Психологические особенности подростково - юношеского возраста — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Психологические особенности подростково - юношеского возраста

2022-11-24 29
Психологические особенности подростково - юношеского возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подростковый возраст - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Хронологические границы возраста можно условно разделить на 2 периода: период от 11 до 14 лет собственно подростковый возраст, от 15 до 19 лет юношество.

Подростковый и юношеский возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающие все стороны развития. Биологически он относится к препубертатному и пубертатному периоду, т.е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развитая (временные различия у мальчиков и девочек), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы.

Наиболее существенные изменения с структуре психических познавательных процессов у лиц, дстигших подросткового возраста, наблюдаются в интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое отражение в стиле мышления. Познавательные процессы в старших классах делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средст познания очень часто опережает собственно личностное развитие.

Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для собственно подросткового возраста характерна резкая смена настроения и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапозон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опят общения со сверстниками - все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное лицо, явление, событие), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства юмора и пр.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

В возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающие на основе сознательно принятого решения, многие интересы приобретают характер стойкого влечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная принадлежность какой- нибудь группе.

Одной из важных особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового созревания и к сексуальной сфере, влечение к противоположному полу. Обнаруживаются четко выраженные тендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков.

Другой особенностью мотивационной сферы является возникновение потребностей и мотивов обуславливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Подростковый период очень важен в развитии Я_концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развитая личности.

В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется факторами: половым созреванием, маргинальным социальным положением, а также сформировавшимися индивидуальными особенностями.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реацией группирования.

Кроме этого актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых - реакция эмансипации, что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними

В заключении следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

 

26. Теория акцентуированных личностей К. Леонгарда

Если характер видоизменяется и какая-то черта оказывается в нем чрезмерно выраженной, что человек приобретает особую чувствительность к некоторым сторонам действительности, в этом случае говорят о наличии у него акцентуации характера.

К. Леонгард составил классификацию акцентуаций характера, которые он понимал как крайние варианты нормы, поэтому описание типов производит впечатление скорее перечисления недостатков человека, чем указывает на его сильные стороны. Сам Леонгард, введя новое понятие, вначале выделил 4 акцентуаций харакгера (X) и 6 акцентуаций темперамента (Т).

Сейчас, особенно в рамках отечественного подхода, это разделение имеет скорее историческую ценность.

Демонстративный (истероидный) (X) тип отмечается, когда человек больше всего стремится быть в центре внимания, при этом забывая о том, что он делает, и о том, как он это делает. Для демонстративного типа характерна высокая способность к вытеснению и зависимости от социального окружения, внушаемость. Педантичный (сверхпунктуальный) (X) тип имеет склонность долго передживать мелкие обиды, придавать сверхважные значения незначительным событиям. Он склонен придерживаться образца поведения, традиционен, со сверхответственностью.

Застревающий (X) тип имеет сложности с переключением от одного состояния к дургому, а наиболее выраженная его черта - это формирование так называемых сверхценных идей, которым он придает исключительное значение и на службу которым он готов поставить собственную жизнь и жизнь других людей. Поскольку положительные эмоции могут легче разрешаться в повседневности, чем отрицательные, застревающие склонны подолгу фиксироваться на неотреагированных чувствах обиды, ненависти, вины.

Возбудимый (X) тип с трудом контролирует свои влечения, высказывания и поведение в целом. Склонен неожиданно взорваться и отвечать неодекватно сильной реакцией на незначительный раздражитель. Склонен возвращаться к обидам и мстить спустя большой промежуток времени.

Гипертимический (Т) тип всегда находится в приподнятом настроении, одержим жаждой деятельности, в связи с чем не всегда внимателен к окружающим и с трудом контролирует свое собственное состояние. Ребенок - будущий гипертим, просыпаясь, начинает улыбаться, и положительное мироотношение не всегда обусловлено объективными достижениями.

Дистимический (Т) тип, напротив, характеризуется сниженным настроением, фиксируется на мрачных сторонах жизни. Просыпаясь, чаще начинает плакать, а во взрослом возрасте редко осознает и признает светлые стороны жизни, вызывая у окружающих неадекватное чувство вины, в связи с чем имеет не очень высокий статус в группе.

Тревожно-боязливый (Т) тип склонен к страхам, испытывает тревогу, даже в связи с несложными жизненными задачами.

Циклотимический (Т) тип, объединяя недостатки дистимического и тревожно- боязливого типов, склонен к смене высокого тонуса состоянием упадка. В случае патологического развития личности обнаруживается маниакально-депрессивный психоз.

