Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-11-24 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Дополнительные источники:
1. Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии, учебник [Текст] / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоцветова - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 733 с.
2. Лантуга М. Е. Паллиативная медицина: краткое руководство, [Текст] / М. Е. Лантуга, И. В. Поляков, Т. М. Зеленская. - 2-е изд., СПб: СпецЛит, 2008. - 415 с.
3. Ситуационное обучение в сестринском деле: учебное пособие [Текст] / под общ. ред. С. И. Двойникова, С. В. Лапик. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. -345 с.
4. Туркина Н. В. Общий уход за больными: учебное пособие [Текст] / Н. В. Туркина, А. Б. Филенко. - М: 2007. - 550 с.
Ход занятия
№ | Название этапа | Учебные цели в уровнях усвоения | Описание этапа, материалы методического обеспечения., | Время этапа |
1 | Организационный момент | 2 | Отмечаются отсутствующие, внешний вид студентов и аудитории. Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению (приложение №1); - актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом). | 1мин 3 мин. |
2 | Объяснение нового материала | 2 | а) вступительная часть лекции логическая и психологическая подготовка студентов к восприятию основного материала; б) основная часть лекции, изложение материала по теме лекции; в) заключительная часть лекции, закрепление услышанного в сознании. (Приложение №2) | 70мин |
3 | Закрепление материала | 2 | Проверка и оценка учебных записей студентов. (Приложение №3) | 4мин |
4 | Задание на дом | 1 | Даются четкие рекомендации по усвоению материала лекции, акцентируя внимание на главных вопросах. (Приложение №4) | 2мин |
Приложение №1
|
Катетеризация мочевого пузыря
План лекции:
1. Основные симптомы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей.
2. Виды катетеров.
3. Цели катетеризации, противопоказания и возможные осложнения. Уход за промежностью пациентки при постановке постоянного мочевого катетера.
Приложение №2
Отёки
Отёки при заболеваниях почек и мочевыводящих путей чаще всего появляются утром на лице (параорбитальные отёки), а при выраженном отёчном синдроме - и на нижних конечностях. Иногда отёки могут быть очень значительными, распространяясь на лицо, верхние и нижние конечности, промежность с развитием анасарки.
Боль в поясничной области
Боль в поясничной области при заболеваниях почек и мочевыводящих путей может быть обусловлена растяжением почечной капсулы (например, при воспалительном процессе в почках - нефрите с отёком почечной капсулы) или обструкцией мочеточников (камнем, сгустком крови).
Длительную интенсивную боль в поясничной области ноющего характера отмечают при остром гломерулонефрите, а остро возникшую, чаще одностороннюю неинтенсивную боль с предшествующим нарушением мочеиспускания - при пиелонефрите. Интенсивная схваткообразная односторонняя боль в поясничной области, иррадиирующая в промежность, - почечная колика - характерна для мочекаменной болезни.
При почечной колике резкое нарушение оттока мочи ведёт к повышению давления в лоханке почки, растяжению почечной капсулы и появлению приступа болей. Острые боли локализуются в области поясницы, распространяются по ходу мочеточника в паховую область и половые органы.
|
Виды катетеров
Катетеризация мочевого пузыря – введение катетера (полой резиновой, пластмассовой или металлической трубки) в мочеиспускательный канал и мочевой пузырь с лечебной или диагностической целью.
Уретральный катетер – это трубка (эластическая или жесткая), которую проводят через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь.
- 6 -
а) конический с одним отверстием, Нелатона;
б) катетер Робинсона;
в) Whistle-tipуретральный катетер.
г) Катетер Coudé с оливообразным наконечником;
д) Катетер Малекота, самофиксирующийся, 4х «крылый»;
е) катетер Малекота, самофиксирующийся, 2х «крылый»;
ж) Катетер Пеццера, самофиксирующийся, используется для эпицистостомии;
з, и) Катетер Померанцева - Фолея (Фолея) предназначен для длительной катетеризации мочевого пузыря, и проведения различных манипуляций.
Общая характеристика всех разновидностей катетера Фолея — наличие слепого конца с двумя отверстиями. Также имеется дополнительный тонкий канал для раздувания резинового баллона на конце катетера, предназначенного для фиксации приспособления в мочевом пузыре.
1.
2.
3.
Цели катетеризации.
§ отведения мочи при острой (внезапной) и хронической (развившейся постепенно и длительно существующей) задержке мочеиспускания;
§ промывания мочевого пузыря, введения в мочевые пути лекарств, определения емкости мочевого пузыря;
§ ретроградного введения контрастных веществ;
§ получения мочи для лабораторного исследования;
§ выявления непроходимости мочевых путей и локализации препятствия
§ точный контроль диуреза
§ контроль мочевыделения во время операции
§ исследование мочевыводящих путей
§ орошение мочевого пузыря
§ введение лекарственных веществ непосредственно в полость мочевого пузыря
§ новообразования простаты, мочевого пузыря и мочеточника.
§ доброкачественная гиперплазия предстательной железы.
