Социальная работа как институт современного общества: цели, задачи и принципы. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Социальная работа как институт современного общества: цели, задачи и принципы.

2022-11-27 108
Социальная работа как институт современного общества: цели, задачи и принципы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Социальная работа, ее содержание, технологии, формы и методы осуществления неотделимы от проблем общественного развития. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений — экономических, социальных, социально-политических, духовно-нравственных и культурных, — она участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность и отдельного человека, и общества в целом. Особенно значима ее роль в поддержании жизненных сил социально ослабленных членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В социальной работе важное значение имеет социальное, психологическое и физиологическое благополучие личности. В связи с этим основные цели социальной работы:

- увеличение степени самостоятельности клиента, раскрытие возможностей и способностей личности наиболее эффективно разрешать жизненные проблемы;

- создание условий, способствующих максимальному проявлению потенциала клиентов и возможности получить все, что им положено по закону;

- адаптация или реадаптация людей в обществе;

- создание условий индивиду, чтобы он мог жить с чувством собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих, несмотря на отклонения в физическом или психическом развитии или жизненный кризис;

- достижение такого результата, когда клиент сможет справляться со своими проблемами самостоятельно и необходимость в помощи социального работника отпадет.

Таким образом, главная цель социальной работы — не только забота о благосостоянии личности, семьи, общины, но и раскрытие их возможностей и способностей к нормальной жизнедеятельности.

Принципы социальной работы – это основные положения, которые лежат в основе социальной работы.

 К принципам социальной работы относятся:

-принцип детерминизма означает, что все социальные явления, процессы и ситуации взаимообусловлены;

организационные принципы:

- управление социальной сферы и социальной работы;

- социально-техническая компетентность;

- контроль и проверка исполнения;

- функциональная определенность;

- единство обязанностей, прав, полномочий и ответственности; социально – политические:

- выбор приоритетных направлений в социальной защите и социальной работе;

- сочетание индивидуальных и общественных интересов;

- единый государственный подход и учет региональных особенностей; законодательное образование социальной защиты населения;

психолого-педагогические:

- индивидуальный подход;

- анализ условий жизнедеятельности индивида;

- адресность социальной защиты и социальной работы; специальные принципы социальной работы:

- принцип универсальности означает помощь нуждающимся, независимо от категории;

- принцип охраняемости социальных прав означает, что оказание помощи клиенту не может быть связано с требованием к нему отказаться от его социальных прав, то есть воздействовать на клиента можно, но требовать нельзя;

- принцип социального реагирования – необходимость принимать меры по выявлению социальной ситуации;

- принцип профилактической направленности – профилактика социальных взрывов, здоровья;

- принцип клиентоцентризма – приоритетность прав клиента во всех случаях, кроме того, когда затрагиваются интересы других, то есть для социальной защиты должны преобладать интересы не общества, а индивида (обеспечить помощь) – означает суверенность и автономность клиента (добровольность);

- принцип самодостаточности означает, что в решении своих проблем, клиент должен сам принимать участие;

- принцип максимизации социальных условий означает, что каждое общество должно выделять максимум ресурсов для социальной защиты населения;

- принцип конфиденциальности означает недоступность огласки секретной информации. Данный принцип нарушается, если этот человек представляет опасность для окружающих;

- принцип толерантности – терпимость к людям независимо от их расовой, национальной, культурной принадлежности;

- принцип всеобщности означает, что на социальную защиту и обслуживание имеют все члены общества;

- принцип доступности – доступность социальных услуг.

 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся социальные работники, которые помогают детям и взрослым преодолевать определенные жизненные трудности.

 

Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен, кто, в силу каких причин и в какой социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер); в какой части право человека оказалось ущемленным.

 

Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.

В период включения ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии – физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов – медицинских работников, психолога, социального педагога и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия.

 

Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1–4 кл.), основного общего (5–9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10–11 кл.). В поле зрения социального работника находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями.

 

Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся, оформление социальных паспортов, формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся.

 

Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен: учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15–19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер – вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым семьям, получающим среднее профессиональное образование.

 

Социальная работа в вузах – еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым семьям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать.

Социальная педагогика - обучение и воспитание детей и взрослых в социуме и для социума.

Социальная педагогика рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.

В социальной педагогике две дополняющих друг друга стратегии: проактивная стратегия достижения (как воспитать людей, которых мы хотим) и реагирующая на проблемы, защитная стратегия избегания (как предотвратить проблемы в естественном процессе воспитания).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.