Эмотивный (Т) тип живет чувствами, переживая весь диапазон эмоциональных состояний, легко заражаясь настроением других людей и испытывая влияния произведений искусства.

Аффективно-экзальтированный (Т) тип - включает в себя людей тонких и впечатлительных, которым иллюзорный мир нередко заменяет реальность.

Перечисленные признаки присутствуют при значительной выраженности обсуждаемых акцентуаций, при небольших же значениях они могут быть весьма полезными - так, наличие истероидной акцентуации является необходимой предпосылкой для любой публичной профессии.

Данная типология не вполне отвечает требованиям предъявленным к составлению научной классификации. К.Леонгард стремился обозначить лишь те черты характера, которые приносят людям сложности в жизни.

Чаще всего классификация Леонгарда используется при работе с подростками, у которых характер еще не устоялся.

 

Теория социальной установки

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривают как идентичное. Тем более, что набор определений раскрыывающих содержание этих двух понятий действительно схож: склонность, направленность, готовность. Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Узнадзе, и сферу действия «социальных установок»

В концепции Узнадзе установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием которое обуславливается 2 факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации. Установка в контексте Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению высших форм человеческой деятельности.

В западной социальной психологии и социологии возникла традиция изучения социальной установки (Г. Олпорт, У. Томас, Смит М., Р. Лапьер). Для обозначения социапьных установок использовался термин аттитюд. Аттютюд понимался всеми как:

A) определенное состояние сознания и нервной системы, Б) выражающее готовность к реакции,.

B) организованное,

Г) на основе предшествующего опыта,

Д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведдение.

Т.о. в социальной психологии аттитюд понимается как предрасположенность

(склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения.

Принято выделять 4 потенциальные функции аттитюда: социально приспособительная (утилитарная, адаптивная) аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его цели, когнитивная (функция знания) - аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту, упрощает нашу ориентацию в мире,

функция выражения (экспрессивно-оценочная) - проявляется в мнениях и поведении,

функция психологической защиты - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. М. Смит разработал 3 компонентную структуру аттитюда, выделив: когнитивный (осознание объекта социальной установки), аффективный (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства антипатии или симпатии к нему), поведенческий (конативный) (последовательное поведение по отношению к объекту) компоненты.

Многими эмпирическими исследованиями обнаружена рассогласованность как между отдельными компонентами аттитюда, так и между аттитюдом и реальным поведением. Так, Ричард Ла Пьер выявил у 90 % исследованных владельцев ресторанов и отелей явно выраженный негативный аттитюд относительно обслуживания китайцев, что практически в 100% случаев противоречило реальному их поведению (так называемый парадокс Ла Пьера). Н. Рокич предположил одновременное существование 2-х аттитюдов-на объект и на ситуацию. В эксперименте Лапьера оттитюд на объект был негативным, но возобладал аттитюд на ситуацию-хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса.

Одна из главных проблем, возникших при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок: в бихевиоризме для понимания факта изменения аттитюдов используют принцип научения: аттитюды человека меняются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер аттитюда, изменять его. Однако аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно лишь при условии включения социальных факторов. Подкрепление в бихевиористической традиции не связано с такого рода факторами.

В когнитивной психологии объяснение изменения аттитюда дается с позиции теории соответствия: изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например сталкивается негативный аттитюд на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, давшее этому объекту позитивную характеристику. Важно, что стимулом изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. однозначного восприятия окружающего мира.

Проблема адекватного подхода к изменению социальной установки остается открытой.

 

28. Сознание: сущность, структура и функции

Сознание - предельная абстракция и одновременно вечная пррблема философии, психологии и социологии.

В небольшой, но очень ёмкой работе «Сознание н его границы», не потерявшей своей актуальности и сегодня, под сознанием В.М. Бехтерев понимает «субъективную окраску» или субъективное, то есть внутреннее непосредственно воспринимаемое состояние, которое сопровождается многие психические процессы. В зависимости от содержания сознания («присутствия в сознании сфер тех или иных представлений») В.М. Бехтерев считает воз­можным говорить о «специальных видах сознания». С качественной точки зрения В.М. Бех­терев выдаёт б форм сознания, которые определяют также различные степени развития со­держания сознания (от низшей к высшей):

• сознания своего существования,

• сознание своего тела,

• сознание окружающего пространства,

• сознание времени,

• сознание своей личности,

• сознание своего сознания.

