Каковы причины этого разногласия? — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Каковы причины этого разногласия?

2022-11-27 40
Каковы причины этого разногласия? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек, по своей человеческой природе, отличается от другого человека в своем понимании и возможностях. Поэтому иджтихады и решения находятся в постоянном различии. И самым явным доказательством тому служит разногласие сподвижников, табиинов и табиин-табиинов, а также ученых после них, в понимании и выведении огромного количества шариатских решений, как мы уже привели в начале. Каждый из них имел мнение, противоречащее мнению другого, в одном и том же вопросе, не говоря уже о многочисленности таких вопросов. Действительность всего этого возвращается к некоторым причинам:

Первая причина. Разногласие в чтении. Как, например, разногласие относительно чтения аята об омовении, является ли это мытье или обтирание в отношении стопы. Всевышний Аллах говорит:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ ﴾

«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток» (5:6)

Те, которые приняли как мытье, согласно чтению Нафи, ибн Умара и аль-Кисаий, основывались на том, что слова «и свои ноги» являются возвратными слов Всевышнего Аллаха «и свои лица».

А те, которые приняли как обтирание, согласно чтению Ибн Касира, Абу Амра и Хамзы, основывались на том, что слова «и свои но-ги» являются возвратными слов Всевышнего Аллаха «свои головы».

Аналогичным примером выступают слова Всевышнего Аллаха «иза лаамастум ун-ниса» (если прикоснулись к женщинам). Хамза и аль-Кисаий прочитали этот аят без протяжения буквы «а» после «л», т.е. «иза ламастум», и на этом основывались те, которые сказали, что здесь имеется в виду прикосновение. А Нафи, ибн Касир, ибн Умар, Асим и Абу Амру прочитали это аят с протяжением буквы «а» после «л», т.е. «иза лаамастум», и на этом основывались те, которые сказали, что здесь имеется в виду половое совокупление, вследствие чего и возникло разногласие. И таким образом разногласие чтений явилось одной из причин разногласий. И таких примеров много.[54]

Втораяпричина. Отсутствие знания всех хадисов. Возможно, что какой-нибудь хадис имеется у одного ученого или факиха, но не имеется у другого. Или один сподвижник знал его, а другой не знал и даже не слышал этот хадис. И поэтому он выносит решение на основании хадиса, имеющего смысл противоположенный ему. И нет более явных доказательств этого, чем действия сподвижников (р.а.) ведь они лучше всех из людей знали Посланника Аллаха ().

Например, праведный Абу Бакр (р.а.), когда его спросили о его разногласии в получении бабушкой наследства, где он сказал: «Нет для тебя ничего в книге Аллаха, однако я спрошу людей». И спросил их, и встали аль-Мугира ибн Шуайба и Мухаммад ибн Сальма, и засвидетельствовали о том, что Посланник Аллаха () давал ей шестую часть. Тогда Абу Бакр вывел решение согласно этому.[55]

Таким же примером выступает обтирание хуфаа, т.е. того, что одевают на ноги, как, например носки, масх и т.д. Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) видел, что обтирающий хуфаа может обтирать его, пока не снимет, без всякого ограничения времени, и в этом ему последовала часть предшествующих ученых. В то время до них еще не дошли хадисы, определяющие время, в число которых входит хадис Али и Авна ибн Малика аль-Ашджаий.

От Шурайха ибн Ханий приводится, что он сказал: «Я пришел к Аише, чтобы спросить её об обтирании хуффы, и она ответила мне: «Тебе нужен ибн Абу Мутталиб (т.е. Али), спроси его, ведь он отправлялся в путь вместе с Посланником Аллаха ()». Мы спросили его, и он ответил нам: «Посланник Аллаха () установил три дня и три ночи для путника, и один день и одну ночь для местного жителя».

Третьяпричина. Разногласие в понимании и комментариях текста. Примером тому служит случай относительно Бану Курайза, когда Посланник Аллаха () сказал: «Пусть никто из вас не совершает полуденный намаз, иначе как в селении Бану Курайза». И некоторые поняли, что в буквальном виде не следует совершать намаз, кроме как у Бану Курайза, а другие наоборот, и Посланник Аллаха () одобрил в этом их всех.

