Цветные фильтры для цветной фотографии — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Цветные фильтры для цветной фотографии

2022-11-24 34
Цветные фильтры для цветной фотографии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что касается цветной фотографии, то здесь, казалось бы, проблем с правильной передачей и разделением тонов нет - в цветной фотографии гораздо меньше условности, чем в черно-белой. Однако при съёмке на цветные фотоплёнки без цветных светофильтров также не обойтись, и вот по какой причине.

У света кроме интенсивности есть ещё один важный параметр - цветовая характеристика. Сталкиваться с этим параметром нам в обычной жизни приходится редко, ведь глаз человека обладает замечательной способностью адаптироваться не только к уровню освещенности, но и к цветовым характеристикам света. Белый лист бумаги воспринимается нами как белый независимо от характера освещения - и при освещении его солнечным светом, и при лампах накаливания. Реально заметить разницу в цветовых характеристиках света мы можем только при сравнении - например свет фонарика, который в темноте воспринимается как белый, при дневном освещении (а точнее - в сравнении с дневным светом) будет уже желто-оранжевым. Адаптировавшись к свету ламп накаливания в вагоне метро при движении под землей, сразу после выезда поезда на поверхность мы воспринимаем дневной свет как явно синий, и лишь спустя какое-то время пейзаж за окнами приобретает естественные краски, а плафоны фонарей на потолке вагона метро, соответственно, становятся желтыми.

Фотоплёнка не обладает такой гибкостью - она регистрирует цвета предметов на снимке такими, как они есть при имеющемся свете. Поэтому для регистрации на снимке цветного изображения в виде, наиболее близком к нашему восприятию, необходимо не только точно отмерить экспозицию, но и позаботиться о согласовании цветовых характеристик объекта и плёнки.

Цветовая температура

Поскольку на-глаз цветовые характеристики источников освещения и создаваемого ими света напрямую измерить нельзя, для этого пользуются достаточно дорогими специальными приборами - колорметрами (color meter - измеритель цвета), а в качестве "линейки", с которой оценивают цветовые характеристики источника света, используют понятие "цветовой температуры". Эта характеристика вводится как температура (по абсолютной шкале Кельвина), до которой нужно нагреть абсолютно черное тело, чтобы свет, испускаемый им, имел такое же распределение интенсивности лучей разной длины волны, как и свет источника, цветовую температуру которого мы хотим определить. Диапазон значений цветовой температуры для разных источников света простирается от 1800-2000К для парафиновой свечи до 10000-20000К для чистого безоблачного синего неба.

При столь большом разбросе значений цветовой температуры стоит заметить, что в съёмка как при свете свечи, так и при свете только от синего неба ведётся достаточно редко. Большинство же съёмочных ситуаций происходит либо при дневном солнечном свете (или близком к нему по свойствам свете импульсных ламп-вспышек), имеющих среднюю цветовую температуру 5500К, либо в студии при свете галогенных фотоламп (средняя цветовая температура 3200К). Соответственно, выпускаемые фотоплёнки делятся на "дневные" ("daylight"), сбалансированные таким образом, чтобы давать реальные цвета на при съёмке в условиях дневного света со средней цветовой температурой 5500К, и "вечерние" ("tungsten"), сбалансированные для съёмки при свете ламп накаливания со средней цветовой температурой 3200К ("tungsten" или "type B"). Фотоплёнки типа "А", сбалансированные для съёмки при свете перекальных фотоламп ("photoflood"), имеющих цветовую температуру 3400К, в настоящее время практически не выпускаются, а все выпускаемые ныне плёнки для съёмки в свете ламп накаливания, имеют в своём названии маркировку "tungsten" и относятся к "типу B", то есть сбалансированы для света с цветовой температурой 3200К.

Для того, чтобы иметь возможность более гибкого применения фотоплёнок в условиях разного освещения, существуют специальные плотноокрашенные светофильтры, носящие название "конверсионных" - фильтры 80-й серии (синие) и 85-й серии (оранжевые), а также - слабо окрашенные "балансирующие" фильтры 81-й серии (оранжевые) и 82-й серии (синие).