Характеризуя простейшие формы сознания (сознание своего существования) В.М. Бех­терев пишет о «неясном безотносительном чувствовании собственного существования». Сле­дующая форма (сознание своего тела) не вполне соответствует по сути своему названию (в современной терминологии), так как В.М.Бехтерев определяет её как «группу представлений о Я, как субъекте, в отличие от не-Я, или объекте, тз которой вырабатывается так называемое самосознание». Однако В.М.Бехтерев имеет ввиду для этой 2-й формы именно рефлектиро- ванные телесные самоощущения - «состояние сознания, когда в нём присутствует или, что все равно, каждую минуту может быть вызван ряд представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр.»

Сознание пространства Бехтерев объясняет как сознание пространственных представ­лений об окружающем мире.

Высшую ступень (форму) сознания самоосознания Бехтерев определяет как «то состоя­ние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или иные из бывших прежде в его сознании представлений, с другой —может давать отчёт о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних пред­ставлений другими, то есть может анализировать происходящие в нём самом психические процессы», Бехтерев называет сознание этого уровня способностью самопознания и считает её «характеристическим признаком полного сознания» (в современной терминологии —реф­лексия). Представляется важным также введённое Бехтеревым понятие «объем сознания», то есть предельное количество представлений, единовременно содержащихся в сознании. Обра­щают на себя внимание также выделенные Бехтеревым в сфере осознаваемых явлений «тем­ного поля сознания» (смутно припоминаемые впечатления., едва достигающие сферы созна­ния) н поля ясного сознания (ступени, уровни).

Вопросы структуры сознания, Один из подходов к изучению смысловых компонентов сознания был обозначен А.Н. Леонтьевым: «Сьзнание должно быть психически раскрыто в его собственной характеристике. Оно должно быть понято не как знание только, но как отно­шение, как направленность». Здесь позиция А.Н. Леонтьева тесно смыкается с точкой зрения В.Н, Мясищева, работавшего в русле теории отношений. Таким образом, понятие сознания вновь характеризуется бинарной структурой, выраженной Мясищевым следующим образом: «В понятие сознания входит как знание, «осознавание» объектов внешнего мира, гак н отно­шение человека к осознаваемым объектам». Вторая характеристика сознания, отношение, очевидно, не всегда н не в полном объёме «осознаваема» - н ее непосредственное исследова­ние требует иных средств. Изучение первой, вполне осознаваемой характеристики, весьма часто даёт возможность оценить также систему отношений. В кратком психологическом сло­варе сознание определяется как высший уровень психического отражения, присущий только человеку н эмпирически проявляющийся в совокупности чувственных и умственных обра­зов. Более конкретно, как «отношение к миру со знанием», определяется сознание в др. пси­хологическом словаре. Знаменательно, что в приведённых определениях противопоставлены 2 стороны сознания, а именно: процессы сознания (внимание, память, аффект н др.) н содер­жание сознания (если отношение понимать как «осознание бытия»).

Другой план проблемы сознания представлен в определении В.В. Давыдова, согласно которому «сознание - -это воспроизведение человеком идеального образа своей целепола- гающей деятельности и идеального представительства в ней позиции других людей». Следу­ет отметить, что использование в этом определении понятия идеального означает коллектив­но созданный людьми мир духовной культуры, мир исторически складывающихся н соци­ально зафиксированных всеобщих представлений. Здесь скорее представлен механизм поро­ждения и функционирования сознания, что выражено в тезисе В.П. Зинченко о том, что «ин- териоризации сознания, прорастанию его в индивиде всегда сопутствует возникновение и развитие оппозиции: Я —второе Я. Это означает, что сознание отдельного индивида сохраня­ет свою диалогическую природу и соответственно социалогическую детерминацию».

Классифицируя уровни сознания Ф.Е. Василюк использует схему «диалога» установок: наблюдатель (субъект) -н-блюдаемый (объект) н таким образом выделяет 4 состояния: субъ­ект - -убъект (рефлексия); субъект - объект (сознавание); объект —субъект (переживание); объект-объект (бессознательное).

Менее дробная классификация предлагается В.А. Ганзеном н АА "«остевым. Они раз­личают «актуальное сознание, под которым подразумевается прохождение определённого психического содержания через фокус сознания, н потенциальное сознание —запас одержа- ний психического, который всегда присутствует в памяти в любой момент актуального соз­нания и при определённых условиях может стать фактом последнего» (проблематики неосоз­наваемого психического).

