Разыгрывание партии по записи — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Разыгрывание партии по записи

2022-10-10 46
Разыгрывание партии по записи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диаграммы 1-1, 1-2 и 1-3

 

 

Правила игры


1. Игра начинается с позиции, где черные диски стоят на d5 и e4, а белые на d4 и e5, как это показано на Диаграмме 1-3.
2. Игроки делают ходы по очереди, при этом начинают Черные.
3. Корректный ход состоит из выставления нового диска на свободное поле и переворачивания одного или нескольких дисков противника.
4. Все диски противника, окруженные только что выложенным диском и другим диском того же цвета, уже находящимся на доске, должны быть перевернуты. Окружающие диски могут располагаться по вертикали, горизонтали или диагонали. Между ними не должно быть пустых полей и полей, занятых собственными дисками.
5. За один ход можно перевернуть диски в различных направлениях. Все окруженные диски должны быть перевернуты – у игрока нет права выбора переворачивать диски или нет.
6. Новый диск не может быть выставлен без переворачивания хотя бы одного диска противника. Если у игрока нет корректных ходов, то есть он не может выставить на доску новый диск так, чтобы перевернуть диск противника, он пропускает ход. Его противник продолжает делать ходы, пока у игрока не появляются корректные ходы.
7. Если у игрока есть хотя бы один корректный ход, то он обязан его сделать. У него нет права пропустить его.
8. Игра продолжается, пока полностью не заполнится доска и пока у хотя бы одного игрока есть корректные ходы.

Определение победителя


Победитель определяется по окончании игры. Для этого подсчитываются количества белых и черных дисков на доске. Например, если на доске 34 черных дисков и 30 белых, то Черные выиграли со счетом 34-30. Если у обоих партнеров одинаковое количество дисков, то партия заканчивается ничьей.
В турнирной партии, если одному из игроков удается перевернуть все диски противника, то он побеждает со счетом 64-0 вне зависимости от числа дисков на доске. В некоторых турнирах, например, в чемпионатах мира, оставшиеся пустые поля добавляются победителю. Например, если по окончании игры на доске 32 черных диска и 29 белых, а 3 поля остались пустыми, то Черным засчитывается победа со счетом 35-29.

 

Примеры


Диаграммы с 1-4 по 1-9 демонстрируют последовательность ходов из начальной позиции для иллюстрации правил игры. На Диаграмме 1-4 Черные делают первый в игре ход на f5, окружая белый диск e5 между новым диском и диском d5. Цифра 1 на черном диске f5 указывает порядковый номер хода. Ромбовидная форма черного диска на e5 указывает на то, что до хода этот диск имел белый цвет и был перевернут в результате хода Черных. Надпись под диаграммой «Ход Белых» указывает, что следующий в игре ход принадлежит Белым. На Диаграмме 1-5 Белые играют на f6, окружая черный диск e5 по диагонали, используя уже существующий белый диск на d4. На Диаграмме 1-7 Белые играют на f4, переворачивая диски в двух направлениях. Черный диск f5 окружен новым белым диском на f4 и уже стоящим на поле f6, в то время, как черный диск e4 окружен новым белым диском f4 и диском d4. На Диаграмме 1-9 Белые играют c5, окружая черные диски d5 и e5, используя белый диск f5.

Предположим, что на Диаграмме 1-10 Черные ходят на f8. На Диаграмме 1-11изображена позиция после этого хода. Белый диск e6 полностью окружен черными дисками, но Черные не могут перевернуть его, так как он не был окружен при помощи нового диска f8. Диаграмма 1-12 демонстрирует позицию, в которой у Белых нет корректного хода. Белые пропускают ход, и очередь хода передается Черным.

Диаграммы 1-4, 1-5, 1-6, 1-7, 1-8 и 1-9

Диаграммы 1-10, 1-11 и 1-12

 

 

Диаграммы 2-9 и 2-10

 

Диаграммы 1-13, 1-14 и 1-15

Диаграммы 2-1, 2-2 и 2-3

Глава 2, часть 1


На Диаграмме 2-2 все диски в нижнем ряду стабильные. На Диаграмме 2-3 все 21 белый диск стабильные. Если это для вас не очевидно, потратьте немного времени, чтобы убедиться в этом. Расставьте на доске позицию и постарайтесь перевернуть стабильные диски, выставляя черные диски, куда хотите. У черных нет никакой возможности оказаться позади белых дисков, чтобы окружить и перевернуть их. Возможность получения стабильных дисков делает приобретение углов значительным, особенно в ранней стадии партии.
Если обладание углами хорошо, то, очевидно, обычно не стоит отдавать их противнику! Согласно правилам у противника появляется возможность захватить угол только после того, как вы играете на поля, прилегающие к углу, т. е. на С-поля или Х-поля. Последние особенно опасны. Ход на Х-поле, особенно в ранней стадии партии, почти неизбежно приводит к потере угла. Например, на Диаграмме 2-4 Белые имеют ход на Х-поле g7. Хотя Черные не могут сразу пойти на h8, они непременно сделают это, предварительно перевернув какой-нибудь диск на диагонали c3-f6.

