Кафедра «Теория и история государства и права»  — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кафедра «Теория и история государства и права» 

2022-09-12 25
Кафедра «Теория и история государства и права»  0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра «Теория и история государства и права» 

С.В. Мещерякова, И.А. Воликова

Методические рекомендации

"КОНФЛИКТОЛОГИЯ

в профессиональной деятельности юриста"

Тамбов 2020 г.


Сведения об авторах:

Мещерякова Светлана Владимировна – доцент кафедры «Теория и история государства и права», кандидат психологических наук.

 

Воликова Ирина Александровна – ст. преподаватель кафедры «Теория и история государства и права».

 

 

Рецензенты:

Попов А.И. – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «ТТПН» ФГБОУ ВО «ТГТУ»

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» для студентов очной и очно-заочной формы обучения,  по специальности 40.05.01. «правовое обеспечение национальной безопасности» для студентов очной и заочной формы обучения.

 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА»

 

 

Методическиерекомендации адресованы студентам специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Данные рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и призваны помочь студентам самостоятельно освоить теоретические вопросы, подготовиться к семинарским занятиям и выполнять практические задания по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности». Студентам направления 40.03.01. «Юриспруденция» данная дисциплина рекомендуется как факультативная.

Дисциплина входит в состав базовой части образовательной программы, изучается на основе и в тесной связи с учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, раскрывающими конфликтологические аспекты в правовойсфере.

В процессе изучения данной дисциплины у студентов должна быть сформирована общекультурная компетенция ОК-5 (способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности). Основная цель изучения курса:

- систематизация междисциплинарных конфликтологических представлений студентов;

- формирование базовых представлений о конфликте как социальном явлении, его природе и механизмах возникновения, развитии и завершении;

- целостный анализ вопросов сущности и содержания конфликтов, причин их возникновения в различных социальных сферах, обоснование путей и условий их предупреждения и конструктивного разрешения в профессиональной деятельности современного юриста;

- приобретение необходимых знаний, навыков и умения управления конфликтами для успешного осуществления нормотворческой, правоприменительной, педагогической, правоохранительной, экспертно-консультационной, профессиональной деятельности.

В рамках изучения дисциплины «Конфликтология в профессиональной деятельности» студенты должны знать:

- предмет иместо конфликтологии всистеме социально-гуманитарныхиправовых наук;

- основные категории ипонятия конфликтологии;

- сущность, структуру идинамику конфликта;

- основы социального и психологическогоуправления конфликтами;

- специфику прогнозирования, предупреждения иразрешения социальных конфликтов;

- этические принципы и моральные проблемы в профессиональной деятельности юриста;

- ценностные ориентиры будущей профессии и основу формирования профессиональной этики.

После изучения дисциплины студенты должны уметь:

- использовать категориальный аппарат ванализе конфликтных ситуаций;

- применять технологии регулирования конфликтов впрофессиональной среде;

- использовать в своей работе основные управленческие функции (планирование, организация, координация, учет, контроль, принятие решений, лидерство, мотивация, адаптация);

- использовать психотехнику профессионального общения юриста и приемы установления психологического контакта с различными категориями лиц;

- правильно понимать личность оппонента, учитывая его социальные, культурные, конфессиональные и иные особенности.

После изучения дисциплины студенты должны обладать навыками:

- конфликтологической культуры будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности исаморазвития;

- самостоятельного нахождения оптимальных путей преодоления сложных конфликтных ситуаций;

- управления личностными и организационными конфликтами;

- применять на практике методы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов в консультационной и организационно-управленческой деятельности;

- определять проблемные ситуации в деятельности организации и предлагать способы их решения;

- владеть навыками работы с обращениями граждан, учета общественного мнения в своей профессиональной деятельности.

Методические рекомендации содержат программу курса, планы семинарских занятий, примерную тематику контрольных работ, перечень зачётных вопросов, основную и дополнительную литературу.


ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА»

 

 

Номер
раздела / темы

Часы (академические), отведенные на изучение раздела (темы)

занятия лекционного типа лабораторные занятия практические занятия самостоятельная работа
1 2 3 4 5
Тема 1Конфликтология как наука, ее предмет, задачи и социальные функции 2   2 9,5
Тема 2Причины конфликтов, их социальная природа и роль в обществе 2   2 9,5
Тема 3Внутриличностные конфликты: их причины, виды и социальная роль 2   2 9,5
Тема 4Социальная природа и характер межличностных конфликтов 2   2 9,5
Тема 5Социально-групповые конфликты: причины, виды и социальная роль 2   2 9,5
Тема 6Политические конфликты, их содержание и особенности в современной России 2   2 9,5
Тема 7Процесс разрешения конфликтов 2   2 9,5
Тема 8Управление юридическими конфликтами 2   2 9,5

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА»

 

 

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Политические конфликты, их содержание и особенности в
современной России

 

1. Сущность, содержание и структура политического конфликта.

2. Основные разновидности политических конфликтов: внутригосударственные (гражданские) и межгосударственные.

3. Конфликты между классами, политическими партиями и различными группировками.

4. Пути предотвращения внутриполитических конфликтов.

5. Межгосударственные конфликты, их причины, особенности, характер протекания и способы урегулирования.

6. Война как разновидность политического конфликта. Причины, характер и классификация войн.

7. Гражданские и межгосударственные войны. Исторические типы и разновидности войн, их социальная роль.