В этой схеме, напоминающей поля тёмного н ясного сознания В.М.Бехтерева, помеща­ются попарно все уровни сознания по Ф.Е.Василюку: «актуальное сознание —рефлексия н сознавание; потенциальное сознание —переживание н бессознательное». В структуре инди­видуального сознания

обычно выделяют 4 основные психические характеристики:

1. Совокупность знаний;

2. Различение субъекта и объекта;

3. Целеполагание деятельности;

4. Отношение к миру, другим людям, себе.

Последнее обычно включается в состав эмоциональных переживаний. Однако можно рассматривать сознание —тношение и как смысл действительности, отражённой в сознании человека, или как отношение в обобщённом значении В.Н. Мясищева. Сознание рассматри­вается также как единство всех психических процесоов, состояний н свойств личности, то есть как высшая интегрирующая форма психики. Такой подход находит своё естественное обобщение в понятии «групповое оознание», когда исследуются групповые процессы вос­приятия, памяти, эмоций и т.д.

Если обратиться к онтогенезу индивидуального сознания, то согласно В.Н. Мясищеву, можно выделить 3 этапа:

1. Этап безличного «называния».

2. Этап личностного, осознанного отношения. 3) Этап осознания объективно обусловленной необходимости н личностного отноше­ния к ней.

В отношении компонентов структуры сознания можно обратиться к схеме В.А. Ганзена: СОЗНАНИЕ

Внимание Память

Перцепция Аффект    Мышление

Воля

Ощущения Восприятие Эмоции Чувства Воображение Речь Мотивация Действие

Процессы внимания и памяти носят сквозной характер, ни один другой процесс без внимания и памяти невозможен, они сопровождают все др.процессы. Сознание невозможно без внимания и памяти. Любая патология сознания сопровождается нарушением внимания и памяти. Эти процессы наиболее биологически защищены. Внимание связано с работай ретикулярной формации - расположенной в глубинных отделах мозга. Память распределена по всему мозгу и это обеспечивает высшую защищенность памяти. Функции сознания выделенные Акоповым Г.В. в рамках дисциплины введение в психологию:

· функция целеполагания (высший уровень целенаправленной активности человека),

· планирования и программирования. (План-перечень действий соответствующиий избранной деятельности). Отношения и оценки.

· Прогнозирования, предвосхищения, антиципации,

· Рефликсии и самосознания (рефлексия как переживание со стороны, способ посмотреть на свои действия, самосознание-сознание человека себя как личности).

 

29. Социальная психология личности


Существует 2 подхода к решению проблемы о предмете СП.

1 - понимает под задачей СП исследование лич-ти. Конечно, она должна рассмат­риваться в контексте группы, но акцент все же делается на лич-ть, на ее соц-но обу­словленные хар-ки, на формирование в ней опред-ых качеств в результате соц. воз­действия.

2- лич-ть не главный объект исследования, т. к. сам "замысел" сущ-ния этой отрас­ли психо-ого знания состоит в том, чтобы изучать ^ ю группы". Андреева считает, что лич-ть необходимо изучать СП, но в специф-ком аспекте. Для СП важно уста­новить, чем отличается ее подход к исслед-ю лич-ти от подходов к этой проблеме социологии и общепсихологическом подходе. Социол-я изучает лич-сть, не как ин­дивидуальность а,как соц тип, "обезличенную личность, выявляет, каким образом сформир-сь эти социально типические черты. Почему в одних условиях форМир-я лич-ти они проявляя-ся в полной мере, а в др возникли какие-то иные социально - типические черты вопреки принадлежности лич-тн к определенной соц гр. Для это­го здесь делается акцент на микросреду формир-я лич-ти, хотя это не означает от­каз от иссле-ия и макросреды ее формир-я.

В общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. В отличие от общей психологии СП рассматривает поведение и деят-ть в конкретных соц гр-ах, индивидуальный вклад каждой лич-ти в деят-ть группы, причины, от кот зависит величина этого вклада в общ деят-ть (они м/корениться в хар-ре и ур-не развития тех гр, в кот-х лич-ть дей-ет, а также самой лич-тн).М/сказать, что для СП гл ориен­тиром в иссле-нии лич-ти явл-ся взаимоотношение лич-ти с гр-ой.

Представление о структуре личности. Социологический подход понимает личность как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с др.людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения. Для психологического подхода характерно понимание личности как конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей. Хотя социологический подход также присутствует внутри общей психологии в качестве одного из полюсов.