Диаграммы 2-1, 2-2 и 2-3

Диаграммы 2-1, 2-2 и 2-3

Глава 2, часть 2


Одной возможностью для Черных является ход на b5, получая диск на e5, который Белые не могут вернуть на следующем ходу, что позволяет Черным затем пойти на h8. Когда черные захватывают угол h8, все черные диски в 8-ом ряду становятся стабильными. Позднее Черные смогут также создать стабильные диски на правой стороне. Захват угла в ранней стадии более значителен, так как выше потенциал построить стабильные диски вблизи угла. В большинстве случаев ход на Х-поле в ранней стадии партии оказывается фатальной ошибкой, хотя позднее мы рассмотрим некоторые исключительные случаи, когда такой ход оказывается полезным.
В то время, как ход на Х-поле обычно приводит к потере угла, степень опасности хода на С-поле больше зависит от расположения других дисков на этой же стороне доски. Например, на Диаграммах 2-6, 2-7 и 2-8 Черные быстро теряют угол h1. НаДиаграмме 2-6 Белые забирают угол очередным ходом. На Диаграмме 2-7 Белые могут пойти на h3. Черные не имеют возможности перевернуть этот диск, и Белые следующим ходом имеют возможность занять угол h1. Вы можете найти на Диаграмме 2-8 путь за Белых захватить угол h1?

Диаграммы 2-6, 2-7 и 2-8

Глава 2, часть 3


На Диаграмме 2-8 Белые могут пойти h3, получая доступ к углу h1. Даже если Черные играют h4, переворачивая диск h3, как показано на Диаграмме 2-9, Белые сохраняют доступ к углу h1, как показано на Диаграмме 2-10. Как следует из этого примера, С-поле часто более опасно, если А-поле не занято, позволяя противнику атаковать угол ходом на А-поле. Мы увидим еще много подобных примеров в дальнейшем.

Диаграммы 2-9 и 2-10

Глава 2, часть 4


Хотя по многим причинам ход на С-поле плох, достаточно часто такие ходы являются лучшими и не представляют угрозы отдачи угла, хотя он и находится рядом. Диаграммы 2-11, 2-12 и 2-13 дают хорошие примеры, где ход на С-поле h2 оказывается хорошим. НаДиаграмме 2-11 он создает стабильные диски и не позволяет Белым захватить угол h1. На Диаграмме 2-12 Черные могут пойти на h2, предотвращая захват Белыми угла h8. Сделав это, они избегают опасности немедленно потерять угол. На Диаграмме 2-13Черные могут пойти на h2, а затем захватить еще одно С-поле h7, без риска потерять угол. Как показывают эти примеры, лучшее время для хода на С-поле – когда у вас уже есть диски на этой стороне.

Диаграммы 2-11, 2-12 и 2-13

Упражнения


Во всех позициях найдите лучший ход.

Глава 3, часть 1


На Диаграмме 3-1 изображена позиция из тех, что часто встречается в партиях экспертов (Черные) с новичками (Белые). Многие новички делают ходы, главным образом основываясь на количестве переворачиваемых дисков: чем больше – тем лучше. Так как целью игры является достижение в ее конце большего числа дисков, то выглядит вполне логичным пытаться на каждом ходу заполучить побольше дисков. Следуя этой логике, новичок выберет ход a3, переворачивая 6 дисков, как показано на Диаграмме 3-2. Проблема это хода станет ясной после того, как Черные ответят a2, как показано наДиаграмме 3-3.

