Факторы, оказывающие влияние на уровень утомления учащихся X класса. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Факторы, оказывающие влияние на уровень утомления учащихся X класса.

2022-11-24 33
Факторы, оказывающие влияние на уровень утомления учащихся X класса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве одного из основных факторов,влияющих на утомляемость учащихся, рассматривалась недельная учебная нагрузкаучащихся. По результатам анкетирования практически все десятиклассники на протяжении учебной недели посещают дополнительные занятия: факультативные занятия – 80,0% учащихся; занятия в рамках платных образовательных услуг – пятая часть учащихся;занятия с репетитором – треть учащихся; подготовительные курсы при высших учебных заведениях – 14,0% учащихся.

7,7% десятиклассников указали, что посещают в неделю несколько дополнительных занятий.

Причины увеличения учебной нагрузки в неделю учащиеся связывают с желанием повысить свой образовательный уровень, большим объемом домашних заданий по учебным предметам, сложностью изучения отдельных учебных предметов.При этом некоторые из них связывают увеличение учебной нагрузки с несформированностью отдельных интеллектуальных операций; непониманием учебного материала; неумением организовать свой учебный труд; желанием соответствовать ожиданиям родителей.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса (далее – СанПиН)является важным условием профилактики утомляемости учащихся. В ходе анкетирования установлено, что не во всех учреждениях образования, принимавших участие в исследовании, соблюдаются требования СанПиН к организации образовательного процесса.

В соответствии с требованиями СанПиН в процессе проведения учебного занятия рекомендуется делать небольшие перерывы, выполнять физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления. Только около трети десятиклассников указали, что на учебных занятиях в их учреждении образования проводятся физкультминутки. Причину отсутствия физкультминуток на учебных занятиях большинство педагогов объяснили недостатком времени для их проведения из-за большого объема учебного материала.

По мнению педагогов, эффективность работы по профилактике утомления учащихся на учебных занятиях снижается из-за невозможности полного соблюдения требований СанПиН при составлении расписания учебных занятий, что подтверждается и результатами анкетирования учащихся. Большинство десятиклассников (67,0%) указали, что сложные учебные предметы (математика, физика, химия и т.п.) иногда проводятся на первом и/или последнем учебном занятии. Около 50,0% учащихся отметили, что контрольные работы по учебным предметам иногда проводятся на первом и/или последнем учебном занятии; 37,9% учащихся указали, что в один день иногда проводятся контрольные работы (по 45 минут) по нескольким учебным предметам.

Кроме этого, результаты анкетирования учащихся позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности организации учебных занятий по учебным предметам, что в свою очередь также является причиной утомления учащихся. Около трети десятиклассников в качестве причин, которые влияют на их утомление, отметили «быстрый темп изучения учебного материала»,«требования учителя точно воспроизводить материал параграфа»; пятая часть учащихся указала на «однообразную, неинтересную деятельность» и «громкую речь учителя»; десятая часть учащихся – на «необходимость записывания большого объема учебной информации». Кроме этого, около 55,0% учащихся указали, что на учебных занятиях иногда решаются вопросы, не имеющие отношения к учебному предмету, а около 40,0% респондентов отметили, что вместо учебных занятий иногда проводятся другие мероприятия.

Одним из требований СанПиН является предоставление такогообъема домашних заданий, чтобы учащийся мог их выполнить за 3 часа. По результатам анкетирования около четверти учащихся (23,1%) выполняют домашние задания более 3 часов. Основными причинами продолжительного выполнения домашних заданий учащимися X класса являются: желание иметь высокие отметки по всем учебным предметам; сложность изучения отдельных учебных предметов; использование дополнительных источников информации; большой объем домашних заданий по учебным предметам. Эти причины чаще отмечали учащиеся, изучающие учебные предметы на повышенном уровне, и девушки.

В ходе исследования выявлено, что у учащихся, уделяющих подготовке домашних заданий более 3 часов в день, мотивы учебной деятельности выражены в большей степени. Эти учащиеся более ответственны, стремятся получать хорошие отметки и одобрение, овладеть новыми знаниями и способами учебных действий. Кроме того, было выявлено, что они имеют более низкий уровень утомления. Показатель «выраженное утомление» у них на 10,8% ниже, чем у тех, кто уделяет подготовке домашних заданий меньшее количество времени.

