Сущность и виды безналичных форм расчетов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сущность и виды безналичных форм расчетов

2022-09-11 35
Сущность и виды безналичных форм расчетов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования в народном хозяйстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Денежные средства являются наиболее подвижными активами предприятий и организаций. Операции с денежными средствами носят массовый характер, затрагивают практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, предприятие должно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли. Наибольшую подвижность имеют наличные денежные средства, движение которых совершается посредством кассовых операций, они играют важную роль учета денежных средств на предприятии.

Рациональное формирование денежных средств способствует ритмичности операционного цикла предприятия и обеспечивает рост объемов производства и реализации продукции. При этом любое нарушение платежной дисциплины отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции, положении предприятия на рынке и т.д. Даже у предприятий, успешно работающих на рынке и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что предприятия в условиях рыночных отношений имеют хозяйственные связи с другими предприятиями. Управление денежными средствами является важным фактором ускорения оборота капитала предприятия. Это происходит за счет сокращения продолжительности операционного цикла, более экономного использования собственных и уменьшения потребности в заемных источниках денежных средств.

Цель курсовой работы изучить и раскрыть порядок ведения и отражения в учете денежных средств находящихся на специальных счетах банка.

З адачи курсовой работы:

- изучить и раскрыть сущность, классификацию безналичных расчетов;

- рассмотреть порядок открытия счетов организациям;

- изучить порядок синтетического и аналитического учета операций по текущим счетам в национальной валюте;

-  рассмотреть синтетический и аналитический учет специальных счетов в банке;

- изучить учёт операций по аккредитивной форме расчётов, учёт операций по расчётам чеками и чековыми книжками, учёт операций на кредитных и магнитных картах;

- показать совершенствование учета денежных средств на специальных счетах в банке.

  Курсовая работа включает: введение, две главы, выводы и предложения, список литературы.

Первая глава посвящена сущности, классификации безналичных расчетов, порядку открытия счетов организациям.

Во второй главе отражено своевременное и полное отражение их в учете, синтетическому и аналитическому учета специальных счетов в банке, согласно законодательству ПМР.

В третьей главе освещено совершенствование учета денежных средств на специальных счетах в банке.

При написании данной работы использовалась научная, учебная, методическая литература, нормативно-правовая база ПМР.

Глава 1. C ущность и документальное оформление ведения операций на специальных счетах банка

9          7        8                              4     3     2

                                             5

                                                10

 

Рис.1.2. Схема аккредитивной формы расчетов

Схема расчетов по аккредитивам показывает порядок оформления расчетов между поставщиком и покупателем, где:

1. Заключение договора – контракта с указанием аккредитивной формы

расчетов;

2. Заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия использования его поставщиком);

3. Выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;

4. Извещение об открытии аккредитива, его условия;

5. Сообщение поставщику условий аккредитива;

6. Отгрузка готовой продукции по условиям аккредитива;

7. Поставщик предоставил платежные документы на оплату за счет аккредитива;

8. Извещение об использование аккредитива;

9. Выписка из расчетного счета – зачислен платеж;

10. Выписка со счета аккредитива, об использовании аккредитива (Рис. 1.2.).

Существуют несколько видов аккредитивов. Покрытый и не покрытый аккредитивы затрагивают интересы только покупателя, и ни как не касаются поставщика.

Аккредитив считается покрытым, когда денежные средства списываются с расчетного счета покупателя (или представляются ему в кредит) и депонируются банком для последующих платежей поставщику. В результате оборотные средства покупателя отвлекаются на довольно длительный срок. По этому более выгодно использовать для расчетов не покрытый (гарантированный) аккредитив. В этом случае банк поставщика спишет денежные средства прямо с открытого у него счета банка покупателя. Средства же самого покупателя будут оставаться в обороте до момента расчета с поставщиком. Но прибегать к расчетам в форме не покрытого аккредитива можно лишь в том случае, когда банк покупателя и банк поставщика имеют корреспондентские отношения друг с другом. Кроме того, покупатель должен числиться на хорошем счету у банка - в качестве добросовестного и честного клиента.

У непокрытого (гарантированного) аккредитива есть и недостаток – плата банку за непокрытый аккредитив значительно превышает плату за покрытый.

