Что ты испытываешь, когда приступаешь к работе? — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Что ты испытываешь, когда приступаешь к работе?

2022-11-24 33
Что ты испытываешь, когда приступаешь к работе? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АЛЕКСАНДР ФИРСОВ

Материалы к биографии

Чайковский

2021

УДК 82.02(470.53)

ББК 83.3(2Рос-Рус)6-8

Ф 62

 

Составитель М. В. Бодрова

 

 

                   Александр  Фирсов  :  материалы  к биографии  / сост.

А 22 М. В. Бодрова; отв. ред. С. П. Степанкова. – Чайковский:

        Центральная библиотека, 2021. – 83 с.: фот. – (Чайковская

         ЖЗЛ).

           В сборник вошли  очерки и статьи об Александре Владимировиче

Фирсове (г.р. 1966), художнике, иллюстраторе и поэте.

УДК 82.02(470.53)

ББК 83.3(2Рос-Рус)6-8

Для бесплатного распространения

 

 

От составителя

 

В год 65-летия города Чайковского сотрудники Центральной библиотеки подготовили серию электронных изданий «Чайковская ЖЗЛ», призванную рассказать о замечательных людях города – художниках, поэтах, журналистах, режиссёрах…

Первый выпуск серии посвящён художнику и поэту Александру Фирсову.

Цель издания – раскрыть личность А. В. Фирсова, представив статьи о нём, опубликованные в местных печатных изданиях с 1997 года.

В сборник включены более 20 статей об Александре Фирсове, написанных чайковскими журналистами. Расположены статьи в порядке прямой хронологии их опубликования, чтобы можно было проследить творческое становление художника и поэта; иллюстрированы фотоматериалами.

После блока статей представлены справочно-библиографические материалы: библиография статей и книг Фирсова, опубликованных с 2004 по 2015 год; список статей о жизни и творчестве Фирсова с 1997 по 2018 год.

Издание предназначено библиотекарям, учителям, краеведам-любителям, а также всем, кто интересуется литературой и историей своего края.

 

Краткая биография

22 февраля 1966 года – родился в городе Южа Ивановской области.

С 1970 года – живёт в городе Чайковский.

1973 – 1981 – учился в школе № 10, посещал школьный факультатив по рисованию Елены Федоровны Лимоновой.

1977 – 1981 – учился в городской школе искусств, класс Алексея Лимонова.

1981 – 1984 – учился в профессионально-техническом училище № 105 по специальности художник-оформитель, декоратор.

1984 – 1999 – профессионально занимался бодибилдингом.

1986 – 1987 – работал художником-оформителем в техникуме точного приборостроения.

1988 – 1989 – работал художником-оформителем в кинотеатре «Горизонт».

1991 – 1992 – работал художником-оформителем в молодежном центре «Союз».

1993 – 1998 – учился в Чайковском институте физической культуры и спорта.

15 февраля 1997 года – открылась первая городская персональная выставка графических работ «Эротические фантазии» в Доме творчества юных.

1999 год – президент Федерации по бодибилдингу.

2000 – 2001 – проживал в городе Пермь; занимался (проходил мастер-класс) в мастерской народного художника СССР и РФ, профессора живописи Е. Н. Широкова.

21 марта 2000 года – начала работу персональная экспозиция графических работ в рамках пермского «Арт-салона» в центральном выставочном зале Пермской ярмарки.

23 апреля 2000 года – открылась персональная выставка в Добрянке, в одном из залов историко-краеведческого музея – Галерее современного искусства.

1 июня 2000 года – начала работу персональная выставка в г. Пермь в Академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского.

29 сентября 2000 года – открылась персональная выставка в Чайковской галерее филиале Пермской художественной галереи.

Октябрь 2001 года – вышел в свет пермский литературный альманах "Лабиринт" № 2 с графическими работами Фирсова на внутренних полосах.

10 января 2002 года – подписан в печать в Пермском издательстве «Звезда» сборник стихов Михаила Шебунина с рисунками А. Фирсова.

11 сентября 2002 год – начала работу персональная выставка «Прорыв» в городе Ижевске в Удмуртском государственном музее изобразительного искусства.

12 августа 2004 года – первая публикация стихотворений в местной газете «Частный Интерес».

10 сентября 2004 года – открытие пятнадцатой юбилейной персональной графической выставки «Вещаю правду смелости любой» в КДЦ «Горизонт» г. Чайковский.

26 ноября 2004 года – состоялся первый концерт «Певица и художник»: совместный творческий дуэт Маричева – Фирсов.

