Джелем, джелем 1500 лет назад цыгане отправились в путь. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Джелем, джелем 1500 лет назад цыгане отправились в путь.

2022-10-10 33
Джелем, джелем 1500 лет назад цыгане отправились в путь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Некоторые из них не могут остановиться и сейчас Многие века судьбой цыган была дорога, а домом бричка или повозка. Сегодня 99 процентов цыган живут в современных домах и квартирах, а кибитки на колесах давно уже стали экспонатами музеев, куда на них приходят посмотреть даже сами ромы и их внуки. Но, тем не менее, гимном Международного Союза Цыган (IRU), созданного в 1971 году, стала старая цыганская песня о дороге ("Джелем, джелем"). "Иду я большими дорогами, встречаюсь с людьми хорошими", - так по-русски звучит первая строчка цыганского гимна.

Кочевую жизнь символизирует и флаг Союза: две полосы голубого цвета (небо) и зеленого (трава), на которых изображено колесо - символ вечной дороги. Да и в нашем сознании цыгане до сих пор остались народом, странствующим между небом и землей.

Повозка, кибитка, фургон…

Кочевать предки ромалов начали 1500 лет назад, когда их родину, Древнюю Индию, раздирали кровопролитные войны. Способ передвижения отличался в разные эпохи и в разных странах. Далеко не везде местность позволяла передвигаться караваном, состоящим из кибиток. В каменистом Афганистане, где дороги то и дело переходят в караванные тропы, кочующий табор и сейчас передвигается пешком или на ослах. В Бразилии времен ее колонизации путешествовать в повозках также было невозможно. Страна была покрыта непроходимыми лесами, и для того, чтобы куда-либо проезжать, приходилось рубить на пути просеки. Первыми в глубь джунглей отправились отряды искателей золота и драгоценных камней. Известно, что в составе этих групп были цыгане-кале. До середины XIX в Бразилии не было хороших дорог, поэтому местные цыгане были вынуждены передвигаться только верхом.
Тип транспортного средства цыгане перенимали у окружающего населения. В Венгрии и Румынии существовали кибитки с матерчатым крытым верхом. Безлошадные цыгане имели лишь тележку, в которую впрягались сами.
В странах Западной Европы цыганские повозки отличались повышенной комфортностью и добротностью. Это были деревянные фургоны - фактически домики на колесах. Они имели даже деревянные приставные лестницы, а порой и железные печки для обогрева. Внутри находились несколько спальных мест, кладовая и "красный угол", где обычно находились предметы религиозного культа. Интерьер украшался зеркалами, коврами, подушками, холодным и огнестрельным оружием. Кстати, оружие у цыган во все времен предназначалось исключительно для самообороны и ритуалов. Доказательством этому служит то, что как только по отношению к ним началась более гуманная политика, таборы повсеместно стали разоружаться.
Английские трэвелерс имели фургоны такого же типа, но украшали их росписями и деревянной резьбой, которую часто даже золотили. Это делало кочевую кибитку настоящим произведением искусства и гордостью своего владельца. Причем далеко не всегда цыгане сами делали или украшали фургон. В Европе до сих пор существуют мастерские, которые специализируются на выпуске этой продукции.

"Увижу лошадь - и сердце забьется"