Безотзывный и отзывной аккредитив представляют собой интерес, прежде всего для поставщика. При отзывном аккредитиве банк покупателя может в любой момент без уведомления поставщика изменить условие провидения расчетов или же, и вовсе отменить их. Соответственно в случае безотзывного аккредитива для изменений условий расчетов или отмены платежа требуется согласие поставщика.

Согласно ГК ПМР, право собственности у покупателя возникает с момента передачи готовой продукции, если иное не предусмотрено законом или договором.

Передачей признается не только вручение продукции непосредственно покупателю, но и сдача перевозчику для отправки покупателю. Как правило, исполнение аккредитива не совпадает с моментом перехода право собственности на отгороженную готовую продукцию. 

В заключении отметим, что аккредитив в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед другими формами безналичных расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски, как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов, если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.

Расчеты векселями. В условиях перехода рыночной экономики, в ПМР возникла необходимость к восстановлению на финансовом рынке вексельного обращения, и, прежде всего это относится к использованию векселя во взаимоотношениях покупателя, заказчика и продавца в сделках, связанных с поставкой готовой продукции. Вексель является универсальным средством расчетов и кредитования, и используется в качестве займа в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, оказанные услуги, выполненные работы.

В этом случае применяется товарный (коммерческий) вексель, который имеет двойственный характер, проявляющийся в том, что он функционирует и как ценная бумага, и как средство расчетов, учитываемых на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Существует два вида векселей: простой и переводной. В расчетах простым векселем участвуют две стороны: векселедатель и векселедержатель. Векселя выписываются в качестве оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Простой вексель - это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму по наступление срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы (услуги).

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство и приобретает юридическую силу только, после его акцепта плательщиком (трассатом). С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа.

До наступления срока погашения товарный вексель может быть передан векселедержателем третьему лицу, которым может быть любое юридическое или финансовое лицо. Передача может осуществляться в порядке взаиморасчетов за полученную готовую продукцию, в качестве средств расчетов за кредиты и займы, оказания финансовой помощи или продаваться за деньги. С момента получения векселя третьими лицами он теряет свойство товарного, и его обращение будет регламентироваться правилами, действующими для финансовых векселей.

Индоссамент (жиро) - передаточная надпись на векселе, которой оформляется передача прав по нему другому лицу.

Существенно убыстряет оборот средств учет (дисконтирование) векселей в банках. Предприятия по договоренности с банками могут передавать им векселя для дальнейшей работы. Банки могут совершать с векселями следующие операции: принятие на инкассо, для оплаты; учет векселей; выдача ссуд под обеспечение векселей.

Приняв на инкассо или для оплаты векселя, банк берет на себя ответственность за предъявление его плательщику или производство платежей в установленный срок. За выполнение этих функций банк имеет право на вознаграждение.

Под учетом векселей следует понимать такую операцию, когда векселедержатель передает (продает) банку векселя по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это определенную сумму по векселю за вычетом учтенного процента (дисконта)

Вексель содержит:

а) наименование векселя, включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, но котором этот документ составлен;

б) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;

в) наименование (фамилию и имя физического лица), адрес и банковские реквизиты того, кто должен платить;

г) срок платежа;

д) указание места платежа;

е) наименование (фамилию и имя физического лица), адрес и банковские реквизиты того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;

ж) дату и место составления векселя;

з) подписи руководителя и главного бухгалтера векселедателя - юридического лица, скрепленные печатью. Векселедатель - физическое лицо, указывает свою фамилию, имя, адрес и заверяет вексель подписью, удостоверенной нотариусом.

Документ, в котором отсутствует какое-либо из обозначений, указанных выше, не имеет силы векселя.

Переводный вексель выписывается в 2х экземплярах: первый (прима) передается в обеспечение трассанту, а второй (секунда) остается у трассата.

Вместе с тем организации не редко становятся участниками других форм расчетных отношений, в частности, расчетов с использованием чеков.

Расчеты чеками. Чеком признается документ установленной формы, содержащий приказ или распоряжение банку списать указанную в чеке сумму с расчетного счета плательщика и зачислить ее на расчетный счет получателя платежа. Участниками чекового обращения выступают три лица: чекодатель, плательщик по чеку и чекодержатель.

