Конфликты в системе «взрослые - взрослые» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Конфликты в системе «взрослые - взрослые»

2022-09-12 40
Конфликты в системе «взрослые - взрослые» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конфликтология

Молодые вожатые, услышав фразу «детский лагерь» часто представляют себе работу через призму «розовых очков». В голове выстраиваются красочные ассоциации: лето, совместные игры, беззаботное детство, послушные и отзывчивые дети и т.п. Однако приехав в лагерь оказывается всё не так хорошо, как хотелось бы. Не получается с напарником найти компромисс, дети ругаются и дерутся друг с другом, жалуются родителям, так еще и персонал ДОЛ пытается зацепить тебя и сделать какое-нибудь замечание. Напряжение нарастает, нервы не выдерживают и возникает конфликт.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Особенно острыми могут быть такие столкновения во временном детском коллективе оздоровительного лагеря.

Формула конфликта

Конфликт = проблема, причина конфликта + стороны, участники конфликта + конфликтная ситуация + повод (инцидент)

Проблема, причина конфликта чаще всего проистекает из двух сфер - сферы отношений либо сферы деятельности.

Сторонами, участниками конфликта могут становиться две стороны одной личности, несколько личностей или несколько групп.

Конфликтная ситуация развивается по стадиям конфликта.

Динамика конфликта

Предконфликтная (латентная) стадия Стадия конфликтного взаимодействия Постконфликтная стадия
Стадия ухудшения эмоциональных состояний, нарастания напряженности, ухудшения отношений На этой стадии происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику Стадия улучшения (либо сохранения напряженных) отношений и эмоционально-психологических состояний.   Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультативность продолжения конфликта.  

Поводом (инцидентом) к конфликту чаще всего выступают конфликтогены - слова или действия, провоцирующие конфликт.

Виды конфликтов

Внутриличностный Межличностный Внутригрупповой или личностно-групповой Межгрупповой
В качестве участников выступают две стороны одной личности Принимают участие две или несколько личностей Конфликтуют личность и группа либо несколько группировок в группе Конфликтуют две или несколько групп

 

Что повышает напряжение?

  • перебивание; игнорирование эмоционального состояния;
  • принижение;
  • поиск виноватых;
  • переход на «личность».

Что нужно делать, чтобы избежать нарастания напряжения?

  • правило справедливого отношения к инициатору (внимание, доброжелательность);
  • не расширять предмет ссоры;
  • оставаться в рамках спорной проблемы и не переносить его ни на что другое;
  • контролировать эмоции;
  • правило обезличенного спора (избегать переход на «личность»).

Типы основных конфликтов в детском оздоровительном лагере (ДОЛ):

  • Конфликты в системе «взрослые - взрослые»;
  • Конфликты в системе «взрослые - дети»;
  • Конфликты в системе «дети - дети».

 

Конфликты в системе «взрослые - взрослые»

Причины Варианты предупреждения и разрешения конфликта

Вожатый – Администрация / обслуживающий персонал

Нарушения норм жизнедеятельности ДОЛ (как вожатыми, так и детьми);   недовольство условиями труда/ проживания. - Компромиссный подход к разрешению ситуации, привлечение СтВ к решению конфликта; - Обращение за консультацией к более опытным вожатым. - Обратите внимание на ваши отношения с завхозом, зав.столовой, мед. персоналом. Это те люди, хорошие отношения с которыми могут значительно облегчить вашу работу в лагере. Невыполнения должностных обязанностей, требований администрации - Четкое знание своих функциональных обязанностей; - Наличие четких договорных отношений (подписанный договор). Нарушение субардинации - Демонстрация неагрессивного и непротестного поведения во взаимодействии с представителями администрации.

Вожатый – СтВ

Независимо от того, что стало причиной конфликта: личные интересы, либо сфера деятельности, следует сразу устранить недопонимание. Наедине высказать свою позицию, услышать мнение оппонента. Если не решить вопрос самостоятельно, то ваша проблема может «обрасти» сплетнями и усугубить ситуацию.

