И то на коне своем едет к нам Таусень, — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

И то на коне своем едет к нам Таусень,

2022-09-29 27
И то на коне своем едет к нам Таусень, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТАУСЕНЬ (ОВСЕНЬ) ВЕЛИКИЙ

(ЯСЕНЬ, СИВОЯР, РАДОГОЩ, МИРОБОГ, СВЕТОВИТ)

Световит (Световид, Свентовид) – Четырехликий Бог настоящего и будущего, которому поручено следить, чтобы на земле, в небе и в подземном царстве свято осуществлялись законы Прави. Он – мужское воплошение Света Рода Всевышнего (Святого Духа) и сам видимый свет Сварога, который проникает во все щелочки, неся Правду и Лад. Сила Свитовида проявляется во Вселенной светом мудрости, которая упорядочивает бытие. Потому он проявляет себя в плодородии, урожаях и связан с осенним солнцем, зерном и большими битвами. Кроме этого, он Бог осеннего солнцеворота (23-26 сентября). Славяские воины считали его своим покровителем как в мирные будни, так и в бою. Знали, что Световид – это Солнце, что на белом коне приносит на землю рассвет, воюет с врагами дня. В храме держали белого коня, а возле статуи – седло и удила. Ездить на коне Световита сурово запрещалось, только волхв имел право выводить и кормить его. Считали, что ночью Световид садится на коня и воюет с врагами, потому одним из его знаков является огромнейший меч, который находился возле статуи. Будучи военным божеством, Свитовид требует, чтобы ему служили жрецы-воины. Для этого при каждом Храме Свитовида проходили обучение и находились постоянно жрецы, которые законы Прави в искусстве воинском изучали, три мира, три главы в себе познавая. От этого и название их воинского искусства – Триглав[1]. Широко известна статуя Збруцкого Рода - Световида, найденная в 1848 г. на Тернопольщине вблизи священной горы Богит. Огнищане подольских Медобор хранят культ Рода-Свитовида в неприкосновенности и празднуют его праздники и сегодня. Священной птицей Световида является петух – кур. Оттого волхвы Световита, становясь шляхтичами, имели на своих гербах кура. В день осеннего равноденствия (этот праздник еще называют Рождеством осеннего солнца) приходят предки на землю. Утром все шли на капище, славили Световита, обращались к предкам, чтобы те оберегали своих потомков в нелегкое темное время. Осенние поминки праотцов происходили дома, наедине с умершими. Община не проводила больших торжественных праздников, поскольку победа была на стороне темных сил, ведь завтрашний день становился более коротким, а ночь – более длинной.

Женщина-берегиня ставила свечу на Покутье, чтобы предки и Боги берегли ее семью в темное время. После Овсеня начинаются затяжные дожди, осень входит в свои права.

На каждую солнечную точку солнцестояния и равноденствия приходится умирание Солнца в одном проявлении и воскрешение в другом. В годовом коловрате Солнце было Колядой-ребенком, Ярилом-юношей, Купалой-мужчиной. И вот наступил его последний период – Мира-старца.

Когда говорит мир:

Теплая осень – на длинную зиму.

Много желудей – на холодную зиму и урожайное лето.

Обильно родила рябина и заблаговременно покраснела – на суровую и снежную зиму.

Щедро родили орехи на лещине – зима должна быть Богатой на снег и морозы.

Дружный отлет в теплые края птиц – признак суровой зимы.

Гром в сентябре предвещает теплую и длинную осень, а в октябре – малоснежную зиму.

Осень ясная – зима холодная.

Туман утром поднимается, образовывая тучи, – на дождь, падает на землю – на сухую погоду.

Клубится туман над лесом – начали расти грибы.

Если сплошной туман не исчезает после восхода солнца, то погода вскоре будет изменчива.

С ночи не появилась роса, а по низовьям нет тумана – на ненастье.

Глухой гром – на тихий дождь, сильный – на ливень.