2005 год – номинирован на губернаторскую премию в области культуры (изобразительного искусства), г. Пермь

2007 год – входит со своими стихами в поэтический сборник местных авторов «Этюды с Чайковским».

Год

– выпускается музыкальный альбом «Свечи под дождем», с исполнением Фирсовым песен на стихи С. Маричевой;

– ижевское издательство «Бон Анца» издаёт иллюстрированный сборник «Свечи под дождём», совместный проект художника и поэта Александра Фирсова с поэтессой Светланой Маричевой;

12 июня 2009 года – творческому дуэту Фирсов – Маричева торжественно на праздновании Дня города вручена премии «Глория» за достижения в области культуры и искусства на стадионе «Центральный».

2011 год – выступил иллюстратором и идейным соавтором книги для детей «В гостях у бабы Дуси» Светланы Маричевой.

2013 год – издаёт поэтический сборник «Мысли-волны» в чайковском издательстве «Регион».

2015 год – входит со своими картинами на военную тему в сборник «Чайковские авторы о войне», изданный ижевским издательством «Бон Анца».

2016 год – выступил иллюстратором книги Натальи Столяровой «Целый мир – для нас».

7 февраля 2018 года – открылась авторская выставка «Свет памяти, храни мою любовь…» в художественном салоне Арт-центра «Шкатулка композитора», подводившая итоги 20-летней выставочной деятельности художника.

Имеет более 25 профессиональных художественных выставок. Работы находятся в личных собраниях России, США, Германии, Ирландии, Австралии, Индонезии, Греции, Италии.

Составитель Т. Г. Чепкасова,

вед. библиотекарь библиотеки № 10.

 

Персональные выставки произведений:

 

1997 г. (15 февраля) г. Чайковский, Дом творчества юных.

2000 г. (21 марта) г. Пермь, Центральный Выставочный Зал.

2000 г. (23 апреля) г. Добрянка, Музей современного Искусства.

2000 г. (1 июня) г. Пермь, Академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского.

2000 г. (11 августа) г. Дублин, Ирландия.

2000 г. (29 сентября) г. Чайковский, филиал Пермской Художественной Галереи.

2001 г. (15 мая) г. Пермь, Центральный Выставочный Зал.

2001 г. (18 октября) г. Пермь, Театр «У моста».

2001 г. (15 ноября) г. Пермь, Муниципальный Дворец Культуры им. Свердлова.

2002 г. (22 июня) г. Чайковский, Аллея Славы.

2002 г. (июль) с. Фоки, Чайковская птицефабрика.

2002 г. (11 сентября) г. Ижевск, Республиканский музей изобразительных искусств.

2002 г. (15 ноября) г. Чайковский, филиал Пермской Художественной Галереи.

2003 г. (11 сентября) г. Чайковский, страховая компания «Урал-Аил».

2003 г. (8 ноября) г. Ижевск, Выставочный зал союза художников.

2003 г. (28 марта) г. Ижевск, Художественная галерея «Грифон».

2004 г. (10 сентября) г. Чайковский, Культурно-деловой центр «Горизонт».

2004 г. (12 октября) Ува, пос., Районная картинная галерея.

2005 г. (8 мая) г. Чайковский, Дворец Молодёжи.

2005 г. (11 октября) г. Чайковский филиал Пермской Художественной Галереи.

2008 г. (10 октября) г. Чайковский филиал Пермской Художественной Галереи.

2012 г. (7 июня) г. Чайковский, выставочный зал, район Заря.

2013 г. (20 февраля) г. Чайковский, выставочный зал, район Заря.

2018 г. (7 февраля) г. Чайковский, арт-центр «Шкатулка композитора».

 

С. КОНОПЛЕВ

Фантазии о женщинах

 

Первая в городе выставка картин на эротическую тему прошла в Доме творчества юных (место, мягко говоря, выбрано неудачно). Дословное название вернисажа – «Эротические фантазии». И, возможно, «Уральский текстильщик» не стал бы обращаться к нему, ведь местные газеты уже сделали об этом информацию, если бы автор картин не был работником АО «Чайковский текстиль». Александр Фирсов - руководитель группы реагирования фирмы ''Чайковский текстиль - Безопасность”, и встретиться с ним не составило особого труда.

Александру 31 год. Закончил детскую школу искусств, затем в профтехучилище получил профессию художника-оформителя. Долго работал в колледже точного приборостроения, потом в кинотеатре “Горизонт” - писал афиши. Занимается культуризмом, одновременно являясь тренером клуба культуризма “Антей”. Учится на четвертом курсе института физкультуры.

