Внешняя политика ССС. Отношения с социалистическими странами, США и европейскими странами, странами «третьего мира» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Внешняя политика ССС. Отношения с социалистическими странами, США и европейскими странами, странами «третьего мира»

2022-11-24 33
Внешняя политика ССС. Отношения с социалистическими странами, США и европейскими странами, странами «третьего мира» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внешняя политика: разрядка и возврат к напряженности. Международную политику Советского Союза, ее цели, задачи и практические пути их реализации в середине 1960-х – начале 1980-х годов определяла КПСС как «руководящая а направляющая» сила советского общества. В документах и материалах съездов и пленумов КПСС Л.И.Брежнева, члена Политбюро, министра иностранных дел А.А.Громыко на основе анализа социально-экономических и политических процессов, происходящих в СССР и в мире, были определены три приоритетные задачи:

1) укрепление и расширение социалистического лагеря, единство и сплочение политического, военного и экономического сотрудничества;

2) поддержка национально-освободительного движения, коммунистических и рабочих партий, решительный отпор агрессивным силам;

3) мирное сосуществование государств с различным социальным строем, устранение угрозы мировой войны, расширение взаимовыгодных деловых контактов.

Съезды КПСС конкретизировали тактические задачи на очередное пятилетие. Так, XXIV съезд (март – апрель 1971 г.) подтвердил преемственность и стабильность целей советской внешней политики и выработал новую внешнеполитическую доктрину, получившую название Программы мира. Она содержала конкретные предложения решения самых актуальных проблем по укреплению мира:

- ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, достижение политического урегулирования в этих районах; оказание отпора любым актам агрессии и международного произвола; заключение международных соглашений о неприменении силы и угрозы ее применения для урегулирования спорных вопросов;

- окончательное признание территориальных изменений в Европе, происшедших в результате второй мировой войны, осуществление коренного поворота к разрядке и миру на этом континенте, созыв и успешное проведение общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, создание системы коллективной безопасности в Европе, ликвидация военных группировок в Европе или их военных организаций;

- запрещение ядерного, химического и бактериального оружия, повсеместное прекращение испытаний ядерного оружия, создание безъядерных зон, созыв конференции по разоружению, ликвидация иностранных военных баз, сокращение вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, сокращение военных расходов;

- полная ликвидация оставшихся колониальных режимов, всеобщее осуждение и бойкот любых проявлений расизма и апартеида;

- развитие и углубление взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому.

Последующие съезды конкретизировали и развивали основные положения Программы мира.

Основные принципы внешней политики Советского государства были закреплены в ст.28,29, 30 Конституции СССР, принятой в октябре 1977 г. В нее были внесены основные положения взаимоотношений между народами, принятые на международном Совещании глав 33 европейских государств, а также США и Канады в Хельсинки. Эти взаимоотношения строятся на основе принципов:

→ суверенного равенства;

→ взаимного отказа от применения силы или угрозы силой;

→ нерушимости границ;

→ территориальной целостности государств;

→ мирного урегулирования споров;

→ невмешательства во внутренние дела;

→ уважения прав человека и основных свобод;

→ равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;

→ сотрудничества между государствами;

→ добрососедского выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров.

 

       Руководство СССР уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она предполагала сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами.

       Навязывание советской модели развития вызывало недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозило действие рыночного механизма хозяйствования.

Для осуществления военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО, в мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора. В нее вошли СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария и Албания.

 

       Восстановлению полного контроля над социалистическим лагерем советскому руководству мешали сложности в отношениях с Китаем. Причиной этому стал отказ КНР в размещении военных баз СССР на своей территории. В ответ СССР отозвал из Китая военных специалистов, сократил материально-техническую помощь и свернул программы по сотрудничеству в области ядерной физики. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими войсками и китайскими частями в районе пограничной р.Уссури. конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После данных событий были приняты меры по укреплению границы с Китаем.

