Символ национальной архитектуры   Удмуртов — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Символ национальной архитектуры   Удмуртов

2022-09-11 35
Символ национальной архитектуры   Удмуртов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Административным центром области стал г. Глазов. Но из-за отсутствия путей сообщения город не имел взаимосвязи с центральными и южными районами, а также с Ижевском. Поэтому летом 1921 г. было принято решение о переводе столицы Вотской автономной области в Ижевск.

I съезд Советов Вотской автономной области, который состоялся в г. Ижевске 16–21 июля 1921 г., завершил работу по созданию автономии удмуртского народа. Он определил задачи хозяйственного и культурного строительства в новой административной единице. Съезд избрал областной исполнительный комитет из 25-ти человек во главе с И.А. Наговицыным, которому областной ревком передал свои полномочия.

В 1929 г. Вотская автономная область вошла в состав Нижегородской области.

В 1932 г. советское правительство официально признало самоназвание удмуртского народа: Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую автономную область. В 1934 г. Президиум ВЦИК принял постановление о преобразовании УАО в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. С 1934 по 1936 гг. республика входила в состав Кировского края.

Структура управления УАССР определялась решениями I съезда Советов Удмуртской АССР, состоявшегося в 1935 г. Высшим органом власти стал съезд Советов УАССР.

Таким образом, усилиями удмуртской интеллигенции, советских и партийных работников, поддержанными большинством удмуртского народа, была образована удмуртская национальная государственность, создана система высших и местных органов государственной власти. Удмуртский народ получил право пользоваться своим родным языком во всех сферах общественно-политической жизни, право широкого участия в работе органов государственной власти, право управления хозяйственным и культурным строительством.

В 1937 г. в состав республики были включены города Воткинск и Сарапул, Воткинский, Сарапульский, Киясовский, Каракулинский районы, в 1939 г. – Кизнерский район.

 

События августа 1991 года положили начало структурным изменениям во всей системе государственной власти и управления как в России, так и в Удмуртии. 11 октября 1991 г. Верховный Совет Удмуртской АССР принял Закон Удмуртской АССР о внесении изменений в Конституцию УАССР об изменении названия республики, согласно которому название «Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика» заменено названием «Удмуртская Республика».

Сегодня Удмуртская Республика – это территория межнационального мира и согласия с развитой экономикой, наукой и своей самобытной культурой.

Согласно Конституции Удмуртии и Закону «Об административно-территориальном устройстве Удмуртской Республики», субъект России включает следующие административно-территориальные единицы:

- пять городов республиканского значения (Ижевск, Воткинск, Глазов, Можга, Сарапул);

- 25 муниципальных районов и город районного значения (Камбарка);

- столицу – город Ижевск.

Государственный флаг Удмуртской Республики был учрежден Верховным советом региона 4 ноября 1993 года. В 1994 г. у республики появился и собственный герб.

Высший законодательный и контрольный орган – Государственный Совет Удмуртской Республики, переизбираемый каждые пять лет.

Высшее должностное лицо региона – Глава Удмуртской Республики. С сентября 2017 г. эту должность занимает Александр Владимирович Бречалов.

Литература:

2017 год в истории Удмуртии: Документы и материалы / Комитет по делам архивов при Правительстве УР. – Ижевск: Удмуртия, 2017. – 576 с.: ил.

Удмуртская Республика: энциклопедия / гл. ред. В.В. Туганаев. – 2-е изд., испр. и доп. – Ижевск: Удмуртия, 2008. – 768 с.: ил.

Хрестоматия по истории Удмуртии. В 2 т. Т. 2. Документы и материалы 1917-2007 / науч. ред. Л.Н. Бехтерева, К.И. Куликов. – Ижевск, 2007. – 772 с.: ил.

История Удмуртии. ХХ век / под. ред. К.И. Куликова. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. – 544 с.: ил.

Павлов Н.П. Самоуправление, автономия: идеи, реалии. – Ижевск: Удмуртия, 2000. – 224 с.: ил.

Сарапул. Документы и материалы. 1596-1985. – Ижевск: Удмуртия, 1987. – 268 с.: ил.