– Что же, в таком случае, ближе – спорт или искусство? – спрашиваю Александра.

– Меня интересует и то, и другое. Только сейчас я уже не хочу работать художником по служебной обязанности – этот этап пройден. Хочется работать для души.

Идею своей выставки Александр раскрыл так: "Хотелось показать одну из граней сложных, даже мистических отношений к женщине. Она может быть порочной и чистой, нежной и жестокой, беззащитной и дьявольски сильной. Каждый поймет мои картины по-своему, а для меня это – страницы собственной жизни, собственное восприятие женщины".

На выставке, кроме картин А. Фирсова, присутствовала живая композиция в стиле боди-арт. Обнаженные девушки демонстрировали композицию на высоком подиуме за прозрачной шторой в сопровождении приятной музыки, что создавало иллюзию красивого образа в вечернем окне.

– Дебютом, в основном, доволен, – говорит А. Фирсов, – посетители оставили много отзывов. Не все они лестные, но это лучше, чем равнодушие.

Очевидно, выставка вдохновила художника, и у Александра появились планы на будущее.

– Надеюсь организовать что-то подобное в других городах, а к концу года увеличить число моих работ вдвое и повторить показ в Чайковском.

Пользуясь тем, что мы встретились с ним в канун 8 Марта, Александр попросил разрешения поздравить через газету всех женщин нашего предприятия с наступающим праздником и пожелать им всегда оставаться красивыми и желанными.

И мы, в свою очередь, желаем молодому сотруднику охранной службы нашего предприятия творческих успехов.

На снимке: А. Фирсов и его картины.

// Уральский текстильщик. – 1997. – 28 фев.

 

 

Виктор ДВОРНИК

Богов и смертных властелин

(отрывок)

 

Долго ожидал газетных откликов о выставке «Эротические фантазии» Александра Фирсова. Но даже те, кто системно приглашал посетить се, почему-то отмолчались. Может, потому что выставочным залом послужило одно из помещений Дома творчества юных («Искорка»). И в самом деле: дети и эротика — вроде бы не того... Что ж, каждый вправе судить в меру своей испорченности. Автор этих строк тоже.

После просмотра выставки и беседы с художником Александром Фирсовым начал просматривать томики поэтов тех времен, когда эротическая (любовная) лирика была в обычае. «Зовите на последний пир Эрота, друга наших лир, Богов и смертных властелина». Это — Александр Пушкин, ранний. Адам Мицкевич в своем «Сватовстве» более откровенен: «Просит без стесненья сказать, каков в амурных я делах». Очень точно характеризует Эрота Александр Пушкин в стихотворении «Любовь одна...» Ну, прямо убийственно точно: «Слепой амур, жестокий и пристрастный... С Пермесскими царицами согласный...» Денис Фонвизин, которого многие знают только по «Недорослю», писал: «Он с тобой амурится». Изящно, не правда ли? По крайней мере звучит лучше, чем «трахается». И в Пушкинском «Послании к Наталье» читаем: «Так и мне узнать случилось, Что за птица Купидон».

Эрот, Амур, Купидон – об этом чуть позже, а сейчас вспомним признание автора «Евгения Онегина»: «В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал…

// Огни Камы. – 1997. – 13 июня.

 

Светлана МИРОЛЕВИЧ

Художник о художнике

В рамках “Артсалона” в центральном выставочном зале Пермской ярмарки была представлена персональная экспозиция графических работ нашего 34-летнего земляка Александра Фирсова. О нем, как о художнике, и о себе рассказывает в беседе известный пермский художник Юрий ЛАПШИН. Напомним читателям, что Александр - призер кубков России, победитель областных и городских соревнований по бодибилдингу, пауэрлифтингу, армрестлингу, шахматам и пишет стихи.

Мастерская Юрия Николаевича – это царство красок, царство художника и его полотен. Образ самого художника, будто сошедшего с полотен русских мастеров, привлекает суровой мудростью, лаконичностью жестов и эмоциональной правдивостью. Лапшин много работает. Каждый день расписан по минутам. Но мы вписались в его расписание. Пользуемся гостеприимством, пьем кофе, беседуем.

Как бы Вы сами представили себя?

– Известный русский художник-авангардист Юрий Лапшин. На официальных выступлениях меня представляют народным художником России. А я уточняю, что первое звание мне дал народ и не надо его путать с государственным.

Не только в Перми, но и в России Вы известны как общественный деятель. Что у вас сегодня на этом поприще?

