Особенности выполнения служебно-боевых задач — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности выполнения служебно-боевых задач

2022-11-24 37
Особенности выполнения служебно-боевых задач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПО УНИЧТОЖЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ

БАНДФОРМИРОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ЧАСТЯМИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

(август-сентябрь 1999 года)   

сборник аналитических материалов

 

 

Владикавказ - 1999

 

 

В настоящемсборнике предпринята попытка обобщить и систематизировать по горячим следам опыт выполнения служебно-боевых задач частями и подразделениями внутренних войск МВД России в период подготовки и в ходе ведения боевых действий по уничтожению террористических бандформирований, вторгшихся в ряд районов Республики Дагестан в августе-сентябре 1999 года с территории Чеченской Республики.

Для более глубокого понимания особенностей общественно-политической обстановки, сложившейся в Республике Дагестан накануне агрессии, в сборнике приведен ее анализ.

Кроме того, в сборнике авторами сделана попытка раскрытия некоторых особенностей подготовки и ведения специальных операций частями и подразделениями внутренних войск МВД России и Российской Армии, организации морально-психологического обеспечения выполнения служебно-боевых задач по уничтожению террористических бандформирований.

 По мнению авторов, сборник может быть использован в теории и практике обучения и воспитания личного состава, при подготовке его к выполнению служебно-боевых задач, связанных с организацией и ведением специальных операций по обеспечению общественной безопасности, конституционных прав граждан, а также в ходе образовательного процесса вузов внутренних войск МВД России.

Сборник подготовлен коллективом авторов в составе: Данилова В.С. (глава I, V), Денисова В.В. (глава II), Дорошенко А.А. (глава IV), Ковалева А.П. (глава I, V), Коптева И.В. (приложения), Лохова В.П. (глава III), под общей редакцией начальника военного института, кандидата педагогических наук, доцента генерал-майора Светличного В.И.                                

       

СОДЕРЖАНИЕ

1. Ковалев А.П., Данилов В.С. Некоторый анализ общественно-политической обстановки в Республике Дагестан перед началом и в ходе ведения боевых действий по уничтожению террористических бандформирований, вторгшихся с территории Чеченской Республики в августе-сентябре 1999 года................................................................…………………4

 

2. Денисов В.В. Особенности тактики действий частей и подразделений внутренних войск МВД РФ в ходе выполнения служебно-боевых задач по уничтожению террористических бандформирований на территории Республики Дагестан.......................................................................……………..13

 

3. Лохов В.П. Опыт действий подразделений в/ч 3642 по зачистке населенного пункта Карамахи Республики Дагестан от террористов........………16

 

4. Дорошенко А.А. Атака мотострелковым взводом опорного пункта с фланга и тыла (по опыту боевых действий в Республике Дагестан в сентябре 1999 года)..........................................................................................……..21

 

5. Ковалев А.П., Данилов В.С. Особенности организации морально-психологического обеспечения выполнения частями и подразделениями внутренних войск МВД России служебно-боевых задач по уничтожению террористических бандформирований на территории республики Дагестан.................................................................................................…………..24

 

Приложения.....................................................................................................36

 

НЕКОТОРЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ОБСТАНОВКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН ПЕРЕД НАЧАЛОМ

И В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ БАНДФОРМИРОВАНИЙ, ВТОРГШИХСЯ С ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В

АВГУСТЕ-СЕНТЯБРЕ 1999 ГОДА

 

Дагестан в переводе на русский язык означает "страна гор", он по праву считается «сердцем» Кавказа.

Агрессия вооруженных террористов, вторгшихся с территории Чечни в приграничные районы Республики Дагестан (РД), вновь обратила внимание российской и мировой общественности к событиям, происходящим на протяжении 90-х годов в Северокавказском регионе, и настоятельно потребовала глубокого переосмысления общественно-политической ситуации, сложившейся на юге России, анализ которой показывает, что в настоящее время решающее влияние на ее динамику оказывают следующие факторы:

1) Экономический и социальный.

Традиционно Республика Дагестан, как и большинство республик Северного Кавказа, относится к регионам дотационным, с низким уровнем экономического и социального развития и наличием избыточного мужского населения. 

Кризисные явления последних лет, усугубленные внутри региональными политическими конфликтами, спадом экономического производства, снижением жизненного уровня основной массы населения, затронули в полной мере и экономику РД.