Скоро задождит, если высокие тучи идут против наземного ветра.

Пауков почти не видно – на изменчивую погоду.

Пауки боятся сырости и редко выходят на охоту утром. Если увидите утром паука – росы нет, поэтому будет погожий день.

Если во время дождя пауки плетут свои сети – дождь вскоре остановится.

Если много паутины и скворцы не спешат улетать, то осень погодой порадует.

Опавшие листья ложатся лицом вверх – на теплую зиму и добрый урожай в следующем году.

Листья папоротника закручиваются вниз перед ясной погодой, а раскручиваются на ненастье.

Хорошо родил щавель – на теплую зиму.

Гуси летят высоко – осень будет длительной.

Гуси домашние держат клювы в перьях – не за горой заморозки.

Сырое лето, а теплая осень – длинной будет зима.

Перед дождем на листьях ивы появляются капельки; временами они капают так обильно, что земля под деревом за час до дождя уже мокрая.

На елях выросли шишки на нижних ветвях – к ранним морозам, на верхних – к поздним.

Куры начинают рано линять – к ранней и холодной зиме, а когда долго не сбрасывают перьев, осень будет сухой.

Чем теплее и суше сентябрь, тем позже придет зима.

Появились опята – закончилось лето.

Кричат журавли, под вечер раскукарекались петухи или коршуны кружат в воздухе с тоскливым покрикивает – на ненастье.

Осенью долго не исчезают мухи – осень будет протяжной, и снег ляжет поздно.

Пчелы плотно затягивают летки в ульях прополисом – на холодную зиму, а оставляют леток почти открытым – на теплый перезимок.

Когда сеют в ненастье, то у хлеба будет много метлы.

Ночной ветер предвещает дождь на следующий день.

Чем сильнее ветер, тем меньшая вероятность местных заморозков.

Увидела одновременно две или три радуги – собирайся в лес за грибами.

Мигают звезды – усилится ветер и ухудшится погода.

С верхушек деревьев опали листья – скоро зима.

Белая плесень вдоль лесных тропинок – на грибы.

Мыши роют норы входом на юг – зима будет суровой.

Калина рано алеет – на раннюю и лютую зиму.

Если во время вечерней дойки вымя у коровы потвердело – на следующий день будет похолодание.

Суть праздника. Сивый Яр в Поконе Рода Всевышнего - осеннее проявление Деда нашего – Даждьбога Трисветлого. Праздник в его честь отмечался Русами после окончания хозяйственных работ, а сам его лик (Сивояр) почитался аж до Рождества. Таусень (Овсень) суть одно из имен Сивояра, от того и сам отрезок года называется в его честь – осенью (овсенью). Под таким названием празднуется дважды – Великий (Большой) да Малый Таусень (Овсень). Значение слова достоверно не установлено, наиболее убедительная теория говорит о том, что оно происходит от старорусьского „оусинь” – синий, блестящий. Оно означает небо в период, когда Таусень (Овсень) превращается в Корочуна, умирает и рождается уже как Божич (Коляда), отсюда и одно из названий декабря – „просинец”.

Наиболее древним названием Таусеня (Овсеня) у Русов является Ясень, как обозначение старости, мудрости, ясности разума. Невзирая на то, что Таусень (Овсень) начинает самую тёмную часть Годового Кола, его имя увязывается со светлою частью, с Новым Годом. Таусень (Овсень) является переходным периодом, мосточоком с одного лета в другое.

Овсень празднуют на третий день осеннего равноденствия. Малый Таусень-Овсень выпадает на Корочуна. Что подтверждается обрядом «посевания» в Новогодние святки и названием этого действа в немецком языке – „owsen” (нем. «посевать»). Кроме того, важно обозначить, что, ведя разговор о самых больших Празднествах, «Велесова Книга» называет последовательно: Коляду, Яра, Красную Горку, Овсеня – великого и малого. Т.е малый Овсень следует за великим.