Аналогичным примером служит понимание слов Всевышнего Аллаха:

﴿ حَتَّى يُعْطُواْ الْجِزْيَةَ عَن يَدٍ وَهُمْ صَاغِرُونَ

«Пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными» (9:29)

Они разногласили в значении слова «сыгар», означает ли оно унижение или же подчинение законам шариата, а также в слове «руками».[56]

А также в понимании слов Всевышнего Аллаха:

﴿ وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ

«Те, которые собирают золото и серебро» (9:34)

Они разногласили относительно того, в отношении кого это было ниспослано, в отношении обладателей Писания или в отношении мусульман, или же всех вместе.[57]

Они также разногласили в значении слова «каляля» в словах Всевышнего Аллаха:

﴿ رَجُلٌ يُورَثُ كَلاَلَةً

«Если наследник будет каляля» (4:12)

Они также разногласили в значении слова الكنز (откладывания), требуется ли за украшения закят или нет? И множество других разногласий в этой сфере, в предположительном по значению (занний даляля), когда предполагается несколько значений для одного текста.

Четвертая причина. Обширность арабского языка и его смыслов. Как, например наличие иштирак (омонимии), хакика и маджаз (прямого и переносного смысла), мутлак и мукайяд (абсолютный и ограниченный), амм и хасс (обобщенный и обособленный), муфассаль и муджмаль (разъясненный и изложенный).

Приведем несколько примеров из них.

Иштирак.

Например, слово «عين » в арабском языке обозначает несколько смыслов; 1) глаз невольницы; 2) проба золота или серебра; 3) сущность предмета; 4) шпион; 5) глаз, т.е. зрение.

Также слова Всевышнего Аллаха: «ثَلاَثَةَ قُرُوءٍ» (три куру), в данном случае слово «куру» может обозначать либо «очищение», либо «менструальный цикл».

Также слова Всевышнего Аллаха: ﴿ وَاللَّيْلِ ِإذَا عَسْعَسَ ﴾ означают либо «наступать», либо «отступать».

Также в аяте Всевышнего Аллаха: [58]﴿ إِنَّ اللهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَي النَّبي ﴾ слово يُصَلُّون َ, означающее «прощение» и «просить прощенье», невозможно отнести к Всевышнему Аллаху и ангелам одновременно. И поэтому «прощение» относится к Всевышнему Аллаху, а «просить прощенье» – к ангелам.

Хакика и маджаз.

Хакика – это выражение, употребляемое в первоначально установленном для него в языке смысле. Как, например, арабское слово «асад» указывающее на животного хищника (лев).

Маджаз – это выражение, уже не употребляемое в установленном для него в языке смысле, имеющем с ним взаимную связь. Как, например, употребление арабского слова «асад» для обозначения смелого человека (храбреца).

Мутлак и мукайяд.

Мутлак – это выражение, указывающее на распространенный в своем роде смысл. Как, например, в словах Всевышнего Аллаха:

﴿ وَ الَّذِينَ يُظَاهِرُونَ مِنْ نِّسَائِهِمْ ثُمَّ يَعُودُونَ لِماَ قَالوا فَتَحْرِيرُ رَّقَبَةِ ﴾

«Те, которые своих жен называют хребтом матерей, и потом возвращаются к тому, что сказали, – освобождение раба» (58:3)

здесьслово «раб» общее, т.е. любой раб.

Мукайяд – это выражение, указывающее на определенный смысл. Как, например, в словах Всевышнего Аллаха:

﴿ فَتَرِيرُ رَقَبَةٍ مُؤْمِنَةٍ وَ مَنْ قَتَلَ مُؤْمِناً خَطَاً ﴾

«А кто убьет верующего по ошибке, то – освобождение верующего раба» (4:92)

здесь слово «раб» ограниченное, т.е. только верующий раб.

Амм и хасс.

Амм – это выражение, указывающее на два или несколько значений. Как, например, арабское слово «хайван» (одушевленное творение) включает в себя как человека, так и животное. Или, например, в словах Всевышнего Аллаха:

﴿ يُوصِيكُمُ اللهُ فِي أَوْلادِكُم ْ ﴾

«Завещает вам Аллах относительно ваших детей» (4:11)

В данном аяте слово «дети» охватывает как сыновей, так и дочерей.

