Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-09-12 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Кафедра «Теория и история государства и права»
С.В. Мещерякова, И.А. Воликова
Методические рекомендации
"КОНФЛИКТОЛОГИЯ
в профессиональной деятельности юриста"
Тамбов 2020 г.
Сведения об авторах:
Мещерякова Светлана Владимировна – доцент кафедры «Теория и история государства и права», кандидат психологических наук.
Воликова Ирина Александровна – ст. преподаватель кафедры «Теория и история государства и права».
Рецензенты:
Попов А.И. – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «ТТПН» ФГБОУ ВО «ТГТУ»
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» для студентов очной и очно-заочной формы обучения, по специальности 40.05.01. «правовое обеспечение национальной безопасности» для студентов очной и заочной формы обучения.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА»
Методическиерекомендации адресованы студентам специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Данные рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и призваны помочь студентам самостоятельно освоить теоретические вопросы, подготовиться к семинарским занятиям и выполнять практические задания по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности». Студентам направления 40.03.01. «Юриспруденция» данная дисциплина рекомендуется как факультативная.
|
Дисциплина входит в состав базовой части образовательной программы, изучается на основе и в тесной связи с учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, раскрывающими конфликтологические аспекты в правовойсфере.
В процессе изучения данной дисциплины у студентов должна быть сформирована общекультурная компетенция ОК-5 (способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности). Основная цель изучения курса:
- систематизация междисциплинарных конфликтологических представлений студентов;
- формирование базовых представлений о конфликте как социальном явлении, его природе и механизмах возникновения, развитии и завершении;
- целостный анализ вопросов сущности и содержания конфликтов, причин их возникновения в различных социальных сферах, обоснование путей и условий их предупреждения и конструктивного разрешения в профессиональной деятельности современного юриста;
- приобретение необходимых знаний, навыков и умения управления конфликтами для успешного осуществления нормотворческой, правоприменительной, педагогической, правоохранительной, экспертно-консультационной, профессиональной деятельности.
В рамках изучения дисциплины «Конфликтология в профессиональной деятельности» студенты должны знать:
- предмет иместо конфликтологии всистеме социально-гуманитарныхиправовых наук;
- основные категории ипонятия конфликтологии;
- сущность, структуру идинамику конфликта;
- основы социального и психологическогоуправления конфликтами;
- специфику прогнозирования, предупреждения иразрешения социальных конфликтов;
- этические принципы и моральные проблемы в профессиональной деятельности юриста;
- ценностные ориентиры будущей профессии и основу формирования профессиональной этики.
|
После изучения дисциплины студенты должны уметь:
- использовать категориальный аппарат ванализе конфликтных ситуаций;
- применять технологии регулирования конфликтов впрофессиональной среде;
- использовать в своей работе основные управленческие функции (планирование, организация, координация, учет, контроль, принятие решений, лидерство, мотивация, адаптация);
- использовать психотехнику профессионального общения юриста и приемы установления психологического контакта с различными категориями лиц;
- правильно понимать личность оппонента, учитывая его социальные, культурные, конфессиональные и иные особенности.
После изучения дисциплины студенты должны обладать навыками:
- конфликтологической культуры будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности исаморазвития;
- самостоятельного нахождения оптимальных путей преодоления сложных конфликтных ситуаций;
- управления личностными и организационными конфликтами;
- применять на практике методы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов в консультационной и организационно-управленческой деятельности;
- определять проблемные ситуации в деятельности организации и предлагать способы их решения;
- владеть навыками работы с обращениями граждан, учета общественного мнения в своей профессиональной деятельности.
Методические рекомендации содержат программу курса, планы семинарских занятий, примерную тематику контрольных работ, перечень зачётных вопросов, основную и дополнительную литературу.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА»
Номер | Часы (академические), отведенные на изучение раздела (темы) | |||
занятия лекционного типа | лабораторные занятия | практические занятия | самостоятельная работа | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 1Конфликтология как наука, ее предмет, задачи и социальные функции | 2 | 2 | 9,5 | |
Тема 2Причины конфликтов, их социальная природа и роль в обществе | 2 | 2 | 9,5 | |
Тема 3Внутриличностные конфликты: их причины, виды и социальная роль | 2 | 2 | 9,5 | |
Тема 4Социальная природа и характер межличностных конфликтов | 2 | 2 | 9,5 | |
Тема 5Социально-групповые конфликты: причины, виды и социальная роль | 2 | 2 | 9,5 | |
Тема 6Политические конфликты, их содержание и особенности в современной России | 2 | 2 | 9,5 | |
Тема 7Процесс разрешения конфликтов | 2 | 2 | 9,5 | |
Тема 8Управление юридическими конфликтами | 2 | 2 | 9,5 |
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА»
Практическое занятие № 1
Практическое занятие № 2
Практическое занятие № 3
Практическое занятие № 4
Практическое занятие № 5
Практическое занятие № 6
Политические конфликты, их содержание и особенности в
современной России
1. Сущность, содержание и структура политического конфликта.
2. Основные разновидности политических конфликтов: внутригосударственные (гражданские) и межгосударственные.
3. Конфликты между классами, политическими партиями и различными группировками.
4. Пути предотвращения внутриполитических конфликтов.