Вожатый – Родитель

Претензии со стороны вожатых: - Не выполняют требования вожатых; - Проявление агрессии по отношению к другим детям; - Порча лагерного имущества; - Нарушение режимных моментов, предписанных администрацией ДОЛ. - Не предъявлять сразу весь комплекс претензий, не обвинять ребенка и родителей в плохом воспитании; - Четко сформулировать собственные требования к деятельности и поведению ребенка, без обвинения его на личностном уровне; - Правильно объяснить родителям, дав понять суть сформулированных педагогических требований. Претензии со стороны родителей: - Недостаточное внимание уделяется индивидуальным запросам ребенка; - Плохо организована жизнедеятельность детей; - Жалобы ребенка на условия проживания и питания; - Конфликты ребенка с другими детьми. - Правильно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию); - Показать условия проживания (при возможности), меню, режим дня и программу летнего отдыха; - Узнать об индивидуальных особенностях ребенка и попросить совета, как поступить в сложившейся ситуации (плохо засыпает, первый раз в лагере и сторонится детей, плаксивый или «тяжелый на подъем» и т.п.); - Привлекать в случае необходимости «независимого третьего» в лице СтВ. Совместными усилиями осуществить поиск наиболее продуктивного решения.

Вожатый - Ребенок

 

 Нарушение дисциплины - В начале сезона четко определить режим дня, ознакомить с требованиями и правилами внутри отряда (лагеря) и соблюдать их в течение смены. Невыполнение ребенком поручений   - Установление с ребенком доверительных отношений. Избегать давления на ребенка, чрезмерного интереса к его личности, т.к. ребенок может «закрыться» и избегать контакта, и открыто демонстрировать протестное поведение.  «Любимчики» и «аутсайдеры» - Не выделять в коллективе кого-то из детей. Все дети равны и отношение к ним должно быть одинаковым.

Ребенок - Группа

Группа – Группа (группировки в отряде)

Причины

Варианты предупреждения и разрешения конфликта

Большинство конфликтов в данной системе может быть обусловлено следующими причинами:

- возрастными особенностями (возрастной психологический кризис, гормональный взрыв и т. п.);

- неадекватной самооценкой (вследствие этого, например, неоправданные амбиции);

- конкуренцией;

- борьбой лидеров и т. д.

- как можно скорее остановить конфликт, развести противников;

- поддерживать «слабого» в обострившейся конфликтной ситуации, предложить обидчику встать на место обиженного;

- учить детей продуктивно разрешать конфликты: пусть каждая сторона выскажет претензии и сами (либо с помощью вожатого) предложат варианты решения проблемы;

- минимизировать число участников конфликта;

- максимально загружать деятельностью;

- своевременно разрешать мелкие недоразумения, не давая им возможности перерасти в конфликт;

- постараться найти «нишу» для каждого лидера;

- создать коллективу общую ситуацию успеха.

       

 

Типы конфликтных личностей:

Демонстративный

Создают конфликты для того, чтобы побыть в центре внимания. При этом скандал может возникнуть буквально на ровном месте.

Тактика поведения: следует работать на опережение: дайте понять, что вы очень интересуетесь человеком и его делами, что он важен для вас, сделайте комплимент, похвалите сделанную работу. Скорее всего, частота конфликтов значительно уменьшится. Этот прием работает не только с взрослыми, но и с детьми и подростками.

Ригидный

К этому типу относятся негибкие люди, часто с завышенной самооценкой. Им постоянно чудится, что их недооценили, они очень обидчивы, любят всегда быть правыми и редко отказываются от своих убеждений. Ригидный тип – один из самых сложных с точки зрения поведения в конфликте.

Тактика поведения: Если перед вами именно такой человек, постарайтесь не допускать с ним конфликтов. Не провоцируйте никаких подозрений, не давайте повода для обид. А если уж такой повод возник, лучше принести извинения или уйти, но не выяснять отношения.

Неуправляемый

Люди этого типа очень эмоциональны и редко умеют просчитывать ситуацию наперед и оценивать последствия своих действий. Почувствовав себя ущемленными, они взрываются, ведут себя агрессивно.

Тактика поведения: Позвольте собеседнику «спустить пар»: дайте им возможность поскандалить по малозначимому поводу, и они уступят вам в главном.

Сверхточный

Людям этого типа свойственна повышенная тревожность, это перфекционисты, требовательные к себе и другим. Они склонны придираться к мелочам и обижаться на ровном месте. При этом они редко выражают свое возмущение, предпочитая уйти в себя и избегать общения.

