История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-10-27 | 42 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Закончился наш рассказ о великих и известных мастерах, творцах Прекрасного. Мы благодарны им, открывающим нам великое чудо жизни. Но как не сказать – с благодарностью и уважением – о тех, кто бережет и сохраняет произведения искусства, кто находит их, подчас затерянных во времени; возрождает из небытия картины и скульптуры. Короче гозоря, как не вспомнить о собирателях, о музейных работниках, о реставраторах, о людях, благодаря которым в разных городах и селах страны открываются свои "третьяковки". Рассказом об этих благородных и бескорыстных старателях, верных служителях Прекрасного и хотелось бы закончить эту книгу.
Мастер создает картину. Музей ее сохраняет для многих поколений… И – да здравствуют музеи, эти источники горячих споров и жажды приобщения к высокому искусству.
Уже много говорено о перенасыщенности музеев посетителями. Пытались усмотреть в этом моду. Но мода преходяща, а очереди все удлиняются… Сейчас за год в музеях бывает более 140 миллионов человек. Только восемьсот тысяч организованных экскурсий! Однажды в Эрмитаже я увидел, как экскурсанты надвигались, сшибались, расходились, сметая на своем пути жалких одиночек. Не успел я подойти к микельанджеловскому согнувшемуся мальчику, как тут же толпа поглотила меня. Попытался скрыться у Тициана – то же самое… Больше повезло в доме‑квартире А. С, Пушкина; любезные сотрудницы музея пропустили в трехминутный перерыв между двумя экскурсиями, и я успел почти в одиночестве послушать, как бьют часы в этой грустной и дорогой для нас квартире. Бьют – как когда‑то… Мгновенное соприкосновение веков. Словно исчезаешь в том далеком времени – и возвращаешься…
|
Музейный "взрыв" не модой порожден, это явление социальное: растет общий уровень культуры. И чем дальше, тем сильнее будет у людей тяга к прекрасному, к досугу, содержательность которого, по словам Карла Маркса, определяет гармоническое развитие человеческой личности.
Не все знают, что экспозиции музеев (то, что открыто для обозрения) составляют порой лишь небольшую часть общего числа картин, а сотни и тысячи экспонатов хранятся в запасниках и фондах. Поэтому необходима постоянная забота о том, чтобы эти картины сохранились и не были повреждены.
Более тридцати лет преданно, страстно, настойчиво занимается сохранностью картин Нина Ивановна Ромашкова в Государственной Третьяковской галерее. Ее деятельность поистине подвижническая.
И коль мы упомянули о московской Третьяковке, как ее любовно называют москвичи, вспомним ее дочерние собрания, или "малые третьяковки". Так называются возникающие повсеместно сельские и заводские народные картинные галереи. Немногим более двадцати лет прошло с тех пор, как в подмосковном селе Лья‑лове открылась первая сельская картинная галерея…
Теперь многие села заслуженно гордятся своими собраниями произведений искусства. Свыше трех тысяч работ советских мастеров хранит художественная галерея в селе Воронове – собрал их Роман Анатольевич Луговской, подаривший, кстати, и свою личную богатую коллекцию картин родному селу.
Инициатором создания картинной галереи в полесском селе Криничное стал заведующий отделом пропаганды и агитации Мо‑зырского райкома партии Сергей Иванович Костян. Теперь здесь ежегодно открывается выставка работ белорусских художников. Большой музей создан в украинском селе Пархомовке. Здесь хранится три тысячи полотен, А подлинная душа музея, его создатель и хранитель – учитель истории Афанасий Лунев.
Сколько замечательных подвижников в нашей стране, бескорыстно отдавших свои силы и средства, – чтобы восстановить забытое, сохранить подлинники, приобщить многих людей к культуре, научить их понимать прекрасное. В дар землякам‑костромичам передал свое собрание мастер‑краснодеревщик Павел Николаевич Ухов, организовавший в родных местах сельскую "Третьяковку".
|
На основе коллекции металлурга Ивана Варламовича Рех‑лова создана Шушенская картинная галерея. Около 600 подлинных картин, рисунков, этюдов в этой галерее посвящено ленинской теме.
В селе Орловка (Киргизия) организатором музея советских художников стал Теодор Гергардович Герцен, бухгалтер, художник‑любитель. А основой Ульяновской картинной галереи (Калужская область) стали картины уроженца этих мест художника А. В. Киселева. Душой же новой галереи стала педагог Татьяна Федоровна Смирнова.
Два сельских учителя – Александр Федорович Миняев и Иван Иванович Булахов – создали в Домотканове "Комнату Серова". Теперь там открыт музей, филиал Калининской областной картинной галереи.