Резкое сокращение промышленного производства, по сравнению с другими российскими регионами, было наиболее значительным и составило более 75 процентов от уровня 1991 года. Резко снизилась инвестиционная активность федерального центра, что также еще более усугубило положение дел.

Как следствие всего этого - самый низкий в России уровень дохода в расчете на душу населения. Дополнительную напряженность создавало тяжелое положение с занятостью местных жителей.

По некоторым оценкам, уровень безработицы в республике превышает 12 процентов.

Безработная молодежь, не находя применения своим силам, являлась хорошей питательной средой для всякого рода экстремистских течений.

2) Национальный.

Существенным фактором, влияющим на ситуацию в Дагестане, является многонациональный характер населения республики (более 60 наций и народностей), численность которого составляет 2 млн. 66 тыс. человек.

Среди них: аварцы составляют - 496,1 тыс. чел. (27% от общей численности населения РД), даргинцы - 280,4 тыс. чел. (15%), кумыки - 231,9 тыс. чел. (12%), лезгины - 204,4 тыс. чел. (11%), русские - 185 тыс. чел. (9%), лакцы - 91,7 тыс. чел. (5%), табасараны - 78,1 тыс. чел. (4%), чеченцы - 57,9 тыс. чел. (3%), ногайцы - 28,3 тыс. чел. (2%).

Сегодня почти все народы Северо-Кавказского региона, даже малочисленные, имеют собственные национальные организации или национально-культурные центры. Наибольшей активностью отличаются: аварское народное движение имени имама Шамиля, кумыкское народное движение "Тенглик", лакское народное движение "Кази-Кумух", лезгинское движение "Садвал", межрегиональное ногайское движение "Бирлик".

За последние два-три года национальные организации РД значительно укрепили свои позиции. Их часто поддерживают коренные жители не потому, что они выражают интересы широких слоев населения, а потому, что усиливается общее недовольство развитием общей ситуации в республике. Отношения между различными национальными организациями складываются сложно: заверения в дружбе сочетаются с конфликтами и вооруженным противостоянием. Все это вполне закономерно, так как их интересы существенно различаются.

Деятельность некоторых национальных движений не способствует достижению национального примирения и согласия, а их лозунги и программные установки часто направлены на создание автономий и противоречат Конституции республики.

Непростые взаимоотношения с руководством республики у чеченцев-аккинцев. Они обвиняют дагестанские власти в попытках провоцирования конфликта в Хасавюртовском районе. По мнению лидеров республиканского Совета чеченцев-аккинцев, их дискриминируют, держат под подозрением на исконно чеченской земле. Чеченские радикалы активно пытаются установить связи с некоторыми группами чеченцев-аккинцев. Наиболее экстремистски настроенные из них заявляют, что незачем требовать присоединения к Чечне только Хасавюртовского района. По их мнению, Дагестан в переводе с чеченского - "земля предков", а значит Дагестан и Чечня должны стать единым исламским государством, как это было во время имамата Шамиля.

Безусловно, что в ходе последних событий в ряде районов республики многие лидеры национальных движений, под влиянием сложившегося общественного мнения, осудили агрессию и открестились от своих чеченских покровителей. Но нет никаких гарантий, что они сделали это искренне, а не в угоду своим конъюнктурным соображениям.

Еще одна крупная проблема, беспокоящая руководство Республики Дагестан, - лезгины, проживающие на юге Дагестана и в Азербайджане, разделенные государственными границами. Еще в июле 1990 года на учредительном съезде лезгинского движения "Садвал" был поставлен вопрос о создании единой республики Лезгистан. Проблема стала особенно остра после распада СССР и появления госграницы с Азербайджаном. Так, в феврале 1992 года в Южном Дагестане начались массовые выступления лезгин, которые достигли своего пика активности через полгода при поддержке лезгин и аварцев, проживающих в Азербайджане. И только обещание республиканского центра сохранить "прозрачность границы" позволило как-то смягчить и нормализовать ситуацию.

Тем не менее, она обостряется всякий раз, когда происходит очередное ужесточение условий пересечения границ между Россией и Азербайджаном.

Многонациональность Дагестана также влияет существенным образом на политическую структуру при формировании органов государственной власти (более подробно см. приложение 1).

На сегодняшний день местная избирательная система наиболее сложная в России.

Высшим представительным и законодательным органом власти (парламентом) Дагестана является Народное Собрание, которое состоит из 121 депутата, избираемых сроком на 4 года.