Действующая методология бухгалтерского учета не предусматривает отнесение чеков к финансовым вложениям организаций. По существующим правилам эти ценные бумаги для цели учета и отчетности рассматриваются в качестве средства обеспечении депонированных на специальном счете денежных средств и средств обеспечении дебиторской и кредиторской задолженности. Основанием для выдачи чеков является соглашения между чекодателем и плательщиком (чековый договор), согласно которому последний обязуется оплатить чеки при условии наличия у чекодателя средств на специальном счете. Законодательство не регламентирует форму такого договора, но доказательством его наличия может служить факт выдачи банком чековой книжки.

Все полученные чеки чекодержатель обязан зарегистрировать в книге учета ценных бумаг. Данный регистр должен иметь следующие обязательные реквизиты: наименования чекодателя, № и дату выписки чека, его сумму, наименования плательщика. Книга учета ценных бумаг брошюруется, скрепляется печатью организации и подписями ее руководителя и главного

бухгалтера.

Чек представляется к платежу в рабочий день и рабочие часы банка. Если последний срок представления совпадает с нерабочим днем в банке, то чек должен быть предоставлен к платежу в течение следующего рабочего дня. Предоставления чека к платежу возможно 2-мя способами: получение его непосредственного предъявления баку плательщику и путем предъявления чека в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо. Во втором случае оплата чека происходит в порядке исполнения инкассового поручения.

Плательщик по чеку обязан удостовериться в подлинности чека, а также в том, что его предъявитель является законным владельцем чека. После оплаты чека плательщик в праве потребовать передачи ему чека с распиской и получении платежа. В случае оплаты подложенного, похищенного или утраченного чека может возникнуть вопрос о распределении возникших убытков между чекодателем и банком.

ПОКУПАТЕЛЬ
ПОСТАВЩИК  
БАНК, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПОКУПАТЕЛЯ
БАНК, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПОСТАВЩИКА
                                         4

                                           3

    2      1      8                                             5         8

                                                

                                      7

                                          6

    

Рис. 1.3.  Схема расчетов чеками

 

  Согласно ст. 912 ГК ПМР убытки возлагаются на ту сторону, по чьей вине они были причинены. Схема расчетов чеками показывает порядок оформления расчетов между поставщиком и покупателем, где:

1. Покупатель представляет в обслуживающий его банк заявления на получение чеков и платежное поручение на депонирование сумм. В банке бронируются средства на отдельном счете и заполняются чеки, то есть проставляются наименования банка, номер лицевого счета, названия чекодателя сумма чека.

2. Покупателю выдаются чеки или чековая книжка.

3. Поставщик предоставляет покупателю документы на отгруженную продукцию.

4. Покупатель выдает чек поставщику.

5. Поставщик предъявляет чек в банк, обслуживающий поставщика при

реестре чеков.

6. Банк поставщика предъявляет чек для оплаты банку, обслуживающему покупателя.

7. Банк, обслуживающий покупателя, списывает сумму чека за счет ранее забронированных сумм в адрес поставщика.

8. Банки выдают клиентам выписки из счетов банка (Рис. 1.3).

В настоящее время в приднестровском деловом обороте преобладают расчеты платежными поручениями.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручение банку оплатить указанную сумму с расчетного счета плательщика и зачислить ее на расчетный счет получателя платежа. При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счетах, перевести определенную денежную сумму на счет, указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета, либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Схема расчетов платежными поручениями показывает порядок оформления расчетов между поставщиком и покупателем, где:

1. Поставщик передает продукцию и счет покупателю.

2. Платежное поручение направляется от покупателя в обслуживающий его

банк.

3. Банк списывает сумму с расчетного счета покупателя и по каналам электронной связи направляет в банк поставщика.

4. Идет зачисления суммы на расчетный счет поставщика.

5. Выписка из расчетного счета о зачислении суммы платежа (Рис. 1.4.).

 

ПОСТАВЩИК
ПОКУПАТЕЛЬ
                                            1


       4                                                                     2

БАНК ПОКУПАТЕЛЯ
БАНК ПОСТАВЩИКА  
                                            3


Рис.1.4. Схема расчетов платежными поручениями

Платежными поручениями производятся:

а) перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

б) перечисление денежных средств целях в возврата/размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;

в) перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц;

г) расчеты за отпущенные товары или оказанные услуги;

д) перечисление денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Получают выписку банка с расчетного счета. Полученная выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета. На основании данных оправдательных документов, (копии платежных поручений) приложенных к выписке отражается погашение дебиторской задолженности по каждому покупателю и по каждой выписанной накладной.