Наиболее полным выражение психологического подхода явилась концепция Ананьева о целостной структуре человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. При этом подчеркивалось, что в структуре человека как личности и субъекта деятельности функционируют природные свойства как индивида. В природные свойства включены возрастно-половые, нейродинамические, конституционально-биохимические свойства.

Платонов К. выделил в структуре личности различные подструктуры: биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные свойства), психологическая подструктура (индивидуальные свойства ВПП - памяти, эмоций, мышления и т.д.), подструктура социального опыта (приобретенные зУН, привычки), подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы и т.д.).

Выготский, Рубинштейн, Леонтьев трактуют личность как надприродное, историческое в человеке, что возникает в результате культурного развития, поэтому личность - категория общественная, а не психологическая. Личность выступает с одной стороны как условие деятельности, а с другой как ее продукт.

В работах Б.Д. Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе СП, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Социологический подход -в нем личность рассматривается как объект социальных отношений, а в общепс - акцент сделан лишь на всеобщих механизмах психической деятельности индивида. Задача же СП - раскрыть всю структуру сложности личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений.

Т.о. Проблематика лич-ти в СП

1. Самое гл - выявление закономер-ей, кот подчиняя-ся поведе-ю и дят-ти лич-ти, включенной в опред-ую соц тр.Но этот блок исследования не м/лежать вне иссле-я гр-пы. Решая проблемы лич-ти в СП, необходимо возвратиться ко всем проб-ам, кот решались для гр-пы, но посмотреть на них не со стороны гр-ы, а со стороны лич-ти.

2. Специальные проблемы решаемые СП лич-ти:

а)    проблема социализации. Социализация-двусторонний процесс включ-нй в себя с I стороны - усвоение индивидом соц опыта путем вхождения в соц среду, а с др - воздействие чел на соц среду засчет его активной деят-ти. Социа-ция осуществля­ется в 3 сферах: деят-ти, общение, самосоз-е.

б)   проблема соц установки - как лич-ть действует в условиях активного общения с др. Соц установка рассматр-ся как иерархия уровней:

- элементарные фиксированные уста-ки - формируются на основе витальных по­требностей и в простейших ситуациях (установка по Узнадзе);

- соц-но-фикс-ные установки (аттитюды) - формируются на основе потреб-ти в об­щении, в малой гр;

- базовые соц установки. Фиксирует общую направленность интересов лич-ти отно­сительно конкретной сферы соц деят-ти (досуг, работа);

-высший ур-нь - ценностью ориентации лич-ти (цель жизни, ср-ва удовлетворения этих целей и т.п.)

Реальное поведение индивидов в гр и в каждой конкретной ситуации зависит отто­го, какой ур-нь соц установки сработал.

в)   анализ соц-х качеств лич-ти, кот формируются в совместной деят-ти и в общении с окруж-ми (Есть немало классификаций, (лич-ые хар-ки выделяемые Кеттелом и Айзенком,эмпатия (Бодалев), способность к оценке др-го (Олпорт) и др.). На традиционном языке СП м.б. обозначена как проблема социальной иденгичнрсти.

 

30. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Социальная психология образования является межпредметной областью, прикладной отраслью социальной психологии. Исследованиями большого числа педагогических и социальных психологов определен универсальный контур социальной психологии образования в виде более или менее насыщенных комплексов вопросов, определяющих направление социально-психологического изучения личности учащихся, учебных групп и массовых психологических явлений в системе и подсистемах образования. Вся система образования включает, помимо педагогических систем разных уровней и типов, также управленческие структуры и вспомогательные организации.

Т.о. социальная психология образования изучает личность и группы в системе образования (включая массовые психологические явления).

Социально-психологическая работа в системе образования может проводиться в нескольких направлениях. Важнейшим из них и определяющим все остальные является социально-психологическая работа с целями образования. Социально- психологическое исследование целей образования обеспечит построение информационной базы образовательных программ (целей), т.е. их качественный спектр и количественное распределение. Соответственно окажется возможным проектировать систему образовательных целей, коррелированных со сложившейся ситуацией (демографической, социокультурной и социоэкономической) и потенциалом района, города, области и т.д. Социально-психологический анализ необходим при исследовании соответствия декларируемых и реально достигаемых целей в различных учреждениях образования. Весьма важно в этой сфере изучить целевые установки, представления и т.д. участников образовательного процесса (учителя, ученики, родители и т.д.).