       В Чехословакии в июне 1967 г. съезд писателей открыто выступил против руководства партии, далее последовали массовые студенческие демонстрации и забастовки. Усилившаяся оппозиция вынудила Новотного в январе 1968 г. уступить руководство партией Дубчеку. Новое руководство решило провести ряд реформ. Установилась атмосфера свободы была упразднена цензура, КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей. Однако «выход» был навязан традиционно советский: «по просьбе чехословацких товарищей» в ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран участниц Варшавского договора вступили в Чехословакию. Сразу же усмирить недовольство не удалось, демонстрации протеста против оккупации продолжались, и это вынудило советское руководство отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (апрель 1969 г.), сторонника СССР. Силой подавив процесс реформирования чехословацкого общества, Советский Союз остановил модернизацию этой страны на целых двадцать лет. Так на примере Чехословакии реализовался принцип «ограниченного суверенитета», часто называемый «доктриной Брежнева».

       Серьезная ситуация возникла и в Польше из-за повышения цен в 1970 г., вызвавшего массовые волнения рабочих балтийских портов. В последующие десять лет положение в экономике не улучшилось, что породило новую волну забастовок, которую возглавил независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л.Валенсой. лидерство массового профсоюза делало движение менее уязвимым, поэтому руководство СССР не решилось на ввод войск в Польшу и пролитие крови. «Нормализация» положения была доверена поляку, генералу Ярузельскому, который ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Хотя прямого вмешательства СССР не было, но его роль в «успокоении» Польши была заметна. События в Польше, возникновение там «Солидарности», покрывшей всю страну сетью своих организаций, свидетельствовали о том, что здесь была пробита наиболее серьезная брешь в замкнутой системе восточноевропейских режимов.

       Организация Варшавского Договора в 60-70-х годах была не только военным оборонительным союзом социалистических стран Восточной Европы и СССР, но также политическим и экономическим центром, координирующим международные отношения социалистического лагеря в целом. ЦК КПСС фактически руководил действиями всех прокоммунистических режимов стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока.

По мнению советского руководства, крах колониальной системы проходил на фоне углубляющегося кризиса капитализма и явился фактом его дальнейшего углубления. Таким образом, необходимо было активизировать наступление социализма в странах, еще не определившихся в своем дальнейшем пути развития.

       Исходя из классовых позиций, Советский Союз оказывал им не только моральную, но и военную помощь.

       С 1967 г. СССР методически вел политическую и дипломатическую борьбу, осуществляя военную помощь арабским народам Ирака, Сирии, Палестины, НДРЙ. Такая политика, вытекавшая из ленинского учения о справедливых и несправедливых войнах, соответствовала международным соглашениям, нормам международного права, Уставу ООН. Наглядный пример тому – события 70-х годов в Анголе, Эфиопии, Никарагуа, Кампучии. Советский Союз принимал участие в вооруженных конфликтах в Эфиопии, сомали, Йемене, вдохновлял кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика, вооружал «прогрессивные», по мнению советского руководства, режимы в Ираке, Ливии и других странах.

       Ввод советских войск в Афганистан, начавшийся в конце 1979 года нанес смертельный удар по политике «разрядки». В 1978 году в Афганистане произошла смена политического режима, на которую западные державы никак не отреагировали. СССР же решил, что необходимо оказать помощь пришедшему к власти дружественному правительству. Афганская «акция» в результате резко ухудшила отношения между СССР и США.

       Важнейшей составной частью интернациональной помощи развивающимся странам стало экономическое сотрудничество, особенно интенсивное в конце 1960-х 1970-х годах. При техническом содействии Советского Союза в освободившихся государствах создавались крупнейшие государственные предприятия в ключевых отраслях экономики: металлургии, энергетике, машиностроении, геологоразведочных работах, сельском хозяйстве.

       СССР представлял развивающимся странам кредиты на более льготных условиях, чем развитые капиталистические государства.

       Подготовка высококвалифицированных специалистов в советских ВУЗах не стоила ни копейки прибывшим на обучение из развивающихся стран.

       Щедрая помощь Союза ССР обошлась ему «в копеечку». На октябрь 1992 г. страны «третьего мира» задолжали СССР 146 млрд. долл., львиную долю которых вернуть невозможно. При этом Советский Союз сам задолжал капиталистическим странам около 81 млрд. долл.

       Период 1970-х – середины 1980-х гг. прошел под знаком реализации Программы мира, выдвинутой XXIV съездом КПСС в 1971 году.