А музей волжского городка Плеса, связанного с именем Левитана, начался с обращения супругов Пророковых – лауреата Ленинской премии художника Бориса Пророкова и его жены – к их коллегам: послать свои работы в общественную галерею.
Из частных собраний образовалась Тарусская картинная галерея, куда передал свою коллекцию русской и западноевропейской живописи ученый‑агроном Н. П. Ракитский…
Все это люди щедрой души, доброго сердца… Всегда так велось на Руси. Только раньше единицы делали великое дело просвещения искусством, а сейчас сотни и тысячи продолжают деятельность П. М. Третьякова, М, К. Тенишевой, И. С. Остроухова, Д. С. Яворницкого, С. И. Щукина.
Подвиги наших музейщиков и реставраторов значительны, но подчас незаметны. Висят в музеях полотна, восхищаются ими посетители. Но всегда ли мы знаем, какова их история и кто сохранил бесценное народное достояние? Много сил и времени было потрачено научным сотрудником Маргаритой Ивановной Луневой, прежде чем она открыла работы интересной русской художницы Елены Андреевны Киселевой. А сотрудник Ярославского музея Сергей Пенкин восстановил биографии художников Тарханова и Мыльникова. Иван Николаевич Ларионов, много лет бывший директором Псковского музея‑заповедника, спасал картины в суровые годы войны…
|
Самых добрых слов заслуживают и реставраторы. Их долгому многолетнему труду обязаны мы возвращением из небытия портретов Григория Островского, Федора Тулова, портретов из города Зарайска, ценных образцов живописи в Воскресенском соборе, в станице Старочеркасской; Екатерининского, Меншиковского и.
Останкинского дворцов; многих других прекрасных произведений.
Посещая дом Айвазовского в Феодосии, мы вспоминаем имя Н. С. Барсамова, многолетнего директора музея; называем Эрмитаж и вспоминаем подвижнический труд его директора Б. Б. Пиотровского, а Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, конечно, связан с именем директора И, А. Антоновой.
Музей произведений живописи – это дом, где собраны картины, но он тогда бывает светлым, радостным и радующим, когда он еще и дом, где работают люди, для которых эти картины – вся жизнь, вся любовь. Именно поэтому, завершая эту книгу, я не могу не вспомнить свои встречи с музейными работниками двух "провинциальных" музеев – Астраханской картинной галереи имени Б. М. Кустодиева и Костромского музея изобразительных искусств.
Мы знаем подвижника, покровителя талантов, собиравшего замечательные картины, словно улавливавшего солнечные лучи. Человека, оставшегося в жизни и памяти народной – огромной картинной галереей – Павла Михайловича Третьякова. Каждому в стране известна Третьяковка, драгоценный камень в "короне" города… А ведь у нас в России были люди, подобно ему, собирающие произведения живописи, но о них мы знаем гораздо меньше. И что ни город – то свое имя, свой Третьяков! Вот и здесь, в Астрахани, основу картинной галереи составляет собрание П. М. Догадина.
…Научный сотрудник Астраханской картинной галереи Инна Анохина показывала мне его фотографии: молодой, стройный, с умным лицом. Отбился от купеческой стаи, не прибился к чиновничьей.
Его, человека образованного (читал на английском, немецком, французском языках), неудержимо и страстно влекло искусство. Какие‑то средства, доставшиеся по наследству, позволили начать собирательство. Природный вкус помогал ему приобретать действительно талантливые работы. Купил, например, одиннадцать этюдов Левитана… Завязал личное знакомство с Коровиным и Нестеровым. А этюд последнего к "Отроку" повесил над своей кроватью… Помогал ему собирать картины и автографы писателей Гиляровский, знаменитый дядя Гиляй. Вот что писал ему Догадин: "Осуществилась, благодаря Вам, моя давнишняя мечта иметь автограф милого незабвенного Антона Павловича. За это приношу Вам самую искреннюю и глубокую благодарность. Буду хранить его как большую драгоценность, а впоследствии вместе с коллекцией картин и рисунков передам музею своего родного города". Письмо датировано пятым апреля 1915 года. Несколько строчек – а человек виден. Догадин созидал мир желанный и близкий. И не для себя одного. Еще в 1915 году Догадин хочет передать сокровища свои родному городу. Но решается на этот шаг только после Октябрьской революции. Он передает губернскому Совету свою коллекцию. Совет назначает его хранителем ее.
|
Когда сейчас проходишь по залам Астраханской картинной галереи, думаешь о том, что она прежде всего – "астраханка". Все то прекрасное, что находится в ее стенах, ассоциируется для жителей с красотой городских улиц, площадей, домов, парков. Я понял это, побродив вместе с художником Леонидом Максутовым по городу, из очаровательных деталей которого и складывался его неповторимый облик.
