Красоты и человеческого братства — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Красоты и человеческого братства

2022-11-27 31
Красоты и человеческого братства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВойтмилРабадан

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Статус программы, направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочная мастерская «Кудесники» - театр кукол» художественной направленности реализуется в детском объединении сказочная мастерская «Кудесники» с 1995 года, утверждена в статусе авторской в 2006г. (II место регионального этапа VII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей). Авторская ОП «Сказочная мастерская «Кудесники» театр кукол» легла в основу методического пособия «Кукольный театр. Программа. Рекомендации. Мини-спектакли. Пьесы. 1-9 классы /авт.-сост. А.Д. Крутенкова. Волгоград: «Учитель», 2009. – 200 с./ и широко используется педагогами дополнительного образования и учителями начальной школы от Калининграда до Владивостока.

Ежегодно происходит корректировка программы в связи с изменениями в образовательном процессе: состав участников, технические возможности, социальные партнёры коллектива и т.д.

Уникальный театр кукол «Сказочная мастерская «Кудесники» занимает значимое звено в развитии и популяризации театральной деятельности в Молчановском районе. Коллектив Сказочная мастерская «Кудесники» внесён в сборник «Золотые страницы истории дополнительного образования Томской области». За годы работы театра по программе «Сказочная мастерская «Кудесники» - театр кукол» коллективу трижды присваивается звание «Образцовый детский коллектив»: 2006-2010, 2012-2016 и 2020-2025 годы.

1.2 Значение театра кукол в становлении личности ребёнка

Театр кукол играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Театр кукол — это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы, куклы. Он располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным и быть непохожими на отрицательных героев.

Театр кукол — это особая психологически комфортная атмосфера, где обучающиеся чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, а процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Игра – основной вид деятельности учащихся начального звена, где развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. Вот у него получился этюд с куклой, следующая ступенька – маленькая сценка. Вот он уже пробует свои возможности на публике, совсем забывая о её присутствии. Возникает первая победа, радость, что он может сам делать интересные постановки и у него формируется устойчивое отношение к театру. Вот он уже перестаёт бояться публики, учителей на уроках, и превращается в прекрасного оратора, владеющего телом, мимикой.

Кукольный театр – стартовая дорожка для успешных учащихся. Сами того не понимая, они становятся раскрепощенными, уверенными в себе, и пусть у них потом изменится интерес, и редко кто из них будет актёром, но они живут увлекательной интересной жизнью. Проходит время, и ученик начинает мыслить, думать, предлагать свои идеи.

Кукольный театр будет жить вечно, развиваясь, совершенствуясь, и не зря на экранах телевизора мы всё чаще и чаще видим передачи с участием кукол, и это не случайно – ведь кукла может творить чудеса, делать то, что не может делать человек.

Кукла сохраняет мир детства. Дети, как и все мы, устали от насилия на экранах телевизоров, им хочется жить весело, непосредственно, общаться с друзьями. Это они и находят в нашем театре кукол - «Кудесники», в их сердцах горит огонь чистой любви, они учатся общаться, уважать друг друга, заботиться о малышах

1.3. Актуальность и новизна

Актуальность и новизна программы заключается в развитии творческого потенциала ребенка через возможность создание эксклюзивных вариантов авторских сценариев спектаклей в коллективном творчестве. Каждый новый спектакль — это новый проект, где необходимо предусмотреть возраст участников постановки, технические возможности, использование кукол и костюмов, продумывании «живых» или статичных декораций. Дети учатся слышать и уважать мнение каждого ребёнка, договариваться между собой, распределять обязанности, принимать ответственность за порученное дело на себя, самостоятельно искать литературу, аудио и видео на заданную тему в сети интернет, и, методом экспликации отбирать лучший материал для постановки спектакля. Программа является актуальной и высоковостребованной всем участникам образовательных событий: детям и их родителям, интересной конечным результатом социальным партнёрам (школам и детским садам с. Молчанова и Молчановского района, Тунгусскому детскому дому-интернату, Наргинскому дому престарелых, и др.).

