Послушай , прочитай - перескажи — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Послушай , прочитай - перескажи

2022-11-24 107
Послушай , прочитай - перескажи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наталья Павлова

  послушай, прочитай -

            

                

 

                                        Библиотека Ильи Резника

Москва 2004

 

 

ББК 81.2Рус-9 П 12

Наталья Павлова

Послушай рассказ.

ЩЕНОК.

Кате подарили щенка. Он был совсем маленький: помещался у папы на ладони. Шёрстка у щенка мягкая, гладкая. Уши торчком. Глазки коричневые хитрые и весёлые. Сам щенок чёрный, а грудка и лапки серые. Назвали его Бусик.

И сразу стало у Кати много дел. Надо наливать чистую воду Бусику в миску. Надо отбирать у Бусика тапки, книжки, игрушки, чтобы он их не погрыз. Надо вытирать за Бусиком лужицы. Да и поиграть с малышом тоже надо. Много у Кати дел, но она не жалуется. Теперь Бусик — её лучший друг.

Закончи предложения.                     Закончи предложения.

Кате подарили....                                                      Щенок не большой, а....

Он помещался....                                                       Шёрстка не жёсткая, а...,

Шерсть у щенка....                                                     не пушистая, а....

Глазки....                                                                      Глаза не грустные, а....

Назвали щенка....                                                     Щенок не белый, а....

Катя наливает....

Катя отбирает....

Катя вытирает.... Теперь у Кати....

4

 

 

Расскажи ещё раз, какой был щенок (опиши его). Найди на рисунке Бусика.






 


Перескажи всю историю с начала до конца.

 

5

Послушай сказку.

КОЗЛЯТА И ВОЛК.

Жила-была коза. Сделала себе коза в лесу избушку. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать. Вернётся коза домой, постучит рожками в двери и запоёт:

- Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла...

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она покормит их и опять уйдёт пастись.

Подслушал козу волк. Когда она ушла, подошёл к двери избушки и запел толстым-претолстым голосом:

- Вы, козлятушки, вы, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла, Молока принесла.

Козлятки выслушали волка и говорят:

-Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поёшь: матушка поёт тоньше и не так причитает.

6


 

 

 

И не отворили дверь волку. Так и ушёл волк несолоно хлебавши. Пришла мать и похвалила деток, что её послушались: - Умницы вы, деточки, что не отворили волку, а то бы он вас съел.

Ответь на вопросы.

♦ Где коза построила избушку?

♦ Что коза говорила детям, когда уходила?

♦ Какую песенку она пела, когда возвращалась домой? Спой так, как пела коза.

♦ Кто подслушал козу?

♦ Каким голосом пел волк? Спой так, как пел он.

♦ Что сказали козлята волку?

♦ Что было потом?

♦ Про кого из героев сказки можно сказать: «злой, грубый»;

«добрая, заботливая»; «послушные, внимательные»?

Поиграем в сказку.

Вырежьте со с. 57 фигурки козы, волка и дверь. Фигурки наклейте на плотную бумагу и прикрепите скотчем за клапаны к карандашам. На с. 8-9 вы увидите «декорации» к сказке. Приклейте к избушке дверь так, чтобы её можно было открывать.

Начать игру лучше вдвоём со взрослым. Он может говорить слова автора, а ребёнок - исполнять роли козы, волка, козлёнка. После этого ребёнок обязательно должен рассказать всю сказку целиком, двигая фигурки животных, как этого требует сюжет.

7

 

 

 

 

Послушай сказку.

РАК И ЛИСА.

Лиса встретила Рака и говорит ему:

—Давай с тобой побежим наперегонки!

—Что же, Лиса, давай, — ответил Рак. Начали перегоняться.

Как только Лиса побежала, Рак вцепился ей в хвост.

Добежала Лиса до конца дорожки, а Рак не отцепляется.

Обернулась Лиса, чтобы посмотреть, далеко ли Рак ползёт, вильнула хвостом, тут-то Рак и отцепился. Окликнул он Лису и смеётся:

—   А я давно уже жду тебя!

Ответь на вопросы.

♦ Что лиса предложила раку? Что значит «перегоняться»? Как об этом можно сказать по-другому?

♦ Как ты думаешь, почему лиса предложила соревноваться раку, а не другому животному?

♦ Что сделал рак?

♦ Кто оказался хитрее - рак или лиса?

Закончи предложения.

Лиса хитрая, а рак ещё....

Лиса умная, а рак ещё....

Лиса прибежала быстро, а рак....

