Битва в Центральной Атлантике — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Битва в Центральной Атлантике

2022-10-28 35
Битва в Центральной Атлантике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пока в первом квартале 1943 года в Северной Атлантике шла ожесточенная борьба с подводными лодками, не менее яростные сражения начались в более теплых широтах Атлантики. Погода в средних широтах относительно мягкая, но накал сражений от этого не ослабевал. Бои развернулись от Азорских островов до Марокко, от Мадейры до острова Кюрасао в Карибском море. Призом в этой борьбе стали американские линии снабжения, идущие в Северную Африку. По этой водной артерии поступало снабжение американской армии, сражающейся против Роммеля.

В действительности (как и в Северной Атлантике) здесь имелись несколько основных маршрутов. Американским войскам в Северной Африке требовалось множество грузов: сотни орудий и тысячи тонн боеприпасов, танки, автомобили, бронетранспортеры, продовольствие — все это доставлялось через Атлантику. Не дать «Факелу» угаснуть — такой была задача американского флота.

Но прежде всего «Факел» пожирал топливо. Миллионы баррелей топлива. Даже миллионы тонн. Все армейские самолеты, танки, джипы, броневики поглощали солярку и бензин в таких огромных количествах, что возникла беспрецедентная проблема доставки горючего. Эта проблема потребовала создания новых «трубопроводов». Поэтому в январе 1943 года были проведены 3 новых маршрута для доставки топлива в Северную Африку. Первый из них протянулся между Кюрасао и Великобританией. Второй — между Кюрасао и Касабланкой с ответвлением на Гибралтар. Третий — из Нью-Йорка и Норфолка в Касабланку. Корабли Королевского Флота помогали обеспечивать перевозки с Кюрасао в Англию. Однако за новые трансатлантические линии, ведущие в Касабланку, отвечал американский флот. И основная тяжесть решения проблемы опять легла на плечи эсминцев Атлантического флота.

Одно из первых сражений с подводными лодками в Центральной Атлантике провели американские эсминцы «Эрл» и «Паркер», сопровождавшие конвой GUF-3, идущий из Касабланки в Соединенные Штаты. Быстроходный конвой GUF-3 состоял из 24 судов, выстроенных в 7 колонн. Эскортная группа состояла из линкора «Нью Йорк», легкого крейсера «Филадельфия» и 7 эсминцев кроме «Эрла» и «Паркера». Эскортом командовал контр-адмирал Л.Э. Дэвидсон, командир 8-й дивизии крейсеров, находившийся на «Филадельфии». Конвой покинул Касабланку 29 декабря. 31 декабря он встретился с транспортами, вышедшими из Гибралтара и Орана, а 1 января уже находился в открытом океане.

Вечером 3 января конвой вышел за пределы радиуса действия базовой авиации. После этого обстановка внезапно накалилась, причем в считанные часы.

Битва началась, когда эсминец «Эрл» установил радиолокационный контакт с подводной лодкой. Напомним, что командир «Эрла» капитан 2 ранга Г.У. Хоу командовал эсминцем «Роуэн», когда тот открыл счет подводным лодкам, потопленным эсминцами Атлантического флота. Хоу объявил боевую тревогу. Эсминец ринулся в атаку и вскоре нащупал прожектором подводную лодку. Хоу приказал открыть огонь и был уверен, что лодка получила 2 попадания до того, как погрузилась.

«Паркер» (капитан-лейтенант Дж. У. Бейс) прибежал на помощь «Эрлу» и также начал поиск. Силуэт лодки очень напоминал итальянский. Впрочем, она сумела скрыться. Ей повезло больше, чем субмарине, которую «Эрл» атаковал следующей ночью.

На этот раз контакт был установлен на дистанции 8700 ярдов. Почуяв добычу, Хоу повел эсминец туда полным ходом. В 23.55 дистанция сократилась до 3300 ярдов. Хоу повернул эсминец вправо, чтобы использовать орудия левого борта, и приказал включить прожектор. Световое пятно поймало подводную лодку, и артиллеристы эсминца немедленно открыли огонь, засыпав лодку градом снарядов. Оператор радара FD мог видеть полет снарядов. По крайней мере дюжина 127-мм снарядов легла рядом с лодкой. Сразу после открытия артиллерийского огня Хоу приказал выпустить торпеду, однако она прошла мимо. Эсминец вел непрерывный огонь в течение 5 минут. Когда в полночь было приказано прекратить обстрел, по лодке были выпущены 34 снаряда калибра 127 мм, 3 снаряда 40 мм и 360 снарядов из 20-мм автоматов. Лодка погрузилась за несколько секунд до того, как замолчали орудия. Затем она выскочила на поверхность, словно дельфин, и снова ушла в глубину. Луч прожектора нащупал на воде лишь какие-то обломки. Однако послевоенный анализ немецких документов не подтвердил гибели лодки в это время и в этом месте. Судя по всему, она была только повреждена.

Командующий миноносными силами Атлантического флота контр-адмирал Дейо назвал атаку «Эрла» «классическим примером агрессивных действий, в ходе которых полностью были использованы преимущества радара». Разумеется, это относилось к началу 1943 года. К осени этого года доверие моряков к радару увеличилось настолько, что они начинали открывать огонь, имея только радиолокационный контакт.

