Очерк 10. Номса Вилакати — исцеленная предками — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Очерк 10. Номса Вилакати — исцеленная предками

2022-11-27 23
Очерк 10. Номса Вилакати — исцеленная предками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Подобно многим своим коллегам, Номса никогда не задумывалась о том, чтобы стать целителем. По правде говоря, если она видела, что к ней приближается целитель, то переходила на другую сторону дороги. Она боялась традиционных целителей. Будучи воспитана в протестантской вере, она регулярно посещала Сионскую церковь. Когда ей было двенадцать лет, она начала испытывать сильное и необъяснимое неудобство, присутствуя на церковных службах. Как только она выходила из церкви, к ней снова возвращалось хорошее самочувствие. В это же время у Номсы появились повторяющиеся сновидения. В одном таком сне она шла по берегу океана.

Номса вспоминает сны пятнадцатилетней давности так, будто это было только вчера.

— На побережье я видела большую змею, это было как вспышка молнии. Многоголовая змея выходила из моря. После этих сновидений о змее сразу же следовал еще один сон. В этом сне меня проглотила большая рыба. Я пробыла внутри рыбы семь дней. По прошествии этого времени рыба выплюнула меня. Я увидела и услышала старика, который бил в барабаны конга, наподобие тех, что используют традиционные целители. Он сказал: «Вот идет целитель». Он говорил обо мне!

После этих сновидений я не могла заснуть. Я была слишком потрясена, слишком испугана. Я ощущала, будто у меня в середине головы и в основании позвоночника есть проход наподобие трубы. Я могла чувствовать, как через меня проходят ослепительный свет и воздух. Я ощущала это даже когда бодрствовала. Я начинала оглядываться вокруг, думая, что же такое завелось в доме. Я искала на постели, под матрацем, высматривая нечто такое, что должно было быть очень опасным. Потом, перед тем как я отправилась обучаться на традиционного целителя, у меня был один последний сон. В этом сне я была на берегу. Ко мне подошел мужчина. Он выпрямил мне голову и спину, руки и пальцы, плечи и волосы. После этого он дал мне травы. Он был целителем, моим предком. Он готовил меня к тому, чтобы я стала целительницей.

За две ночи до того, как я отправилась учиться, я слышала какие-то голоса, обращавшиеся ко мне — но это было не в сновидении, я не спала. Голоса говорили: «Ты пойдешь учиться, чтобы стать традиционным целителем. Ты должна прекратить пользоваться кремами для лица и тела. Тебе следует просто мыться и оставлять свои волосы и кожу, как они есть». Я послушалась и перестала пользоваться косметикой. Я подумала, что это не сможет мне повредить, так что я вполне могу попробовать. В ночь перед тем, как я ушла обучаться, я снова слышала голоса, но теперь их было много. Они приходили и говорили: «Ты должна учиться и стать целителем, мы хотим с тобой работать. Не следует терять время, ты должна отправиться учиться прямо сейчас».

 

Послушавшись сновидений и голосов, Номса ушла из дома посреди ночи. Она оставила входную дверь открытой и пошла пешком в одной ночной рубашке. В доме никого не осталось. Номса до сих пор переживает, вспоминая о том, что она сделала. В ее районе довольно высокий уровень преступности, часто случаются кражи со взломом. Она поступила неосмотрительно, бросив вот так свое жилище. Однако в нем никто ничего не тронул, несмотря на то, что дверь оставалась открытой. Номса не помнит, как посреди ночи она шла в одной ночной рубашке через всю столицу вниз по Малагвени Хилл — извилистой и опасной дороге, печально известной наибольшим в стране числом смертей в автомобильных авариях, направляясь в Эзулвини Вэлли, почти за 25 километров от своего дома.

На следующее утро Номса проснулась и обнаружила, что находится в традиционной клинике миссис Нтомбемпхлопхе Дубе. Она знала, что пришла из Хиллтоп в Эзулвини Вэлли пешком и что за время этого долгого пути ей никто не причинил беспокойства или вреда. У нее было четкое ощущение, что она ни разу не подвергалась опасности. Это казалось ей абсолютно невероятным, однако она была уверена, что все так и было. И все же, как она ни старалась, она не могла вспомнить никаких подробностей этого путешествия.