Максутов – сотрудник галереи, верный ее служитель и рыцарь. Про каждого работника галереи можно это сказать. Все они – хранители и экскурсоводы, просветители и чернорабочие. Сотрудник галереи Галина Волчкова с удовольствием садится в автобус и едет "за тридевять земель" читать лекции и показывать диапозитивы.
Я был счастлив знакомством с этими людьми, истинными под‑зижниками.
"А.Лузей – человек, которому не надо мешать, если не можешь помочь"; "Я приходил сюда в разном настроении – музей всегда оставался таким же хорошим"; "Злым из музея никогда не уходил" – это несколько афористичных мыслей сотрудника Астраханской картинной галереи Алика Камкина. Емкие фразы, в них и кодекс поведения музейного работника, и определение музея как носителя самых возвышенных для человека чувств.
Музей уничтожает зло, музей прививает добро. Музей вдохновляет. Убери галерею из города – будет зиять огромная, ничем не восполнимая пустота, изменится ритм городской жизни.
…Приходят в картинную галерею молодые работники. Как понять им, что служение миру прекрасного есть и служение доброму в себе. Как понять, что служение доброму в себе есть и служение людям, которые с явным или затаенным любопытством смотрят картины, водят детей по залам и, мешая другим, объясняют во весь голос: "Посмотри, Мишенька, как похоже вазочка нарисована, а тетя какая красивая, а дождичек настоящий…" Как научиться не улыбаться этому иронически… Главный хранитель Астраханской картинной галереи – Калерия Михайловна Чернышева, за двадцать лет работы в галерее – научилась. Ей всякая тяга к прекрасному, пусть и самая наивная – благо. Прикоснется она чутким словом своим, словно жезлом волшебным, – и картина начинает с вами разговаривать.
|
Калерию Михайловну очень радует, что в галерее почти все крупнейшие русские мастера представлены: и Аргунов, и Венецианов, и Ф. Васильев, и Саврасов, и ранний Левитан – "Лилии. Ненюфары" – неожиданно яркое для художника полотно, где крупные листья лилий жестко сидят на воде, окружая белые чашечки цветов, и из глубины тянутся гибкие стебли… Есть А. Рябушкин, М. Нестеров; серия работ К. Коровина с его пестротой, сочностью – люди, предметы возникают миражами из света и цвета; монументальный Крымов, феерический Судейкин… Целый зал Б. Кустодиева, тут и прелестные "Головка девочки", и "Жатва": небо – желтое, с красными, зелеными, бурыми полосами – движение рассеивающегося солнечного пламени, закрутится‑завертится и снова сгустится в солнечный шар… Есть Кузнецов, Архипов, Фальк…
Более года готовила Калерия Михайловна выставку работ Веры Хлебниковой.
Выставка – живое зеркало. И мы видим в нем душу, сердце, эрудицию работника музея. Но как же много он должен знать, чтобы создать выставку произведений искусства. Альбрехт Дюрер говорил: "Не худо, чтобы человек многому учился, хотя иные невежды и против этого и говорят, что науки делают высокомерными". Мы‑то знаем, что путь к высокомерию лежит через невежество‑и полузнание.
Выставка, о которой речь, начала возникать с одной фотографии и двух‑трех стихотворений. Выставка работ Веры Владимировны Хлебниковой, младшей сестры поэта Велемира Хлебникова, предварялась фоторассказом о семье Хлебниковых, уроженцев и жителей Астрахани. Портреты, автографы, рисунки… Велемир Хлебников и его сестра родились в этом краю.
Леонид Максутов водил меня к дому, где они жили. Улочка – чистенькая, уютная и зеленая, – возносит этот дом, словно волна гордый корабль. Дом стал особенным, стал памятником, стал притягательным. Иногда здесь собираются астраханские поэты и любители поэзии,
Велемир Хлебников, занявший свое место среди русских советских поэтов, здесь, в Астрахани, звучит более выпукло, свежо. И ты лучше понимаешь и ощущаешь его через настроение города и природы. Достаешь с полки томик, и знакомые строки совершенно по‑иному раскрывают образ "дервиша", "великолепнейшего и честнейшего рыцаря поэзии". Он возникает человеком с горячо пульсирующей кровью, подлинным "казначеем чернил золотых у весны…"
Хлебников, сам раздумывавший о доле живописца, становится первым учителем сестры. Они были очень схожи. Художник П. Митурич, муж Веры Хлебниковой, писал: "Она напоминает брата. Та же застенчивость, та же сдержанность в словах, отсутствие искусственности, абсолютная правдивость. Стойкая и бескорыстно отдающая себя работе". Стараниями работников Астраханской картинной галереи все, что можно было собрать из ее работ, собрано.
