Пм 04. Мдк. 04. 01 технологии оказания медицинских услуг — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Пм 04. Мдк. 04. 01 технологии оказания медицинских услуг

2022-11-24 25
Пм 04. Мдк. 04. 01 технологии оказания медицинских услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дополнительные источники:

1. Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии, учебник [Текст] / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоцветова - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 733 с.

2. Лантуга М. Е. Паллиативная медицина: краткое руководство, [Текст] / М. Е. Лантуга, И. В. Поляков, Т. М. Зеленская. - 2-е изд., СПб: СпецЛит, 2008. - 415 с.

3. Ситуационное обучение в сестринском деле: учебное пособие [Текст] / под общ. ред. С. И. Двойникова, С. В. Лапик. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. -345 с.

4. Туркина Н. В. Общий уход за больными: учебное пособие [Текст] / Н. В. Туркина, А. Б. Филенко. - М: 2007. - 550 с.

 

Ход занятия

      Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа, материалы методического обеспечения., Время этапа
1 Организационный момент 2 Отмечаются отсутствующие, внешний вид студентов и аудитории. Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению (приложение №1); - актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом). 1мин     3 мин.
2 Объяснение нового материала 2 а) вступительная часть лекции логическая и психологическая подготовка студентов к восприятию основного материала; б) основная часть лекции, изложение материала по теме лекции; в) заключительная часть лекции, закрепление услышанного в сознании. (Приложение №2) 70мин
3 Закрепление материала 2 Проверка и оценка учебных записей студентов. (Приложение №3) 4мин
4 Задание на дом 1 Даются четкие рекомендации по усвоению материала лекции, акцентируя внимание на главных вопросах. (Приложение №4) 2мин

                                                                                              Приложение №1

 

 

Катетеризация мочевого пузыря

                                           

План лекции:

 

1. Основные симптомы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей.

2. Виды катетеров.

3. Цели катетеризации, противопоказания и возможные осложнения. Уход за промежностью пациентки при постановке постоянного мочевого катетера.

 

                                                                                                        Приложение №2

Отёки

Отёки при заболеваниях почек и мочевыводящих путей чаще всего появляются утром на лице (параорбитальные отёки), а при выраженном отёчном синдроме - и на нижних конечностях. Иногда отёки могут быть очень значительными, распространяясь на лицо, верхние и нижние конечности, промежность с развитием анасарки.

Боль в поясничной области

Боль в поясничной области при заболеваниях почек и мочевыводящих путей может быть обусловлена растяжением почечной капсулы (например, при воспалительном процессе в почках - нефрите с отёком почечной капсулы) или обструкцией мочеточников (камнем, сгустком крови).

Длительную интенсивную боль в поясничной области ноющего характера отмечают при остром гломерулонефрите, а остро возникшую, чаще одностороннюю неинтенсивную боль с предшествующим нарушением мочеиспускания - при пиелонефрите. Интенсивная схваткообразная односторонняя боль в поясничной области, иррадиирующая в промежность, - почечная колика - характерна для мочекаменной болезни.

При почечной колике резкое нарушение оттока мочи ведёт к повышению давления в лоханке почки, растяжению почечной капсулы и появлению приступа болей. Острые боли локализуются в области поясницы, распространяются по ходу мочеточника в паховую область и половые органы.

 

Виды катетеров

 

Катетеризация мочевого пузыря – введение катетера (полой резиновой, пластмассовой или металлической трубки) в мочеиспускательный канал и мочевой пузырь с лечебной или диагностической целью.

 

Уретральный катетер это трубка (эластическая или жесткая), которую проводят через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь.

 

 


- 6 -

 

 

 

 

а) конический с одним отверстием, Нелатона;

б) катетер Робинсона;

в) Whistle-tipуретральный катетер.

г) Катетер Coudé с оливообразным наконечником;

д) Катетер Малекота, самофиксирующийся, 4х «крылый»;

е) катетер Малекота, самофиксирующийся, 2х «крылый»;

ж) Катетер Пеццера, самофиксирующийся, используется для эпицистостомии;

з, и) Катетер Померанцева - Фолея (Фолея) предназначен для длительной катетеризации мочевого пузыря, и проведения различных манипуляций.

Общая характеристика всех разновидностей катетера Фолея — наличие слепого конца с двумя отверстиями. Также имеется дополнительный тонкий канал для раздувания резинового баллона на конце катетера, предназначенного для фиксации приспособления в мочевом пузыре.

1.

2.

3.

Цели катетеризации.

 

§ отведения мочи при острой (внезапной) и хронической (развившейся постепенно и длительно существующей) задержке мочеиспускания;

§ промывания мочевого пузыря, введения в мочевые пути лекарств, определения емкости мочевого пузыря;

§ ретроградного введения контрастных веществ;

§ получения мочи для лабораторного исследования;

§ выявления непроходимости мочевых путей и локализации препятствия

§ точный контроль диуреза

§ контроль мочевыделения во время операции

§ исследование мочевыводящих путей

§ орошение мочевого пузыря

§ введение лекарственных веществ непосредственно в полость мочевого пузыря

§ новообразования простаты, мочевого пузыря и мочеточника.