Миссис Дубе не была готова к ее приходу. Она только что завершила двухгодичный курс обучения с группой целителей, которые нашли ее точно также, как и Номса. Обучение требовало полной отдачи, и у нее оставалось мало времени на собственную семью. Она была совершенно измотана и предвкушала честно заслуженный отдых. Миссис Дубе была ошеломлена тем, что теперь, после этой жертвы, предки могли выбрать для нее еще одну ученицу. Она не могла в это поверить или примириться с этим. Она удобно устроила Номсу, но предупредила ее, что здесь какая-то путаница, какая-то ошибка, что Номса должна будет вернуться домой и ее направят к другому учителю. Однако в сновидениях к миссис Дубе обратились предки Номсы. Они говорили с ней и объяснили, что она должна принять это назначение. После этого сновидения миссис Дубе знала столь же определенно, как и Номса, что никакой ошибки здесь нет. Номса должна была оставаться у нее два года и учиться.

 

— Современные врачи порой направляют ко мне своих пациентов, говорит Номса. — Медицинские работники могут оказать большую помощь. Например, они могут восстановить у пациента обмен веществ при обезвоживании. Кроме того, в больнице могут, при необходимости, сделать переливание крови. У нас хорошее сотрудничество с медицинскими работниками. Мои предки помогают мне узнать, с какими врачами мне следует работать. Они говорят мне, каких пациентов направлять к врачам, в каком лечении они нуждаются и куда им следует обратиться. Мне совершенно ясно, как должно действовать и как действует это сотрудничество.

В начале 1993 года Номса оказалась в медицинском учреждении в качестве пациентки. Ремонтируя крышу, она упала и повредила спину. Она попросила, чтобы ее отвезли в больницу, чтобы сделать рентгеновский снимок. Номса рассказывает, что произошло дальше:

— Врачи сделали рентген и обнаружили, что у меня вывихнуты две небольшие косточки. Меня положили в больницу. Это случилось в четверг. В больнице я едва могла пошевелиться. Ниже шеи мое тело было парализовано. Мне приходилось пользоваться подкладным судном. Я не могла даже повернуться. Врачи сказали, что мне придется пробыть в больнице по меньшей мере три месяца. Потребуется длительное лечение, а потом еще и физиотерапия.

Это была крайне плохая новость, поскольку Номса — очень подвижный и деятельный человек. В 1992 году она победила в региональном конкурсе традиционных танцев, который проходил в ЮАР. В конкурсе участвовало более 2000 человек. Она очень самостоятельна. Ремонт крыши — лишь один из многих видов работ, которые ей приходится выполнять, чтобы поддерживать в порядке свой дом. У нее нет машины, и она каждый день проходит пешком помногу километров. Эта травма оказалась для нее настоящим бедствием.

В воскресенье ночью я заснула и была одержима моими предками, продолжает Номса. — Я самостоятельно встала с постели. Я пошла в ванную и воспользовалась туалетом, вернулась в постель и заснула. Я говорила голосом предка, и кое-кто из моих соседей по палате заметил это. Их поразило, что я могла это делать. На следующее утро я ничего не помнила. Мне рассказали обо всем другие женщины и медсестры. Даже врач, который осматривал меня в тот день, был удивлен. Он сказал, что не может объяснить, что произошло, но мои кости зажили и я могу выписываться. Это сделали мои предки. Они не хотели, чтобы я оставалась в больнице. Они пришли, чтобы вернуть меня домой.

 

Время от времени при моих встречах с традиционными целителями кое-какие части интервью необъяснимым образом «терялись». Однажды я записала на пленку оживленную двухчасовую беседу с Номсой. Стремясь поскорее записать на бумаге одну историю, я поспешила домой. Когда я попыталась переписать текст с магнитофонной кассеты на свой компьютер, то обнаружила двадцатиминутный пустой отрезок пленки. Но при этом я слышала собственный голос, произносящий через равные промежутки контрольную фразу, чтобы удостовериться, что запись включена. Все было в порядке. Ее голос должен был записаться. Но что еще хуже, я не могла вспомнить историю, которая меня так заинтересовала. Во время следующей встречи с Номсой я спросила ее об этом. Она тоже не могла вспомнить ту историю, но это ее позабавило. Она сказала, что это не имеет значения. Мне следует верить, что у меня есть все, что нужно из этой истории, и позволить забыться всему остальному, как это уже сделала она сама. Информация исчезла потому, что выполнила свое предназначение. Если я действительно должна об этом написать, она появится снова. Я всегда должна получать то, что мне необходимо, — не больше и не меньше.