– На сегодняшний день у меня две крупные общественные структуры, которыми я руковожу. Это Международная лаборатория современного искусства, а также Фонд "Арт-Пермь-ХХ! век". Меня избрали его президентом коллеги: художники, архитекторы, кинематографисты, дизайнеры.

В России скептики до сих пор сомневаются в целесообразности выставочного бизнеса. Совсем недавно Вам удалось доказать плодотворность подобных мероприятий...

– Два года назад мы начали работу по формированию художественного пространства Перми. Частью этой работы является проведение “Артсалона” на Пермской ярмарке. Это самое замечательное помещение для таких целей. Инициировал эти выставки директор Пермской ярмарки Анатолий Минаков. Такая выставка, которая длится всего восемь дней, дает возможность показать ярко и убедительно состояние художественной культуры Прикамья и не только. Уже на втором “Артсалоне” были представлены работы художников из Германии, Голландии и других стран. Перспективы в этом направлении есть. Посещение – сорок тысяч зрителей. Да и зритель иного рода, те, что посещают галерею или Центральный выставочный зал, – это бизнесмены, политики, промышленники. Становится престижным здесь бывать, покупать работы.

Какова выставочная судьба художника Лапшина.

– В стране выставляюсь с 1962 года, за рубежом - с 83-го. Мои живописные и графические работы находятся в 20 странах. Они есть на всех континентах, нет только в Антарктиде. С 91 по 96 год я провел большое количество выставок в Германии. США, Франции, Испании. Португалии и т.д.

У меня была возможность посмотреть, что делается в современном изобразительном искусстве, и определить в нем свое место. Ведь в своей профессии я занимаюсь всем: живописью, графикой, скульптурой, театром, которому отдал почти 30 лет, сделал более 100 спектаклей, во многих городах России в том числе.

А как все начиналось?

– Я начинал в Орловском театре кукол, затем работал в маленьком театре маленького города. Это были самые счастливые дни в моей жизни. Потом этот театр переехал в город Чайковский. Его возглавляла Людмила Журавская. Там у меня было четыре или пять спектаклей. Я очень любил приезжать сюда. Город Чайковский мне очень нравится. С Чайковской галереей меня тоже связывает какая-то часть жизни.

Не возникло желания восстановить эти связи?

– Вариант возможен. Если представится такая возможность, я мог бы выставиться в галерее. Я открыт для переговоров по организации такой выставки.

Что может сказать о себе Лапшин-педагог?

– Надо сказать, что родители мои были педагогами. Образование у меня художественно-педагогическое. Я долгое время преподавал в художественном училище, институте культуры. Но со временем мне стала интересна работа с каким-то отдельным человеком. Но, знаете, эти люди сами находят меня. Не хочу называть себя громким словом Учитель, но уже около десяти художников прошли через мою мастерскую. Сейчас они вполне самостоятельно ищут свой путь в искусстве.

Что вы увидели в Александре Фирсове, его работах?

– Сначала я увидел его работы, и они меня очень заинтересовали. Бывают в жизни какие-то знаковые совпадения, и надо за этим увидеть не случайность. Саша начал рисовать шариковой ручкой в 90-м году. Именно в этом году я стал применять эту технику. Удивительно мастерство, которого он достиг в этой сложнейшей технике. Он красивый, интересный молодой человек, который живет своей сложной жизнью и часть ее переносит на бумагу. В некоторых работах есть то, что присуще только этому художнику и только в это время. Сейчас, когда идет механизация тела и духа, у Саши найден баланс, равновесие красоты, которое притягивает искушенного и малоискушенного зрителя. Этим Саша мне интересен. Когда мы связываемся с этой профессией, связываемся сознательно. Она забирает у нас 90 процентов жизни. Готов ли Саша сделать этот шаг? И в этом ответ на все вопросы.

Что сегодня прежде всего А. Фирсов должен оценить в своей ситуации?

– Прежде всего – выставку в Перми. Это для него значительная победа. Появились люди, зрители на выставке, которым он нужен. Я уверен, что художник Фирсов станет разным. Он пройдет путь от этого начала до совершенно иных возможностей выразить себя. Когда Саша попробует себя в различных техниках, возьмет в руки краски, почувствует свободу - он даст очень интересный результат. В нем это заложено от Господа Бога. Разве не от Бога это удивительное сочетание физического совершенства и духовного богатства?

Мне очень нравится поэтическая строка-вопрос “Какая тайна влюблена в меня?" Вы предполагаете тайну, влюбленную в Вас?

– Пожалуй. Настоящий художник должен быть тайной, а не загадкой. Загадку отгадывают. А тайну постигают мудростью и нравственностью, неподвластными фантому денег и расчета.

