Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-11-24 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Основными причинами возникновения утомления у учащихся X класса, по мнению педагогов, являются: продолжительное времяпрепровождение за компьютером с целью развлечений; неумение планировать и рационально использовать свое время. Треть педагогов причину утомления видят в большом объеме учебной информации по учебным предметам, которые изучаются на базовом уровне, а также в быстром темпе изучения учебного материла. Около трети педагогов отмечают недостаточнуюсформированность у учащихся общеучебных умений: анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал.
Профилактике утомления учащихся, по мнению педагогов, в первую очередь будут способствовать: оптимальная организация режима дня (организация труда и отдыха, обучение навыкам планирования и рационального использования своего времени, правильное распределение свободного времени, уменьшение времяпрепровождения за компьютером);. равномерное распределение учебной нагрузки в течение шести школьных дней; соблюдение требований СанПиН; увеличение двигательной активности; пересмотр учебных программ в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
Таким образом, результаты мониторингового исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Большинство учащихся имеют различную степень утомления (при этом выраженное утомление характерно всего для 13,8% учащихся). Несколько более высокую степень утомления имеют учащиеся, изучающие учебный предмет на базовом уровне, учащиеся из учреждений, расположенных в сельской местности, а также девушки.
2. Более низкие показатели утомления имеют учащиеся X класса, которые:
обладают более высокой мотивацией к изучению учебных предметов, проявляют интеллектуальную активность, ответственность и целеустремленность;
при подготовке домашних заданий чередуют учебные предметы (письменные с устными учебными предметами; сложные с более легкими предметами; предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла);
обучаются у педагогов, поддерживающих дисциплину на учебных занятиях, а также не практикующих в своей деятельности «быстрого темпа изучения учебного материала», «записи большого объема учебной информации», «однообразную деятельность» и «громкую речь», не требующих «точного воспроизведения учебного материала параграфа»;
не привлекаются во время учебных занятий «для участия в мероприятиях или для решения вопросов, не имеющих отношения к учебному предмету»;
не испытывают на учебных занятиях страх, неуверенность, большое напряжение, подавленность;
имеют более высокий уровень сформированности мыслительной операции «обобщение».
3. Утомление учащихся, по мнению педагогов, в первую очередь связано с продолжительным времяпрепровождением за компьютером с целью развлечений; неумением планировать и рационально использовать свое время; большим объемом учебной информации по учебным предметам, изучающимся на базовом уровне; быстрым темпом изучения учебного материла; несформированностью общеучебных умений.
4. Учащиеся X класса имеют более низкую степень утомления по сравнению с учащимися XI класса (согласно данным исследований, проведенных в 2010/2011 и 2015/2016 учебных годах).
С целью снижения утомляемости учащихся на III ступени общего среднего образования рекомендуется:
администрации учреждений общего среднего образования:
§ ознакомить учителей-предметников с проблемой утомляемости учащихся: причинами и механизмами ее возникновения; путями и способами ее предупреждения. Включить в проведение педагогических советов, семинаров, консультаций вопросы, посвященные психофизиологическим основам эффективной организации учебного процесса;
§ организовать тематическую выставку литературы, в том числе публикаций, посвященных проблеме утомляемости, закономерностям динамики умственной работоспособности учащихся; факторам, влияющим на возникновение утомляемости учащихся, методам оценки утомляемости, способам ее снижения;
§ включить в план работы учреждения образования следующие вопросы: «Развитие интеллектуальных умений как фактор профилактики утомляемости учащихся»; «Организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, испытывающими утомление, негативные эмоциональные состояния»;
§ включить в тематику родительских собраний вопросы, связанные с ролью родителей в создании условий для сохранения здоровья учащихся, предупреждения утомляемости;
учителям-предметникам:
§ развивать интеллектуальные умения учащихся, использовать разнообразные приемы активизации умственной деятельности учащихся;
§ с развитием первых признаков умственного утомления (отвлечения, разговоры) проводить физкультминутки, способствующие снятию мышечного статического напряжения;
§ не допускать однообразия и монотонности проведения учебного занятия;
§ исключить неоправданно быстрый темп проведения учебных занятий, который затрудняет восприятие и понимание информации и особенно негативно сказывается на аудиалах (учащихся, использующих преимущественно слуховой канал получения информации) и учащихся со слабой нервной системой;
§ контролировать громкость речи, так как громкая речь вызывает возбуждение центральной нервной системы учащихся и побуждает их говорить громче, что приводит к появлению шума на учебном занятии, нарушению дисциплины и вызывает состояние усталости вплоть до появления головной боли;
§ учитывать, что частые смены видов учебной деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что способствует росту утомляемости и снижению умственной работоспособности;
§ формировать положительную мотивацию, развивать познавательный интерес учащихся к изучению учебного предмета;
§ обучать учащихся навыкам планирования, организации и контроля своей деятельности, умению организовывать свой учебный труд и досуг. Довести до сведения десятиклассников, что, по данным исследований, недосыпание снижает умственную работоспособность до 30% в течение дня;
§ создавать психологический комфорт на учебном занятии, включая эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, которые снимают напряжение;
§ устанавливать отношения с учащимися в форме личностного сотрудничества, способствующие созданию комфортной атмосферы на учебном занятии. Исключить ситуации напряженности и страха ошибиться;
специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждений образования:
§ организовать коррекционную работу с учащимися, испытывающими утомляемость в процессе учебной деятельности по направлениям: коррекция познавательной сферы учащихся (развитие общеучебных умений, мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования); коррекция эмоциональной сферы учащихся, использование методов расслабления и аутогенной тренировки и др.;
§ проводить просветительскую работу, семинары, консультации с учителями-предметниками по проблемам: «Проявление первых признаков утомляемости учащихся на учебных занятиях и способы их снижения», «Источники и причины возникновения утомляемости учащихся, тревожных состояний, страхов», «Способы сосредоточения внимания, повышения умственной работоспособности учащихся», «Формирование внутренних мотивов учебной деятельности учащихся», «Формирование стрессоустойчивости учащихся, обучение приемам саморегуляции и расслабления»;
§ совместно с классными руководителями проводить классные часы, посвященные проблеме снижения утомляемости и профилактике негативных эмоциональных состояний учащихся;
§ организовать индивидуальные консультации для родителей учащихся по вопросам: «Причины утомляемости и ее последствия», «Правильная организация свободного времени учащихся», «Способы и приемы быстрого восстановления организма», «Осуществление психологической поддержки ребенку в ситуациях усиленных нагрузок», «Предоставление требований к учебным достижениям ребенка в соответствии с его возможностями»;
учреждениям высшего образования и повышения квалификации педагогических кадров усилить теоретическую и практическую направленность подготовки педагогических кадров по следующим вопросам:
§ актуальность проблемы утомляемости учащихся (понятие, механизмы и факторы);
§ психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса;
§ формирование и развитие интеллектуальных операций, начиная с дошкольного возраста, как фактор профилактики утомляемости;
§ методы и приемы активизации интеллектуальных операций учащихся на учебных занятиях, включая использование электронных средств обучения;
§ установление межличностных отношений с учащимися в форме сотрудничества, создание комфортной атмосферы на учебном занятии, исключающей ситуации напряженности и страха ошибиться.
Материалы подготовлены специалистами управления мониторинга качества образования Национального института образования
[1] Изменения фиксировались, если количество просмотренных знаков и допущенных ошибок увеличивалось или уменьшалось более чем на 5%.
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!