Методика исследования мотивационного настроя на преодоление заикания. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методика исследования мотивационного настроя на преодоление заикания.

2022-11-24 39
Методика исследования мотивационного настроя на преодоление заикания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для исследования уровня мотивационного настроя на преодоление заикания нами использовалась методика оценки речевых притязаний, разработанная на отделении речи Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи [64, с. 307-309], так как понимание нами понятия «мотивационный настрой» созвучно трактовке «речевых притязаний» создателями данной методики. Так, речевые притязания, по их мнению, отражают мотивацию заикающихся на работу по исправлению своей речи. Мотивационный настрой заикающихся на преодоление заикания нами расценивается как желание и вера в возможность его устранения, степень волевой активности, осознание необходимости собственных усилий в работе над речью, нацеленность на продолжительную, кропотливую работу, как над речью, так и над собой.

Порядок исследования. Испытуемому предлагался бланк опросника, который представлял из себя набор из 24 суждений. На каждое суждение необходимо было дать один из двух ответов: «да» или «нет». Испытуемому предлагалась следующая инструкция: Прочитайте каждое утверждение теста и поставьте рядом с ним знак «+», если Вы согласны с этим утверждением, и знак «—», если не согласны.

Обработка результатов. При обработке результатов подсчитывают количество совпадений ответов испытуемого с ключом. За один балл принимается совпадение ответа с ключом. Полученная сумма совпадений будет представлять собой выраженность мотивационного настроя на преодоление заикания.

В результате подсчета общего количества баллов по всем суждениям можно было сделать вывод об уровне мотивационного настроя на преодоление заикания: 0 — 8 баллов — низкий уровень; 9 — 16 баллов — средний уровень; 17 — 24 балла — высокий уровень.

Ответы на вопросы 3, 4, 7, 19, 22, 23 отражают степень желания и необходимости устранения заикания, а также веру в то, что это осуществимо.

Ответы на вопросы 8, 9, 10, 13, 16, 17, 20, 21 отражают степень осознания заикающимися необходимости собственных усилий, настойчивости и упорства при устранении заикания, а также роли самостоятельных занятий заикающихся в работе над речью.

Методика оценки мотивационного настроя на преодоление заикания

Высказывания

Ключ

1. Вы настойчивы в совершенствовании своей речи

+

2. Вы без колебаний готовы использовать любые методы, для того чтобы улучшить свою речь

+

3. Вы совершенно уверены, что сумеете отлично овладеть своей речью

+

4. Вы можете научиться говорить не хуже любого оратора

+

5. Есть вещи более важные, чем речь

6. Когда вы полностью овладеете своей речью, вы сможете достигнуть в жизни гораздо большего

+

7. Вы непременно хотите пройти несколько курсов по овладению правильной речью

+

8. Вы убеждены, что только самостоятельные занятия приведут к улучшению речи

+

9. Больше вас никто не работает над своей речью

+

10. Вы постоянно и неустанно стремитесь к улучшению своей речи

+

11. Вы вполне удовлетворены достигнутыми успехами в своей речи

12. Не во всяком деле нужна хорошая речь

13. Вы готовы трудиться день и ночь даже ради самого маленького успеха в улучшении речи

+

14. Ничто не мешает вам работать над речью

+

15. Вы готовы отказаться от работы, которая требует хорошего владения речью, даже если она вам очень нравится

+

16. Сейчас вы гораздо больше, чем раньше, понимаете, как важно упорно работать над своей речью

+

17. Самостоятельные занятия речью приносят слишком мало пользы, чтобы придавать им большое значение

18. Есть множество дел, которые отвлекают вас от работы над речью

19. Вам неприятно, когда вашу речь трудно слушать тем, с кем вы разговариваете

+

20.

Вы можете заставить себя работать над речью, даже если вам этого не очень хочется

+
21.

Вам трудно понять тех, кто прикладывает мало усилии при работе над речью

+
22.

Без хорошей речи нельзя рассчитывать на серьезные успехи в жизни

+
23.

По речи судят о человеке, поэтому нужна хорошая речь

+
24.