Хасс – это исключение (отделение) какой-то части содержания выражения. И оно встречается в обращении, воплощающем в себе смысл всеохватывающего, т.е. смысл обобщения, поэтому называют его обособлением обобщения. Примером этому можно привести слова Посланника Аллаха (), являющиеся обособлением предшествующему аяту: «Мы – род пророков, не оставляем наследства, а то, что оставляем после себя – милостыня», а также его слова «Убийца не получает наследства», и «Кафир не получает наследства».

Муджмаль и муфассаль.

Муджмаль – это то, из чего можно понять несколько вещей, где не имеется между ними никакого предпочтения. Как, например, в словах Всевышнего Аллаха:

﴿ أَوْ يَعْفُوَ الَّذي بِيَدِهِ عُقْدةُ النِّكَاحِ

«или не откажется тот, в чьей руке брачные узы» (2:237)

можно понять, что он либо супруг, либо опекун.

Муфассаль (также муфассар) – это извлечение чего-либо из разновидностей, к наилучшему разъяснению. Примером этому могут послужить слова Всевышнего Аллаха «أ َقِيمُوا الصَّلاَةَ» (совершайте намаз), и это муджмаль (изложенное), а слова Посланника Аллаха (): «Совершайте намаз так, как видели меня совершающим его» служат пояснением и толкованием вышеприведенному изложенному приказу Всевышнего Аллаха.

Для тех, кто желает приумножить свои познания в подобных тематиках, тому следует обратиться к книгам по науке усуль аль-фикх.[59]

Пятая причина. Отсутствие открытого текста на определенный вопрос, и единственный путь – это иджтихад. Это отчетливо видно среди ученых факихов и живших до них сподвижников. Множество новых событий, происходивших или случающихся ежедневно среди индивидуумов уммы, относительно которых нет открытых текстов в Коране или Сунне, что требует выведение решения для них. И непосредственно это является деятельностью муджтахидов. Поэтому, это служит одной из множества причин разногласия. Примером тому можно привести следующие решения.

Решение относительно наследства: наследование дедом вместе с братьями, о котором уже было упомянуто нами при рассмотрении разногласий сподвижников.

Решение относительно убийства, совершенного группой людей. Нигде не приводится, что Посланник Аллаха () приказал казнить группу, совершившую убийство вместе. Но во время Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) произошел случай с некой женщиной, которая находилась без мужа с остававшимся в её доме не её сыном. Тогда эта женщина завела себе любовника, и сказала ему убить этого мальчика, ибо он выдаст их. Он отказался выполнить её требования, но она перестала подпускать его к себе. И таким образом она подчинила его себе. И этот мужчина вместе с другим мужчиной, и с этой женщиной сговорились убить этого мальчика, и убили его. Но их дело было обнаружено и направлено Умару (р.а.). И Умар приказал казнить их всех, сказав свою известную фразу: «Если бы все жители Сунъа соучаствовали бы в убийстве, я бы казнил их всех». С его мнением согласились Али, Мугира, ибн Аббас и некоторые из числа табиин, такие как, Саид ибн Мусайяб, Шафиий, аль-Авзаий и другие, а не согласился с ним ибн Зубайр, определив им искупление. Об этом утверждает исламский ученый аз-Захрий.[60]

Шестая причина. Сомнение в подтверждении хадиса. Сподвижники (р.а.) не спешили к выполнению действия, согласно тому, что передается из хадиса, сразу после того, как услышали его, напротив, они удостоверялись в передаче, боясь проникновения вымысла или ошибочности в отношении передатчика. И когда удостоверялись в его достоверности, поступали согласно ему. А в обратном случае, воздерживались от действия, или поступали согласно тому, что определяли предпочтительным из других шариатских доказательств. Так происходило среди сподвижников, а что касается нашего времени, то на сегодняшний день собрано множество собраний относительно измышленных хадисов, не являющихся словами Посланника Аллаха (), которые внедрены в среду мусульман. Поэтому, для нас очень важна достоверность и подтверждение каждого хадиса, приводимого нам. Поэтому один определенный хадис может быть у одного ученого или факиха достоверным, а у другого слабым, или может быть у какого-то ученого измышленным, а у другого хорошим, а у третьего просто слабым. И все это в зависимости от метода ученого в принятии и отвержении хадиса.

