Различение частицы НЕ и приставки НЕ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Различение частицы НЕ и приставки НЕ

2022-09-12 42
Различение частицы НЕ и приставки НЕ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г.

Урок русского языка.

 7-А класс (29.04.20г.).

Б класс (30. 04.20г.)

Тема

Различение частицы НЕ и приставки НЕ

Задачи и цели: систематизировать знания учеников о частице НЕ и приставке НЕ, развивать  орфографические и пунктуационные навыки, учиться  различать слитное и раздельное написание слов с НЕ, обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи; научить различать не  как часть корня, не -приставку, не - частицу; развитие устной речи учащихся; обогащение словарного запаса; развитие умения анализировать, сопоставлять; воспитать чуткое  отношение к языку, книгам и учению.

Ход урока

 Прочитать шуточное стихотворение Ф. Кривина  

Частица НЕ

Частица НЕ - упрямая частица
Все повернуть по-своему стремится
Ты хочешь счастья,
А она придет -
И выйдет все
Как раз наоборот,
С такой частицей
Нет опасней дружбы.
Она убьет неверием своим.
И то, что нужно,
Станет вдруг ненужным,
А то, что плохо, -
Не таким плохим.
Но если ты
Ослаб иутомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят,
С годами поостыл,
Частица НЕ - упрямая частица -
На этот случай может пригодиться.
На помощь поскорей
Её зови, Она тебе придаст
Неутомимость,
Непримиримость,
И неукротимость,
И силу нестареющей любви.
(Ф.Кривин)

. Вопросы для повторения (устно, проверяем себя самостоятельно)

-что такое частица?

-что мы называем приставкой?

-Выполним небольшое упражнение. (Устно)

Прочитайте  слова, объясните слитное и раздельное написание Не, укажите часть речи(устно).

 

Не отвечая, некогда, не спешил, неровные, не о чем, неряха, невыученные уроки, нездоровится, несчастье, совсем не красивый.

ВЫВОД

В том случае, когда НЕ пишется раздельно - она частица, когда слитно - приставка, а когда без нее слова не могут употребляться - часть корня.

- Откроем учебник    на стр. 174 и прочитаем правило.

Упражнение

–Для закрепления, выполним упражнение 429 (1,3, 2,4 предложения)

 2) Комментированное письмо

Спишите.

Не спросит, негодовать, нечто, недоумевая, невидимка, неторопливо, нелепый, не встреченный хозяйкой гость, не выполняя работу, недосягаемый, неподвижно, не с кем.

-Ознакомьтесь(устно) с лексическим значением следующих  слов:

негодовать (испытывать или выражать, проявлять возмущение, гнев по поводу чего-либо),

 недоумевая ( испытывать сомнения, колебания),

недосягаемый (недоступный, недостижимый),

нелепый (не соответствующий представлениям о здравом смысле, разуме)

Выборочный диктант

Выпишите только  слова с изучаемой орфограммой, распределяя их в 2 колонки:

 НЕ-слитно, НЕ- раздельно.

 

Лодырю всегда нездоровится.

 Не зная броду, не лезь в воду.

Не узнав несчастья, счастья не увидишь.

 Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Кому работа служит, тот ни о чем не тужит.

Глухой недослышит, так приврет.

Плохой товар с рук не идет.

 Не пригож лицом, да хорош умом.

Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

У неряхи и непряхи нет и путной рубахи.

4)   Разгадай загадку

-Но не только в пословицах встречаются слова с Не, запишите загадку, подчеркните изучаемую орфограмму.

В (не)котором царстве, в (не)котором государстве жил (Не)кто. Пошел он однажды по (не)кой дороге, нашел нечто, встретил (не)коего человека, дал ему (не)которую часть от найденного. Что у него осталось?

Что вы спорите? Ведь не(о)чем спорить. Да и не(о)ком. Значит, и говорить (не)чего!

5) Творческое задание

-А теперь попробуйте сами составить небольшой текст по опорным словам:

  лентяй, ничего не делать, скучно, ужаснуться и одуматься, неприязнь, несчастье, непримиримость.

Задание на развитие быстроты реакции и мышления

-Соедините части слов, записанные в два столбика

1) вовсе не 1) да

2) не 2) довать

3) недол 3) ливый

4) неле 4) строит

5) неправ 5) а злой

6) него 6) да

7) невеж 7) соко, а низко

8) не ту 8) красиво

9) не вы 9) по

10) не добрый 10) го

 

 

Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

8) Распределительный диктант:

 выписать -1-й столбик слова, которые пишутся слитно, 2-ой – раздельно – слова с не:

  1. Поле неясно белело вокруг; за ним вздымался угрюмый мрак.
  2. Чистая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебельки стояли, как очарованные.
  3. Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручей.
  4. Алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй.
  5. Я остановился в недоумении.
  6. ... далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. («Муму»).
  7. Гром грохотал, не переставая.
  8. Он смотрел на неё сонными, ничего не выражающими глазами.
  9. Небольшая ночная птица, мчавшаяся на своих мягких крыльях, нырнула в сторону.

2,1,1,2,2,2,1,1,2.