Суханов И.А. История нашего края: учеб. пособие. – Ижевск: Удмуртия, 1976. – 184 с.: ил.

http://sarlib.ru/god/100/info.php

                   

              

Удмуртская Республика

Численность населения республики составляет 1532,7 тыс. чел., города Ижевска – 615,7 тыс. чел. Более половины населения живет в городах. Удмуртия является многонациональной республикой: 60,1% населения составляют русские, 29,3% – удмурты, 6,9% – татары, а также украинцы, чуваши, марийцы, башкиры, немцы и др. Коренной и титульной народностью региона являются удмурты. Под влиянием этноисторических условий удмурты севера и юга различаются (у северных удмуртов проявляется русское влияние, а у южных – тюркское).

Удмурты

Представители финно-угорского мира – автохтонное население края. Традиционно делятся на северных и южных. В системе расселения удмурты численно преобладают в 16-и из 25 районов республики, значительно уступая русским только в 4-х южных (Прикамских районах республики).

Нацию характеризует высокая музыкальная и танцевальная культура, сохранившиеся и реконструированные народные промыслы.

В традиционной удмуртской культуре сохранилось достаточно много архаических черт: осознание принадлежности к двум крупным родоплеменным объединениям «Ватка» и «Калмез», так называемая воршуду (роду).

Удмурты в составе российского государства были христианизированы, но смогли сохранить многие черты языческих верований в повседневной обрядности. Язычество в чистом виде с жрецами и родовой куалой смогли сохранить только удмурты Алнашского района. На большей части территории Удмуртии справляются отдельные обряды сельскохозяйственного цикла, остаются почитаемыми или табуированными особые объекты – священные места (рощи, деревья, родники и др. места молений).

Интересна и познавательна структура традиционной удмуртской усадьбы.

Бесермяне

Коренная малочисленная народность, говорящая на удмуртском языке, проживающая в Ярском, Юкаменском, Балезинском районах Удмуртской Республики. В сложной этнической истории народа читается тюркский компонент, несмотря на христианизацию (XIX в.), система мировоззрения включает и пережитки язычества и мусульманства.

Татары

Третья по численности национальность, проживающая в Удмуртской Республике.

Особо выделяется Чепецкая группа татар (Глазовский, Балезинский, Юкаменский районы), сохранившая целый ряд языковых особенностей и богатую народную культуру.

Кряшены

Крещеные татары (проживают преимущественно в Граховском районе).

Марийцы

Компактно проживают в Каракулинском районе. Как и удмурты относятся к финно-угорской языковой группе, сохранили многие компоненты традиционной культуры и пережитки языческих верований.

Русские

Составляют большинство населения Удмуртской Республики.

С этнографической точки зрения наибольшую сохранность традиционной культуры демонстрируют старообрядцы.

На северо-западе Удмуртии в Кезском и Балезинском районе имеются уникальные села с. Кулига и с. Сергино, сохранившие глубокий пласт старообрядческой культуры.

                                                     Народы живущие в Удмуртии

                     

                 

               Ижевск город – завод

 

  10 июня 1807 года был основан

  Ижевский оружейный завод

10 июня 1807 года был основан Ижевский оружейный завод, спустя 210 лет имя этого завода знают во всем мире. Но тогда, в далекому уже 1807 году в Ижевске на берегах небольшой реки Иж была основана лишь скромная оружейная контора. На тот момент в городе уже существовал небольшой железоделательный завод. Под руководством инженера Андрея Дерябина железоделательный завод был объединен с оружейным. Уже осенью 1807 года на новом предприятии начали выпускать первое оружие – солдатское гладкоствольное семилинейное (калибра 17,7 мм) кремневое ружье. С тех пор на протяжении уже более чем двух веков ижевские оружейники исправно снабжают русскую армию первоклассными образцами стрелкового оружия.
Надежность и простота эксплуатации – это то, что делает оружие Концерна «Калашников» уникальным. С момента своего основания в 1807 году, Ижевский оружейный завод (сегодня Концерн «Калашников») снабжает русскую армию не только огнестрельным, но и холодным оружием. Начиная с Отечественной войны 1812 года, ни одна крупная победа российского оружия не обходилась без продукции, созданной ижевскими мастерами-оружейниками. Уже в первые четыре года своего существования ижевский завод произвел две тысячи кремневых ружей, а во время Отечественной войны 1812 году сумел поставить для русской армии более 6 тысяч ружей, увеличив объем выпуска продукции в десять раз.