8. Очаги военной напряженности в современной России, основные пути и способы их урегулирования.

Творческое задание: Приведите примеры позитивного опыта разрешения политических конфликтов и назовите технологии, которые в этом случае применялись.

Выполнить письменную работу по теме «Война как конфликт».

 

Практическое занятие № 7

Процесс разрешения конфликтов

1. Акцентуации характера и невротические стили поведения

2. Типы конфликтогенных личностей и способы общения с ними.

3. Поведение людей в конфликтной ситуации (конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс).

4. Формы завершения конфликта (разрешение, урегулирование, затухание, устранение, ликвидация сторон, переход в иное состояние).

5. Факторы разрешения конфликта (время, третья сторона, своевременность, равновесие сил, культура, единство ценностей, практический опыт, взаимоотношения).

6. Этапы разрешения конфликтов (аналитический, прогнозирование вариантов разрешения, определение критериев разрешения, планомерность взаимных действий, контроль эффективности действий и анализ допущенных ошибок).

7. Способы воздействия на оппонента в конфликте. Манипулятивное поведение. Механизмы и факторы убеждающего воздействия.

 

Творческое задание: 1) пройдите тест Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации по ссылке https://psytests.org/interpersonal/thomas-run.html;

2) пройдите опросник Шмишека на акцентуацию характера онлайн по адресу: https://psytests.org/leonhard/sm88-run.html;3) приведите пример убеждающего сообщения (реклама, статья в научно-популярном издании, сцена из художественного фильма и т.д.). Какие факторы повышают и понижают эффективность сообщения: внешний вид коммуникатора, особенности сообщения. На какую аудиторию рассчитано данное сообщение? Какие вы можете дать рекомендации по повышению эффективности убеждения; 4) проанализируйте конфликтную ситуацию. Каждый из вас хотя бы раз в жизни принимал участие в конфликте. Вспомните случай, который произошел с вами или с вашими родными, друзьями, знакомыми. Опишите участников конфликта. Каковы были их цели и представления друг о друге? В каких условиях проходил конфликт? Какие стратегии поведения выбрали стороны и почему? Как участники могли разрешить и завершить конфликт.

Подготовить письменный доклад на тему «Агрессивное поведение в конфликтной ситуации»

 

Практическое занятие № 8

ГЛОССАРИЙ

 

 

Агрессия – индивидуальное или групповое деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

 

Антагонизм – непримиримое противоречие.

 

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

 

Апперцепция – свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности.

 

Арбитр – третья сторона в конфликте.

 

Аффект – сильное кратковременное эмоциональное переживание, характеризующееся резким сужением сознания, сопровождаемое двигательными висцеральными нарушениями.

 

Аффилиация – потребность (мотивация) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви

 

Блеф – ложное информирование, тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.

 

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе, неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации.

 

Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов; состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения

 

Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению. Недоброжелательное отношение, готовность или желание причинить зло. Иногда — самоутверждение путём насилия. Типовое выражение враждебности — гнев.

 

Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).

 

Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

 

Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа».

 

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

 

Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

 

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

 

Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам.

 

Избегание – это реакция на конфликт, при которой человек игнорирует (фактически отрицает) само наличие конфликта, считает, что разногласий нет и поэтому воздерживается от споров, дискуссий, возражений другой стороне, не уступая и не настаивая на своем.

 

Инцидент – 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

 

Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

 

Интерес – то, что побудило участника конфликта занять свою позицию.

 

Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис – это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

 

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

 

Конгруэнтность – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.

 

Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

 

Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

 

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

 

Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

 

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

 

Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

 

Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

 

Маргиналы – неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.

 

Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

 

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

 

Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

 

Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

 

Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.

 

Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

 

Организационное поведение – систематический научный анализ индивидов, групп,организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнениеи функционирование организации.

 

Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

 

Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.

 

Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

 

Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

 

Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

 

Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

 

Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.

 

Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

 

Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторонобъекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве, являясьисточником самодвижения и развития.

 

Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.

 

Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

 

Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

 

Религиозный конфликт – это острое столкновение индивидов или их групп в связи с несовпадением взглядов в вопросах вероучения и религиозной деятельности. Подобный конфликт может проявляться в форме споров и разногласий, конкуренции и конфронтации, борьбы и религиозной вражды, вызываемой религиозным фанатизмом.

 

Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

 

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Сила – это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Компоненты силы: 1) физическая сила, применяется как инструмент насилия; 2) информационно-цивилизационную форму применения социальной силы; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти и др.)

Слухи – массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу

 

Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

 

Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

 

Социальная напряженн ость – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

 

Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих интересов или целей в ущерб другой стороне. Основными субъектами являются социальные группы, поскольку их потребности, притязания, цели могут реализовываться только через использование власти.

 

Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

 

Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

 

Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

 

Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

 

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

 

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

 

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

 

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

 

Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

 

Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

 

Этнический (межэтнический) конфликт – конфликт между различными группами населения (часто в одном государстве), в основе которого лежат религиозные, расовые, языковые, культурные или исторические различия – факторы, в совокупности, определяющие природу и особенности этнической группы. Данный конфликт может выражаться в общей напряженности, враждебности, конкуренции в борьбе за ограниченные ресурсы, в таких формах притеснения или предубежденности со стороны одной группы (часто большинства) в отношении другой, как расизм, сегрегация и дискриминация.

кафедра «Теория и история государства и права» 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.