У Номсы не всегда была эта удивительная вера в то, что природа или предки обо всем позаботятся. Одна из моих любимых историй служит примером первоначальных сомнений, с которыми она боролась. Вскоре после того, как Номса завершила свое двухлетнее обучение и вернулась домой, ее предки в сновидении сказали, чтобы она пристроила дополнительную комнату к своему двухкомнатному дому. Эта комната должна стать священной и использоваться только для занятий традиционным целительством. Мысли о возведении этой пристройки не давали Номсе покоя. Ее смущала идея комнаты, предназначенной для единственной цели, но, что еще важнее, у нее не было шестисот эмалгени (600 рэндов) на покупку материалов. Она была начинающим целителем с маленькой практикой и не имела средств. Задача была невыполнимой, и Номсу беспокоило, что она не способна сделать то, о чем просили предки.

Между тем ей приснился еще один сон. В этом сне предки велели ей незадолго до рассвета пойти одной на автовокзал, находившийся посреди делового центра Мбабане. Она знала, что должна это сделать, но было небезопасно идти одной в темноте целых восемь километров. Но Номса взяла себя в руки и сделала, как ей было сказано. Она без происшествий добралась до автовокзала. Как ни странно, вокзал был пуст. Обычно в это время здесь находится множество людей, готовящихся к дальней поездке на работу или по личным делам. Номса была раздосадована, оказавшись в столь нелепом положении. Она вспоминает, что подумала: «Ну что я за дура! Здесь же ничего нет. Что я могу найти, что бы помогло мне построить клинику? Ничего!» Она повернулась, решив немедленно вернуться домой, когда ей под ноги попался конверт. Она наклонилась и подобрала его. В конверте было ровно шестьсот эмалгени наличными. Номса огляделась вокруг, ища того, кто обронил конверт. Но никого не было. Она взяла деньги и построила клинику, которую она использует и сейчас, десять лет спустя.

— Предки заботятся обо мне, когда я выполняю их работу, — говорит Номса. — Я больше не тревожусь, если наступают трудные времена. Ведь за эти годы у меня есть множество подтверждений, что если я каждый раз слушаюсь указаний своих предков, все устраивается должным образом. Это справедливо не только для целителей вроде меня, но и для всех людей.

 

 

Заключение. Древнее и современное: встреча традиций

 

Министр здравоохранения Свазиленда доктор Квинг Квинг Дламини получила свое медицинское образование в ЮАР, а затем отправилась изучать здравоохранение в Калифорнийском университете в Беркли. Позднее она специализировалась на управлении и администрации в области общественного здравоохранения. Она проработала в медицине двенадцать лет. Квинг Квинг пользуется большим уважением как в медицинском сообществе, так и среди традиционных целителей. Проницательная и способная к сочувствию, она проводит в жизнь политику, рассчитанную на участие широких масс и, в том числе, традиционных целителей. Ее достижения признаны в общегосударственном масштабе.

Квинг Квинг объясняет:

— Я работаю в сотрудничестве с целителями с 1983 года. Большинство жителей Свазиленда, до восьмидесяти процентов, пользуются услугами традиционных целителей. Для них традиционный целитель это первая точка соприкосновения с системой здравоохранения. Тут нет ничего удивительного, поскольку в Свазиленде примерно 8-10 тысяч традиционных целителей и лишь 137 зарегистрированных врачей. В 1983 году мы видели множество детей, умиравших от поноса. Так было и в традиционном, и в медицинском секторах. Мы решили провести крупную кампанию по введению и поощрению применения пероральных методов борьбы с обезвоживанием (ПТР)[7]для лечения случаев поноса. Мы столкнулись с сопротивлением не только традиционных целителей, но и профессиональных медиков. Многие врачи использовали капельницу, или вводили антибиотики, или применяли другие неэффективные методы лечения.

Мы привыкли думать, что противодействует новшествам только традиционная сторона, но в обоих секторах есть самые разные люди, и сопротивление инициативам сотрудничества и повышения квалификации исходит отовсюду. У нас в Свазиленде есть врачи, которые приехали сюда, открыли практику, но так и не зарегистрировались в министерстве здравоохранения. В профессиональной практике общепринято, приезжая в страну, регистрироваться и предъявлять свой диплом. У нас с этими медиками одни неприятности. Всегда говорят о целителях и колдунах, наносящих вред, но такое случается и в медицинском секторе. Все мы люди. В обоих секторах есть и хорошее, и плохое.