Послушай рассказ.

ПЕРВЫЙ СНЕГ.

Ночью выпало много-много снега. Он лежал на земле, крышах, деревьях. Снег пушистый и липкий.

Утром ребята вышли во двор. Оля и Света слепили Деда Мороза, а потом побежали на горку.

Витя и Маша сделали снеговика и стали играть в снежки.

А Егор и Костя строили и строили. Они катали большие комья, ставили их друг на друга, сгребали снег лопаткой. Долго трудились мальчики, даже обедать не пошли.

Зато какая получилась красота! Настоящий замок из снега. С башенками и окошками.

Подошли ребята и взрослые, стоят, любуются. А Костя и Егор приглашают: «Заходите внутрь! Будем играть вместе!»


Ответь на вопросы.

Когда выпал снег? Какой он был?

Что слепили Оля и Света, а что - Витя и Маша?

Во что дети стали играть потом?

Какие ещё зимние игры ты знаешь?

Кто трудился дольше всех?

Как Егор и Костя строили замок?

Чем закончился рассказ?

Тебе понравились Егор и Костя? Почему?

Можно ли про них сказать: «трудолюбивые»,

«дружные», «добрые»?

11

 

Послушай сказку.

КОТЯТА.


Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь. Огонёк был рыжего цвета, а Снежок — белый и пушистый, как снег. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Снежок, Уголёк и Огонёк были весёлыми, дружными, смелыми. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше.

Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Котята в это время лежали на траве, любовались цветочками и грелись на солнце. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян. Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать — не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть... Что тут делать?

И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый — его и не видно. Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной. А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь?

Стоит Буян, вертит головой: не поймёт, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли!

Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать.

 

Жуют котята сосиски, своё приключение вспоминают и над Буяном посмеиваются.

13

 

Ответь на вопросы.

♦ Как звали котят? Почему их так назвали?

♦ Что умели Огонёк, Снежок и Уголёк?

♦ Что случилось, когда хозяйка забыла закрыть калитку?

♦ Где спрятался каждый котёнок? Почему?

♦ Можно ли сказать про котят: «догадливые», «находчивые», «умные», «хитрые»?

♦ Тебе понравилась сказка? Почему? Эту сказку можно назвать так: «Котята» или «Маленькие хитрецы». Какое название тебе нравится больше?. Почему?

Найди.

15


Кто спрятался в саду? Найди Рыжика, Черныша, Пеструшку, других животных.

Послушай сказку.

ЛИСА И КУВШИН.

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала, пора бы и домой, да вот беда — голову из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и будет, отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать — поиграл, да и полы

Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый, не отстанешь честью, так я тебя утоплю».

16


 


Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то yтонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Ответь на вопросы.

♦ Кто принёс в поле кувшин?

♦ Как голова лисы оказалась в кувшине?

♦ Как лиса сначала говорила с кувшином? Произнеси эти слова лисы так, чтобы было понятно, что она просит кувшин, говорит ласково.

♦ Как стала разговаривать лиса, когда кувшин не отпустил её?

 

♦ Произнеси эти слова сердито, с угрозой.

♦ Чем закончилась сказка?

♦ В сказке есть слова: «Побежала лиса к реке». Как можно сказать по-другому?

Придумай вместо слова «побежала» другое слово.

Словарик.

Во многих сказках встречаются непонятные слова. Вот что они означают.

Жать - убирать хлеб - срезать серпом колосья.

Амбар - это сарай для хранения муки, зерна.

Сусек - огороженное место, где хранится зерно.

Сноп - срезанные колосья, связанные вместе.

Гумно - площадка, где молотили хлеб: выбивали, вытряхивали зёрнышки

из колосьев.

Поиграем в сказку.

«Разыграйте» сказку по ролям. Пусть сначала ребёнок рассказывает сказку, а взрослый произносит слова лисы. Потом поменяйтесь ролями.

17

Послушай сказку.

ТЕРЕМОК.

Надоело полевой мышке в норке жить. Из веточек и щеп построила она себе домик. Красивый дом получился. Настоящий теремок. Стала в нём мышка жить.

Скачет мимо лягушка. Остановилась и спрашивает:

—   Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка, а ты кто?

—А я —лягушка-квакушка.

—Иди ко мне жить.

Прыгнула лягушка в теремок. Стали они вдвоём жить. Идёт колючий ёж. Увидел теремок, заглянул в окошко, спрашивает:

—Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

—Я, мышка-норушка.

—Я, лягушка-квакушка, а ты кто?