Конверсионные фильтры 80A, 80B и 80C (на оправе также может быть также обозначена альтернативная кодировка - например фильтр 80В часто обозначается как А12, B12 или KB12). Эти фильтры, окрашенные в синий цвет, дают возможность использовать плёнку, сбалансированную для дневного света (5500К), для съёмки при лампах накаливания различных типов, увеличивая (для плёнки) цветовую температуру источника света.

Фильтр 80А - самый плотный, он увеличивает цветовую температуру с 3200К до 5500К и позволяет снимать при свете галогенных ламп. На практике иногда его эффект оказывается чрезмерным - тона изображения получаются чуть холодноватыми, и фотографы более охотно применяют в этом случае менее плотный фильтр 80В.

Светофильтр 80В предназначен для конверсии света перекальных фотоламп (цветовая температура 3400К). Фильтр 80В также можно использовать совместно и с галогенными лампами (3200К). В этом случае коррекция не всегда получается достаточной (иногда остается незначительный желто-красный оттенок), однако зачастую это легко исправляется коррекцией при печати фотографий, а при съёмке на слайды небольшой оставшийся тёплый оттенок зачастую выглядит вполне привлекательно.

Самый светлый из 80-й серии фильтр - 80С - предназначен для весьма специфической цели - конверсии света одноразовых (магниевых или алюминиевых) ламп-вспышек (цветовая температура 3800К) до температуры 5500К. Также этот фильтр хорош для тех случаев, когда необходимо скорректировать излишнюю теплоту освещения сразу после восхода солнца или незадолго перед его закатом.

Конверсионные фильтры оранжевого цвета 85-й серии производят обратное действие - они понижают цветовую температуру источника света для того, чтобы использовать плёнки, предназначенные для ламп накаливания (tungsten), при дневном свете. Самый плотный фильтр 85В снижает цветовую температуру дневного света (5500К) до 3200К, позволяя снимать при дневном свете на плёнки, сбалансированные к температуре 3200К (так называемые плёнки "типа B", к которому относится большинство ныне выпускаемых плёнок для ламп накаливания). Менее плотные светофильтры этой серии - 85 и 85С - конвертируют дневной свет 5500К в свет с цветовой температурой 3400К (плёнки для ламп накаливания "типа А") и 3800К соответственно. Также их можно применять при съёмке на плёнку, сбалансированную к свету с цветовой температурой 3200К, при свете с цветовой температурой ниже, чем 5500К - например утром, сразу после восхода Солнца, или ближе к его закату.

Безусловно, далеко не все источники света имеют стандартные характеристики. А значит - возникает необходимость "подстраивать" цветопередачу плёнок со стандартными характеристиками под нестандартные источники света. Делается это при помощи специальных слабоокрашенных светофильтров синего и янтарного цвета, называемых "балансирующими".
Для более удобного применения и более понятной классификации балансирующих светофильтров по производимому эффекту каждый фильтр имеет характеристику в миредах (или "майред" - в русскоязычной литературе прижились оба варианта транслитерации).
Миред (mired - micro reciprocal degrees) - это обратная цветовой температуре в кельвинах величина, умноженная на 1000000. Такая характеристика эффекта светофильтра удобнее, чем цветовая температура - сдвиг в миредах является постоянной величиной для фильтра, в то время как изменение фильтром цветовой температуры будет различным в зависимости от температуры исходного света. Синеватые фильтры, повышающие цветовую температуру, имеют отрицательный сдвиг в миредах, а оранжево-розовые, понижающие цветовую температуру, соответственно имеют положительный сдвиг в миредах. Большинство изготовителей фильтров пишут эту характеристику фильтра на оправе, обозначая фильтры оранжевого цвета буквой R (red - красный), KR или A (amber - янтарный), а фильтры синего цвета - буквой B (blue - синий) или KB, после которых идет цифра сдвига в декамиредах (десятках миред). Например фильтр B12 (обозначаемый также как 80В) - синий, уменьшает цветовую температуру на 120 миред.

Для определения необходимого цветового сдвига и выбора соответствующего светофильтра удобно воспользоваться номограммой.

