В результате изучения учебного предмета — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

В результате изучения учебного предмета

2022-10-10 22
В результате изучения учебного предмета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ................................................................................................... 4

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................... 5

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   11

III. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10–11 КЛАССАХ........................................................................................................................... 15

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК». 18

10 класс......................................................................................................... 18

11 класс......................................................................................................... 33

V. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ............................................................................. 48

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ................................................................................................. 49


ВСТУПЛЕНИЕ

 

Настоящая примерная программа составлена в соответствии с ГОС СОО (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 г. № 80-НП), и предназначена для 10–11 классов (углублённый уровень: русская филология) общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Углублённый курс ориентирован на продолжение обучающимися образования в высшей школе по специальностям, требующим достаточно высокой лингвистической подготовки. Его содержание в целом расширено по сравнению с действующим обязательным минимумом.

Углублённое обучение способствует выбору обучающимися приоритетного направления для более глубокого изучения. В классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Курс направлен на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации, самообразования и саморазвития; информационно-коммуникационных умений и навыков; освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности, ИКТ-компетентности.

Изучение русского языка на углубленном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Углублённый уровень нацеливает на применение полученных обучающимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативное обеспечение изучения предмета «Русский язык»

Примерная программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании

Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)),

в соответствии с требованиями

Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682).

с учетом учебно-методических комплексов Власенкова А. И., Гольцовой Н.Г., Пахновой Т.М., Львовой С.И. и Львова В.В.:

Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык (базовый уровень). 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Русское слово – учебник. (Электронное издание).

Русский язык. Пахнова Т.М. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

Русский язык. Пахнова Т.М. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык (углублённое изучение). 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «ИОЦ «Мнемозина».

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык (углублённое изучение). 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «ИОЦ «Мнемозина».

 

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурно-образовательного пространства страны и формировании гражданской идентичности у её граждан.

В системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации.

Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального образования на русском языке.

Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

2. Общая характеристика курса «Русский язык»

Содержание курса русского языка в 10-11 классах общеобразовательных организаций, изучающих русский язык на углубленном уровне (русская филология), представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения; обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно только на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10-11 классах гуманитарного (филологического) профиля и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определённой функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». Исходя из этого определение результатов освоения базовой программы, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.

Развитие коммуникативной компетенции на углубленном уровне включает обучение более глубокому пониманию текста, умению устанавливать связь между его содержанием и формой, а также обучение коммуникации в предметной сфере: комментарий, оценка кратких и развёрнутых высказываний; выражение аргументированных суждений на лингвистические темы; участие в дискуссиях о языке и речи, на публицистические и др. темы. Особое внимание в углубленном обучении уделяется навыкам социально и тематически обусловленной стилистической и жанровой дифференциации устных и письменных высказываний, работе над точностью и выразительностью устной и письменной речи, развитию навыков выразительного чтения. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции, представлено в следующих разделах примерной программы: «Развитие связной речи. Речевая деятельность», а также в материалах «Культура речи как раздел лингвистики».

Развитие общей речевой культуры обучающихся происходит на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. Примерная программа для углубленного уровня предусматривает целенаправленное совершенствование таких жизненно важных умений, как владение различными видами чтения, разными способами информационной переработки текстов, поиска информации в различных источниках, а также способности передавать её в соответствии с условиями общения.

Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в высших учебных учреждениях по избранной специальности гуманитарного профиля.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции на углубленном уровне обучения в значительной степени зависят от углубления знаний о языке как знаковой, многофункциональной, развивающейся системе и общественном явлении, от общих сведений о лингвистике как науке. Лингвистическая компетенция на углубленном уровне предполагает знакомство в доступной форме с научной деятельностью крупных лингвистов, с некоторыми тенденциями в современной речи и проблемами современной лингвистики; с фактами языка и речи, допускающими неоднозначную квалификацию и т. п.

Одной из важных задач углубленного обучения русскому языку является овладение некоторыми формами исследовательской и проектной языковедческой деятельности (проведение лингвистических наблюдений, экспериментов и др.); побуждение к поиску сведений о языке и речи в книжных и электронных информационных ресурсах; к оценке материалов средств массовой информации с точки зрения лингвистических норм; овладение системой знаний об основных аспектах культуры речи, функциональных разновидностях языка; формировании активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения. Учебный курс нацелен на развитие навыков анализа текста с обоснованием закономерности отбора языковых средств в нём.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание обучающимися языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения; обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов, овладение культурой межнационального общения.

Учебный материал, связанный с формированием культуроведческой компетенции, представлен в разделах «Русский язык как объект научного изучения», «Функциональная стилистика», а также расширяется за счёт отбора текстов, используемых в учебном процессе. В число приоритетных задач обучения на углубленном уровне входит работа над культурой устной и письменной речи. Для этого требуется обобщение и обогащение знаний обучающихся о нормах речи, источниках, средствах и приёмах речевой образности и выразительности, регулярные упражнения по оценке и коррекции своих и чужих высказываний, изучение образцов хорошей речи.

Особенности предъявления материала определяет системно-деятельностный и коммуникативно-деятельностный подходы. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования важнейших коммуникативных универсальных учебных действий; познавательных универсальных учебных действий и регулятивных универсальных учебных действий.

Изучение углубленного курса русского языка обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Углубленный уровень нацеливает на применение полученных обучающимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический, лингвокультурологический, комплексный и филологический анализ текста.