Главное действо в честь Таусеня-Овсеня связаны с аграрно-хозяйственными работами, точнее - их завершением и единениям родов. Потому что после окончания жнив роды собирались на совместные общинные праздники, в это же время веси (хозяева) справляли свадьбы. Потому Сивояр суть опекун богатств наших, он знак единства родов Русов. Его имя происходит от слова „мир”, что означало в древнем языке то, что мы ныне подразумеваем под словами „община”, „общество”. Т.е. он тот, кто единит Роды в общество.

Образ Таусеня-Овсеня рисуется как всадник с богатыми плодами в деснице да пучками сухих цветов в шуйце. Он распределял богатства земли между Родовичами, наделяя честных и трудолюбивых да карая лодырей и злодеев. В народе бытует присказка: „Осень на пёстром коне ездит”. Вполне возможно, что то есть остатки представлений о Таусене-Овсене, Его конь, в отличие от белого Ярилиного, пёстрый, ибо и осень является разноцветной, пёстрой. На неотъёмность образа коня наталкивает название латинского бога опекуна коней – Усиньш. Хотя в отдельных краях Таусень-Овсень приходил к людям верхом на свинье, что является более древним обрядом, ибо тут мы видим свинью как образ солнца, потому как её название происходит от санскритского „su” – порождать, да и по своей природе свинья очень плодовитая, Таусень-Овсень же, как ведомо, является Богом Достатка.

Главными действующими лицами этого праздника являются старшие люди, семейные пары, те, которые имеют уже детей. Необходимыми атрибутами празднества являются Дидух, как символ вступающего в силу Велеса, зёрна жита, пшеницы да овса, большой калач.

В западнорусьских краях праздник Таусеня-Овсеня зовут еще Радогощем, ибо в это время собран урожай и гостей особенно щедро приветствуют, радуясь им. Немецкие летописцы, что наблюдали за празднованием Радогоща на Руяне, описывают, что это было величественное действо, связанное с окончанием осенних полевых работ и сбором урожая.

На Туасень-Овсень готовят большой калач, на Руяне он имел размер человека. Этот калач символизировал богатство всего рода, суммарное достижение огнищан. Он также символизирует представления о Старом, Могучем Солнце, которое осенью уже не греет, но от него зависят жнива. Не даром еще одним названием Сивого Яра является Ясень, т.е. ясный, просветленный. Вспомним, что третий лик Ярила, тоже называется Ярило Ясный, т.е. мудрый, ведающий.

В этой день устраивается великая братчина, банкет. На него сходится вся община, каждый приносит наилучшее от стола семейного к столу родовому. Проводят обряд гадания да предвидения будущего. В Киевской Руси величественный праздник Таусеня-Овсеня-Радогоща проводили на горе Богит, где стоял образ Световита до начала ХІІІ столетия.

Время проведения. Третий день осеннего равноденствия.

Утварь для обряда: рог для взвара, качу, обрядовый Алатырь на подставке, бубен или колокольчик, большой калач.

Обрядодеи должны подготовить: Капище-Алатырь (восемь малых огнищ по колу да головное по центру), четыре Дидуха, чучело Морены-Мары.


ХОД ОБРЯДА ПОСЛЕ ЗАЧИНА

 

Духовный проводник призывает в священное Коло-Алатырь четырёх человек (обрядодеев), они встают спинами один к одному с Восточной стороны от огнища, таким образом сотворяя четырёхликий образ Световита, который является одним из имен-проявлений Даждьбога.

 

Первый обрядодей - молодой мальчик*- славословит:

 

Y Се вижу я как Сварга отворяется                                              АРТЁМ Е.

Гой еси ты, Боже наш,

се Русь славит тебя песнями многими, хлебами и достатками!

Их мы имеем яко помощь Твою и благословение!

Что сотворяли мы на нивах.

Ибо то Он, Семиярило наш,

Прими жертву эту хлебную,

Как дар от рода нашего,

пусть осуществится все сказанное и желаемое!

