Урок по рассказу Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» . — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Урок по рассказу Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» .

2022-10-10 147
Урок по рассказу Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок по рассказу Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова».

1.Прочитаем рассказ Ю. Яковлева, детского писателя, «Девочки с Васильевского острова»

 

                                                                                                                                                                                                                                                Ребята, мы проведём урок памяти «Детям своим расскажите о них» по рассказу Юрия Яковлевича Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

Прошло уже 75 лет с трагических событий, описанных в рассказе. И сегодня на уроке мы приоткроем дверцы истории нашей страны, окунёмся в страшное для неё время- время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г. г.,а в частности, события блокады Ленинграда, попробуем ощутить дыхание тех лет., пережить отчаяние и боль, с которыми столкнулась в рассказе ваша ровесница, 12 – летняя девочка Таня Савичева, оказавшись наедине со смертью. Урок памяти – это живая связь поколений, это дань всем тем, кто ценой своей жизни обеспечил нам мирное существование.

 

Да, действительно, ребята, страшная и трагическая судьба выпала на долю детей. Постараемся понять, в какую же бездну они окунулись, находясь в блокадном Ленинграде.

 

«Слово о блокаде Ленинграда».

 Блока Ленинграда – трагический период в истории города на Неве, который длился 900 ужасных дней и ночей с 8 сентября 1941 года

По 27 января 1944 года. Железные дороги, соединяющие город со страной, были захвачены. Немцы со всех сторон окружили город. Половина населения города погибла от голода, холода и бомбёжек. Среди них – 400 тысяч детей.

 Зимой ртуть термометра приближалась к отметке – 40 градусов. В домах погас свет. Внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в квартирах железные печки – времянки. В них сжигали столы, шкафы, книги.

  Норма хлеба в сутки составляла 125 грамм.

 Были введены карточки на хлеб.

 

. Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые – это тяжело, но понимать смерть детей сознание отказывается.

Случаи дистрофии встречались повсеместно. Многие ложились в холодную постель с полным сознанием того, что больше никогда не встанут.

 

  Ленинград превращается в свалку грязи и покойников.

 

 И единственная дорога, связывающая город с большой землёй – это путь по Ладожскому озеру, который ленинградцы назвали «Дорогой жизни».                                                                                                   

 

Каждый удар метронома, как звук сердца, напоминает нам о людях, которые не по своей воле очутились в ужасном блокадном кольце.

  Память о них жива. На огромном Пискарёвском кладбище, которое находится ныне в городе Санкт- Петербурге, похоронено около 650000 человек- жителей Ленинграда и солдат, защищавших город.

В центре кладбища находится 6 – ти метровая бронзовая скульптура «Мать – Родина», траурная стела.

                            Работа над темой урока

 

  Ребята, рассказ «Девочки с Васильевского острова» основан на реальных событиях и  прежде, чем начать работу с текстом, проведём небольшую лексическую работу. В тексте, который вы прочитали дома, вам встретились несколько непонятных слов и выражений. Может быть, кто – то догадался об их значении по ходу чтения. Уточню эти понятия (слайд) – словарная работа

         Васильевский остров считался «пятой частью» города Ленинграда, ныне город Санкт – Петербург.

          Невка – приток реки Невы.

          Блокада – окружение, кольцо.

           Метроном – маятниковый прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени. Стук его называли «живым биением сердца Ленинграда» Как раз сейчас вы слышите удары метронома.

           «Дорога жизни»- (в блокаду) единственный путь, связывающий город Ленинград с Большой землёй.

А теперь послушайте несколько слов о Тане Савичевой- главной героине

Таня была дочерью пекаря и швеи. Она очень любила петь, как и все в её семье. С детских лет девочка, как и её мама, вышивала цветы. Мечтала стать учительницей.

     Когда началась война, семья Савичевых решила остаться в Ленинграде и помогать фронту.

* Мать шила обмундирование для бойцов.

*  Брат Лёка работал строгальщиком на заводе.

* Сестра Женя точила корпуса для мин.

* Нина была на оборонных работах.

* Два Таниных дяди – Василий и Алексей несли службу в ПВО.

*А Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить   зажигательные бомбы и рыть траншеи.

                  

 Однажды не вернулась с работы Нина, и мама отдала младшей Тане её записную книжку, которая и стала страшным дневником.

 Потом умерла прямо на заводе Женя. Скоро отвезли на Пискарёвское кладбище бабушку.

Затем ушёл из жизни брат Лёка. В истории завода, где он работал, есть такая запись: «Леонид Савичев работал старательно, хотя и был истощён. Однажды он не пришёл в цех на работу. Сообщили, что он умер». 

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Обобщение учителя: все умерли, а слово осталось. Стойкой и мужественной была Таня. Ведь именно эта девочка написала дневник, который стал обвинительным документом на Нюрнбергском процессе, где судили фашистов и через 70 лет дошёл до нас.

 

- Как же озаглавим  3 часть рассказа?

                                    Часть 3 «Бессмертный дневник»  Запись

Задание на дом. написать письмо Тане Савичевой о себе. (В тетради по литературе). Можно выучить стихотворение А. Ахматовой «Мужество» вместо «Перед весной бывают дни такие»..

                        

 

 

 

 

 

Урок по рассказу Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова».

1.Прочитаем рассказ Ю. Яковлева, детского писателя, «Девочки с Васильевского острова»

 

                                                                                                                                                                                                                                                Ребята, мы проведём урок памяти «Детям своим расскажите о них» по рассказу Юрия Яковлевича Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

Прошло уже 75 лет с трагических событий, описанных в рассказе. И сегодня на уроке мы приоткроем дверцы истории нашей страны, окунёмся в страшное для неё время- время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г. г.,а в частности, события блокады Ленинграда, попробуем ощутить дыхание тех лет., пережить отчаяние и боль, с которыми столкнулась в рассказе ваша ровесница, 12 – летняя девочка Таня Савичева, оказавшись наедине со смертью. Урок памяти – это живая связь поколений, это дань всем тем, кто ценой своей жизни обеспечил нам мирное существование.

 

Да, действительно, ребята, страшная и трагическая судьба выпала на долю детей. Постараемся понять, в какую же бездну они окунулись, находясь в блокадном Ленинграде.

 

«Слово о блокаде Ленинграда».

 Блока Ленинграда – трагический период в истории города на Неве, который длился 900 ужасных дней и ночей с 8 сентября 1941 года

По 27 января 1944 года. Железные дороги, соединяющие город со страной, были захвачены. Немцы со всех сторон окружили город. Половина населения города погибла от голода, холода и бомбёжек. Среди них – 400 тысяч детей.

 Зимой ртуть термометра приближалась к отметке – 40 градусов. В домах погас свет. Внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в квартирах железные печки – времянки. В них сжигали столы, шкафы, книги.

  Норма хлеба в сутки составляла 125 грамм.

 Были введены карточки на хлеб.

 

. Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые – это тяжело, но понимать смерть детей сознание отказывается.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.