—А я ёж — на репей похож.

—Иди к нам жить!

Вошёл ёж в теремок. Стали они втроём жить.

Бежит по полю зайчик-побегайчик. Остановился, спрашивает

—Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

—Я, мышка-норушка.

—Я, лягушка-квакушка.

—Я, ёж — на репей похож, а ты кто?

—А я зайчик-побегайчик.

—Иди к нам жить!

Прыгнул зайчик в теремок. Стали они вчетвером жить. Идёт мимо лисичка-сестричка. Смотрит: стоит терем» Остановилась лисичка и спрашивает:

—Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

—Я, мышка-норушка.

—Я, лягушка-квакушка.

—Я, ёж — на репей похож.

—Я, зайчик-побегайчик, а ты кто?

 

 

18

 

—А я лисичка-сестричка.

—Иди к нам жить! Вошла в теремок лисичка. Стали они впятером жить. Дружно

живут, песни поют.

И тут идёт мимо косолапый медведь. Увидел он теремок, остановился, да как заревёт:

—Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

—Я, мышка-норушка.

—Я, лягушка-квакушка.

—Я, ёж — на репей похож.

—Я, зайчик-побегайчик.

—Я, лисичка-сестричка, а ты кто?

—А я косолапый медведь.

—Иди к нам жить!

Полез медведь в теремок. Лез-лез в дверь — никак влезть не может. Лез-лез в окно — никак влезть не может. Тогда медведь и говорит:

—Буду я на крыше жить.

—Что ты, теремок развалится.

—Нет, не развалится!

—Да ты нас всех раздавишь.

—Нет, не раздавлю! Полезу, и всё!

Влез медведь на крышу. Затрещал теремок, закачался. Выскочили из него мышка-норушка, лягушка-квакушка, ёж — на репей похож, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка.

Тут теремок упал набок да и развалился...

19


Подумали звери да и решили новый дом построить. Стали они брёвна таскать, доски пилить, гвозди забивать. Хороший теремок получился: большой, красивый, куда лучше прежнего. Всем в нём места хватило. Даже косолапому медведю.

Ответь на вопросы.

♦ Что такое терем, теремок?

♦ Кто первым нашёл теремок?

♦ Кто пришёл потом?

♦ Кто пришёл последним?

♦ Что сделал медведь?

♦ Чем закончилась сказка?

♦ Можно ли сказать про зверей: «добрые», «дружные»? Почему?

♦ Про какого зверя можно сказать: «упрямый», «непослушный»?

♦Кого и почему в сказке так называют: «квакушка», «норушка», «побегайчик»?

Поиграем в сказку.

Расскажи сказку с начала до конца, используя фигурки героев со с. 59 и декорации на с. 21. Наклейте ставни и дверь на теремок и открывайте каждый раз, когде данный персонаж произносит реплику.

20

 

 

 

21

 

Послушай рассказ.


ПОМОЩНИЦА.

Катя очень любит гулять в парке. Там есть карусели, гор> качели, а ещё продают воздушные шарики и вкусное мороженное

Как-то раз Катя проснулась, позавтракала и посмотрела в окно. Солнышко светило ярко, небо было голубое, ясное.

— Мама, пойдём гулять, — закричала Катя, — погода очень
хорошая!

— Пойдём, но попозже, у меня много дел, — сказала мама и

пошла варить обед. Катя обиделась, села в уголок. Даже играть не стала, вот-вот заплачет.

Посидела она, посидела, да и придумала, как быстрее в парк попасть... Навела порядок на полке с игрушками. Полила цветы на подоконнике. Даже подмела пол на кухне

- Как быстро мы с тобой с делами справились! — обрадовалась мама. - Одевайся, пойдём на каруселях кататься.

И они отправились в парк

Ответь на вопросы.

♦ Куда Катя любила ходить на прогулку? Почему?

♦ О чём девочка попросила маму?

♦ Что мама ответила?

♦ Какое настроение стало у Кати?

♦ Что она сделала?

♦ Как мама похвалила девочку?

♦ Чем закончился рассказ?

♦ Есть такая пословица: «Умелые руки не знают скуки». Как ты думаешь, почему так говорят?

22

 

Покажи картинки   no порядку.

Что было сначала? Что было потом?

Отгадай загадки.


Длинноухий, робкий, серый,

Он пугливый, он несмелый.

Но сумеет быстро скрыться

От совы и от лисицы.



На собаку он похожий: Серый и зубастый тоже. Только встретишь его чаще Не в саду, а в тёмной чаще.