Уже в середине XIX века на Ижевском заводе освоили выпуск первой в России массовой нарезной винтовки. А в годы Великой Отечественной войны оружейники из Ижевска поставляли в действующую армию широкую номенклатуру вооружений: пистолеты ТТ, винтовки Мосина (знаменитые трехлинейки), авиационные пулеметы, противотанковые ружья конструкции Симонова и Дегтярева. Однако в историю мирового оружейного дела ижевское предприятие навсегда вошло благодаря автомату, созданному Михаилом Тимофеевичем Калашниковым. Его автомат называют самым известным и массовым образцом стрелкового оружия второй половины XX века.

 


Окончательный вариант АК был создан летом 1947 года, осенью того же года данное оружие успешно прошло серию полигонных испытаний и было рекомендовано к запуску в серийное производство. Наладить выпуск новинки было решено на Ижевском машиностроительном заводе. Преимущества автомата Калашникова перед другими системами стрелкового оружия были достаточно очевидны. Даже создатель не менее знаменитой американской штурмовой винтовки М16 Юджин Стоунер после детального изучения советского автомата вынужден был признать его превосходство по боевым качествам, особенно по удобству и неприхотливости в эксплуатации.

Впрочем, наиболее важным достоинством АК была простота конструкции и, как следствие, легкость его сборки. Нет ничего удивительного в том, что на главном сборочном конвейере «Ижмаша» всегда трудились женщины. Огромное количество автоматов Калашникова было собрано нежными женскими руками. Стоит отметить, что простота конструкции наряду с унификацией деталей – это отличительная черта всех разработок стрелкового оружия из Ижевска. Еще основатель Ижевского оружейного завода Андрей Дерябин более двух веков назад любил устраивать образцово-показательные проверки: в его присутствии рабочие разбирали несколько ружей, перемешивали детали, после чего снова собирали оружие. При этом каждое ружье отлично стреляло.

 

Этот же «фокус», но уже с автоматом Калашникова в 50-70-е годы прошлого века демонстрировали и руководители Ижевского машиностроительного завода. На посещавшие завод иностранные делегации подобное действо производило неизгладимое впечатление. Как результат автомат Калашникова находился и продолжает находиться на вооружении армий или специальных службы более чем 100 стран мира.

 

             


На сегодняшний день концерн «Калашников», который и стал правопреемником ижевского оружейного завода, открытого 10 июня 1807 года, является крупнейшим в России производителем боевого автоматического и снайперского оружия, а также управляемых артиллерийских снарядов и широкого спектра высокоточного оружия. Помимо этого концерн выпускает широкой ассортимент продукции гражданского назначения: спортивные винтовки, охотничьи ружья, станки и инструмент. Концерн «Калашников» является флагманом стрелковой отрасли России, сегодня на его долю приходится около 95% производства всего стрелкового оружия в стране. Продукция предприятия поставляется более чем в 27 государства мира.

На сегодняшний день в состав концерна входят три оружейных бренда: «Калашников» – боевое и гражданское оружие, «Baikal» – охотничье и гражданское оружие, «IZHMASH» – спортивное оружие. Новым направлением деятельности для концерна являются: беспилотные летательные аппараты, многофункциональные катера специального назначения и даже дистанционно-управляемые боевые модули.