 

 

Заключение

Денежные средства - важнейший инструмент развития производства и являются наиболее подвижными активами предприятия. Хранятся они в кредитных учреждениях и в кассе предприятия. Исполь­зуются на приобретение материальных ценностей, оплату труда, услуг сторонних организаций, платежи финансовым органам, банку и на другие нужды.

Под денежными средствами понимают остаток денежных средств и денежных эквивалентов на расчетных, валютных и специальных банковских счетах, в кассе.

Все предприятия обязаны хранить денежные средства в банке, а для осуществления расчетов наличными деньгами (приема, хранения и расходования) каждая организация должна иметь кассу и вести всю необходимую документацию по установленной форме.

Поскольку при выборе той или иной формы расчётов учитывается огромное множество факторов, то у организации есть широкий выбор более подходящей формы расчётов для той или иной операции.

Для поставщика аккредитивная форма расчетов предпочтительнее других. Во-первых, она гарантирует ему оплату при исполнении им своих обязательств по поставке и защищает его от ненадежных и недобросовестных плательщиков, так как при этой форме деньги для расчетов зарезервированы в банке поставщика еще до осуществления им поставки материальных ценностей, работ, услуг. Кроме того, поставщик имеет возможность сразу после отгрузки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг получить деньги, сдав расчетные документы в банк по месту своего нахождения. Для покупателя-плательщика, наоборот, эта форма расчетов невыгодна, поскольку фактически это предоплата и его денежные средства всегда замораживаются, а иногда и на длительный срок (если по условиям договора, например, аккредитив должен быть открыт до начала изготовления заказа).

Чеки являются удобной формой безналичных расчетов, так как позволяют минимизировать риски, связанные с налично-денежным обращением. Для клиентов чек удобен тем, что они в любое время могут выдать его вместо уплаты денег. Расчеты чеками предпочтительнее по сравнению с наличными деньгами, так как плательщику не надо нести расходы по транспортировке и охране денежных средств. В случаях, когда покупатель и продавец находятся в разных городах или регионах, расчеты чеками также имеют свое преимущество, так как покупатель на месте может выписать чек на необходимую сумму.

Пластиковые карты – это электронные деньги. Пластиковая карта позволяет ее владельцу оперативно и без проблем получать наличные в любое время суток, контролировать свои расходы за определенные периоды времени и по определенным статьям, расплачиваться картой в определенной степени удобно, а иногда без карты просто трудно обойтись (бронирование гостиниц, аренда машин, оплата через Интернет). Но и пластиковая карта тоже имеет недостатки, такие как полная юридическая незащищенность держателя карты перед банком, который ему эту карту выдает: банк вправе забрать карту практически в любой момент, блокировать ее, увеличить тарифы, возложить все риски и ответственность за спорные ситуации на клиента; за пользование картами приходится платить существенные комиссии; большая цена потери карты и возможность мошеннического использования ваших средств, находящихся на карточном счету и т.п.

Таким образом, каждый может оценить достоинства и недостатки каждой из форм расчётов и сделать выбор: выгодно её использовать или нет.

 

 

Введение

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования в народном хозяйстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Денежные средства являются наиболее подвижными активами предприятий и организаций. Операции с денежными средствами носят массовый характер, затрагивают практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, предприятие должно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли. Наибольшую подвижность имеют наличные денежные средства, движение которых совершается посредством кассовых операций, они играют важную роль учета денежных средств на предприятии.

Рациональное формирование денежных средств способствует ритмичности операционного цикла предприятия и обеспечивает рост объемов производства и реализации продукции. При этом любое нарушение платежной дисциплины отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции, положении предприятия на рынке и т.д. Даже у предприятий, успешно работающих на рынке и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что предприятия в условиях рыночных отношений имеют хозяйственные связи с другими предприятиями. Управление денежными средствами является важным фактором ускорения оборота капитала предприятия. Это происходит за счет сокращения продолжительности операционного цикла, более экономного использования собственных и уменьшения потребности в заемных источниках денежных средств.

Цель курсовой работы изучить и раскрыть порядок ведения и отражения в учете денежных средств находящихся на специальных счетах банка.

З адачи курсовой работы:

- изучить и раскрыть сущность, классификацию безналичных расчетов;

- рассмотреть порядок открытия счетов организациям;

- изучить порядок синтетического и аналитического учета операций по текущим счетам в национальной валюте;

-  рассмотреть синтетический и аналитический учет специальных счетов в банке;

- изучить учёт операций по аккредитивной форме расчётов, учёт операций по расчётам чеками и чековыми книжками, учёт операций на кредитных и магнитных картах;

- показать совершенствование учета денежных средств на специальных счетах в банке.