Балансирующие светофильтры серии 81 (81А, 81В и 81С) понижают цветовую температуру, "съедая" нежелательный холодный (синеватый) оттенок, появляющийся от завышенной цветовой температуры освещения, при котором ведется съёмка. Фильтр 81А, самый прозрачный из всей 81-й серии, предназначен для исправления незначительных отклонений цветовой температуры - например он достаточен для коррекции холодного оттенка, появляющегося при съёмке в тени или в случаях, когда Солнце закрыто дымкой. Светофильтры 81В и 81С дают более выраженный эффект "утепления" света - их применение может восстановить правильную цветопередачу в случаях съёмки при свете неба, имеющего "стальной" цвет, при съёмке в помещении со стенами "холодных" цветов.

82-ая серия балансирующих фильтров, наоборот, предназначена для того, чтобы избавиться от излишней "теплоты" на снимках, сделанных при свете с более низкой цветовой температурой, чем рассчитана плёнка. В 82-ую серию входят фильтры 82А, 82В и 82С, имеющие синеватую окраску. К примеру, светофильтр 82В позволяет вести съёмку при свете бытовых ламп накаливания (2900К), применяя плёнку, сбалансированную для света галогенных ламп (3200К). От плотности применяемого фильтра зависит и степень получаемого эффекта.

Светофильтры 82-й серии можно комбинировать при использовании друг с другом и со светофильтрами 80-й серии для достижения желаемого эффекта коррекции. Точно таким же образом можно использовать светофильтры 81-й и 85-й серий.

Использование слабоокрашенных балансирующих светофильтров (особенно 81А и 82А) редко оправдано при печати фотографий в минилабораториях - эффект от их применения при съёмке чаще всего практически незаметен на минилабных отпечатках.

Фильтры FL-W и FL-D

Понятие "цветовая температура" является хорошим критерием для оценки света, испускаемого раскаленными источниками - например Солнцем или лампами накаливания. В свете таких источников, независимо от их цветовых характеристик, присутствуют (пусть и в разных количествах) лучи всего видимого спектра. В отличие от раскаленных источников света, имеющих непрерывный спектр излучения, у люминесцентных и газоразрядных источников света спектр излучаемого света имеет прерывистый (линейчатый) характер. Для таких источников понятие "цветовой температуры" - не совсем корректно, ведь их излучение нельзя сопоставить с излучением нагретого тела. Но это ещё пол-беды. Самое неприятное заключается в том, что фотоплёнка может воспринимать свет таких источников совершенно по-иному, чем наши глаза.

Наиболее распостраненные источники света такого типа - люминесцентные лампы, известные под названием ламп дневного света. Свет их, действительно, воспринимается нашими глазами как близкий к дневному. Но при попытке фотографирования в свете таких ламп на цветную фотоплёнку, предназначенную для дневного света, мы получим изображение в зелёно-голубых тонах. Причина такой неприятности заключается в линейчатом (прерывистом) характере спектра излучения от люминесцентных ламп - вся мощность излучения сосредоточена в нескольких довольно узких полосах спектра. А поскольку как светочувствительные слои плёнки, так и наши глаза имеют повышенную чувствительность к одним зонам спектра света, и заметно сниженную чувствительность к другим, то идентичности восприятия света источников с линейчатым спектром излучения плёнкой и глазами ожидать не приходится - неравномерность чувствительности глаза и плёнки к разным участкам спектра света сильно отличается друг от друга.

Производители осветительных приборов, безусловно, ведут борьбу в этом направлении. Уже даже выпускаются люминесцентные осветительные приборы, создающие свет практически идентичный дневному, и не требующий коррекции для правильного воспроизведения его плёнкой. Однако они пока ещё достаточно дороги и распостранены мало, а у основной массы типов применяемых ламп "дневного света" спектр излучения имеет общий недостаток - практически полное отсутствие пурпурной составляющей (лучей синего и красного участков спектра), придающий изображению на фотографии неестественный зеленый оттенок.