Хотя «Эрл» и не сумел потопить подводную лодку ночью 4 января, противник был отогнан. И подводные лодки не смогли потопить ни одного корабля из состава конвоя GUF-3. В первом квартале 1943 года лишь один конвой на новых маршрутах понес потери от торпед подводных лодок. Этим конвоем был UC-1, следовавший из Англии на Кюрасао.

Конвой UC-1 состоял из 33 судов. Большинство из них было танкерами, которые шли в Карибское море за нефтью. Конвой прикрывали 6 британских корветов и американские эсминцы «Мэдисон», «Хилари П. Джоунс», «Чарльз Ф. Хьюз» и «Лэнсдейл». Ночью 23/24 февраля конвой в районе Азорских островов был атакован большой «волчьей стаей». Несмотря на сильное сопровождение, 5 танкеров были торпедированы, 3 из них затонули. Среди них оказался американский «Эссо Батон-Руж».

25 февраля радиограмма из Лондона сообщила, что на пути конвоя находятся еще по крайней мере 10 подводных лодок. Встревоженные корабли охранения плотнее сомкнули кольцо вокруг конвоя. Транспорты следовали 9 колоннами. В 4000 ярдов впереди конвоя шли 3 британских корвета. Эсминцы «Мэдисон» и «Хьюз» патрулировали на крамболах конвоя. Корветы патрулировали на траверзах. А эсминцы «Хилари П. Джоунс» и «Лэнсдейл» патрулировали на раковинах. Прямо за кормой конвоя шел британский корвет, который держался в кильватере центральной колонны.

Вечером подводная лодка попыталась проникнуть к конвою с левой раковины, но была отогнана эсминцем «Хилари П. Джоунс». Вскоре этот же эсминец заметил и обстрелял еще одну лодку. Потом он отогнал третью лодку, пытавшуюся прорваться к конвою. После этого немецкие подводники оставили UC-1 в покое, и он прибыл на Кюрасао без новых происшествий. Комментируя действия американских эсминцев, английский командир эскорта писал: «Ни одной эскортной группе еще не помогали так здорово».

В конце января подводные лодки сумели потопить еще 3 торговых судна из состава конвоя, следовавшего в Касабланку из Нью-Йорка. Это были суда, отставшие от конвоя UGS-4.

 

Страдания конвоя UGS-6

 

Во второй неделе марта 1944 года конвой UGS-6 совершал трудный переход, направляясь на восток по основной линии маршрута Нью-Йорк — Касабланка. Корабли вошли в кишащие подводными лодками воды вокруг Азорских островов. Конвой состоял из 45 судов, и все они были нагружены до предела различными военными припасами. Медленно ползущий конвой казался лакомым кусочком для вражеских подводников.

Они уже ждали, подняв перископы. Однако прежде чем атаковать конвой, подводники предпочитали изучить обстановку. Конвой UGS-6 сопровождали 7 американских эсминцев. Эскортной группой командовал капитан 1 ранга Чарльз Уэлборн. Она состояла из следующих кораблей: «Уэйнрайт» (флагман, капитан 2 ранга Р.Г. Гиббс), «Трипп» (капитан-лейтенант Р.Ч. Уильямс), «Чемплин» (капитан-лейтенант Ч.Л. Мелсон) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-32 капитана 2 ранга Б.Р. Гаррисона, «Мейрант» (капитан 2 ранга Э.К. Уокер), «Роуэн» (капитан-лейтенант Р.С. Форд), «Ринд» (капитан-лейтенант О.У. Шпар), «Хобби» (капитан-лейтенант Э. Блейк).

Эти эсминцы были оснащены новейшими радарами. Каждый имел радары GS, SC и FD, а также бомбометы QC. Однако на них не было высокочастотных пеленгаторов. Впрочем, командование флота получало сведения от береговых пеленгаторных станций и могло следить за передвижениями подводных лодок, сообщая информацию командиру эскорта.

Судя по всему, немцы в это время не подозревали, что радиограммы их подводных лодок засекаются пеленгаторами. Однако «волчьи стаи» в районе Азорских островов могли подозревать, что конвой UGS-6 получает необходимые сведения, потому что он много раз менял курс, чтобы не попасть в засаду. Эсминцы постоянно отходили от конвоя, чтобы перекрыть путь, по которому лодки намеревались приблизиться к транспортам.

Но даже радар не может полностью устранить фактор везения на войне. 7 марта одиночное норвежское судно появилось на горизонте и врезалось прямо в строй конвоя. «Уэйнрайт» приложил титанические усилия, чтобы отвести его в сторону, однако норвежец или не понимал сигналы, или не желал обращать на них внимание. В результате он столкнулся с одним из транспортов. При столкновении норвежец затонул, а сухогруз получил серьезные повреждения, после чего торговое судно осталось на месте для спасательных работ.