Безусловно, самой известной продукцией ижевского предприятия и самым узнаваемым в мире ижевским брендом является автомат Калашникова. Благодаря гениальной простоте конструкции, а также неповторимому сочетанию технических характеристик, данное оружие было признано лучшим стрелковым оружием ХХ века и по-прежнему состоит на вооружении силовых структур Российской Федерации. Сегодня ижевское предприятие выпускает уже четвертое поколение автоматов Калашникова – АК «сотой» серии: АК-101, АК-102, АК-103, АК-104, АК-105. В настоящее время завершаются государственные испытания нового автомата, который относят уже к пятому поколению – АК-12. Помимо этого концерн «Калашников» снабжает специальные подразделения нашей страны снайперскими винтовками СВД, СВДС, СВДМ, СВ-98, СВ-99, а также выпускает оружие, предназначенное для вооружения сотрудников сил правопорядка – карабин 18,5 КС-К, пистолет-пулемет «Витязь» и другие модели.

 

                 

           Сайга-12 исполнение 340, фото: kalashnikov.com


На базе знаменитого на весь мир автомата «Калашникова» было создано достаточно много образцов гражданского оружия. На базе АК «сотой» серии и другого стрелкового оружия в Ижевске были спроектированы три абсолютно новых образца гражданской продукции – «Сайга-МК107», «Сайга-9» и «Сайга-12 исполнение 340». В 2015 году концерн представил новую разработку – ружье «Сайга-12» исполнение 340. Гладкоствольное ружье, созданное конструкторами из Ижевска в тесном сотрудничестве с ведущими спортсменами Федерации практической стрельбы России, уже успело доказать свою надежность, оружие полностью готово к любым испытаниям. «Сайга-12» доказала это во время чемпионата мира по практической стрельбе из ружья, который состоялся в Италии в 2015 году. Впервые все российские призеры одержали уверенную победу в открытом классе, выступив на соревнованиях именно с этим ружьем, которое не так давно начали продавать в розницу.

 

Наверно, нет сегодня на территории бывшего Советского Союза ни одного охотника старше 30 лет, который не держал бы когда-то в руках одно из ружей, выпущенных в Ижевске. Иж-17, Иж-18, Иж-27 и Иж-58 можно было встретить где угодно – от Камчатки до Туркмении. Эти охотничьи ружья верой и правдой служили как охотникам-любителям, так и промысловикам. Массовое серийное производство гладкоствольного охотничьего оружия началось в столице Удмуртии в середине XX века. При этом выбор моделей по сравнению с днем сегодняшним был очень ограничен.

В ближайшей перспективе модернизация коснется модели МР-155 (надежность работы затворной группы, эргономика, увеличение износоустойчивости), МР-43 (эжектор, новая ложа, доработанный ударно-спусковой механизм, предохранитель и антабки), МР-27 (улучшенный внешний вид, новая ложа), «Лось-7» (эргономичная ложа, новое покрытие металлических частей, изменение шага нарезов, повышение надежности крепления магазина), «Барс-4» (изменения аналогичны «Лось-7» плюс введение новых калибров). В свою очередь, модернизированные охотничьи ружья и карабины ижевского производства будут постепенно замещаться на рынке или дополняться новыми, перспективными разработками местных оружейников, к примеру, МР-144/142 и МР-234.

 

Охотничье ружье МР-155, фото kalashnikov.com


Также на протяжении многих лет Концерн «Калашников» (ранее Ижмаш) является ведущим отечественным производителем спортивного оружия и единственным в нашей стране предприятием, выпускающим винтовки для биатлонистов под маркой «Биатлон-7» в различных исполнениях. Первая спортивная винтовка была создана в Ижевске еще 1949 году, работами над ней руководил конструктор Евгений Федорович Драгунов. Начиная с 1950 года, в Ижевске был налажен выпуск прекрасно зарекомендовавших себя разнообразных видов спортивного оружия, с помощью которого теперь уже несколькими поколениями советских и российских спортсменов и спорстменами некоторых других государств установлено большое количество мировых рекордов, а также завоевано большое количество высших олимпийских титулов.

 

Если вы 10 июня будете в Ижевске, обязательно посетите музей «Ижмаш», который в честь 210-летия со дня основания Ижевского оружейного завода (сегодня Концерн «Калашникова») и 190-летия музея проводит День открытых дверей. В субботу, 10 июня, все желающие смогут бесплатно посетить экспозиции музея, которые посвящены жизни великого конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова и истории создания самого известного в мире автомата – автомата Калашникова, а также познакомиться с более чем двухвековой историей производства оружия в Ижевске. 10 июня музей будет работать бесплатно, он будет открыт для посетителей с 8:30 до 16:30. Адрес музея: улица Свердлова, 32 (Площадь оружейников).