 

Диаграммы 3-1, 3-2 и 3-3

Глава 3, часть 2


На Диаграмме 3-3 у Белых лишь один возможный ход на Х-поле b2, и они должны его сделать, хотят они этого или нет (см. Диаграмму 3-4). Это немедленно открывает доступ к углу a1 (Диаграмма 3-5) и позволяет Черным получить большое число стабильных дисков в этом районе. Более того, у Черных не будет проблем вынудить Белых сыграть на Х-поле в ближайшем будущем. Например, представьте себе, что партия продолжается, как показано на Диаграмме 3-6, в результате возникнет позиция на Диаграмме 3-7. Черные могут пойти a7 (Диаграмма 3-8), и у Белых снова есть только один возможный ход на Х-поле b7 (Диаграмма 3-9).
О таких позициях (Диаграммы 3-3 и 3-8) можно сказать, что у Белых закончились ходы, точнее, безопасные ходы (ходы, не приводящие к отдаче угла), и они вынуждены отдавать Черным углы, тем самым позволяя создать множество стабильных дисков. Как показывает этот пример, переворачивание слишком большого числа дисков на ранней стадии партии приводит к исчерпанию безопасных ходов. Когда у одного из игроков заканчиваются безопасные ходы, он близок к поражению в партии, так как противник может вынудить его делать плохие ходы, ведущие к отдаче углов.

Диаграммы 3-4, 3-5 и 3-6

Диаграммы 3-7, 3-8 и 3-9

Глава 3, часть 3


Этот момент настолько важен для понимания остального материала, что я приведу еще один пример, чтобы не осталось сомнений в абсолютной ясности этого понятия. НаДиаграмме 3-10 Белые переворачивают как можно больше дисков ходом g3 (Диаграмма 3-11), после чего Черные отвечают f7 (Диаграмма 3-12). Снова у Белых закончились безопасные ходы: оба возможных хода c8 и g7 открывают доступ в угол, и Черные наверняка смогут вынудить Белых отдать и другие углы (см. Упражнение 3-7).
Для уточнения деталей мне придется в этом месте ввести некоторый жаргон Отелло. Внешними (фронтальными) дисками будем называть диски, соседствующие с одним или несколькими пустыми полями. Хотя технически диски на краях доски подпадают под это определение, их обычно не включают в число внешних. Стеной называется связанная группа внешних дисков одного цвета. Например, на Диаграмме 3-10 черные диски b3, c3, d3, e3, f3, f4, g4, и g5 – внешние диски и все вместе образуют стену. Диски, полностью окруженные другими дисками, как диск e5 на Диаграмме 3-11, называются внутренними. Ход, создающий множество внешних дисков, называется шумным, в то время как тихий ход создает относительно немного внешних дисков.
Истинная проблема хода Белых на Диаграмме 3-11 не в том, что они перевернули много дисков, а в том, что это не те диски. Из девяти перевернутых дисков семь seven (b3, c3, d3, e3, f3, g4, и g5) – внешние. Это экстремальный пример шумного хода, перевернувшего у Черных целую стену. В позиции На Диаграмме 3-10 у Черных выбор из 9 ходов (b2, c2, d2, e2, f2, g2, g3, h4 и h5), а на Диаграмме 2-12 у них уже только 2 (c8 и g7). Отметим для контраста, что у Черных количество возможностей возросло от семи на Диаграмме 3-10 до семнадцати на Диаграмме 3-11.
Помните, что чтобы сделать ход, нужно перевернуть хотя бы один диск противника. Построение длинной стены лишает вас доступа по одну из ее сторон, оставляя противнику широкий диапазон возможностей. Создание стены и отсутствие безопасных ходов обычно шагают об руку.

Диаграммы 3-10, 3-11 и 3-12

Глава 3, часть 4


Рассмотрим еще пример основной стратегии Отелло. На Диаграмме 3-13 показан дебют, часто используемый в партиях экспертов, который приводит к позиции наДиаграмме 3-14. Я использовал играющую в Отелло программу WZebra (подробнее о ней см. Приложение) для обсчета этой позиции. Была установлена глубина расчета в 20 ходов. Согласно результатам работы программы, лучшим ходом Белых в этой позиции является ход e2, оцененный в +1.73 для Белых. Иными словами, WZebra оценила, что если оба партнера будут продолжать партию лучшим образом, то Белые победят с перевесом в 2 очка: 33-31.

Диаграммы 3-13, 3-14 и 3-15

Глава 3, часть 5


Затем я использовал ту же позицию на Диаграмме 3-15, но установил в программе WZebra, что ход Белых, а не Черных. Вы могли бы предположить, что Белые возликовали, получив большее преимущество, но оценка позиции согласно WZebra -8.84 для Белых (Диаграмма 3-16). То есть, передача очереди хода Белым сделала их позицию много хуже! Продолжим делать ходы за Белых, в то время, как Черные ничего не делают. Каждый ход Белых создает все больше и больше внешних дисков, выстраивая стены и уничтожая собственные возможности. В итоге мы приходим к позиции на Диаграмме 3-18. У Белых больше нет ходов, и это огромный недостаток. Возможность делать дополнительные ходы – огромное преимущество во многих играх, но не в Отелло.