В России, где первые ромы появились 500 лет назад, основным их транспортом была обычная открытая телега.
В шатре, рядом с такой телегой в 1943 году появился на свет председатель волгоградского совета старейшин Межрегиональной общественной организации "Ассоциация цыган" по Южному федеральному округу Василий Духов.
- Большинство кочевых цыган рождались в шатрах, - вспоминает Василий Дмитриевич. - Табор останавливался только возле речки, чтобы можно было коней напоить. Вода была нужна так же для приготовления пищи и стирки. Шатер раскидывался возле подводы, которая служила одним из его оснований. Вот в один из таких привалов в Луганской области мама меня и родила. Шла война. Кочевая жизнь была мучением: костры закрывали тазиками, чтобы их не видели фашистские летчики. Когда мне было месяц от роду, мы попали под бомбежку. Мама схватила подушку, на которой я лежал и бегом в лес. По дороге отец ей кричит: "Маша, посмотри, что-то ребенок не плачет". Она глянула - а меня в подушке нет… Мой дед Митя никогда не бегал от бомбежек. Он скручивал цигарку и садился у телеги, прислонившись к колесу. Кругом взрывы, а он махорку курит. Вдруг видит, наша собачка что-то нашла в траве возле подводы. Это оказался я в пеленках. Дед меня поднял и опять устроился возле колеса...
По словам Василия Духова, подвода и пара лошадей были для его семьи в кочевой период и единственным домом, и основным богатством. На подводе, как правило, умещались дети и родители. А еще одеяла, подушки, ковры (у кого были), посуда, скромные запасы еды. В основном мука. Из нее можно сделать лепешки. Ведь если дождь или зной, останавливаться приходилось вдалеке от населенных пунктов. Встречался цыганам лесочек, речка или озеро. Они ставили шатер. Мужчины распрягали лошадей, осматривали телегу. Женщины брали сумки и шли в ближайшее село или деревню погадать, продать, обменять что-нибудь на еду. Люди тогда были добрее и проще. Понимали, что цыгане народ кочевой, бездомный. Могли и за стол посадить, и пустить переночевать. Прощали украденных для пропитания уток или кур. Сегодня это кажется немыслимым...
На цыганке лежала обязанность смотреть за детьми, обстирывать семью, добывать пропитание. А цыган следил за лошадями и телегой. И, кстати, благосостояние цыганской семьи также зависело от мужчины, его мудрости, предприимчивости, оборотистости...
- Сегодня, если бы даже разрешили кочевать, не за что бы ни согласился. Что я с ума сошел? - говорит Василий Дмитриевич. - Свобода свободой, а желудок-то кушать хочет. Сегодня мы как все люди вовремя покушали, вовремя отдохнули. Дети работают, внуки ходят в детские сады, школы... Я купил себе три года назад "семерку". Могу на ней съездить на природу на денек, другой. Но я знаю, что у меня есть дом. По повозкам я не тоскую. Но, бывает, увижу лошадь - и сердце забьется...


Конец кочевой жизни

В каком году наши цыгане перешли на оседлый образ жизни? Какой вид транспорта предпочитают потомки хозяев повозок сегодня? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Артура Горбатова, президента Межрегиональной общественной организации по Южному федеральному округу "Ассоциация цыган".
- Артур Муршевич, когда последний табор проехал по дорогам Волгоградской области?
- Кочевой образ жизни закончился в 1956 году. Основная масса цыган осела там, где их захватил соответствующий указ Никиты Сергеевича Хрущева. Некоторые группы потом, по привычке, еще кочевали, но постепенно это все сошло на нет. Остались только немногочисленные малообеспеченные группы, которые продолжают передвигаться и устраивать стоянки на открытом воздухе. Они не в состоянии оплатить гостиницу, снять квартиру, не способны найти себе постоянную работу. Поэтому передвигаются в поисках заработка. Женщины гадают, меняют, продают. Мужчины что-то ремонтируют, могут, например, из металла сковать какую-нибудь безделушку. В нашей области к таким относятся влажские цыгане или влахи.
- У Ваших стариков нет ностальгии по тем временам?
- Наши старики, мы их называем пхуро, говорят, что раньше люди чаще собирались вместе. А сегодня все заняты, встречаются редко.
- А понятие "табор" сейчас еще существует?
- В прямом смысле, наверное, нет. Теперь - это цыганская община, проживающая в определенной местности. Правда, на Верхней Ельшанке есть поселение цыган, которые до сих пор говорят: "У нас в таборе"...
- Бывают ли среди волгоградских цыган религиозные или этнические разногласия?
- Никогда. У нас все цыгане независимо от этнического происхождения считаются своими. Не делим мы друг друга и по вероисповеданиям. Мы живем дружно и относимся друг к другу с уважением и пониманием.
- Звание "цыганский барон" сегодня актуально? И можно ли так называть Вас?
- Баро - по-цыгански означает большой, главный. Бароном эту должность стали именовать в Европе. Им становился наиболее грамотный и авторитетный человек, который выбирал на свое усмотрение направление. И весь табор двигался за ним. Мой отец был бароном всех цыган Волгоградской области. И мне это звание передалось по наследству. Но чтобы стать бароном, кроме наследственной принадлежности, необходимо иметь еще и соответствующие качества. С 1999 года я - президент МОО "Ассоциация цыган" по Южному федеральному округу. Бароны (или старшие) всех цыганских поселков являются учредителями организации и входят в нее, как совет старейшин.
- Какой вид транспорта предпочитают сегодня цыгане?
- Как и все жители России они пользуются тем видом транспорта, который им по карману.
Ирина Ларина.
Наша справка
В нашей области проживает около 70 тысяч цыган.
Православные христиане:
кэлдэрары - предки из Молдовы и Прикарпатья (живут в России с 50-х годов ХХ века);
русска рома - русские цыгане (появились в России);
плащуны - выходцы из Кишинева.
Христиане-католики:
ловары, урсары - предки из венгерского Закарпатья.
Мусульмане:
крымские цыгане (крымско-татарские) - выходцы из Крыма и Турции.
В области также живут кэлдэрары, русска рома, ловары, лаеши и влахи.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Президента межрегиональной общественной организации по Южному федеральному округу "Ассоциация цыган" Артура Горбатова и пресс-секретаря организации Валерия Суховерова.