Однако, несмотря на это печальное происшествие, конвой, потеряв 2 судна, следовал по графику, держа скорость 9 узлов. Когда он подошел к Азорским островам, то попал под наблюдение подводных лодок. Лодка-разведчик сообщила командиру группы, и лодки передвинулись дальше на восток, чтобы организовать засаду. Затем, вечером 12 марта лодки начали атаку.

 

«Чемплин» топит U-130

 

Когда начали сгущаться вечерние сумерки, конвой UGS-6 подошел к точке 37° N, 40° W. Эсминец «Чемплин» своим радаром SG 12 марта в 21.50 на дистанции 4020 ярдов обнаружил вражескую лодку. Капитан-лейтенант Мелсон объявил боевую тревогу и направил корабль на цель.

В 21.58 на дистанции 2000 ярдов был замечен фосфоресцирующий кильватерный след лодки. Через несколько секунд стала видна рубка. Мелсон приказал открыть огонь. Артиллеристы «Чемплина» выполнили приказ, но никак не могли попасть в цель. «Чемплин» подошел к лодке вплотную — 150 ярдов! — и нервы немецкого командира не выдержали. Лодка погрузилась, но «Чемлин» сбросил в бурлящий водоворот 2 глубинные бомбы.

В небо взлетел водяной столб, а поверхность моря покрылась пеной. Мелсон и его экипаж провели еще 4 атаки глубинными бомбами, завершив последнюю уже 13 марта в 01.58. После этого эсминец больше не сумел обнаружить лодку. Интенсивные поиски продолжались до рассвета. В 06.45 наблюдатели эсминца заметили масляное пятно. Проверка показала, что это результат гибели подводной лодки, и «Чемплин» радировал о победе.

После войны выяснилось, что жертвой «Чемплина» стала U-130. Именно эта подводная лодка 12 марта 1942 года на рейде Федалы торпедировала транспорты «Хью Л. Скотт», «Эдвард Ратледж» и «Таскер Г. Блисс». При этом погибли 108 американских моряков. «Чемплин» отомстил убийце.

 

UGS-6 против «волчьей стаи»

 

Пока «Чемплин» расправлялся с U-130, остальные эсминцы были заняты по горло, отгоняя подводные лодки. «Волчья стая» продолжала преследовать конвой весь день 13 марта. Примерно в 20.30 было торпедировано отставшее судно, которое затонуло в 50 милях за кормой конвоя. Эсминцы начали патрулировать на большой скорости в секторе от крамбола до раковины конвоя, такая тактика применялась до наступления ночи и могла сорвать атаку «волчьей стаи».

Аналогичные поиски проводились и 14 марта, когда конвой несколько раз менял курс, чтобы стряхнуть с хвоста преследующую его «волчью стаю». Однако ночью лодки в надводном положении рванулись вперед, чтобы атаковать хвост конвоя. Снова радар эсминцев оказался вполне эффективным, и стаю удалось отогнать. На следующий день штаб флота сообщил, что по крайней мере 4 подводные лодки преследуют UGS-6. Во второй половине дня эсминцы «Хобби» и «Мейрант» совершили рейды на 10 миль влево и вправо, чтобы отогнать подводные лодки.

15 марта в 18.30 гидрофон «Уэйнрайта» засек шуршание винтов подкрадывающейся подводной лодки. Шум был едва слышен, и после 15 минут поисков «Уэйнрайт» снова занял свое место в охранении. В 18.52 транспорт «Вайоминг» был торпедирован подводной лодкой, которая проскользнула под кораблями охранения спереди. Лодка подкралась к пароходу буквально вплотную и выпустила 2 торпеды с дистанции 650 ярдов. «Чемплин» подобрал спасшихся, а «Хобби» в это время прикрывал его, одновременно проводя поиск лодки. В 23.04 «Хобби» обнаружил радаром лодку на расстоянии 9000 ярдов, однако та скрылась, как только эсминец выпустил осветительный снаряд. Вечером на следующий день были обнаружены еще несколько подводных лодок, теперь впереди конвоя. А после заката солнца было торпедировано и потоплено еще одно судно. Еще несколько транспортов лишь с трудом уклонились от торпед. В 19.03 «Ринд» установил гидролокационный контакт. Чтобы избежать попадания торпеды, он резко повернул и сбросил несколько глубинных бомб, но уничтожить противника ему не удалось.

17 марта на закате было торпедировано и потоплено четвертое судно. Транспорт «Молли Питчер» получил попадание торпеды в левую скулу. Это была одна из 4 торпед, выпущенных лодкой с предельной дистанции по концевым судам левой колонны. Эсминец «Роуэн» занялся поиском лодки позади конвоя, но скользкий враг улизнул. На следующий день конвой сделал большой крюк в сторону, чтобы обойти противника. Патрулируя далеко впереди конвоя, один из эсминцев преградил путь подводным лодкам. С вечера 17 марта конвой UGS-6 получил постоянное воздушное прикрытие, и с этого момента путешествие проходило спокойно. Потеря 4 судов была весьма ощутима, но потери в личном составе оказались необычайно малы. Лишь 6 человек погибли на транспортах, шедших в составе конвоя. Потери экипажа отставшего судна оказались значительно больше.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.