Например, возьмем хадисмурсаль. Ученые науки о хадисах, усуль аль-фикха и факихи из числа имамов этой благородной уммы, разошлись в применении хадиса мурсаль в качестве доказательства. Некоторые из них приводят его в качестве доказательства и считают его доводом. А некоторые не принимают его как доказательство, и считают его оборванным хадисом.

Хадис мурсаль – это хадис, в передаче которого не упоминается имя сподвижника. Как, например, если табиин, такой как Саид ибн Джубайр, например, говорит, что Посланник Аллаха () сказал что-то, или сделал что-либо, или кто-то сделал в его присутствии что-либо, т.е. это то, что приводит табиин от Посланника Аллаха (), без упоминания сподвижника. И здесь нет разницы между табиинами, ибо они известны как табиины.[61]

В книге «Шарх-уль-варакат»[62] пишется: «Хадис мурсаль – это хадис, передача которого не соединена между собой, таким образом, что отсутствует указание некоторых его передатчиков. И если в подобных хадисах отсутствует передатчик, помимо поколения сподвижников (р.а.), то он не является доводом, из-за допустимости того, что отсутствующий может быть ненадежным. А хадисы мурсаль, передаваемые табиином Саидом ибн аль-Мусайабом (р.а.), в которых отсутствует упоминание сподвижника, напротив, передаются сразу от Посланника Аллаха (), то они являются доводом, ибо они прошли усиленный контроль, т.е. их изучали и нашли их цепочку передачи, т.е. они передавались ему сподвижником, о котором он умолчал при передаче от Посланника Аллаха (). И этот сподвижник, в основном, его тесть, т.е. Абу Хурайра (р.а.). А что касается хадисовмурсаль сподвижников, передаваемых сподвижником от другого сподвижника, а тот от Посланника Аллаха (), и затем при его передаче пропускается имя второго сподвижника, то эти хадисы являются доводом, ибо все сподвижники считаются справедливыми.

Из тех, которые приняли хадис мурсальв качестве довода, были имам Малик, Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, аль-Амидий и большинство мутазилитов. А имам Шафиий и аль-Кадий принимают из них только хадисы мурсаль, передаваемые Саидом ибн аль-Мусайабом.[63]

Причиной непринятия хадиса мурсаль некоторыми, послужило наличие в нем недостатка. Это удаление неизвестного его передатчика, который может быть ненадежный, а может быть, что его передает определенный табиин, от табиина, от неизвестного человека, которым может быть некий араб, назвавший себя сподвижником Посланника Аллаха (), а вовсе не известный сподвижник. Таким образом, в передаче учитывается доверие (сика) и достоверность (йакын). Поэтому неизвестный не может быть доводом.

Но те, которые принимают мурсаль в качестве довода, они опровергают этот дефект. Ибо он не соответствует хадису мурсаль, так как отсутствующий передатчик – это сподвижник. И даже если он является неизвестным, как личность, однако он известен как сподвижник. А все сподвижники справедливые, и никто из них не может быть под подозрением, напротив, каждый из них подлинно достоверный.

Например, возьмем хадис Муаза (р.а.). Текст этого хадиса таков «От Шуба: «Рассказал мне Абу Авн от аль-Хариса ибн Амра, тот от людей из друзей Муаза, они от Муаза, что Посланник Аллаха (), когда отправлял его в Йемен, сказал:

«Что ты будешь делать, если тебе придется судить?»

«Буду судить по Книге Аллаха».

«А если не будет в Книге Аллаха?»

«Тогда по Сунне Посланника Аллаха».

«А если не будет в Сунне?»

«Буду делать иджтихад по своему мнению, без упущения».

Затем сказал, что Посланник Аллаха (), постучав его по груди, сказал: «Хвала Аллаху, который содействовал посланцу Посланника Аллаха в том, чем доволен Посланник Аллаха».