Для коррекции этого неприятного явления, носящего название "зелёного сдвига", выпускаются специальные светофильтры розового и розовато-коричневого цвета, носящие названия FL-W и FL-D (FL-Day). Фильтр FL-Day предназначен для использования с лампами "дневного света", имеющими измеряемую цветовую температуру порядка 6500К, а для съёмки при свете ламп "белого света" (4200К - 4800К) или "теплого белого света" (3000К), применяется фильтр FL-W. Конечно, спектр ламп различных типов и разных производителей отличается, да и разные фотоплёнки по-разному воспринимают свет люминесцентных ламп. Поэтому результаты использования светофильтров FL-Day и FL-W могут различаться для различных плёнок и разных ламп, хотя на практике применение этих фильтров дает, как правило, хороший результат, требуя в некоторых случаях лишь незначительной дополнительной коррекции. При выборе для покупки какого-то одного из фильтров - FL-Day или FL-W - есть смысл проанализировать условия, в которых планируется его применение, ведь люминесцентные лампы "дневного" и "белого" света встречаются одинаково часто. Впрочем, при отделке объектов коммерческой съёмки - современных офисов и магазинов, лампы "белого" и "теплого белого" света встречаются чаще, а значит и фильтр FL-W может оказаться наиболее востребованным.

"Дидимиум"-фильтры

В настоящее время появились светофильтры, которые на первый взгляд хочется тоже отнести к окрашенным светофильтрам. Однако у фильтров, носящих общее название "дидимиум" ("didymium filters") спектральная характеристика пропускания не плавная, как у окрашенных фильтров, а изрезанная - с резкими пиками и глубокими провалами коэффициента пропускания. Благодаря такой особой характеристике пропускания, фильтры этого класса обладают избирательным действием - делают более насыщенными одни цвета, практически не влияя на передачу остальных. В каталоге HOYA "дидимиум"-фильтры представлены под названиями INTENSIFIER, GREEN FIELD, BLUE INTENSIFIER и PORTRAIT. Светофильтр INTENSIFIER делает более насыщенным красный цвет, а фильтры GREEN FIELD и BLUE INTENSIFIER подчеркивают зеленые и синие цвета соответственно. Похожий эффект производит и фильтр PORTRAIT, подчеркивающий цвет кожи человека.

Эффектные фильтры (насадки)

не являются необходимыми для точной передачи на снимке фотографируемого объекта. Они служат для совершенно противоположной цели - видоизменить изображение для получения выразительного художественного эффекта. Названия эффектных фильтров и насадок одного эффекта у разных производителей не отличаются каким-то однообразием. Поэтому, дабы упростить изложение тем, посвященным эффектным и специальным фильтрам, в качестве примеров их устройства и эффекта последних мы опять будем приводить соответствующие фильтры HOYA.

"Звездные" насадки

На использовании так называемых "растровых сеток" основана работа "звездных" фильтров - cross screen, star-six, star-eight, variocross. Будучи установленными на объективе, эти фильтры дополняют любой яркий точечный источник света, попавший в кадр, длинными линиями, которые подобно лучам проходят через его центр. Чтобы достичь такого эффекта, на поверхности фильтров этого типа вытравлены тонкие пересекающиеся линии, проходящие параллельно по всей его поверхности на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В зависимости от вытравленной на поверхности фильтра структуры, последний может давать разное количество лучей.

Две группы параллельных линий, расположенные под прямым углом между собой, дают эффект четырех крестообразно расходящихся лучей, идущих от каждого точечного источника света в кадре (фильтр cross screen). На поверхности фильтра Star Six вытравлено уже три группы параллельных линий, ориентированных под углом 120 градусов друг относительно друга. Соответственно, при использовании этого фильтра каждая светящаяся точка на фотографии будет иметь по шесть лучей. По аналогичной технологии, но уже с четырьмя группами линий, выполнен и "восьмилучевой" фильтр star eight, дающий эффект звездных вспышек с восемью лучами.

Несколько отличающимся эффектом обладает ещё один фильтр из этой серии - variocross. Он представляет собой конструкцию из двух стекол, на которых вытравлены параллельные линии. Каждое из этих стекол укреплено в своей оправе, которые могут быть развернуты относительно резьбовой оправы независимо друг от друга на произвольный угол. Соответственно, на снимке каждый точечный источник света получает четыре лучика, но в отличие от фильтра cross screen, угол между лучами можно изменять.

