Кафедра истории и теории музыки ЧГИКИ — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кафедра истории и теории музыки ЧГИКИ

2022-11-27 46
Кафедра истории и теории музыки ЧГИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра истории и теории музыки ЧГИКИ

Лекция-конспект по анализу музыкальных форм

 для студентов Консерваторского факультета

Преподаватель: Черевань Светлана Владимировна

Тема: ПЕРИОД

Период – это первый этап анализа любого произведения. Определение: форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли в гомофонно-гармонической музыке, завершенная типовым гармоническим кадансом (кадансовым оборотом).

Термин «период» происходит от древнегреческой метрики и буквально означает «круговой ход», применяется в риторике, грамматике, поэзии. Музыкальный период из 2 предложений подобен структуре четверостишия с перекрестной рифмой abab.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРИОДА Форма периода окончательно сформировалась в эпоху классицизма к XVII –XVIII вв. и тесно связана с формированием гомофонной темы. Истоки. Однако черты периода можно отметить в народной музыке, песенно-танцевальных жанрах гораздо раньше (Английская народная песня «Зеленые рукава»). В эпоху Возрождения, в полифонической музыке 14-16 веков формы, близкие периоду, также встречаются. (К примеру, «Под небом голубым» – из сюиты для лютни Ф.Милано)

В эпоху барокко в полифонической музыке утвердился старинный тип периода-типа развертывания: есть краткое тематическое ядро-зерно и его последующее свободное развитие; модулирующее завершение в D (из мажора), в III (из минора).

В музыке венских классиков сложился нормативный период со следующими признаками: повторность строения; квадратность; наличие 2-х предложений; масштабы 8 или 16 тактов; нормативное соотношение каденций (серединная на D – автентическая - как?, заключительная - на T – как ответ); однотональный или модулирующий (в D из мажора, в III из минора).

В классицистскую эпоху на основе периода строятся другие формы (простые, сложные, рондо, вариации), т.е. он является частью более крупной формы. Начиная с эпохи романтизма период применяется и как самостоятельная форма произведения. Произведения лирические, камерные, небольшие по масштабам, основаны, как правило, на развитии одной музыкальной темы.

Период как форма самостоятельного произведения строится достаточно свободно и индивидуализировано, чаще всего: это период повторного строения, неквадратный, 2-ое предложение значительно расширенно, в 1-ом предложении излагается тема, которая равна 1 предложению, во 2-ом происходит развитие и завершение этой темы; встречается дополнение, иногда в периоде 3 предложения, а также может быть сложный по структуре.

Во второй половине XIX века, для композиторов – импрессионистов Дебюсси, Равеля оформление тем в виде периода характерно в произведениях жанрово-танцевальных и связанных со стилизацией (неоклассицизмом, неоромантизмом). Стилизация венского вальса XIX века – хореографическая поэма «Вальс» и «Благородные и сентиментальные вальсы» Равеля. В пейзажных и лирических произведениях импрессионистского типа периоды встречаются крайне редко. Из 24 прелюдий Дебюсси больше половины не содержит периодов: «Ветер на равнине», «Звуки и ароматы», «Туманы», «Терраса, заливаемая лунным светом», «Ундина», «Фейерверк». Изложение темы в таком случае не имеет устойчивого завершения, свойственна «эскизность» мелодии («Шаги на снегу»), преобладание фактуры над мелодией.

В музыке XX века структура периода отличается индивидуальностью, отклонение от нормы становится нормой. Происходит исчезновение или усложнение лада, кадансы различны, либо отсутствует традиционная согласованность их на расстоянии. Типовые приемы членения встречаются редко – (повторы предложения и т.д.) Периодичность отсутствует. Все же сохраняется функция периода как изложения законченной музыкальной мысли (т.е. функциональное подобие).

Таким образом, в музыке XX века и современном музыкальном искусстве классические периоды встречаются в произведениях неоклассической направленности, но в них есть отклонения, ставшие нормой (Прокофьев «Монтекки и Капулетти, 16 тт. трио, внутри предложения резкие модуляционные отклонения, ставшие для Прокофьева нормой). В авангардных техниках композиции (додекафонной музыке, сонористике, алеаторике) форма периода не используется.

Классификация периодов. В музыкальной практике встречаются самые различные виды периодов. Их можно охарактеризовать по 3 признакам:

1. тематическому (тематический материал и приемы его развития);

2. по строению, структуре;

3. по тонально-гармоническому признаку.

Кафедра истории и теории музыки ЧГИКИ


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.