Спасибо за беседу, за добрые слова в адрес города Чайковского и его молодого художника.

– А что же мы забыли о читателях «Огней Камы»? Желаю всем бодрости, доброго здравия, и чтобы, как говорил немецкий классик, было звездное небо и нравственный мир вокруг нас.

Пермь. Специально для «ОК»

// Огни Камы. – 2000. – 8 апр. – С. 7.

 

 

А. КУЧУМОВ

Бо ярый

 

Демоны очень любят спорить о том, кто лучше понимает зло, кто лучше всех выражает зло и, следовательно, кто из них хуже. Художники, конечно, тоже не совсем люди, но у них с точностью все наоборот.

Роберт Шекли. «Лавка заблуждений»

Хороший у нас город, но небольшой. Небольшой в сравнении с индустриальными монстрами, на кои так щедр был XX век в контексте социалистических строек. Невелик также объем валового продукта на душу населения. Любо-дорого иное – качество этих самых душ. Отнюдь не единиц статистического учета, а конкретных людей, осознающих себя не носителями и не владельцами душ, скорее, партнерами загадочной сущности божественных проявлений на этом свете. Редко кто имеет в себе силу сохранить изначально дарованную гармонию в триединстве: сознание – душа – божественный промысел. К осмыслению этого многие из нас приходят, когда стрелка жизненных часов переваливает за тридцать. Отягощенный грузом привычно сложившегося быта, социальной роли, служебного соответствия, иной с болью понимает: а сил-то сопротивляться сосущему болоту обыденности уже и нет. Художник Александр Фирсов, «бо силой духа ярый», без преодоления препятствий свою жизнь не мыслит. В искусстве бескомпромиссностей он воин, в творчестве - странствующий бард-романтик.

 

ИГРЫ МОЛОДЕЦКИЕ

 

Легка молва народная на мифы и легенды. В начале 90-х Саша, будучи в расцвете свой спортивной славы атлета, к любым авторитетам относился критически. Стокилограммовый «шкаф» под метр девяносто ростом, на втором десятке лет, равных, по стандартам бодибилдинга, армреслинга и прочих силовых забав, в городе не имел. Будучи к тому, как все сильные люди, характера легкого и незлобивого – кто ж на такого с кондачка кинется! – имел друзей много, охотно делился с ними спортивным опытом. Зимним вечером стоял он однажды на остановке с приятелем, автобус поджидаючи. Приятель по статьям уступал Саше явно, вот и стал объектом внимания приблатненного гражданина. Гражданин подвыпивши был изрядно, и нужен был ему «рыжик» (рубль, то есть) для продолжения банкета. Слово за слово, гражданин Сашиному спутнику по «фейсу». У Саши детство дворовое, «фестивальное», но, силу свою давненько почувствовав, привык уже относиться к ней с осторожностью. Потому спокойно так, интеллигентно: мол, шел бы ты, мужик... Ан нет... Вот ведь негодяй какой, рукав у куртки порвал, оттого и полетел в сугроб. «Перышко» в лунном свете блеснуло. Взял тогда Саша гражданина, яко бог черепаху, да и подвесил на фонарный столб, ловко зацепив воротник дубленки за рога для флагштоков. Автобус подошел, друзья уехали. Только минут через сорок вызванные милицейским патрулем пожарные незадачливого гражданина со столба сняли.

А еще Саша в те времена картинки «стебовые» отменно рисовал. Руку на этом он набил в армии. Нелегкая судьба оформителей, обреченных по солдатской молодости на дембельские альбомы, его миновала. В армию юноша попал мощно слепленным физически матушкой и батюшкой, «Ареной дружбы» и секцией кекусинкай каратэ. Так что кальки дембельских альбомов лабались из чувства прекрасного. Выглядело это безумно смешно, на редкость остроумно, на грани штрафного фола, но безукоризненно-мастерски по рисунку. Друзьям Саша кальки разрисовывал с симпатией и творческим азартом. Эротический «стеб» популярностью пользовался невероятной, и не только в казарме солдатской. Редкий офицер в части выше майора не имел для товарищеской развлекаловки альбом с творчеством старшины Фирсова.

В 1990-м году на пике идеологического хаоса, городской комитет молодежных организаций задумал подкрепить характер а’ля-у’лю-либерти Чайковской студенческой весны персональной выставкой руководителя атлетического клуба «Антей» А. Фирсова. Шок общественной городской морали был обеспечен. До сих пор затрудняюсь с оценкой того несостоявшегося мероприятия. Сыграла бы положительную роль для художника Фирсова подобная экспозиция? Но то, что та авторская коллекция была безжалостно уничтожена решением одного доморощенного психолога - отвратительно. Ладно бы, сам автор, как Гоголь, а то... Варианты коллекции, впрочем, гуляют на бескрайних просторах СНГ, и если не пылятся в забытых дембельских альбомах, то наверняка являются источником остроумных идей для художников-карикатуристов.