Тактика поведения: Не позволять себе двусмысленных высказываний или сомнительных жестов в адрес собеседника. Как правило, сверхточный тип не конфликтует, если уверен в своей безопасности.

Бесконфликтный

Это как раз те люди, которые настолько боятся конфликтов, что постоянно их избегают. Но если вам кажется, что взаимодействовать с таким человеком очень удобно и выгодно, вы ошибаетесь. Это один из самых неприятных типов личности в конфликте. С подобным человеком невозможно конструктивно решить проблему.

Он всегда ускользает от любых «разборок», во всем с вами соглашается, кивает. Но если к нему придет другой человек и потребует сделать иначе – он согласится и с ним. Избегание конфликтов становится причиной новых конфликтов, и так по нарастающей.

Тактика поведения: Таким людям полезно рассказывать о важности своей позиции и учить их ее отстаивать. Если у вас доверительные отношения, к вам могут и прислушаться.

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:

1. Соперничество. Стремление добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную точку зрения, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы, мнение другого не интересно.

2. Сотрудничество. Наиболее продуктивная стратегия поведения в конфикте. Совместное решение проблемы, породившей конфликт, участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.

3. Компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обоих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Последствия компромиссного решения: неудовлетворенность «половинчатыми решениями», кроме того, проблема, породившая конфликт, не разрешена.

4. Избегание. Уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой и если нет условий для ее разрешения, но скоро они появятся.

5. Приспособление. Односторонние уступки, собственные интересы приносятся в жертву ради интересов противоположной стороны. Отрицательные эмоции не выплескиваются, но накапливаются.

 

Конфликтология

Молодые вожатые, услышав фразу «детский лагерь» часто представляют себе работу через призму «розовых очков». В голове выстраиваются красочные ассоциации: лето, совместные игры, беззаботное детство, послушные и отзывчивые дети и т.п. Однако приехав в лагерь оказывается всё не так хорошо, как хотелось бы. Не получается с напарником найти компромисс, дети ругаются и дерутся друг с другом, жалуются родителям, так еще и персонал ДОЛ пытается зацепить тебя и сделать какое-нибудь замечание. Напряжение нарастает, нервы не выдерживают и возникает конфликт.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Особенно острыми могут быть такие столкновения во временном детском коллективе оздоровительного лагеря.

Формула конфликта

Конфликт = проблема, причина конфликта + стороны, участники конфликта + конфликтная ситуация + повод (инцидент)

Проблема, причина конфликта чаще всего проистекает из двух сфер - сферы отношений либо сферы деятельности.

Сторонами, участниками конфликта могут становиться две стороны одной личности, несколько личностей или несколько групп.

Конфликтная ситуация развивается по стадиям конфликта.

Динамика конфликта

Предконфликтная (латентная) стадия Стадия конфликтного взаимодействия Постконфликтная стадия
Стадия ухудшения эмоциональных состояний, нарастания напряженности, ухудшения отношений На этой стадии происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику Стадия улучшения (либо сохранения напряженных) отношений и эмоционально-психологических состояний.   Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультативность продолжения конфликта.  

Поводом (инцидентом) к конфликту чаще всего выступают конфликтогены - слова или действия, провоцирующие конфликт.

Виды конфликтов

Внутриличностный Межличностный Внутригрупповой или личностно-групповой Межгрупповой
В качестве участников выступают две стороны одной личности Принимают участие две или несколько личностей Конфликтуют личность и группа либо несколько группировок в группе Конфликтуют две или несколько групп

 

Что повышает напряжение?

  • перебивание; игнорирование эмоционального состояния;
  • принижение;
  • поиск виноватых;
  • переход на «личность».

Что нужно делать, чтобы избежать нарастания напряжения?

  • правило справедливого отношения к инициатору (внимание, доброжелательность);
  • не расширять предмет ссоры;
  • оставаться в рамках спорной проблемы и не переносить его ни на что другое;
  • контролировать эмоции;
  • правило обезличенного спора (избегать переход на «личность»).

Типы основных конфликтов в детском оздоровительном лагере (ДОЛ):

  • Конфликты в системе «взрослые - взрослые»;
  • Конфликты в системе «взрослые - дети»;
  • Конфликты в системе «дети - дети».

 

Конфликты в системе «взрослые - взрослые»

Причины Варианты предупреждения и разрешения конфликта

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.