"Лучистый" эффект, производимый такими фильтрами, выражен только в том случае, когда в кадре есть яркие точечные источники света - Солнце (когда оно стоит невысоко над горизонтом), уличные фонари, блики на резких изгибах блестящей поверхности и так далее. Особенно удачным получается применение "звездных" фильтров для высококонтрастных сюжетов - например при съёмках ночных городских пейзажей. При диафрагмировании эффект этих фильтров падает, поэтому съёмку лучше вести на средних (5.6 - 8) или более открытых диафрагмах. Применяя "звездные" фильтры на широкоугольных и сверхширокоугольных объективах, следует помнить о большой глубине резкости задиафрагмированного объектива - в резкость может попасть структура, вытравленная на поверхности фильтра. Кроме того, такая комбинация обладает ещё одним эффектом, также выглядящим весьма неприятно - при расположении источника света близко к краю кадра, лучи от него могут изгибаться. Владельцам видеокамер, желающим воспользоваться эффектами фильтров типа cross screen, Star Six или подобными, как правило лучше отказаться от автоматической фокусировки, норовящей наводить резкость только на поверхность фильтра (особенно этот эффект выражен при съёмке в условиях низкой освещенности).
При отсутствии в кадре ярких точечных источников света фильтры "звездного" типа производят незначительный смягчающий эффект, уменьшая микроконтраст даваемого объективом изображения. Такой эффект можно с успехом применять в съёмке портретов, когда излишний контраст, выражающийся в "жесткости" изображения, является нежелательным.

Фильтры, использующие эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие, по устройству подобны "звездным" фильтрам. Однако в отличие от "звездных" (растровых) фильтров, нанесенные на поверхность дифракционной решетки линии гораздо тоньше, и расположены настолько часто, что увидеть их невооруженным глазом практически невозможно - дифракционный фильтр выглядит как слегка мутноватое стекло. Пример фильтра, использующего эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие - это фильтр RAINBOW-SPOT. Этот фильтр разлагает на спектральные составляющие свет, идущий от ярких точечных источников, дополняя каждый источник света радужной линией. Насадку RAINBOW-SPOT можно с успехом применять и в портретной съёмке. В этом случае, ввиду отсутствия ярких точечных источников света, получается эффект другого рода - фильтр RAINBOW-SPOT делает изображение более мягким, сглаживая контрастные переходы на границе света и тени, придавая освещенным участкам своеобразные светящиеся ореольчики.

Насадки "мягкого" фокуса

Съемка с софт-фильтром

вверху — без фильтра, внизу — с фильтром)

Для получения особого "мягкого" изображения (в первую очередь в портретной съёмке) применяются достаточно дорогие софт-фокусные объективы (Softfocus lens). Получаемое с их помощью изображение не является нерезким (хотя на первый взгляд кажется, что резкости нет), но в то же время оно лишается излишнего микроконтраста, придающего изображению на фотографии излишне "жесткий" и грубый рисунок. Как правило, в софт-фокусных объективах эффект "мягкого" изображения создается за счет неисправленной (или намеренно вносимой при расчете оптической схемы) остаточной аберрации (как правило - сферической, чтобы эффект можно было применять не только на черно-белых, но и на цветных фотоматериалах). Эффект "мягкого фокуса" в этом случае получается за счет наложения резкого и расфокусированного изображений, получающихся в результате несовпадения плоскости фокусировки краевых и центральных лучей. Более дешевым, а значит - и более популярным методом получения смягченного изображения являются специальные оптические насадки на обычный съемочный объектив, называемые "фильтрами мягкого фокуса". Такие насадки, будучи установленными перед объективом, видоизменяют исходное изображение - несколько уменьшают общий контраст снимка и значительно снижают его микроконтраст. При этом изображение становится одновременно и резким, и слегка размытым (в отличие от изображения, даваемого расфокусированным объективом). Особенно красивый и приятный эффект в результате применения софт-фильтров получается в тех случаях, когда освещение создает активный световой рисунок, с четко выраженными светами и сочными тенями. При излишне мягком освещении применение смягчающих насадок может в отдельных случаях даже привести к неприятным эффектам - "размыливанию" и "ватности" изображения. Поэтому максимально эффективное применение смягчающих фильтров всегда требует проб и экспериментов.