Ел он ягоды и мёд, Знал: вот-вот зима придёт. И в берлоге спит теперь Бурый косолапый зверь.


 

Хвост красивый, золотистый У обманщицы пушистой. Проведёт любого ловко Эта рыжая плутовка.

Послушай сказку.

КОЛОБОК.

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

—Испеки мне колобок.

—Да из чего испечь-то? Муки нет.

—Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби, вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила е в масле и положила на окно остынуть.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери... а там за ворота, и дальше, и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

—Колобок, колобок! Я тебя съем!

—Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

 

Заяц уши поднял, а колобок запел:

- Я колобок, колобок!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

И от тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою. И колобок запел:

- Я колобок, колобок! Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

От тебя, волка, Нехитро уйти.

Покатился колобок дальше — только волк его и видел. Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

 

 

25

 

Колобок запел, а Миша уши развесил.

— Я колобок, колобок!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь,
Нехитро уйти!

И покатился колобок — только медведь его и видел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

— Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается.

— Я колобок, колобок!
Я от дедушки ушёл,

Славная песенка! сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку, да пропой ещё разочек. Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел: — Я колобок, колобок!.... А лиса его — гам! и съела

Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл, Я от волка ушёл, От медведя ушёл, От тебя, лиса, Не хитро уйти!


 

26

 

Ответь на вопросы.

♦ О чём старик попросил старуху?

♦ Как она испекла колобок?

♦ Как колобок убежал от дедушки и бабушки?

♦ Кого первого он встретил на дороге?

♦ Какую песенку пел колобок?

♦ Что значит «не хитро»?

♦ Каких ещё зверей встретил колобок?

♦ Что говорили колобку при встрече заяц, волк, медведь?

♦ Что сказала колобку при встрече лиса? Как она хвалила его?

♦ Чем закончилась сказка?

Нарисуй.

Нарисуй дорогу так, чтобы звери встретились колобку в том же порядке, как в сказке.

Поиграем в сказку.

Расскажи сказку с начала до конца, используя фигурки героев со с. 57, 59 и декорации на с. 8 (закрыв с. 9 листом бумаги).

 

 

27

Послушай сказку.

ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА.

Жили-были лиса и заяц. У лисы избушка была ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна-красна — у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась к нему переночевать да его избушки и выгнала.

Идёт зайчик, плачет. Ему навстречу собака: «Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная, она попросилась Ко мне ночевать да и выгнала меня». - «Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу». Подошли они к избушке. Собака залаяла: «Тяф! тяф, тяф! Поди, лиса, вон!» А лиса с печи отвечает: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт, плачет. Ему навстречу медведь: «О чём, зайчик, плачешь?» — «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная, она попросилась переночевать, да и выгнала меня». — «Не плачь, я твоему горю помогу». Подошли они к избушке, медведь зарычал: «Поди, лиса, вон!» А лиса отвечает: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Медведь испугался и убежал.

 

 

Идёт опять зайчик, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух: «Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?» Зайчик рассказал. — «Пойдем, я твоему горю помогу». — «Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе, петух, не выгнать». — «Нет, выгоню».

Подошли они к избушке. Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посёчи. Ступай, лиса, вон!» Лиса услыхала, испугалась и говорит: «Обуваюсь». Петух опять: «Ку-ка-ре-ку! Ступай, лиса, вон!» Лиса говорит: «Одеваюсь...» Петух в третий раз: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!»

Лиса выскочила из избушки и бегом в лес.

И стал зайчик опять жить-поживать в лубяной избушке.

Ответь на вопросы.

♦ Какие избушки были у зайца и лисы? Что значит «лубяная избушка»?

♦ Что случилось весной?

♦ Кого первого встретил зайчик? Что заяц сказал собаке?

♦ Как собака прогоняла лису? Что лиса ответила?

♦ Смог ли медведь помочь зайцу? Почему?

♦ Кого встретил зайчик после медведя? Что говорил петух лисе?

♦ Чем закончилась сказка?

♦ Кто из героев «злой, хитрый»; «добрый, трусливый»; «храбрый, добрый»?

♦ Каким голосом отвечала лиса собаке; медведю? Произнеси эти слова так же. Как разговаривала лиса с петухом?

Поиграем в сказку.

На следующих страницах вы увидите «декорации» к сказке «Заюшкина избушка». Подготовьтесь к игре в «театр». Со с. 57 вырежьте фигурки зайца, собаки, петуха. Со с. 59 вырежьте фигурку медведя. Со с. 57 вырежьте ставни, приклейте их к избушке на с. 30, чтобы ставни можно было открывать и видеть в окне лису.