Цели определяют все др. компоненты образовательных систем, поэтому социально-психологический анализ содержания образования в целом (всей системы) или отдельных подсистем взаимосвязан с исследованием целей, средств, форм и методов обучения, контингента педагогов и учащихся, т.е. уровня квалификации одних и готовности к обучению других.

Практическое решение вопроса о цели образования может варьироваться между технократическим и гуманитарным подходом. В первом случае преобладает идея материально-технического обеспечения жизни общества с ориентацией образования на подготовку специалистов с фиксированным уровнем знаний и умений. Преимущество технократического подхода заключается в оперативности решения ближайших задач и устойчивости системы. Гуманитарные же цели ориентированы на развитие личности, ее творческих сил и самовыражение в деятельности.

В зависимости от избранной цели конструируется содержание образования, которое может быть в большей или меньшей степени директивным, т.е. обязательным, что в свою очередь создает серьезные ограничения в подборе педагогов и учащихся. Так, приверженность к технократической идеи в преподавании математики в школе привела к большим сложностям в работе неподготовленных учителей с новыми учебниками, оказавшимися практически недоступными для большинства учащихся. В итоге, снизился уровень знаний. В этом плане гуманитарный подход несет значительно меньше негативных последствий.

Наибольшее распространение сегодня имеет смешанный подход с социально-психологической точке зрения весьма важен вопрос о дальнейшем отказе или сохранении однотипноунифицированной подготовки специалистов в системе высшего образования. В существующей системе образования все выпускники подгоняются под фиксированный единый уровень знаний. В то же время в реальном производстве допустимый диапазон индивидуальных различий в квалификации значительно шире. Речь идет о более широком пространстве знаний и умений. В этом случае распределение специалистов выпускников будет не линейным, как это имеет место в традиционной системе (по признаку уровня подготовки), а двухмерным, т.е. также и по специфической подобласти. Такой подход обеспечивает большую адаптируемость и профессиональную подвижность выпускников в постоянно меняющейся системе производства.

Следует отметить, что существующая система образования основана на модели формирования, в то время как научные и экспериментальные изыскания доказывают целесообразность развивающей модели, наиболее разработанной концепцией в которой является схема продуктивного совместного взаимодействия преподавателя и студентов (В. Ляудис), т.е. преимущественно социально-психологический процесс. Главным механизмом рассматриваемой модели является динамика субъекта образовательной деятельности. Для отслеживания этой динамики и определения ее закономерности имеется единственный путь - исследование явлений сознания. Несомненно, как отмечает Б.Ф. Ломов, «в исследовании развития личности проблема сознания должна занять первостепенное место». Основной задачей системы образования Б.Ф. Ломов считает «целенаправленное формирование сознания индивидов как сознание общественное».

Существуют много теоретических подходов к решению проблемы сознания - подходы В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.н. Леонтьева, В, Г1. Зинченко и др.

Г.В. Акопов отмечает вопрос о структуре учебного сознания, который можно ставить в двух планах: а) строение (компоненты) сознания; б) функции сознания. В отношении компонентов структуры сознания можно обратиться к схеме В.А. Ганзена:

И можно аналогичным образом выделить все известные компоненты структуры учебного сознания. Так, можно говорить об учебном внимании, памяти, аффекте, воле и прочее.

В списке важнейших функций сознания обычно выделяют познание, целеполагание, отношение, идентификации, т.е. формирования образа «я».

В системе регуляции групповой, учебной деятельности участвует также феномен группового сознания. Г.В. Акопов предлагает трехуровневую модель группового сознания как специфического промежуточного духовного образования между общественным и индивидуальным сознанием:

1 на уровне группы - общее во взглядах, суждениях, оценках;

2. на уровне личности - осознание своей общности, идентификация с группой, гордость за группу, готовность отстаивать ее интересы;

3. на уровне межличностных взаимодействий и взаимоотношений - групповые нормы, санкции, ценностные ориентации, установки.

Также можно отметить, что социальная психология образования являясь частью психологии, использует весь арсенал психологических методов. Взяв за основу классификацию В.Е. Семенова Г.В., Акопов выделяет три группы методов.

1. Методы эмпирического исследования: наблюдение, изучение документов, опрос, гесты, эксперимент, специализированные социально-психологические и психолого- педагогические методы,

2. Методы моделирования.

3. Методы социально-психологического и психолого-педагогического воздействия: методы прямого воздействия (информирование, игра, дискуссия, тренинги и т.д.); методы косвенного (опосредованного) воздействия (информирование, организация


4. стимулирования, использование стимулов и ритуалов и т.д.).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.