Художница оживляла заколдованную природой лесную жизнь – за простыми извивами дерева замечаешь мускулы прячущегося лешего и лица удивленно‑простодушных и мудрых древолюдей. Лесная жизнь – сказочная и реальная.
Вера Хлебникова жила искренне, неровно, импульсивно и, пожалуй, самоотверженно. Писала урывками. Случился у нее в жизни период, когда она была только няней – для сына и престарелых родителей ("они похожи на старые деревья", которые "надо поливать лаской"). Она выхаживала их и месяцами не прикасалась к холсту. Воспитывала сына, заранее утвердившись в мысли, что он станет художником. И это сбылось – он известен нам как иллюстратор, пейзажист, портретист. Это – Май Митурич‑Хлебников. Он и помогал Калерии Михайловне готовить выставку. Ее стараниями выставка превратилась в рассказ не только о творчестве, но о жизни целого круга одаренных людей, принесших славу ее родному городу.
Так встретились в галерее два человека – музейный работник и художник. Встретились потому, что оба талантливы – душой, бескорыстным служением искусству. И выставка принесла посетителям музея радость открытия нового художника.
* * *
А теперь еще об одной незабываемой встрече – в Костроме.
Никто не объяснит: почему именно Виктор Игнатьев открыл художника XVIII века Григория Островского. "Высадился" в городе Солигаличе, как на неведомом материке, и счастливо обнаружил. Виктор Игнатьев, директор Костромского музея изобразительных искусств, был уверен: "в недрах" области скрывается изрядное количество неведомых сокровищ живописи. Убеждение не придуманное, а научно обоснованное и продуманное; Игнатьев – сторонник теории мощных традиционных провинциальных школ живописи.
Когда Игнатьев недрогнувшей рукой взялся за разрушающиеся холсты, в душе его уже бурлила сладкая лихорадка ожидания, рожденная природным чутьем и профессиональным предположением. Быстрое логическое умозаключение связало отысканные полотна с двумя портретами, выставленными в экспозиции Солигаличского музея. Игнатьев "увидел", угадал талантливого живописца XVIII века, ибо до реставрации сказать что‑либо определенное было невозможно.
Много говорили и писали о средней руки помещиках Черевиных. В суматохе первых дней открытия вознесли Черевиных чуть ли не в самые передовые люди России. Островский же относится к изображаемой фамилии весьма трезво. Без обольщения. Можно сказать, что только благодаря Григорию Островскому мы и вспоминаем это семейство, жившее в XVIII веке. Художник‑невидимка, растворившийся в огромном этом веке. Впрочем, судить о личности художника возможно и по портретам, созданным им. Как о человеке острого глаза, свободной мысли и трезвого суждения. На его полотне Черевины – в меру ограниченные и заурядные, с неизбежной долей крепостнической жестокости. Представляется, что Григорий Островский писал портреты не по доброй воле – по твердому и настойчивому заказу.
Был ли он крепостным или просто бедствующим, "домашним" художником – неведомо. Но писал по жгучей необходимости, иначе с какой бы стати ему еще и соседей Черевиных, помещиков? А он ведь добросовестно, старательно воспроизводит их упитанные лица, важно посаженные головы. И лишь когда пишет детей или тех взрослых, которые чем‑либо ему приглянулись, кисть его теплеет: из обычного помещичьего обличья проглядывает живой трепетный человек. Во всяком случае, Елизавете Черевиной он явно симпатизировал – неяркий, мягкий, дневной свет рождает движение в лице девушки с широко раскрытыми, искренними, тревожно вопрошающими глазами. На другом портрете мы видим девушку в более зрелом возрасте: еще юной, но уже дамой – и живописец ощутимо теряет к ней интерес, будто сожалея о чем‑то несостоявшемся…
В "Портрете молодого мужчины" Островский передает характер деятельный, волевой… И будущего командира костромского ополчения в войну 1812 года – Дмитрия Черевина он изображает довольно смышленым, честолюбивым полумальчиком‑полуюношей.
Но если Островский – новое имя в истории русской живописи XVIII века, то такого художника, как Рокотов, представлять читателям нет необходимости. А здесь, в музее, есть и Рокотов. Есть и искрящийся мягким лукавством доброты, обаянием женской прелести портрет розовощекой Евдокии Лопухиной работы неизвестного художника. Перед нами снова неведомое: кто же автор портрета?