 

                                                   Здание музея


Сегодня в коллекции музея представлена очень богатая, двухвековая история Ижевского оружейного завода, которая раскрывается через экспонаты. Коллекция музея насчитывает более 350 образцов холодного и стрелкового оружия, а также порядка 30 мотоциклов, которые ранее выпускались на предприятии. В коллекции музея можно увидеть старинные опытные макеты станков, ружья и винтовки XIX века, авиапушки и пулеметы XX века, в коллекции мотоциклов имеется подлинник опытного образца мотоцикла Иж-1 еще 1928 года выпуска.

Сегодня музей занимает старейшее здание Ижевска. В разные годы в его стенах находились денежная кладовая, гауптвахта, кухня со столовой и даже местное лесничество.

 

    

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники информации:
https://kalashnikov.com
http://vvesti.com/istoriya/istoriya/legendarnomu-izhmashu-210-let
http://rvio.histrf.ru/soobshestvo/post-5291

 

         Финно-угорская кухня

До сих пор мы рассматривали национальные кухни тех народов СССР, которые в процессе своего исторического развития сложились в относительно крупные нации, обладающие численностью не менее одного миллиона человек, причем компактно живущие веками на своей определенной национальной территории, нередко в прошлом имевшие свои государства (Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Молдавия, Узбекистан). Такие народы, сохранившие национальную развитую культуру, в том числе и ярко выраженные национальные кухни, образуют, как правило, союзные республики. Вот почему число крупных национальных кулинарных направлений совпало у нас в основном с числом союзных республик.

Финно-угорские народы занимают, с этой точки зрения, особое положение. Помимо эстонцев, компактно живущих на территории Эстонской ССР и насчитывающих около миллиона человек, все остальные финно-угорские народы рассеяны на обширной территории в пределах РСФСР. Обладая национальной автономией, они насчитывают в общей сложности 3 млн 250 тыс. человек. За исключением небольшой группы балтийских финнов (карелы, финны, вепсы, ижора, водь, ливы — общей численностью 230 тыс.), основная масса финно-угорских народов СССР, т. е. более 3 млн человек, расселена на обширной территории от Поволжья до Зауралья, от нижнего течения Оки, Цны, Мокши до среднего течения Оби.

Было бы необоснованным обойти вниманием эту значительную национальную группу населения СССР. И дело не только в том, что она занимает территорию в 1 млн 235 тыс. кв. км, т. е. более чем пяти Великобритании, включает 5 автономных республик, 2 автономных национальных округа, 14 народов, говорящих на 16 языках и более чем на 30 диалектах. Эти народы играли особую роль в истории нашей страны, и особенно в истории русского народа. Более того, кулинарное искусство финно-угорских народов, хотя и сохранилось в гораздо более сокращенном виде по сравнению с кулинарным наследием других народов, обладает такими оригинальными чертами и оказало такое воздействие на русскую кухню, что оно заслуживает специального и притом внимательного рассмотрения.

Финно-угорские народы волжской, балтийской и уральской (пермской) групп принадлежат к древнейшему населению северо-запада и северо-востока европейской части СССР. Это мордва, марийцы, коми, коми-пермяки, удмурты, манси, ханты, саамы, кроме уже названных представителей балтийской группы.

 «Не знаем, когда они в России поселились, но не знаем также никого старобытнее их», — отмечал еще Н. М. Карамзин. Славянские племена пришли в эти районы значительно позже, застав уже на всем пространстве к северо-востоку от линии Псков — Москва — Рязань — Пенза финно-угорские племена. Правда, древние финно-угорские поселенцы составляли крайне редкое, рассредоточенное на огромных пространствах население. Они не имели ни городов, ни сел либо деревень, жили в небольших, Укрепленных поселениях по берегам рек — так называемых «городках», память о которых до сих пор осталась в названиях Белый городок (на Волге под Кимрами), Тар-ногский городок (вблизи впадения р. Тарноги в р. Сухону), Чусовские городки (на Чусовой), Кичменгский городок (на Р- Кичменге вблизи р. Юга) и др.