Впрочем, в смысле шока Саша преуспел позже в 97-м, открыв в Чайковском свою первую персональную выставку

«Эротические фантазии».

 

ГАДКИЙ УТЕНОК

 

В школьные годы Саша рос мальчиком внешне неброским. Не первый по росту, не первый по силе. На физкультуре брал ловкостью, в учебе настырностью. Вертлявый пацан, каких сотни. Была одна отличительная черта в характере.

Автор этих строк знает про то с однокашного детства. Будучи ребенком рослым и пухлявым, пользуясь инертной массой, в ребяческом конфликте пихнул Сашу, и тот влетел спиной в застекленную дверь. Не грохот разбитого стекла поверг в ужас рослого однокашника. Только что ясные голубые глаза, казалось бы, поверженного противника внезапно покрылись кровавой шторкой - такое бывает у кавказских овчарок, а в воздухе со всей очевидностью проявилось: все, сейчас будут убивать. Закольцованная система школьных коридоров позволила на некоторое время оттянуть катастрофу, а затем пришло спасение в образе завуча Зои Ивановны Чурановой, женщины сугубо русской красоты, силы и стати. Это в нее со всего разбега врезался Саша и, надежно стиснутый крепкими объятьями, с беспомощной яростью взирал на мелькающие пятки удаляющегося противника.

Не только сверстники, но и старшеклассники знали про эти кровавые шторки, оттого и не задирали невзрачного пацанчика.

Нашей возрастной группе школы № 10 повезло с приобщением к искусству. Мы были первыми у молодой выпускницы Удмуртского университета Елены Федоровны Лимоновой. Она все еще преподавала общеобразовательное ИЗО, а ее ученики стали учениками ее мужа в детской школе искусств. Практически весь школьный факультатив Елены Федоровны, скучковавшийся в маленькой каморке, успешно закончил городскую «художку». Алексея Лимонова Саша глубоко почитает как Учителя, хоть и шагает сегодня далеко от его академической тропы.

Вширь и ввысь порода стремительно пошла после 14 лет. Учащийся оформительского отделения ПТУ все свое свободное время отдавал секции кекусинкай каратэ и цирковому коллективу Александра Иосифовича Нилова «Арена дружбы». Уже тогда опытный глаз старого циркача оценил незаурядные предпосылки силового гимнаста-акробата. Позже у Саши будут неоднократные приглашения от профессиональных цирковых коллективов. Фактуру и артистичность подметят продюсеры «Мосфильма». Но к этому периоду Саша будет поглощен полностью страстью, ставшей смыслом

его бытия на 15 лет – профессиональным бодибилдингом.

 

ОХОТА ПУЩЕ НЕВОЛИ

 

«Удивительно мастерство, которого он достиг в этой сложнейшей технике. Сейчас, когда идет механизация тела и духа, у Александра найден баланс, равновесие красоты, которые притягивают искушенного и малоискушенного зрителя. В его работах есть то, что присуще только этому художнику и только в это время», – Юрий Лапшин.

Тот, кто держит культуризм только за тупое качание железа, что, впрочем, тоже встречается, неправ. Бодибилдинг – сплав науки, искусства и практики. Дабы достичь достойных результатов, а Саша их достиг, бодибилдинг должен был стать образом жизни. Поэтому: атлетический клуб, институт физической культуры, организация общегородских акций, участие в российских состязаниях. Неоднократный чемпион города и области, призер чемпионатов России, наставник не одной сотни молодых чайковцев, многие из которых сегодня занимаются бодибилдингом профессионально.

А начиналось все с нуля. В 80-х идеология «самого справедливого общества» еще пыталась править сложный рельеф человеческого сознания. Жутковатое слово «культуризм» прочно застревало в обойме понятий «абстракционизм» и «онанизм». Стандартизированное мышление на дух не принимало все, что не укладывалось в конкретику прописной морали и политических шаблонов. Глянцевые «забугорные» журналы, «видюшники» тем не менее являлись атрибутами жизненных благ функционеров от идеологии. «Соцарт» пусть «пипл хавает». Избранные под мартини и «Мальборо» листают «глез» со Шварценегером на обложке и смотрят голливудский блок-ба-стер с Брюсом Ли. К избранным того мира Саша никогда не относился.