3. Цели обучения

Целью реализации программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ГОС СОО.

Главными задачами реализации программы являются:

– овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

– овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

– овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

– овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

– овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

Программа сохраняет преемственность с примерной программой основного общего образования по русскому языку.

На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объём теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В то же время учитель при необходимости имеет возможность организовать повторение ранее изученного материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи», посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы специфику того или иного профиля, реализуемого образовательной организацией.

В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме.

Школа с углубленным изучением предметов в большей мере способна реализовать личностно ориентированное обучение, что дает возможность полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, осуществления их сознательного подхода к выбору будущей профессии, развития способностей, отвечающих жизненным целеустремлениям старшеклассников.

Общими тенденциями углубленного образования являются ориентация на широкую дифференциацию, вариативность, многопрофильность, интеграцию общей, допрофильной и профильной подготовки обучающихся.

Цель углубленного образования – обеспечение общеобразовательной профильной подготовки обучающихся; формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и поисковой деятельности, необходимых для саморазвития и самообразования; совершенствование интеллектуальных, психических, творческих, нравственных и социальных качеств личности.

Данная примерная программа обучения русскому языку в 10-11 классах общеобразовательной школы (углубленный уровень: русская филология) составлена в соответствии с ГОС, учитывает содержание действующей в настоящее время Программы по русскому языку для общеобразовательных организаций (базовый уровень), традиции методической науки и накопленный опыт обучения русскому языку.

Примерная программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся 10-11 классов и психолого-педагогической дифференциации, реализует системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, в соответствии с которым воспитание и развитие качеств личности, отвечающих запросам общества на современном этапе, осуществляется на основе социального проектирования и освоения универсальных учебных действий (УУД), активизации учебно-познавательной деятельности обучающегося, его готовности к саморазвитию и самообразованию.

Цель обучения русскому языку на углубленном уровне в 10-11 классах общеобразовательной организации предполагает не только обобщение и систематизацию, но и расширение и углубление знаний по предмету по сравнению с базовым уровнем; закрепление и обогащение предметных умений и навыков; повышение мотивации к продолжению образования по выбранному профилю; овладение некоторыми профессионально ориентированными компетенциями.

Целями изучения русского языка на углублённом уровне являются:

· расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

· расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, её функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, её основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

· совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;

· приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приёмами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;

· существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

· развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

При построении примерной программы для достижения этих целей учитывались следующие идеи (принципы):

1. Формирование и развитие лингвистической концепции служит надёжной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической части курса.

2. Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития. Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объём теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение.

3. Обращение к словарям и справочникам сопровождает изучение русского языка на протяжении всех школьных лет, и в частности на завершающем этапе обучения русскому языку – в 10-11 классах.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

· развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих способностей, которые влияют на качество усвоения обучающимися всех других школьных предметов, а в перспективе во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной, способствуют социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира;

· углубление и расширение знаний в области лингвистики;

· совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.

4. Место предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования предмет «Русский язык» на углублённом уровне изучается в 10 и 11 классах.

Примерный учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе среднего общего образования (углублённый уровень) в объёме 210 часов. В том числе: в 10 классе – 105 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 105 часа (3 часа в неделю).

 

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ

Речь. Речевое общение

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерки др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.

Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

 


IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

10 класс

Углублённый уровень

 (35 рабочих недель, 3 часа в неделю, 105 часов в год)

Изучение языковых тем

Часов

Введение 1 час
Уроки развития речи

Часов

Общие сведения о языке. Становление и развитие русского языка 5 часов
Контрольные работы

Часов

Фонетика. Графика. Орфоэпия 4 часа
Полугодие /семестр I II Лексика. Фразеология. Лексикография 11 часов

Контрольный диктант

Контрольный диктант с грамматическим заданием

2

1

Морфемика и словообразование 9 часов
Морфология и орфография Принципы русской орфографии – 11 часов Имя существительное – 6 часов Имя прилагательное – 5 часов Имя числительное – 5 часов Местоимение – 4 часа Глагол и его формы – 8 часов Наречие – 4 часа Служебные части речи – 3 часа Междометия – 2 часа 48 часов  
Контрольное изложение 1 2 Повторение и систематизация изученного 2 часа
Контрольное сочинение 2 2

 

Тестовые контрольные задания 2 2
Итого 7 7
За год

14

Резерв

Часа

 

Всего

Часов

  80 часов

 


 


Содержание образования

Государственные требования
к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся

Предметные Метапредметные Личностные
1. Введение (1 час) Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России. Международное значение русского языка. Русский язык как государственный язык Донецкой Народной Республики. Обучающийся понимает основные функции языка, роль русского языка как национального языка русского народа и языка межнационального общения, как государственного языка Донецкой народной Республики. Умеет толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. Осознаёт смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Обучающийся осознаёт необходимость владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Умеет извлекать необходимую информацию из источников, умеет развёрнуто обосновывать суждения, давать определения. Обучающийся понимает роль русского языка как основную национально-культурную ценность народа в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Отбирает необходимую информацию в соответствии с учебным заданием для подтверждения или опровержения мнения, умеет использовать жизненный опыт.
2.

Общие сведения о языке. Становление и развитие русского языка (5 часов)

  · Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления · Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. · Понятие о единицах

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.