Современная археология дает основания считать, что уже в III—IV вв. происходила консолидация финно-угорских племен, создавших к V—VI вв. союзы племен - Фратрии. Их встреча со славянскими племенами, притекавшими с юго-запада, произошла не ранее VIII в.

В течение четырех-пяти сотен лет, т. е. на протяжении VIII—XII вв., происходил процесс ассимиляции, растворе-ния в славянской массе самой крайней, выдвинутой на юго-запад группы угро-финских племен. Отчасти они были уничтожены в военных столкновениях, в борьбе за занятие мест, богатых рыбой или лесными пчелиными дикими пасеками (бортневыми ухожаями). Так, в районе среднего течения Оки, Москвы-реки, Клязьмы, Лопасни, на Верхней Волге, вокруг озера Неро, реки Которосли, у Кубенского озера и по Шексне и Мологе полностью исчезли уже к XII в. такие финно-угорские племена, как весь, меря, мурома, мещера, чудь белоглазая. Они были истреблены или полностью поглощены в процессе ассимиляции славянами, образовавшими таким путем северорусскую народность.

В дальнейшем, начиная с XIV в. и на протяжении XV—XVII вв., происходит продвижение русских — в результате военных походов, но более всего из-за крестьянской колонизации — в направлении Заволжья и Урала. Пермские племена Предуралья и Зауралья подвергаются в этот период христианизации, происходит также ассимиляция с ними значительно меньшего по количеству пришлого русского населения. В эту эпоху преобладает мирный характер русской колонизации, в результате чего полного исчезновения малых местных финно-угорских племен уже не происходит, а наоборот, немногочисленное пришлое русское население начинает частично перенимать, а частично переиначивать на свой лад местные обычаи и навыки в области хозяйства, в том числе и в области кулинарии. Марийцы, удмурты, коми и коми-пермяки сохраняют за собой крупные территории, основы своей национальной культуры, хотя и вбирают в себя многое из русской культуры.

Вот почему до сих пор блюда таких региональных ответвлений русской кухни, как поволжская, северная (архангельская) и уральская, обнаруживают черты сильного влияния древней угро-финской кулинарии. Это проявляется и в подборе пищевого сырья (рыба, лесная дичь, лесные ягоды, травы), и в особых приемах его композиции, и в методах приготовления, в технологии (например, квашение... рыбы).

Вместе с тем процесс непрерывного увеличения доли пришлого русского населения в Заволжье, Предуралье и Зауралье за последние 200 лет, процесс постоянного привнесения новых хозяйственных навыков из Западной и Центральной России привел постепенно к значительной утрате местных обычаев, особенно в области кулинарии У молодых поколений эти навыки и знание национальной рецептуры финно-угорских блюд к середине XX в. практически отсутствовали. Немалую роль в этом забвении национальных кулинарных традиций, например, среди мор. довского, марийского, удмуртского и коми-пермяцкого населения сыграло то обстоятельство, что с 20-х до 40-х годов все местное, народное отождествлялось и расценивалось как провинциальное, «отсталое» и по этой причине некритически заменялось всем «городским», «современным», «культурным». Так, русские городские, «столов-ские» кулинарные приемы и правила практически вытеснили многие национальные.

А в районах расселения таких малых финно-угорских народов, как манси, ханты и саамы, индустриализация и изменение системы хозяйства и снабжения привели к исчезновению даже самих продуктов, необходимых для создания национальных блюд (например, деликатесных видов красной рыбы — семги, нельмы, белорыбицы и сось-винской сельди; национального мясного сырья — оленины, оленьей крови и оленьего молока; некоторых видов местных растений — жерухи, сараны, водяники, крайне чувствительных к изменению экологической обстановки в связи с превращением ряда районов Севера в нефтедобывающие).