Благодаря целевому финансированию со стороны Агентства международного развития США мы начали проводить встречи с общинами для обсуждения лечения поноса, пытаясь спасти множество жизней, которые уносила эта болезнь. Главным было не судить о других методах лечения, применявшихся в прошлом, а лишь говорить: «Вот нечто новое, и у нас есть неопровержимые доказательства, что оно спасает жизни. Все мы желаем блага нашим пациентам, так попробуйте это». Мы встречались не только с традиционными целителями, но и со всеми общественными деятелями — врачами и медсестрами, вождями племен, сельскими активистами, прошедшими первичную подготовку в области здравоохранения, известными религиозными лидерами, политиками, одним словом, всеми людьми, которые могли поддерживать и поощрять применение метода ПТР. Мы отчаянно пытались снизить уровень смертности.

Сначала мы провели собственное исследование, чтобы составить ясную и точную картину происходящего. Затем мы пришли к выводу, что самым правильным решением проблемы будет просветительская работа. Мы развернули программу обучения и стали обучать сотни людей по всей стране. Эта энергичная кампания дала такие впечатляющие результаты, что мы избрали тот же метод, когда решили приступить к массовой иммунизации (вакцинации) населения в раннем детском возрасте. И снова мы добились существенного улучшения ситуации. После нашей кампании, в 1986 году, который Всемирная организация здравоохранения объявила «Годом вакцинации ради здоровья», доля населения, прошедшего вакцинацию, возросла с тридцати девяти до шестидесяти восьми процентов.

Итак, этот метод сотрудничества с традиционными целителями и другими лидерами общества оказался очень успешным. Такой подход, ориентированный на участие широких масс, мы использовали и в кампании по пропаганде естественного вскармливания, и в программе 1987 года по предотвращению СПИДа. В 1988 году началась кампания по борьбе с острыми инфекционными заболеваниями дыхательных путей, которая позволила заметно сократить количество пациентов, умирающих от воспаления легких. Теперь и целители, и другие люди понимали, насколько важно вовремя доставить человека с высокой температурой, учащенным дыханием и другими подобными симптомами в ближайшую больницу, клинику или еще какое-нибудь медицинское учреждение.

В Свазиленде большинство больных воспалением легких умирают. Целители это знают. Они прошли подготовку и с вниманием отнеслись к этому доступному методу медицинской профилактики. Вот еще один пример того, насколько эффективно могут сотрудничать оба сектора здравоохранения — медицинский и традиционный. Целители с радостью приветствовали метод, который спасет их пациентов. Важность стратегий общественного развития невозможно переоценить. Этот способ работы с целителями и общинами теперь стал нашей стандартной практикой. Стратегия действует, и ее следует сохранить.

В настоящее время мы не даем указаний медицинскому персоналу направлять пациентов к целителям. Нам затруднительно делать это без процесса сертификации и наблюдательного совета по традиционному целительству. Целители же направляют своих пациентов в медицинские учреждения для проверки на наличие ВИЧ, для проведения вакцинации, лечения инфекций верхних дыхательных путей и тому подобного. Наши взаимосвязи с целителями развиваются и растут. Возможно, со временем будет проведена стандартизация целительского сектора и станут возможны официальные направления к ним. Нам нужен официальный орган, через который мы могли бы взаимодействовать с целителями. Сейчас эту роль играет ОТЦ. Они работают рука об руку с нами, помогая обучать целителей и расширять контакты с ними. Лучший совет, который я могла бы дать целителям в Свазиленде, — вступить в ОТЦ, познакомиться с местными врачами и медсестрами, узнать, что они могут предложить, и пройти обучение, которое проводят ОТЦ и министерство здравоохранения.

Эти две системы оказания первичной медицинской помощи различны но они и должны оставаться такими. Например, когда пациенты попадают в государственную больницу, они зачастую уже находятся в крайне тяжелом состоянии. Они уже обращались к целителям и целители уже оказали им всю помощь, какую могли. Теперь им нужны врачи, медсестры, современные западные технологии. Лучше всего, если пациенты сами проявляют благоразумие и решают для себя, когда им идти к традиционному целителю, а когда — воспользоваться услугами профессиональной медицины. Несомненно, существует место и для того, и для другого, и мне кажется, что так всегда будет и должно быть.