  Курсовая работа включает: введение, две главы, выводы и предложения, список литературы.

Первая глава посвящена сущности, классификации безналичных расчетов, порядку открытия счетов организациям.

Во второй главе отражено своевременное и полное отражение их в учете, синтетическому и аналитическому учета специальных счетов в банке, согласно законодательству ПМР.

В третьей главе освещено совершенствование учета денежных средств на специальных счетах в банке.

При написании данной работы использовалась научная, учебная, методическая литература, нормативно-правовая база ПМР.

Глава 1. C ущность и документальное оформление ведения операций на специальных счетах банка

Сущность и виды безналичных форм расчетов

Организация бухгалтерского учета расчетов за товары и готовую продукцию зависит от формы применяемых расчетов. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между названными лицами могут производиться также наличными деньгами согласно Положению ПРБ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории ПМР» от 02.04.02г.

В ПМР предусматриваются следующие формы безналичных расчетов:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты требованиями-поручениями;

в) расчеты чеками;

г) расчеты аккредитивами.

Формы расчетов экономическими субъектами избираются самостоятельно, и оговариваются в договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями.

Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем получения покупателями товарно-материальных ценностей и совершением платежа, ликвидировать образование необоснованной дебиторской задолженности.

Расчеты платежными поручениями-требованиями.

Характерная особенность данной формы в том, что она направлена на защиту интересов покупателей в части проверки объема и качества поступающего груза, его соответствия договорным обязательствам, возможности отказа от оплаты по мотивированным причинам.

Смысл этой формы расчетов – акцепт покупателя на оплату предъявляемых поставщиками платежных требований-поручений. Обязательства сторон по акцептной форме расчетов возникают с момента отгрузки поставщиком материальных ценностей в адрес покупателя.

Поставщик, имея транспортные документы об отгрузке, выписывает платежное требование-поручение.

Платежное требование-поручение составляется на бланке установленной формы в трех экземплярах, если покупатель и поставщик обслуживаются в одном банке и в двух экземплярах, если покупатель и поставщик обслуживаются в разных банках.

Первые два экземпляра платежного требования-поручения подписываются поставщиком двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов и оттиском печати.

                                                     1

ПОКУПАТЕЛЬ
ПОСТАВЩИК
                                                    

                                                2

                                                     3

            7                                                                  4         5

БАНК ПОСТАВЩИКА
БАНК ПОКУПАТЕЛЯ


                                                  6

 

Рис.1.1. Схема расчетов платежными поручениями – требованиями.

      Схема расчетов платежными поручениями - требованиями показывает порядок оформления расчетов между поставщиком и покупателем, где:

1. Заключен договор – соглашение с указанием формы расчетов –    платежными требованиями – поручениями;

2. Отгрузка готовой продукции;

3. Документы на отгрузку и платежные требования – поручения отправлены покупателю;

4. Покупатель акцептовал платежные документы и передал в свой банк на оплату;

5. Документы о списании платежа в адрес поставщика переданы покупателю;

6. Банк покупателя осуществляет перевод денежных средств;

7. Выписка из расчетного счета о зачислении платежа (Рис. 1.1.).

Акцепт оформляется покупателем – подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати на первом и втором экземплярах платежного требования-поручения.

Банк, проверив наличие акцепта, правильность оформления платежного требования-поручения, списывает средства со счета плательщика.

Если плательщик и получатель обслуживаются в разных банках, платежные требования-поручения выписываются получателем средств (покупателем) на бланке установленной формы в двух экземплярах и направляется вместе с предусмотренными в договоре документами непосредственно плательщику для акцепта и оплаты, после чего оба экземпляра направляются в банк плательщика (покупателя).

Срок, в течение которого плательщик (покупатель) обязан предоставить в банк платежное поручение-требование, определяется сторонами в договоре.

При отказе оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет получателя в порядке и сроки, определенные договором. В договоре может предусматриваться ответственность за несвоевременное предоставление плательщиком в банк платежного требования-поручения для оплаты.