К сожалению, в названиях насадок мягкого фокуса у разных производителей не только не наблюдается какого-то общего подхода, а даже наличествует довольно значительная путаница. К примеру фильтр, эффект которого обусловлен концентрически протравленными на его поверхности канавками, в каталоге фильтров B+W (производимых Schneider-Kreuznach) значится как SOFT FOCUS, а HOYA представляет аналогичный по устройству фильтр под названием DUTO. В то же время c названием DUTO продаются фильтры под маркой Kaiser, производящие эффект аналогичный фильтрам DIFFUSER у HOYA. Фильтр DIFFUSER от Cokin весьма похож как по устройству, так и по эффекту на фильтр HOYA SPECTRAL CROSS. Кроме неоднозначности с названиями, многие фильтры, несмотря на близкое по внешнему виду устройство (например B+W SOFT-IMAGE, CARL ZEISS SOFTAR и HOYA SOFTENER), значительно отличаются по производимому эффекту. И это ещё не всё! Объективы разной конструкции, даже идентичные по фокусному расстоянию, по-разному "воспринимают" многие насадки мягкого фокуса, особенно это касается зум-объективов. Поэтому софт-фильтров и выпускается такое количество, чтобы каждый фотограф мог подобрать под свою оптику, манеру съёмки и желаемый эффект фильтры, которые и будут для него "самыми лучшими". Некоторые насадки "мягкого фокуса" выпускаются двух-трех градаций по степени возрастания вносимого эффекта. Тогда в маркировку такого фильтра дополнительно добавляется буква (А или В) или цифра (1, 2 или 3) по степени увеличения эффекта. Например, фильтр HOYA SOFTENER B дает более выраженный эффект смягчения изображения, чем HOYA SOFTENER А.

В нашем обзоре мы в качестве примеров насадок разного назначения и устройства, смягчающих изображение, приведем софт-фильтры HOYA (fog filter, diffuser, duto, softener, spectral cross), представляющие все наиболее часто применяемые методы получения "мягкого" изображения.

Смягчающий изображение эффект фильтра Softener построен на наложении на основное (резкое) изображение множества дополнительных расфокусированных изображений. Достигается такой эффект при помощи определенного количества миниатюрных линзочек, похожих на капельки воды, в произвольном порядке расположенных на прозрачной плоскопараллельной поверхности этого фильтра. Каждая линзочка, расположенная на поверхности фильтра, создает вместе с объективом свою собственную оптическую систему (подобно паре объектив + насадочная линза для макросъёмки). Оптическая сила каждой такой линзочки складывается с оптической силой объектива, соответственно - каждая такая система будет иметь меньшее фокусное расстояние, чем фокусное расстояние объектива. Поскольку объектив наводится на резкость по основному изображению (которое создается светом, прошедшим через фильтр минуя линзочки), все дополнительные изображения будут приходить к плёнке расфокусированными (нерезкими). Визуально эффект фильтра Softener проявляется в светящихся ореольчиках на границах света и тени, а также - в смягчении общего контраста снимка. Исходя из природы эффекта, который дает фильтр Softener, легко объяснимы и особенности его применения. Эффект, даваемый фильтром такого типа, значительно изменяется в зависимости от фокусного расстояния объектива (чем больше фокусное расстояние объектива, тем эффект сильнее) и диафрагмы, при которой ведется съёмка (чем больше закрыта диафрагма, тем эффект слабее). Фильтры этого типа нежелательно применять на широкоугольных объективах и сильно задиафрагмированных объективах - в этом случае не только практически исчезает эффект смягчения изображения, но и контуры линзочек становятся хорошо заметными на снимке, производя эффект заляпанного дождевыми каплями стекла.

Поверхность фильтра Diffuser, кажущаяся просто неровной, на самом деле представляет собой совокупность коротких канавок неправильной формы и очень маленькой глубины с отполированной поверхностью. Такая структура поверхности фильтра Diffuser приводит к весьма специфическому эффекту - общий контраст снимка практически не уменьшается, как в случае применения других насадок мягкого фокуса, а резкость мелких деталей - значительно падает. Применение фильтра Diffuser оправдано в первую очередь в портретной съёмке при мягком освещении, давая возможность получить при мягком освещении не слишком резкое, но и не "ватное" или "мыльное" изображение.