Вы не стали бы заниматься своей речью, если бы окружающие не обращали на нее внимания

       

 

2. Методика исследования доминирующей мотивационной тенденции Х.Д. Шмальта (решетка мотивации достижения — МД-решетка).

Для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации деятельности нами был использован полупроективный тест Х.Д. Шмальта, получивший название МД-решетка (решетка мотивации достижения), который сочетает в себе преимущества проективного теста и личностного опросника. Стимульный материал теста состоит из 18 картинок-изображений, а также списка 18 утверждений соответствующей тематики. Со стимульным материалом можно ознакомиться в книге Н.В. Афанасьевой «Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта» [11].

Перечень утверждений, входящих в стимульный материал теста, наиболее точно характеризует эмоции, ожидания, представления и образы поведения людей, мотивированных на успех или на неудачу. Восемнадцать утверждений сформулированы в третьем лице и сопровождают каждый из 18 рисунков теста. Испытуемым при заполнении теста было необходимо отметить те высказывания, которые соответствуют их пониманию ситуации на картинке.

Все высказывания теста (помимо избыточных) имеют принадлежность к одной из трех мотивационных тенденций.

1. Надежда на успех (НУ) или стремление к успеху — концепт хорошей собственной способности и уверенности в успехе преодоления трудностей.

2. Боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности (БН1) — ощущение собственной неспособности может проявиться в избегании ситуаций достижения и активном избегании неудач.

3. Боязнь неудачи в связи боязнью ее социальных последствий (БН2) — человек мотивирован ожиданием негативной оценки общества.

Порядок исследования. Тестовый материал был представлен в виде тетради, каждый из 18 листов которой включает изображение ситуации со списком утверждений. Испытуемые вносили свои ответы прямо в тестовую тетрадь, которая использовалась однократно. При заполнении теста испытуемым нужно было пометить утверждения в соответствии с их пониманием ситуации на картинке. Инструкция к тесту находилась в начале тестовой тетради и зачитывалась нами вслух.

Инструкция к тексту: «Мы хотим показать вам несколько рисунков и узнать, что каждый из вас думает по поводу того, что на них изображено. На рисунках вы увидите людей, которые чем-либо заняты. Глядя на рисунки, вы наверняка определите, что они делают, о чем думают, что чувствуют. Каждый из вас может вспомнить о сходных ситуациях, в которых ему уже пришлось побывать. Вам нужно найти из приложенного списка те предложения, которые подходят к тому или иному рисунку. Вы должны сначала прочитать все эти предложения и поставить знак «X» в окошке против тех предложений, которые, по вашему мнению, подходят к данному изображению. Крестом вы сможете пометить столько предложений, сколько считаете нужным. Если предложение не подходит к изображению, то поставьте в соответствующее окошко знак «О». Когда вы прочтете все предложения и поставите против них либо «X», либо «О» на одной странице, можно перейти к следующей. Остальные страницы заполните таким же образом».

Обработка результатов. По результатам выполнения данного теста нами составлялась матрица ответов — своеобразная решетка 18 на 18 клеток. Строки этой матрицы соответствуют утверждениям теста, столбцы матрицы соответствуют стимульным рисункам-ситуациям в порядке их предъявления.

Обработка данных обследования начинается с подсчета первичных тестовых результатов по основным мотивационным тенденциям: НУ, БН1 и БН2. Суммируя количество клеток, помеченных крестом из числа относящихся к фактору НУ, мы получаем показатель этой тенденции в баллах (за каждый крестик — 1 балл). Таким же образом подсчитываются факторы БН1 и БН2.

Первичные показатели в баллах оцениваются по параметру высоты (см. Таблицу 1).

Затем первичные показатели в баллах переводятся в процентное соотношение с целью выявления доминирующей мотивационной тенденции. Это необходимо в связи с тем, что представленность каждой мотивационной тенденции в тесте неодинакова (это видно из разного количества баллов, возможных по каждой мотивационной тенденции), а для проведения сравнения необходима одинаковая единица измерения. Например, 29 баллов по шкале НУ (из 90 возможных) — это 32%, а 29 баллов по шкале БН1 — это 27%.

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.