Типы антиномических противопоставлений в языке. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы антиномических противопоставлений в языке.

2022-11-24 37
Типы антиномических противопоставлений в языке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Антиномиив языке– противопоставленное положение языковых единиц, фактов, законов, отношений. Основы изучения антиномий языка заложили В. фон Гумбольдт, А.А. Потебня. Есть антиномии статики – динамики, языка – речи, объективного – субъективного, общего – частного в языке и др. антиномичность всего, в чём состоит специфика слова, с одной стороны, а с другой – его значение как некоего символа, как одной из символических форм»

Антиномия «синхрония – диахрония».

Синхрония – положение языка в какой-то период его развития, то есть одновременность элементов языка, взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Диахрония – развитие, трансформация системы языка в течение какого-то времени. Эти понятия были введены Фердинандом в составе единой антиномии.

Синхрония и диахрония – два аспекта, подхода к анализу языка. Можно, к примеру, изучать значение и употребление разноуровневых сравнительных конструкций в современном русском языке (синхронный аспект) и становление, динамику функционально-семантической категории сравнения русского языка (диахронический аспект).

Синхронный анализ языка, несомненно, гораздо легче реализовать на практике, просто потому, что исследователю доступно больше данных; язык проще подвергается проверке (к примеру, чтобы изучить прошедшее время современного языка, необходимо рассмотреть тексты – художественные, научные, СМИ и др.). Тем не менее только диахронический подход способствует понимаю того, как сформировалась данная языковая система, почему сейчас она именно такова. Оба подхода тесно взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга и даже переплетаются.

Антиномия «статика – динамика».

Статика – это неподвижность, динамика – движение. Язык по определению объект нестатический, динамичный, подвижный по своей сути, то есть динамика – важнейшее свойство языка. Примером динамики может послужить исторический характер литературной нормы, её постоянное изменение: профессоры ® профессора, заи́ндеветь ® заиндеве́ть. Язык сегодня – это уже не тот язык, что был вчера. Может показаться, что за один день он не изменился, но на самом деле появилось какое-то новое слово, устойчивее стало положение какой-то формы или ударения, какое-то слово ушло.

Статика может наблюдаться в отдельно взятом тексте, будь то литературное произведение или частное письмо, а также в мёртвых языках, которые перестали развиваться и поэтому стали статичными. Приспосабливаясь к новым потребностям общества, язык видоизменяется. С другой стороны, все изменения должны быть социально мотивированы и не нарушали взаимопонимания

Антиномия «парадигматика – синтагматика».

Это два типа отношений единиц в языке. Парадигматические отношения – ассоциативные: добрый – злой, добрый – хороший и под. Синтагматические отношения – сочетаемостные, основанные на линейном характере речи: добрый человек, хорошая погода и под.

Антиномия «объективное – субъективноев языке».

Язык объективен хотя бы потому, что существует в некоторых неизменных формах, однако характер восприятия этих форм различен, индивидуален, субъективен. Если же говорить о языке как динамической системе, то здесь степень субъективности максимальна.

Антиномия «социальное – индивидуальноев языке».

Социальное преобладает в языке. Язык имеет социальную природу, выполняет общественные функции, играет определённую роль в жизни общества. Социальные факторы воздействуют на язык: деление общества на социальные группы вызывает появление социальных разновидностей языка – сленга, арго, профессиональной речи; контакты между людьми разных наций обусловливают появление в языке заимствованной лексики.

Индивидуальное – это менее значительный фактор в развитии языка. Немногие индивидуумы (отдельные личности) (А.С. Пушкина в формировании РЛЯ)

Антиномия «внешние – внутренние законыразвития языка».

Действие в нешних законов развития языка связано с историей общества, той общественной ситуацией, в которой язык используется, с теми социальными функциями, которые он выполняет. Действие внешних законов, зависящее от общества, можно объяснить: появление в языке новых слов и утрата устаревших, деление языка на социальные и территориальные диалекты.

Внутренние законы – языковые закономерности развития языка, не зависящие от воли человека и потому неподвластные человеческому объяснению. Например, отвердение шипящих звуков [ж] и [ш]; появление аканья.

Антиномия «интеграция и дифференциация языков».

Интеграция и дифференциация -важнейшие процессы формирования и развития языков, стержневые формы их сосуществования и воздействия друг на друга. Эти явления противоположны,имеют общественную сущность, так как взаимодействие языков объясняется причинами, связанными с различными соц.явлениями. Дифференциация – расчленение языка на родственные языки или диалекты, имеющее территориальные и социальные причины. Интеграция – объединение языков или диалектов, родственных и неродственных.

Антиномия «язык – речь».

Язык – естественно сложившаяся и закономерно развивающаяся знаковая система, основная функция которой – коммуникативная. Речь – практическая реализация языка, использование языка в процессе общения, конкретное говорение, протекающее во времени. Только через речь язык выполняет свою коммуникативную функцию.

Речь и язык образуют единый феномен человеческого языка и в то же время противопоставлены. Язык – орудие общения, речь – само общение. Язык абстрактен: его единицы не обладают свойствами материи (фонемы, морфемы и др.); речь конкретна: её единицы материальны (звуки, морфы и др.). Язык отвлечён от времени и пространства, речь развёртывается во времени и пространстве. Язык не бывает правдивым и ложным, высказанное же в речи всегда правдиво или ложно.