Этот хадис приводят в качестве доказательства и признают его, как довод лишь те, которые принимают хадис мурсаль, и все, утверждающие кыяс (суждение по аналогии), потому что его действительность касается кыяса и иджтихада. Такой хадис, несмотря на то, что он мурсаль, умма воспринял таким принятием, что пока он приводится в таком виде, он является доводом. Потому что справедливый (адль) и доверенный (сика), уверенно говорит, что Посланник Аллаха () сказал то-то. И согласно его видимой действительности, он не дозволяет этого, кроме как, зная или, по всей вероятности, зная о том, что Посланник Аллаха () сказал это. И если он предполагал бы, по всей вероятности, или сомневался бы в нем, то не допустил бы того, чтобы уверенно передавать ему свою религию, из-за того, что в нем содержится ложь и мошенничество в отношении тех, кому он должен ее передать. И это уже говорит о том, что передатчик являющийся табиином или табиин-табиином, он, конечно же, справедливый. Ведь Посланник Аллаха () сказал: «Наилучший век – это мой век, затем тот, который последует за ним, затем тот, который последует за ним, а потом распространится ложь». Следовательно, Посланник Аллаха () восхваляет табиинов и табиин-табиинов, указывая на то, что клевета и ложь распространятся после них, но не в их эпоху.

Седьмая причина. Противоречивость доказательств. Например, приводится текст, утверждающий запрет на лечение при помощи наджаса[64] и тем, что запрещено, как это приводится в хадисе: «Нет лечения наджасом», и здесь же приводится другой текст, противоречащий этому, дозволяющий лечение наджасом или тем, что запрещено. Как, например, разрешение носить шелковую одежду Абдуррахману ибн Ауф для лечения чесотки, постигшей его. Или хадис «Все то, что выдублено орудием, станет чистым» противоречит хадису «Не пользуйтесь мертвечиной, ни выдублением и ни в качестве одежды». Или хадис «Паломник не женится, и паломница не выходит за муж» противоречит тому, что Посланник Аллаха () женился на Маймуне, являясь паломником. Или хадис «Кто дотронулся до своего полового органа, пусть берет омовение» противоречит словам Посланника Аллаха () в ответ человеку, спросившему у него о том, кто дотронулся при намазе до своего полового органа: «Это всего лишь часть твоего тела». Также хадис «Я не пожимаю руки женщинам, мое слово одной женщине, как мое слово ста женщинам» противоречит хадису Умму Атыйя о присяге, где она говорит: «Одна женщина из нас забрала свою руку», – что указывает на то, что она протянула свою руку, чтобы дать присягу, которая заключается рукопожатием. Также хадисы «Мы не обращаемся за помощью к многобожникам» или «Мы не освещаемся огнем многобожников» противоречат хадису «В будущем вы будете заключать мирный договор с римлянами и совместно воевать с врагом», и с тем, как Посланник Аллаха () принял помощь Кузьмана, сказав: «Поистине Аллах поможет этой религии посредством нечестивого человека».

Таким образом, все тексты, которые выражаются противоречивыми друг другу смыслами, в зависимости от существующего в них расхождения, послужили причиной разногласия. Ученые в этом вопросе разделились на несколько мнений. Некоторые считают эту взаимную противоречивость насхом (отмена последним текстом, предшествующего текста), некоторые считают это тахсисом (обособлением), тафсилем (подробным пояснением) и т.д. И так каждый факих обращается к тому, что он видит предпочтительным, согласно своему знанию в этой сфере, и каждый из них имеет свое доказательство, что в результате привело к неизбежному разногласию.

Табанний и таклид

(принятие определенного мнения и следование)

Из всего вышеупомянутого нами относительно данного вопроса, определяется то, что исламская умма разногласит между собой в ответвлениях религии, а отнюдь не в её основах. Но следует обратить внимание на то, что даже если возникнут несколько мнений ученых относительно одного вопроса, решение Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик, относительно одного вопроса в отношении одной личности не многочисленное, а напротив, остается всегда одним, либо халял (дозволенное), либо харам (запрещенное).

А что касается того, чтобы в отношении одной личности решение одновременно было и халялом и харамом, то это недопустимо и запрещено. Поэтому ему следует принять одно решение и одно мнение, для выполнения поступка, в соответствии с ним. Ибо мусульманину надлежит ограничиться шариатским решением и выполнять свои поступки согласно ему. Всевышний Аллах говорит:

﴿ فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا ﴾

«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью» (4:65)

﴿ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ﴾

«Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его Посланник дело, выбора в их деле» (33:36)

Посланник Аллаха () сказал: «И не уверует никто из вас, пока его желания не будут соответствовать тому, что я принес».

И из этих текстов извлекается шариатское правило, гласящее: «в основе поступков лежит ограничение шариатским решением». Поэтому для мусульманина является обязательным принятие определенного шариатского решения, относительно одного вопроса, и выполнение действий в соответствии с ним.