Дыхание мировой культуры приходилось искать самостоятельно. Случайная встреча с гражданином ФРГ Дитером Гербердингом, инженером-консультантом фирмы «Бизон» на строительстве завода ЦСП стала для Саши решающей. Дитер занимался бодибилдингом давно, но любительски. Впрочем, для города Чайковского образца 1984-го и это было откровением. Европейский «буржуй» цитировал русского атлета Александра Засса, больше известного как «Железный Самсон»: «Большие мышцы не признак большой силы, так же как большой живот не признак хорошего пищеварения». Методологические азы бодибилдинга, преподанные Дитером, пригодились Саше в Советской армии, где он превратил запущенный спортивный зал своей части в атлетический. Тема бодибилдинга была и темой его курсовых и дипломной работ в Чайковском институте физкультуры. А насчет того, что большие мускулы не показатель... В городе до сих пор результаты Фирсова в упражнениях: жим лежа – 250 кг и 50 раз 100 кг от груди остаются не «побитыми».

 

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

 

В чем может быть ангажирована повседневностью этакая человеческая глыба, владеющая рукопашным боем и неординарным интеллектом? Стереотип на устах – охранная служба. Было и это в биографии. Да вот беда: не волен секьюрити в степени лояльности работодателю. Либо полностью предан душой и помыслами хозяину, либо нет. Можно, конечно, имитировать, как поступают многие. Только вот для Саши душа – категория конкретная. Ни оптом, ни в розницу торговать ею немыслимо. Одно дело просто стоять у шлагбаума, другое – составлять акт на несчастную пожилую женщину, что в счет так и не выплаченной зарплаты пыталась унести домой малую толику. Малюсенькую такую толику от того, что водопадами крадется ее же начальниками. Осознавая это, даже просто у шлагбаума стоять мерзко, а не то чтобы карьеру строить...

Душа, она гармонии просит. Где же ее взять, если весь окружающий большой мир строится на частных, сиюминутных, продиктованных правилами выживания пакостях человека человеку? А тут еще «сны о чем-то большем с переменным углом отражения». Водка не пьется, наркотики – явление противоестественное. Женщины? Оно, конечно, да, только надолго ли? Если по-настоящему, так душу вкладывать надо. Не кусками рвать и впихивать, а гармонично в любви растворяться. Практика жизненная, уж не мальчик чай, злобно нашептывает: не смей расслабляться, женщины сильных любят. Это как в боксе: удар пропустишь, лежи, дыхание восстанавливай.

Рисовать Саша не переставал никогда. Были заказы по интерьерам, оформление промоушен-акций по бодибилдингу и так, пори-сушки. В короткие паузы атлетических занятий забегал в студию к профессиональному художнику Мише Брагину. Последний однажды жестоко отбрил, мол, иди, железо свое ворочай, ты свой выбор уже сделал. На фанатика этого даже не обиделся. Вон какие девки голенастые да сексапильные у меня на эскизах, не то что твои невнятные аля Модильяни!

Сверчок художественного таланта, загнанный страстью молодецкой под порог незамутненного сознания, вдруг со страшной силой стрекотнул после первой серьезной психологической драмы. Ведь как оно в сказках: мол, гой еси, добрый молодец и белая лебедушка. Ан нет, в жизни все гораздо сложнее. Хоть и был хэппи-энд и красивое венчание в церкви, только не дремлет тот, кто за левым плечом. Не терпит враг человеческий счастья людского, поскольку любовь для него хуже крестного знамения. В общем, пропустил Саша удар и закручинился.

 

МАГИЯ ЧИСТОЙ СТРАНИЦЫ

 

«Художник Александр Фирсов — чудесный самородок, который чарует темой любви, своей пластической прелестью, доносит до зрителя нечто вечное, очень важное для каждого именно сегодня, когда красота не может торжествовать», – Евгений Широков, Народный художник СССР, профессор живописи.

К тому моменту уже отшумел в городе шок от эротической экспозиции. Делая ставку в успехе, в коем он ни на секунду не сомневался, на откровенном подражательстве Борису Валеджио, Саша внезапно озадачился: а дальше как, и главное, куда?

Дедушка Фрейд давно бы разглядел символ, переходящий из работы в работу: полураспахнутая дверь. По сю сторону мятежный дух меж бездыханных и безликих лабиринтов городских коробок. По ту: свет и что-то там такое, обещающее, по-настоящему дорогое.

