выносливость не защитит лодку на поверхности от артиллерийских снарядов. Какой стойкой ни была U-371, она не сумела вынести многочасового преследования, которое организовал капитан 2 ранга Маркхэм со своими миноносцами.

К несчастью, потопление подводной лодки не остановило атаки против конвоя UGS-38. На следующий день был торпедирован эскортный миноносец «Фечтелер».

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.