                                                                        Copyright © Trans-Info, 2005

-------------------------------------------------------------------------------------- - - -

Ответ на вопрос, который не дает покоя «простым советским» людям, я попыталась узнать у Валерия Суховерова, редактора газеты «Цыганские вести».

Валерий практически всю жизнь изучает цыганский народ, до 9 лет он жил по соседству с цыганами, а повзрослев, написал книгу о ромалах под названием «Цыганский мир», а также издал цыганско-русский и русско-цыганский словари (сейчас найти эти издания в продаже невозможно, они есть только в крупных библиотеках).
– Раньше большинство цыган были кочевниками, т.е. они не задерживались долго на одном месте. Потом постепенно накапливали деньги на жилье и покупали большие дома. Ведь в одной семье бывает до 15 человек, и в обычной квартире они попросту не поместятся, – рассказывает Валерий. – Цыгане работают официально, состоят на учете в налоговой. Кроме цветных металлов, мужчины занимаются продуктами: скупают у сельских жителей и поставляют разным фирмам. Кстати, именно в этой области работает большинство цыган.
Что ж, поверим «ромаловеду» на слово...
– Почему у современных цыган так и остались первобытные обычаи: женить детей-малолеток?
– Цыгане – довольно своеобразный и гордый народ, они очень ценят свои традиции. Так, по народным обычаям, воспитывались многие культурные деятели, профессора, академики и финансисты – цыгане по национальности.
– Но есть же у ромов и красивые, интересные традиции?
– Цыгане – замечательные музыканты, певцы и танцоры. При царской России у каждого дворянина был цыганский ансамбль, который выступал на пирах и праздниках. Самым известным был хор Соколова, просуществовавший 60 лет! В каждой стране цыганское творчество имеет свой отпечаток. В Испании ромы исполняют «фламенко», в Венгрии – «вербукош», а у нас наиболее распространен «цыганский» танец. В Волжском есть коллектив «Ромалэ», где цыгане поют и танцуют под гитары и гармонии .                             

На этом - наис за внимание. Бахтало дром!

Инна Котлярова

-------------------------------------------------------------------------------- - - -