Высший орган исполнительной власти республики - Государственный Совет - избирается Конституционным собранием, которое формируется из 121 депутата Народного Собрания и 121 делегата с мест.

Государственный Совет Республики Дагестан состоит из 14 человек, избираемых сроком на 4 года по одному от каждой из основных национальностей, проживающих на территории республики. В состав Государственного Совета не может входить более одного представителя одной и той же национальности.

Безусловно, такая сложная политическая конструкция, пытающаяся учесть интересы всех народов Дагестана, во многом сглаживает существующие национальные противоречия. Однако, по чисто объективным обстоятельствам она не может быть идеальной и не содержать в себе противоречий, на которых постоянно спекулируют разного рода национальные движения, в том числе и сепаратистского толка.

Сегодня не учитывать данные обстоятельства невозможно.

Поэтому, сепаратистские тенденции, имеющие место в республике, привлекают к себе особенный интерес со стороны различного рода экстремистов. Хотя, для подавляющего большинства населения очевидно, что сепаратизм - это тупиковый путь для дагестанских народов, который в условиях перенасыщенности региона оружием может привести к кровавым событиям.

3) Религиозный.

Население республики традиционно придерживается духовных ценностей трех религий: ислама (суннитское и шиитское направление), христианства (русское православие, армяно-григорианство, ряд сект) и иудаизм.

В настоящее время появляются новые религиозные течения, среди которых следует отметить распространение ваххабизма и протестанства североамериканского типа.

Мусульманство суннитского направления традиционно исповедуют аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, рутульцы, агулы и цахуры, чеченцы, ногайцы и проживающие в Дагестане татары.

Общая численность единоверцев - суннитов в республике, судя по численному составу национальных групп, составляет около 87% населения. (Примечание: Суннизм - одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. Наряду с Кораном, сунниты признают святость Сунны. Сунна (араб. - образ действия, поведения) является священным преданием ислама. Она содержит рассказы (хадисы) пророков о поступках и изречениях Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Таких рассказов, сообщений насчитывается десятки тысяч. Принципиальное отличие Сунны от Корана состоит в том, что Сунна является сборником высказываний пророка (человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е. имеют свое «начало», а Коран существовал «всегда». Последователи суннитского направления ислама, помимо пророка Мухаммеда и халифа Али, чтят также халифов Абу Бекра, Омара, Османа, которых отвергают шииты, считая их узурпаторами).

Мусульманство шиитского направления исповедует меньшинство -дагестанские азербайджанцы и жители одного лезгинского селения в Ахтынском районе - Мискинжи.

Общая численность шиитов в Дагестане около 4,5% населения. (Примечание: Шиизм (от араб. шие - группа приверженцев) возник в VII веке на почве споров о числе имамов. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда и толкователями ислама лишь династию 12 имамов - Алидов (Али и его прямых потомков от брака с дочерью Мухаммеда - Фатимой). Шиизм - государственная религия в Иране, Йеменской Арабской Республике, распространен в Южном Ираке, Азербайджане).

Традиционно исповедуют христианство в Дагестане, главным образом, русские, украинцы, белорусы и армяне. Всего их в республике около 8% населения.

Иудаизму в Дагестане привержены таты или горские евреи, которых в республике насчитывается около 18,5 тыс. чел. или менее 1%.

Преобладающей религией в Республике Дагестан, безусловно, является ислам.

Число служителей мусульманского культа, по официальным данным, на начало 1999 года составляет более 3500 человек. В мусульманских религиозных общинах работают более 2000 имамов и мулл (руководителей мечетей и муэдзинов (глашатаев). В республике зарегистрировано 15 суфийских мюридских братств, которые отличаются жесткой дисциплиной и преданностью мюридов (учеников, приверженцев) своему шейху, с которым их связывает духовный обет. Почти все они по своему составу моно национальные.

В республике действуют три исламские политические партии, одна из которых - Исламская партия Дагестана - пользуется заметным влиянием. В сферу религиозной жизни мусульман вовлечены десятки тысяч активистов.

Однако, несмотря на существенное укрепление своих позиций, ислам не стал консолидирующим фактором для дагестанских народов. Более того, четко обозначились тенденции раздробления ислама на отдельные движения, региональные советы, духовные управления, партии, клановые группировки. На этом фоне отмечается дальнейшая политизация ислама, усиление разногласий и противоречий между отдельными мусульманскими общинами, усиление политических позиций ваххабитов. (Примечание: Ваххабизм - это религиозно-политическое течение в суннитском исламе, возникшее в середине XVIII века в Аравии. По сути, данное учение отрицает необходимость культа пророка Мухаммеда. Такой подход к вере, практически, делает ненужным духовенство.