 

Доктор Тханди Магдалена Малепе — психолог-клиницист в Свазилендском психиатрическом центре в Манзини. Она получила образование в Венском университете, а затем изучала в Лондоне поведенческие проявления наркотической зависимости. У нее за плечами шестнадцать лет практики. Доктор Малепе уникальна тем, что помимо западного образования она также прошла полный курс обучения и ритуал посвящения традиционного целителя.

Я из народа свази, но выросла в ЮАР, — начинает доктор Малепе. В детстве и юности я никак не соприкасалась с традиционными целителями. Я столкнулась с ними впервые, лишь когда приехала работать в Свазиленд. В Свазиленде очень увлекаются традиционным целительством. С традиционными целителями советуются сам король и королевская семья. На всех королевских ритуалах и церемониях всегда должен присутствовать традиционный целитель. Поэтому и весь народ так сильно верит в традиционных целителей. У них консультируются даже самые образованные специалисты.

Мои пациенты ходят к традиционным целителям. Некоторые из наших больных-хроников через какое-то время устают от наших медикаментов и перестают их принимать. Они обращаются к традиционному целителю. Порой они возвращаются к нам обратно в очень, очень тяжелом состоянии. Они страдают от недоедания и тому подобного. Я хочу избегать таких ситуаций. Главная цель моих встреч с целителями региона — способствовать взаимопониманию и расширять сотрудничество. Мне бы хотелось, чтобы целители лучше отдавали себе отчет, в каких случаях им следует направлять пациентов в больницу, клинику и психиатрический центр. Я стараюсь объяснить им, каковы наша специализация и наши возможности, чтобы мы могли работать вместе на благо наших пациентов.

Вы не сможете эффективно лечить африканских пациентов, если не знакомы с традиционной медициной. Я прошла подготовку традиционного целителя и настоящий ритуал посвящения. Мне хотелось знать, что они делают, как они думают, как они лечат — как всё это работает. Извне невозможно узнать всю правду о традиционных методах целительства. Нужно войти в традицию и научиться их языку. Теперь, когда мой пациент говорит, что хочет обратиться к традиционному целителю, я могу сказать, есть ли в этом необходимость. Я говорю на языке целителей, я использую их терминологию, и пациенты доверяют мне.

Когда мы впервые узнали о СПИДе, я подумала: «У нас пока еще нет наркоманов, которые колются». Но потом я вспомнила традиционных целителей и то, как они используют бритвенные лезвия, чтобы делать надрезы, в которые затем вводят лекарства из трав. Я не рекомендую моим пациентам прекратить традиционное лечение, требующее таких надрезов. Я просто говорю: «Берите с собой свое собственное лезвие, позаботьтесь о том, чтобы лезвие было стерилизовано, использовалось однократно и только для вас». Теперь во многих сельских районах прислушиваются к этому совету и следуют ему на практике. Министерство здравоохранения также сотрудничает с целителями в программе распространения информации о СПИДе, питании, гигиене, планировании семьи, болезнях, передающихся половым путем, и так далее. Правительство говорит: «Дадим целителям все, что им нужно знать, дадим им таблетки от малярии, научим их лечить понос, расскажем о важности детской вакцинации, о преимуществах естественного вскармливания. Важно развеять ореол таинственности, окутывающий как традиционное целительство, так и современную медицину. Люди должны располагать информацией и понимать, какие виды лечения им доступны».

В Африке часты случаи психосоматических заболеваний. Например, у меня был пациент с симптомами инсульта. Он пошел к традиционному целителю, который сказал, что кто-то подсунул вредное снадобье в его машину, прилепил его на ручку дверцы со стороны водительского сиденья. При соприкосновении с этим снадобьем у него отнимались ноги и появлялись другие симптомы инсульта. Каждый раз, касаясь этой ручки, он испытывал нечто вроде удара током. Я посоветовалась с традиционным целителем, который работал с нами много лет. Я сказала этому целителю: «Наше лечение не помогло этому человеку. Сделайте, что можете, мы должны вылечить его». Пройдя курс лечения у этого традиционного целителя, пациент выздоровел и теперь снова может ходить.