Ромаволгогрпад.ру

В течение ХIХ русское общество пребывало в недоумений и, даже, в восторге от известий, что некоторые лица дворянского происхождения, госслужащие двора Императорского Величества, связывали свою судьбу с… цыганами. В народе даже по этому поводу ходила молва: «— Нет жены вернее цыганки». Действительно- межэтнический брак малоизвестная сторона цыганской женщины, у которого есть противники и сторонники. Поскольку приоритет о национального очага все же стоял на первом месте, и тем не менее эту щекотливую тему старались все обходить стороной. Сегодня общеизвестно, что много представителей княжеского и дворянского сословия России предпочитало иметь жену -цыганку. Так, Варя Данченко, Груша и Лиза Панковы были законными женами крупных землевладельцев-помещиков, Домаша Масальская в 16 лет стала женой князя Ф.П.Масальского. Цыганской девочке Лизе Морозовой повезло еще больше, она стала женой князя Витгенштейна и именовалась княжной Елизаветой Витгенштейн. Издатель газеты «Биржевые Ведомости» — Левдих, женился на цыганке из аристократической семьи - Лизе Хлебниковой, а уральский магнат- металлург Нечаев тал мужем артистки Лели Ильинской. Еще раньше связал свою судьбу с цыганкой близкий друг поэта А.С. Пушкина - Павел Войнович-Нащекин, он тоже женился на певице хора Ильи Соколова. Очень интересна и весьма насыщена в этом отношении подобными событиями была жизнь династии Толстых! Самым первым из всех женился на цыганке граф Федор Иванович Толстой по прозвищу Американец. Его женой стала Паша Тугаева, одна из самых блистательных танцовщиц хора И. Соколова. Пашенька родила ему 12 ребятишек, объездила с мужем почти всю Россию, подарила детям хорошее - аристократическое воспитание. Одна из его дочерей Сара Толстая росла очень одаренным ребенком: писала стихи, в т.ч. на цыганском языке, прекрасно рисовала картины, сочиняла музыку, говорила на восьми языках. Другая их дочь Прасковья Толстая тоже удачно вышла замуж за Василия Степановича Перфильева, ставшего в последствии московским губернатором. Кроме Американца (Ф. Толстого), женился на цыганке родной брат великого русского писателя Сергей Николаевич Толстой, связав свою судьбу с Марией Михайловной Шишкиной -солисткой цыганского хора из Тулы. Следует отметить еще одно обстоятельство и очень интересный факт из жизни династии Толстых. Записи в дневниках и личной переписке, браться Толстые пользовались очень часто цыганским языком! Этот загадочный язык был мало кому известен в ту пору, и прочесть записи могли только цыгане, умевшие читать, либо сами браться. Другой популярный поэт Афанасий Фет тоже оказался большим любителем цыганских женщин, он имел честь жить в гражданском браке с Ольгой Михайловной Шишкиной, знаменитой певицей. А их дочь Гликерия Фет дала начало целой артистицеской династии Сергея и Екатерины Сорокиных. Лев Львович Толстой, сын писателя Льва Толстого связал свою короткую, но яркую жизнь с дочерью примадонны цыганского хора династии Панковых - Марианной Сальской. Княжеская семья Голицыных и графская семья Ланских тоже не исключение! Достаточно напомнить, что матерью князя Сергея Сергеевича Голицына была цыганка Александра Осиповна Гладкова, а матерью графа Ланского - графиня Александра Андреевна Гладкова.

В современном обществе такая тенденция продолжает сохраняться с завидным постоянством. По данным органов статистики в Российской Федерации сегодня создано и продолжает создаваться межнациональные семьи. Всего зарегистрировано 3000 семей, где муж-цыган, жена украинка или русская, армянка или жена- цыганка, а муж русский, украинец, армянин или имеет другую национальность.

Представители русской аристократии, дворянства и сегодняшней - современной интеллигенции, рискнувшие связать свою судьбу с цыганками, беспощадно подвергались и сегодня подвергаются осуждению не только со стороны русского менталитета, но и цыганской среды. Такое отношение связано с этническими традициями обоих народов, сопротивлению ассимиляционным процессам в обществе, сохранению генофонда.

Валерий СУХОВЕРОВ.

------------------------------------------------------------------------------------------ - - -

Вир Раджендра Риши о близости русского и санскрита.

Доктор Раджендра Вир Риши (1917-2002) был известным индийским лингвистом. свободно владел русским языком. В 1950-1952 годах работал в посольстве Индии в Москве. Доктор Риши автор  «Словаря русский-хинди» (предисловие к которому написал Пандит Джавахарлал Неру), «Грамматики русского языка» на хинди, «Русский фольклор» на хинди, перевода на хинди поэмы Пушкина «Цыганы», «Свадебные обряды Востока», «Цыгане — эмигранты из Пенджаба в Европе, в СССР, Америке и т.д.», «Цыганско-пенджабско-английский разговорник», «Цыганско-пенджабско-английский словарь», а также «Многоязычного цыганского словаря» (цыганско-хинди-английско-французко-русского).

--------------------------------------------------------------------------------------- - - -

ЦЫГАНОВЕДЧЕСКАЯ   ЛИТЕРАТУРА

РОМАНО   КАТАЛОГО

(Список изданий на цыганском языке 1928-38 гг.,


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.