В отношениях между Западом и Востоком в начале 1970-х годов произошел радикальный поворот в сторону реальной разрядки напряженности. Он стал возможным благодаря достижению примерного военного паритета между Западом т Востоком, США и СССР. Поворот начался с установления заинтересованного сотрудничества СССР сначала с Францией, а затем с ФРГ. После выхода Франции из военной организации НАТО (март 1966 г.) генералу Шарлю де Голлю была устроена триумфальная встреча в Москве. Налаживались и отношения с ФРГ, особенно после избрания в 1969 году канцлером социал-демократа Вили Брандта. В 1970 году ФРГ заключила договоры с СССР и Польшей, в которых были признаны послевоенные польские границы, а в 1972 году двухсторонним соглашением достигнуто взаимное признание ФРГ и ГДР.

       Одновременно был подготовлен и важный поворот в советско-американских отношениях, начало которому положил визит Никсона в Москву в мае 1972 года. За 1972 – 175 годы между двумя странами было подписано 23 соглашения о сотрудничестве в различных сферах. В соглашениях о предотвращении ядерной войны впервые было сформулировано положение, что в ядерной войне не может быть победителей. В 1971 – 1976 годах общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. Были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений. 26 мая 1972 года в Москве был заключен договор ОСВ-1. стороны договорились об ограничении числа межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования. В 1978 году был заключен договор ОСВ-2 об ограничении подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне. Эти соглашения устанавливали «потолки» количества ракет и боевых самолетов, но не прекращал гонку вооружений. Она могла идти в иных направлениях, не оговоренных соглашениями.

       Разрядка напряженности была закреплена международными соглашениями. 30 июля 1975 года в Хельсинки состоялось Общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли участие руководители 33 европейских государств, США и Канады (35 стран). В итоговом документе закреплялись нерушимость границ на континенте и недопустимость применения силы в отношениях между государствами. Это было признанием, что восточноевропейские страны составляют сферу влияния СССР. Взамен СССР вынужден был согласиться на включение в Заключительный акт статей о правах человека, свободе информации и передвижений. Советское правительство и после этого продолжало нарушать права и свободы людей, и диссидентское движение обвиняло его в несоблюдении именно этих положений Хельсинского акта.

       Но с конца 170-х годов разрядка сменилась новым витком гонки вооружений, хотя накопленных ядерных вооружений было и так достаточно, чтобы уничтожить все живое на Земле. Обе стороны не воспользовались достигнутой разрядкой, пошли по пути нагнетания страха. При этом капиталистические страны придерживались концепции «ядерного сдерживания» СССР. В свою очередь советское руководство допустило ряд внешнеполитических просчетов. По ряду вооружений, по численности армии, танковой армады и т.д. СССР превзошел США, и в дальнейшем их наращивание стало бессмысленным. СССР начал строить и флот авианосцев.

       Крупным фактом, подорвавшим доверие к СССР, стала советская интервенция в Афганистан в декабре 1979 года. Двухсоттысячный экспедиционный корпус вел войну, крайне непопулярную в стране и в мире. Война поглощала людские и материальные ресурсы, в ней погибло 15 тыс. советских воинов, 35 тыс. искалечено, было истреблено около двух миллионов афганцев, три-четыре миллиона стали беженцами. Следующим просчетом советской внешней политики стало размещение ракет среднего радиуса в Европе в середине 1970-х годов. Оно резко дестабилизировало обстановку, нарушило стратегическую обстановку.

       Жертвами «холодной войны» становились и простые люди в региональных войнах и мирных условиях. 1 сентября 1983 года южно-корейский пассажирский лайнер «Боинг-747», отклонившись от курса, залетел в воздушное пространство СССР. Советский самолет-перехватчик сбил его над Сахалином. Во всем мире поднялась волна возмущений, инспирированная администрацией нового президента США Рейгана. Советское руководство несколько дней отрицало факт уничтожения «Боинга», затем вынуждено было его признать. Умело сыграв на этом, Рейган объявил СССР «империей зла».

       Таким образом, благоприятный для СССР период разрядки закончился, и теперь страна задыхалась в тяжелой гонке вооружений в условиях взаимных обвинений.

 

Самостоятельная работа

       Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х годов.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.