И поэтому мы взялись разъяснить этот вопрос, с той целью, чтобы облегчить людям познание того, что собой представляет разногласие или расхождение, а также познание мнений ученых в отношении разногласия и вопросов, в которых они разногласили. И чтобы после этого каждый смог принять одно мнение в одном вопросе из множества мнений ученых, чтобы в отношении него оно стало решением Аллаха.

Множество рассмотренных нами мнений имеют расхождение, которые мы в дальнейшем опубликуем. И мы поясним, что это в действительности так. И каждому из нас надлежит принять мнение, согласно которому он будет действовать, ибо ему приказано следовать шариату. Все это в том случае, если он не является муджтахидом, ибо муджтахид, достигший степени, когда он способен совершать иджтихад, может привести третье мнение, которое будет решением Аллаха в отношении него.

А что касается мукаллида, то поскольку он не может выполнить иджтихад, то ему дозволяется следовать одному мнению в одном вопросе из множества мнений факихов, которым он доверяет, даже не учитывая то, что среди факихов таклид (следование) считается непохвальным делом, так как иджтихад предпочтительней, чем таклид. Но поскольку исламская умма слаба в понимании Ислама, и слаба в выведении и извлечении из него решений, как дело обстоит в наши дни, то основной части уммы ничего не остается, кроме как следовать какому-нибудь мнению. Ибо они утратили способность к иджтихаду и знание о нем. Также общеизвестным является то, что иджтихад – это коллективная обязанность, а не индивидуальная. Поэтому, если среди мусульман появится муджтахид и вместе с ним осуществится достаточность, то на остальной части уммы не будет греха, что говорит о дозволенности таклида.

 


[1] Табиин-табиины – последователи табиинов.

[2] См. книги по усуль аль-фикх.

[3] Хадис мутаватир – хадис, переданный методом таватур.

[4] Фикх – мусульманское право.

[5] Таватур – это численность придания, которая исключает возможность сговора во лжи или в убавлении и добавлении.

[6] См. книгу «Фатх-уль-кадир», автор аль-Камаль ибн аль-Хамам, или «Шарх-уль-иная аля аль-бидая», том I, а также смотри в книге «Иршад-уль-фухуль», автор Шавканий.

[7] См. книгу «Шахсият-уль-ислямийя», автор Такийюддин Набханий.

[8] Ихтиляф – разногласие, различие во взглядах.

[9] См. книгу «Рисаля», автор имам Шафиий.

[10] См. работы имама Харамайний в пояснении писаний аль-Джумний.

[11] См. его книгу «Джамиу баян-уль-ильми».

[12] См его книгу «Ахкам-уль-Куръан», том I.

[13] См. книгу «Аль-ахкам фи усуль аль-ахкам», автор аль-Амидий, том II, глава разногласие в суждении по аналогии.

[14] См. книгу «Ат-табсира фи ильми усул-уль-фикх», автор Ширазий.

[15] Имам Абу Мухаммад Абдуллах ибн Муслим ибн Кутайба в своей книге «Таьвиль фи мухталяфи аль-хадис».

[16] Это ученые третьего века, смотри прежний источник.

[17] Имам аль-Газалий в своей книге «Аль-мустасфий фи ильми аль-усуль», том II.

[18] См. его книгу «Накд-уль-мантык».

[19] См. книгу «Ас-сайлю аль-джирар аль-мутадаффик аля хадаик аль-азхар», том I, а также и «Иршад аль-фухуль иля тахкик ильм аль-усуль».

[20] См. вышестоящий источник.

[21] См. книгу «Иршад аль-фухуль иля тахкик ильм аль-усуль».

[22] См. его книгу «Маджмуа ар-расаиль».

[23] См. его книгу «Шахсият-уль-ислямийя» (Исламская личность), том I.

[24] См. его книгу «Сыфату салят-ин-набий» (Качества намаза Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)).

[25] Решение шариата, выведенное неким муджтахидом или самим собой, которое приводит муфтий.

[26] См. книгу «Аль-мувафакат», автор Шатибий, том IV, а также книгу «Аль-факих и аль-мутафакких», автор аль-Багдадий.

[27] См. книгу «Аль-мувафакат», автор Шатибий, том IV.

