Стили поведения личности в конфликтной ситуации. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Стили поведения личности в конфликтной ситуации.

2022-11-24 27
Стили поведения личности в конфликтной ситуации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задания

Содержание

 

Введение.

 1  Теоретические основы влияния особенностей темперамента  на поведение личности в конфликтной ситуации....................................................

Стили поведения личности в конфликтной ситуации.

1.3 Психологические теории темперамента.

 2  Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

2.1 Организация исследования по  изучению влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

2.2 Анализ полученных результатов.

Заключение.

Список использованных источников.


Введение

         Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.

            В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

           Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д.

          Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.

         При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной ситуации, то есть, у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.

Исходя из этого, объектом исследования является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, предметом – взаимосвязь темперамента, уровня агрессивности и основных стратегий поведения в конфликте.

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-проанализировать литературные источники по данным проблемам;

-подобрать методики для исследования;

-выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;

-установить влияние темперамента на агрессивность, коммуникативный контроль и выбор стратегий поведения в конфликте.

Гипотеза: так как темперамент является центральным образованием психодинамичекой организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, такие, например, как уровень агрессивности и коммуникативный контроль, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения в конфликте.

Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой группу студентов ГБОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж имени С.М.Кирова» специальности «Преподавание в начальных классах»  в количестве 16 человек: 15 – девушек и 1 – юноша. Возраст испытуемым  –18-20 лет.

Для исследования были применены следующие методы:

методика В. М. Русалова на определение темперамента; методика Ассингера на выявление агрессивности; методика Снайдера «Коммуникативный контроль»; методика Томаса на определение стилей поведения в конфликте.

Теоретической основой моей работы явились фундаментальные труды по изучению темперамента таких ученых, как:

Ананьев Б. Г., Выготский Л. С., Гиппократ, Ковалев А. Г. и т д.

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человек сталкивается с конфликтными ситуациями. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.


 1 Теоретические основы влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

М. Снайдера.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Испытуемому предлагается 10 утверждений, каждое из которых он должен определить как верное или неверное применительно к себе.

Инструкция: Я вам прочту десять утверждений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе, и, соответственно, с номером утверждения поставить букву «В» или «Н».

В результате набранных баллов определяется степень коммуникативного контроля (низкий, средний или высокий).

4) Тест К.Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. К.Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:

а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;

г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.

Заключение

В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам изучения личностных детерминант конфликтного поведения и стилей поведения в конфликте.

Изучение конфликта, как неотъемлемой части социального взаимодействия и темперамента, как основы психодинамической организации личности, занимает важное место в социальной психологии.

Конфликты пронизывают все сферы общественной жизни и, поэтому, человек сталкивается с ними постоянно, но нельзя приписывать им только отрицательные функции, т.к. часто в процессе конфликта можно найти новое, интересное решение проблемы.

Конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития.

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Конкретные проявления типов темперамента многообразны. Они заметны в деятельности человека, во внешней манере его поведения.

Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые проявляются при социальном взаимодействии, и особенно ярко в конфликтных ситуациях.

Для  достижение поставленной цели было проведено эмпирическое исследование и получены результаты, которые подтвердили гипотезу о том, что с темпераментом взаимосвязаны некоторые особенности личности, такие, например, как уровень агрессивности и коммуникативный контроль, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения в конфликте.

Наибольшее положительное влияние на агрессивность оказывают такие составляющие темперамента, как: социальная пластичность, пластичность и социальная эргичность; наиболее отрицательное влияние оказывает социальная эмоциональность, темп и социальный темп.

На коммуникативный контроль значимого положительного и отрицательного влияния не оказывает ни одна составляющая темперамента.

Наибольшее значимое влияние на выбор стиля соперничество оказывает социальная пластичность и пластичность; отрицательное - эргичность.

Не было выявлено ни положительного, ни отрицательного влияния темперамента на стиль поведения в конфликте – сотрудничество.

Положительное влияние на выбор стиля компромисс оказывает социальный темп, а отрицательное – социальная пластичность.