Разыграйте сказку по ролям вместе с ребёнком, двигая фигурки животных. Затем пусть ребёнок сам расскажет сказку с начала до конца.

29


 

Послушай рассказ.

ТРИ ПРИЯТЕЛЯ.

Летом жили на даче по соседству три приятеля. Максим больше всего любил играть в мяч. Витя целыми днями гонял на велосипеде. Саша очень любил читать книжки. А все вместе ребята ходили на речку, в лес, в гости друг к другу.

Как-то раз испортилась погода, пошёл дождь. Скучно стало мальчикам. Собрались они в беседке, стали вспоминать интересные истории. Витя рассказал, как он обогнал на велосипеде папины «Жигули». Макс вспомнил, как однажды мячик упал пруд. Посмеялись мальчики... Наступила Сашина очередь. Рассказал Саша про сказочных богатырей, про космические корабли, про приключения пиратов. Витя и Максим до вечера слушали, так было интересно.

«И откуда Саша так много знает?» — удивляются ребята.

А правда, откуда?

 

 

Ответь на вопросы.

♦ О чём этот рассказ?

♦ Какое любимое занятие было у каждого мальчика?

♦ Что стали делать ребята, когда испортилась погода?

♦ О чём рассказали Максим и Витя?

♦ О чём рассказал Саша?

♦ Понравились ли его друзьям эти истории?

♦ Откуда Саша узнал так много итересного?

Перескажи.

33


Саша знает много историй и умеет хорошо их рассказывать. Ты тоже научился пересказывать. Посмотри на картинки. Вспомни, как называются эти сказки. Выбери ту, которая тебе нравится больше других, и перескажи её.

 

Послушай сказку.

ЛИСА И КОЗЁЛ.

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идёт козёл, умная голова; идет бородищей трясёт, рогами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:

—Что ты там, лисонька, поделываешь?

—Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Во дицы холодненькой — сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.                                           

—Хороша ли вода-то? — спрашивает козёл.

—Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козёл, чуть лису не задавил, а она ему:


34


— Эй, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел — всю
обрызгал.

 

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали да за рога вытащили.

Ответь на вопросы.

♦ Как начинается сказка?

♦ Какой показана лиса? Можно ли сказать, что она хитрая? Почему?

♦ Как лиса обращалась к козлу сначала, а как потом? Как она его называла?

♦ Какой в сказке козёл?

♦ Какие слова, которые ты сказал о лисе и козле, можно использовать, рассказывая о человеке?

♦ Чем закончилась сказка?

Скажи по - другому:

«на ворон зазевалась»;

«лиса горюет»;

 «коли хочешь»;

 «вон из колодца»;

«насилу отыскали».


Послушай рассказ.


САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПОДАРОК.

Завтра у Серёжи день рождения. Ему исполняется семь лет. «Пойдём в магазин выбирать тебе подарок», — сказал папа. И они отправились в «Детский мир». Там есть большой-большой зал. На полках лежат игрушки. Их можно трогать, брать в руки, рассматривать.

Серёжа с папой стали ходить и выбирать игрушку в подарок. Серёже сразу понравилась гоночная машина. Она была, как настоящая: блестящая, ярко-красная. И размером почти, как настоящий автомобиль.

— Давай её купим! — закричал Серёжа. — Бери машину, пойдём скорее в кассу!

Папа подумал-подумал и говорит: «Давай ещё посмотрим. Может быть что-то другое понравится».

Долго выбирал мальчик игрушку... Ему понравились и самолёт, и корабль, и танк. Потом Серёжа увидел железную дорогу

с заводным паровозом, потом — пожарную машину с лестницами и сиреной...

Так они ходили-ходили и ничего не купили. Хороших игрушек много, а надо выбрать одну...

И тут Серёжа увидел большую коробку, а на ней игрушки нарисованы: машина, робот, корабль и ещё много других.

— Это конструктор, — сказал папа. Вот что нам нужно! Теперь ты сам любые игрушки из деталей соберёшь.

И они купили конструктор. Это очень хороший подарок!

36

 

Ответь на вопросы.

♦ Зачем папа и сын пошли в магазин?

♦ Какая игрушка понравилась Серёже сначала?

♦ Какие игрушки он увидел потом?

♦ Почему Серёжа долго не мог выбрать подарок?

♦ Что купили Серёже?

♦ Почему конструктор — самый лучший подарок?