В силу всех этих причин ныне нельзя уже говорить о наличии какой-либо обширной по ассортименту блюд, по своей последовательности и фундаментальности кухне финно-угорских народов, большинство которых до 1917 г. были бесписьменными, а потому не зафиксировали вовремя в письменном виде свой кулинарный национальный репертуар.

Большинство блюд национальных кухонь финно-угорских народов Урала и Зауралья фактически либо не сохранилось, либо получило искаженную трактовку в навыках местного населения и даже в записях приезжавших туда этнографов. Современный кулинарный репертуар таких народов, как мордва, марийцы, удмурты, коми, если подходить к нему с чисто этнографической, научной точки зрения, содержит крайне мало национального, ибо в своем нынешнем виде искажен многочисленными перекрестными влияниями или прямыми заимствованиями из кухонь соседних народов — русской, татарской, чувашской, башкирской и даже украинской, которая через общественное питание оказывает серьезное «давление» на национальные кухни целого ряда народов нашей страны.

В то же время, хотя в целом, законченном виде национальные кухни финно-угорских народов практически не существуют, почти у каждого из них сохранились одно-два наиболее характерных, излюбленных, просто традиционных, праздничных или ритуальных блюда, переживших века. Эти блюда и составляют как бы ядро национальной кухни финно-угорских народов. Некоторые из них имеют аналоги в кулинарии двух-трех народов, иные представляют собой уникумы, сохранившиеся лишь у одного народа, третьи, наконец, известны и дошли до нас под видом... старинных блюд русской кухни, забытых ныне в национальной русской кулинарии, ибо они исчезли из нее еще в XVII—XVIII вв.

Если собрать воедино все эти разрозненные реликты финно-угорского кулинарного мастерства, если реконструировать некоторые из них, очистив от искажений и наслоений, то в сумме они дадут верное представление о наиболее характерных особенностях финно-угорской кулинарии, так как в далеком прошлом, до разделения утро-финнов на отдельные народности, такие блюда были типичны для них в целом.

Именно этот небольшой по числу названий блюд кулинарный репертуар можно считать единственно достоверным с этнографической точки зрения материалом, дающим представление об особенностях, своеобразии и неповторимом характере финно-угорской кулинарной культуры.

И хотя свод сохранившихся национальных блюд угро-финской народной кухни составлен из «кусочков», «обломков» некогда обширного кулинарного наследства, созданная таким образом мозаика не грешит искусственностью и пестротой, а дает цельное представление об основных принципах кулинарного подхода угро-финнов к композиции блюд, о принципах подбора сырьевого материала, о методах его кулинарной обработки.

Эти принципы и методы были связаны в прошлом с условиями особого хозяйства угро-финнов, с религиозными верованиями, представлениями, обычаями народов, занимающихся рыболовством и охотой на лесного зверя и птицу.

В период своей полной национальной самостоятельности, до христианизации, наложившей узду на многие языческие кулинарные обычаи и приведшей к полному запрету ряда национальных блюд как «поганых», «нечистых», большинство финно-угорских народов вело полукочевой образ жизни.

Они селились по берегам рек, часто перенося свои временные стоянки, за исключением тех, что обосновывались на удобных местах рыбного лова. В верховьях рек финно-угорские племена, как правило, не селились, а нижнее и среднее течение делилось между разными племенами одного и того же народа; одна народность занимала бассейн какой-либо крупной реки со всеми ее притоками. Бассейн других крупных рек заселяли другие народности финно-угров. В пределах «своего» бассейна, — а у таких рек, как Вычегда, Печора, Кама, Вятка, Обь, он достигал нескольких сотен и даже тысяч километров, — перемещение племен шло непрерывно, вернее сезонно. Поэтому расстояние в 300—500 км было привычным для «хода» охотника или рыболова, оно покрывалось летом по течению реки, на лодках, а зимой — по ледоставу на лыжах. Небольшое по численности, редкое население постоянно контролировало огромную территорию и осваивало ее только экстенсивно. Вплоть до XVIII в. у угро-финнов не было огнестрельного оружия и основным хозяйственным правилом на протяжении тысячелетий было поддержание изобилия природы, крайне бережное, щадящее отношение к ней, сохранение непуганым животного мира. Верховья рек оставались неприкосновенными, священными и недоступными. Практически на протяжении трети любой реки от истоков нельзя было ловить рыбу, бить зверя, уничтожать деревья и даже собирать ягоды и грибы. Так веками сохранялись в Заволжье и Предуралье огромные, непроходимые лесные пространства, многие из которых до середины XIX в. оставались нетронутыми.