Выявлены незначительные влияния темперамента на стиль поведения в конфликте - избегание: положительное – социальная эргичность, отрицательное – социальная пластичность и пластичность.

Незначительное положительное влияние оказывает эргичность, а отрицательное – социальная эргичность и пластичность на выбор стиля приспособление.

Также не выявлено значимого влияния эмоциональности и социальной эмоциональности на выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Можно сказать о том, что основными составляющими темперамента, которые влияют на поведенческие особенности, являются: эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп и социальный темп. Другие составляющие темперамента, по данным исследования, не оказывают значительного влияния на поведенческие особенности личности.


 Список использованных источников

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2008.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2012.

3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта. – М., 2012.

4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 2003.

5. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, ТетраСистемс, 2010.

6. Бодалев А.А. Психология личности. – М. 2008.

7. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт! – Новосибирск, 2004.

8. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология – М., Инфра-М, 2010.

9. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М., Гардарики, 2010.

10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С.-П. ПИТЕР, 2010.

11. Зайцев А. К. Социальный конфликт. – М., Академия, 2011.

12. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону, 2012.

13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 2006.

14. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. - М., Прогресс, 2011.

15. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3.- М., "Просвещение", 2010.

16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М. ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2011.

17. Конфликтология. – СПб., 2009.

18. Кроник В.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений.– М., 2009.

19. Крутецкий В.А. Психология. – М., Просвещение, 2008.

20. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 2006.

21. Муталимова А. М. Взаимосвязь свойств темперамента и особенностей межличностных отношений. (кандидатская диссертация). М., 2008.

22. Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследования.– 2011.–№5.

23. Психология. Словарь. - М., 2010.

24. Рогов Е.И. Общая психология. – М., Владос, 2005.

25. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 2006.

26. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., Наука, 2004.

27. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев, 2011.

28. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие. – М. 2011.

29. Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. //Вопросы психологии. 1963. №5.

30. Уткин Э.А. Конфликтология. – М., Тандем, 2010.

31. Черкасова Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде. (кандидатская диссертация). Уфа, 2007.

32. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн., 2006.


Приложения

Приложение 1.

Методика определения темперамента В. М. Русалова.

Инструкция: Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы выбрали ответ "да", поставьте крестик или галочку в графе "да". Если Вы выбрали ответ "нет", поставьте крестик (галочку) соответственно в графе "нет".

1. Подвижный ли Вы человек?

2. Всегда ли Вы готовы сходу, не раздумывая включиться в разговор?

3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6. Ранимый ли Вы человек?

7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?

8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13. Нравится ли Вам быстро бегать?

14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17. Часто ли Вы испытываете тревоги, что Вы выполнили работу не так, как нужно?

18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?

23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?

25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями от того. что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

29. Любите ли Вы сидячую работу?

30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?

31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

32. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

33. Быстры ли у Вас движения рук?

34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

35. Легко ли Вам переключиться от одного варианта решения задачи на другой?

36. Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких Вам людей?

37. Разговорчивый ли Вы человек?

38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?

39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?

40. Беспокоят ли Вас страхи, связанные с работой?

41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на Ваши личные недостатки?

42. Испытываете ли Вы тягу к напряженной ответственной деятельности?

43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку.

46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

47. Легко ли Вы "генерируете" новые идеи, связанные с работой?

48. Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?

49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?

51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свое обещание независимо от того, удобно это Вам или нет?

53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?

56. Много ли в Вашей речи длинных пауз?

57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?

58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил, и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?

60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?

61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

62. Любите ли Вы бывать в большой компании?

63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление не подумав?

69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

72. Быстро ли Вы читаете вслух?

73. Вы иногда сплетничаете?

74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей.

75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?

76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80. Дрожат ли у Вас руки во время ссоры?

81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем как высказать свое мнение?

82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?

84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?

86. Испытываете ли Вы тягу к людям?

87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?

88. Часто ли Вы волнуетесь но поводу своей работы?

89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?

90.Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках и в компании?

91. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

92. Нравится ли Вам быстро говорить?

93. Легко ли Вам удержаться от реализации неожиданно возникшей идеи?

94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?

95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?

96. Вы предпочитаете медленный спокойный разговор?

97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе?

98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную трудоемкую работу?

99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?

101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?

102. Устаете ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?

103. Вы предпочитаете работать без особого напряжения?

104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

 

 


Приложение 2.

Методика оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера.

 

Инструкция: Вам предлагается 20 вопросов, которые представляют собой типичные жизненные ситуации. К каждому вопросу есть три варианта ответа. Выберите, пожалуйста тот вариант, который характеризует ваше поведение наибольшим образом.

 

I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного слу­жебного конфликта?

1. Всегда

2. Иногда

3. Никогда

 

II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.

2. Сохраняете полное спокойствие.

3. Теряете самообладание.

 

III. Каким считают Вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым.

2. Дружелюбным.

3. Спокойным и независтливым.

 

IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примите ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний.

3. Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.

 

V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения
возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему «по первое число».

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

 

VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вер­нулся
 с работы позже обычного?

1. «Что это тебя так задержало?»

2. «Где ты торчишь допоздна?»

3. «Я уже начал(а) волноваться».

 

VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?

2. Вам все равно, сколько машин вас обошло.

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.

 

VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.

2. Легкомысленными.

3. Крайне жесткими.

 

IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.

2. Смиряетесь.

3. Становитесь впредь осторожнее.

 

X Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения».

2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отды­хать.
3. «И чего мы столько с ними возимся?»

 

XI.Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, дос­талось другому?
 1. «И зачем я только на это нервы тратил?»

 2.«Видно, его физиономия шефу приятнее».

 3.«Может быть, мне это удастся в другой раз».

 

 XII.Как Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь.

2. Скучаете.

3. Получаете искреннее удовольствие.

 

XIII.Если из-за дорожной пробки Вы опаздываете на важное сове­щание?

1. Будете нервничать во время заседания.

2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

3. Огорчитесь.

 

XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь
молодым.

3. Очень сердитесь, если не везет.

 

XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

 

XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

1. Поговорите с учителем.

2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника».

3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

 

XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?

1. Средний.

2. Самоуверенный.

3. Пробивной.

 

XVIII.     Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в
дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

1. «Простите, это моя вина».

2. «Ничего, пустяки».

3. «А повнимательней Вы быть не можете?!»

 

XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?»

2. «Надо бы ввести телесные наказания».

3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»

 

XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже жи­вотным. Какое животное Вы предпочтете?

1. Тигра или леопарда.

2. Домашнюю кошку.

3. Медведя.


Приложение 3.

Методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера.

 

Инструкция: Я вам прочту десять утверждений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе, и, соответственно, с номером утверждения поставить букву «В» или «Н».

 

1). Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

2) Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3) Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4) Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5) В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6) В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7) Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8) Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9) Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10) Я не всегда такой, каким кажусь.


Приложение 4.

Методика определения стилей поведения в кофликтной ситуации К. Томаса.

Инструкция: Вам предлагается тридцать пар утверждений, которые описывают поведение в конфликтной ситуации. Из каждой пары вам необходимо выбрать то утверждение, которое наиболее приемлемо для вас, наиболее точно характеризует ваше поведение. И напротив номера пары поставить букву (А или Б) выбранного вами утверждения.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

  Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.


 

 

Задания

Содержание

 

Введение.

 1  Теоретические основы влияния особенностей темперамента  на поведение личности в конфликтной ситуации....................................................

Стили поведения личности в конфликтной ситуации.

1.3 Психологические теории темперамента.

 2  Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

2.1 Организация исследования по  изучению влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

2.2 Анализ полученных результатов.

Заключение.

Список использованных источников.


Введение

         Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.

            В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

           Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д.

          Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.

         При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной ситуации, то есть, у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.

Исходя из этого, объектом исследования является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, предметом – взаимосвязь темперамента, уровня агрессивности и основных стратегий поведения в конфликте.

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.331 с.