Слава Даждьбогу и всем Богам Православным! Ö

Таусень идет – Коляду ведет!

Духовный проводник призывает обрядодеев установить чучело Морены-Мары. Взяв краюшку ржаного хлеба и воды в рожок, Волхв обходить огнище протвусолонь и молвит:

 

Мара-Дева, Царица Нави, Черная Мать!                                    МАРИНА

Гой Марице, черная Девица,

обойди жилища наши с дочками своими – Карной и Желей!

ТАУСЕНЬ (ОВСЕНЬ) ВЕЛИКИЙ

(ЯСЕНЬ, СИВОЯР, РАДОГОЩ, МИРОБОГ, СВЕТОВИТ)

Световит (Световид, Свентовид) – Четырехликий Бог настоящего и будущего, которому поручено следить, чтобы на земле, в небе и в подземном царстве свято осуществлялись законы Прави. Он – мужское воплошение Света Рода Всевышнего (Святого Духа) и сам видимый свет Сварога, который проникает во все щелочки, неся Правду и Лад. Сила Свитовида проявляется во Вселенной светом мудрости, которая упорядочивает бытие. Потому он проявляет себя в плодородии, урожаях и связан с осенним солнцем, зерном и большими битвами. Кроме этого, он Бог осеннего солнцеворота (23-26 сентября). Славяские воины считали его своим покровителем как в мирные будни, так и в бою. Знали, что Световид – это Солнце, что на белом коне приносит на землю рассвет, воюет с врагами дня. В храме держали белого коня, а возле статуи – седло и удила. Ездить на коне Световита сурово запрещалось, только волхв имел право выводить и кормить его. Считали, что ночью Световид садится на коня и воюет с врагами, потому одним из его знаков является огромнейший меч, который находился возле статуи. Будучи военным божеством, Свитовид требует, чтобы ему служили жрецы-воины. Для этого при каждом Храме Свитовида проходили обучение и находились постоянно жрецы, которые законы Прави в искусстве воинском изучали, три мира, три главы в себе познавая. От этого и название их воинского искусства – Триглав[1]. Широко известна статуя Збруцкого Рода - Световида, найденная в 1848 г. на Тернопольщине вблизи священной горы Богит. Огнищане подольских Медобор хранят культ Рода-Свитовида в неприкосновенности и празднуют его праздники и сегодня. Священной птицей Световида является петух – кур. Оттого волхвы Световита, становясь шляхтичами, имели на своих гербах кура. В день осеннего равноденствия (этот праздник еще называют Рождеством осеннего солнца) приходят предки на землю. Утром все шли на капище, славили Световита, обращались к предкам, чтобы те оберегали своих потомков в нелегкое темное время. Осенние поминки праотцов происходили дома, наедине с умершими. Община не проводила больших торжественных праздников, поскольку победа была на стороне темных сил, ведь завтрашний день становился более коротким, а ночь – более длинной.

Женщина-берегиня ставила свечу на Покутье, чтобы предки и Боги берегли ее семью в темное время. После Овсеня начинаются затяжные дожди, осень входит в свои права.

На каждую солнечную точку солнцестояния и равноденствия приходится умирание Солнца в одном проявлении и воскрешение в другом. В годовом коловрате Солнце было Колядой-ребенком, Ярилом-юношей, Купалой-мужчиной. И вот наступил его последний период – Мира-старца.

Когда говорит мир:

Теплая осень – на длинную зиму.

Много желудей – на холодную зиму и урожайное лето.

Обильно родила рябина и заблаговременно покраснела – на суровую и снежную зиму.

Щедро родили орехи на лещине – зима должна быть Богатой на снег и морозы.

Дружный отлет в теплые края птиц – признак суровой зимы.

Гром в сентябре предвещает теплую и длинную осень, а в октябре – малоснежную зиму.

Осень ясная – зима холодная.

Туман утром поднимается, образовывая тучи, – на дождь, падает на землю – на сухую погоду.