Диаграммы 3-16, 3-17 и 3-18

Глава 3, часть 6


Идея, что передача очереди хода является хорошей вещью, настолько неестественна, что многие люди, даже играя в Отелло годами, обходят ее стороной. Конечно, правила игры не позволяют вам пропускать ход, когда вам это заблагорассудится, и есть много обстоятельств, под влиянием которых, вы сами не захотите пропускать ход, такие как близость конца игры, когда вам потребуется создать больше стабильных дисков. Однако это не причина в позициях, где пропуск хода был бы идеальным, не искать ходы, схожие с пропуском хода.
Имеются в виду прежде всего тихие ходы, позволяющие избежать создание многих внешних дисков, что лучше, чем шумные ходы Например, в позиции на Диаграмме 3-19ход c5 является идеальным. Он не создает новых внешних дисков и не порождает новых возможностей у Белых. Его последствия очень схожи с пропуском хода. Теперь Белые вынуждены использовать последний безопасный ход (переворачивая черный диск на g3). НаДиаграмме 3-20 Белые могут сделать тихий ход на g3. Этот ход создает для Черных только одну новую возможность – ход h2. Так как этот ход является ужасным для Черных, то эффект от хода Белых g3 подобен пропуску хода, и Черные вынуждены сделать один из оставшихся у них ходов. На Диаграмме 3-21 лучшим для Черных является ход e6. Хотя это тихий ход, здесь он не настолько хорош, как в предыдущих двух примерах, так как открывает несколько новых безопасных возможностей для Белых: d7 и f7.

Диаграммы 3-19, 3-20 и 3-21

Глава 3, часть 7


Одна из проблем, которую создают шумные ходы, заключается в том, что они приводят к позициям, где у вас нет тихих ходов, тогда как к противника они есть. Как результат, один шумный ход приводит к еще шумным ходам, дающим противнику новые тихие ходы, пока вам не придется отдавать углы. Еще немного жаргона Отелло поможет прояснить этот вопрос. Отравляющий диск - это диск, превращающий ход, который мог бы быть тихим, в шумный. Потенциальный тихий ход, который в результате появления отравляющего диска, перестает быть таковым, называется отравленным ходом.
Например, в позиции на Диаграмме 3-19 у Черных есть прекрасный тихий ход c5. Однако, предположим, что вместо этого они играют на d7, как показано на Диаграмме 3-22. Этот ход может не выглядеть шумным, так переворачивает диски в середине доски, но если посмотреть внимательнее, то можно заметить, что он создает пять новых внешних дисков (d2, d4, d5, d6, и d7). Белые с благодарностью сыграют сами на c5, как показано наДиаграмме 3-23. Этот тихий ход стал возможным благодаря шумному ходу Черных, и Черные вынуждены ходить снова. Заметьте, что черные диски d6 и d7 – отравляющие, и они разрушают многие потенциальные тихие ходы Черных. Если Черные играют g4 (Диаграмма 3-24), они переворачивают диски f5 и e6 из-за черного диска d7. Это создает для Белых другую возможность тихого хода: g5. Если Черные попробуют в позиции наДиаграмме 3-23 сыграть a6 или g6, то наличие черного диска на d6, вынудит их перевернуть несколько внешних дисков в шестом ряду. У Черных есть один тихий ход на c7, но их шумный ход на d7, превратил выигранную позицию в примерно равную.
Если идеи этой главы оказались новыми для вас, то добро пожаловать в небольшую в процентном отношении часть игроков, кто знаком с главным «секретом» стратегии Отелло. Используя полученную здесь информацию, вы вскоре сможете увидеть драматическое улучшение в вашей игре! Однако, как уже было с принципами, изложенными во второй главе, когда-нибудь вы встретитесь за доской с партнером, тоже владеющим этим «секретом», и тогда для победы вам потребуются более глубокие знания. Следующие четыре главы, посвященные дебютам, игре на краю, эндшпилям и защите, я отношу также к основным принципам Отелло.

Диаграммы 3-22, 3-23 и 3-24

 

 

Упражнения


Во всех позициях найдите лучший ход.