Загадочный восемнадцатый век, у которого Виктор Игнатьев отвоевал частицу "суши", озадачивает целой серией новых загадoк. Как мы удивительно богаты и как расточительны! Как нередко "открываем" то, чего не следовало по небрежности ранее закрывать…
В костромском музее организована первая персональная выставка крестьянского сына – Ефима Честнякова. Это уже наш век.
Честь открытия этого имени принадлежит сотрудникам музея Вера Лебедевой и Владимиру Макарову. Виктор Игнатьев лишь взял в руки большую дворницкую лопату‑скребок и стал расчищать тропу к несуществующему ныне дому художника.
Ходишь по выставке и задумываешься – что ни полотно, то страница мудрой философской сказки. А фигура художника предстала почему‑то огромной среди его словно бы игрушечного и в то же время вполне реального города. Взмахнет рукой – город оживает, мчатся лошадки на колесиках, из диковинных домиков‑снопов выходят жители, из леса – звери. А унылый, словно исполняющий служебные обязанности, лесовик бесстрастно несет на могучих руках то ли русалку, то ли просто уворованную девушку, которая не кричит и не сопротивляется, она знает: законам сказки надо повиноваться.
Участвуют в этом сказочном представлении о своей жизни люди, которые жили рядом с художником.
Я слушал поэтический комментарий главного хранителя музея Сергея Палюлина к серии, где изображалась трогательная жизнь Лилинья и Люлиньи, и думал: как согревает душу, как возвышает этот словно бы выдуманный мир, словно бы представляемый, словно бы существующий, мир воспевающий и откровенный. Тесный мир на картинах Ефима Честнякова – ни одного незанятого местечка в картине. Будто не хотел обидеть кого‑то, не поместив на своем полотне…
Костромской музей, конечно, "маленький, но милый", как афористично и дружелюбно определила Елена Малягина, реставратор. А мы добавим: маленький, но богатый. Неожиданный Богданов‑Вельский, не менее неожиданный пейзаж Богаевского – золотистый, палевый, закатный. И ожиданное "Гулянье" Кустодиева, часто гостившего в Костроме. И отчаянно‑синий "Залив" Рериха.
Здесь хранятся работы Кузнецова, Фалька, Кончаловского, Бебутовой, Шевченко, Татлина. А что говорить о запаснике, которым всерьез озабочен Сергей Палюлин: он пока не в силах отреставрировать все потемневшие, попорченные временем картины. И герои 1812 года пока что глядят на белый свет лишь сквозь расчищенное реставратором окошечко…
– Что вы цените в своих сотрудниках? – спросил я Игнатьева.
– Любят свое дело. Неслучайные люди.
Я беседовал с этими "неслучайными людьми". Это истинные подвижники. Работают много – исследования, каталоги, экспедиционные поездки, экскурсии, лекции в колхозах и на предприятиях, работа в архивах и библиотеках, выставки…
В небольших современных городах бьется много сердец, питающих энергией его главные "магистрали". И одно из них, но такое необходимое – музей. Он не только принимает экскурсии, его эстетическое влияние проникает буквально в каждый трудовой коллектив, в каждую школу, техникум… Он не только пропагандирует возвышенное, но учит возвышенно жить.
Мы шли по старинному проспекту, а нам наперерез спешила к зданию музея группка школьников. Хлопнула тугая музейная дверь… Уезжая из Костромы, вспоминая увиденное – Ипатьевский монастырь; ГРЭС, крупнейшую в Европе, знаменитую пожарную каланчу… – я долго раздумывал: каково же главное впечатление от полюбившегося старинного русского города?
Все‑таки вот эти школьники, спешащие в музей.
ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН
Алпатов Михаил Владимирович (1902) – доктор искусствоведения, действительный член Академии художеств СССР.
Альберта Леон‑Баттиста (1404 – 1472) – итальянский художник, архитектор, ученый, теоретик искусства и философ.
Анджелико да Фьезоле Фра Беато (1387 – 1455) – флорентийский живописец.
Антокольский Марк Матвеевич (1843 – 1902) – русский скульптор.
Аретино Пьетро (1492 – 1557) – итальянский поэт, драматург, публицист.
Ариосто Лудовико (1474 – 1533) – итальянский поэт позднего Высокого Возрождения.
Аристотель (384 – 322 до и. э.) – древнегреческий философ и ученый‑энциклопедист.
Асафьев Борис Владимирович (1884 – 1949) – композитор, музыкальный и художественный критик, историк и теоретик музыки.
Ахматова Анна Андреевна (1889 – 1966) – поэтесса.
Батюшков Константин Николаевич (1787 – 1855) – поэт.