Антиномия «план содержания и план выражения языкового знака».

Означаемое (план выражения, внешняя форма) и означающее (план содержания, лексическое значение, смысл) языкового знака взаимно обусловливают и предполагают друг друга, однако подчиняются общему закону асимметрии в языке, состоящему в том, что части целого редко бывают одинаковы по объёму. Данное явление характеризуют как асимметричный дуализм языкового знака. Отступление от упорядоченности, регулярности, единообразия в строении и функционировании языковых единиц, отражающее одну из основных закономерностей строения и функционирования естественного языка

Различные проявления асимметриизнаков языка.: Одна из сторон языкового знака может вообще отсутствовать. Нет плана выражения у нулевых морфем – окончаний (стол, был), нулевых суффиксов (тёр, брось), нулевых интерфиксов (Ленинград). Отсутствие означающих наблюдается у нулевой связки или вспомогательного глагола в составных именных сказуемых (Наш сын – студент. Жить – Родине служить), а также в неполном предложении: «Чаю» (Ответ на вопрос «Вам чего налить?»). Нет плана содержания у такого вида морфемы, как интерфикс, назначение которого состоит в том, чтобы быть прокладкой между другими морфемами, то есть в автоматическом их соединении: лед о кол,.

Отсутствует план содержания у непроизносимых согласных: чу в ство, со л нце. Ряд означающих может соотноситься с одним означаемым(синонимия). Несколько означаемых могут иметь одно означающее: полисемия, омонимия, а в грамматике – флексии (окончание в слове дому обозначает мужской род, ед. число, дат. падеж). Сопоставимые звенья системы могут иметь неравномерное развитие. Глаголы совершенного вида в русском языке образуют два времени (будущее простое и прошедшее), а глаголы несовершенного вида – 3 времени (настоящее, будущее сложное, прошедшее).

В синонимическом ряду наблюдается разное количество синонимов с различной стилистической окраской: лицо, лик – рожа, харя, физиономия, мина. Не все слова имеют необходимые грамматические формы: у глаголов победить, дерзить, пылесосить и др. нет формы 1 лица единственного числа (недостаточные глаголы), у слова мечта нет формы родительного падежа множественного числа, у возвратного местоимения себя нет именительного падежа и под. В области фразеологии асимметрия проявляется так: раздельнооформленность внешней структуры и единство смыслового содержания ФЕ;

Асимметрия очень важна для языка, за счёт неё осуществляется экономия языковых средств, сводящихся к предельному минимуму.

Антиномия «устная – письменная речь».

Речь имеет устную и письменную форму, что связано с её материальным характером. Различия между языком и речью проявляются на различных уровнях языка. Для устной речи типична нетщательно отобранная, стилистически нейтральная и разговорная лексика: братуха, зачётка; для письменной – стилистически нейтральная и книжная, тщательнее отобранная: брат, зачётная книжка. Морфологический строй устной речи характеризуется употреблением оценочных форм существительных (доченька, домище), выражений со значением приблизительного количества (лет пять, около пяти).

Морфологический строй письменной речи – употреблением отвлечённых, отглагольных существительных (постановление), причастий и деепричастий, сложных союзов (вследствие того, что)..

Для синтаксиса устной речи свойственны преимущественно восклицательные, побудительные и вопросительные предложения; простые и бессоюзные сложные предложения; неполные предложения (– Который час? – Пять);

в письменной же речи можно отметить употребление повествовательных и невосклицательных предложений; сложных предложений всех типов; осложнённых обособленными членами предложений; полных предложений. Отличаются также воздействие на слушателя (непосредственное / опосредованное), характер восприятия (нельзя прекратить / можно прекратить (например, закрыть книгу); возможность корректировки и др.

Антиномия «диалог – монолог».

Это две формы устной речи. В диалоге участвует два и более субъекта. Разновидностью диалога является полилог, в котором принимают участие более двух человек. Монолог – это речь одного человека, например, лекция, доклад, речь учителя..

Диалог и монолог противопоставлены друг другу по своим особенностям. Для монолога, наравне с названными выше чертами устной речи, характерны многие особенности, свойственные письменной речи, касающиеся лексики, морфологического строя, синтаксиса.

Антиномия «слушающий – говорящий».

Эта антиномия касается в первую очередь устной формы речи. Говорящий– субъект речи, человек, создающий речь. Слушающий – объект речи, человек, воспринимающий речь. Слушающий и говорящий в процессе речи могут меняться местами, воздействовать на речь друг друга.

Антиномия «единство – многообразие» становится особенно очевидной при сопоставлении двух или нескольких языков. Выявляемые сходства между языками свидетельствуют о наличии общечеловеческого единства языков, различия же фиксируют национально-культурную специфику каждого из них.

Вывод: антиномии играют большую роль в развитии языка, являются его движущей силой. Благодаря взаимодействию противоположных понятий, явлений во многом и происходит развитие языка. Антиномии – важнейшее условие развития языка, его гибкости, пластичности и живучести; им свойственен диалектический характер, они объединяют языковые явления, имеющие больше черт сходства, чем черт различия.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.