♦ Что бы ты хотел получить в подарок?

♦ Догадайся, для каких игрушек понадобились эти детали: четыре колеса, кабина, кузов;

крыша, стены, окна, дверь; мачта, паруса, якорь.

Послушай сказку.

ГУСИ - ЛЕБЕДИ.

Жили-были муж да жена. Были у них дочка да сынок маленький. Уехали как-то родители на базар, а Машеньке велели за братцем смотреть и со двора не уходить.

Забыла Машенька, что ей родители наказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась с подружками.

38


Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

 

Пришла сестра, глядь — братца нету! Только мелькнули вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Бросилась Машенька их догонять. Бежала, бежала, видит: стоит печка.

—Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

—Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

 

 

—У моего батюшки и пшеничные не едятся! Побежала девочка дальше. Видит: стоит яблоня.

—Яблоня, яблоня, куда гуси-лебеди полетели?

—Съешь моего яблочка — скажу.

—У моего батюшки и садовые не едятся.

Побежала девочка дальше, видит: течёт молочная речка, кисельные берега.

39


—Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?

—Съешь моего простого киселька — скажу.

—У моего батюшки и сливочки не едятся.

 

 

Долго бродила Машенька по лесу, вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба-Яга,

 

 

костяная нога. А под окном братец на лавочке играет золотыми яблочками. Схватила Машенька братца — и бежать. А Баба-Яга кликнула гусей-лебедей:

—                   Летите, гуси-лебеди, в погоню.
Побежала сестра быстрее, да гуси-лебеди догоняют. Вдруг

впереди — молочная речка, кисельные берега.

—Речка, речка, спрячь меня!

—Съешь моего киселька — спрячу. Съела Машенька простого киселька, спрятала её речка noд


бережок. Гуси-лебеди пролетели мимо. Сказала девочка «спасибо» речке, побежала дальше.

А гуси-лебеди воротились, летят навстречу.

 

 

40

 

Подбежала Маша к яблоне:

—Яблонька, яблонька, спрячь меня!

—Съешь моё лесное яблочко — спрячу.

Съела девочка яблочко, яблоня укрыла её своими веточками. Гуси-лебеди пролетели мимо. Сказала Машенька «спасибо», побежала дальше. А гуси увидели, да за ней. Совсем близко, уж крыльями машут, того гляди из рук братца вырвут!

Видит девочка: на пути печка.

—Печка, печка, спрячь меня!

—Съешь моего ржаного пирожка — спрячу.

41


Маша поскорей пирожок в рот, а сама — в печь. Печка её спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали, так ни с чем и улетели. А Машенька с братцем добрались до дома. Тут и отец с матерью вернулись.

 

 

Ответь на вопросы.

♦ Про что эта сказка?

♦ Как гуси-лебеди унесли мальчика?

♦ Кого первого встретила Машенька> когда искала братика?

♦ О чём попросила Машеньку печка?

 

♦ О чём просили девочку яблоня и молочная река?

♦ Кто прятал Машеньку с братцем, когда они возвращались домой?

♦ Чем закончилась сказка?

Скажи по - другому:

«откуда ни возьмись»; «воротились»; «пустились во весь дух».

Нарисуй.

Нарисуй дорогу к избушке Бабы-Яги. С кем встречалась Маша сначала, с кем -

Поиграем в сказку.

Расскажи сказку с начала до конца, используя фигурки героев со с. 61-63 и декорации на с. 44-45. Вырежи ставни со с. 61 и наклей их на избушку на с. 45.

42

Перескажи сказку.

43


Тебе помогут рисунки. Догадайся, что должно быть нарисовано в пустом «окошке».

 


 

Послушай сказку.

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ.

Лиса с журавлём подружились.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

—   Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

— Покушай, мой голубчик-куманёк! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает.

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала.

Каша съедена; лисица говорит:

—   Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

—   Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил

окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил стол и говорит:

46


—   Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

 

 

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает, ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюет, пока всё не поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Ответь на вопросы.

ИСТОРИЯ ПРО СНЕГОВИКА.

Началась зима, и ребята слепили на опушке леса снеговика. Слепили и ушли домой. А снеговик остался один. Он смотрел на серое небо, на покрытую снегом поляну и улыбался. Он сразу же полюбил зиму.

Шли дни. Часто шёл снег. Снега было так много, что деревья опустили ветки под его тяжестью.

—   Ох, — скрипели ёлки и берёзы, — как тяжело!

А снеговик улыбался. Он любил зиму и радовался снегопаду.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.366 с.