Мы рассмотрели порядок предоставления платежного требования-поручения непосредственно плательщику, возможен вариант предъявления платежного требования-поручения на инкассо.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежного требования-поручения, оплата которого может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в без акцептном порядке).

Для предъявления платежного требования-поручения на инкассо поставщик оформляет его в 3-х экземплярах (если поставщик и покупатель обслуживаются в одном банке) и предъявляет его в банк-эмитент в установленном порядке.

Если платежное требование-поручение оплачивается с акцептом, то в поле «Условие оплаты» получатель средств (поставщик) проставляет с акцептом, в поле «Срок для акцепта» указывается количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования-поручения. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считаются пять рабочих дней.

После получения от банка-эмитента реестра расчетных документов с приложенным платежным требованием-поручением, на всех экземплярах принятых исполняющим банком в поле «Срок платежа» проставляется дата, по наступление которой истекает срок акцепта платежного требования-поручения.

Первый экземпляр служит для извещения покупателя о поступлении

платежного поручения-требования и передается покупателю для акцепта не позже следующего рабочего дня со дня поступления в банк. При получении акцептованного платежного требования-поручения банк плательщика (покупателя), проверив правильность оформления платежного требования-поручения, списывает средства со счета плательщика.

При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежного поручения-требования оно считается акцептованным и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта оплачивается со счета плательщика.

Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований-поручений по основаниям, предусмотренным по основаниям, предусмотренным в договоре, в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт. Номер, дату договора и указанием мотивов отказа.

Отказ покупателя от оплаты платежного требования-поручения оформляется заявлением установленной формы и направляется банку-эмитенту для передачи поставщику.

Покупатель имеет право полностью отказаться от оплаты, в случае если готовая продукция не заказана, продукция поставлена досрочно без согласия покупателя, документально установлена не доброкачественность или не комплектность продукции, несогласованная цена. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки наряду с заказанной партией продукции и не заказанной или отгрузки в большем количестве, чем указано в счете.

При отказе от оплаты покупатель в том случае, если право собственности на готовую продукцию к нему не перешло, принимает поступившую продукцию на ответственное хранение и по мере поступления распоряжения поставщика отгружает ее в указанный адрес.

     К сожалению, на практике не редко возникают ситуации, когда одна из сторон плохо выполняет или вовсе не выполняет своих обязательств по договору. Случается, что предприятие, заключив договор на приобретение необходимой готовой продукции и оплатив ее стоимость и доставку, не может ни получить эту готовую продукцию, ни разыскать закрывшуюся фирму поставщика. Или же наоборот, поставщик, отправивший в соответствии с договором партию готовой продукции покупателю не может получить причитающиеся ему деньги.

     Все это заставляет искать такие формы расчетов и договором, которые позволяли бы избежать подобные ситуации. Одной из таких форм является аккредитив, который ставит покупателя и поставщика практически в равные условия.

     Расчеты аккредитивами. Суть аккредитива – в особом договорном порядке расчетов между поставщиком и покупателем. Поставщик получит деньги лишь, после того, как выполнены заранее оговоренные условия и наступит событие, которое и будет служить сигналом к зачислению денег на его счет. Эти условия и «сигнальное» событие стороны определяют заранее по взаимному согласию и точно фиксируют их в договоре поставки, в котором отражают следующие условия:

- наименование банка-эмитента;

- наименование банка, обслуживающего поставщика (исполняющий банк);

- наименование получателя средств (поставщика);

- сумма аккредитива;

- вид аккредитива;

- способ извещения получателя средств (поставщика) об открытии аккредитива;

- полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем средств (поставщиком);

- сроки действия аккредитива, предоставления документов, подтверждающих поставку товаров, и требования к оформлению указанных документов;

- условие оплаты (с акцептом или без акцепта);

- ответственность за неисполнение (ненадлежащие исполнение) обязательств.

     Покупатель отражает это условие и «сигнальное» событие в заявлении на открытие аккредитива в своем банке. В соответствии с заявлением и договором банка покупателя перечисляет денежные средства в банк, обсуживающий поставщика. Но непосредственно на счет поставщика эти средства не зачисляются. Он получит их лишь после того, как представит в свой банк документы, доказывающие, что условия аккредитива выполненные и «сигнальное» событие наступило.

Что является такими документами, стороны за ранее определяют в договоре поставки. Это могут быть как, например, железнодорожная накладная, подтверждающая факт отгрузки готовой продукции, так и акт заключения (независимог


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.