§ рубцы после травм уретры.
§ отечность уретры вследствие воспалительных процессов.
§ больные в коме.
§ пациенты с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
§ при травмах позвоночника.
§ во время проведения общей анестезии.
|
§ послеоперационный период, первые сутки
Противопоказания катетеризации:
§ острые воспалительные процессы в мочеспускательном канале и мочевом пузыре (так как способствует распространению инфекции);
§ травма мочевого пузыря;
§ острый простатит;
§ выраженная стриктура уретры;
§ подозрение на разрыв уретры.
Осложнения катетеризации:
§ Инфекционные воспалительные процессы в мочевыводящей системе: уретриты, циститы, пиелонефриты, карбункулез, переходные инфекции.
§ Парафимоз по причине пережатия крайней плотью полового члена ниже его головки. Катетеризация проводится только при поднятой крайней плоти.
§ Создание фальшивых каналов – физическое повреждение уретры катетером.
§ Стриктуры, перфорация уретры.
§ Кровотечения.
К дополнительным осложнениям неинфекционного типа можно отнести выпадение катетера, его закупорку и утечку мочи мимо искусственного канала катетера.
Уход за мочевым катетером.
КСИМП (катетер-связанные инфекции мочевыводящих путей) – частое осложнение катетеризации мочевых путей, которое приводит к дополнительным страданиям пациента и задержке сроков выздоровления. Соблюдение указанных «принципов качественной практики» позволит уменьшить риск КСИМП и даст специалистам гарантию, что они используют в своей практике наилучшие методы.
Основные правила использования мочевого катетера.
§ Используйте постоянный мочевой катетер только когда это действительно необходимо и когда все иные варианты были рассмотрены и отклонены
§ Используйте подходящий для пациента тип катетера и используйте наименьший возможный диаметр.
§ Катетеризация уретры должна проводиться в асептических условиях квалифицированным персоналом, подтвердившим свою компетенцию.
§ Документирование и ежедневная оценка потребности в катетеризации минимизируют время стояния катетера.
§ Герметичность системы снижает риск КСИМП (катетер-связанные инфекции мочевыводящих путей)
§ Закрепляйте мочеприемник ниже уровня мочевого пузыря, чтобы избежать обратно затекания мочи. Поощряйте ежедневный прием ванны или мытье под душем для поддержания гигиены наружных отделов уретры.
|
§ Избегайте орошений, инстилляций и промываний мочевого пузыря без четких клинических показаний.
§ Использование перчаток и обеззараживание рук при работе с катетером.
§ Все сотрудники должны пройти специальную подготовку по вопросам предупреждения КСИМП.
§ Во всех отделениях, где используется краткосрочная постановка мочевых катетеров, специалисты должны оценивать результаты своей работы, используя установленные протоколы ухода:
- Менять катетер не менее, чем через каждые 12 недель
- Наблюдать за проходимостью катетера (почти у 50% пациентов наблюдается закупорка катетеров мочевыми камнями), в дневнике фиксировать продолжительность нормального функционирования катетера и начало его закупорки – это позволит вовремя заменить катетер.
- При нарушении оттока мочи по катетеру – промыть мочевой пузырь и заменить катетер.
- Предлагать пациенту почаще пить для того чтобы моча была менее концентрированная (если нет противопоказаний).
- Наблюдайте за состоянием кожи промежности.
- Наблюдайте за количеством, цветом, прозрачностью, запахом мочи.
- Сообщайте врачу о любых изменениях обычного состояния промежности, прозрачности и запаха мочи.
Следует немедленно проконсультироваться с лечащим врачом, если появляется:
§ мутная, вязкая, и плохо пахнущая моча;
§ повышается температура тела;
§ воспаляется и отекает зона вокруг входа катетера в мочеиспускательный канал;
§ появляется кровь внутри или вокруг зонда;
§ выделяется мало или совсем не выделяется моча, несмотря на обильное питье,
§ протекает моча по краям катетера.
Приложение №3
Задания по теме «Катетеризация мочевого пузыря»
1. Суточный диурез – это…………….
2. Гематурия – это……………………
3. Недержание мочи – это……………
4. Неудержание мочи – это…………..
5. Ишурия – это………………………
6. Анурия – это……………………….
7. Классификация катетеров по периоду на который устанавливаются - …….
8. Классификация катетеров по количеству каналов - …………………………
9. Катетеризацию мочевого пузыря проводят при - …….……………………..
10. Для катетеризации мочевого пузыря используют…………. катетер и ………. перчатки.
Приложение № 4
Домашнее задание:
Повторить пройденный материал по теме:
Конспект лекции;
1. Мухина С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие [Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - М: ГЭОТАР – Медиа, 2012. - 512 с.
|
2. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / Т. П. Обуховец, Т.А. Склярова, О. В. Чернова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 603с.