А вот еще случай. Один взрослый человек думал, что он родной сын мужчины и женщины, которые его вырастили. Его братья и сестры тоже в это верили. Мать знала, что его отцом на самом деле был другой человек, но решила ему об этом не рассказывать. Однако когда настоящий отец навестил однажды их дом, у этого мужчины (сына) полностью отнялись ноги. Родственники доставили этого парализованного человека ко мне. Он хотел зарезать козу, и мы так и поступили. Я знала, что предписывает традиция. Он верил мне — и через три дня снова встал на ноги. Я понимаю, что делают традиционные целители, и при необходимости могу включать их методы в свою практику.

Традиционный целитель не в такой степени старается добраться до корня проблемы, как мы, западные психотерапевты. Целитель исходит из текущего состояния пациента, вникая в его болезнь лишь настолько, насколько пациент способен это воспринять в данный момент. Он просто дает пациенту какое-нибудь лекарство из трав и говорит, что лечиться следует так-то и так-то. Например, алкоголикам целители говорят: «Я дам тебе этот порошок, но ты не должен прикасаться к выпивке. Порошок ты будешь подмешивать себе в чай». Это может быть всего-навсего какая-нибудь успокаивающая лекарственная трава, но она помогает пациенту, поскольку он верит влечение и не прикасается к алкоголю. Лекарство действует на психическом уровне и помогает ему бросить пить.

В случаях алкогольной зависимости я лечу всю семью. Я иду в семью и даже провожу беседы с общиной. Я объясняю, что человек попал под воздействие алкоголя и что изменения в его поведении — это признаки развивающейся у него болезни. Нельзя считать, что это просто плохой или слабовольный человек. При лечении алкогольной зависимости традиционный целитель проводит определенные ритуалы с пациентом и всей его семьей. Он внушает им, что они никогда не должны принуждать пациента принимать алкоголь даже традиционное или церемониальное пиво. Они должны позволять этому человеку участвовать в церемониях, но при этом пусть он пьет воду, сок или другой безалкогольный напиток. Мне доводилось видеть эту работу. Это — достойный способ лечения.

Мой собственный опыт показывает, что многие алкоголики — в действительности талантливые люди. Зачастую им не уделяли должного внимания в школе и дома. Сейчас мы пытаемся ввести в Свазиленде программу для одаренных детей, чтобы выявлять таких детей и помогать им. Мы хотим развивать их таланты до того, как у них пропадет охота это делать. Генетически они уже предрасположены к алкогольной зависимости. Мы хотим, чтобы у них развивался талант, а не болезнь.

В прошлом медицинское сообщество считало неприемлемым работать с традиционными целителями. Теперь мы поддерживаем с ними связь, посещаем их клиники. Я полагаю, что вновь посвящаемые целители должны получать ориентировку и приглашение от правительства, от министерства здравоохранения. Тогда они будут иметь хотя бы общее представление о нашей совместной деятельности и чувствовать, что в них нуждаются. Быть может, им будет легче завязывать контакты с персоналом местной государственной клиники. Сотрудники клиники, в свою очередь, будут знакомы с программой ориентации и будут готовы работать с традиционными целителями. В них будут видеть важный ресурс. Мы движемся в правильном направлении. Сотрудничество между традиционной и медицинской системами здравоохранения в дальнейшем будет лишь крепнуть и приносить всем нам большую пользу.

 

Доктор Зама Гама из госпиталя имени Рэли Фиткина подходит к своей работе и к целителям с терпением человека, который понимает, как много времени нужно для изменения устоявшихся воззрений. Доктор Гама родился и вырос в Свазиленде, а медицинское образование получил в Кении, в Найроби. Он занимается практической медициной с 1980 года, работая в детском отделении крупной клиники в Манзини — той самой клиники, в которой он родился.

Доктор Гама рассказывает свою историю:

— Моя мать была ревностной христианкой. Мой отец был необразованным, но очень умным человеком, который воспитывался в традиционном стиле и мог видеть проблемы, связанные с традиционным образом жизни. Он решил, что не хочет иметь со всем этим ничего общего. Поэтому я рос, ничего не зная о традиционных методах целительства. Только когда я начал соприкасаться с другими людьми в школе и в университете, я впервые услышал о традиционных целителях. В медицинском колледже я узнал о лекарственных травах и других средствах, используемых в традиционной медицине. В Кении и других африканских государствах созданы научные центры для изучения традиционных лекарств и методов лечения. Это исследовательские организации, где обе стороны — и целители, и практикующие врачи — могут встречаться и работать вместе, могут учиться друг у друга. В этих центрах ученые сумели выделить действующие вещества некоторых лекарственных растений, которые теперь применяются для лечения ряда болезней.