Банделло Маттео (1480 – 1562) – миланский новеллист, современник Леонардо.
Белый Андрей (Бугаев Борис Николаевич) (1880 – 1934) – поэт, прозаик, теоретик символизма.
Беклин Арнольд (1827 – 1901) – швейцарский художник.
Беллини Джованни (ок. 1430 – 1516) – венецианский живописец раннего Возрождения.
Бембо Пьетро (1470 – 1547) – кардинал, итальянский гуманист, писатель и историк.
Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960) – художник, историк искусства, художественный критик, организатор и идейный руководитель объединения "Мир искусства" и журнала под тем же названием.
Блок Александр Александрович (1880 – 1921) – поэт.
Боттичелли Сандро (1445 – 1510) – флорентийский живописец раннего Возрождения.
Брант Себастиан (1458 – 1521) – немецкий поэт и ученый‑юрист.
Бруно Джордано (1548 – 1600) – итальянский философ‑материалист.
Брут Марк Юний (85 – 42 до н. э.) – римский сенатор, глава заговора против Юлия Цезаря и один из его убийц.
Бурдель Эмиль‑Антуан (1861 – 1929) – французский скульптор.
Брюсов Валерий Яковлевич (1873 – 1924) – поэт, писатель, драматург, литературовед, переводчик.
Вазари Джорджо (1511 – S574) – флорентийский живописец и архитектор, автор "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".
Ван‑Дейк Антонис (1599 – 1641) – фламандский художник.
Веласкес Диего де Сильва (1599 – 1660) – испанский художник.
Вергилий (70 – 19 до н. э.) – римский поэт.
Вероккио Андреа дель (1435 – 1488) – итальянский скульптор и художник.
Веронезе Паоло Калиари (1528 – 1588) – венецианский живописец.
Витрувий (2‑я пол. I в. до н. э.) – римский архитектор.
Воейков Александр Федорович (1779 – 1839) – поэт, журналист.
Воинов Всеволод Владимирович (1880 – 1945) – график, искусствовед.
Волошин Максимилан Александрович (1878 – 1932) – поэт, художественный критик, живописец, акварелист.
Вольтер (1694 – 1778) – французский философ.
Врангель Николай Николаевич (1880 – 1915) – историк искусства.
Гераклит (VI в. до н. э.) – древнегреческий философ.
Герден Александр Иванович (1812 – 1870) – писатель, философ, публицист.
Гнедич Николай Иванович (1784 – 1833) – поэт, переводчик "Илиады".
Гоген Поль (1848 – 1903) – французский художник.
Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852) – писатель.
Голлербах Эрик Федорович (1895 – 1942) – искусствовед, литературовед, литератор.
Гомер (ок. 800 до н. э.) – легендарный автор древнегреческих эпопей.
Гонкуры, Эдмон (1822 – 1896) и Жюль (1830 – 1870) – французские писатели.
Гончаров Андрей Дмитриевич (1903 – 1979) – график, живописец.
Гончарова Наталья Сергеевна (1881 – 1962) – живописец, художник театра, график.
Гораций Квинт (65 до н. э. – 8 до н. э.) – римский поэт.
Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960) – академик живописи, искусствовед, художественный критик, музейный деятель.
Гране Франсуа‑Мариус (1773 – 1849) – французский живописец.
Гребенка Евгений Павлович (1812 – 1848) – писатель.
Грек Феофан (1330 – 1350 – между 1405 – 1415) – живописец Древней Руси.
Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899) – писатель, секретарь Общества поощрения художеств.
Гюго Виктор (1802 – 1885) – французский писатель.
Давид Жак Луи (1748 – 1825) – французский живописец.
Даль Владимир Иванович (1801 – 1872) – беллетрист, лексикограф.
Данте Алигьери (1265 – 1321) – великий итальянский поэт,
Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – народный художник СССР, Герой Социалистического Труда.
Делакруа Эжен (1798 – 1863) – французский художник.
Диккенс Чарлз (1812 – 1870) – английский писатель.
Дионисий (ок. 1440 – после 1503) – древнерусский живописец.
Добиньи Шарль Франсуа (1817 – 1878) – французский живописец.
Добролюбов Никрлай Александрович (1836 – 1861) революционный демократ, публицист, литературный критик.
Доде Альфонс (1840 – 1897) – французский писатель.
Дольче Лодовико (1508 – 1568) – венецианский писатель.
Донателло (1386 – 1466) – флорентийский скульптор.
Жуковский Василий Андреевич (1783 – 1852) – русский поэт романтического направления.
Зандрарт Иоахим (1606 – 1688) – живописец, график, теоретик и историк искусства.