Клубится туман над лесом – начали расти грибы.

Если сплошной туман не исчезает после восхода солнца, то погода вскоре будет изменчива.

С ночи не появилась роса, а по низовьям нет тумана – на ненастье.

Глухой гром – на тихий дождь, сильный – на ливень.

Скоро задождит, если высокие тучи идут против наземного ветра.

Пауков почти не видно – на изменчивую погоду.

Пауки боятся сырости и редко выходят на охоту утром. Если увидите утром паука – росы нет, поэтому будет погожий день.

Если во время дождя пауки плетут свои сети – дождь вскоре остановится.

Если много паутины и скворцы не спешат улетать, то осень погодой порадует.

Опавшие листья ложатся лицом вверх – на теплую зиму и добрый урожай в следующем году.

Листья папоротника закручиваются вниз перед ясной погодой, а раскручиваются на ненастье.

Хорошо родил щавель – на теплую зиму.

Гуси летят высоко – осень будет длительной.

Гуси домашние держат клювы в перьях – не за горой заморозки.

Сырое лето, а теплая осень – длинной будет зима.

Перед дождем на листьях ивы появляются капельки; временами они капают так обильно, что земля под деревом за час до дождя уже мокрая.

На елях выросли шишки на нижних ветвях – к ранним морозам, на верхних – к поздним.

Куры начинают рано линять – к ранней и холодной зиме, а когда долго не сбрасывают перьев, осень будет сухой.

Чем теплее и суше сентябрь, тем позже придет зима.

Появились опята – закончилось лето.

Кричат журавли, под вечер раскукарекались петухи или коршуны кружат в воздухе с тоскливым покрикивает – на ненастье.

Осенью долго не исчезают мухи – осень будет протяжной, и снег ляжет поздно.

Пчелы плотно затягивают летки в ульях прополисом – на холодную зиму, а оставляют леток почти открытым – на теплый перезимок.

Когда сеют в ненастье, то у хлеба будет много метлы.

Ночной ветер предвещает дождь на следующий день.

Чем сильнее ветер, тем меньшая вероятность местных заморозков.

Увидела одновременно две или три радуги – собирайся в лес за грибами.

Мигают звезды – усилится ветер и ухудшится погода.

С верхушек деревьев опали листья – скоро зима.

Белая плесень вдоль лесных тропинок – на грибы.

Мыши роют норы входом на юг – зима будет суровой.

Калина рано алеет – на раннюю и лютую зиму.

Если во время вечерней дойки вымя у коровы потвердело – на следующий день будет похолодание.

Суть праздника. Сивый Яр в Поконе Рода Всевышнего - осеннее проявление Деда нашего – Даждьбога Трисветлого. Праздник в его честь отмечался Русами после окончания хозяйственных работ, а сам его лик (Сивояр) почитался аж до Рождества. Таусень (Овсень) суть одно из имен Сивояра, от того и сам отрезок года называется в его честь – осенью (овсенью). Под таким названием празднуется дважды – Великий (Большой) да Малый Таусень (Овсень). Значение слова достоверно не установлено, наиболее убедительная теория говорит о том, что оно происходит от старорусьского „оусинь” – синий, блестящий. Оно означает небо в период, когда Таусень (Овсень) превращается в Корочуна, умирает и рождается уже как Божич (Коляда), отсюда и одно из названий декабря – „просинец”.

Наиболее древним названием Таусеня (Овсеня) у Русов является Ясень, как обозначение старости, мудрости, ясности разума. Невзирая на то, что Таусень (Овсень) начинает самую тёмную часть Годового Кола, его имя увязывается со светлою частью, с Новым Годом. Таусень (Овсень) является переходным периодом, мосточоком с одного лета в другое.