Доказано, что многие травы обладают целебными свойствами, но существуют проблемы, связанные с дозировкой и побочными примесями. Я сталкиваюсь с этими проблемами у своих пациентов. Неопытный целитель может дать пациенту чрезмерную дозу растительного средства. Для каждого растения, содержащего активное действующее вещество, существует предельная доза, которую может переносить организм. Для взрослых эта доза может быть гораздо выше, чем для детей. Но у детей передозировка порой ведет к разрушительным последствиям, вроде почечной недостаточности или гастрита. Мне доводилось видеть необычные нарушения электролитного баланса, с которыми я не сталкивался у других пациентов с теми же заболеваниями. Возможно, пациент принял мути — растительное средство — в неправильной дозе или с побочными примесями. Это вызывает нарушение баланса электролитов.

Обычно меня вызывают к пациенту уже после того, как семья обратилась к традиционному целителю, но его лечение по той или иной причине не принесло облегчения. Подчас я вижу, что симптомы заболевания преувеличены. Ребенок чувствует себя очень плохо, хотя при такой болезни, как у него, состояние должно было быть легче. Я расспрашиваю родителей, и выясняется, что ребенку давали мути. Тогда я понимаю, в чем дело, и могу получить еще больше информации от родителей. Расспросы помогают мне понять, как я могу дополнить традиционное лечение.

Большинство сельских и даже городских женщин, прежде чем прийти сюда, в мой кабинет, посещают традиционного целителя. Мы, профессиональные врачи, знаем, что играем роль запасных. Сперва свазиец идет к традиционному целителю. И только если целитель не может разрешить проблему, пациент обращается за советом к врачу или медсестре. Мы должны учитывать в своей работе эту особенность.

Я посещал семинары Организации традиционных целителей. На этих учебных семинарах членам ОТЦ рассказывали о том, как передается СПИД и каковы методы его предотвращения. Обсуждалась также программа вакцинации в раннем детском возрасте. На одном семинаре целители договорились между собой, что если мать принесет к ним ребенка, они прежде всего будут спрашивать, сделаны ли этому ребенку прививки. И теперь целители, присутствовавшие на том семинаре, всегда просят показать карту прививок. Они могут сказать матери, что ребенку необходимо обновить вакцинацию. Все это положительные результаты просветительской работы ОТЦ. Мои пациенты уже приносили мне карты направлений от традиционных целителей. Таким образом целители предоставляли мне кое-какую информацию для работы. Пациентов направляли вовремя, и все было как следует. Эти карты направлений — очень удачная мысль. Наши две системы здравоохранения могут хорошо работать вместе.

Есть время и место для медицинских методов лечения, а есть — для традиционных. К примеру, традиционные целители очень успешно лечат психические расстройства. Одна из причин — в том, что целители как бы заодно с людьми, которых лечат. Как правило, пациенты им больше доверяют. Большинство традиционных целителей — очень хорошие психиатры. Бросая кости или как-то иначе обращаясь к «предкам», они говорят с пациентом о тех вещах, которые известны и понятны ему. Пациенту это очень удобно. Целитель выявляет и лечит проблему с точки зрения пациента. С другой стороны, врач или медсестра полагаются на научные знания и пытаются анализировать проблему, которая имеет социальную природу, но проявляется в определенных физических симптомах; мы исходим из тех знаний, которыми располагаем, а они нередко затуманивают действительную проблему. Мы делаем определенные допущения, исходя из наблюдаемых симптомов.

Целители ближе к пациентам, чем мы. Если у человека хроническая болезнь, он просто приходит к целителю и живет у него. Знаете, я не думаю, что пустил бы какого-то больного жить у меня дома. А у традиционных целителей пациент становится членом семьи. Это особенно важно для смертельно больных. И для самого пациента, и для его семьи это такое утешение — знать, что кто-то все еще заботится о нем, все еще старается помочь.

Я полагаю, что пока две эти системы медицинской помощи должны оставаться раздельными, но гораздо теснее сотрудничать друг с другом. У нас одна и та же цель, мы должны общаться. Если у нас есть различия а их множество, — то единственный способ предотвратить разногласия — знать, что делает другой. Если вы полагаете, что целитель мешает лечению ваших пациентов, то единственный способ внести ясность в этот вопрос — поговорить с целителем, поскольку пациент все равно не перестанет ходить к нему. Дело врача и целителя — прийти к взаимопониманию и найти способ работать вместе на благо пациента.