Упражнение 3-7
Расставьте позицию на Диаграмме 3-12 на доске. Разыграйте партию за обе стороны, начиная с хода Белых на g7. Постарайтесь найти простую последовательность ходов за Черных, вынуждающую Белых расстаться со всеми четырьмя углами. Проделайте то же самое с позицией на Диаграмме 3-7.

Упражнение 3-8
Начиная с позиции на Диаграмме 3-18 разыграйте партию за обе стороны. Попробуйте свыкнуться с мыслью, что хотя у Черных лишь один диск, стены Белых и недостаток ходов обеспечивают преимущество Черным. Подсказка: не начинайте с d2! Если вы придете к выводу, что побеждают Белые, вернитесь к этоиу упражнению, когда дочитаете первую часть книги.

 

 

Глава 4. Введение в дебюты


Эта глава представляет собой краткой введение в прекрасный мир дебютов. Я хочу ясно обозначить различия между начальной стадией партии, изучаемой в этой главе и дебютным репертуаром, т. е. ходами, приготовленными и разученными заранее до начала партии (см. главу 11). Не существует общепринятого определения, где кончается дебют и начинается середина игры. Часто имеют в виду первые 10, 15, но не более 20 первых ходов. Однако, я полагаю, что дебют не заканчивается, пока не появится первый диск на одном из краев доски.
Появление в начале 1990-х сильных компьютерных программ имело драматический эффект на теорию дебютов. Для экспертов, ищущих получения преимущества, где это только возможно, стало обычным делом тратить большую часть своего времени, отведенного на подготовку, на исследования и запоминание дебютных вариантов. Наблюдались даже случаи, когда игроки использовали хранящиеся в памяти целые партии!
Что же касается новичков, то эта теория дебютов приводит к противоположному заключению, что им не следует сильно нагружать память или лаже что-нибудь запоминать вообще. В противовес мнениям, распространенным лет 10 или 20 назад, существует много различных способов разыгрывания дебютов, приводящих к примерно равным позициям. Даже многие ходы, выглядящие ужасно, на самом деле приводят лишь к небольшому преимуществу противника, о котором новичкам не следует беспокоиться. Запоминание дебютов мало чего обещает новичкам. Гораздо полезней и приятней вместо этого проводить время за игрой.
Следует упомянуть еще одно следствие появления компьютерных анализов. Во время написания этих строк считается, что партия разыгранная без ошибок заканчивается ничьей. Таким образом, вы не должны особо заботиться о цвете, которым вы играете, так как ни у одной стороны нет преимущества. Я бы рекомендовал играть поровну разными цветами. Не стоит иметь «любимый цвет» и все время стремиться играть им.
Давайте начнем обсуждение дебютов с первого хода в партии. У черных есть выбор из 4 ходов, но с теоретической точки зрения между ними нет никакой разницы вследствие симметрии доски. С практической же точки зрения имеет некоторое значение с какого хода начать. Большинство экспертов всегда начинают партию одним и тем же ходом, и я рекомендую вам поступать аналогично, так как это облегчает узнавание позиций, которые вы уже видели. Лично я всегда начинаю партию ходом f5, и почти все позиции в этой книге соответствуют такому началу.

 

Глава 4, часть 1


На втором ходу у Белых есть выбор из 3 продолжений, называемых Перпендикулярным, Диагональным и Параллельным началом в зависимости от направления переворачивания по отношению к первому ходу. Это изображено на Диаграммах 4-1, 4-2 и 4-3соответственно. В то время как Перпендикулярное и Диагональное начала широко распространены в партиях экспертов, Параллельно начало считается недостаточным. На моей памяти есть лишь единственный случай, когда я применил Параллельное начало. Это было в партии с Джонатаном Серфом, игранной черными и белыми кексами вместо дисков. Мои дела были настолько плохи, что я с горя начал поедать кексы. Несомненно, разыгрывание Параллельного начала не настолько вредно, но все-таки в партиях, в которых вы стремитесь к победе, предпочтительнее разыгрывать Перпендикулярное или Диагональное начало.