Основатель - арабский богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаби (по имени которого названо движение).

Он выступил за возрождение "чистоты" ислама, за "подлинное" единобожие, исключающее всех посредников между человеком и Аллахом.

В настоящее время ваххабизм является государственной идеологией Саудовской Аравии. Большое количество его приверженцев - в Омане, Кувейте, ОАЭ, Пакистане, Афганистане. (Более подробно см. приложение 2).

 По данным представителей Духовного управления мусульман Республики Дагестан, общее количество сторонников ваххабитов в настоящее время достигает 40 тыс. человек. Увеличению их численности в РД способствует, с одной стороны, ухудшение социально-экономической ситуации и снижение жизненного уровня населения, а с другой - щедрая финансовая и материальная помощь со стороны ряда арабских стран.

Основным каналом распространения ваххабизма в республике является бесконтрольная экспансия, совершаемая центрами ваххабизма, расположенными в Саудовской Аравии, Кувейте и Египте.

Ваххабиты выпускают и бесплатно распространяют многочисленную исламскую литературу, создают коммуникационные центры, учебные заведения, оказывают гуманитарную помощь беженцам, материально нуждающимся, отправляют молодежь на обучение за рубеж.

По утверждению представителей официального духовенства, с помощью саудовских и чеченских ваххабитов в республике были созданы фундаменталистские партии "Нахдат" и "Джамалтул-муслемин", выдвигающие лозунги создания в Дагестане исламского государства.

Как показали последние события в республике, носителями радикального фундаментализма ваххабитского толка все больше выступают неформальные группировки экстремистов.

Центром дагестанского ваххабизма принято считать г. Кизилюрт. Ваххабитские общины, действуя самостоятельно, вне государственной базы, оказывают все возрастающее влияние на ход событий в различных регионах республики. Для этого у них имеются необходимые помещения, техника, финансовые средства. В последнее время ваххабиты значительно усилили свои позиции в Кизилюртовском, Цумадинском, Буйнакском, Хасавюртовском, Карабадахкентском районах. Их влияние начало проникать и в южные районы республики.

Лидерам ваххабитских общин Дагестана с помощью своих сторонников в соседней Чечне, где корни религиозного экстремизма еще глубже, многократно удавалось осложнять религиозную и межнациональную обстановку в республике.

Последние события в РД демонстрируют продолжающееся объединение чеченских и дагестанских сторонников ваххабизма. Еще в июне 1997 года ваххабиты Дагестана в Грозном вместе с лидерами ваххабитского движения Чечни создали постоянно действующую комиссию для координации своей деятельности.

Конечной целью своей деятельности они провозгласили установление исламского государства на территории мусульманских регионов России (прежде всего, в Чечне и Дагестане). Как считают ваххабиты, становление такого типа государства должно пройти в три этапа:

1. Распространение ислама и признание единого Аллаха.

2. Укрепление единства и братства мусульман.

3. Джихад, в результате которого должно установиться теократическое исламское государство.

По мнению дагестанских ваххабитов, их республика сейчас переходит от второго к третьему этапу, то есть начинается джихад.

10 августа 1999 года так называемая Шура Дагестана на своем заседании в Ботлихском районе приняла "Декларацию о восстановлении Исламского государства Дагестан". В этом документе джихад и война до полного изгнания кафиров (неверных) объявляется обязанностью каждого мусульманина. Шура обратилась к чеченскому государству и народу с призывом оказать поддержку дагестанским мусульманам.

Несмотря на негативную реакцию самого последовательного противника распространения ваххабизма - Духовного управления мусульман Дагестана - давно выразившего свою официальную позицию относительно того, что на их земле нет условий и предпосылок для объявления газавата и создания шариатской республики, ваххабиты продолжают наращивать свои усилия по достижению объявленных целей.

Даже краткий анализ общественно-политической ситуации в РД, сложившейся накануне вторжения террористических бандформирований и их уничтожения, показывает, насколько она сложна, противоречива и взрывоопасна. Для ее оздоровления необходим комплексный подход как со стороны федерального центра, так и местного руководства республики, продуманные и решительные действия, направленные на оздоровление экономического, политического и межнационального состояния общества, дискредитацию и борьбу с радикально настроенной его частью.

         


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.