Ловить рыбу во время нереста или уничтожать детенышей лесной дичи считалось у язычников угро-финнов тягчайшим преступлением. Ослушников согласно обычаям изгоняли из племени или чаще всего казнили, принося жертвы богам.

Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии финно-угорских народов. Рыба, разумеется, была основным пищевым сырьем. Но рыбные блюда различались не только степенью кулинарной обработки той или иной рыбы, тем, что ее ели сырую, мороженую, вяленую, сушеную, кислую (квашеную), соленую или вареную, но и тем, что разные виды рыб обладали разным вкусом и приготовлялись по-разному, разными методами. Кроме того, можно было по-разному использовать их субпродукты — печень, икру, молоки, жир. Отсюда огромное разнообразие блюд из рыбы.

Так, например, в карельской кухне только сигов запекали целиком в пирог, в мансийской кухне только сось-винскую сельдь приготовляли с лесными травами, в мордовской кухне только стерлядь отваривали для ухи живьем, без потрошения, и т. д.

На подбор кулинарного сырья веками влиял и такой фактор, как ограниченность средств лова лесного зверя и птицы. Основными орудиями лова были силки, западни. Поэтому ловили в основном лесную птицу — глухарей, тетеревов, куропаток, а из зверей — зайцев. Крупные звери вроде медведя и даже лося были практически недосяга-емыми, пока не появилось огнестрельное оружие. Медведь и лось поэтому считались священными животными, хозяевами тайги. Они долгое время не подлежали охоте. Национальным мясом у мордвы, марийцев, пермяков была зайчатина. По русским религиозным правилам до XIX в. это мясо считалось нечистым, поэтому угро-финны после насильственного принятия христианства блюда из зайчатины зачастую изготовляли «подпольно», отчего национальная технология их со временем была утрачена.

Мясо и птицу тушили, пекли и варили. Жарили значительно реже, и то в основном в районах, где угро-финны контактировали с татарскими и башкирскими племенами.

Из овощей национальными для финно-угорских народов можно считать редьку и репу, из пряных трав — жеруху, хрен, ложечную траву, лук, сарану, борщевик, лесной хвощ (пермский подвид), крапиву, молодую сныть.

Картофель по-настоящему стал известен восточным Угро-финнам лишь в советское время. Употребление картофеля в их национальных блюдах считается дурным тоном Даже в наше время, ибо видоизменяет вкус этих блюд, придает не свойственный им характер.

В то же время картофель в кухне западных финнов, в карельской и эстонской кухне — абсолютно нормальное национальное явление, поскольку в быт и кулинарию этих народов он вошел в начале XVIII в., даже раньше, чем в России.

По-иному обстоит дело с грибами. Для западных финнов грибы как пищевое сырье практически не существуют. Наоборот, у народов восточной финно-угорской группы грибы — существенный элемент национального пищевого рациона. Их, как правило, отваривают, реже жарят, но охотнее всего солят, квасят и сушат, благо в лесах северо-востока обилие и разнообразие грибов.

Сладкий стол финно-угров относительно скромен: это в основном различные комбинации двух ценных продуктов — лесных ягод и меда. Сахар до революции почти не употреблялся. К национальным кондитерским изделиям можно отнести пироги с тертой сушеной черемухой, со свежей калиной (чевчелень-прякат) и пироги со щавелем, слегка подслащенным сахаром или медом. На основе меда у мордвы и марийцев созданы национальные напитки.

Таким образом, по своему пищевому сырью финно-угорская кухня весьма несложна, здорова, но ныне относительно труднодоступна: красная рыба, икра, зайчатина, оленина, лосина, лесные ягоды — брусника, земляника, черника, клюква, куманика, водяника, морошка; грибы, дичь — глухари, тетерева, куропатк


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.