7. Домашнее задание

Задание. Выучить правило и прислать голосовым сообщением (с примерами) выполняем  только классную работу  

Вариант 1

Вариант 2

Г.

Урок русского языка.

 7-А класс (29.04.20г.).

Б класс (30. 04.20г.)

Тема

Различение частицы НЕ и приставки НЕ

Задачи и цели: систематизировать знания учеников о частице НЕ и приставке НЕ, развивать  орфографические и пунктуационные навыки, учиться  различать слитное и раздельное написание слов с НЕ, обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи; научить различать не  как часть корня, не -приставку, не - частицу; развитие устной речи учащихся; обогащение словарного запаса; развитие умения анализировать, сопоставлять; воспитать чуткое  отношение к языку, книгам и учению.

Ход урока

 Прочитать шуточное стихотворение Ф. Кривина  

Частица НЕ

Частица НЕ - упрямая частица
Все повернуть по-своему стремится
Ты хочешь счастья,
А она придет -
И выйдет все
Как раз наоборот,
С такой частицей
Нет опасней дружбы.
Она убьет неверием своим.
И то, что нужно,
Станет вдруг ненужным,
А то, что плохо, -
Не таким плохим.
Но если ты
Ослаб иутомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят,
С годами поостыл,
Частица НЕ - упрямая частица -
На этот случай может пригодиться.
На помощь поскорей
Её зови, Она тебе придаст
Неутомимость,
Непримиримость,
И неукротимость,
И силу нестареющей любви.
(Ф.Кривин)

. Вопросы для повторения (устно, проверяем себя самостоятельно)

-что такое частица?

-что мы называем приставкой?

-Выполним небольшое упражнение. (Устно)

Прочитайте  слова, объясните слитное и раздельное написание Не, укажите часть речи(устно).

 

Не отвечая, некогда, не спешил, неровные, не о чем, неряха, невыученные уроки, нездоровится, несчастье, совсем не красивый.

ВЫВОД

В том случае, когда НЕ пишется раздельно - она частица, когда слитно - приставка, а когда без нее слова не могут употребляться - часть корня.

- Откроем учебник    на стр. 174 и прочитаем правило.

Упражнение

–Для закрепления, выполним упражнение 429 (1,3, 2,4 предложения)

 2) Комментированное письмо

Спишите.

Не спросит, негодовать, нечто, недоумевая, невидимка, неторопливо, нелепый, не встреченный хозяйкой гость, не выполняя работу, недосягаемый, неподвижно, не с кем.

-Ознакомьтесь(устно) с лексическим значением следующих  слов:

негодовать (испытывать или выражать, проявлять возмущение, гнев по поводу чего-либо),

 недоумевая ( испытывать сомнения, колебания),

недосягаемый (недоступный, недостижимый),

нелепый (не соответствующий представлениям о здравом смысле, разуме)

Выборочный диктант

Выпишите только  слова с изучаемой орфограммой, распределяя их в 2 колонки:

 НЕ-слитно, НЕ- раздельно.

 

Лодырю всегда нездоровится.

 Не зная броду, не лезь в воду.

Не узнав несчастья, счастья не увидишь.

 Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Кому работа служит, тот ни о чем не тужит.

Глухой недослышит, так приврет.

Плохой товар с рук не идет.

 Не пригож лицом, да хорош умом.

Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

У неряхи и непряхи нет и путной рубахи.

4)   Разгадай загадку

-Но не только в пословицах встречаются слова с Не, запишите загадку, подчеркните изучаемую орфограмму.

В (не)котором царстве, в (не)котором государстве жил (Не)кто. Пошел он однажды по (не)кой дороге, нашел нечто, встретил (не)коего человека, дал ему (не)которую часть от найденного. Что у него осталось?

Что вы спорите? Ведь не(о)чем спорить. Да и не(о)ком. Значит, и говорить (не)чего!

5) Творческое задание

-А теперь попробуйте сами составить небольшой текст по опорным словам:

  лентяй, ничего не делать, скучно, ужаснуться и одуматься, неприязнь, несчастье, непримиримость.

Задание на развитие быстроты реакции и мышления

-Соедините части слов, записанные в два столбика

1) вовсе не 1) да

2) не 2) довать

3) недол 3) ливый

4) неле 4) строит

5) неправ 5) а злой

6) него 6) да

7) невеж 7) соко, а низко

8) не ту 8) красиво

9) не вы 9) по

10) не добрый 10) го

 

 

Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

8) Распределительный диктант:

 выписать -1-й столбик слова, которые пишутся слитно, 2-ой – раздельно – слова с не:

  1. Поле неясно белело вокруг; за ним вздымался угрюмый мрак.
  2. Чистая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебельки стояли, как очарованные.
  3. Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручей.
  4. Алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй.
  5. Я остановился в недоумении.
  6. ... далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. («Муму»).
  7. Гром грохотал, не переставая.
  8. Он смотрел на неё сонными, ничего не выражающими глазами.
  9. Небольшая ночная птица, мчавшаяся на своих мягких крыльях, нырнула в сторону.

2,1,1,2,2,2,1,1,2.

7. Домашнее задание

Задание. Выучить правило и прислать голосовым сообщением (с примерами) выполняем  только классную работу  


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.