Студент должен уметь рассказать:
– о катетеризации мочевого пузыря;
– о противопоказаниях и возможных осложнениях катетеризации;
– о видах катетеров;
– об введении и уходе за постоянным мочевым катетером;
ПМ 04.МДК. 04.01 ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Курс: І
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Время: 2 часа
Донецк 2017
Организация-разработчик:
ГПОУ «Донецкий медицинский колледж»
Разработчик:
Евтушенко В.И. – преподаватель профессиональной и практической подготовки основ сестринского дела
Обсуждено и утверждено на заседании методической комиссии профессиональной и практической подготовки основ сестринского дела
Протокол № _______от _________________2017 г.
Председатель цикловой комиссии ___________________Паниева Н.П.
1. Мотивация изучения темы:
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером – это одна из тех манипуляций, которой медицинская сестра должна владеть в совершенстве.
Данная манипуляция назначается врачом с диагностической и лечебной целью, поэтому от качества выполнения данной манипуляции зависит состояние пациента, правильно поставленный диагноз и залог успешного лечения пациента.
Кроме качественно выполненной катетеризации мочевого пузыря, медицинская сестра должна уметь обучить пациента или членов семьи уходу за постоянным катетером и съемным мочеприемником.
Поэтому очень важно при выполнении всех этих манипуляций быть с пациентом спокойной, терпеливой, создать благоприятную психологическую обстановку, а также соблюдать универсальные и стандартные меры профилактики внутрибольничных инфекций.
2. Цели занятия:
Учебные цели:
Студенты должны знать:
· о катетеризации мочевого пузыря;
· о противопоказаниях и возможных осложнениях катетеризации;
· о видах катетеров;
· об введении и уходе за постоянным мочевым катетером;
Воспитательные цели:
· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;
· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;
· Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе при боли;
· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
· Умение анализировать свое поведение;
· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
· Формирование чувства ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.
· Подчеркнуть значение санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.
· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Развивающие цели:
· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):
Дисциплина | Знать |
Теория и практика сестринского дела | Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта. Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом. |
Безопасная середа для персонала и пациента | Обеспечение инфекционной безопасности |
Анатомия и физиология | Строение органов мочевыделительной системы |
Технология оказания медицинских услуг | Способы применения лекарственных средств. Энтеральное применение лекарств. Парентеральный способ применения лекарственных средств Осложнения инъекций. |
Фармакология | Применение лекарственных средств. |
Латынь | Медицинские термины. |
4. Оснащение:
Учебно-наглядные, натуральные пособия, раздаточный материал: таблицы, схемы.
5. Этапы занятия:
№ | Название этапа | Время этапа |
1 | Организационный момент | 4мин |
2 | Объяснение нового материала | 70мин |
3 | Закрепление материала | 4мин |
4 | Задание на дом | 2мин |
6. Список литературы:
Основные источники:
1. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - 2-е изд., испр. и доп. - М: ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 368 с.
2. Мухина С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие [Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - М: ГЭОТАР – Медиа, 2012. - 512 с.
3. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / Т. П. Обуховец, Т.А. Склярова, О. В. Чернова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 603с.
4. Островская И. В. Основы сестринского дела: Учебник [Текст] / И. В. Островская, Н. В. Широкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 376 с.
5. Осипова В. Л. Внутрибольничная инфекция: учебное пособие [Текст] / В. Л. Осипова. - М: ГЭОТАР - Медиа, 2009 г. - 524 с.
6. Широкова Н. В. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие [Текст] / Н. В. Широкова, И. В. Островская. – М.: Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа», 2013. – 160 с.
Дополнительные источники:
1. Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии, учебник [Текст] / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоцветова - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 733 с.
2. Лантуга М. Е. Паллиативная медицина: краткое руководство, [Текст] / М. Е. Лантуга, И. В. Поляков, Т. М. Зеленская. - 2-е изд., СПб: СпецЛит, 2008. - 415 с.
3. Ситуационное обучение в сестринском деле: учебное пособие [Текст] / под общ. ред. С. И. Двойникова, С. В. Лапик. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. -345 с.
4. Туркина Н. В. Общий уход за больными: учебное пособие [Текст] / Н. В. Туркина, А. Б. Филенко. - М: 2007. - 550 с.
Ход занятия
№ | Название этапа | Учебные цели в уровнях усвоения | Описание этапа, материалы методического обеспечения., | Время этапа |
1 | Организационный момент | 2 | Отмечаются отсутствующие, внешний вид студентов и аудитории. Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению (приложение №1); - актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом). | 1мин 3 мин. |
2 | Объяснение нового материала | 2 | а) вступительная часть лекции логическая и психологическая подготовка студентов к восприятию основного материала; б) основная часть лекции, изложение материала по теме лекции; в) заключительная часть лекции, закрепление услышанного в сознании. (Приложение №2) | 70мин |
3 | Закрепление материала | 2 | Проверка и оценка учебных записей студентов. (Приложение №3) | 4мин |
4 | Задание на дом | 1 | Даются четкие рекомендации по усвоению материала лекции, акцентируя внимание на главных вопросах. (Приложение №4) | 2мин |
Приложение №1
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!