1.4 Отличительные особенности программы

Отличительные особенности программы заключаются в предоставлении большой самостоятельности ребёнку начиная с первого года обучения, а также в изучении и применении большого спектра театральных средств для постановки спектаклей, и соизмерением их с возможностями коллектива, воплощением задуманного в жизнь.

1.5 Цель и задачи программы

Цель: создание условий для формирования навыков сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации, самореализации через занятия театром кукол, постановку спектаклей.

    Учебные разделы программы: сценическая речь, театральная игра, ритмопластика, кукловождение, работа над спектаклем, культура общения, формирование коллектива.

ЗАДАЧИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

разделы 1 -2 год обучения 3-5 год обучения
1. Сценическая речь - развивать звуковую культуру речи при работе над сценическим образом;  - обогащать словарный запас;  - воспитывать культуру речевого общения - развивать речевую характеристику образа героя; - создать образ персонажа на сцене;  
2. Театральная игра - формировать сценическое оправдание нафантазированным ситуациям; - формировать умение свободно чувствовать себя на сцене; - учить находить выход из незапланированных ситуаций; - довести до совершенства основной закон актёрского мастерства: увидел, оценил, действую.
3. Ритмопластика - освоить основной композиционный закон движения: фиксация - откат - посыл;    - формировать способность к пластической импровизации;
4. Кукловождение - развивать устойчивые знания, умения и навыки при работе с куклой; -создать единый образ на сцене «актер-кукла». анализ пьесы; - развивать полученные знания, умения и навыки работы с куклой на уровень самостоятельного творчества;
5. Работа над спектаклем - знать назначение героя пьесы, его характер: герой, антагонист, соратник, объект; - развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми; - формировать культуру поведения во время выступлений, в общественных местах; - создавать спектакли, продолжительность 10 минут; -усвоить основную конструкцию спектакля: завязка - кульминация – развязка, экспозиция, эпилог; - создавать спектакли продолжительностью: 3 год обуч. – 15-25 мин 4 год обуч. – 25-35 мин 5 год обуч. – 35-45 мин (авторский сценарий)
6. Культура общения -совершенствовать навыки толерантного общения; - развивать адекватную оценку деятельности других воспитанников, собственную самооценку. - совершенствовать личные качества: самопознание, самореализация, самопрезентация
7. Формирование коллектива - создать условия для естественного рождения коллектива из группы единомышленников, учитывая личные качества воспитанников;  -формировать понимание «Театр — искусство коллективное». - развивать позитивное взаимодействие детей в коллективе; - формировать внутри коллективные отношения.

 

Учебные разделы программы тесно переплетаются между собой, и задачи, поставленные по сценической речи, театральной игре, ритмопластики, кукловождению, работе над спектаклем, культуре общения, формированию коллектива отрабатываются фактически на каждом занятии.

1.6 Нормативная база.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочная мастерская «Кудесники – театр кукол» художественной направленности составлена в соответствии:

• Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (ред. от 02.07.2021)

•Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196);

• Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

•Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации»);

• Национальные проекты. Направление

«Человеческий капитал» (утв. Советом при президенте РФ по стратегическому развитию и нац. проектам 03.09.2018. пр.№3 правительственной комиссии от 05.09.2018г.) «Образование» (01.01.2019. -31.12.2024г.), федеральных проектах «Успех каждого ребенка», «Билет в будущее», «Цифровая образовательная среда».

• Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

• Нормативы СанПиН СП 2.4.3648-20

•Устав МБОУ ДО «ДДТ» с. Молчанова от 29.12.2015 г.:

§ Положение об организации и проведении аттестации учащихся, Пр.№ 85 от 11.09.2014г.

§ Правила приема учащихся в МБОУ ДО "ДДТ" с. Молчанова, Пр.№14 от 20.01.2016 г.

§ Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся, 29.05.2015 г.

Данная программа разработана на основе:

•   Программы общеобразовательных учреждений. Театр I-XI классы. М. Просвещение, 1995;

•   Чурилова Э.Г. Методика и организация театральных занятий младших школьников. М.: Владос, 2003.

1.7 Адресат программы

Адресат программы: дети младшего и среднего школьного возраста 7-14 лет, без предварительного отбора. Обучение осуществляется по индивидуальному выбору ребёнком и его родителями. Состав групп постоянный, количество обучающихся в группах 10-12 человек, возраст участников одной группы одинаковый, т.к. группы формируются по потокам: первый год обучения – первые классы, второй год обучения – вторые классы и т.д. Возможны варианты нескольких групп одного потока: всё зависит от набора первого года обучения. При желании, любой ребёнок может спокойно влиться в коллектив в течении учебного года, в любую группу, т.к. о работе театра школьники знают не понаслышке, а видят выступления своих же ровесников систематически, начиная с детского сада. В свою очередь, юные кудесники с лёгкостью предложат интересное дело «новичку».

Воспитательно-образовательная деятельность Образцового детского коллектива комплексный и творческий процесс, направленный на обеспечение обогащенного развития, коррекции и оздоровления детей.

В коллектив принимаются все желающие, без предварительного отбора. Заполнение и ведение «Социального паспорта» детского объединения позволяет хорошо изучать состав семьи, учитывать детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, иметь полное представление о состоянии здоровья детей.

Дети с ОВЗ занимаются в основных группах, и чувствуют себя успешными, раскрепощёнными, востребованными, так как в самой театральной педагогике заложен огромный потенциал здоровьесберегающих технологий, которые позволяют каждому ребёнку быть в центре внимания.

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе осуществляется в комплексе: школа – дополнительное образование – семья. Родительская общественность, органы местного самоуправления, педагогическое сообщество – важные значимые звенья в обеспечении качества образования. Социальными партнёрами в воспитании и развитии учащихся стали местные сообщества: Ателье ООО «Свема», МУК «Молчановская Межпоселенческая централизованная библиотечная система», МУК «Молчановский Методический Центр народного творчества и Досуга», ОГУ «Тунгусовский детский дом-интернат», Наргинский дом престарелых, районная газета «Знамя» и педагогические сообщества: МБОУ «МСОШ №1» и МАОУ «МСОШ№2», МБОУ «Детский сад «Ромашка», МБОУ «Детский сад «Улыбка», МБОУ «Детский сад «Родничок».

1.8 Формы обучения, режим занятий

Формы работы: коллективная и индивидуальная.

В программу входят занятия практического и теоретического плана, с преобладанием практической деятельности.

Программа рассчитана на 5 лет обучения детей школьного возраста от 7 до 14 лет, без предварительного отбора.

Общение с детьми организованно на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения.

В 2022-2023 уч. году по программе обучается 5 учащихся с ЗПР, в основных группах, т.к. они способны на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, хотя и отмечаются нарушения внимания, речи, восприятия познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленной деятельности. Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся построено на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.

Год обучения ЗПР, кол-во учащихся
1 г. об, 1 кл 1
2 г. об., 2 кл 2
4 г. об., 4 кл 1
5 г. об., 5 кл 1

 

Общение с детьми организованно на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения.

Праздничные дни в 2021-2022 уч. году: 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая. Согласно календарно-тематическому планированию, общее количество часов в год распределилось следующим образом: 1 г. обуч. – 67 (занятия начались с 15.09.2022г.), 2 г. об. - 70, 4 г. об.-70, 5 г. об (5-7 кл)-72.

Режим занятий

Год обучения Кол-во часов в неделю Продолжительность занятий (мин.) периодичность занятий в неделю кол-во групп кол-во часов в год
1 2 40 2 1 67
2 2 45 2 1 70
4 2 45 2 1 70
5 2 45 2 1 72

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.