Овсень празднуют на третий день осеннего равноденствия. Малый Таусень-Овсень выпадает на Корочуна. Что подтверждается обрядом «посевания» в Новогодние святки и названием этого действа в немецком языке – „owsen” (нем. «посевать»). Кроме того, важно обозначить, что, ведя разговор о самых больших Празднествах, «Велесова Книга» называет последовательно: Коляду, Яра, Красную Горку, Овсеня – великого и малого. Т.е малый Овсень следует за великим.

Главное действо в честь Таусеня-Овсеня связаны с аграрно-хозяйственными работами, точнее - их завершением и единениям родов. Потому что после окончания жнив роды собирались на совместные общинные праздники, в это же время веси (хозяева) справляли свадьбы. Потому Сивояр суть опекун богатств наших, он знак единства родов Русов. Его имя происходит от слова „мир”, что означало в древнем языке то, что мы ныне подразумеваем под словами „община”, „общество”. Т.е. он тот, кто единит Роды в общество.

Образ Таусеня-Овсеня рисуется как всадник с богатыми плодами в деснице да пучками сухих цветов в шуйце. Он распределял богатства земли между Родовичами, наделяя честных и трудолюбивых да карая лодырей и злодеев. В народе бытует присказка: „Осень на пёстром коне ездит”. Вполне возможно, что то есть остатки представлений о Таусене-Овсене, Его конь, в отличие от белого Ярилиного, пёстрый, ибо и осень является разноцветной, пёстрой. На неотъёмность образа коня наталкивает название латинского бога опекуна коней – Усиньш. Хотя в отдельных краях Таусень-Овсень приходил к людям верхом на свинье, что является более древним обрядом, ибо тут мы видим свинью как образ солнца, потому как её название происходит от санскритского „su” – порождать, да и по своей природе свинья очень плодовитая, Таусень-Овсень же, как ведомо, является Богом Достатка.

Главными действующими лицами этого праздника являются старшие люди, семейные пары, те, которые имеют уже детей. Необходимыми атрибутами празднества являются Дидух, как символ вступающего в силу Велеса, зёрна жита, пшеницы да овса, большой калач.

В западнорусьских краях праздник Таусеня-Овсеня зовут еще Радогощем, ибо в это время собран урожай и гостей особенно щедро приветствуют, радуясь им. Немецкие летописцы, что наблюдали за празднованием Радогоща на Руяне, описывают, что это было величественное действо, связанное с окончанием осенних полевых работ и сбором урожая.

На Туасень-Овсень готовят большой калач, на Руяне он имел размер человека. Этот калач символизировал богатство всего рода, суммарное достижение огнищан. Он также символизирует представления о Старом, Могучем Солнце, которое осенью уже не греет, но от него зависят жнива. Не даром еще одним названием Сивого Яра является Ясень, т.е. ясный, просветленный. Вспомним, что третий лик Ярила, тоже называется Ярило Ясный, т.е. мудрый, ведающий.

В этой день устраивается великая братчина, банкет. На него сходится вся община, каждый приносит наилучшее от стола семейного к столу родовому. Проводят обряд гадания да предвидения будущего. В Киевской Руси величественный праздник Таусеня-Овсеня-Радогоща проводили на горе Богит, где стоял образ Световита до начала ХІІІ столетия.

Время проведения. Третий день осеннего равноденствия.

Утварь для обряда: рог для взвара, качу, обрядовый Алатырь на подставке, бубен или колокольчик, большой калач.

Обрядодеи должны подготовить: Капище-Алатырь (восемь малых огнищ по колу да головное по центру), четыре Дидуха, чучело Морены-Мары.


ХОД ОБРЯДА ПОСЛЕ ЗАЧИНА

 

Духовный проводник призывает в священное Коло-Алатырь четырёх человек (обрядодеев), они встают спинами один к одному с Восточной стороны от огнища, таким образом сотворяя четырёхликий образ Световита, который является одним из имен-проявлений Даждьбога.

 

Первый обрядодей - молодой мальчик*- славословит:

 

Y Се вижу я как Сварга отворяется                                              АРТЁМ Е.

и то на коне своем едет к нам Таусень,


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.