Эффект фильтра Duto обусловлен концентрическими кольцевыми канавками, вытравленными на его поверхности. Большая часть света, создающая основное изображение, проходит между канавками без изменений. Оставшаяся часть, падая на поверхность канавок, рассеивается, понижая тем самым общий контраст фотоснимка. Кроме этого, благодаря концентрическому расположению канавок, фильтр Duto обладает дифракционными свойствами - например точечные источники света, попавшие в кадр, получают радужные ореольчики, а блестящие или светлые пряди волос (в зависимости от их положения) не становятся просто нерезкими, как в случае применения других насадок мягкого фокуса, а превращаются во что-то непонятное, но красивое - текущее и струящееся. Эффект этого фильтра при диафрагмировании изменяется - на более открытых диафрагмах преобладают рассеивающие свойства, а на средних и закрытых заметнее становятся дифракционные эффекты.

Фильтр Spectral Cross сделан в виде очень мелкой растровой сетки, обладающей и дифракционными свойствами. Поэтому эффект от применения фильтра Spectral Cross одновременно близок как к эффекту фильтра RAINBOW-SPOT, так и эффекту фильтра cross screen.

На поверхности "туманного" фильтра Fog Filter расположено в случайном порядке большое количество мельчайших белых полупрозрачных точек, частично рассеивающих падающий на них свет. Применение "туманного" фильтра позволяет достичь эффекта, напоминающего ранний утренний туман - впечатления белесой мглы, отсутствия деталей как в темных, так и в светлых местах снимка. При правильно подобранном сюжете с помощью Fog Filter можно добиться даже совершенно необычного эффекта, получив близкое к силуэтному изображение. Эффект "туманного фильтра" практически не зависит ни от фокусного расстояния применяемого объектива, ни от степени его задиафрагмированности. Ввиду весьма специфического эффекта, Fog Filter (в отличие от остальных насадок мягкого фокуса) достаточно редко используется в портретной фотографии, зато часто находит применение у фотографов-пейзажистов.

Среди эффектных фильтров, применяемых в портретной съёмке, достаточно много насадок, имеющих в центре плоскопараллельный неокрашенный участок или отверстие. Такие насадки оставляют центральную зону изображения практически без изменений, зато остальную (периферийную) часть кадра изменяют до неузнаваемсти. К таким насадкам в каталоге HOYA отнесены center-spot, soft-spot, color-spot и misty-spot. Эффект при применении таких насадок в значительной мере зависит от фокусного расстояния объектива, установленной диафрагмы и расстояния от объектива до поверхности насадки. Весьма удобны аналогичные насадки прямоугольной формы, предназначенные для использования в компедиумных (слотовых) системах фильтров - например в системе Cokin. В этом случае эффект можно изменять, перемещая фильтр как вдоль оси объектива (вставляя в разные ячейки компедиума), так и поперек оси (передвигая фильтр вдоль слота).

Насадка center-spot - это линза, аналогичная применяемой в макросъёмке, с плоскопараллельной площадкой или сквозным отверстием в центре. Изображая центр кадра резким, выводит края из резкости.

soft-spot - фильтры, аналогичные Fog Filter (sand screen) и Diffuser (soft screen), но имеющие отверстие в центре фильтра. Эффект насадок sand screen и soft screen аналогичен эффекту насадок Fog Filter и Diffuser соответственно, но с резко изображенной центральной зоной кадра.

color-spot - цветные фильтры с отверстием в середине. Окрашивают периферию кадра, оставляя центральную зону кадра окрашенной в естественный цвет.

misty-spot - бесцветные оптические насадки, дающие резкое изображение центральной части кадра, и своеобразно размытое и деформированное - по периферии кадра. HOYA выпускает в этой серии фильтры под названиями "Gradual", "Breeze", "Halo" и "Windmill". Каждый из этих фильтров имеет свой особый характер оптического эффекта - например "Gradual" дает эффект типа того, что получается при изменении фокусного расстояния объектива в процессе экспонирования, а "Windmill" - как бы скручивает по спирали окружающее объект съёмки пространство.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.