Эффективным способом предупреждения утомления является умение учащихся правильно организовать свой учебный труд в течение дня, предоставить организму полноценный отдых (сон не позже 23.00). Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, накопленное утомление сказывается не только на здоровье, но и на результатах обучения. Учащиеся, которые постоянно недосыпают, часто испытывают сонливость, особенно на первых учебных занятиях, плохо воспринимают учебный материал. По результатам анкетирования около трети учащихся (29,8%) ложатся спать после 23.00. Причину этого учащиеся объясняют общением с друзьями и (или) с родителями, выполнением домашних заданий, подготовкой презентаций, докладов и др. Около третьей части учащихся играют в компьютерные игры (преимущественно юноши), общаются в социальных сетях, по телефону и др.

Одним из факторов профилактики утомляемости является правильная организация выполнения домашних заданий. В процессе исследования было выявлено, что чередование письменных учебных предметов с устными предметами, сложных предметов с более легкими, предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла предупреждает утомление учащихся. Учащиеся, которые часто чередуют учебные предметы, меньше устают, чем учащиеся, которые чередуют их редко (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1 – Распределение учащихся X класса по уровням утомления в зависимости от частоты чередования учебных предметов в процессе выполнения домашних заданий (в %)

 

В ходе исследования было выявлено, что выраженное утомление, обусловленное неправильной организацией выполнения домашних заданий (редкое чередование учебных предметов), наиболее характерно для учащихся сельских учреждений образования. Данный показатель у этих учащихся на 30,0% больше, чем у тех, которые часто чередуют учебные предметы (в городских учреждениях образования – на 10,4%).

По результатам исследования ведущее место в структуре учебных мотивов учащихся X класса занимают социальные мотивы, деловая мотивация и мотивы благополучия. Эти учащиеся проявляют ответственность, интерес к процессу учения, желают получать знания, стремятся получить одобрение и хорошие отметки. Последнее место в структуре учебных мотивов занимает мотив избегания неприятностей, который характерен в большей степени для юношей.

Как известно, умственная работоспособность зависит не только от внешних условий деятельности, но и от психофизиологических возможностей индивида. Переживание негативных эмоциональных состояний способствует израсходованию ресурсов организма, возникновению утомления. Такие эмоциональные состояния, как страх сделать ошибку и получить низкую отметку, не соответствовать ожиданиям родителей, большое напряжение на некоторых учебных занятиях могут блокировать интеллектуальную деятельность и препятствовать успешной учебе. Накопленные отрицательные эмоции, как правило, приводят к стрессу, невротическим состояниям и даже нервным срывам.

В ходе мониторинга изучалось проявление у десятиклассников таких эмоциональных состояний, как страх, неуверенность, подавленность, большое напряжение на некоторых учебных занятиях. Около трети учащихся часто испытывают страх допустить ошибку и получить низкую отметку. Чаще всего это состояние испытывают учащиеся, изучающие учебные предметы на повышенном уровне, а также девушки. 15,0% учащихся часто переживают «неуверенность в себе и в своих способностях» (девушки на 10,1% чаще, чем юноши). В ходе исследования установлено, что учащиеся, испытывающие негативные эмоциональные состояния, чаще подвержены утомлению, чем те, кто данные состояния не испытывает.

По данным различных исследований причинами негативных эмоций у учащихся чаще всего является выстраивание отношений «учитель–ученик» на основе учебных успехов и неудач учащихся. По данным мониторинга, пятая часть учащихся часто испытывают большое напряжение на некоторых учебных занятиях. Преобладание негативных эмоций у учащихся также объясняется высокой требовательностью родителей к учебной успешности своих детей, престижностью отличных отметок в семье. Примерно десятая часть учащихся испытывают страх не оправдать ожиданий родителей. По данным исследований наличие отрицательных эмоций тесно связано со страхом ситуации проверки знаний, с низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, проблемами и страхами в отношениях с учителями.

Существенным фактором профилактики утомляемости учащихся является сформированность мыслительных операций, в частности, обобщения. Умение выделять и обобщать существенные признаки предметов и явлений значительно облегчает усвоение содержания учебных предметов, препятствует развитию утомления и поддерживает умственную работоспособность на оптимальном уровне. На диаграмме 2 отражены уровни утомления учащихся в зависимости от сформированности мыслительной операции «обобщение».

Данные диаграммы 2 свидетельствуют о наличии обратной зависимости между уровнем сформированности мыслительной операции «обобщение» и уровнями утомления (чем выше уровень сформированности мыслительной операции «обобщение», тем ниже уровни «утомления» и «выраженного утомления»). В то же время в ходе исследования выявлена прямая зависимость между уровнем сформированности мыслительной операции «обобщение» и уровнем «врабатывание».

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.