Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по

2022-10-28 29
Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть совершенно во всем

Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную. Адам сотворен

Был до того неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий,

Что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в

Пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим

Действием. Все покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И все любовалось на него, как на всесовершенный венец творений Божиих. От, этого-то дыхания жизни, вдохнутого в лице Адамово из

Всетворческих Уст Всетворца и Вседержителя Бога, Адам до того преумудрился, что не было никогда от века, нет, да и едва ли будет когда-нибудь на земле человек премудрее и многознательнее его. Когда Господь повелел ему нарещи имена всякой твари, то каждой твари он дал на языке такие названия, которые знаменуют вполне все качества, всю силу и все свойства твари, которые она имеет по дару Божиему, дарованному ей при ее сотворении. Вот по этому-то дару Божественной благодати, ниспосланному ему от дыхания жизни, Адам мог видеть и разуметь и Господа, ходящего в рай, и постигать глаголы Его, и беседы святых Ангелов, и язык всех тварей и птиц, и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто и что для Адама до его падения было так ясно.

Такую же премудрость, и силу, и всемогущество, и все прочие благие и святые качества Господь Бог даровал и Еве, сотворив ее не от персти земной, а от ребра Адамова в Едеме сладости, в рай, насажденном Им посреди земли. Для того, чтобы они могли удобно и всегда поддерживать в себе

бессмертные, Богоблагодатные и всесовершенные свойства сего дыхания жизни, Бог посадил посреди рая древо жизни, в плодах которого заключил всю сущность и полноту даров этого Божественного Своего дыхания.

Если бы не согрешили, то Адам и Ева сами и все их потомство могли бы всегда, пользуясь вкушением от плода древа жизни, поддерживать в себе вечно животворящую силу благодати Божией и бессмертную, вечно юную полноту сил плоти, души и духа и непрестанную нестареемость бесконечно бессмертного всеблаженного своего состояния, даже и воображению нашему в настоящее время неудобопонятного.

Когда же вкушением от древа познания добра и зла - преждевременно и

противно заповеди Божией-узнали различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого бесценного дара благодати Духа Божия, так что до самого пришествия в мир Богочеловека Иисуса Христа Дух Божий не убо бе в мире, яко Иисус не убо бе прославлен. Однако это не значит, чтобы Духа Божиего вовсе не было в мире, но Его пребывание не было таким полномерным, как в Адаме или в нас, православных христианах, а проявлялось только отвне, и признаки Его пребывания в мире были известны роду человеческому. Так, например, Адаму после падения, а равно и Еве вместе с ним, были открыты многие тайны, относившиеся до будущего спасения рода человеческого. И Каину, несмотря на нечестие его и его преступление, удобопонятен был глас благодатного Божественного, хотя и обличительного, собеседования с ним. Ной беседовал с Богом. Авраам виде Бога и день Его и возрадовался. Благодать Святого Духа, действовавшая отвне, отражалась и во всех ветхозаветных пророках и святых Израиля.

У евреев потом заведены были особые пророческие училища, где учили распознавать признаки явления Божиего или Ангелов и отличать действия Духа Святого от обыкновенных явлений, случающихся в природе неблагодатной земной жизни. Симеону Богоприимцу, Богоотцам Иоакиму и Анне и многим

бесчисленным рабам Божиим бывали постоянные, разнообразные въяве

Божественные явления, гласы, откровения, оправдывавшиеся очевидными

чудесными событиями.

Не с такою силой, как в народе Божием, но проявление Духа Божиего

действовало и в язычниках, не ведавших Бога Истинного, потому что и из их

среды Бог находил избранных Себе людей. Таковы, например, были

девственницы пророчицы, сивиллы, которые обрекали свое девство хотя для Бога Неведомого, но все же для Бога, Творца вселенной и Вседержителя, и

Мироправителя, каковым Его и язычники сознавали. Также и философы

языческие, которые хотя и во тьме неведения Божественного блуждали, но, ища

истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому этому Боголюбезному ее

исканию не непричастными Духу Божиему, ибо сказано: Языки, неведущие Бога

естеством законная творят и угодная Богу соделывают. А истину так ублажает

Господь, что Сам про нее Духом Святым возвещает: Истина от земли возсия, и

правда с небесе приниче.

Так вот, ваше Боголюбие, и в еврейском священном, Богу любезном народе,

и в язычниках, неведущих Бога, а все-таки сохранялось ведение Божие, то есть,

батюшка, ясное и разумное понимание того, как Господь Бог Дух Святый

действует в человеке и как именно и по каким наружным и внутренним

ощущениям можно удостовериться, что это действует Господь Бог Дух Святый, а

не прелесть вражеская. Таким-то образом все это было от падения Адама до

пришествия Господа нашего Иисуса Христа во плоти в мир.

Без этого, ваше Боголюбие, всегда сохранявшегося в роде человеческом

ощутительно о действиях Духа Святого понимания, не было бы людям нипочем

возможности узнать в точности-пришел ли в мир обетованный Адаму и Еве плод

семени жены, имеющий стереть главу змиеву.