§ доброкачественная гиперплазия предстательной железы.

§ рубцы после травм уретры.

§ отечность уретры вследствие воспалительных процессов.

§ больные в коме.

§ пациенты с острыми нарушениями мозгового кровообращения.

§ при травмах позвоночника.

§ во время проведения общей анестезии.

§ послеоперационный период, первые сутки

 

Противопоказания катетеризации:

§ острые воспалительные процессы в мочеспускательном канале и мочевом пузыре (так как способствует распространению инфекции);

§ травма мочевого пузыря;

§ острый простатит;

§ выраженная стриктура уретры;

§ подозрение на разрыв уретры.

Осложнения катетеризации:

§ Инфекционные воспалительные процессы в мочевыводящей системе: уретриты, циститы, пиелонефриты, карбункулез, переходные инфекции.

§ Парафимоз по причине пережатия крайней плотью полового члена ниже его головки. Катетеризация проводится только при поднятой крайней плоти.

§ Создание фальшивых каналов – физическое повреждение уретры катетером.

§ Стриктуры, перфорация уретры.

§ Кровотечения.

 

К дополнительным осложнениям неинфекционного типа можно отнести выпадение катетера, его закупорку и утечку мочи мимо искусственного канала катетера.

Уход за мочевым катетером.

 

КСИМП (катетер-связанные инфекции мочевыводящих путей) – частое осложнение катетеризации мочевых путей, которое приводит к дополнительным страданиям пациента и задержке сроков выздоровления. Соблюдение указанных «принципов качественной практики» позволит уменьшить риск КСИМП и даст специалистам гарантию, что они используют в своей практике наилучшие методы.

Основные правила использования мочевого катетера.

 

§ Используйте постоянный мочевой катетер только когда это действительно необходимо и когда все иные варианты были рассмотрены и отклонены

§ Используйте подходящий для пациента тип катетера и используйте наименьший возможный диаметр.

§ Катетеризация уретры должна проводиться в асептических условиях квалифицированным персоналом, подтвердившим свою компетенцию.

§ Документирование и ежедневная оценка потребности в катетеризации минимизируют время стояния катетера.

§ Герметичность системы снижает риск КСИМП (катетер-связанные инфекции мочевыводящих путей)

§ Закрепляйте мочеприемник ниже уровня мочевого пузыря, чтобы избежать обратно затекания мочи. Поощряйте ежедневный прием ванны или мытье под душем для поддержания гигиены наружных отделов уретры.

§ Избегайте орошений, инстилляций и промываний мочевого пузыря без четких клинических показаний.

§ Использование перчаток и обеззараживание рук при работе с катетером.

§ Все сотрудники должны пройти специальную подготовку по вопросам предупреждения КСИМП.

§ Во всех отделениях, где используется краткосрочная постановка мочевых катетеров, специалисты должны оценивать результаты своей работы, используя установленные протоколы ухода:

- Менять катетер не менее, чем через каждые 12 недель

- Наблюдать за проходимостью катетера (почти у 50% пациентов наблюдается закупорка катетеров мочевыми камнями), в дневнике фиксировать продолжительность нормального функционирования катетера и начало его закупорки – это позволит вовремя заменить катетер.

- При нарушении оттока мочи по катетеру – промыть мочевой пузырь и заменить катетер.

- Предлагать пациенту почаще пить для того чтобы моча была менее концентрированная (если нет противопоказаний).

- Наблюдайте за состоянием кожи промежности.

- Наблюдайте за количеством, цветом, прозрачностью, запахом мочи.

- Сообщайте врачу о любых изменениях обычного состояния промежности, прозрачности и запаха мочи.

Следует немедленно проконсультироваться с лечащим врачом, если появляется:

§ мутная, вязкая, и плохо пахнущая моча;

§ повышается температура тела;

§ воспаляется и отекает зона вокруг входа катетера в мочеиспускательный канал;

§ появляется кровь внутри или вокруг зонда;

§ выделяется мало или совсем не выделяется моча, несмотря на обильное питье,

§ протекает моча по краям катетера.

 

                                                                                                Приложение №3

Задания по теме «Катетеризация мочевого пузыря»

1. Суточный диурез – это…………….

2. Гематурия – это……………………

3. Недержание мочи – это……………

4. Неудержание мочи – это…………..

5. Ишурия – это………………………

6. Анурия – это……………………….

7. Классификация катетеров по периоду на который устанавливаются - …….

8. Классификация катетеров по количеству каналов - …………………………

9. Катетеризацию мочевого пузыря проводят при - …….……………………..

10. Для катетеризации мочевого пузыря используют…………. катетер и ………. перчатки.

 

                                                                                                   

 

Приложение № 4

Домашнее задание:

Повторить пройденный материал по теме:

Конспект лекции;

1. Мухина С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие [Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - М: ГЭОТАР – Медиа, 2012. - 512 с.

2. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / Т. П. Обуховец, Т.А. Склярова, О. В. Чернова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 603с.

 

Студент должен уметь рассказать:

– о катетеризации мочевого пузыря;

– о противопоказаниях и возможных осложнениях катетеризации;

– о видах катетеров;

– об введении и уходе за постоянным мочевым катетером;

 

ПМ 04.МДК. 04.01 ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Курс: І

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Время: 2 часа

 

Донецк 2017

 

 

Организация-разработчик:

ГПОУ «Донецкий медицинский колледж»

Разработчик:

Евтушенко В.И. – преподаватель профессиональной и практической подготовки основ сестринского дела

 

Обсуждено и утверждено на заседании методической комиссии профессиональной и практической подготовки основ сестринского дела

Протокол № _______от _________________2017 г.

Председатель цикловой комиссии ___________________Паниева Н.П.

 

1. Мотивация изучения темы:

  Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером – это одна из тех манипуляций, которой медицинская сестра должна владеть в совершенстве.

Данная манипуляция назначается врачом с диагностической и лечебной целью, поэтому от качества выполнения данной манипуляции зависит состояние пациента, правильно поставленный диагноз и залог успешного лечения пациента.

Кроме качественно выполненной катетеризации мочевого пузыря, медицинская сестра должна уметь обучить пациента или членов семьи уходу за постоянным катетером и съемным мочеприемником.

   Поэтому очень важно при выполнении всех этих манипуляций быть с пациентом спокойной, терпеливой, создать благоприятную психологическую обстановку, а также соблюдать универсальные и стандартные меры профилактики внутрибольничных инфекций.

 

2. Цели занятия:

 Учебные цели:

Студенты должны знать:

· о катетеризации мочевого пузыря;

· о противопоказаниях и возможных осложнениях катетеризации;

· о видах катетеров;

· об введении и  уходе за постоянным мочевым катетером;

 

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе при боли;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

· Формирование чувства ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

· Подчеркнуть значение санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

               Дисциплина                       Знать
Теория и практика сестринского дела Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта. Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом.
Безопасная середа для персонала и пациента Обеспечение инфекционной безопасности
Анатомия и физиология Строение органов мочевыделительной системы
Технология оказания медицинских услуг  Способы применения лекарственных средств. Энтеральное применение лекарств. Парентеральный способ применения лекарственных средств Осложнения инъекций.
Фармакология Применение лекарственных средств.
Латынь Медицинские термины.

4. Оснащение:

Учебно-наглядные, натуральные пособия, раздаточный материал: таблицы, схемы.

5. Этапы занятия:

 №                          Название этапа  Время этапа
 1 Организационный момент 4мин
 2 Объяснение нового материала 70мин
 3 Закрепление материала 4мин
 4 Задание на дом 2мин

6. Список литературы:

Основные источники:

1. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - 2-е изд., испр. и доп. - М: ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 368 с.

2. Мухина С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие [Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - М: ГЭОТАР – Медиа, 2012. - 512 с.

3. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / Т. П. Обуховец, Т.А. Склярова, О. В. Чернова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 603с.

4. Островская И. В. Основы сестринского дела: Учебник [Текст] / И. В. Островская, Н. В. Широкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 376 с.

5. Осипова В. Л. Внутрибольничная инфекция: учебное пособие [Текст] / В. Л. Осипова. - М: ГЭОТАР - Медиа, 2009 г. - 524 с.

6. Широкова Н. В. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие [Текст] / Н. В. Широкова, И. В. Островская. – М.: Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа», 2013. – 160 с.

 

Дополнительные источники:

1. Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии, учебник [Текст] / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоцветова - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 733 с.

2. Лантуга М. Е. Паллиативная медицина: краткое руководство, [Текст] / М. Е. Лантуга, И. В. Поляков, Т. М. Зеленская. - 2-е изд., СПб: СпецЛит, 2008. - 415 с.

3. Ситуационное обучение в сестринском деле: учебное пособие [Текст] / под общ. ред. С. И. Двойникова, С. В. Лапик. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. -345 с.

4. Туркина Н. В. Общий уход за больными: учебное пособие [Текст] / Н. В. Туркина, А. Б. Филенко. - М: 2007. - 550 с.

 

Ход занятия

      Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа, материалы методического обеспечения., Время этапа
1 Организационный момент 2 Отмечаются отсутствующие, внешний вид студентов и аудитории. Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению (приложение №1); - актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом). 1мин     3 мин.
2 Объяснение нового материала 2 а) вступительная часть лекции логическая и психологическая подготовка студентов к восприятию основного материала; б) основная часть лекции, изложение материала по теме лекции; в) заключительная часть лекции, закрепление услышанного в сознании. (Приложение №2) 70мин
3 Закрепление материала 2 Проверка и оценка учебных записей студентов. (Приложение №3) 4мин
4 Задание на дом 1 Даются четкие рекомендации по усвоению материала лекции, акцентируя внимание на главных вопросах. (Приложение №4) 2мин

                                                                                              Приложение №1

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.