Диаграммы 4-1, 4-2 и 4-3

Глава 4, часть 2


Представьте себе, что вы играете Черными и ваш противник избрал Перпендикулярное начало. На третьем ходу у вас есть выбор из пяти продолжений: c3, c4, c5, c6 и c7. Как Черным выбрать один из них? Не сомневаюсь, что многие эксперты не согласятся со мной, но я полагаю, что стратегия игры в начале партии не слишком отличается от стратегии игры в ее середине.
Глава 3 впечатлила достоинствами тихих ходов и недостатками шумных, и мы можем аналогично рассматривать тихие ходы в дебюте. В нашем случае определение тихих ходов, приведенное в главе 3, не слишком полезно, так как все пять ходов переворачивают по одному диску, и как новый, так и перевернутый диск являются внешними. Вероятно, мы можем улучшить это определение и сказать, что ход c5, является самым тихим, так как перевернутый диск d5 окружен с пяти направлений, а сам диск c5 – с трех. Самым громким является ход на с7, уводящий в сторону от других дисков. В самом деле, когда я начинал играть в Отелло в 1980-м году, ход c5 был наиболее распространенным. Выглядело вполне естественным пересечь три белых диска посередине. А ход c7 по-прежнему является наименее популярным. Для Диагонального и Параллельного начал очевидно, что самая тихая игра представлена ходом e6 на Диаграмме 4-2 и e3 на Диаграмме 4-3.
Кроме шумности, какие мы можем использовать еще критерии для выбора хода? Вероятно наибольшим отличием дебюта от других стадий партии является наличие на доске малого числа дисков, незанятости краев и важностью владения центральными дисками. Если одному из игроков удается создать в центре кластер из своих дисков, то говорят, что он контролирует центр, и многие партии экспертов представляют собой в начале борьбу за обладание центром. В дебюте часто стоит сделать шумный ход, чтобы получить диск в центре, который позволит в дальнейшем сделать несколько тихих ходов.
Например, Диаграмма 4-4 демонстрирует один из наиболее популярных среди экспертов дебютов, приводящий к позиции на Диаграмме 4-5. Здесь может показаться, что одним из лучших является тихий ход на d1, но он ничего не делает против мощного центра Черных. Фактически же, Белые часто рассекают центр Черных ходом b4, как показано на Диаграмме 4-6, что обеспечивает им присутствие в центре

Глава 4, часть 3


Сравните Диаграммы 4-7 и 4-8. Позиции схожи за исключением диска на f5. Задумайтесь на секунду, какая из двух позиций предпочтительней для Черных. Исходя из изученного ранее можно прийти к выводу, что позиция на Диаграмме 4-8 более привлекательна для Черных. В ней у Белых есть дополнительные внешние диски, что обычно плохо. Однако, на диск f5 очень важен для Черных, так как позволяет им пойти на f3, создавая очень компактную позицию (см. Диаграмму 4-9), и вынуждает Белых в сторону на следующем ходу. У Черных ощутимое преимущество.
На Диаграмме 4-8 у Белых много внешних дисков, но у черных несколько неуклюжая позиция. У них есть несколько тихих ходов, но ни один из них не дает им присутствия в центре. Вероятно, очевидным ходом для Черных является пересечение центра, как показано на Диаграмме 4-10, но это создает несколько тихих ходов для Белых: d3, f3, d7 и f7. Не смотря на большое количество внешних дисков у белых позиция на Диаграмме 4-8 хуже.
Диаграммы 4-11, 4-12 и 4-13 демонстрируют несколько дебютных ошибок, которые следует избегать. На Диаграмме 4-11 ход Белых, создающий выступ в сторону от центра, плох. Намного лучше играть f4, получая два центральных диска. На Диаграмме 4-12показан другой плохой выбор за Белых. Этот ход позволяет без надобности Черным захватить важное поле e6. На Диаграмме 4-13 Белые играют в сторону на f6. Лучше сыграть на f4, что выглядит схоже, но существенно ближе к центру.
Хотя дебюты могут выглядеть трудными, если вы играете в центре и бережете тихие ходы, скорее всего вы получите вполне разумную позицию в середине партии. Игра становится намного сложнее, когда играющие достигают краев доски, что является предметом изучения в Главе 5.

Диаграммы 4-7, 4-8 и 4-9

Диаграмма 4-10

Диаграммы 4-11, 4-12 и 4-13

Упражнения


Во всех позициях найдите лучший ход. Эти упражнения труднее, чем в предыдущей главе.