Но вот Симеон Богоприимец, сохраненный Духом Святым после

предвозвещения ему на 65 году его жизни тайны приснодевственного от

Пречистыя Приснодевы Марии Его зачатия и рождения, проживши по благодати

Всесвятого Духа Божиего 300 лет, потом на 365 году жизни своей сказал ясно в

храме Господнем, что ощутительно узнал по дару Духа Святого, что это и есть

Он Самый, Тот Христос, Спаситель мира, о вышеестественном зачатии и

рождении Коего от Духа Святого ему было предвозвещено триста лет тому назад от Ангела.

Вот и святая Анна пророчица, дочь Фануилова, служившая восемьдесят лет

от вдовства своего Господу Богу в храме Божием и известная по особенным

дарам благодати Божией за вдовицу праведную, чистую рабу Божию, возвестила, что это действительно Он и есть обетованный миру Мессия, истинный Христос, Бог и человек Царь Израилев, пришедший спасти Адама и род человеческий.

Когда же Он, Господь наш Иисус Христос, изволил совершить все дело

спасения, то по воскресении Своем дунул на апостолов, возобновив дыхание

жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую Адамовскую благодать

Всесвятого Духа Божиего. Но мало сего-ведь говорил же Он им: Уне есть им, да

Он идет ко Отцу; аще же бо не идет Он, то Дух Божий не приидет в мир; аще

же идет Он, Христос, ко Отцу, то послет Его в мир, и Он, Утешитель,

наставит их и всех последующих их учению на всякую истину и воспомянет им

вся, яже Он глаголал им еще сущи в мире с ними. Это уже обещана была Им

благодать-возблагодать.

И вот в день Пятидесятницы торжественно ниспослал Он им Духа Святого в дыхании бурне, в виде огненных языков, на коемждо из них седших, и вошедших в них, и наполнивших их силою огнеобразной Божественной благодати, росоносно дышащей и радостотворно действующей в душах причащающихся Ее силе и действиям. И вот эту-то самую огнедохновенную благодать Духа Святого, когда она подается нам всем верным Христовым в таинстве святого крещения, священно запечатлевают миропомазанием в главнейших, указанных святою Церковию, местах нашей плоти, как вековечной хранительницы этой благодати.

Говорится: Печать Дара Духа Святого. А на что, батюшка, ваше Боголюбие, кладем мы, убогие, печати свои, как не на сосуды, хранящие какую-нибудь высокоценимую нами драгоценность? Что же может быть выше всего на свете и что драгоценнее даров Духа Святого, ниспосылаемых нам свыше в таинстве крещения, ибо крещенская эта благодать столь велика и столь необходима, столь живоносна для человека,что даже и от человека-еретика не отъемлется до самой его смерти, т.е. до срока, обозначенного свыше по Промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле - на что-де он будет годен и что-де он в этот Богом дарованный ему срок при посредстве свыше дарованной ему силы благодати сможет совершить? И если бы мы не грешили никогда после крещения нашего, то во веки пребыли бы святыми, непорочными и изъятыми от всякия скверны плоти и духа угодниками Божиими.

Но вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в

благодати и в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Христос Иисус,

а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах грешными и многогрешными людьми.

Но когда кто, будучи возбужден ищущею нашего спасения премудростью Божиею, обходящею всяческая, решится ради нее на утренневание

к Богу и бдение ради обретения вечного своего спасения, тогда тот, послушный

гласу ее, должен прибегнуть к истинному во всех грехах своих покаянию и к

сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через

добродетели Христа ради к приобретению Духа Святого, внутрь нас

действующего и внутрь нас Царствие Божие устраивающего.

Слово Божие недаром говорит: Внутрь вас есть Царствие Божие и нуждно

есть оно, и нуждницы е восхищают. То есть те люди, которые, несмотря и на узы

греховные, связавшие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи прийти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием на истязание с Ним, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся

расторгнутъ узы их, такие люди являются потом действительно перед лице

Божие паче снега убеленными Его благодатию.

Приидите, - говорит Господь, - и аще грехи ваши будут, яко багряное, то яко снег убелю их. Так некогда святый тайновидец Иоанн Богослов видел таких людей во одеждах белых, то есть одеждах оправдания, и финицы в руках их, как знамение победы, и пели они Богу дивную песнь - Аллилуиа. Красоте пения их никтоже подражати можаше.