5. Межгосударственные конфликты, их причины, особенности, характер протекания и способы урегулирования.
6. Война как разновидность политического конфликта. Причины, характер и классификация войн.
7. Гражданские и межгосударственные войны. Исторические типы и разновидности войн, их социальная роль.
8. Очаги военной напряженности в современной России, основные пути и способы их урегулирования.
Творческое задание: Приведите примеры позитивного опыта разрешения политических конфликтов и назовите технологии, которые в этом случае применялись.
Выполнить письменную работу по теме «Война как конфликт».
Практическое занятие № 7
Процесс разрешения конфликтов
1. Акцентуации характера и невротические стили поведения
2. Типы конфликтогенных личностей и способы общения с ними.
3. Поведение людей в конфликтной ситуации (конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс).
4. Формы завершения конфликта (разрешение, урегулирование, затухание, устранение, ликвидация сторон, переход в иное состояние).
5. Факторы разрешения конфликта (время, третья сторона, своевременность, равновесие сил, культура, единство ценностей, практический опыт, взаимоотношения).
|
6. Этапы разрешения конфликтов (аналитический, прогнозирование вариантов разрешения, определение критериев разрешения, планомерность взаимных действий, контроль эффективности действий и анализ допущенных ошибок).
7. Способы воздействия на оппонента в конфликте. Манипулятивное поведение. Механизмы и факторы убеждающего воздействия.
Творческое задание: 1) пройдите тест Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации по ссылке https://psytests.org/interpersonal/thomas-run.html;
2) пройдите опросник Шмишека на акцентуацию характера онлайн по адресу: https://psytests.org/leonhard/sm88-run.html;3) приведите пример убеждающего сообщения (реклама, статья в научно-популярном издании, сцена из художественного фильма и т.д.). Какие факторы повышают и понижают эффективность сообщения: внешний вид коммуникатора, особенности сообщения. На какую аудиторию рассчитано данное сообщение? Какие вы можете дать рекомендации по повышению эффективности убеждения; 4) проанализируйте конфликтную ситуацию. Каждый из вас хотя бы раз в жизни принимал участие в конфликте. Вспомните случай, который произошел с вами или с вашими родными, друзьями, знакомыми. Опишите участников конфликта. Каковы были их цели и представления друг о друге? В каких условиях проходил конфликт? Какие стратегии поведения выбрали стороны и почему? Как участники могли разрешить и завершить конфликт.
Подготовить письменный доклад на тему «Агрессивное поведение в конфликтной ситуации»
Практическое занятие № 8
ГЛОССАРИЙ
Агрессия – индивидуальное или групповое деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.
Антагонизм – непримиримое противоречие.
Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.
Апперцепция – свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности.
Арбитр – третья сторона в конфликте.
Аффект – сильное кратковременное эмоциональное переживание, характеризующееся резким сужением сознания, сопровождаемое двигательными висцеральными нарушениями.
Аффилиация – потребность (мотивация) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви
Блеф – ложное информирование, тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.
|
Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе, неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации.
Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов; состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения
Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению. Недоброжелательное отношение, готовность или желание причинить зло. Иногда — самоутверждение путём насилия. Типовое выражение враждебности — гнев.
Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).
Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.
Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа».
Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.
Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.
Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.
Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам.
Избегание – это реакция на конфликт, при которой человек игнорирует (фактически отрицает) само наличие конфликта, считает, что разногласий нет и поэтому воздерживается от споров, дискуссий, возражений другой стороне, не уступая и не настаивая на своем.
Инцидент – 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.
Интерес – то, что побудило участника конфликта занять свою позицию.
Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис – это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).
Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.
Конгруэнтность – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.
Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.
Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.
Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.
Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).
Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.
Маргиналы – неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.
Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.
Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.
Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.
Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.
Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.
Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.
Организационное поведение – систематический научный анализ индивидов, групп,организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнениеи функционирование организации.
Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.
Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.
Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.
Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.
Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.
Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.
Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.
Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.
Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторонобъекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве, являясьисточником самодвижения и развития.
Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.
Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.
Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.
Религиозный конфликт – это острое столкновение индивидов или их групп в связи с несовпадением взглядов в вопросах вероучения и религиозной деятельности. Подобный конфликт может проявляться в форме споров и разногласий, конкуренции и конфронтации, борьбы и религиозной вражды, вызываемой религиозным фанатизмом.
Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.
Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.
Сила – это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Компоненты силы: 1) физическая сила, применяется как инструмент насилия; 2) информационно-цивилизационную форму применения социальной силы; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти и др.)
Слухи – массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу
Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.
Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Социальная напряженн ость – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.
Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих интересов или целей в ущерб другой стороне. Основными субъектами являются социальные группы, поскольку их потребности, притязания, цели могут реализовываться только через использование власти.
Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.
Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.
Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.
Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.
Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).
Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.
Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.
Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.
Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.
Этнический (межэтнический) конфликт – конфликт между различными группами населения (часто в одном государстве), в основе которого лежат религиозные, расовые, языковые, культурные или исторические различия – факторы, в совокупности, определяющие природу и особенности этнической группы. Данный конфликт может выражаться в общей напряженности, враждебности, конкуренции в борьбе за ограниченные ресурсы, в таких формах притеснения или предубежденности со стороны одной группы (часто большинства) в отношении другой, как расизм, сегрегация и дискриминация.
кафедра «Теория и история государства и права»
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!