Диаграммы 3-1, 3-2 и 3-3

Диаграммы 5-1, 5-2 и 5-3

Диаграммы 5-4, 5-5 и 5-6

Понятие темпа


На Диаграммах 5-1 и 5-2 Белые используют свободные ходы для достижения эффекта пропуска хода. На Диаграмме 5-1 очередь хода Белых, а на Диаграмме 5-2 – Черных. Белые передали очередь хода Черным, не создав для них новых безопасных ходов. По-английски говорят, что Белые «выиграли темп». На японском говорят, что Белые «передают ход противнику».
На Диаграмме 5-7 приведена позиция из партии Всеобщего Чемпионата Японии 1992 года. Белыми играл Хидеши, пятикратный чемпион мира, признанный лучшим игроком всех времен. Его противником был КиничиИшии, двукратный чемпион мира.
В этой позиции Таменори пошел на a5 (!!!), что может показаться ужасной ошибкой, хотя на самом деле это сильнейший ход. Как показано на Диаграмме 5-8, Ишии взял угол, получив стабильные диски слева и сверху, а Таменори заполнил дыру ходом на b2. В результате возникла позиция, показанная на Диаграмме 5-9. По сравнению с позицией наДиаграмме 5-7 у Черных не появилось новых ходов и исчез безопасный ход на a5. К тому же, теперь ход Черных. Таким образом Таменори удалось выиграть критический темп. Он передал очередность хода Черным, поставив их на грань риска остаться вообще без безопасных ходов. Как показывает этот пример, часто стоит пожертвовать угол, чтобы выиграть темп.
В начале партии, когда игра ведется в центре доски, найти сильнейший ход не легко, но второй и третий по силе ходы, как правило, не ведут к потере темпа. Причиной того, что игра на краях доски так важна для выявления победителя, является то, что ошибки на краю доски часто приводят к потере темпа. В партиях экспертов зачастую разницу между победителем и побежденным определяет один темп. В дальнейшем мы еще увидим множество примеров выигрыша и проигрыша темпов.

Диаграммы 5-7, 5-8 и 5-9

Диаграммы 5-10, 5-11 и 5-12

Диаграммы 5-13, 5-14 и 5-15

Диаграмма 5-16

Диаграммы 5-17, 5-18 и 5-19

 

 

Диаграммы 5-20, 5-21 и 5-22

Диаграммы 5-23, 5-24 и 5-25

 

 

Диаграммы 5-27, 5-28 и 5-29

Упражнения


Во всех позициях найдите лучший ход.


Разыграйте позицию на Диаграмме 5-27 за обе стороны, начав с хода Черных на g2. Даже отдав угол h1, Черные сохраняют возможность выигрыша

Диаграммы 6-1, 6-2 и 6-3

Диаграммы 6-4, 6-5 и 6-6

Диаграммы 6-7, 6-8 и 6-9

Диаграммы 6-10, 6-11 и 6-12

Диаграммы 6-13, 6-14 и 6-15

 

Контроль над диагональю


Предыдущие примеры относительно просты, так как одна из сторон не имела ходов. Одним из способов достичь таких позиций является контроль над диагональю, то есть захват всех дисков на диагоналях. Хотя этот термин может использоваться для любых диагоналей, в эндшпиле обычно имеют в виду большие диагонали a1-h8 и h1-a8, как изображено на Диаграмме 6-16. Обычно их называют главными диагоналями, хотя в Японии они зовутся белыми и черными в соответствии с цветом полей.
Контроль над диагональю часто позволяет пойти на Х-поле (а иногда и на оба), не отдавая противнику угол. Такие ходы обычно выигрывают темп, что может привести к тому, что у противника закончатся ходы. Диаграмма 6-17 показывает пример, иллюстрирующий основную идею. Белые могут пойти на g7, контролируя главную диагональ, как показано на Диаграмме 6-18. У Черных нет ходов кроме g8, в результате которого Белые охватывают края и легко побеждают.
Позиции, подобные Диаграмме 6-17, часто случаются, когда оба игрока избегают ходов на Х-поля. В таких партиях Х-поля и углы остаются свободными, когда остальные клетки уже заполнены. Если один из партнеров контролирует диагональ, как показано наДиаграмме 6-18, результатом, как правило, станет разгромная победа. Иногда обоим партнерам удается захватить главные диагонали, тогда все решается тем, у кого раньше иссякнут ходы. В таких ситуациях часто является критичным возможность занять оба Х-поля на диагонали.
Для примера рассмотрим Диаграмму 6-19, идентичную Диаграмме 6-17, только диск f3 белый. Если Белые захватывают контроль над белой диагональю ходом g7, то Черные берут контроль над черной диагональю с помощью хода g2, как показано наДиаграмме 6-20. В этом случае Белые могут продолжить на b2, оставляя противника без ходов и выигрывая партию (см. Диаграмму 6-21). Если у Белых нет доступа на b2 (например, изменим цвет диска b4 на черный), то Белые первыми теряют ходы и Черные побеждают. Таким образом, даже если вы не хотите играть на Х-поле в ранней стадии партии, важно иметь туда доступ в конце игры. Паттерн в районе угла a8 на Диаграмме 6-19, где Черные не имеют никакой надежды попасть на b7, главный недостаток их позиции. Эксперты обычно опасаются создавать такие паттерны, так как это может сыграть против них в поздней стадии партии.