Про них Ангел Божий сказал: Сии суть, иже приидоша от скорби великая, иже испраша ризы своя и убелиша ризы своя в Крови Агнчей,-испраша страданиями и убелиша их в причащении Пречистых и Животворящих Тайн Плоти и Крови Агнца Непорочна и Пречиста Христа, прежде всех век закланного Его

собственною волею за спасение мира, присно и доныне закалаемого и

раздробляемого, но николиже иждиваемого, подающего же нам в вечное и

неоскудеваемое спасение наше напутие живота вечного во ответ благоприятен на Страшном Судищи Его и замену дражайшую и всяк ум превосходящую того

плода древа жизни, которого хотел было лишить наш род человеческий враг

человеков, спадший с небесе Денница. Хотя враг диавол и обольстил Еву, и с

него пал и Адам, но Господь не только даровал им Искупителя в плоде Семени

Жены, смертию смерть поправшего, но и дал всем нам в Жене, Приснодеве

Богородице Марии, стершей в Самой Себе и стирающей во всем роде

человеческом главу змиеву, неотступную Ходатаицу к Сыну Своему и Богу

нашему, непостыдную, и непреоборимую Предстательницу даже за самых

отчаянных грешников. По этому самому Божия Матерь и называется Язвою бесов, ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери.

 

- Еще, ваше Боголюбие, должен я, убогий Серафим, объяснить, в чем состоит

различие между действиями Духа Святого, священнотайне вселяющегося в

сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и

действиями тьмы греховной, по наущению и разжению бесовскому воровски в

нас действующей.

Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса

Христа и действует едино с Ним, всегда торжественно, радосотворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен, а дух лестчий, бесовский, противно

Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены

похоти плотской, похоти очес и гордости житейской.

"Аминь, аминь, глаголю вам, всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки": имеющий благодать Святого Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет во веки, но будет воскрешен благодатию Господа нашего Иисуса Христа, вземлющего грехи мира и туне дарующего благодать-возблагодать. Про эту-то благодать, явленную всему миру и роду нашему человеческому в Богочеловеке, и сказано в Евангелии:

В Том живот бе и живот бе свет человеком,-и прибавлено: И свет во тьме

светится, и тьма Его не объят. Это значит, что благодать Духа Святого,

даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на

грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки

светится в сердце искони бывшим Божественным светом бесценных заслуг

Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника, глаголет ко Отцу:

"Авва Отче! не до конца прогневайся на нераскаянность эту!" А потом, при

обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы

содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как о цели жизни христианской, я и говорю столько времени вашему Боголюбию.

Еще скажу вам, чтобы вы еще яснее поняли, что разуметь под благодатию

Божиею, и как распознать ее, и в чем особливо проявляется ее действие в людях, ею просвещенных. Благодать Духа Святого есть свет, просвещающий человека.

Об этом говорит все Священное Писание. Так, Богоотец Давид сказал:

Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим, и аще не закон Твой

научение мне был, тогда убо погибл бых во смирении моем. То есть-благодать

Духа Святого, выражающаяся в законе словами заповедей Господних, есть

светильник и свет мой, и если бы не эта благодать Духа Святого, которую я так

тщательно и усердно стяжеваю, что седмижды на день поучаюсь о судьбах

правды Твоей, просвещала меня во тьме забот, сопряженных с великим званием моего царского сана, то откуда бы я взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни, темной от недоброжелательства недругов моих? И на самом деле Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого на тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него-так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его. Он даже принужден был являться народу не иначе, как под покрывалом. Вспомните Преображение Господне на горе Фаворе.

Великий свет объял Его, и быша ризы Его, блещущия яко снег, и ученицы Его от

страха падоша ниц. Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то,

чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеплявшей глаза

учеников, облак, сказано, осени их. И таким-то образом благодать Всесвятого

Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет

действие ее.

- Каким же образом, - спросил я батюшку О.Серафима, - узнать мне, что я

нахожусь в благодати Духа Святого?

- Это, ваше Боголюбие, очень просто!-отвечал он мне,-поэтому-то и Господь

говорит: Вся проста суть обретающим разум... Да беда-то вся наша в том, что

сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит, ибо не от

мира сего есть. Разум этот, исполненный любовью к Богу и ближнему, созидает

всякого человека во спасение Ему. Про этот разум Господь сказал: Бог хощет

всем спастися и в разум истины прийти. Апостолам же Своим про недостаток

этого разума Он сказал: Ни ли неразумливи есте и не чли ли Писания, и притчи,

сия не разумеете ли?.. Опять же про этот разум в Евангелии говорится про

апостолов, что отверз им тогда Господь разум разумети Писания. Находясь в

этом разуме, и апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них или нет,

и, проникнутые Им и видя сопребывание с ними Духа Божия, утвердительно

говорили, что дело их свято и вполне угодно Господу Богу, Этим и объясняется,

почему они в посланиях своих писали: Изволися Духу Святому и нам,-и только

на этих основаниях и предлагали свои послания, как истину непреложную, на

пользу всем верным-так св.апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие

Духа Божиего... Так вот, ваше Боголюбие, видите ли, как это просто?

Я отвечал:

- Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в

Духе Божием. Как мне самому в себе распознавать истинное Его явление?

Батюшка о.Серафим отвечал:

- Я уже, ваше Боголюбие, сказал вам, что это очень просто, и подробно

рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его

явление в нас... Что же вам, батюшка, надобно?

- Надобно, - сказал я, - чтобы я понял это хорошенько!..

------------------------------------------------------------------------------------------------------

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.