Тема. Культура речи.Синонимика рядов однородных членов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема. Культура речи.Синонимика рядов однородных членов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи

2022-11-24 101
Тема. Культура речи.Синонимика рядов однородных членов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЯ                                                                 8 класс

Урок № 42

Тема. Культура речи.Синонимика рядов однородных членов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи

Цель: - повторить понятие обобщающего слова как члена предложения, 

- отработать умение правильно определять синтаксическую роль обобщающего слова и ОЧП, грамотно ставить знаки препинания при ОЧП, обобщающем слове, составлять схемы предложений с разными типами сочетания ОЧП, видеть речевые ошибки в предложениях с ОЧП и исправлять их,

- развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ход урока

Оргмомент.

В рабочей тетради пишем:

Двадцать седьмое января

Классная работа

Синонимика рядов однородных членов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи

Актуализация опорных знаний.

Слово учителя.

Сегодня мы закрепляем умения и навыки, приобретённые на предыдущих уроках.

 

Беседа (устно ответьте на вопросы).

- Что такое ОЧП?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Чем могут быть связаны ОЧП?

- Какие союзы служат для выражения однородности?

 - Перечислите соединительные, противительные и разделительные союзы (см. таблицу в словаре). Это знать назубок!

- При каком условии ОЧП разделяются запятыми?

- Что такое обобщающее слово?

- Какое место оно может занимать по отношению к ОЧП?

- Как при этом расставляются знаки препинания?

 

Проверка дз.

Сфотографируйте и вышлите СРАЗУ ПОСЛЕ УРОКА выполненные упр. 270 (1,4,5), 272.

Пишем в рабочей тетради:

Самостоятельная работа

Тест «Предложения с однородными членами»

1. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении:

Все в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) все напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину.

а) 1 – тире, 2 – двоеточие,

б) 1 – двоеточие, 2 – запятая,

в) 1 – тире, 2 – тире,

г) 1 – двоеточие, 2 – тире.

2. Укажите предложение с однородными членами.

а) Ты сер, а я, приятель, сед.

б) На одном месте и камень мохом обрастает.

в) Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.

г) Не делайте упражнение, не вспомнив правило.

3. Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении:

Где-то я уже слышал этот красивый,... голос.

а) мелодичный,

б) низкий,

в) женский,

г) недовольный.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) В тайге растут как хвойные, так и лиственные деревья.

б) Небо было все время облачно, и нельзя было видеть ни восхода, ни заката.

в) На набережной стоял господин в черном костюме и белом жилете и с пронзительным любопытством смотрел то на наше судно, то на нас.

г) Гость недолго гостит да много видит.

5. Какие однородные члены и союзы используются в предложении:

Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками.

а) однородные сказуемые; противительный союз,

б) однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы,

в) однородные сказуемые и дополнения; противительный союз,

г) однородные сказуемые и дополнения; соединительный и разделительный союзы.

Сделайте фото и вышлите учителю СРАЗУ ПОСЛЕ УРОКА.

3. Подача нового материала.

ОЧП часто используются в речи как выразительные средства.

Прочитайте вслух два очень близких по смыслу предложения.

Каждый человек по-своему переживает радость, печаль, бодрость, усталость, восторг, отчаяние, любовь, ненависть.

Каждый человек по-своему переживает радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть.

– Какое из них вы считаете более выразительным?
– Как вы считаете, чем достигается эта выразительность? (Парным соединением однородных членов)
– Скажите, чем являются эти однородные члены с лексической точки зрения? (Антонимами)

Вывод: для достижения большей выразительности речи используются парное соединение однородных членов, которые по отношению друг к другу являются антонимами.

Нарушение единства основания деления:

Картофель мы употребляем в пищу и в сельском хозяйстве.

Объединение в одном ряду видовых и родовых понятий:

Медведи и животные леса зимой впадают в спячку.

Объединение в один ряд слов, неоднородных по своему значению:

Армия постепенно наращивала боевую мощь военной техники и уверенность в победе.

Проверьте себя:

1) Если весной выйти вглубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостно чирикают птицы.

2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, но и зимой.

3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей.

4) Я люблю читать многое: рассказы, повести, романы, стихи.

5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары: карандаши, бумагу.

6) Он потерял монету на покупку новых башмаков.

7) Мы любим фигурное катание и увлекаемся им.

8) Зимой в выходные дни я обычно читаю, и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и другие игры.

 

5.Домашнее задание.

Задание 1. Перепишите предложения и составьте к ним схемы:

И море, и небо, и белый песок — все радовало глаз.

Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы — зеленели приветливо и свежо.

Повсюду мох: и внизу и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

 

Задание 2. Придумайте предложения по схемам, запишите их. (Сначала перечерчиваем схему КАРАНДАШОМ! и рядом пишем предложение.)

Задание 3. Вставьте в предложения обобщающие слова, расставьте недостающие знаки препинания и запишите.

Ромашки колокольчики васильки эти луговые … заполонили лесную поляну.

Каких только домашних … я не видел в деревне лошадей коров свиней гусей уток!

Все... бабушка и дедушка брат сестра мама и папа радовались моим успехам.

 

ДЗ сфотографировать и выслать учителю ДО 18.00 СЕГОДНЯ!

 

Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой вывод сделали для себя?

 

РЯ                                                                 8 класс

Урок № 42

Тема. Культура речи.Синонимика рядов однородных членов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи

Цель: - повторить понятие обобщающего слова как члена предложения, 

- отработать умение правильно определять синтаксическую роль обобщающего слова и ОЧП, грамотно ставить знаки препинания при ОЧП, обобщающем слове, составлять схемы предложений с разными типами сочетания ОЧП, видеть речевые ошибки в предложениях с ОЧП и исправлять их,

- развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ход урока

Оргмомент.

В рабочей тетради пишем:

Двадцать седьмое января

Классная работа

Синонимика рядов однородных членов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.