Золя Эмиль (1840 – 1902) – французский писатель.
Израэль Иозеф (1824 – 1911) – голландский живописец и график.
Йордане Якоб (1593 – 1678) – фламандский живописец.
Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826) – писатель и историк.
Каратыгин Василий Андреевич (1802 – 1853) – актер‑трагик.
Кваренги Джакомо (1744 – 1817) – итальянский архитектор, работал в России с 1780 по 1817 год.
Кент Рокуэлл (1882 – 1971) – американский живописец, график, писатель, общественный деятель.
Кибрик Евгений Адольфович (1906 – 1978) – народный художник СССР.
Кольцов Алексей Васильевич (1809 – 1842) – поэт.
Кончаловский Петр Петрович (1876 – 1956) – советский живописец.
Коро Камилл (1796 – 1875) – французский живописец.
Коровин Константин Алексеевич (1861 – 1939) – русский живописец.
Корреджо (ок. 1489 – ок. 1534) – североитальянский художник.
Краевский Андрей Александрович (1810 – 1889) – издатель "Отечественных записок".
Кругликова Елизавета Сергеевна (1865 – 1941) – график.
Крылов Иван Андреевич (1768 – 1844) – поэт, баснописец.
Ксенофонт (на рубеже V–IV вв. до н. э.) – древнегреческий историк.
Куликов Иван Семенович (1875 – 1941) – академик живописи.
Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846) – декабрист, поэт, прозаик, литературный критик, издатель.
Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт‑баснописец.
Ленбах Франц фон (1836 – 1904) – немецкий живописец.
Лесков Николай Семенович (1831 – 1895) – писатель.
Луначарский Анатолий Васильевич (1875 – 1933) – советский государственный и общественный деятель, писатель, литературный и художественный критик.
Лютер Мартин (1483 – 1546) – вождь и вдохновитель немецкой Реформации.
Майков Аполлон Николаевич (1821 – 1897) – поэт.
Маккиавелли Никколо (1469 – 1527) – флорентийский политический деятель, историк.
Малевич Казимир Северинович (1878 – 1935) – живописец, основоположник "супрематизма", работал в области производственного искусства.
Манин Виталий Серафимович (р. 1929) – историк искусства.
Мантенья Андреа (1431 – 1506) – се. вероитальянский живописец и гравер раннего Возрождения.
Машков Илья Иванович (1881 – 1944) – живописец и педагог.
Медичи Лоренцо (1449 – 1492) – правитель Флоренции, поэт.
Милле Жан Франсуа (1814 – 1875) – французский живописец.
Мишле Жюль (1798 – 1874) – французский историк.
Мирандола – Джованни Пикоделла Мирандолла (1463 – 1494) – итальянский философ.
Мицкевич Адам (1798 – 1855) – польский поэт.
Мокрицкий Аполлон Николаевич (1810 – 1870) – живописец.
Мопассан Ги де (1850 – 1893) – французский писатель.
Мурильо Бартоломе Эстебан (1618 – 1682) – испанский живописец.
Мюнцер Томас (1490 – 1525) – вождь крестьянского восстания в Германии 1524 – 1525 годов.
Мясоедов Григорий Григорьевич (!834 – 1911) – художник, инициатор и один из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942) – русский и советский художник.
Нисский Георгий Григорьевич (р. 1903) – живописец. Основоположник новой современной пейзажной живописи.
Орканья (впервые упом. 1347 – 1368) – флорентийский живописец, скульптор и архитектор.
Орье Альбер (1865 – 1892) – французский художественный критик.
Паломино Антонио (1665 – 1726) – итальянский художник‑монументалист, теоретик и историк искусства.
Пастернак Леонид Осипович (1882 – 1945) – живописец, график.
Пастернак Борис Леонидович (1890 – 1960) – поэт и переводчик.
Пачеко Франсиско (1584 – 1654) – испанский художник и теоретик искусства.
Перуджино (до 1448 – 1533) – умбрийский живописец раннего Возрождения.
Петрарка Франческо (1304 – 1374) – ученый‑гуманист, поэт, философ, дипломат и путешественник.
Пименов Юрий Иванович (1903 – 1977) – народный художник СССР.
Пифагор (ок. Е80 – ок. 500 до н. э.) – древнегреческий математик и философ.
Платов Аркадий Александрович (1893 – 1972) – народный художник СССР.
Платон (428 или 427 – 348 или 347 до н. э.) древнегреческий философ.
Плиний Старший (23 – 79 н. э.) – римский естествоиспытатель.
Плутарх (ок. 46 – ок. 127) – древнегреческий философ и писатель.
Пуссен Никола (1594 – 1665) – французский художник.