Следующие поколения будут гораздо более просвещенными и такое сотрудничество будут развивать. Я поддерживаю научные исследования, которые помогают нам понимать друг друга. В прошлом целители действовали тайно. Теперь они гораздо более открыты, и мы можем учиться друг у друга. Все методы лечения, используемые в профессиональной медицине, известны, и их может применять каждый, кто прошел обучение и имеет диплом. Информация распространяется и доступна всем, изучающим медицину. Так оно и должно быть. Когда-нибудь так будет и с традиционными методами лечения.

 

Зулусский целитель доктор Мнтсхали говорит:

— Я знаю многих целителей, у которых сложились отношения сотрудничества с современными врачами. И хорошие традиционные целители, и хорошие врачи ставят во главу угла пациента. Они видят, какое лечение будет наилучшим — и не важно, окажется ли оно традиционным или медицинским или же будет сочетать в себе элементы того и другого. Они с уважением относятся друг к другу. Мы должны проявлять больше уважения к традиционным методам лечения и распространять знания о них. Мы должны пропагандировать санитарию и гигиену, повышать жизненные стандарты, особенно в сельских районах. Через наши профессиональные целительские организации и государственные отделы здравоохранения мы знакомим целителей с этими стандартами. Наши дети должны понимать, что природная медицина вовсе не «примитивная». Они должны пользоваться преимуществами обеих систем здравоохранения и медицинской помощи.

 

Свазийская целительница Кхумбулиле Мдлули говорит:

— Профессиональная медицина должна более внимательно относиться к работе с целителями, а целители должны при необходимости направлять своих пациентов в медицинские учреждения. Сегодня мы, целители, направляем пациентов в больницы и клиники для лечения холеры, проведения анализов на ВИЧ, вакцинации в раннем детском возрасте и многого, многого другого. Мы изыскиваем и включаем в свою практику все, что дает нам профессиональная медицина. Так было с пероральным методом борьбы с обезвоживанием (ПРТ): благодаря сотрудничеству с клиниками у нас теперь есть готовые к употреблению пакеты ПРТ и мы можем немедленно использовать их для своих пациентов. Из-за засухи многие люди страдают от недоедания и обезвоживания. Прежде у целителя могло не хватить какого-либо компонента смеси для восстановления водного баланса. Теперь она у нас всегда наготове. Кроме того, мы получаем из клиник презервативы, чтобы распространять их среди наших пациентов. Это лишь несколько примеров нашей совместной работы.

Медицинские работники не часто направляют пациентов к традиционным целителям, поскольку они не знают, каковы наши стандарты, не уверены в том, насколько хорошо будут лечить их пациентов. Профессиональная медицина нуждается в большей информации о целителях. Сегодня уже складываются прочные отношения сотрудничества: целители находят определенного врача, а медицинский персонал советуется с местным традиционным целителем. Эти отношения прочны потому, что и врачи, и целители принимают близко к сердцу благополучие пациента. Они ищут наилучшие методы лечения и отмечают, какие методы неизменно оказываются успешными будь то лекарства из трав или синтетические препараты. Но все это требует времени, ресурсов и большей готовности понимать и не осуждать друг друга. У меня огромные надежды на будущее. Наши дети и дети практикующих врачей будут пожинать плоды, выросшие из семян сотрудничества, которые были посеяны два десятилетия назад.

 

Госпожа Йекелеза — свазийская целительница и наставница сангома говорит:

— Тридцать шесть лет назад, когда я только приступала к работе целителя, мы боялись приходить в министерство здравоохранения. Нам не разрешалось посещать своих пациентов в больницах. А сегодня нас приглашают сопровождать наших пациентов в больницу. Сегодня я могу попросить врача оказать специальную услугу — например, сделать анализ крови. Врач согласится и не станет больше ничего предпринимать — просто пошлет пациента ко мне с результатами. Врач может обсудить со мной результаты как коллега с коллегой, но не будет вмешиваться в мое лечение. Вы не можете себе представить, как изменилось все с тех пор, когда я начинала свою практику.

Мы, целители, учимся сотрудничать с профессиональной м


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.