Не знаю, упала ли красная шторка на глаза при решении вопроса: как и куда идти дальше? Цель была осознана, а преграды к ее достижению надо преодолевать. Как и предыдущие преграды, со всей силой духа и страсти используя природное упорство, работоспособность и породу. Породу кнехта, рыцаря, витязя, самурая – «бо душой ярый».

История человеческая не один пример знает ухода воинов могучих в схиму. В зависимости от культурной принадлежности каждый из таковых своим богам молясь, своего Бога искал. И делал это порой с той же неистовостью, что еще вчера врагам головы сносил.

Белый лист – опорный символ сознания. Чистая страница магией своей уже дарует иллюзию нового дыхания. А как дышим, так и пишем. И уже мало Саше изящных линий и штриха рисунка. Проговорить, ухватить и выплеснуть мимолетность ускользающих образов, выпустить пар кипящих чувств и ощущений. Привычная техника рисунка уже не успевает за стремительным движением мысли. Тогда взахлеб, порой невнятно, сбиваясь с романтической лирики на откровенные эпатаж и пафос – стихи. Те же рисунки, той же шариковой ручкой, на той же белизне бумаги, но «буковка в словах строфой сплетаясь». Только все равно тесно, неуютно и невысказанно. Поэтому рядом с поэтическими экзерсисами из глубины белого пространства листа словно произвольно выплывают линии знака еще неоткрытого или уже забытого, непроговариваемого алфавита. Даже и не знака, а неясного фрагмента того, что вынуждает художника оставаться художником -чувство образа, стремящегося к гармонии.

О Сашином творчестве спорят те, кто попадает в резонанс его работ, кто-то не спорит, закрывшись скорлупой профессионального снобизма, комплексом полноценности. Но больше тех, кто ждет, не вступая в полемику, как и куда шагнет художник дальше, поскольку не идти к намеченной цели он не может.

// ЧелоВек. – 2002. – № 1. – С. 26–29.

 

 

Татьяна АБРАМОВА

Не деловой завтрак

 

Когда Шварценеггер из самого сильного мужчины планеты превратился в главу Спортивного департамента США, это ещё можно было как-то объяснить. Но превращение Чемпиона города Чайковского и области, призёра чемпионатов России по бодибилдингу Александра Фирсова в свободные художники и философы, совсем уж как-то выходило за грани разумного. 15 лет Александр Фирсов отдал профессиональному бодибилдингу. Его рекорд в жиме лежа 250 кг и 50 раз 100 кг от груди до сих пор остаётся непобитым. В свое время он закончил институт физкультуры. И вдруг в возрасте Христа тренировки летят в тартарары, «блины» заменяет изящный мольберт и появляется новая философия жизни, рождается новый человек. «С чего это вдруг такие перемены?» – поинтересовалась я во время нашей беседы.

– Я всегда любил рисовать, – ответил Александр Владимирович.

– В четвертом классе пошёл учиться в художественную школу, закончил её и поехал в Свердловск поступать в художественное училище, но, к сожалению, обстоятельства сложились так, что учиться не пришлось. Закончил профтехучилище по специальности художник-оформитель-декоратор. Потом длительное время занимался спортом. И в 33 года...

– Озарение?

– Не знаю, почему так произошло. Я совсем расстался со спортом. За 3 года ни разу не подтянулся на перекладине, ни разу не отжался от пола. Всем интересно...

– А то нет?!

– Спортом нужно заниматься, когда ты молод, и физиология сама к этому расположена... И потом, я ведь занимался бодибилдингом... Вдруг пришло понимание, что наращивание дополнительных сантиметров мышечной массы ничуть не увлекает. Радоваться-то, собственного говоря, нечему. Есть гораздо более интересные вещи, которые проходят мимо, потому что не хватает ни времени, ни сил.

– А что тебе интересно?

– Я с удовольствием каждый день в 10 часов прихожу в мастерскую...

– Это как работа?

– Может быть, как работа. Рука художника должна находиться в постоянном процессе. Вдохновение ведь не всегда приходит. Да его ждать и не нужно. Надо постоянно поддерживать профессиональное мастерство, как спортсмену спортивную форму. Мне это не в тягость. Конечно, устаешь по-своему, но я занимаюсь любимым делом.

– Неделю назад мне говорили, что тебя в Чайковском днем с огнем не сыщешь: пропадаешь в Перми, на сообщения, оставленные на автоответчике, не отвечаешь...

– Если я еду в Пермь, так это не потому, что мне нравится этот город. Просто там есть дорогие мне люди, с которыми хочется пообщаться, что-то почерпнуть... тогда я устраиваю какие-то командировки, переезжаю. В Перми вышла книг<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.