[28] См. книгу «Аль-факих и аль-мутафакких», автор аль-Багдадий.

[29] См. книгу «Джамии аль-ильм», автор ибн Абд аль-Барр.

[30] См. его книгу «Аль-факих ва аль-мутафакких».

[31] См. его толкование Корана.

[32] См. «Сира ибн Хишам», том I, а также другие источники биографии Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).

[33] См. книгу «Аль-авасим мин аль-кавасим», автор Абу Бакр ибн аль-Арабий.

[34] См. книгу «Аль-бидая ва ан-нахая», автор ибн Кассир, а также книгу «Исламская личность», автор Такийюддин Набханий.

[35] Каляля – 1) умерший человек, не оставивший после себя ни сына, ни отца; 2) наследник, не являющийся для покойного ни сыном, ни отцом.

[36] См. тафсир Куртубий, и книгу «Асар-уль-ихтиляф фи аль-каваид аль-усулия» (воздействия разногласия на правила усуль), автор Мустафа аль-Хан.

[37] См. «Хирадж», автор ибн Юсуф.

[38] См. книги исламской юриспруденции (фикха), «Илям ал-муваккиин», тафсир Куртубий и книгу начало муджтахида (Бидаят-уль-муджтахид).

[39] См сборник разъяснения знания и его предпочтительности, автор ибн Абд аль-Бар.

[40] См. тафсир Куртубий и признанные книги по фикху.

[41] тот же источник.

[42] Хариджиты – первое течение в Исламе.

[43] Истихсан – шариатское правило в усуль-фикхе.

[44] См. книгу «Рисаля» автор имам Шафиий.

[45] См. книгу «Аль-ахкам фи усуль аль-ахкам», том II, автор ибн Хазм.

[46] См. книгу «Рисала».

[47] См. книгу «Аиммат-уль-фикх ат-тисъа» (девять ученых фикха), автор Шаркавий.

[48] См. книгу «Аиммат-уль-фикх ат-тисъа».

[49] См. книгу «Аиммат-уль-фикх ат-тисъа».

[50] См. тафсир «Мафатих-уль-гайб», автор аль-Фахру ар-Разий.

[51] См. книгу «Ахкам-уль-куръан», том I, автор Абу Бакр ибн аль-Арабий.

[52] См. книгу «Аиммат-уль-фикхи ат-тисъа», автор Шаркавий.

[53] Идда – юр.-богосл. период, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж.

[54] См. признанные книги тафсиры и книги чтений.

[55] См. книгу «Аль-ихкам фи усуль-уль-ахкам», том I, автор ибн аль-Хазм.

[56] См. книгу «Аль-ихкам фи усуль-уль-ахкам», том I, автор ибн аль-Хазм.

[57] См. книгу «Аль-ихкам фи усуль-уль-ахкам».

[58] Сура «Cонмы», аят 56.

[59] «Ар-рисаля», автор имам Шафиий.

«Аль-бурхан» и «Аль-варакат», автор имам аль-Джувайний.

«Аль-мустасфа», автор имам аль-Газалий.

«Ат-табсира», автор Ширазий.

«Аль-ихкам фи усул-иль-ахкам», автор ибн Хазм.

«Аль-ихкам фи усул-иль-ахкам», автор аль-Амидий.

«Нихаят-ус-суаль», автор аль-Байдавий.

«Иршад-уль-фухуль», автор Шавканий.

«Шахсият-уль-ислямийя», том III? автор Такийюддин Набханий. И множество других книг по этой исламской науке.

[60] См. книгу «Асар аль-ихтиляф фи аль-каваид аль-усулия» автор аз-Захрий, также «Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-макасид», том II, автор ибн Ружд аль-Куртубий, также «Мугний» и «Шарх-уль-кабир», седьмая часть автор ибн Кудама.

[61] См. книгу «Шахсият-уль-исламия», том I, автор Такийюддин Набханий, или «Аль-маджмуа», том I, автор имам ан-Нававий и другие книги факихов.

[62] Автор книги ал-Джувейни имам Харамейни.

[63] См. книгу «Аль-мустасфа», том I, автор имам аль-Газалий, также «Иршад-уль-фухуль», автор Шавканий, также книгу «Аль-ихкам фи усуль аль-ахкам», том I, автор аль-Амидий.

[64] Наджас – нечистоты, скверна.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.