Рафаэль (1483 – 1520) – живописец и архитектор зрелого Возрождения.
Рейсдаль Якоб (1628/9 – 1882) – голландский живописец и офортист.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669) – голландский живописец.
Ренан Эрнест‑Жозеф (1823 – 1892) – французский историк религии.
Репин Илья Ефимович (1844 – 1930) – великий русский художник‑демократ и новатор.
Рерих Николай Константинович (1874 – 1947) – живописец, общественный деятель, философ, литератор, ученый, путешественник.
Рибера Хосе (1591/? ‑ 1652) – испанский живописец и офортист.
Роден Огюст (1840 – 1917) – французский скульптор.
Роллан Ромен (1866 – 1944) – французский писатель, музыковед, общественный деятель.
Рылеев Кондратий Федорович (1795 – 1826) – один из основных деятелей Северного общества, поэт‑декабрист.
Рылов Аркадий Александрович (1870 – 1939) – живописец, график.
Савонарола Джироламо (1452 – 1498) – итальянский проповедник, монах‑доминиканец, религиозно‑политический реформатор.
Самохвалов Александр Николаевич (1894 – 1971) – живописец и рисовальщик.
Саннадзаро Якопо (1455 – 1530) – неаполитанский поэт, автор пасторального романа "Аркадия".
Свиньин Павел Петрович (1787 – 1839) – писатель, журналист, рисовальщик, путешественник, издатель.
Семенова Екатерина Семеновна (1786 – 1849) – драматическая трагическая актриса.
Сенека (4 до н. э. – 65 н. э.) – римский писатель и философ.
Сервантес (1547 – 1616) – величайший прозаик Возрождения.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 – 1967) – живописец.
Серов Валентин Александрович (1865 – 1911) – живописец.
Скрябин Александр Николаевич (1872 – 1915) – композитор и пианист.
Собко Николай Петрович (1851 – 1906) – историк русского искусства, библиограф, составитель "Словаря русских художников".
Сократ (470/469 – 399 до н. э.) – древнегреческий философ.
Стасов Владимир Васильевич (1824 – 1906) – художественный и музыкальный критик, историк искусства.
Суворин Александр Сергеевич (1834 – 1912) – журналист, издатель "Нового времени".
Тассо Торквато (1544 – 1595) – величайший поэт итальянского Возрождения периода его заката.
Тепин Яков Алексеевич (1883 – 1953) – гравер, музейный работник, преподаватель рисования.
Тинторетто Якопо (1518 – 1594) – венецианский живописец позднего Возрождения.
Толстой Алексей Николаевич (1882 – 1945) – писатель.
Томский Николай Васильевич (р. 1900) – Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, президент Академии художеств СССР.
Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883) – писатель.
Тыранов Алексей Васильевич (1808 – 1859) – живописец, литограф.
Тьеполо Джованни Баггиста (1696 – 1770) – венецианский живописец и офортист.
Уайльд Оскар (1854 – 1900) – английский писатель, поэт, драматург, критик.
Ульрих фон Гуттен (1488 – 1523) – рыцарь, ученый, писатель‑гуманист.
Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852) – художник. Флобер Постав (1821 – 1880) – французский писатель.
Фридрих Каспар Давид (1774 – 1840) – немецкий живописец.
Фромантен Эжен (1820 – 1876) – французский живописец и писатель.
Хальс Франс (1581 – 1666) – голландский живописец и график.
Чернецов Григорий Григорьевич (1802 – 1865) – живописец, рисовальщик.
Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889) – революционный демократ, писатель, литературный критик, философ.
Чимабуэ (ок. 1240 – ок. 1302) – итальянский художник.
Шаванн Пюви де (1824 – 1898) – французский художник.
Шаляпин Федор Иванович (1873 – 1938) – оперный певец (бас), с 1922 года жил и работал за границей.
Шевченко Тарас Григорьевич (1814 – 1861) – поэт, писатель, художник.
Шишкин Иван Иванович (1832 – 1898) – живописец.
Штук Франц фон (1863 – 1928) – немецкий художник.
Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791 – 1830) – живописец.
Энгр Жан Огюст Доминик (1780 – 1867) – французский живописец и график.
Эразм Роттердамский (1466 – 1536) – один из крупнейших гуманистов Европы.
Эсхил (525 – 456 до н. э.) – древнегреческий трагик.
Юон Константин Федорович (1875 – 1958) – народный художник СССР.
Яблонская Татьяна Ниловна (р. 1917) – народный художник СССР.
Яковлев Борис Николаевич (1890 – 1972) – народный художник РСФСР, Родоначальник советского индустриального пейзажа.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!