 

Диаграммы 6-16, 6-17 и 6-18

Диаграммы 6-19, 6-20 и 6-21

Рассечение диагонали


В то время как в приведенных выше примерах контроль над диагональю был постоянным, во многих случаях он носит лишь временный характер. Фактически, если мы успешно оставили партнера без ходов, вынудив его пойти на Х-поле, мы надеемся, что нам удастся захватить прилегающий к нему угол. Если ход на Х-поле привел к контролю над диагональю, чтобы захватить угол, нам нужно пересечь диагональ. Это означает, что мы должны перевернуть диск на контролируемой противником диагонали. Мы уже видели такой пример на Диаграммах 2-4 и 2-5.
Разумеется, игрок, контролирующий диагональ, будет стараться сохранить контроль, не давая противнику пересечь ее. Часто после хода, пересекающего диагональ, следует ход возвращающий перевернутый на диагонали диск (или диски). Битва за контроль над диагональю иногда продолжается на протяжении нескольких ходов, и даже эксперты порой затрудняются определить, будет ли диагональ пересечена.
На Диаграмме 6-22 у Черных закончились ходы, и они были вынуждены пойти на Х-поле g7, получив контроль над диагональю. Если Белым удастся пересечь диагональ, то они смогут попасть в угол и затем охватить стороны доски, получая много дисков. Однако, в этом случае получить диск на диагонали не так просто. Белые имеют в своем распоряжении четыре хода, чтобы пересечь диагональ: b3, b4, b5 и b6, но после каждого из них Черные возвращают контроль над диагональю ходами a3, a4, a5 и a7, соответственно. Например, если Белые идут на b4 (Диаграмма 6-23), Черные отвечают a4 (Диаграмма 6-24). Теперь у Белых единственный ход, пересекающий диагональ, b3 (Диаграмма 6-25), но Черные отвечают a3 (Диаграмма 6-26), возвращая контроль над диагональю. Ни с того ни с сего, Черные выигрывают!
Когда вы пытаетесь пересечь диагональ, часто лучшим является пересечение по диагонали. На Диаграмме 6-22 Белые могут пойти на b4, переворачивая диск d4 на диагонали (Диаграмма 6-27). Черным приходится играть на а7, чтобы сохранить контроль нал диагональю (Диаграмма 6-28). Однако поле а7 – С-поле, и, как было показано в Главе 2, является объектом для атаки.
Одной возможностью для Белых является ход а6, атакующий угол (Диаграмма 6-29). Черные вынуждены забрать край ходом а5. Теперь Белые играют b5, получая диск на e5, и Черные не могут восстановить контроль над диагональю, так как поле а5 теперь занято. Другая возможность для Белых на Диаграмме 6-28 – пойти на b5, снова пересекая диагональ на e5 (Диаграмма 6-30). Черные могут вернуть диск e5, играя а5, но Белые теперь могут вбить клин на а6, забирая следующим ходом угол и легко побеждая.
Вернемся в Главу 5 к Диаграмме 5-21, дающей пример, как одна из сторон оставляет зазор в две клетки между дисками на краю. Хотя такие ходы приводят к выигрышу темпа, в эндшпиле они могут оказаться главной форой, предоставляемой противнику, так как могут привести к потере контроля над диагональю. На Диаграмме 6-31 Черные только что сыграли на g2, получив контроль над диагональю и создав большой блок стабильных дисков. Может показаться, что Черные выигрывают, но у Белых есть возможность пересечь диагональ ходом h5 (Диаграмма 6-32), и они могут вырвать победу (см. Упражнение 6-8). Если пара h4-h5 уже заполнена (Диаграмма 6-33), у Белых нет пути к победе. Поэтому в подобных ситуациях следует воздерживаться от заполнения зазора, пока это не будет давать ясного преимущества.

 

Диаграммы 6-22, 6-23 и 6-24

 

Диаграммы 6-25, 6-26 и 6-27

Диаграммы 6-28, 6-29 и 6-30

 

 

Диаграммы 6-31, 6-32 и 6-33

Введение в швиндели


В Главе 5 была представлена концепция пары. Швиндель


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.